Посмертные чудеса преподобной Рахили

Деяние о канонизации преподобной схимонахини Рахили, Старицы Бородинской Прижизненные чудеса преп. Рахили и свидетельства о ее прозорливости Посмертные чудеса преп. Рахили Незадолго до своей блаженной кончины Старица говорила своим духовным чадам, сетовавшим о скорой разлуке с нею: «Кто меня будет помнить, того и я не забуду.
Приходите ко мне на могилку и вы получите облегчение и утешение, я и после смерти буду помогать». Слова Преподобной сбылись, и поныне все, с верою приходящие к её могилке, обретают помощь и исцеление от душевных и телесных недугов.
* * * 1. Монахиня Таисия, казначея Спасо-Бородинского монастыря (ныне настоятельница Успенского Колоцкого монастыря) рассказывает:
«С лета 1992 года я очень страдала болями в области поясницы и уже собиралась ложиться в больницу. На могилке старицы Рахили я всегда усердно молилась об исцелении. В ноябре того же года нашу обитель посетили паломники с Иерусалимского подворья в Москве, среди которых оказалась опытный врач, которая спросила, не нужна ли кому-либо из нас медицинская помощь. Я рассказала ей о своей болезни, и она удивительно быстро вылечила меня.
Страдая сильными головными болями, я положила под подушку траву с могилки старицы и по прошествии некоторого времени заметила, что боли утихли. С тех пор они меня больше не беспокоят».
* * * 2. Инокиня Евдокия того же монастыря рассказывает:
«Летом 1994 года у меня сильно болел зуб. Помолившись на могилке старицы Рахили, я взяла оттуда немного земли, положила в стакан, залила водой и прополоскала рот. Зуб перестал болеть. Но самое чудесное было в том, что когда больной зуб стали лечить в зубоврачебном кабинете, я не ощущала совершенно никакой боли, как будто мне сделали обезболивающий укол».
* * * 3. Другая инокиня Спасо-Бородинского монастыря очень скорбела о своих родителях, которые жили не в церковном браке, т.к. отец ее был против венчания. Неоднократно она уговаривала его, но он не соглашался. Года четыре эта инокиня усердно молилась об отце, а с лета 1992 года очень часто поминала его на могилке преп. Рахили. Спустя полгода, в начале февраля 1993 года, отец ее совершенно неожиданно согласился обвенчаться со своей супругой. Несомненно, что такая благая перемена произошла по молитвам Преподобной. * * * 4. Послушница Ника рассказывает, что когда она несла послушание на просфорне, ей требовался целый день, чтобы испечь просфоры для трех Литургий. Это было очень утомительно, а печь приходилось часто. Она пошла на могилку преп. Рахили и попросила ее о помощи. После этого она заметила, что затрачивает всего полдня для выпечки количества просфор вдвое больше против прежнего.
* * * 5. Девятилетняя сестра одной послушницы летом потеряла в поле четки. Она очень плакала, и сестры посоветовали ей молиться преп. Рахили. Девочка помолилась Преподобной помочь ей, и совершенно неожиданно увидела у себя под ногами пропажу.
* * * 6. Все сестры Спасо-Бородинского монастыря, проходящие послушание на кухне, свидетельствуют о неизменной помощи им Преподобной в этом деле.
* * * 7. У некой Людмилы, имеющей дачу недалеко от Спасо-Бородинского монастыря, и часто посещающей его, супруг был холоден к вере, так что, привозя жену на богослужения, оставался за воротами монастыря. Людмила переживала за него и поделилась своей скорбью с одной сестрой, которая проводила ее на могилку Старицы и посоветовала молиться преподобной Рахили о муже. Людмила уговорила и супруга пойти туда. Он нехотя согласился, и с тех пор жена заметила в нем перемену к лучшему: он стал заходить в храм Божий и ставить свечи. Теперь эта чета искренне почитает Преподобную и постоянно благодетельствует святой обители. Приезжая в летний сезон на дачу, они щедро приносят в монастырь плоды из своего сада и собранные в лесу грибы.
* * * 8. Одна москвичка сообщила, что её мать чудесно исцелилась от кисты землёю, привезённой с могилки преп. Рахили.
* * * 9. Другая москвичка, некая Елена, рассказывает, что, оставшись без работы, долго не могла нигде устроиться. Приехав в Бородино, она слёзно молилась на могилке преп. Рахили. Через некоторое время её взяли на кухню в Донской монастырь, чем она была очень довольна, так как желала иметь именно такую работу.
* * * 10. В 1993 году одна молоденькая паломница Елена, ныне послушница Малоярославецкого монастыря, поздно вечером подошла к Спасо-Бородинской обители.
Все ворота были уже заперты, и не было никакой надежды попасть в нее. Она помолилась преп. Рахили, и совершенно неожиданно ворота открыла одна из сестер, ничего не знавшая о приходе девушки-паломницы.
* * * 11. Некий Алексей из г.Люберцы Московской области, усердный почитатель преп. Рахили, 10 октября 1996 года спешил на праздник Преподобной, как вдруг мотор его машины начал глохнуть, что грозило, в лучшем случае, опозданием. Но достаточно было ему произнести: «Вот как бесы преподобную Рахиль боятся!», – как мотор вновь заработал, и он со своими спутниками благополучно доехал до Бородино и так же благополучно возвратился домой, благодаря новую Чудотворицу.
Тот же Алексей рассказывал, что знает двух пожилых женщин, одна из которых землей с могилки преп. Рахили исцелилась от болезни глаз, а другая постоянно пользуется ею для облегчения боли в ногах.
* * * 12. Свиридов Алексей Иванович, 1969 г.р., 23 января 1996 года получил сильное обморожение обеих кистей рук, попал в больницу г. Москвы, где врачи сделали все возможное, чтобы ему помочь. Положение было критическое – молодому человеку грозила ампутация. Находясь в таком тяжелом положении он обратился к Богу. Вскоре наступило некоторое улучшение, но до окончательного выздоровления было далеко: раны немного зажили, но пальцы не двигались. В конце марта – в начале апреля Алексей с товарищем приехал в Бородино. Ему и раньше было знакомо это место, он чувствовал там присутствие благодати Божией, и поэтому его тянуло туда. Зайдя в монастырский храм, Алексей рассказал о своей болезни находившейся там послушнице. Она дала ему святое масло от Владимирской иконы Божией Матери и Живоносного Гроба Господня, посоветовав при этом пойти на могилку преп. Рахили, помолиться ей о помощи и взять немного земли с того места. Молодой человек все исполнил, но поскольку земля была еще покрыта снегом, то он подобрал небольшой металлический болтик, который и взял с собой, после чего они с другом уехали. Дома Алексей с верой помазал руки святым маслом, призывая в молитвах преп. Рахиль. Проснувшись на следующее утро он обнаружил, что у него стал двигаться один палец. А потом ему с каждым днем становилось все лучше и лучше. К Пасхе (Алексей посетил Бородино дней за десять до праздника) он уже мог работать руками.
После своего чудесного исцеления Алексей в знак благодарности преп. Рахили несколько раз приезжал в Спасо-Бородинский монастырь, где занимался ремонтом электроприборов.
* * * 13. В семье бывшего алтарника Смоленской церкви села Бородина не было детей. По словам врачей, их могло и вовсе не быть, из-за болезни его жены. Опечаленные супруги попросили одного знакомого священника отслужить молебен на могилке преп. Рахили о даровании дитяти. По молитвам Преподобной Господь очень скоро даровал им ребенка.
Родилась девочка, и счастливые родители назвали ее Рахилью.
* * * 14. Шофер Благочинного Рузского района продолжительное время страдал геморроем.
Из жития преп. Рахили он узнал, что она всем помогает, особенно тем, кто возьмет земли с ее могилки. Вскоре этому человеку представился случай посетить Бородино – надо было везти в монастырь Отца Благочинного. Попав туда, больной с глубокой верой поспешил на могилку Старицы, взял землицы с могилки Преподобной, насыпал в пакетик и, приехав домой, положил под подушку и вскоре получил полное исцеление от своего недуга.
* * * 15. Отец Георгий Романенко, назначенный указом Митрополита в Спасо-Бородинский монастырь, ехал к месту своего нового служения, но по причине ремонта метро, стал катастрофически опаздывать. Зная о многочисленных чудесах преп. Рахили, батюшка обратился к ней с молитвой: «Преподобная Рахиль, подтолкни меня, нерадивого!» После этого он заметил, что волнение его утихает, и в душе появляется покаянно-смиренное чувство своего недостоинства. При этом священник подумал, что если он опоздает на электричку и на службу, то в монастыре увидят, какой он есть на самом деле. В этом обращении к покаянию батюшка увидел первое чудо преп. Рахили, а второе состояло в том, что он против всякого ожидания успел на поезд и вовремя начал богослужение.
* * * 16. В одной московской семье около 4-х лет царили разлад и нестроение, т.к. муж оставил свою законную супругу и сына-инвалида, страдающего бронхиальной астмой.
Ребенок не слушался, отбивался от рук. Это горе привело жену в лоно Православия. Она нашла духовного отца, который наставлял ее терпеливо переносить эту скорбь, не отказываться от несчастного, заблуждающегося супруга, ненавидеть грех, но не человека, носящего на себе образ Божий, хоть и помраченный грехом. Женщина эта вела добродетельную жизнь, а муж продолжал грешить. Он не посещал храмов, не исповедовался и, тем более, не причащался.
И вот однажды знакомый священник-врач предложил этим людям посетить Спасо-Бородинский монастырь, на что «семья» ответила согласием. Во 2-е воскресенье Великого Поста они были во святой обители на Литургии, за которой жена и ребенок приобщились Св.Тайн. После этого бедная женщина пошла на могилку преп. Рахили и просила ее о помощи, уже не веря, что что-нибудь может измениться в ее судьбе. Потом они поехали на источник, что у Колоцкого монастыря, а вечером отстояли Пассию в Бородино и отправились обратно в Москву. По приезде домой жена стала по обычаю прощаться со своим неверным супругом, но он, поставив вещи, вдруг сказал: «Вы – моя семья, я вас больше никогда не брошу, и постараюсь исповедаться в своих грехах. Не гони меня, я хочу остаться с вами.»
* * * 17. Москвичка Юлия Борисовна Давыдова посетила Бородино накануне дня Св.Троицы 1996 года, и усердно молилась на могилке Преподобной о дочери и о своём некрещёном неверующем супруге, который в то время искал работу. Прошла неделя. Муж Юлии Борисовны очень удачно устроился, благодаря чему получил возможность полностью обеспечивать семью, а через год он принял Св. Крещение и обвенчался со своей супругой. Семья Давыдовых воцерковилась, и по прошествии 2-х лет после своего первого посещения Бородина Юлия Борисовна поехала туда в составе паломнической группы благодарить Преподобную за чудесную и скорую помощь.
X. Канонизация преп. Рахили 5-6 марта 1996 года, в связи с непрекращающимся народным почитанием старицы Рахили, Синодальная Комиссия по канонизации святых во главе с Высокопреосвященнейшим Ювеналием, Митрополитом Крутицким и Коломенским, постановила причислить Бородинскую подвижницу к лику местночтимых святых. Это решение было одобрено Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II.
В период подготовки к торжеству Прославления Преподобной Господь являл видимые знамения Своей милости, которые были отмечены сестрами обители. В течение всего июля-месяца над Бородинским монастырем время от времени вставала радуга. 28 июля 1996 года в самый день праздника погода была прекрасная.
Высокопреосвященнейший Митрополит Ювеналий возглавил торжественный акт прославления преп. Рахили, происходивший во Владимирском соборе Спасо-Бородинского монастыря и совершил Божественную Литургию в сослужении многочисленного собора духовенства Московской Епархии, после чего священство и молящиеся отправились с крестным ходом на могилку Святой. Когда шествие приблизилось к месту упокоения Преподобной, легкое облачко закрыло солнце, осеняя всё благочестивое собрание.
Высокопреосвященнейший Владыка совершил молебен, освятил фундамент будущей часовни, и в этот момент солнечные лучи вдруг ярко осветили место закладки, крест, и икону преп. Рахили. Когда же Владыка Митрополит воздвиг икону Преподобной и осенил ею молящийся народ, в ясном небе трижды раздался гулкий раскат грома.
В течение весны и лета 1997 года часовня на могилке преп. Рахили была сооружена, а 10 октября (27 сентября ст.ст.) в день преставления Святой, Высокопреосвященнейший Митрополит Ювеналий освятил часовню. Теперь на месте упокоения преп. Старицы Рахили регулярно совершаются молебные пения сестрами монастыря и паломниками. Это святое место привлекает к себе богомольцев из разных уголков России, которые, не считаясь с расстоянием, едут сюда с верою и надеждой на помощь Преподобной. Поделиться:

РАХИЛЬ БОРОДИНСКАЯ

Прп. Рахиль Бородинская

Рахиль Бородинская (1833 — 1928), преподобная

Память 27 сентября (Моск.), в Соборе Московских святых

В миру Мария Михайловна Короткова, родилась родилась в 1833 году в богатой купеческой семье в городе Дорогобуже Смоленской губернии. С детства она отличалась особой набожностью, любовью к молитве и паломничеству к святым местам, нищелюбием.

В 1847 году, во время паломничества в Киево-Печерскую лавру ей явился преподобный Феодосий, благословивший ее на монашеский подвиг.

На 17-м году жизни, она уколола глаз и опасно заболела. Отправившись за исцелением в Болдинский монастырь, девица Мария дала тайный обет постричься — и исцеление пришло мгновенно, и тут же она услышала голос, напомнивший об обете.

Через год к Марии посватался богатый купец. Боясь, что её выдадут замуж насильно, она отпросилась на богомолье — и навсегда покинула родной дом, поступив послушницей в Смоленске в Вознесенский монастырь.

Некоторые сестры были недовольны тем, что совсем молоденькую девочку поставили на ответственное послушание — кормить косарей на монастырском хуторе — и, желая её опозорить, скрыли, что косарей ожидается под две сотни, а продуктов выдали мало. Послушница в горе взмолилась Божией Матери, чтобы та накормила работников, и малого количества стряпни хватило на всех, ещё и сестрам осталось. А косари говорили, что никогда так вкусно не было. Хлеба же осталось больше, чем было привезено из монастыря.

Слава об этом чудесном насыщении разошлась широко за монастырские стены, что тревожило душу послушницы, и она решилась на побег.

Странствование Марии затянулось на годы; она побывала во многих монастырях, общалась и с подвижниками, живущими в миру. Боялась дневных переходов, потому что документов не было. Обносилась, почернела, ноги были изуродованы так, что шрамы остались вплоть до кончины. Иногда благочестивые люди предоставляли ей временный кров, давали ветхую одежду.

В 1861 году поселилась в Святогорской Успенской пустыни Изюмского уезда Харьковской губернии.

В 1867 году была переведена в Серпуховский Владычный монастырь, где святитель Филарет Московский постриг её в рясофор с именем Павла.

В 1872 году она переходит в Спасо-Бородинскую женскую обитель и поселяется в ней до конца жизни. Главным ее послушанием здесь было готовить пищу.

13 марта 1885 года рясофорная послушница Павла была пострижена в мантию с наречением имени Митродора, и вскоре ей было дано послушание алтарницы. Непосредственно перед этим назначением ей во сне явился преподобный Феодосий Печерский, благословляя принять из рук его кадило, полное жара и фимиама. Не раз монахиня Митродора сподоблялась видеть ангелов у Престола, белого голубя над Святыми Дарами, ей также дано было видеть духовное состояние литургисающих священников, что впоследствии проявилось в ее наставлениях иереям и мирским людям.

Монахине Митродоре было уже более семидесяти лет, когда в видении Господь явил ей невероятно больших размеров гроб со стоящей в нем схимницей — это было указание на принятие ею высшего монашеского чина.

17 ноября 1915 года монахиня Митродора была пострижена в схиму с именем Рахиль. Когда она в посте и молитве пребывала в храме после пострига, ей вновь явилась Матерь Божия. После принятия схимы матушка Рахиль была назначена старшей в богадельне.

Уже тогда к схимонахине Рахили стали обращаться за советом и наставлениями сестры обители и богомольцы, а однажды даже попросили благословить их. Старица, смущенная этой просьбой, всю ночь усердно молилась, а под утро, задремав в кресле, в тонком сне увидела Матерь Божию, Которая благословила ее и сказала: «Все твои прошения о людях будут исполняться. Я Сама буду благословлять тобою благословляемых». Это было благословение на подвиг старчества, к которому Господь готовил ее всю жизнь.

Из многочисленных свидетельств современников известно о ее прозорливости и чудесах. Прозорливо провидела матушка Рахиль и время своего отшествия из этой жизни.

8 сентября 1928 года многим свои посетителям она сказала, что видится с ними в последний раз. Она попросила позвать к себе монастырского духовника отца Андрея со Святыми Дарами и приобщилась в последний раз. С этого момента она больше ничего не вкушала.

Скончалась в первом часу в ночи с 9 на 10 октября 1928 года. Как старица и предсказывала, хоронили ее в канун праздника Покрова Пресвятой Богородицы на кладбище за юго-восточной стеной обители.

28 июля 1996 года прославлена Русской Православной Церковью в лике местночтимых святых Московской епархии.

Тропарь

Яко маслина плодовита возросла еси во обители Бородинстей,/ и процветши даровании исцелений и чудес,/ преподобная мати Рахиле,/ плод сторичный принесла еси,/ повелением Богородицы всеусердно ближнему послуживши,/ кротостию и любовию многих на путь спасения наставляющи/ и добродетели научающи,/ темже светлым тя венцем увенча подвигоположник Христос Бог наш,// Егоже моли спасти и просветити души наша.

Кондак

Заповеди Господни исполнивши,/ старчества благодать восприяла еси,/ немощи немощных носящи,/ священна жертва принеслася еси,/ агнице кроткой тезоименита,/ исцелений реки и ныне источаеши,/ темже мы, чада твоя, любовию притекающи вопием:/ преподобная мати Рахиле,/ моли Владыку Христа и Пречистую Матерь Его// спастися душам нашим.

Использованные материалы

  • Житие с сайта «Глинские чтения»:
  • Биография с сайта Русское Православие:

Напротив южных ворот Спасо-Бородинского монастыря находится часовня местночтимой святой преподобной схимонахини Рахили.

Часовня построена из дерева в 1997 г. в традициях древнерусского зодчества по проекту можайского архитектора, преподавателя Московского архитектурного института Н.Б. Васнецова.

Она возведена над могилой схимонахини, скончавшейся в 1928 г. и канонизированной в 1996 г.

Старица Спасо-Бородинского монастыря преподобная схимонахиня Рахиль (в миру Мария Короткова) родилась в 1833 г. в г. Дорогобуже Смоленской губернии в богатой купеческой семье и с детства отличалась любовью ко всему божественному.

Оставив суету и богатство мира сего, она покидает родительский дом и поступает в Смоленский Вознесенский монастырь, где выполняет послушание келейницы игумении. В поисках строгого аскетического жития и подлинного подвижничества она отправляется в странничество и, укрепляемая благословением Пресвятой Богородицы на девство, поселяется сначала во Владычном Серпуховском женском монастыре, а затем переводится в Спасо-Бородинскую обитель, в которой и остаeтся до конца своей жизни.

Выполняя различные послушания, схимонахиня Рахиль неопустительно совершала молитвенное правило, с с особой ревностью относилась к поминовению убиенных в 1812 году воинов; отличалась она также величайшей нестяжательностью и странноприимством, ни в чем не отказывая ищущим помощи и поддержки странникам.

В 1915 г. она сподобилась принять великую схиму. Именно с этого времени и началось старческое служение матушки Рахили, когда она, укрепляемая явившимися к ней Богоматерью и преподобным Феодосией Печерским, духовно утешала и молитвенно поддерживала сестёр обители и богомольцев.

Со всей полнотой раскрываются в Бородинской старице дары чудотворения и прозорливости, которыми её с такой щедростью наградил Господь Иисус Христос. В трагическую годину гонений на Русскую Православную Церковь молитвами матушки Рахили Спаситель и Его Пречистая Матерь защитили Спасо-Бородинскую обитель от закрытия и разрушения.

После блаженной кончины старицы память о ней живо сохранялась в народе на протяжении десятилетий — православные приходили к месту её захоронения, распространилось её рукописное житие.

Особенно возросло почитание матушки после возобновления Спасо-Бородинского монастыря.

О её благодатной помощи имеются многочисленные свидетельства, на могиле старицы постоянно совершаются заупокойные богослужения.

Празднование церковной памяти преподобной Рахили установлено в день ее кончины 27 сентября (10 октября по н.с.).

Приложение: акафист преподобной Рахили Бородинской

Кондак 1

Избранная дщи Царя Небеснаго,/ истинная служительнице Пресвятыя Богородицы,/ новая чудотворице и предивная православным помощнице,/ преподобная мати Рахиле,/ прославляюще прославльшаго тя Господа,/ воспеваем ти похвальная,/ ты же имущи дерзновение ко Святей Троице,/ от всяких нас бед свободи, да зовем ти:/ Радуйся, Рахиле, сокровище Бородинское, земли Московския похвало и радование.

Икос 1

Ангелов Творец и славы Сый Господь, дарова тя, Рахиле, яко многоценное сокровище, людем российским, во дни великия смуты и мятежа, да видяще равноангельное житие твое и благодати струю выну текущую, не погибнут до конца во гресех своих и обратятся в покаянии к Создателю своему, тебе же благодарственно воспоют похвальную песнь сице: Радуйся, звездо, во мраце безбожия светло возсиявшая: Радуйся, житием твоим Солнце Правды, Христа проповедавшая. Радуйся, во времена гонений лютых за правую веру брань мужески подъявшая: Радуйся, новомучеников российских сопричастнице. Радуйся, на земли совершенствам Отца Небеснаго подражавшая: Радуйся, венец нетленный от Него приявшая. Радуйся, добродетелей лествицею к Небесем востекшая: Радуйся, во плоти ангельски пожившая. Радуйся, пречудное и быстрое падших востание: Радуйся, скорбящих от слез избавление. Радуйся, о рати православней молитвеннице теплая: Радуйся, за Русь Святую предстательнице непостыдная. Радуйся, Рахиле, сокровище Бородинское, земли Московския похвало и радование.

Кондак 2

Видя Господь благое сердца твоего изволение, яко издетска послужити Ему восхотела еси, призва тя на тесный и прискорбный путь жития иноческаго, к Царствию Небесному ведущий: Ты же всем сердцем, всею душею и всею крепостию твоею Бога возлюбивши непрестанно взывала еси: Аллилуиа.

Икос 2

Разум старческий в юных летех стяжала еси, преподобная, отвращалася бо еси суетных утех мира сего, душу твою Божественными писании веселящи. Темже мы, дивящеся таковому о тебе Божию промышлению зовем: Радуйся, храм Божий и молитву от юности возлюбившая: Радуйся, безмолвию и богомыслию прилежавшая. Радуйся, начало подвигов твоих во младости положившая: Радуйся, главу твою под благое иго Христово подклонившая. Радуйся, благочестивых родителей отрасль пречестная: Радуйся, Христа ради дом родительский оставившая. Радуйся, нрав боголюбив стяжавшая: Радуйся, верою ум твой просветившая. Радуйся, яко издетска сирым и убогим милосердия токи излияла еси: Радуйся, яко ризы и брашна нищей братии Христовой подавала еси. Радуйся, отроковице добрая, Божественныя благодати преисполненная: Радуйся, вышней премудрости наученная. Радуйся, Рахиле, сокровище Бородинское, земли Московския похвало и радование.

Кондак 3

Силою Вышняго и неисповедимым Промыслом ведома, притекла еси во град Киев, поклонения ради честным мощем преподобнаго Феодосия, егоже измлада возлюбила еси: святую же Лавру Печерскую узревши, воспела еси благих Подателю Богу: Аллилуиа.

Икос 3

Имущи желание равноангельнаго иноческаго жития, пред ракою святых мощей Божественнаго Феодосия, яко живу сущу ему, просила еси, отроковице Боголюбивая, волю Божию о тебе известну сотворити: мы же видяще толикое твое тщание и веру несумненну, вопием таковая: Радуйся, начальника монашества Российскаго усердно чествовавшая: Радуйся, к святым мощем его с верою притекшая. Радуйся, невидимою силою прямо раки поставленная: Радуйся, к подножию ея со слезами приклонившаяся. Радуйся, явления самаго преподобнаго сподобившаяся: Радуйся, усты ко устом с ним глаголавшая. Радуйся, от первоигумена Лавры Печерския благословение приимшая: Радуйся, на путь монашеский им управленная. Радуйся, преподобным Феодосием чрез все житие твое, яко отцем, руководимая: Радуйся, с нимже ныне в Царствии Небеснем прославленная. Радуйся, розго младая, к лозе монашества Российскаго привитая: Радуйся, плод сторичный в пособие православным возрастившая. Радуйся, Рахиле, сокровище Бородинское, земли Московския похвало и радование.

Кондак 4

Бурю внутрь имеяй помышлений сумнительных, благочестивый родитель твой смятеся, помышляя в замужество вдати тя, преподобная Рахиле, ты же Единому Жениху паче всех человек краснейшу душею уневестившися, земнаго супружества отвращалася еси, поющи Богу: Аллилуиа.

Икос 4

Слышавши родителя грозныя увещания, голубице чистая, убоялася еси, жениху смертному отдана быти, сего ради во град Смоленск востекла еси к чудотворней иконе Одигитрии, да управит путь твой к Безсмертному Жениху Христу, темже вопием ти: Радуйся, на Богоматерь упование возложившая: Радуйся, козни вражия всесильною помощию Ея победившая. Радуйся, яко Пречистая упования твоего не посрамила еси: Радуйся, яко во обитель Вознесения Господня путь твой управила еси. Радуйся, земным раем святую обитель почитавшая: Радуйся, тамо сердцем и усты немолчно Творца прославлявшая. Радуйся, яко птица тенет мирскаго жития избавльшаяся: Радуйся, дивным цветом во дворех Господа процветшая. Радуйся, чистая дево, к Пречистей Агнице слезно взывавшая: Радуйся, и сама агницей кроткой наименованная. Радуйся, голубице, под кровом Всевышняго вогнездившаяся: Радуйся, с мудрыми девами в брачный чертог радостно возшедшая. Радуйся, Рахиле, сокровище Бородинское, земли Московския похвало и радование.

Кондак 5

Боготечную и путеводную звезду имущи, Рахиле, пречуднаго Феодосия, житию его святому и подвигом безпорочно поревновала еси, братии служением неленостным, пощением, бдением, еще же и плоти твоем, умерщвлением: мы же видяще толикия труды твоя, спасения ради подъятыя, поем укрепльшему тя Христу: Аллилуиа.

Икос 5

Видящи, преподобная, яко родитель не остави тя попечением, аще и в монастырь вселилася еси, потщалася еси зельными подвиги удручити плоть твою и милостыню творити, наипаче же обитель святую оставльши вдатися в подвиг странничества. Мы же, видяще толикое твое о добродетели рачение, глаголем: Радуйся, заповедей евангельских хранительнице усердная: Радуйся, совершеннаго нестяжания исполненная. Радуйся, любве родительския любве ради Христовы отвратившаяся: Радуйся, красных мира сего до конца отвергшаяся. Радуйся, яко в нищетне образе неведомая миру странница явилася еси: Радуйся, яко нищетою вольною подражати Владыце Христу потщалася еси. Радуйся, поношения и поругания от людей приявшая: Радуйся, сего ради Христа и Пречистую Матерь Его сопутниками имевшая. Радуйся, мраз и глад мужески претерпевшая: Радуйся, злострадания телесная паче плотскаго упокоения возлюбившая. Радуйся, яко пищи безсмерныя ныне причащаешися: Радуйся, яко упокоением Небеснаго Царствия ныне наслаждаешися. Радуйся, Рахиле, сокровище Бородинское, земли Московския похвало и радование.

Кондак 6

Проповедует земля Смоленская совершенство богоподобных твоих добродетелей, Рахиле преславная, яко еще в новоначалии сущи брашна и хлебы во обители твоей помощию Богородицы умножила еси, и тако множество людей напитавши, коварство наветниц твоих посрамила еси, не ведущих пети: Аллилуиа.

Икос 6

Осияния Небеснаго сподобилася еси, мати честная, Приснодеву Богородицу в чудном видении узревши, и Сию яко Младопитательницу добрую и Стену девства нерушимую обретши, в веселии спасительный путь твой проходила еси, сего ради венчаем тя сими песенными цветы: Радуйся, целомудрие, яко многоценный бисер, соблюдшая: Радуйся, хранительницю девства твоего Богоматерь имевшая. Радуйся, ничесоже на небеси и на земли разве Христа видети желавшая: Радуйся, любовию Божественною душу и тело твое согревавшая. Радуйся, риз лепоту и доброту телесную презревшая: Радуйся, одеяние чертога небеснаго и память смертную паче возлюбившая. Радуйся, мучительства страстей мудре избежавшая: Радуйся, единому Богу служити восхотевшая. Радуйся, постнического жития истинное правило: Радуйся, в подвизех древним отцам и женам поревновавшая. Радуйся, яко в невестнике Христовом присно живеши: Радуйся, яко и нас предстательством твоим не оставляеши. Радуйся, Рахиле, сокровище Бородинское, земли Московския похвало и радование.

Кондак 7

Хотя человеколюбец Господь явити тя, богоблаженная мати Рахиле, людем Своим, путь твой во Святыя Горы управи, идеже преподобный Иоанн Затворник подвизашеся, иже многия дивныя тайны поведа ти и паки во обитель святую возвратитися и страждущим тамо служити повеле, егоже богомудрых, словес, яко Самаго Господа, в сладость послушавши, вопияла еси: Аллилуиа.

Икос 7

Новосоделала еси, Рахиле пречудная, многими труды и борении душу твою, темже явилася еси Духу Святому приятелище достойное: обаче послушанию монастырскому вдавшися, христоподражательным смирением твоим уязвила еси прегордаго велиара, сего ради зовем ти: Радуйся, Владычицу Пречистую путеводительницею имевшая: Радуйся, во обитель Владычнюю Ею управленная. Радуйся, братству монастырскому паки всеусердно послужившая: Радуйся, в послушании при поварне дары благодатныя явившая. Радуйся, дом добродетели на камени заповедей утвердившая: Радуйся, фараона мысленнаго в море смирения потопившая. Радуйся, противу мира, плоти и диавола брань мужески подъявшая: Радуйся, венец победы от Подвигоположника приимшая. Радуйся, Господа серафимскою любовию возлюбившая: Радуйся, чести безплотных на небеси сподобльшаяся. Радуйся, идеже Христос в телеси, тамо и ты пребываеши: Радуйся, яко милость Его богатую на нас призываеши. Радуйся, Рахиле, сокровище Бородинское, земли Московския похвало и радование.

Кондак 8

Странствия подвиг совершивши, преподобная мати, присно странницею себе почитала еси, Отечества Небеснаго взыскующи, сего ради сподоби тя Господь послужити Пресвятому имени Своему во обители Всемилостиваго Спаса, на крови воинов стоящей, идеже многими даровании и чудесы просияла еси, поющи Богу: Аллилуиа.

Икос 8

Всю себе в жертву Господеви принесши, Рахиле предивная, благоухание приятное непорочным житием Владыце твоему явилася еси: приходящим к тебе с верою вспоможение безмездно подающи и немощи немощных носящи и тако Закон Христов исполнила еси, темже вопием ти: Радуйся, яко во обители Нерукотворнаго Образа Христова потрудилася еси: Радуйся, яко нерукотворный храм души твоея благолепием добродетелей украсила еси. Радуйся, Духа Святаго благодать стяжавшая: Радуйся, образ Божий в себе обновившая. Радуйся, мати наша чадолюбивая: Радуйся, тайных прегрешений обличительнице прозорливая. Радуйся, яко доилица, чада твоя духовная любовию согревавшая: Радуйся, словесным и чистым млеком души их воспитавшая. Радуйся, заповеди Господни творити научающая: Радуйся, окамененная сердца во источницы милования обращающая. Радуйся, болящим и скорбным скорая помощнице: Радуйся, заблуждшим мудрая наставнице. Радуйся, Рахиле, сокровище Бородинское, земли Московския похвало и радование.

Кондак 9

Всяк разум удивляется бывшему на тебе, Рахиле блаженная, Божию благоволению, яко служащи в алтаре Господнем, зрительница видений чудесных явилася еси, темже радования духовнаго исполнившися, вопияла еси Богу: Аллилуиа.

Икос 9

Ветия многовещаннии не возмогут изрещи теплоту Божественныя твоея любве, преподобная, юже на люди православныя обильно излияла еси, аще и в немощи телесной сущи, обаче силою Божиею целительница и чудотворица великая показалася еси. Сего ради восхваляем тя сице: Радуйся, Божию Силу и Божию Премудрость людем проповедавшая: Радуйся, немощных в вере укрепившая. Радуйся, духовнаго любомудрия ревнительнице: Радуйся, пищи духовныя и телесныя подательнице. Радуйся, оставленных врачами со одра болезни воздвизающая: Радуйся, отступивших от правыя веры на путь спасения возвращающая. Радуйся, блуждающих по морю жития сего мудре окормляющая: Радуйся, юныя благочестию научающая. Радуйся, пророчества дара исполненная: Радуйся, будущая, яко настоящая провидевшая. Радуйся, от внезапныя смерти избавляющая: Радуйся, от погибели душевныя спасающая. Радуйся, Рахиле, сокровище Бородинское, земли Московския похвало и радование.

Кондак 10

Спасти хотя чад заблуждших милосердный Господь, посла тя, Рахиле, яко агницу посреде волков, во свидетельство истины Христовой, да соберутся овцы расточенныя во ограду церковную, да возсияет паки во Отечестве нашем свет веры Православныя, подвизая всех пети Богу: Аллилуиа.

Икос 10

Стена благочестия явилася еси непоколеблема, богомудрая мати Рахиле, ограждающи притекающих к тебе от душепагубных учений, укрепляющи малодушных, предстательствующи в молитвах, еще же и лютыя беды грядущия на страну нашу предвозвестила еси. Мы же чудящеся таковому о нас грешных Божию промышлению умильно глаголем: Радуйся, православия стено нерушимая: Радуйся, молитвы за мир лампадо негасимая. Радуйся, любве пучино Богом излиянная: Радуйся, светильниче на свещнице высоцем поставленный. Радуйся, злобы бесовския мрак отгоняющая: Радуйся, человеки от бед и скорбей избавляющая. Радуйся, многих сынов Российских из бездны греховныя восхитившая: Радуйся, тех на путь покаяния наставльшая. Радуйся, не токмо верных, но и неверных любовию объявшая: Радуйся, милование Христово к немощным и грешным проповедавшая. Радуйся, неимущих вдов и сирот снабдевающая: Радуйся, алчущих и жаждущих насыщающая. Радуйся, Рахиле, сокровище Бородинское, земли Московския похвало и радование.

Кондак 11

Пение всякое не возможет изрещи богатство духовных дарований твоих Рахиле прехвальная, яко не токмо постническим житием просияла еси, но и ближнему безмездно послужила еси, и веру Христову пред лицем власти богоборныя исповедала еси: темже мы, славяще Бога, дивнаго во святых своих поем: Аллилуиа.

Икос 11

Светоприимную свещу сущим во тьме неразумия людем русским, Богом явленную, зрим тя, всеблаженная мати наша Рахиле, возсияла бо еси светом добродетельнаго жития твоего, егда оскуде на Руси преподобный, и наставила еси к разуму истинному, вся зарею словес Божиих ум просвещающи, звании же почитаемая сими: Радуйся, Солнца Правды луче пресветлая: Радуйся, Света Невечерняго заре немерцающая. Радуйся, яко молния, словесы твоими души просвещающая: Радуйся, яко гром, враги Церкве Христовы устрашающая. Радуйся, чистых дев ко Христу невестоводительнице: Радуйся, целомудрия любителей наставнице. Радуйся, чад твоих на подвиг исповедничества благословившая: Радуйся, молитвами твоими их укрепившая. Радуйся, духовнаго просвещения светильниче небосветлый: Радуйся, молитвами твоими их укрепившая. Радуйся, духовнаго просвещения светильниче небосветлый: Радуйся, милосердия и милостыни источниче неисчерпаемый. Радуйся, нас грешных к покаянию призывающая: Радуйся, ближняго любити научающая. Радуйся, Рахиле, сокровище Бородинское, земли Московския похвало и радование.

Кондак 12

Благодать древнюю дати восхотев, Человеколюбец Господь яви тя, Рахиле преславная, во дни гонений на Церковь Христову новую Свою угодницу и за Русь молитвенницу неусыпающую, сего ради благодаряще Бога вопием: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще честное твое преставление, преподобная мати Рахиле, ублажаем тя вси, тобою бо препрославленный наш Господь славно прославися, и всех воспевати тебе научи: Радуйся, святая, со всеми святыми на небесех торжествующая: Радуйся, с ними песнь победную Богу воспевающая. Радуйся, в ризы светлыя неветшающия ныне облеченная: Радуйся, добротою девства преиспещренная. Радуйся, от Христа венец достойный приявшая: Радуйся, и нам в Царствие Небесное путь показавшая. Радуйся, целительнице безмездная: Радуйся, предстательнице о нас пред Богом непостыдная. Радуйся, Церкве Христовы оружнице непобедимая: Радуйся, иноком в брани духовней наставнице богомудрая. Радуйся, вертограда Бородинскаго маслина плодовитая: Радуйся, Российскаго луга духовнаго крине благовонный. Радуйся, Рахиле, сокровище Бородинское, земли Московския похвало и радование.

Кондак 13

О преблаженная и богомудрая мати наша Рахиле, не забуди убогих твоих до конца, приими сие малое моление наше и принеси е ко Престолу Вседержителя: умоли Христа Всецаря силу свыше православным христианом на сопротивныя подати и на Судищи Страшнем грехов наших не помянути, наипаче же Царствия Небеснаго достигнути, вопиющим Ему: Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа.

Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1

Молитвы к преподобной Рахиле Бородинской

Молитва первая

О незлобивая и кроткая, праведная старице, преподобная мати Рахиле, новая чудотворице и молитвеннице за род христианский! Се мы, грехми и треволненьми житейскаго моря обуреваеми, от глубины сердечныя взываем ти: не остави нас, немощных, печальных и унылых призрением милостивнаго твоего заступления!

Во дни земнаго жития твоего явилася еси болящим безмездная целительница, алчущим милостивая кормительница, заблуждшим наставница, скорбящим и обидимым утешительница милосердная и всем притекающим к тебе скорая помощница и чадолюбивая мати. И ныне вемы, яко дана тебе от Господа и Пречистой Богородицы благодать молитися за ны.

О верная слуго Христова, сторицею возрастившая данный тебе талант, уврачуй страсти душ и телес наших, укрепи в добродетели и настави на путь покаяния: умягчи наша злая и хладная сердца, да паче всего возлюбим Христа, в Немже и ближняго своего. Умоли Господа сил низпослати милость Свою многострадальному Отечеству нашему и святей обители сей, в ней же подвизалася еси, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте: и тако достигнем в немятежное пристанище Небеснаго Царствия, идеже ты в незаходимей сияеши славе, воспевая со всеми святыми хвалебную песнь Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

О достоблаженная старице наша, преподобная мати Рахиле, недужных и скорбных скорая утешительнице и целительнице! Приими ныне моление недостойных чад твоих и донеси сей малый плод сердец и устен наших ко престолу Божию, да предстательством твоим низпослет нам Милосердный Господь щедроты Своя: подаст благоденствие Отечеству нашему и обители сей: избавит от труса, огня, меча, нашествия иноплеменник и междоусобныя брани: недужным дарует исцеление, скорбящим утешение: гордых смирит, нерадивых к покаянию обратит, монашествуюших дух в горении к Богу укрепит: всем православным Христианом подаст, яже ко спасению потребная: наипаче же явит нам милость на Страшнем судище Своем и вселит в обители Небесныя со всеми святыми: Емуже подобает хвала и слава, честь и держава, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 5

Яко маслина плодовита возросла еси во обители Бородинстей,/ и процветши даровании исцелений и чудес,/ преподобная мати Рахиле,/ плод сторичный принесла еси,/ повелением Богородицы всеусердно ближнему послуживши,/ кротостию и любовию многих на путь спасения наставляющи/ и добродетели научающи,/ темже светлым тя венцем увенча подвигоположник Христос Бог наш,// Егоже моли спасти и просветити души наша.

Кондак, глас 2

Заповеди Господни исполнивши,/ старчества благодать восприяла еси,/ немощи немощных носящи,/ священна жертва принеслася еси,/ агнице кроткой тезоименита,/ исцелений реки и ныне источаеши,/ темже мы, чада твоя, любовию притекающи вопием:/ преподобная мати Рахиле,/ моли Владыку Христа и Пречистую Матерь Его// спастися душам нашим.

Величание

Ублажаем тя, преподобная мати Рахиле,/ и чтим святую память твою,/ ты бо молиши о нас// Христа Бога нашего.

Молитва к рахиль

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *