Монастырь Саввы Освященного (Mar Saba Monastery)

Монастырю Саввы Освященного принадлежит совершенно особое место в списке паломнических мест на Святой Земле. Его история неразрывно связана с подвижнической деятельностью одного человека, жившего в V веке.

Святой Савва происходит из христианской семьи, которая жила в Каппадокии. Он самостоятельно пришел в монастырь послушником на восьмом году жизни, быстро освоил грамоту, начал глубоко постигать Священное Писание.

Монашеский постриг Савва принял в 17 лет в Флавианском монастыре, проведя здесь десять лет.

Стремление обрести высокого духовного наставника привело Савву в Иерусалим к преподобному Евфимию Великому. Однако тот, не желая принимать совсем молодого монаха в число отшельников, живущих в суровых пустынных условиях, направил Савву в монастырь святого Феоктиста.

Пребывая в монастыре Мукеллик, отличающемся строгостью общежительного устава, монах Савва многие годы провел в посте и ревностном служении. Здесь он прожил долгие 17 лет.

Из них последние пять лет Савва жил как отшельник в уединенной пещере, присоединяясь к монахам в монастыре только по субботним и воскресным литургиям.

Евфимий Великий не отставлял его своим вниманием и под этим духовным руководством Савва вырос в одного из великих подвижников веры. Не случайно другие монахи вслед за Евфимием Великими звали его отроком-старцем за беспримерно длительное и беспорочное монашеское служение.

После смерти Евфимия Великого в 473 Савва ушел в Иудейскую пустыню.

На этот момент ему исполнилось 40 лет, и он около пяти лет провел в отшельничестве. Потом в пророческом сне Савве привиделось место дальнейшего служения.

Это была пещера, находившаяся на обрывистом берегу Кедрона. Найдя указанное место, Савва в молитвах и размышлениях провёл здесь следующие пять лет.

Привлеченные его святостью сюда начали прибывать ученики. Каждому из них Савва отводил отдельную пещеру, которых поблизости было достаточно.

Учеников становилось всё больше, они собирались для совместных молитв и в 484 году в одной из пещер был устроен подземный храм. Так был сделан первый шаг к созданию лавры Саввы Освященного.

Эта пещера считается «церковью, которую построил Бог», потому что её форма напоминает базилику, и в ней даже угадываются очертания апсиды и ризницы.

Постоянный рост числа послушников и иноков, нуждавшихся в его наставничестве, не отвратили святого Савву от привычки к отшельничеству.

Каждый год он уходил в пустыню, где проводил время в полном уединении. Святой Савва не только обретал духовные силы и величие в молитвах, он находил физические силы для создания в Палестине новых монастырей.

Каждая из новых обителей имела своё предназначение. Среди них был общежительный монастырь для монахов, уже полностью готовых к ведению подвижнической жизни.

В другом монастыре, устроенном к северу от лавры, монахи постигали премудрости аскетической жизни и учили наизусть Псалтирь. Всего Савва Освященный основал семь монастырей, приняв на себя обязанности их духовного наставничества.

Во время наивысшего расцвета при святом Савве в лавре находилось 5000 монахов. Для их нужд строились новые кельи, возводились храмы. Монахи начали строительство мсобора Благовещения Пресвятой Богородицы.

Монастырю покровительствовал византийский император Юстиниан I. На его средства было завершено строительство собора, по периметру монастыря сооружены оборонительные стены и сторожевая башня.

Эти сооружения сохранились до сих пор, а Башня Юстиниана является самой высокой точкой монастыря.

При жизни Саввы также была возведена церковь святого Николая Мирликийского. Свой земной путь святой Савва завершил в 532 году, когда ему исполнилось 94 года.

Его мощи, остающиеся нетленными, хранились в лавре до середины XIII века, когда их переместили сначала в Константинополь в связи с опасностью нашествия арабских завоевателей, а уже оттуда их вывезли в Венецию крестоносцы.

Реликвия была возвращена в лавру Саввы Освященного в 1965 году. Сегодня мощи находятся в храме Благовещения Пресвятой Богородицы под стеклом в деревянной раке.

В монастыре на восточном берегу Кедрона сохранилась первая пещера (скит) святого Саввы. Она закрыта кованной железной решеткой с крестом и отмечена заглавными буквами А и С. Внутри находится несколько икон в полукруглой нише и выдолбленная в камне скамья.

После смерти Саввы Освященного в жизни лавры происходили и трагические, и возвышенные события. В 614 году христианские монахи были убиты персами. Набеги кочевых племен, разграбление лавры и убийства иноков случались и в последующие столетия.

Среди насельников монастыря числятся несколько десятков святых, которые высоко почитаются православными церквями. В VIII веке здесь принял монашеский сан святой Иоанн Дамаскин, проживший в лавре около 50 лет.

Он известен своими сочинениями, в которых поддерживал иконопочитание, а также другими трудами, где систематизируются многие постулаты христианского вероучения.

Пещера Иоанна Дамаскина и его гробница почитаются как святые реликвии.

Святой Андрей Критский составил здесь Великий канон, который читается во время Великого поста. Святой Кирилл Скифопольский написал историю монашеского движения.

Святой Феофан Затворник прославился как переводчик древних книг. Труды этих монахов лавры Саввы Освещенного оказали огромное влияние на весь православный мир.

Одним из важнейших регламентирующих документов стал монастырский устав, который называют Иерусалимским. Он был разработан самим Саввой Освященным и начал использоваться сначала с 524 году в лавре, затем в других православных монастырях Палестины и Ближнего Востока.

В Древней Руси Иерусалимский устав начал употребляться по инициативе митрополита Киприана.

В XII веке, совершая хождение на Святую Землю, в монастыре святого Саввы Освященного побывал русский паломник игумен Даниил. Он прожил в монастыре полтора года и оставил необыкновенно поэтичное описание лавры.

В середине XV века монахи полностью покинули лавру, не выдержав постоянных набегов кочевых племён. Они смогли вернуться сюда только во времена турецкого правления, получив охранные грамоты от султана.

О святости и престиже монастыря говорит хотя бы тот факт, что его иноки являются непременными участникам литании при схождении Святого огня в храме Гроба Господня.

Сегодня в лавре обитают около 20 монахов из разных стран, среди них есть и выходцы из России. Их жизнь столь же аскетична, как и в эпоху средневековья. На территории монастыря действует время, которое называют византийским. Например, 12 часов ночи соотносятся с заходом солнца.

Молитвы начинаются приблизительно через полтора-два часа после полуночи (имеется в виду привычное для нас время) и продолжаются примерно семь часов, то есть всю ночь.

Едят монахи один раз в сутки, в основном они употребляют сырую и не варёную пищу, то есть в лавре принято так называемое сухоядение. Только по субботам, воскресеньям и по великим праздникам разрешается принимать пищу два раза в день. Не позволяется по монастырскому уставу есть яблоки, поскольку они являются плодом искушения.

В монастыре нет электричества, нет сотовой связи. Монастырь является мужским, и с момента его основания здесь не было ни одной женщины.

Исключения не делаются ни для кого. Даже когда святого Савву навещала его мать София, он устроил её на ночлег за стенами монастыря.

Сейчас на этом месте находится Женская башня, она получила такое название потому, что в прошлом служила местом приёма для женщин, совершающих паломничество или пришедших сюда, чтобы проведать своих родных, ставших монахами.

Сегодня женщины, прибывающие к монастырю, должны оставаться перед входом. К ним выходит послушник: угощает чаем и кофе и выносит небольшой ковчег со святыми мощами, к которому они могут приложиться.

Вместе с информационными листовками о лавре монах преподносит паломницам листья растущей в монастыре финиковой пальмы, которая считается способной творить чудеса.

Листья надо заваривать как обычный чай и пить, соблюдая в течение 40 дней пост, воздержание и вознося молитвы, что должно излечить от бесплодия.

Хотя справедливости ради надо заметить, что в память матери Саввы Освященного в лавре построена церковь Софии. Всего на монастырской территории находится девять церквей.

Среди них есть такая маленькая церковь Георгия Победоносца, что в алтаре находится место всего для одного священника. В ближайших скалах сохранились пещеры – скиты, в которых обитали монахи.

В самом древнем храме лавры – церкви Святителя Николая Мирликийского Чудотворца – сохраняются останки монахов, принявших мученическую смерть.

Некоторые из них являются особо почитаемыми, поскольку на костях черепа имеется изображение креста. Эти реликвии можно увидеть в приделах храма на специальных стендах под стеклом. В монастыре сохраняется и несколько нетленных мощей.

Вообще похоронный обряд в монастыре совершается не совсем обычно. Тело умершего помещают в особую погребальную пещеру, которая находится под площадью двора, и закрывают плитой. Когда тело истлевает, костные останки перемещаются в общую усыпальницу.

В лавре высоко почитают своих святых. В частности, в храме Благовещения долгое время находился иконостас, который был привезен из базилики Рождества Христова в Вифлееме.

На царских вратах были изображены святые преподобные Савва Освященный, Харитон Исповедник, Евфимий Великий и Иоанн Молчальник, и лишь в XXI веке их заменили более новыми образами.

Паломники могут не только осмотреть всю территорию монастыря и прикоснуться к его святыням. По договоренности они могут присутствовать на богослужениях и даже некоторое время пожить в монастыре, подчиняясь его уставу.

В заключение можно добавить еще несколько штрихов к облику Саввы Освященного, который творил многочисленные чудеса и пользовался уже при жизни огромным авторитетом. Его почитали и простые люди, и императоры.

По молитве святого Саввы прекращалась засуха, и проливался дождь. Страждущие и больные получали исцеление, благодаря его молитве.

В монастыре долгое время не было источника воды, и насельникам приходилось далеко ходить за водой. Но после молитвы святого Саввы в лавре появился собственный источник, и он существует до сих пор, снабжая монахов питьевой водой.

Вода из этого святого источника подаётся также паломникам для благословения. Для других нужд используется дождевая вода, которая собирается в специальные резервуары.

Забота о воде происходит по божественному промыслу.

Предчувствуя скорую кончину, преподобный Савва в знак прощания совершил паломничество к храму Гроба Господня. Затем он вернулся в свою лавру и мирно окончил земной путь.

История монастыря

Первой постройкой стала пещерная церковь, построенная после того, как вокруг отшельника начали селиться ученики.

Монастырь пользовался поддержкой императора Юстиниана I, при нем были построены укреплённые монастырские стены и дозорная башня, называемая Юстиниановой.

Купола и контрфорсы Мар Саба

К концу жизни святого Саввы в основанном им монастыре проживало до 5000 иноков.

Преподобный Савва Освященный дожил до 94 лет, из них 86 в отшельничестве и монастыре, и был погребен в лавре.

В монастыре есть усыпальница в которой хранятся мощи монахов, убитых при нашествии персов в 614 г.

Черепа монахов, принявших мученическую смерть

По давней традиции монастырский устав запрещает для женщин вход в монастырь.

Для своей матери, Софии, Савва, рядом с лаврой построил так называемую «Женскую башню», которая затем стала использоваться как гостиница для женщин, желающих жить рядом с лаврой.

Во время арабского завоевания Палестины (636 г.), ситуация вокруг христианских монастырей постепенно ухудшалась. Власти халифата практически не контролировали действия отдельных бедуинских племен, промышлявших разбоем и грабежом в первую очередь христианского населения.

В 786 г. бедуины после месячной осады взяли лавру штурмом. Святыни были разграблены и поруганы, а монахи поголовно вырезаны.

Обитель вновь была восстановлена за счет помощи Константинополя.

В 1187 г., после завоевания Иерусалимского королевства Саладином, лавра св. Саввы опять серьезно пострадала, часть монастырских построек была разрушена и погибло множество монахов.

В начале XII в. лавру посетил русский паломник игумен Даниил, писавший о ней:

Будучи не в силах противостоять постоянным набегам бедуинов, последние насельники лавры покинули ее еще до 1440 г. и она простояла необитаемой около 100 лет, пока власть в Палестине не перешла к туркам-османам. Охранные грамоты Сулеймана II позволили монахам возобновить деятельность лавры.

Монастырь был снова разрушен и разграблен бедуинами в 1834 г. и землетрясением 1837 г.

В 1840 г. на средства России монастырь был восстановлен и укреплен контрфорсами.

В настоящее время обители проживают 15 монахов — греки, румыны и один русский.

Монастырские строения

Церкви

Собор Благовещения Пресвятой Богородицы (кафоликон лавры)

Строительство было начато между 494 и 501 гг. братьями Геласием и Феодулом Исаврами. Завершена постройка была императором Юстинианом Великим. При императоре Иоанне VI была выполнена реставрация собора.

Первое описание церкви составлено современником преподобного Саввы Кириллом Скифопольским. Собор каменный, однонефный, однокупольный, перекрыт крестовыми сводами, длина 27 м.

К западной части пристроен притвор размерами 3,65 х 6,1 м. Купол опирается на шесть колонн, встроенных в продольные стены здания. Западный вход украшен фронтоном с греческой надписью: «ΙΕΡΑ ΛΑΥΡΑ ΣΑΒΒΑ ΤΟΥ ΗΓΙΑΣΜΕΝΟΥ» (святая лавра Саввы Освященного).

Внутри стены собора украшены фресками, пол вымощен чёрным и белым мрамором, вдоль боковых стен установлены стасидии.

Алтарная часть отделяется от основного пространства резным позолоченным иконостасом на царских вратах которого вместо четырёх евангелистов изображены известные палестинские подвижники (Савва Освященный, Харитон Исповедник, Евфимий Великий и Иоанн Молчальник).

В алтаре хранятся мощи преподобного Ксенофонта и сыновей его Аркадия и Иоанна. После возвращения в 1965 г. из Венеции мощей святого Саввы они были помещены в соборе в стеклянной раке.

Пещерная церковь Николая Чудотворца

Церковь Собора святых Архангелов

Построена в 1970-е гг. по инициативе игумена Серафима на месте несохранившейся древней церкви (следы её кладки видны на южной стороне здания). Церковь двухэтажная, однокупольная.

Церковь Софии (матери Саввы Освященного)

Часовни

Часовня-усыпальница Саввы Освященного

Построена в VII в. для хранения мощей основателя лавры. В 1256 г. его мощи были вывезены в Венецию и после возвращения в 1965 г. в обитель были помещены уже в Благовещенском соборе.

Гробница святого Саввы

Часовня имеет шестигранную форму и купольный свод. Вход в часовню расположен на восточной стороне, он украшен порталом с двумя колоннами, увенчанными резными капителями.

Рака с мощами святого Саввы в Благовещенском соборе

Над порталом находится греческая надпись: ‛Ο τάφος του ‛αγίου Σάββα (Гробница святого Саввы). Юго-западная стена часовни глухая, на остальных имеются окна.

Часовня Иоакима и Анны и третья келья Саввы Освященного

Часовня Георгия Победоносца

Часовня Иоанна Крестителя

Часовня Симеона Столпника в Женской башне

Расположена в одной из трёх комнат Женской башни, лишена внутреннего убранства, имеется лишь небольшой алтарь.

Часовня Иоанна Златоуста

Скиты

Скит Саввы Освященного (первая келья Саввы)

Расположен к юго-востоку от монастыря в естественной пещере. Согласно жития святого Саввы, это место для духовных подвигов было указано ему ангелом.

В пещере имеется каменная скамья и место для молитв в вырубленной полукруглой нише, напоминающей апсиду. Размеры пещеры 5,5 х 3,2 м, высота 2,7 м.

Скит Иоанна Молчальника

Пещерные кельи к северу от монастыря на восточном берегу Кедрона. В первой половине VI в. в ней проживал преподобный Иоанн Молчальник. Его келья расположенная на втором ярусе скита имеет размеры 4×2,8 м и завершается подковообразной апсидой шириной 2,2 м. В апсиде сохранились остатки фрески с изображением трёх вавилонских отроков, их лица стёрты бедуинами-мусульманами.

Скит Ксенофонта (пещера Ксенофонта)

Скит Аркадия, сына Ксенофонта (башня Аркадия)

Расположен на юго-западном берегу Кедрона в 300 м от монастыря. Своё название получил по имени сына преподобного Ксенофонта, жившего в этой пещере. Во второй половине VI в. рядом с пещерой была построена башня, кладка которой сохранилась до высоты 8 м. Пещера Аркадия имеет размеры 13,5×5 м и разделена на несколько помещений, одно из которых служило кельей, а другое использовалось как часовня. На стенах часовни сохранились остатки фресок, относящиеся к VII—VIII вв.

Скит Иоанна, сына Ксенофонта

Монастырь
Лавра Саввы Освященного
Λαύρα Σάββα τοῦ Ἡγιασμένου
31°42′18″ с. ш. 35°19′53″ в. д.HGЯOL
Страна Израиль (зона C Западного берега реки Иордан)
Территория Западный берег реки Иордан
Конфессия православие
Епархия Иерусалимская православная церковь
Тип мужской
Основатель Савва Освященный
Дата основания 484 год
Известные насельники Иоанн Дамаскин, Иоанн Молчальник, Филумен Святогробец
Реликвии и святыни мощи Саввы Освященного и других палестинских святых
Состояние действующий
Лавра Саввы Освященного на Викискладе

Ла́вра Са́ввы Освяще́нного (греч. Λαύρα Σάββα τοῦ Ἡγιασμένου; араб. دير مار سابا‎; ивр. ‏מנזר מר סבא‏‎ — монастырь Мар Саба) — православный греческий мужской монастырь, находящийся на территории Западного берега реки Иордан в Иудейской пустыне, в долине Кедрон, под полным контролем Израиля (зона C). Основан около 484 года преподобным Саввой Освященным. Является одним из древнейших общежительных монастырей. Монастырь находится в юрисдикции Иерусалимской Православной церкви.

История монастыря

Монастырь был основан Саввой в Иудейской пустыне. Первой постройкой стала пещерная церковь, построенная после того как вокруг отшельника начали селиться ученики. Монастырь пользовался поддержкой императора Юстиниана I, при нём были построены укреплённые монастырские стены и дозорная башня, называемая Юстиниановой. К концу жизни святого Саввы в основанном им монастыре проживало до 5000 иноков. В VIII веке в лавре принял монашеский постриг и прожил около 50 лет святой Иоанн Дамаскин, сохранилась пещера в которой он жил и его гробница. В монастыре есть усыпальница, в которой хранятся мощи монахов, убитых при нашествии персов в 614 году; о мученичестве упомянутых монахов рассказал во вводной главе «Пандектов» свидетель этой резни Антиох Палестинский.

В начале XII века лавру посетил русский паломник игумен Даниил, писавший о ней:

Лавра святого Саввы находится в долине Иосафата, в Юдоли плача, которая начинается от Иерусалима: идя от Гефсимании, эта долина проходит сквозь лавру и доходит до Содомского моря. Лавра же святого Саввы устроена Богом чудесно и непередаваемо словами. Тек некогда поток страшный и очень глубокий и обезводел, берега у него были высокие, на тех обрывах и лепятся келии — прилеплены и утверждены от Бога каким-то чудесным и страшным образом. На высоте ведь той стоят келий по обоим берегам потока того страшного и лепятся на скалах, будто звезды на небе утверждены. Церквей же три. Среди же келий тех западнее есть пещера чудесная под скалой каменной, а в той пещере церковь святой Богородицы.

За время существования лавры монашеская жизнь в ней не прекращалась. В настоящее время настоятелем обители является иерусалимский патриарх, а управляет монастырём назначаемый им «духовник» в сане архимандрита и двое помощников.

По давней традиции монастырский устав запрещает для женщин вход в монастырь. Для своей матери Софии Савва рядом с лаврой построил так называемую «Женскую башню», которая затем стала использоваться как гостиница для женщин, желающих жить рядом с лаврой.

В монастыре уже при жизни основателя был создан Иерусалимский богослужебный устав, распространившейся затем по православному Востоку и используемый в богослужениях по настоящее время. На создание Иерусалимского устава, содержащего, кроме богослужебных указаний, сведения о монашеских традициях палестинских монастырей VI века, оказали влияние иноческие уставы преподобного Пахомия и святого Василия Великого. Оригинальный список Иерусалимского устава, по сообщению Симеона Солунского, сгорел в 614 году, когда Иерусалим захватил персидский царь Хосров.

В монастыре никогда не было и по сей день нет проведенного электричества, однако используются электрические фонари.

Монастырь Саввы освященного

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *