А
аббревиатура § 107
Абд аль-Кадир § 124 п. 3
Абиль-паша § 161
Абиссинское нагорье § 169
абитуриент § 7 п. 1
абонемент § 43
абонент § 9
абруццкий § 85
Абруццо-э-Молизе § 169 прим. 2
абсент § 80
абсолютно необходимый § 131
абсолютный § 80
абстракция § 79 п. 2 б)
абхазский § 89
абъюрация § 27 п. 1 б)
абы (как, кто, куда) § 135 б) прим. 2
авантитул § 117 п. 1
аварийный § 44 прим. 1
авария § 44 прим. 1
авиа- § 66, § 117 п. 3, § 119 п. 1, § 128 п. 1
авиабаза § 66
авианесущий § 66
авианосец § 66
авиапочта § 117 п. 3
авиахимический § 117 п. 3
Авиньон § 3 п. 3 б)
Аврора § 180
Австралийский Союз § 170
авто- § 117 п. 3, § 119 п. 1, § 128 п. 1
автобаза № 9 § 193
автобиография § 117 п. 3
автозавод § 117 п. 3
автомобиль «Волга» § 200
автомобиль «Вольво» § 200
автомобиль «Жигули» § 200
автомобиль «Мерседес -Бенц» § 200
автомобиль «Москвич-412» § 200
автомобиль «Тойота» § 200
автомобильный концерн «Пежо» § 192
автомотовелогонки § 117 п. 3
автоподъёмный § 128 п. 1
Автор § 201
авторизовать § 43
авторско-правовой § 130 п. 3
ага (в восточных именах) § 124 п. 3, § 161
ага-хан § 120 п. 3
Аггей § 107
агентство § 83
агентство «Интерфакс» § 192
агентство Пресс Интернэшнл § 189 прим. 3
агентство Франс Пресс § 189 прим. 3
аграрий § 44
агрикультура § 66 arpo- § 117 п. 3
агрокультура § 66
агрономия § 44 прим. 1
агропочвенный § 117 п. 3
ад (в восточных именах) § 124 п. 3, § 161
Адам Мицкевич § 159
аддис-абебский § 129 п. 1
аддисабебцы § 119 п. 5
адидасы § 158
адм.-терр. (административно-территориальный) § 209
административно-командный § 130 п. 2
адмиралтейств-коллегия § 121 п. 1
адрес-календарь § 120 п. 4
адъективация § 27 п. 1 б)
адъективный § 27 п. 1 б)
адъюнкт § 27 п. 1 б)
адъюстаж § 27 п. 1 б)
адъютант § 27 п. 1 б)
аж § 32, § 144 п. 2
азефы § 158
Азиатско-Тихоокеанский регион § 126 п. 6 прим.
азиатчина § 86
азотно-калийно-фосфорный § 130 п. 2
азотосодержащий (вар. азотсодержащий) § 130 п. 1
АиФ («Аргументы и факты») § 208 прим. 2
ай-ай-ай § 141 п. 1
айда § 140 п. 4
Айова § 26 п. 2.
академик § 196
аква- § 66
акванавт § 66
акватехника § 66
акварель § 9
Акира Куросава § 123 п. 4, § 159
Аккерман § 107
акклиматизация § 107
аккомпанемент § 43, § 107
аккредитация § 107
аккуратный § 107
акционерное общество «Российская товарно-сырьевая биржа» § 192
акын § 12 п. 1 прим.
ал (в восточных именах) § 124 п. 3, 161
а. л. (авторский лист) § 209
алебардщик § 86
Александр Македонский § 159
Александр Невский § 123 п. 2, § 157, § 177
Александр Сергеевич Пушкин § 123 п. 1, § 159
Александров (Александровом — город) § 73
Александров (Александровым — фамилия) § 73
Алёша § 159
Алик § 50
Алия (об Алие) § 71 прим. к пп. 1 и 2
Алка § 109
Алла § 107
Аллах § 180
аллегретто § 108
аллея § 107
Аллея Славы § 194 прим. 2
аллилуйя § 26 п. 3
Аллочка § 48, § 109 прим.
алма-атинский § 129 п. 1
Алма-Атинский заповедник § 169
алмаатинцы § 119 п. 5
алогичный § 117 п. 1
алычовка § 18 п. 3
алычовый § 18 п. 3
аль (в восточных именах) § 124 п. 3, § 161
аль-Бируни § 161
аль-Джахм § 161
альма-матер § 121 п. 3
Альпы § 169

альфа § 178
альфа Малой Медведицы § 178
альфа-частица § 120 п. 3
Альфред де Мюссе § 160
алюминий § 44, § 107
аляповатый § 34
Америка § 169
ампер § 158, § 163
ампер-секунда § 120 п. 4
ампир § 194 прим. 5
-ан- (-ян-) § 60
Ан-22 § 208 прим. 3
ананас § 34
анархиствующий § 84
Анатолий § 44
ангажемент § 43
ангел § 162 прим. 2
английский § 44 прим. 1
Англия § 44 прим. 1
англо-, франко- и русскоязычный § 112
англоговорящий § 130 п. 1
англо-русский § 130 п. 2
ангстрем § 163
андерграунд (и андеграунд) § 121 п. 3
Андерсен-Нексе § 124 п. 1
Андреа дель Сарто § 160
Андреевский спуск § 169
Андреич § 43 прим.
анекдот § 80
Анжеро-Судженск § 126 п. 1
-анк- (-лик-) § 51
-анн- (-янн-) § 60
Анна § 107
аннинский § 55
Аннушка § 54
Анны-Петровнин § 66, § 166
Анри Луи Ле Шателье § 160 прим. 1
антенка § 109
антенна § 107
антеннщик § 109
антиисторический § 117 п. 1
антиквариат § 43
анти-Маяковский § 151
антиНАТО § 151 прим. 2
анти-социал-демократический § 152
антиспидовый § 205
антициклон § 117 п. 1
антиэлектрон § 6 п. 4 а)
антиэсеровский § 6 п. 4 а)
антоновка § 198 прим.
Антуан де Сент-Экзюпери § 160 прим. 2
анчоус § 18 п. 7
анютины глазки § 198 прим.
апелляция § 107
Аполлинария § 107
Аполлон § 107, § 158
апостол § 181
апостол Павел § 181
аппарат § 107
апперцепция § 37
апперципировать § 37
апсида § 80
аптека § 80
ар (в восточных именах) § 124 п. 3, § 161
Аракан-Йома § 169 прим. 3
арапчонок § 18 п. 2
Арбатская площадь § 169
арзамасский § 95
ариаднина нить § 166
ариетта § 108
ариэлева невесомость § 166
арксинус § 121 п. 2
армеец § 44 прим. 1
армейский § 44 прим. 1
армия § 44 прим. 1, (к армии, об армии) § 71 п. 1
армяне § 69
Армянская апостольская церковь § 184
артиллерийский § 44 прим. 1
артиллерия § 44 прим. 1
артобстрел § 119 п. 2
арт-салон § 121 п. 2
архангел § 162 прим. 2
архиважно § 117 п. 1
архивариус § 43
архиепископ § 185
архиерей § 185
архимандрит § 185
архимедов рычаг § 166
архи-Плюшкин § 151
Архипо-Осиповка § 126 п. 1
арьергард § 121 п. 3
арьерсцена § 121 п. 2
ас (в восточных именах) § 124 п. 3, § 161
асбест § 9, § 80
аспект § 9
асе. (ассистент) § 209
ассортимент § 43
ассоциация § 107
Ассоциация российских банков § 189
-аст(ый) § 81 п. 2
Астарта § 180
астероид § 178
астро- § 117 п. 3
астроспектрофотометрия § 117 п. 3
астрофизика § 117 п. 3
Асунсьон § 3 п. 3 б)
асфальтщик § 86
атавизм § 34, § 81 п. 2 прим. 1
атавистический § 81 п. 2 прим. 1
а то § 142 п. 2
атташе § 196
аттракцион § 107
аудиенц-зал § 121 п. 1
аудио- § 117 п. 3
аудиотехника § 117 п. 3
афганцы § 80
Афина Паллада § 162
афоризм § 81 п. 2 прим. 1
афористика § 81 п. 2 прим. 1
афористический § 81 п. 2 прим. 1
афро-азиатский § 130 п. 2
ах-ах § 118 п. 1
ахиллесова пята § 166
Ахмед ибн Абдуллах § 124 п. 3 прим. 1, § 161
Ахмед-шах § 124 п. 3
ахти § 140 п. 4
-ачий (-ячий) § 49
аш (в восточных именах) § 124 п. 3, § 161
-ашн- § 56
-ащ- (-ящ-) § 58
Аэлита § 7 п. 2
аэро- § 117 п. 3
аэровизуальный § 117 п. 3
аэропорт «Шереметьево» § 175
аэрофотосъемка § 117 п. 3
а/я (абонементный ящик) § 210
Аяччо § 87 прим.
Б
В
Г

Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ы
Э
Ю
Я

Николай (Могилевский) (1877 — 1955) – митрополит Алма-Атинский и Казахстанский, священноисповедник

Память 25 октября (12 октября по ст. ст.) и 26 августа (обретение мощей), в Соборах новомучеников и исповедников Казахстанских и Церкви Русской, в Соборах Брянских, Липецких и Полтавских (Украинских) святых.

В миру Феодосий Никифорович Могилевский, родился 9 апреля 1877 года, в день Светлого праздника Пасхи, в семье скромного псаломщика Никифора и супруги его Марии. Назвали его Феодосием, в честь святого мученика Феодосия.

«Отец у нас был строг, — вспоминал Владыка, — он был очень требовательным к порядку и исполнению заданных нам работ». Он был большим знатоком церковного пения. Особенно радел он о пении общенародном и эту любовь прививал своим детям. О матери владыка Николай вспоминал: «Мама наша была сама любовь. Она никогда не кричала на нас, а если мы провинимся, что, конечно, бывало, то она посмотрит так жалобно, что станет ужасно стыдно». Большое значение в воспитании Феодосия имела его бабушка Пелагия. «Долгими зимними вечерами, — вспоминал Владыка, — забирала нас бабушка на печь и начинались нескончаемые рассказы о святых угодниках Божиих». Часто вспоминал Владыка и своего дедушку, который тоже был священником.

27 мая 1905 года, в день памяти покровителя Ниловой пустыни преподобного Нила Столобенского монах Николай был рукоположен в сан иеродиакона, а 9 октября того же года была совершена его хиротония во иеромонаха.

В 1911 году отец Николай успешно закончил Московскую духовную академию.

С 1911 по 1912 года — помощник инспектора Московской духовной академии.

С 1912 по 1913 года — инспектор Полтавской духовной семинарии.

С 1913 по 1916 года — инспектор Черниговской духовной семинарии.

В 1915 году возведен в сан игумена.

С 10 октября 1916 по 12 июня 1917 год — архимандрит-настоятель Княже-Владимирского монастыря в Иркутске и заведующий Иркутской учительской миссионерской школы.

12 июня 1917 года — первый выборный ректор Черниговской духовной семинарии.

15 ноября 1919 года был хиротонисан во епископа Стародубского, викария Черниговской епархии. Рукоположение в Чернигове совершили архиепископ Черниговский Пахомий и епископ Новгород-Северский Иоанн.

С 1920 года — епископ Сосницкий, викарий той же епархии.

С конца 1922 года несколько месяцев примыкал к обновленцам. Затем узнав о ложности действий последних, удалился от них и тайно скрывался в монастыре на острове «Божье дело», приписанном к Ниловой пустыни.

6 августа 1923 года владыка Николай был назначен епископом Каширским, викарием Тульской епархии.

С 19 октября 1923 года управлял Тульской епархией и Одоевской. Положение в епархии в то время было очень тяжелое. Обновленцы захватили подавляющее большинство приходов. Но со своей маленькой паствой епископ Николай упорно боролся против врагов православия. Когда обновленцы начали подготовку к собору 1925 года, епископ Николай разделял общее почти у всех православных архиереев мнение, что этот собор, на котором обновленцы заранее завладели для себя всеми преимуществами, может принести православию только вред. Поэтому он сделал предписание настоятелям и церковным советам не входить в переговоры с обновленцами. Тульское Епархиальное Управление принимало все меры для привлечения православных к участию в съезде и соборе, но епископ Николай и его паства твердо держались намеченной тактики.

Арестован 8 мая 1925 года.

Проведя в заключении более двух лет и освободившись, владыка Николай был назначен 16 сентября 1927 года на Орловскую кафедру. В Орле Владыка служил до следующего своего ареста. Вот что рассказывал сам Владыка о том времени: «27 июля 1932 года я был арестован и отправлен в Воронеж, где велось следствие. Об условиях жизни говорить не приходится, потому что в те годы вся наша страна испытывала нужду».

«Когда следствие подошло к концу, мы со следователем расставались друг с другом с сожалением. Он доверительно сказал мне: — Я рад, что хоть какую-то пользу принес Вам своим расследованием, что мне удалось доказать правильность Ваших показаний, а это для Вас немало значит — теперь Вам переквалифицируют статью и дадут не больше пяти лет, вместо ожидаемых десяти. — За что же мне дадут пять лет? — невольно вырвалось у меня. — За вашу популярность. Таких, как Вы на некоторое время надо изолировать, чтобы люди забыли о Вашем существовании. Вы имеете слишком большой авторитет среди народа, и Ваша проповедь имеет большое значение для народа. За Вами идут! Неожиданно было для меня услышать оценку моего служения из уст представителя данного учреждения, но это было именно так. — Господи! Слава Тебе! Слава Тебе, Господи! Я, грешник, как умел, так и служил Тебе! — Только и мог я произнести от радости, наполнившей мое сердце. Теперь уже никакой срок не будет страшить меня».

Вспоминая свои странствия по лагерям, Владыка много рассказывал о Сарове, где он пробыл довольно долгое время: «После закрытия и разорения монастыря в его помещениях был образован исправительно-трудовой лагерь, в который я и попал. Когда я переступил порог этой святой обители, сердце мое исполнилось такой невыразимой радости, что трудно было ее сдержать. Вот и привел меня Господь в Саровскую пустынь — думал я — к преподобному Серафиму, к которому в течении моей жизни неоднократно обращался я с горячей молитвой».

«Я перецеловал в монастыре все решеточки и все окошечки. В те времена была еще цела келья преподобного Серафима. Я все то время, что пребывал в Сарове, так и считал, что нахожусь на послушании у преподобного Серафима, по молитвам которого Господь посылает нам такое утешение, что мы можем служить в заключении Литургию и причащаться Святых Христовых Таин».

В 1941 году владыка Николай был возведен в сан архиепископа.

Весть о начале Великой Отечественной войны застала Владыку в преддверии совершения им Божественной Литургии.

«Я служил проскомидию, — вспоминал Владыка, — когда один из моих друзей в тиши алтаря сообщил мне эту ужасную весть. Что я мог сказать пастве, в слезах ожидавшей не моего, а Христова утешения? Я только повторил то, что сказал некогда св. Александр Невский: «Не в силе Бог, а в правде!»

И вслед за этой вестью архиепископа Николая постигло новое испытание — 27 июня 1941 года Владыка был арестован и помещен в тюрьму города Саратова.

Пробыв в Саратове в общей сложности шесть месяцев, Владыка Николай был направлен в Казахстан, в город Актюбинск, а оттуда через три месяца в город Челкар Актюбинской области.

Когда много лет спустя Владыке задали вопрос:

«Как он отнесся к этому переселению? Не было ли в его сердце ропота или обиды?» — Владыка отвечал: «На все воля Божия. Значит было необходимо перенести мне это тяжелое испытание, которое закончилось большой духовной радостью».

«А вы подумайте, что будет, если человек всю жизнь станет проводить в неге и довольстве, в окружении близких и родных людей? Жизнь, пресыщенная благами земными, приводит к окаменению сердца, к охлаждению любви к Богу, к ближнему. Человек от излишеств становится жестоким, не понимающим чужого горя, чужой беды».

Владыка ехал на вольную ссылку, но в арестантском вагоне. На станцию Челкар поезд прибыл ночью. Охранники вытолкали Владыку на перрон в нижнем белье и рваном ватнике. В руках у Владыки было только удостоверение, с которым он должен два раза в месяц являться в местное отделение НКВД на отметку.

Оставшуюся часть ночи Владыка пересидел на вокзале. Настало утро. Надо было куда-то идти. Но как идти зимой в таком виде? Да и идти было некуда. Владыке пришлось обратиться за помощью к старушкам, и на его просьбу откликнулись добрые женские сердца. Старушки подали ему кто — телогрейку, кто — шапку, кто — залатанные валенки. Одна старушка приютила его в сарае, где у нее находились корова и свинья. Владыке в это время шел уже 65-й год. Голова его была бела и вид его невольно вызывал сострадание. Владыка пытался устроиться на работу, но никто не брал его, — он выглядел старше своих лет. Он вынужден был собирать милостыню, чтобы не умереть с голоду.

Впоследствии, когда духовные чада спрашивали у Владыки:

«Почему Вы не сказали старушкам, которые дали Вам одежду, что вы — епископ?» — Владыка отвечал: «Если Господь посылает крест, Он же и силы дает, чтобы его нести, Он же его и облегчает. В таких случаях не должна проявляться своя воля, нужно всецело предаваться воле Божией. Идти наперекор воле Божией недостойно христианина, и после того, как человек терпеливо перенесет посланные ему испытания, Господь посылает духовную радость». — Закончил Владыка свое объяснение.

Так, до глубокой осени 1942 года Владыка продолжал влачить свое нищенское существование. Физические силы его были на исходе. От недоедания и холода у него развилось худосочие, тело его было покрыто нарывами, от грязи завелись вши. Силы покидали не по дням, а по часам…

И вот пришел момент, когда иссякли последние силы и Владыка потерял сознание.

Очнулся он в больнице, в чистой комнате, в чистой постели. Было светло и тепло, над Владыкой склонились люди. Он закрыл глаза, решив, что все это ему кажется. Один из склонившихся проверил пульс и сказал: — Ну вот, почти нормальный! Очнулся наш дедушка! Поправлялся Владыка медленно. А когда поднялся с постели, сразу же стал стараться принести пользу окружающим. Кому воды подаст, кому судно принесет, кому постель поправит, кому скажет доброе слово. В больнице полюбили этого доброго старичка. Все стали называть его ласково: «Дедушка». Но только один молодой врач знал трагедию этого «дедушки», знал, что выпиши его из больницы, и опять пойдет он просить милостыню и жить рядом с коровой и свиньей.

И вот настал день, когда врачу предложили выписать «дедушку» из больницы. Владыка Николай стал молиться Господу, снова отдавая себя в Его волю: «Куда Ты, Господи, пошлешь меня, туда и пойду!» И вот, когда все собрались проститься с добрым «дедушкой», вошла нянечка и сказала: — Дедушка, за вами приехали! — Кто приехал? — спросили все разом. — Да тот самый татарин, который вам иногда передачи приносил, разве не помните?

Конечно, Владыка не мог забыть, как регулярно, через каждые десять дней, ему передавали от какого-то незнакомого ему татарина пару татарских лепешек, несколько яиц и несколько кусочков сахара. И еще знал Владыка, что именно этот татарин подобрал его, полуживого, без памяти лежащего на дороге, и отвез в больницу. Ошеломленный, Владыка пошел к выходу. Действительно, у больничных дверей стоял татарин с кнутом в руках. — Ну, здоров, бачка! — сказал он Владыке и улыбнулся добродушной улыбкой. Владыка тоже поздоровался с ним. Вышли на улицу, татарин посадил Владыку в сани, сел сам и они поехали. Был конец зимы 1943 года. — Почему вы решили принять участие в моей жизни и так милостиво отнеслись ко мне? Ведь вы меня совсем не знаете, — спросил Владыка. — Надо помогать друг другу, — ответил татарин, — Бог сказал, что мне надо помогать тебе, надо спасать твою жизнь. — Как сказал вам Бог? — изумленно спросил Владыка. Не знаю как, — ответил татарин, — когда я ехал по своим делам, Бог сказал мне: «Возьми этого старика, его нужно спасти».

Для Владыки началась спокойная жизнь. Татарин имел связи и смог устроить так, что через некоторое время в Челкар приехала Вера Афанасьевна Фомушкина, его духовная дочь, которая так же была сослана, но в другую местность. Вера Афанасьевна не стала скрывать от окружающих, кто такой тот «дедушка», которого заботливо выходили челкарцы.

10 октября 1944 года Владыка сам направил Народному Комиссару Внутренних дел СССР «усердную просьбу», в которой просил снять с него звание «вольного ссыльного», разрешить уехать в Россию «и там занять епископскую кафедру по назначению Патриаршего Синода.

Постановлением Особого Совещания при Народном Комиссариате Внутренних Дел СССР от 19 мая 1945 года владыка Николай был освобожден досрочно.

5 июля 1945 года постановлением Священного Синода была образована Алма-Атинская епархия, управляющим которой был назначен архиепископ Николай (Могилевский).

Владыка прибыл в Алма-Ату 26 октября 1945 года в день празднования иконы Божией Матери, именуемой Иверская.

Приехав в Алма-Ату, владыка Николай начал свое служение в маленькой, отдаленной от центра города Казанской церкви, которая была открыта за несколько месяцев до его приезда.

Необыкновенная ревность была у Владыки к богослужениям, которые он совершал с максимальным для приходского храма приближением к монастырскому уставу. Служил он всегда благоговейно, никогда не спешил. А когда, бывало, Владыка служит, а хор заторопит службу, он сейчас же выглянет из алтаря и спросит: — «Кто тут на поезд спешит? Всем станет стыдно и хор сразу замедляет темп. Как-то раз приехал Владыка в собор в половине седьмого вечера, а вечерня, которая началась в шесть часов, уже почти отошла. И Владыка сказал: — Давайте-ка начнем сначала, к божественной службе так небрежно относиться нельзя. И вечерня началась сначала. Владыка встал на клирос и пел».

Так началось архипастырское служение владыки Николая вдали от горячо любимой им России на далекой Казахстанской земле.

В то время Владыке шел уже 70-й год. Владыка не только требовал строгого исполнения устава, но всегда разъяснял смысл богослужений, почему нужно петь или читать именно то, а не иное.

С 1951 года одновременно управлял и Семипалатинской епархией.

В феврале 1955 года возведен в сан митрополита по случаю 35-летия пребывания его во епископстве.

В понедельник 24 октября накануне смерти, Владыка еще немного говорил. Он сказал каждому что-либо особенно ласковое, как бы прощаясь. Около 5 часов вечера сделался у него сердечный приступ с острой болью, после которого он уже не говорил и лежал с закрытыми глазами.

Во вторник утром он нашел в себе силы несколько раз перекреститься при чтении у его одра акафиста святой Великомученице Варваре.

В 5-м часу дня 25 октября 1955 окружающие заметили приближение конца. Стали читать отходную, дали в руки Владыке зажженную свечу, и с последними словами канона на исход дущи, святитель тихо и спокойно испустил свой последний вздох. Это было в 16 часов 45 минут.

28 октября 1955 года епископ Ташкентский и Среднеазиатский Ермоген (Голубев) с сонмом духовенства отпел Владыку Николая в кафедральном соборе города Алма-Аты. Всю дорогу от храма до кладбища (а это около 7 км) гроб с дорогими останками несли на руках. За гробом, по подсчётам милиции, следовало до 40000 человек. Кладбище было переполнено народом так, что шествовавшее за гробом духовенство с трудом достигло могилы. У могилы отслужили литию, и преосвященный Ермоген предал земле тело почившего Святителя.

Митрополит Николай (Могилевский) был прославлен в сонме новомучеников и исповедников веры православной на Архиерейского Собора 2000 года.

8 сентября 2000 года по благословению архиепископа Астанайского и Алматинского Алексия (Кутепова) честные мощи святителя-исповедника Николая были обретены на городском кладбище и перенесены в Никольский собор г. Алма-Аты. Празднование обретения мощей внесено в месяцеслов по благословению патриарха Кирилла 24 апреля 2012 года.

  • Служба иже во святых отцу нашему Николаю, митрополиту Алма-Атинскому и Казахстанскому, исповеднику
  • Акафист иже во святых отцу нашему Николаю, митрополиту Алматинскому и Казахстанскому, исповеднику
  • Мощи священноисповедника Николая, митрополита Алма-Атинского и Казахстанского
  • Проповеди и наставления священноисповедника Николая, митрополита Алма-Атинского и Казахстанского
  • Дневники священноисповедника Николая, митрополита Алма-Атинского и Казахстанского

Митрополит Николай могилевский

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *