История

Легенд об основании монастыря великое множество. Самой популярной является предание о том, что основание монастыря относится ко времени правления римского императора Константина Великого (ок. 285—337) и связано с деятельностью императрицы Елены Равноапостольной (ок. 250—330), его матери. Сопоставляя свидетельства предания с известными фактами из жизни императора Константина и его матери, возникновение монастыря можно отнести к 320—330 годам нашей эры. Однако ранние исторические источники ничего не сообщают о роли в деле создания монастыря равноапостольных Елены и Константина.

Есть и другая легенда, утверждающая, что основание обители произошло в V веке и было связано грузинским правителем Мирианом III, который совершил паломничество в Святую Землю. Якобы равноапостольный император Константин Великий пожаловал ему землю к западу от Иерусалима. Там Мириан III и решил возвести монастырь.

Еще одно предание гласит, что монастырь был построен во время правления византийского Императора Ираклия (610—641). Возвращавшийся из похода на Персию он остановился лагерем недалеко от Иерусалима. Ираклий вез с собой Честной и Животворящий Крест Господень, захваченный персами и теперь у них отбитый. Празднуя возвращение великой святыни и победоносное завершение похода, он повелел выстроить здесь монастырь.

Благодаря научным исследованиям, фактом является, то что монастырь существовал не позднее VII века, первоначально застраивался греками и был основан до арабского завоевания Палестины в 638 году. Полученные результаты позволяют предположить, что монастырь был основан в годы правления императора Юстиниана Великого (527—565).

После этого история монастыря теряется в гуще событий вплоть до середины XI столетия. Тогда монастырь был разрушен или же сильно опустошён. Грузинский царь Баграт IV Куропалат, на свои средства, по благословению преподобного Евфимия Святогорца и стараниями грузинского монаха Георгия-Прохора возродил монастырь Святого Креста.

Период процветания монастыря длился с начала XIV до начала XVI века. Но в 1517 году Палестина перешла под власть турок. В отличие от мамелюков, новые захватчики были не слишком расположены к иберийцам. В то время монастырь обнаруживает первые признаки упадка. Не только неблагоприятная политическая обстановка, но и внутренние разногласия и споры ослабили единство братии. Щедрая финансовая помощь, жалованная в течение минувших столетий правителями Иберии, была почти полностью прекращена или не доходила до монастыря. Число кредиторов росло, в то время как средства монастыря истощались. Монастырь вынужден был продать большую часть своих обширных владений.

В начале XVII были предприняты попытки восстановить иберийскую общину и возвратить имущество монастырей. Но к тому времени долг общины достиг огромных размеров. Из монастырей иберийским оставался только монастырь Святого Креста, но и он находился в весьма плачевном состоянии.

Настоятелем Никифором, весьма энергичным и деятельным, в 1643 году была предпринята попытка реставрации церкви монастыря с восстановлением купола, алтаря и иконостаса. Настенные росписи церкви там, где имелись особенно сильные повреждения, были обновлены, был также написан ряд новых икон.

Однако спустя несколько лет после последней реставрации только небольшое число иберийских монахов оставалось в монастыре. Даже сам настоятель большую часть времени жил в Иберии. Деньги, высланные из Иберии для оплаты долгов монастыря, были потеряны по пути, и монастырем завладели кредиторы. В этих трудных обстоятельствах монастырю помогла Иерусалимская Православная Патриархия во главе с Патриархом Досифеем II (1669—1707): кредиторам были выплачены долги монастыря. По инициативе Патриархии во всех православных странах, включая Иберию, начался сбор средств для монастыря.

Освобождённый от всех закладных монастырь перешел под юрисдикцию Иерусалимского Патриархата. Несколько иберийских монахов, все еще живших в Иерусалиме, перешли в братство Гроба Господня.

В течение всего XVIII и первой половины XIX века монастырь оставался действующим. В монастыре подвизалось относительно большое число монахов, несмотря на то, что их жизни, а также монастырскому имуществу постоянно угрожали мусульмане.

Патриарх Кирилл II, первый за долгое время Иерусалимский Патриарх постоянно живший в Палестине, предпринял ряд шагов по укреплению положения Иерусалимской Церкви. Одним из них было создание полноценной духовной школы для подготовки духовенства. В качестве места для её размещения он избрал Монастырь Святого Креста, из-за чего он отказал России в просьбе предоставить монастырь Святого Креста для размещения там Русской духовной миссии.

В 1853 году Богословская школа Святого Креста была открыта. В 1855 году начался новый расцвет монастыря. Ремонт и перестройка всего комплекса монастырских построек сделали его пригодным для новой роли, но при этом существенно изменился весь облик монастыря. Монашеские кельи были переделаны в лекционные помещения, трапезная была перестроена в соответствии с новыми требованиями, а для совершения ежедневных молитв была сооружена капелла. Библиотека пополнилась сотнями новых томов по различным отраслям знания, энциклопедиями, словарями и богословскими трудами. Она стала одной из крупнейших в то время библиотек в Палестине. Самое большое помещение в монастыре было переоборудовано под музей. Это был первый музей в Иерусалиме, где среди других экспонатов были выставлены многочисленные археологические находки и разнообразные памятники истории Палестины, а также чучела представителей фауны этого края.

Богословская школа действовала с небольшим перерывом на протяжении 53 лет — до 1908 годы, когда она была закрыта в связи с финансовыми трудностями патриархии.

С закрытием богословской школы для Монастыря Святого Креста снова наступил период упадка и безвестности. Многое десятилетия здесь не было других насельников, кроме настоятеля, который одновременно исполнял обязанности сторожа.

Полное восстановление зданий, реставрация мозаичных полов и частичная консервация стенных росписей проводились Иерусалимской Патриархией в 1970—1973 годах. По решению Патриарха Диодора, церковь и остатки когда-то богатых владений обители стали доступны публике и служат приходским музеем.

Монастырь святого Креста (Коимбра)

Монастырь
святого Креста
Mosteiro de Santa Cruz
Страна Португалия
Город Коимбра
Конфессия Католицизм
Архитектурный стиль мануэлино
Дата основания 1131 год
святого Креста на Викискладе

Координаты: 40°12′39″ с. ш. 8°25′43″ з. д. / 40.210833° с. ш. 8.428611° з. д. (G) (O) (Я)

Монастырь святого Креста (порт. Mosteiro de Santa Cruz), в настоящее время чаще называемый Церковью святого Креста, — архитектурно-исторический памятник города Коимбра, первой столицы Португалии. Будучи усыпальницей первых двух королей Португалии — Афонсу I Великого и Саншу I — имеет статус Национального Пантеона Португалии. Находится в самом центре Нижнего города, на улице Олимпио, недалеко от берега реки Мондегу.

Монастырь был основан в 1131 году святым Теотонием (англ.)русск. — учеником святого Бернарда Клервоского и главой Ордена регулярных каноников Святого Креста — для защиты стен Коимбры. Строительство монастыря святого Креста продолжалось до 1223 года, однако с первых же дней Португальской государственности он стал одним из важнейших монастырей, получившим многочисленные привилегии от Папского престола. Задолго до основания знаменитого университета Коимбры монастырь святого Креста стал научным и интеллектуальным центром, призванным работать на благо укрепления королевской власти; при монастыре работала школа, скрипторий, обширная библиотека. Здесь изучал богословие святой Антоний Падуанский (тогда ещё просто Фернанду де Бульойньш), здесь в 1220 году он был рукоположён.

Практически не осталось данных о том, как выглядел монастырь в XII—XV веках, известно лишь, что романская церковь с высокой башней на фасаде была однообъёмной в плане. В первой половине XVI века по приказу короля Мануэля I монастырь претерпел значительную перестройку и превратился в выдающийся памятник эпохи Возрождения.

Церковь представляет собой однонефную базилику под нервюрным сводом. Главный фасад монастыря в стиле мануэлино (1522—1525) привлекает внимание ярким контрастом между гладкой поверхностью башен и великолепием белокаменного портика с большим окном, богато украшенного каменной резьбой и скульптурами мастеров Диогу ди Каштилью и Николя Шантерена (англ.)русск..

Настоящей жемчужиной монастыря святого Креста можно назвать амвон 1520 года, выполненный Жаном Руанским. Он установлен на каменной химере и украшен фигурами святого Августина, святого Иеронима и святого Климентия. В Главной капелле храма установлены гробницы первых королей Португалии Афонсу I Великого и Саншу I. Эти великолепные гробницы, сочетающие элементы готики и ренессанса, изготовлены в XVI веке Николя Шантереном вместо примитивных средневековых; сверху на саркофагах лежат скульптурные фигуры королей в рыцарских доспехах. Николя Шантерену принадлежит и резная каменная кафедра, насыщенная пышным убранством, которая считается одной из вершин творчества мастера. В XVIII веке интерьер церкви был дополнен новым органом в стиле барокко.

Клуатр Молчания, построенный в первой четверти XVI века по проекту Маркуша Пириша, декорирован растительным орнаментом из лавровых листьев. Известняковые барельефы посвящены Ecce Homo, Крестному пути и погребению Христа. Из клуатра Молчания можно попасть в зал Капитула, облицованный изразцами XVI века. Ризница монастыря оформлялась уже в XVII веке, в её интерьерах видно влияние маньеризма — обилие света, облицованные деревом колонны, одноцветные изразцы и, конечно, великолепная религиозная живопись мастеров португальской школы.

> Ссылки

  • Монастырь Святого Креста (Mosteiro de Santa Cruz)
  • История Коимбры

Монастырь святого креста Иерусалим

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *