Молитва — крылья души

По своей природе наша душа — обитательница Божественного мира. Следует ей быть там и сердцем и мыслями, но груз житейских попечений и пристрастий уводит ее от возвышенного вниз, к земному. Занимаясь решением жизненных задач, проблем, переживая неисцелимые болезни тела, нужно прибегать к помощи не только врачей, психологов, педагогов, юристов, но и искать встречи с Богом, с Его всемогущей любовью, искать помощи свыше. Не напрасно существует выражение: молитва — крылья души. Молитва, вознесенная к Богу с верой, дает богатые духовные и земные плоды. Святость – это сила Божия, явленная через личность, это жизнь в вечности, жизнь, которая изливается на нас любовью в изобилии. На наши, как правило, недуховные нужды святые отвечают милостью. Эту Божью любовь и силу, дыхание святости нельзя почувствовать и испытать рассудком, из теории, из книг. К этому нужно приблизиться. Для того чтобы душа взывала к Богу, надо прежде научить ее обращать все во славу Божию: каждое свое дело, маленькое и большое. В святой молитве Филарета Дроздова на каждый день присутствуют слова «нет у меня другого желания, кроме желания исполнять волю Твою». Здесь предстает смиренная душа монаха, которая желает единственного – выполнения святой воли своего Создателя, Творца, Бога и не смеет просить ничего иного.

Литературное наследие святителя

Митрополит Филарет в своих произведениях рассматривал довольно широкий круг задач и предметов, заслуживающих внимания. Одно из первых и наиболее важных его трудов – толкование Святого Писания, в частности Книги Бытия. Толкование Филарета Дроздова считается образцовым, поскольку сочетает в себе научную объективность, верность догматам святых отцов, духовную ясность и углубленное богозрение. Благодаря трудам святителя Филарета Россия получила содержание Слова Божьего на родном языке. В своей просветительской миссии митрополит выступает в первую очередь как толкователь Библии. При участии пастыря преподавателями Московской академии осуществлялся перевод на русский язык сочинений святых отцов Церкви. Филарет является автором Катехизиса православной веры. Помимо этого, он оставил немало трудов по написанию житейских толкований, назидательных размышлений, поиска смыслов Писания, которые для широкого круга читателей могут быть наставлениями духовного отца. Святитель дает ответы на многие вопросы и сомнения в разных библейских местах.

Монашеская жизнь

В 1808 году Василий Дроздов решает отрешиться от мирской жизни и принимает монашеский постриг с именем Филарет. Сразу после этого он был возведен в сан иеродиакона, предполагая провести последующую жизнь в Троице-Сергиевой Лавре. Но судьба распорядилась иначе, он был назначен наставником философии в Петербургской академии. Помимо этого, отец Филарет занимался преподаванием истории церкви. Позднее, получив сан иеромонаха, он начинает свою проповедническую деятельность. В скором времени отец Филарет стал известен даже на окраинах города и в кругах высшего светского общества. Еще через три года иеромонах Филарет явил себя как профессор богословия и занял должность ректора академии, совмещая все это с деятельностью писателя. После одержания победы в битве с Наполеоном им был составлен молебный текст о спасении Родины.

В 1820 году отец Филарет был переведен в Ярославль и чуть позже в Москву, где спустя пять лет получил высокое заслуженное духовное звание митрополита. Тело его покоится в Троице-Сергиевой Лавре.

Стихотворный диалог Пушкина и святителя Филарета

Интересным фактом из жизни святителя, который известен многим ценителям русской поэзии, стала литературная переписка Филарета с А. С. Пушкиным, в которой поэт писал своего рода исповедь:

Дар напрасный, дар случайный,

Жизнь, зачем ты мне дана?

Иль зачем судьбою тайной

Ты на казнь осуждена?

Кто меня враждебной властью

Из ничтожества воззвал,

Душу мне наполнил страстью,

Ум сомненьем взволновал?..

Цели нет передо мною:

Сердце пусто, празден ум,

И томит меня тоскою

Однозвучный жизни шум.

Ответ митрополита:

Не напрасно, не случайно

Жизнь от Бога нам дана,

Не без воли Бога тайной

И на казнь осуждена.

Сам я своенравной властью

Зло из темных бездн воззвал,

Сам наполнил душу страстью,

Ум сомненьем взволновал.

Вспомнись мне, забвенный мною!

Просияй сквозь сумрак дум, –

И созиждется Тобою

Сердце чисто, светел ум.

Продолжение темы поэтом:

В часы забав иль праздной скуки,

Бывало, лире я моей

Вверял изнеженные звуки

Безумства, лени и страстей.

Но и тогда струны лукавой

Невольно звон я прерывал,

Когда твой голос величавый

Меня внезапно поражал.

Я лил потоки слез нежданных,

И ранам совести моей

Твоих речей благоуханных

Отраден чистый был елей.

И ныне с высоты духовной

Мне руку простираешь ты,

И силой кроткой и любовной

Смиряешь буйные мечты.

Твоим огнем душа согрета

Отвергла мрак земных сует,

И внемлет арфе Филарета

В священном ужасе поэт.

Молитва – это разговор с Богом. Такое общение бывает настоящим, если человек искренен и честен, в первую очередь с самим собой.

Молитвами Филарета (Дроздова), святого отца нашего, и всех святых, Господи, помилуй нас!

Данная статья содержит: о чем молитва гаврилина — информация взята со вcех уголков света, электронной сети и духовных людей.

«Перезвоны» симфония-действо В.А.Гаврилин. Молитва. – презентация

Презентация была опубликована 3 года назад пользователемНикита Чернявский

Похожие презентации

Презентация на тему: ” «Перезвоны» симфония-действо В.А.Гаврилин. Молитва.” — Транскрипт:

1 «Перезвоны» симфония-действо В.А.Гаврилин. Молитва.

2 Всю жизнь несу Родину в душе, люблю её, жив ею, она придаёт мне силы, когда случается трудно и горько. В.Шукшин

3 Валерий Александрович Гаврилин советский и российский композитор, автор симфонических и хоровых произведений, песен, камерной музыки, музыки к кинофильмам.

4 Шукшина интересовала одна тема: судьбы русского крестьянства. Шукшин сумел задеть за живое, пробиться в души. Шукшина интересовала одна тема: судьбы русского крестьянства. Шукшин сумел задеть за живое, пробиться в души. Земля – поэтически многозначительный образ в искусстве Шукшина: дом родной, пашня, степь, родина, мать – сыра земля… Земля – поэтически многозначительный образ в искусстве Шукшина: дом родной, пашня, степь, родина, мать – сыра земля… Василий Макарович Шукшин

5 Симфония «Перезвоны» имеет подзаголовок «По прочтении В.Шукшина». Это размышления композитора о любви к человеку, к родной земле о том чему посвятил своё творчество русский писатель Василий Макарович Шукшин. Симфония «Перезвоны» имеет подзаголовок «По прочтении В.Шукшина». Это размышления композитора о любви к человеку, к родной земле о том чему посвятил своё творчество русский писатель Василий Макарович Шукшин.

6 У Шукшина описания почти отсутствуют, даже портретные; так, бросит одну деталь, но речь персонажа так выразительна, что человек живет и виден. У Шукшина описания почти отсутствуют, даже портретные; так, бросит одну деталь, но речь персонажа так выразительна, что человек живет и виден.

7 «Перезвоны» – это: Голос народной жизни Голос народной жизни Древняя традиция колокольности в русской музыке Древняя традиция колокольности в русской музыке Диалог-раздумье композитора о жизни и смерти, любви и разлуки, печали и радости, грехе и раскаяние, о матери и сыне, человеке и природе, Отчизне, душе, совести. Диалог-раздумье композитора о жизни и смерти, любви и разлуки, печали и радости, грехе и раскаяние, о матери и сыне, человеке и природе, Отчизне, душе, совести.

8 О чём эта музыка? О чём эта музыка?

9 Молитва. Обращение к Богу поддержать его в трудную минуту поддержать его в трудную минуту Помочь найти верное решение Помочь найти верное решение Покаяние о своих грехах Покаяние о своих грехах В «Молитве» В.Гаврилина умирающий человек, в прошлом разбойник, завершая свой жизненный путь, смиренно обращается к Богу и с раскаянием, и с благодарностью.

10 «Сидели некоторое время, подавленные чувством, которое вызвала песня. Грустно стало, не грустно, а редкая это, глубокая минута: вдруг озарится человеческое сердце духом ясным, нездешним любовь ли его коснется, красота ли земная, или охватит тоска по милой родине и опечалится в немоте человек. Нет, она всегда грустна, эта минута, потому что непостижима и прекрасна» «Сидели некоторое время, подавленные чувством, которое вызвала песня. Грустно стало, не грустно, а редкая это, глубокая минута: вдруг озарится человеческое сердце духом ясным, нездешним любовь ли его коснется, красота ли земная, или охватит тоска по милой родине и опечалится в немоте человек. Нет, она всегда грустна, эта минута, потому что непостижима и прекрасна» В. Шукшин В. Шукшин

Урок музыки в 6 классе Прыткова Лариса Александровна учитель музыки высшей категории МБОУ СОШ 45 г. Челябинска.

» Перезвоны » Валерий Александрович Гаврилин( 1939- 1999)

«Русская хоровая культура» О России петь, что стремит ь ся в храм По лесным горам, луговым коврам. О России петь, что весну встречать, Что невесту ждать,

Презентация к классному часу. «Несу Родину в душе» Составил: студент 4 курса Факультета истории и права Рябов Максим Александрович.

Колокола! Ваш звучный звон – Язык земли, меня вскормившей. Живет в вас радость, клич и стон Как отголосок жизни бывшей. Колокола! Руси венец, Червонным.

Технологическая карта урока музыки Полищук С. В., заместитель директора по УВР, учитель музыки МБОУ «СОШ 18» г. Энгельса.

В СРОСТКИ, НА МАЛУЮ РОДИНУ ШУКШИНА Родина-это земля, на которой родились и мы, и наши родители, она дарит нам все богатства свои: поля, луга, реки, горы,

Здесь мало увидеть, Здесь надо всмотреться, Чтоб ясной любовью Наполнилось сердце. Здесь мало услышать, Здесь вслушаться нужно, Чтоб в душу созвучья Нахлынули.

Василий Макарович Шукшин Страницыбиографии Василий Макарович Шукшин Страницы биографии.

Итоговое сочинение 2015 – 2016. Направления итогового сочинения 2015 – 2016 Время Путь Дом Любовь Год литературы.

Н.А. Некрасова Работу выполнила ученица 10 класса: Змеева Кристина.

Презентация к уроку (музыка, 6 класс) по теме: Образы романсов и песен русских композиторов

Работы выпускников оцениваются по системе “зачет-незачет” и являются допуском к ЕГЭ. На работу дается 3 часа 55 минут. В тексте должно быть не менее 250.

Николай Андреевич Римский-Корсаков опера «Снегурочка» Что заставило Снегурочку покинуть родной дом и уйти к людям? Что заставило Снегурочку покинуть родной.

Н.А.Некрасов вошел в литературу после Пушкина, но еще при жизни Лермонтова. Вершина гения русского поэта находится рядом с этими великими писателями.

ВСЮ ЖИЗНЬ МОЮ НЕСУ Я РОДИНУ В ДУШЕ «Это не делится, Это – едино: Жизнь человека с Родиной милой»

Компьютерная презентация. В этой жизни можно каждому человеку сказать «спасибо». Учителям- за то,что дают напутствие в жизнь, друзьям- за то,что они просто.

АЛТАЮ -75 ЛЕТ. Признание в любви тебе, Алтай Cкажи, Алтай, а где твоё начало? Наверно, в душах каждого из нас. Тебя сама Россия величала по имени и отчеству.

Чем старинней наивность романса Тем живее его соловьи. Б. Ахмадуллина.

Тема года Вечные темы искусства Мир человеческих чувств Сказочно-мифологическая тема Тема природы Тема Родины (Земли, матери) Тема мира и войны (добра.

Еще похожие презентации в нашем архиве:

MyShared.ru – крупнейшая база готовых презентаций с возможностью предпросмотра. Загружай и скачивай презентации бесплатно!

Работы выпускников оцениваются по системе “зачет-незачет” и являются допуском к ЕГЭ. На работу дается 3 часа 55 минут. В тексте должно быть не менее 250.

Валерий Гаврилин. Перезвоны

Валерий Александрович Гаврилин. «Перезвоны»

В 60-е годы в музыкальную жизнь страны входит молодое поколение талантливых композиторов. Их творчество, сохраняя прочную связь с традициями отечественной музыки, открывает новые звуковые миры. Жанровый и стилистический диапазон их музыки широк и многообразен. Для одних композиторов характерно радикальное обновление всех музыкально-выразительных средств. Другие идут по пути Свиридова и в поисках нового обращаются к народно-песенным истокам.

«Музыка, рассеянная в природе, – не менее логична и мудра, чем созданная гением человека, ибо живёт по законам природы, им подчиняется непосредственно. А созданное руками человека тем величественнее и живее, чем больше соответствует этим же законам природы. «

Представителем этого направления, получившего название «новая фольклорная волна», является Валерий Александрович Гаврилин (1939 -1999).

«Мечтаю своей музыкой добраться до каждой человеческой души. Меня постоянно свербит боль: поймут ли?» – эти слова В. Гаврилина кажутся напрасной тревогой: его музыку не просто понимают, её любят, знают, изучают, ею восхищаются, ей подражают.

Гаврилин родился в городе Кадникове Вологодской области в семье учителя, погибшего на фронте в самом началевойны. Детские годы будущего композиторам прошли в селе Воздвиженье под Вологдой. Там, в детдомовском хоре, он начал заниматься музыкой.

Вскоре талантливого мальчика направили в Специальную музыкальную Школу при Ленинградской консерватории. Он учился на кларнете и начал сочинять, усиленно подражая своему кумиру Дмитрию Шостаковичу. Девятнадцати лет Гаврилин поступил в Ленинградскую консерваторию, которую закончил в 1964 году как композитор (по классу профессора О. Л. Евлахова) и как музыковед-фольклорист (руководитель – профессор Ф. Л. Рубцов). Позднее он вёл класс композиции в Музыкальном училище имени Н. А. Римского-Корсакова.

В студенческие годы Гаврилин с увлечением постигал новый для него мир классической и современной музыки, литературы, участвовал в фольклорных экспедициях на Псковщине и в северных областях России.

Гаврилин хорошо знал и любил не только народную песню, но и жизнь народа. Он легко сходился с людьми разных социальных групп, с интересом изучал их характеры, вслушивался в их речь и говорил: «Все они – деревенские, рабочие, курсанты, актёры, инженеры, дворники… – все помогают мне жить и быть человеком».

Своё творчество композитор адресовал массовому слушателю, однако никогда не приспосабливался к нему. В одном из интервью он сказал, что главная задача для него – «неустанно бороться за высокий музыкальный вкус народа, будить и просветлять человеческую душу». Путь же к слушателю виделся ему через песенность, через выразительную мелодию, через поэтическое слово.

В музыке Гаврилина свободно сочетаются различные интонационные пласты – крестьянские, городские, эстрадные, частушечные напевы, архаические мотивы плача, причета, речевые интонации. В песенных мелодиях могут появиться шёпот, говорок, рыдания, выкрики. Такая выразительная, естественная музыкальная речь даёт возможность воссоздать живой, реальный человеческий характер. Это идёт от традиций Даргомыжского и особенно Мусоргского. С ними Гаврилина сближает ещё одно качество – театральность, зримость музыки. Он всегда стремился из любого сюжета создать в своём сочинении, как он сам говорил, «небольшое представленьице». Герои таких «представленьиц» – обыкновенные скромные люди с нелёгкой, подчас трагической судьбой. К ним композитор относится с сочувствием, состраданием, едко высмеивая и обличая бездуховность, тупое самодовольство «сильных мира сего». Его творческая позиция близка таким писателям, как В. Астафьев, В. Белов, В. Распутин, В. Шукшин. Подобно им, композитор в гуще народной жизни находит сильные, цельные характеры, призывает творить добро, любить красоту, открывать её и в повседневной жизни, и в душах человеческих.

Успех и признание пришли к Гаврилину в 1965 году, когда впервые прозвучал вокальный цикл «Русская тетрадь», за который композитор был удостоен Государственной премии РСФСР имени Глинки. Произведением на уровне большой классической музыки назвал этот цикл Дмитрий Шостакович.

Содержание цикла – это история трагической любви девушки, рассказанная как бы от её имени.

Песни написаны на современные народные тексты, но без использования подлинных народных мелодий. Тем не менее, во всех номерах цикла ощущается глубинная внутренняя связь с народно-песенными истоками. Это проявляется и в ладогармоническом языке, и в метроритмическом строении, и прежде всего в самих мелодиях песен. Они пронизаны народными песенно-речевыми интонациями, которые свободно «растворяются» в напевах, а их выразительность предельно усиливается, даже драматизируется. Такова, например, мелодия второй песни («Страдальная»). В ней воспроизведён пронзительно звучащий частушечный выкрик, но в более широком диапазоне – со скачком на увеличенную кварту через октаву (ундециму).

Вокальный цикл стал одним из любимых жанров Гаврилина. Кроме «Русской тетради» он написал две «Немецкие тетради» на стихи Гейне для мужского голоса и фортепиано, циклы «Времена года» для женского голоса и фортепиано на стихи Есенина и народные слова, «Вечерок» для женского голоса и фортепиано на слова разных поэтов.

Но композитор, как говорилось, работал и в других жанрах. Знакомство с песнями «бардов» вдохновило его на создание вокально-инструментального цикла «Земля» на стихи поэтессы А. Шульгиной с гражданской тематикой (юноша ценой жизни спасает хлебное поле от огня). Поэтические тексты, написанные в крестьянской манере, поются в ритме «бит» в сопровождении эстрадного вокально-инструментального ансамбля.

Гаврилин создавал и музыкально-сценические произведения. Это были оперы («Моряк и рябина», «Семейный альбом», «Пещное действо»), балеты («Анюта», «Подпоручик Романов», «Дом у дороги», «Женитьба Бальзаминова»), музыка для драматического театра и кино. В некоторых случаях толчком к появлению таких произведений послужили инструментальные пьесы. Известный балет «Анюта» возник именно на такой основе. Однажды ленинградский режиссёр Александр Белинский, задумавший ставить на телевидении фильм-балет по рассказу А. П. Чехова «Анна на шее», услышал фортепианную пьесу Гаврилина «Вальс» и был ею совершенно очарован. Он уговорил композитора оркестровать различные фортепианные миниатюры и создать на их основе балетный спектакль. Вальс стал в нём главным, скрепляющим всю композицию балета номером.

Со сценическим действием связаны многие произведения Гаврилина, не предназначенные специально для театральной сцены. Таков в его творчестве жанр, получивший название «музыкальное действо», – крупная музыкальная форма, соединяющая ораторию и сценическое представление. В этих произведениях артисты хора, по замыслу автора, должные петь наизусть, передвигаться по сцене, обыгрывать текст мимикой и жестами. Певцы-солисты становятся персонажами музыкального представления. К этому жанру относятся такие крупные сочинения, как «Скоморохи» и «Перезвоны».

Симфония-действо «Перезвоны» для хора, солистов, гобоя и ударных

Эпиграфом к этому замечательному сочинению Валерия Александровича Гаврилина могли бы стать его собственные поэтические строки:

На свете нет печальней повести,

«По моему замыслу, – говорил композитор, – сочинение должно передать душевную жизнь народа через судьбу одного человека – от рождения, через детство и юность, зрелость. К концу – бесконечная дорога, по которой идут люди, поколение за поколением, образы дороги, пути, реки жизни. «

«Перезвоны» – вершина творчества Гаврилина. Это грандиозная фреска истории человека и его народа, их общей судьбы.

В истории отечественной культуры хоровая симфония-действо «Перезвоны» – произведение этапное. Оно не знает аналогов. Масштабность замысла и художественное совершенство его воплощения, новаторство концепции, свежесть образов и органичное претворение национальных традиций сделали его в современной культуре событием первостепенной важности.

Что же такое эти многозначные и переливчатые «Перезвоны», само название которых переполнено столь многими смысловыми обертонами и историческими ассоциациями? Свою родословную они ведут от древней традиции колокольности в русской музыке. Многочисленные в сочинении звоны колоколов, курантов и колокольчиков знают историю страны и «звонкие судьбы», помнят лишение языка, изгнание и кандалы, вершины русской художественной и публицистической литературы, русского искусства. И привлекают они, прежде всего, своей ёмкой символикой, ибо это – звучащие быт и Бытие, измеренное время, празднично-буднично-трагическая симфония народной жизни, знак единения и общей судьбы. И все эти перезвоны то сливаются в один грандиозный символический звон несущейся вдаль Птицы-Тройки, то вновь рассыпаются на миллионы подобий, хранящих память-отзвук этого общего звона.

«Перезвоны» можно сравнить с древнерусской Книгой. Как древняя Книга они как бы единым «взором» охватывают Вечность и Время, историю Руси и житие отдельного человека. Обрамляющие номера – «Весело на душе» и «Дорога» – подобны потемневшему переплёту или заставке, где множество причудливых картин, эмблем и виньеток. Здесь ещё царствует хаос мироздания. Отдельная человеческая жизнь ещё не отделена от предшествующих и последующих, от многих других жизней. Однако уже положены её пределы: Небо и Земля, Жизнь и Смерть, Добро и Зло, Ад и Рай. Между ними тянется дорога.

Следуя авторской интерпретации этого образа, человечество «вступает на путь жизни и идёт по нему упрямо, с верой, с грехом, и каждого человека ожидает конец, но люди продолжают идти, дорога эта вечная, тяжкая, но почему-то необходимая».

«Перезвоны» – одно из наиболее значительных произведений Гаврилина. Он создавал «Перезвоны» в течение 1981-1982 годов, вдохновлённый творчеством Василия Шукшина. Произведение было исполнено в 1984 году в Ленинграде и отмечено Государственной премией СССР.

Масштабы сочинения огромны: действо продолжается полтора часа и занимает два отделения концерта. Название «действо» указывает на связь произведения с уходящими в глубину веков традициями народных театрализованных представлений.

Другое жанровое определение – «симфония» – вызвано определёнными закономерностями симфонического развития. Несмотря на отсутствие оркестра, «Перезвоны» – это эпическая песенная хоровая симфония.

Главное действующее лицо сочинения – хор (из инструментов участвуют лишь гобой и группа ударных). Хор в «Перезвонах» одновременно солирует и исполняет функцию инструментального аккомпанемента, декламирует текст, скандирует отдельные слова, наконец, подразумевается его сценическое движение и жестикуляция.

«Перезвоны» имеют подзаголовок «По прочтении Шукшина».

Драматическая судьба безвременно скончавшегося талантливейшего писателя, кинорежиссёра, сценариста и актёра Василия Макаровича Шукшина не могла взволновать истинно гражданскую натуру композитора. Ведь линии их жизни во многом схожи: выходцы из российской глубинки, силой своего таланта и трудолюбия, проторившие себе дорогу в большое искусство, они и темой творческих изысканий независимо друг от друга избрали постижение «тайны национального» (Белинский), осмысление русского характера.

В рассказе В. Шукшина «Слово о малой Родине» есть такие слова: «Когда буду умирать, в последний миг успею подумать о матери, о детях, о Родине, которая живёт во мне. Дороже у меня ничего нет… Всю жизнь несу Родину в душе, люблю её, жив ею, она придаёт мне силы, когда случается трудно и горько… Красота её поднебесная, редкая на земле. Дело, наверное, в том, что даёт Родина – каждому из нас – в дорогу…»

Творчество этого писателя, воссоздавшего в своих произведениях жизнь российской глубинки, запечатлевшего русские характеры, было близко Гаврилину. Как писал сам композитор о Шукшине и своём произведении: «Всё написанное им предельно искренне, бескомпромиссно, полно любви к человеку и к родной земле. Об этом я приглашаю поразмышлять своих слушателей. Так и выстраивается «Действо»: начало и конец – трудная дорога. А в середине – свет. Он есть и будет в жизни всегда. И всегда будет любо выйти на простор, взглянуть, как велика и прекрасна русская земля. И как бы ни менялся мир, есть в нём красота, совесть, надежда».

Литературно-поэтической основой «Перезвонов» стали тексты народных песен, пословицы, поговорки, детские считалки, прибаутки, а также стихи Альбины Шульгиной и самого композитора, фрагменты «Поучения Владимира Мономаха» (в переводе со старославянского академика Дмитрия Лихачёва). В некоторых частях использованы словосочетания, напоминающие звучание инструментальной музыки (например, «ти-ри-ри», «туды-сюды»).

В произведении 13 хоровых частей и 7 инструментальных. В них предстают жизнь и судьба героя от колыбели до могилы. Герой – обобщённый, собирательный образ, в котором отразились черты Степана Разина, атамана, Кудеяра и других русских бунтарей. Его роль поручена то чтецу, то солисту-тенору, а в конце произведения – солирующему дисканту.

Разные этапы жизненного пути, состояния человеческой души запечатлены в музыке редкой красоты. Она вбирает в себя едва ли не все пласты русской песенности от суровых архаических мотивов до интонаций современных уличных песен.

«Весело на душе» – создаётся противоречие между многократно повторяющимися словами «Весело на душе» и внутренним напряжением, заключённым в музыке, в её мелодии, звучащей на одной высоте. Барабанный бой во вступлении, как сигнал, привлекает наше внимание и в какой-то мере тоже вызывает напряжение и тревогу.

«Дудочка» – меланхоличное соло гобоя, имитирующего рожок или жалейку. «Её негромкая песня-разговор, песня-плач печальна и проникновенна. Она как будто всё время силится, но не может вырваться из своего бессловесного плена», – пишет музыковед А. Тевосян. Вырезанная из тростника и одухотворённая человеческим дыханием говорит и думает по-людски, но помнит шуршанье ветра и посвист птиц, голоса сказок и сметливые пальцы Ивана-дурака».

Один из критиков назвал неоднократно появляющийся в контексте целого тему-символ – Дудочку В. Гаврилина – бессловесным, но много говорящим «голосом души главного героя» произведения.

«Посиделки» – выдержан в духе лукавых лирических частушек-«страданий».

«Вечерняя музыка» – песня без слов, хоровой вокализ, удивительный по своей красоте и благородству пейзаж-наблюдение. Спев вокализом (на слог или гласную) главную мелодию «Вечерней музыки», учащиеся почувствуют её необыкновенную песенность, широту дыхания, гибкость мелодии. Искренность бессловесного высказывания людей, наблюдающих красоту уходящего дня, создаётся композитором благодаря красочности хоровой ткани, выразительному голосу (сопрано), словно парящему над звучанием смешанного хора. Что это – песня, молитва, воспоминание?

«Воскресенье» – наполнено колокольными звонами.

«Ночью» – беседа матери с сыном.

«Страшенная баба» – злой, агрессивный образ, поданный, однако, в сказочно-юмористическом плане. Страшенная баба запечатлевается в нашей памяти не просто как Баба Яга из старинных сказок и отнюдь не как добрая чудаковатая старушка в современных её интерпретациях, но как обобщённый образ зла наступательного, человеконенавистной воительницы.

По-видимому, отнюдь не случайно здесь возникают отчётливые аллюзии «Полёта валькирий» Вагнера.

«Молитва» – является смысловой кульминацией всего произведения – торжественный монолог чтеца на фоне ударов большого колокола и песнопения хора с закрытым ртом. Здесь произносятся слова «Поучения», не утратившие своей актуальности и в наше время. Боязнь встать на путь зла, убить в себе духовное, утратить восприятие красоты жизни – эта мысль «Поучения» всегда волновала Гаврилина, являлась главной идеей всего его творчества.

Тихий колокольный звон в длительном вступлении звучит как призыв, заставляющий остановиться, прислушаться, что сейчас будет. Вокализ низких мужских голосов как бы подводит нас к месту действия. (Может быть, к монастырю?) Искренне звучит текст молитвы. Каждая фраза чтеца глубоко содержательна и значима.

«Зачем печалишься, душа моя. » Вступают женские голоса (смешанный хор), на фоне которого поёт солистка – слышен как будто плач. «Злоумышляет грешный против праведного. «

На фоне скользящей вниз мелодии (нисходящий хроматический ход), усиливающей ощущение безысходности, звучат слова: «В скорби будь утешителем, /Всемилостивец, не медли, /Ибо попрал меня человек, /Всякий день, нападая, теснит меня».

«Матка-река» – полная стихийной могучей силы, передающая из поколения в поколение негасимый «свет жизни» (А. Платонов).

И над всем царит великий охранительный дух материнства. Вспомним и дудочку, которая рождена природой, сотворена человеком и звучит голосом матери. Теперь она – совестливая, добрая, поющая душа сына.

Свиридов говорил о «Перезвонах»: «Музыка Гаврилина вся, от первой до последней ноты, напоена русским мелосом, чистота её стиля поразительна. Органическое, сыновнее чувство Родины – драгоценное свойство этой музыки, её сердцевина. Из песен и хоров Гаврилина встаёт вольная, перезвонная Русь. Это совсем не любование экзотикой и архаикой, не музыкальное «штукарство» на раритетах древнего искусства. Это – подлинно. Это написано кровью сердца – живая, современная музыка глубоко народного склада и, самое главное, современного мироощущения, рождённая здесь, на наших просторах».

Этими словами можно охарактеризовать всё творчество Валерия Гаврилина.

  1. Каковы истоки творчества В. Гаврилина?
  2. Повлияли ли события личной жизни на творчество или жизненную позицию В. Гаврилина?
  3. Какой жанр оказался наиболее любимым в творчестве композитора и почему?
  4. Согласны ли вы с тем, что В. Гаврилина называют «русским Шубертом»? Аргументируйте.
  5. Что ближе композитору: фольклор или классика? Что нового вносит он в русскую музыку 20-го века?

1. Презентация – 17 слайдов, ppsx;

Гаврилин. Симфония-действо «Перезвоны»:

Весело на душе, mp3;

Вечерняя музыка , mp3;

3. Сопровождающая статья, docx.

Если не открывается презентация или не воспроизводится звуковое сопровождение, если на компьютере установлена устаревшая версия Microsoft Ofice или не установлена вообще. Как бесплатно, корректно и в полном функционале открыть презентацию? Специально для пользователей нашего сайта подготовленный материал: «Microsoft PowerPoint Viewer – Средство просмотра презентаций PowerPoint»

Молитвы святителю Филарету, митрополиту Московскому 4.8 (96%) 5 голос.

  • молитва на каждый день
  • молитва об обретении и сохранении мира

Молитва Филарету (Дроздову), митрополиту Московскому об обретении и сохранении мира

«О преславне и богомудре святителю Христов Филарете, Российския Церкве светильниче, земли нашея похвало и граду Москве украшение! Ты житием и служением твоим трием вселенским святителем был еси подобник:

Василию Великому — яко бытие сущих изъяснил еси, Церкве Божия и Таин Христовых строитель добрый явился еси, иноческих уставов быв ревностный исполнитель и покровитель;

Григорию Богослову — яко неботаинственных созерцаний о Святей Троице и о Бозе Слове сподобился еси и сих искусный провозвестник явился еси;

Иоанну Златоустому — яко неустанный проповедник и учитель покаяния народа Божия был еси.

И ныне, вкупе с ними предстоя во славе Престолу Божию и ходатайствуя о нас, моли Церкви Российстей на камени исповедания Православныя веры утвержденней быти, стране нашей мир и единение даровати, пастырем слово Божественныя Истины право правити, град Москву и паству твою от всяких напастей сохранити.

Призри с Небесе, святителю, на ны, чада твоя, и даруй нам теплым твоим ходатайством ко Господу в заповедех Его преспевати, веру тверду, любовь нелицемерну и благочестие до последняго часа смертнаго сохранити, да непостыдно предстанем Спасителю нашему Господу Иисусу Христу, Емуже со Отцем и Святым Духом подобает слава, честь и поклонение ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.»

Молитва филарета дроздова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *