Милости хочу, а не жертвы

«Итак, ПОЗНАЕМ, будем стремиться ПОЗНАТЬ Господа; как утренняя заря – явление Его, и Он придет к нам, КАК ДОЖДЬ, как поздний дождь оросит землю’.
Что сделаю тебе, Ефрем? что сделаю тебе, Иуда? благочестие ваше, как утренний туман и как роса, скоро исчезающая.
Посему Я поражал через пророков и БИЛ их СЛОВАМИ уст Моих, и СУД Мой, как восходящий СВЕТ.
Ибо Я МИЛОСТИ хочу, а НЕ ЖЕРТВЫ, и БОГОВЕДЕНИЯ более, нежели ВСЕСОЖЖЕНИЙ.»
Осия 6:3-6
«Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками?
Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные,
пойдите, НАУЧИТЕСЬ, ЧТО ЗНАЧИТ: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.»
Матфея 9:11-13
«Или не читали ли вы в законе, что в субботы священники в храме нарушают субботу, однако невиновны?
Но говорю вам, что здесь Тот, Кто больше храма;
ЕСЛИ БЫ ВЫ ЗНАЛИ, что значит: милости хочу, а не жертвы, то НЕ ОСУДИЛИ БЫ невиновных,
ибо Сын Человеческий есть господин и субботы.»
Матфея 12:5-8
Как видим, Иисус говорит о том, что важно знать и понимать истинное значение выражения «милости хочу, а не жертвы». Это уже указывает на то, что не о буквальном его смысле идет речь. Важно знать истинный его смысл, чтобы в точности исполнить желание Бога, дабы не случилось то, о чем говорит Апостол Павел.
«Ибо мы знаем, что закон ДУХОВЕН, а я плотян, продан греху.
Ибо НЕ ПОНИМАЮ, ЧТО ДЕЛАЮ: потому что НЕ ТО делаю, что хочу, а что ненавижу, ТО ДЕЛАЮ.»
Римлянам 7:14-15
Здесь милость противопоставляется жертве и суду. Во всех Писаниях, которые написаны внутри и отвне, – всего по два, одно противопоставляется другому. В ковчеге Завета – в Писании, всей твари по паре – одно чистое, другое нечистое.
«Как напротив зла – добро и напротив смерти – жизнь, так напротив благочестивого – грешник. Так смотри и на все дела Всевышнего: их по два, одно напротив другого.»
Сирах 33:14
А это все многочисленные образы, означающие одно и то же – напротив смысла буквального смысл духовный. Что же есть жертва, и почему Павел становится жертвою?
«Ибо я уже СТАНОВЛЮСЬ ЖЕРТВОЮ, и время МОЕГО ОТШЕСТВИЯ настало.»
2Тимофею 4:6
В жертву приносятся, например, животные, которым Адам присвоил свои имена – обычным словам присвоил иные значения. Жертву необходимо рассечь надвое, и отделить правую часть от левой, и правой частью потрясать пред Господом. Это означает то же самое, что и рассечь камень, скалу, землю, море, или завесу в Храме разорвать надвое, или расторгнуть небеса.
» сказал ему: возьми Мне трехлетнюю телицу, трехлетнюю козу, трехлетнего овна, горлицу и молодого голубя.
Он взял всех их, РАССЕК ИХ ПОПОЛАМ и положил ОДНУ ЧАСТЬ ПРОТИВ ДРУГОЙ; только птиц не рассек.»
Бытие 15:9-10
«Ты РАССЕК пред ними МОРЕ, и они среди моря прошли посуху, и гнавшихся за ними Ты поверг в глубины, как камень в сильные воды.»
Неемия 9:11
«О, если бы Ты РАСТОРГ НЕБЕСА сошел! горы растаяли бы от лица Твоего,
как от плавящего огня, как от кипятящего воду, ЧТОБЫ ИМЯ Твое СДЕЛАТЬ ИЗВЕСТНЫМ врагам Твоим; от лица Твоего содрогнулись бы народы.»
Исаия 64:1:2
Итак, жертва есть закрытое Писание, которое необходимо рассечь надвое – осознать, что оно имеет два противоположных смысла – внешний буквальный – ложный, и внутренний, сокровенный духовный – истинный. Ложное понимание нужно принести в жертву, ради понимания истинного.
Пророк и его Писание – одно и то же. Закрывая свои послания, скрывая их истинный духовный смысл в буквальных образах, Пророк как бы хоронит себя и свое Писание в гробу, становится жертвою. Потому, закрывая свои послания, Апостол Павел делает их жертвою, а потому и сам становится жертвою.
«Всякая вещь, подверженная тлению, исчезает, и СДЕЛАВШИЙ ЕЕ УМИРАЕ С НЕЮ.»
Сирах 14:20
Жертву эту необходимо будет рассечь надвое, гроб открыть, открыть истинный смысл – воскресить его, воскресить Пророка, а значит Христа, Слово Божие. Принявшие в ум Писание также становятся с ним одно. Выйти из гробов и войти в святый град означает выйти из внешнего буквального понимания и войти в духовное – воскреснуть духовно, перейти от смерти в жизнь.
«И вот, завеса в храме РАЗДРАЛАСЬ НАДВОЕ, сверху донизу; и земля потряслась; и камни РАССЕЛИСЬ;
и гробы ОТВЕРЗЛИСЬ; и многие ТЕЛА усопших святых ВОСКРЕСЛИ
и, ВЫЙДЯ ИЗ ГРОБОВ по воскресении Его, ВОШЛИ ВО СВЯТЫЙ ГРАД и ЯВИЛИСЬ многим.»
Матфея 27:51-53
«Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и ВОЙТИ В ГОРОД воротами.
А ВНЕ – псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий НЕПРАВДУ.»
Откровение 22:14-15
То же самое означает расторгнуть небеса, чтобы имя Господне стало известным – открыть истинный смысл Писаний, чтобы стали известными истинные мысли Божии в Его Слове, а не мысли человеческие самовольно по невежеству туда влагаемые.
Закрытое Писание, его буквальный смысл, назван как жертвой, так и судом. Потому служение смертоносному буквальному смыслу есть служение осуждения. Служение же духовному смыслу, есть служение оправдания. Потому и говорит Иисус, что если бы знали что есть милость, то не осуждали бы невиновных, ибо не были бы служителями осуждения.
«Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, НЕ БУКВЫ, но ДУХА, потому что БУКВА УБИВАЕТ, а ДУХ ЖИВОТВОРИТ.
Если же СЛУЖЕНИЕ СМЕРТОНОСНЫМ БУКВАМ, начертанное на камнях, было так славно, что сыны Израилевы не могли смотреть на лице Моисеево по причине славы лица его преходящей, –
то не гораздо ли более должно быть славно СЛУЖЕНИЕ ДУХА?
Ибо если СЛУЖЕНИЕ ОСУЖДЕНИЯ славно, то тем паче изобилует славою СЛУЖЕНИЕ ОПРАВДАНИЯ.»
2Коринфянам 3:6-9
«Так говорите и так поступайте, как имеющие быть СУДИМЫ ПО ЗАКОНУ СВОБОДЫ.
Ибо СУД БЕЗ МИЛОСТИ не оказавшему милости; МИЛОСТЬ ПРЕВОЗНОСИТСЯ НАД СУДОМ.»
Иакова 2:12-13
Как суду, который и жертва, противопоставляется оправдание, помилование – милость, так буквальному осуждающему смыслу противопоставляется оправдывающий, освобождающий от суда смысл духовный. Потому Бог и желает, чтобы не буквально люди понимали Слово Его, а духовно – милости хочет, а не жертвы. Это и есть истинное Богопознание, а буквальный смысл уготовленный огню для приношения в жертву, назван всесожжением.
«Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и БРОСАЮТ В ОГОНЬ.»
Луки 3:9
«Итак мы, приемля царство непоколебимое, будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом,
потому что БОГ наш ЕСТЬ ОГОНЬ ПОЯДАЮЩИЙ.»
Евреям 12:28-29
«А Господь БОГ ЕСТЬ ИСТИНА; Он есть Бог живый и Царь вечный.»
Иеремия 10:10
Истина уничтожает ложь и подобна огню, сжигающему всякое непотребство. Если праведник, знающий правду Божию, обличает кого-то в заблуждении, через откровение истинного смысла Писаний, то это есть милость, которой желает Бог.
«Пусть наказывает меня праведник: это МИЛОСТЬ; пусть ОБЛИЧАЕТ меня: это лучший елей, который не повредит голове моей; но мольбы мои – против злодейств их.»
Псалом 140:5
«ВРАЗУМЛЯЮЩИЙ народы неужели не ОБЛИЧИТ, – Тот, Кто УЧИТ человека РАЗУМЕНИЮ?
Псалом 93:10
«МИЛОСТЬ человека – к ближнему его, а МИЛОСТЬ Господа – на всякую плоть.
Он ОБЛИЧАЕТ и ВРАЗУМЛЯЕТ, и ПОУЧАЕТ и ОБРАЩАЕТ, как пастырь стадо свое.
14 Он МИЛУЕТ ПРИНИМАЮЩИХ ВРАЗУМЛЕНИЕ и усердно обращающихся к закону Его.»
Сирах 18:12-14
Как напротив суда милость, так напротив проклятия благословение. Бог и Пророки предлагают человеку оба варианта, а человек сам выбирает одно из двух по уму своему и внутренним качествам. Проклятие есть буквальный смысл Писаний, а благословение и благодать – истинное, благое Слово Божие, – смысл духовный.
«ИЗЛИЛОСЬ из сердца моего СЛОВО БЛАГОЕ; я говорю: песнь моя о Царе; язык мой – трость скорописца.
Ты прекраснее сынов человеческих; БЛАГОДАТЬ ИЗЛИЛАСЬ ИЗ УСТ Твоих; посему БЛАГОСЛОВИЛ Тебя Бог на веки.»
Псалом 44:2-3
«Во свидетели пред вами призываю сегодня НЕБО и ЗЕМЛЮ: жизнь и смерть ПРЕДЛОЖИЛ я тебе, БЛАГОСЛОВЕНИЕ и ПРОКЛЯТИЕ. ИЗБЕРИ жизнь, дабы жил ты и потомство твое…»
Второзаконие 30:19
«Он ПРЕДЛОЖИЛ тебе огонь и воду: НА ЧТО ХОЧЕШЬ, прострешь руку твою.
Пред человеком жизнь и смерть, и ЧЕГО ОН ПОЖЕЛАЕТ, то и дастся ему.»
Сирах 15:16-17
Потому Бог и не судит никого, ибо человек, проглатывая не разжевывая умом закрытое Слово Божие – не рассуждая при этом о его истинном сокровенном смысле, сам избирает и принимает суд, осуждение, лишает себя Божией милости и благословения. Сын Божий – Слово Божие, истинный его смысл, осуждает понимающих Писания ложно, буквально.
«Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет.
Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню НЕДОСТОЙНО, виновен будет против Тела и Крови Господней.
Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей.
Ибо, кто ест и пьет НЕДОСТОЙНО, тот ест и пьет ОСУЖДЕНИЕ себе, НЕ РАССУЖДАЯ о Теле Господнем.
Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает.»
1Коринфянам 11:26-30
«Ибо Отец и НЕ СУДИТ никого, но весь СУД ОТДАЛ СЫНУ,
дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его.
Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и НА СУД НЕ ПРИХОДИТ, но перешел от смерти в жизнь.»
Иоанна 5:22-24
«Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: СЛОВО, которое Я говорил, оно БУДЕТ СУДИТЬ его в последний день.
Ибо Я говорил не от Себя; но пославший Меня Отец, Он дал Мне заповедь, что сказать и что говорить.
И Я знаю, что заповедь Его есть жизнь вечная. Итак, что Я говорю, говорю, как сказал Мне Отец.»
Иоанна 12:48-50
Бог желает милости и Богопознания, истинного познания Его Слова, духовного его смысла – духа Слова. Дух Слова есть Дух Христов. Буквальное же, плотское понимание Писаний по плоти Слова, Богу неугодно.
«Ибо живущие ПО ПЛОТИ О ПЛОТСКОМ помышляют, а живущие ПО ДУХУ – О ДУХОВНОМ.
Помышления плотские суть СМЕРТЬ, а помышления духовные – ЖИЗНЬ и мир,
потому что плотские помышления суть ВРАЖДА ПРОТИВ БОГА; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут.
Посему живущие ПО ПЛОТИ Богу УГОДИТЬ НЕ МОГУТ.
Но вы НЕ ПО ПЛОТИ живете, А ПО ДУХУ, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто ДУХА Христова не имеет, ТОТ НЕ ЕГО.»
Римлянам 8:5-9


Покайтесь, ибо Господь грядет судить

Избранное Переписка Календарь Устав Аудио
Имя Божие Ответы Богослужения Школа Видео
Библиотека Проповеди Тайна ап.Иоанна Поэзия Фото
Публицистика Дискуссии Библия История Фотокниги
Апостасия Свидетельства Иконы Стихи о.Олега Вопросы
Жития святых Книга отзывов Исповедь Статистика Карта сайта
Молитвы Слово батюшки Новомученики Пожертвования Контакты

Вопрос №988-1

Толкование на слова из Евангелия: «милости хочу, а не жертвы»

Людмила , Киев, Украина
04/10/2003

Спаси Господи, батюшка.
Мне не совсем понятны такие слова из Евангелия «милости хочу, а не жертвы» и как их нужно применять в повседневнойй жизни?
Заранее благодарю за ответ, Людмила

Ответ отца Олега Моленко:

Нужно приводить слова в Евангельском их контексте:

Мф.9:
10 И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его.
11 Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками?
12 Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные,
13 пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.

Из контекста данных слов мы видим, что они была сказаны Господом в ответ на обвинение фарисеев в Его адрес, что Он ест и пьет с мытарями и грешниками. Такое обвинение могли предьявить лишь люди, имеющие о себе высокое мнение, как о безгрешных и праведных, что открывает их гордыню.

Ответ Господа состоит из трех частей: сравнительного, деятельного и объяснительного. Сравнительный ответ, заключенный в словах: «не здоровые имеют нужду во враче, но больные», уподобляет Господа — врачу, грех — болезни, грешников, сознающих свою греховность и ищущих ее избавления у Господа, — больным, фарисеев, мнящих себя праведниками и не видящих в себе общечеловеческой греховной болезни, — «здоровым».

Одновременно Господь одобряет и укрепляет тех людей, которые сознают себя грешными и идут к Господу за исцелением.

Деятельный ответ, заключающийся в словах: «пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы?», обличает гордых фарисеев в духовном невежестве и ложном понимании слов Писания. При этом Господь отсылает их от Себя (Бог гордым противится!), как бы говоря им, мол, идите от Меня и, прежде чем осуждать грешников, научитесь посредством покаянного самопознания реальному отношению Бога к согрешившим людям, которое основано на милости и сострадательной любви.

В Писании это отношение Бога выражено словами: «милости хочу, а не жертвы». Но это же отношение Бог требует и от людей друг ко другу, что видно в словах молитвы «Отче наш» и в притче о Господине простившем рабу своему огромный долг, но который не простил малый долг своему должнику.

Таким образом милостивое и сострадательное отношение к грешникам является заповедью Господа.

Слово «жертвы» в данном случае означает формальное, сухое и лицемерное отношение к Богу, например, уплата Богу некоторой положенной части и т.п. Такой «жертвы», которая нерастворена милующим сердцем, Бог не хочет и не принимает! Есть одна угодная Богу жертва, которая связана с милостью: «жертва Богу дух сокрушенный, сердце сокрушенное и смиренное Бог не отвергнет» (Пс.50).

Сокрушенное от зрения своей греховности сердце становится смиренным. Смиренное сердце не возносится над другими людьми, но милует их и сострадает им. Этим милованием кающийся человек уподобляется Богу милующему и Он принимает такого человека к Себе.

Объяснительная часть, заключающаяся в словах: «ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию», объясняет нам волю Божию в отношении людей, окончательно разделяя мнимых праведников от кающихся грешников. Бог пришел на землю для одной цели — спасти людей и призвать их к покаянию. Спасение людей с их стороны заключается в одном — в покаянии!

Милости прошу а не жертвы

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *