КИРИЛЛ (СМИРНОВ)

Священномученик Кирилл (Смирнов), митрополит Казанский и Свияжский

Кирилл (Смирнов) (1863 — 1937), митрополит Казанский и Свияжский, священномученик

Память 7 ноября, в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской, новомучеников и исповедников Казахстанских, в Соборах Воронежских, Липецких и Санкт-Петербургских святых

В миру Смирнов Константин Иларионович, родился в семье псаломщика 26 апреля 1863 года в городе Кронштадте Санкт-Петербургской губернии.

В 1887 году окончил Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия.

21 ноября 1887 года он был рукоположен в сан священника и определён к Воскресенской церкви Общества трезвости в Санкт-Петербурге, одновременно исполняя обязанности законоучителя Елисаветпольской гимназии и 2-й гимназии Санкт-Петербурга.

С 1900 года отец Константин был назначен на должность настоятеля Кронштадтского Свято-Троицкого кладбищенского храма. 15 лет батюшка прослужил в священническом сане. Неожиданная смерть маленькой Ольги, мучительно умиравшей от проглоченной иглы, вслед за тем и — жены, не пережившей горя, подвигла 38-летнего отца Константина в 1902 году принять монашество. Вскоре он назначается на должность начальника Урмийской Духовной Миссии в Персии с возведением в сан архимандрита.

6 августа 1904 года состоялась хиротония архимандрита Кирилла во епископа Гдовского, викария Санкт-Петербургской епархии. Желая, чтобы народ полнее участвовал в богослужении, Владыка ввёл всенародное пение за богослужением в Александро-Невской Лавре.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский перед смертью просил, чтобы его отпевал молодой епископ Кирилл, которого он знал по служению его в Кронштадте. Затем владыка Кирилл отпевал и супругу святого праведного Иоанна, Елизавету Константиновну.

С 1908 по 1918 годы Владыка управляет Тамбовской и Шацкой епархией. Он стремился как можно чаще совершать поездки в самые отдалённые места своей епархии ради общения с паствой. В 1913 году он возводится в сан архиепископа. В 1914 году трудами Владыки состоялось прославление святителя Питирима Тамбовского.

Твёрдость веры Владыки проявилась в таком эпизоде: когда по распоряжению санитарной комиссии в связи с эпидемией холеры в 1909 году было дано распоряжение освящать на Богоявление только кипячёную воду, Владыка отказался это делать и освящал речную. Замечательно, что это же убеждение: «Всё, что не от веры — грех», — высказано и в одном из последних его писем от 8 марта 1937 года.

Во время февральских событий 1917 года Владыка предупреждал с амвона: «Если не удержимся над своим прошлым, то напишем такую страницу своей истории, которую следующие будут читать с краской стыда на лице, готовы будут вырвать её, но нет таких ножниц, которыми можно было бы вырезать что-либо из памяти истории».

Во время Первой мировой войны, по инициативе святителя организуются сборы средств для нужд фронта, лазареты при монастырях, приюты для детей, у которых погибли родители, различные комитеты помощи воинам.

На Поместном Соборе 1917-1918 годов владыка был выдвинуть вторым в числе первоначально избранных 25-ти кандидатов на патриаршество. Также он был избран членом Священного Синода при патриархе Тихоне.

19 марта/1 апреля 1918 года святитель был назначен на митрополичью Тифлисскую и Бакинскую кафедру, а также на должность экзарха Кавказского с правом ношения белого клобука и митры с крестами. По условиям военного времени он смог добраться только до Баку. Месяц проведенный там он использовал для устройства церковных дел и организации системы церковного управления, сохранением и организацией той паствы и приходов которые остались в подчинении Русской Церкви, не уйдя в раскол вместе с большинством грузин. Не сумев добраться до Грузии он возвратился в Москву на 3 сессию Поместного Собора, где сделал доклад о «Об устроении Православной Церкви в Закавказье». Мнения Собора по этому поводу разделились и этот вопрос решили передать на рассмотрение ВЦУ.

В ночь с 24 на 25 декабря 1919 года владыку Кирилла арестовали в Москве по обвинению «в контрреволюционной агитации путём рассылки воззваний и сношения с Колчаком и Деникиным» и заключили в тюрьму В.Ч.К.

В 1920 году, после освобождения, он был назначен на Казанскую и Свияжскую кафедру, но через месяц вновь был арестован в Казани по обвинению, что «выехал из Москвы в г. Казань без разрешения В.Ч.К.». Владыка был приговорён к заключению в лагере на 5 лет. В Таганской Московской тюрьме находился в одной камере со священномучениками архиепископом Феодором (Поздеевским) и епископом Гурием (Степановым). В 1921 году его освободили по амнистии и владыка возвратился в Казань, где местопребыванием его стал Иоанно-Предтеченский монастырь. В 1922 году его вновь арестовали и после заключения в Московской тюрьме сослали в Усть-Сысольск (ныне Сыктывкар).

В Московской тюрьме он сидел в одной камере со священномучеником Фаддеем, архиепископом Астраханским. Вместе они написали обращение к верующим по поводу «Живой церкви», которое удалось разослать по России. Затем Владыку ссылают в Усть-Кулом (Коми А.О.), где он находится вместе с епископом Афанасием (Сахаровым), а позже его переводят в город Котельничи Вятской области. Есть сведения, что из Усть-Куломы начальник отдела ГПУ Е. А. Тучков вызывал митрополита Кирилла в Москву для переговоров, предлагая «договориться», то есть пойти на компромиссы, но завершилась эта попытка неудачей для властей.

В 1924 году Святитель возвращается из ссылки и встречается в Москве с св. патриархом Тихоном, успешно убеждая его отказаться от примирения и сотрудничества с обновленцем В. Красницким. ГПУ навязывало эти действия Святейшему, обещая тогда выпустить из тюрем архипастырей. На эти обещания владыка сказал Святейшему: «Ваше Святейшество, о нас, архиереях, не думайте. Мы теперь только и годны на тюрьмы…». Выслушав это, Святейший вычеркнул из подписанной бумаги фамилию Красницкого.

Из Москвы Владыка переезжает под Ельск, затем в Перерволок. По завещательному распоряжению патриарха Тихона от 25 декабря 1924 года он назначается первым кандидатом на должность патриаршего местоблюстителя. Вскоре святителя снова отправляют в ссылку. По этой причине, после кончины св. патриарха Тихона, он не смог восприять должность местоблюстителя и им стал священномученик митрополит Пётр (Полянский).

В 1926 году среди епископата возникла мысль о тайном избрании патриарха. Под актом избрания митрополита Кирилла, у которого истекал срок ссылки, было собрано 72 архиерейские подписи (в то время как за митрополита Сергия (Страгородского) всего одна). Таким образом, митрополит Кирилл был избран патриархом, но интронизация его не состоялась, так как ГПУ стала известна эта акция.

Тучков, когда ему стали известны результаты голосования, заявил, что допустит интронизацию митрополита Кирилла на патриарший престол только с условием, что в будущем тот при поставлении епископов станет следовать его указаниям. Владыка ответил «Евгений Алексеевич, вы — не пушка, а я — не снаряд, при помощи которого вы надеетесь уничтожить Русскую Церковь».

Вскоре последовала волна арестов. Был арестован находившийся в ссылке владыка Кирилл, которого заключили в тюрьму города Вятка. Владыку приговорили дополнительно к трём годам ссылки и с апреля 1927 года он высылается в станок Хантайка Туруханского района Красноярского округа, а затем в город Енисейск.

После выхода в 1927 году Декларации митрополита Сергия, Владыка отделился от общения с ним, так как не хотел участвовать в том, что его «совесть…признала греховным». Убежденный сторонник патриаршества, он считал учрежденный митрополитом Сергием Синод угрозой единоличному патриаршему управлению.

Глубоко возмутило митрополита Кирилла и августовское постановление Синода, воспрещавшее священникам отпевать умерших в расколе. Это постановление он не ставил в числе причин отхода, но указывал на него, как на повод считать митрополита Сергия «потерявшим душевное равновесие».

В административной церковной деятельности митрополита Сергия, владыка усматривал превышение полномочий, предоставленных ему званием заместителя местоблюстителя, что повлекло за собой раскол в Церкви. Владыка считал бессмысленным и вредным сохранение центральной церковной власти такой ценой. В условиях, когда легальное устроение центральной административно-церковной власти невозможно, и когда стало ясно, что «митрополит Сергий правит Церковью без руководства митрополита Петра», он призывал руководствоваться указом св. патриарха Тихона от 20 ноября 1920 года, согласно которому епископы должны были создавать местное самоуправление, чтобы потом при более благоприятных условиях дать отчёт Собору о своей деятельности.

С мая по ноябрь 1929 года владыка вёл переписку с митрополитом Сергием, пытаясь убедить его сойти с пути компромиссов.

Митрополит Сергий отвечал угрозами канонического прещения, требуя сохранения церковной дисциплины. Владыка же, защищая тех, кто исповедал своё несогласие с церковным курсом Заместителя Местоблюстителя, не желая «участвовать в том, что совесть их признала греховным», так отвечает на это требование: «Это исповедание вменяют им в нарушение церковной дисциплины, но и дисциплина способна сохранять свою действенность лишь до тех пор, пока является действенным отражением иерархической совести соборной Церкви, заменить же собою эту совесть дисциплина никак не сможет. Лишь только она предъявит свои требования не в силу указаний этой совести, а по побуждениям, чуждым Церкви или неискренним, как индивидуальная иерархическая совесть непременно встанет на стражу соборно-иерархического принципа бытия Церкви, который вовсе не одно и то же с внешним «единением во что бы то ни стало»». В декабре 1929 года митрополит Сергий предаёт святителя суду архиереев и увольняет его от управления Казанской кафедрой.

С 1932 года Владыка находился в ссылке в Туруханском крае. Полгода здесь длится ночь, прерываемая только Северным сиянием, полгода обитатели этого края оторваны от всего мира: ни писем, ни газет, ни посылок. Мороз доходит до 60-ти градусов. Короткое полярное лето и мириады мучительных комаров-гнусов, цинга, отсутствие предметов первой необходимости… Такова обстановка в ссылках за Полярным кругом… Здесь многие сосланные епископы жили в маленьких посёлках далеко друг от друга, так что видеться не могли. Лишь со священномучеником епископом Дамаскиным (Цедриком) удалось владыке недолго пообщаться и с тех пор они стали друзьями навсегда.

Сщмч. Кирилл Казанский. Икона работы Н.М. Муравьевой (ПСТГУ). До 2007 года

После освобождения в августе 1933 года святитель непродолжительное время проживал в городе Гжатске. Единомысленное духовенство настойчиво просило святителя заявить свои права и взять на себя бремя управления страждущей Церковью. Но Владыка считал для себя невозможным это сделать, пока полностью не уяснит создавшееся положение. В 1934 году святитель приехал в Москву и явился в Патриархию. Учинённый страж преградил ему вход, но высокий, когда-то могучий митрополит, отстранив его, шагнул в кабинет митрополита Сергия. Через несколько мгновений Владыка вышел. Это была их последняя встреча.

Вскоре летом 1934 года он был арестован в Гжатске по обвинению в «контрреволюционной деятельности» и заключён во внутренний изолятор особого назначения Бутырской тюрьмы Москвы. Святителя приговорили к 3 годам ссылки, которую отбывал в поселке Яны-Курган (Южно-Казахстанская обл.). Неподалёку в той же ссылке жил митрополит Иосиф (Петровых) и два старца-митрополита были утешены хоть какой-то возможностью общения. «С митрополитом Иосифом, — так писал владыка, — я нахожусь в братском общении, благодарно оценивая то, что с его именно благословения был высказан от Петроградской епархии первый протест против затеи митрополита Сергия и дано было всем предостережение в грядущей опасности».

Владыка, по словам епископа Афанасия (Сахарова), допускал в качестве протеста непосещение «сергианских» храмов, но при этом он осуждал хуления неразумных ревнителей в адрес совершаемых там богослужений. Для себя же он допускал только в случае смертной нужды исповедаться у «сергиевского» священника. В одном из писем 1929 года святитель написал: «Совершённую им (м. Сергием) подмену власти, конечно, нельзя назвать отпадением от Церкви, но это есть, несомненно, тягчайший грех падения. Совершителей греха я не назову безблагодатными, но участвовать с ними в причащении не стану и других не благословляю, так как у меня нет другого способа к обличению согрешающего брата». Непосредственно митрополиту Сергию он писал: «Во всей полноте своё воздержание я отношу только к Вам, но не к рядовому духовенству и тем менее к мирянам. Среди рядового духовенства очень немного сознательных идеологов Вашей церковной деятельности».

В 1934 году владыка, в письме неизвестному архипастырю по выдержке жизнеописания патриарха Московского и всея России святителя Тихона, писал:

«Сдаётся мне, что и Вы сами и Ваш корреспондент не разграничиваете тех действий митрополита Сергия и его единомышленников, кои совершаются ими по надлежащему чину в силу благодатных прав, полученных через таинство священства, от таких деяний, кои совершаются с превышением своих сакраментальных прав по человеческим ухищрениям в ограждение и поддержание своих самоизмышленных прав в Церкви. Таковы деяния епископа Захарии (Лобова) и священника Потапова, о коих Вы упоминаете. Это только по форме тайнодействия, а по существу узурпация тайнодействий, а потому кощунственны, безблагодатны, нецерковны, но таинства совершаемые сергианами, правильно рукоположенными во священнослужении, не запрещёнными, являются несомненно, таинствами спасительными для тех, кои приемлют их с верою, в простоте, без рассуждений и сомнения в их действенности и даже не подозревающих чего-либо неладного в сергианском устроении Церкви. Но в то же время они служат в суд и осуждение самим совершителям и тем из приступающим к ним, кто хорошо понимает существующую в сергианстве неправду и своим непротивлением ей обнаруживает преступное равнодушие к поруганию Церкви» .

7 июля 1937 года Владыка был арестован в ссылке и заключён в тюрьму городе Чимкент. На допросе, где обвинялся в том, что «возглавлял всё контрреволюционное духовенство», Владыка держался очень мужественно и всю ответственность по обвинению следствия взял на себя. 6 ноября он был осуждён тройкой УНКВД и приговорён к расстрелу.

20 ноября был расстрелян в овраге Лисий Нос под Чимкентом вместе с митрополитом Иосифом (Петровых) и епископом Евгением (Кобрановым).

Убиение сщмч. Кирилла Казанского и ихже с ним. 15-е клеймо иконы Собора новомучеников и исповедников Российских из Храма Христа Спасителя.

«Мы хотим быть православными и в то же время сознавать Советский Союз нашей гражданской Родиной»

1927 год. Тысячи христиан в России расстреляны или находятся в ссылках и лагерях. Разорены и закрыты сотни храмов и монастырей. Само положение Церкви на территории СССР нелегально. После кончины Патриарха Тихона власть препятствует свободному избранию нового Первоиерарха. Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Петр (Полянский) в тюрьме. Его заместитель, митрополит Сергий (Страгородский), только-только вышел на свободу. Он испытывает на себе жесточайшее давление со стороны большевиков. Под угрозой расстрела родной сестры и всех арестованных архиереев от митрополита требуют официального заявления, в котором Церковь должна осудить все контрреволюционные выступления в стране и за ее пределами и объявить о своей полной лояльности существующему режиму.

29 июля публикуется документ, известный сегодня как «Декларация митрополита Сергия».

Кликните, чтобы открыть файл большего размера

«Мы хотим быть православными и в то же время сознавать Советский Союз нашей гражданской Родиной, — отмечалось в этом тексте, — радости и успехи которой — наши радости и успехи, а неудачи — наши неудачи. Всякий удар, направленный в Союз, будь то война, бойкот, … убийство … сознается нами, как удар, направленный в нас».

Декларация вызвала сильнейшее негодование среди многих епископов и мирян. «За что благодарить? — вопрошал в своем послании митрополиту Сергию священномученик Дамаскин (Цедрик). — За неисчислимые страдания последних лет? За храмы, попираемые отступниками? За то, что погасла лампада преподобного Сергия? … За то, что замолчали колокола Кремля? За кровь митрополита Вениамина и других убиенных? За что?»

Митрополит Сергий Страгородский

Началась церковная смута. Одни иерархи отказались от общения с митрополитом Сергием. Другие, наоборот, поддержали его. Тысячи верующих по всей стране оказались перед страшным выбором. Мы расскажем об одном из них, о выборе священномученика Кирилла, митрополита Казанского.

Священномученик под запретом

Во всех своих письмах священномученик Кирилл никогда не позволял себе крайних и категоричных оценок, хотя и был в корне не согласен с деятельностью митрополита Сергия. «Да хранит всех нас Господь от всякой вражды и ненависти и да вразумит к взаимному пониманию, — пишет он в одном письме, формулируя свое отношение к заместителю. — Я не от чего святого не отступаю и не отказываюсь, боюсь только приступить и прилепляться к тому, что считаю греховным в своей сущности; никого из братии не считаю мытарем и язычником, но воздерживаюсь от братского общения, не имея других способов обличать согрешающего брата».

Священномученик критиковал Сергия за то, что он как заместитель превышает свои полномочия, что пока жив Местоблюститель Патриаршего престола, митрополит Петр, он не имеет права ни публиковать от лица Церкви подобных документов, ни тем более создавать свой Синод (что иерарх через некоторое время сделал). Митрополит Кирилл считал, что нельзя жертвовать всем ради внешней стройности и функциональности церковной организации, что нет ничего важнее сохранения достоинства Церкви и свидетельства правды, пусть за это придется поплатиться имуществом, свободой и даже жизнью. Священномученик вообще не считал возможным использовать в церковной жизни административное командование.

Священномученик Кирилл (Смирнов)

С мая по ноябрь 1929 года священномученик Кирилл вел переписку с митрополитом Сергием, пытаясь показать ему всю пагубность выбранного им пути. В ответ святой получал лишь угрозы о возможных канонических прещениях и требования подчиниться церковной дисциплине. В итоге митрополит Сергий предал священномученика церковному суду, который уволил его от управления Казанской кафедрой, а затем и вовсе запретил в служении.

Со свойственной ему сдержанностью и непоколебимостью священномученик тогда заявил: «Я в деле нравственно-архипастырского служения Святой Церкви, определяемого в своем внутреннем содержании не писанием резолюций и указов, а христианским душепастырством (1 Петр 5:2–3), остаюсь по-прежнему митрополитом Казанским и Свияжским для всех православных чад Церкви, не могущих разделять Ваши воззрения на церковные полномочия Ваши и на пути осуществления Церковию своего призвания в здешнем мире, ибо воззрения эти нарушают правду Церкви и искажают Ее православное лицо».

«Вы не пушка, а я не бомба»

За 20 лет прожитых митрополитом Кириллом при советской власти, 17 он провел в ссылках, тюрьмах и лагерях. Разные иерархи предлагали ему возглавить церковную оппозицию митрополиту Сергию, чтобы вместо него занять место главного епископа в Церкви, но святой всякий раз отказывался. Приспосабливать свою совесть под политическую конъюнктуру он не мог и не хотел. Тем более священномученик не считал для себя возможным путем принуждения и насилия добиваться Патриаршего престола, на который он, однако, по завещанию святителя Тихона имел все права.

В 1927 году — митрополит Сергий в это время еще находился в тюрьме — сотрудник ГПУ (Государственное политическое управление) Евгений Тучков предлагал священномученику полную поддержку и возможность стать Патриархом, если тот будет неукоснительно согласовывать свою церковную политику с ГПУ.

«Если нам нужно будет удалить какого-нибудь архиерея, вы должны будете нам помочь», — говорил тогда митрополиту Тучков.

«Если он будет виновен в каком-либо церковном преступлении, да, – отвечал ему святой. — В противном случае я скажу: “Брат, я ничего не имею против тебя, но власти требуют тебя удалить, и я вынужден это сделать”».

Но Тучкову такая формулировка не понравилась.

Икона священномученика Кирилла

«Нет, не так. Вы должны сделать вид, что делаете это сами, и найти соответствующее обвинение».

«Евгений Александрович, Вы не пушка, а я не бомба, которой вы хотите взорвать изнутри Русскую Церковь», — отрезал священномученик. После этой беседы он немедленно был отправлен в очередную ссылку — в Сибирь.

1937 год стал для исповедника последним. Митрополит Кирилл был арестован. Ему инкриминировали подготовку «повстанческого выступления против Советской власти» и «установления патриаршества и главенства церкви над государственной властью». В полночь, 20 ноября, священномученик был расстрелян.

***

Многие из тех, кто поддержал митрополита Сергия и тех, кто разорвал с ним общение, были впоследствии канонизированы. Споры же о том, насколько оправданными были действия заместителя Патриаршего Местоблюстителя, не угасают до сих пор. Случившаяся в те годы смута преодолевалась медленно.

В 2000 году митрополит Кирилл Казанский был канонизирован. О прещениях, наложенных на него митрополитом Сергием, никто тогда даже и не вспомнил – настолько очевидной была святость и историческая правота этого человека.

>
Патриарх Кирилл

Патриарх Кирилл: биография

Патриарх Кирилл – широко известная личность современной России, обильная деятельность которого вызывает уважение во всем мире. Помимо своих основных обязанностей глава православной церкви вносит вклад в развитие России, глубоко вникает во внешнеполитическую деятельность страны и ведет активную благотворительную программу.

Патриарх Кирилл

Родился Патриарх Кирилл (в миру Гундяев Владимир Михайлович) в культурной столице России 20 ноября 1946 года в семье священника. Отец будущего Патриарха Московского и всея Руси к моменту рождения сына был рукоположен в иереи храма Смоленской иконы Божьей матери, а мать Раиса Кучина работала учителем немецкого языка в местной школе. Владимир Михайлович в семье был средним ребенком, у него есть старший брат Николай и младшая сестра Елена, деятельность которых также тесно связана с религией.

Патриарх Кирилл в детстве

Детство Патриарха Кирилла прошло как у обычных детей – он закончил восемь классов среднеобразовательной школы, после которой поступил в Ленинградскую духовную семинарию, а по ее окончанию в духовную академию. В 1969 году он был пострижен в монашество, где его нарекли именем Кирилл.

В 1970 году будущий глава православной церкви с отличием окончил духовную академию и получил степень кандидата богословия. С этого момента и началась церковная деятельность священника, который достиг религиозной вершины и стал первым в истории Патриархом Московским и всея Руси, рожденным в Советском Союзе.

Епископство

Религиозная деятельность Патриарха Кирилла с самых истоков стремительно развивалась. В течении первого года после окончания духовной академии и монашеского пострига священник несколько раз возводился в высший сан, а также был назначен представителем Московского патриархата при Женевском Всемирном совете церквей. Через три года он получил назначение на должность ректора духовной семинарии и академии Ленинграда и возглавил епархиальный совет Ленинградской митрополии.

Патриарх Кирилл в молодости

В марте 1976 года отец Кирилл получил посвящение в сан епископа и стал членом комиссии по вопросам межцерковных сношений и христианского единства в Синоде. В 1977 году епископ Выборгский был возведен в сан архиепископа, а через год уже управлял патриаршими приходами в Финляндии. В 1978 году архиепископ Кирилл стал заместителем главы Отдела внешних церковных сношений и начал преподавательскую деятельность в Московской Духовной Академии.

Архиепископ Кирилл

В 1984 году будущий глава Православной церкви был назначен архиепископом Вяземским и Смоленским, а в 1986 году стал управляющими православными приходами Калининградской области. Проявив недюжинное трудолюбие и желание служить Богу, Патриарх Кирилл в 1989 году был назначен постоянным членом Синода, где активно участвовал в разработке законов о вероисповедании и религиозных свободах. В феврале 1991 года архиепископ Кирилл был возведен в сан митрополита.

Патриарх Кирилл

В период развала СССР и политических потрясений в России он занимал четкую миротворческую позицию, чем завоевал доверие и уважение среди населения. Тогда же митрополит внес значимый вклад в сохранение и укрепление мира, за что трижды награждался почетной Ловийской премией.

В период середины 90-х годов Московская патриархия существенно проявила свою политическую активность, а будущий глава Православной церкви стал своего рода «премьер-министром русской церкви». Благодаря ему произошло воссоединение Русской Православной Церкви с приходами в зарубежье, а также были стабилизированы отношения РПЦ с Ватиканом.

Патриаршество

К патриархальному престолу митрополит Кирилл пришел благодаря своей активной общественной и политической деятельности. Начиная с 1995 года он вел плодотворную работу с правительством РФ и широко освещал духовно-просветительские вопросы на телевидении в программе «Слово пастыря». Тогда ему удалось создать концепцию РПЦ в области церковно-государственных отношений, и уже в 2000 году были приняты Основы социальной концепции Русской Православной Церкви.

Патриарх Кирилл в церкви

В 2008 году после смерти Алексия II местоблюстителем патриаршего престола стал митрополит Кирилл, который в 2009 году на поместном голосовании был избран Патриархом Московским и всея Руси, набрав 507 голосов и 677 возможных. Интронизация митрополита Кирилла прошла 1 февраля 2009 года. На церемонии присутствовали первые лица политической элиты страны, а именно действующий тогда президент России Дмитрий Медведев с супругой Светланой Владимировной, премьер-министр РФ Владимир Путин, супруга экс-президента страны Наина Ельцина и глава Молдавии Владимир Воронин. Руководство России тогда выразило надежду на дальнейшее сотрудничество РПЦ с государством.

Патриарх Кирилл и Владимир Путин

Патриарх Кирилл до сегодняшнего несет патриарший крест. Он регулярно совершает визиты за границу, где его считают человеком с фундаментальными знаниями, широкой эрудицией и высоким интеллектом. Его встречи с западными религиозными деятелями существенно укрепили положение РПЦ и расширили границы сотрудничества между Россией и зарубежными государствами.

Скандалы

Несмотря на данные соцопросов, подтверждающие, что патриарха Кирилла поддерживают порядка 99% населения, он неоднократно становился фигурантом громких скандалов, широко обсуждаемых в обществе. Его критиковали за участие в организации импорта табачной и алкогольной продукции в Россию и незаконном пользовании налоговыми льготами. Тогда большинство религиозных деятелей назвали данную акцию провокацией главы православной церкви и намерением запятнать имя религиозного человека.

Патриарх Кирилл

После этого духовнослужителя попытались уличить в материальных слабостях, на которые по церковным законам он не имеет права. Зарубежные СМИ «насчитали», что состояние патриарха Кирилла достигло 4 млрд долларов. При этом во владения главы Патриархата «включили» дорогостоящий пентхаус, золотые часы Breguet, стоимостью 30 тыс евро, яхты, самолеты и дорогие автомобили.

Дорогие часы патриарха Кирилла

На все скандалы, связанные со своей персоной, патриарх Кирилл сделал категоричные опровержения и заявил, что средства Московской патриархии используются по целевому направлению и идут на развитие храмов и благотворительность. Все подобные заявления глава православной церкви считает попытками унизить и подорвать его авторитет в РПЦ, а «критикующих церковь» людей призывает к духовному исцелению.

Митрополит Кирилл Смирнов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *