Если свернуть с главной улицы Малоярославца, старого Варшавского шоссе, то буквально через пару минут окажешься в совершенно другом мире — перед входом в белоснежный Свято-Никольский Черноостровский монастырь, обители спокойствия, гармонии и скромной красоты. Здесь в отличие от центра города царит покой и тишина, умиротворение и благолепие. Святые врата монастыря с образом Спаса Нерукотворного несут отметины былых времён. Выбоины от картечи и пуль на вратах были оставлены со времён Отечественный войны 1812 года по распоряжению императора Александра I в назидание потомкам.
Малоярославецкому монастырю суждено было стать памятником славных страниц истории нашего Отечества — великой победы над врагом. Под стенами монастыря 12 октября 1812 года произошло сражение с войсками Наполеона, решившее судьбу России и всей Европы. Битва длилась 18 часов, горящий Малоярославец восемь раз переходил из рук в руки, уцелело только 20 домов. После Малоярославецкой битвы Наполеон принял решение об отступлении.
Братия монастыря при приближении французов ушла в Калугу. Всю церковную утварь, иконы, ризницу отправили в Орел. В монастыре остался только диакон Вонифатий, которого позднее нашли убитым. В результате сражения обитель была сожжена и разграблена. Получив об этом известие, отец Макарий отправился пешком из Калуги в Малоярославец. Вернувшись в обитель среди разгрома он увидел настоящее чудо: образ Спаса над вратами монастыря остался невредим, хотя все вокруг было побито картечью. Отец Макарий затеплил перед образом неугасимую лампаду и стал отпевать и хоронить погибших. В трех курганах-могилах было похоронено 8 тысяч русских воинов.
1. За последующие 10 лет Свято-Никольский монастырь был полностью восстановлен. В 1816 году была возведена внутренняя каменная ограда с двумя каменными башнями. В 1817 году монастырь стал штатным третьеклассным монастырем-памятником. Трудами своих настоятелей, выходцев из Свято-Введенской Оптиной пустыни, на протяжении XIX и в начале XX веков монастырь был благоустроен внешне и внутренне, в нем сложились традиции строгой монашеской жизни.

Свято-Никольский Черноостровский монастырь расположен на возвышенности. Вероятно, в прежние времена место, занимаемое монастырем, представляло собой окруженный с трех сторон водяными рвами остров, именовавшийся Черным. Поэтому и сам монастырь получил название Черноостровского, а по расположенному на нем храму святителя Николая — Николаевского. Точная дата основания монастыря неизвестна, предание говорит о том, что в XIV удельные князья Оболенские построили в Малоярославце если не монастырь, то церковь во имя святителя Николая.
Монастырский ансамбль Свято-Никольского Черноостровского монастыря сложился в период от 1812 года и до начала XX века. Очень мало известно о том, как выглядел монастырь в древности, он несколько раз разрушался или сгорал дотла. Сейчас монастырь выглядит так, как он выглядел в начале прошлого века.
Никольский монастырь на открытке начала 20 века
2. Пройдя через Святые врата, попадаешь на верхнюю площадку монастыря — его предместье. Водосвятская часовня иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» находится слева, сразу за Святыми вратами. Дальше всё постройки монастыря расположены вдоль дороги к главному храму монастыря — Никольскому собору, а вся монастырская территория состоит из нескольких площадок.

Часовня иконы Божией Матери «Отрада и Утешение»
3. Справа на следующей площадке находится корпус детского православного приюта «Отрада». В «Отраде» воспитываются девочки в возрасте от 2 до 17 лет с разных концов России. Учатся воспитанницы в открытой при монастыре гимназии. В гимназии девочки кроме изучения предметов общеобразовательной программы, занимаются хореографией, живописью, лепкой, рукоделиями, вокалом, сольфеджио, дирижированием, осваивают греческий и церковнославянский языки, основы древнерусского знаменного распева и византийской музыки. В приюте сложился прекрасный хор, который в 2006 году занял первое место на XVIII Международном фестивале православной музыки.

Церковь иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» и детский приют
4.

5. Перед входом на срединный двор монастыря возвышается трёхъярусная колокольня. Под ней располагаются Святые врата. К концу XX века сохранился только нижний ярус колокольни. В настоящее время уже закончены восстановительные и реставрационные работы.

6.

7. Справа от колокольни расположена иконная лавка.

8. Врата под колокольней ведут на Соборную площадь. В своде врат под колокольней слева находится деревянная скульптура Святителя Николая.
9. Примерно в 50-ти метрах от боковых врат справа, за оградой — внизу, источник в честь Святителя Николая и купальня.
10.
11. К источнику ведёт старинная каменная лестница.
12.
Колодец над Святым источником
13.
Купальня на Святом источнике, вид с севера-востока
14. От источника открывается вид на церковь Иконы Божией Матери «Отрада и Утешение».
<
15. Наверху белеют стены иконной лавки, колокольни и церкви Корсунской иконы Божией матери (справа). Церковь построена при архимандрите Макарии. В настоящее время все эти здания отреставрированы.
16.
17. Войдя через врата под колокольней, попадаешь на соборную площадь монастыря.
Врата под колокольней, ведущие на Соборную площадь монастыря
18. В центре монастырского ансамбля на Соборной площади расположены три храма: Никольский собор, построенный в память победы русских войск в войне с Наполеоном, храм в честь Всех святых и храм в честь Корсунской иконы Божией Матери.
Слева — вход в собор с мозаичной иконой Святителя Николая, справа — церковь Корсунской иконы Божией Матери
19. Никольский собор был заложен в 1812 году настоятелем архимандритом Макарием (Фоминым). Его строительство было завершено в 1843 году в настоятельство преподобного Антония Оптинского. 26 августа 1843 года был освящен его главный придел в честь святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских. Автором проекта собора, предположительно, являлся архитектор А.Л. Витберг. Высота всего здания 47 метров.
Завершение основного объёма храма и купола над средней частью храма
20. Справа от Никольского собора находится храм Корсунской иконы Божией Матери.
Купола храма Корсунской иконы Божией Матери
21. Слева расположен сестринский корпус святой великомученицы Варвары.
22.
23. На площадке, которая находится на одном уровне с церковью Всех Святых, справа виден старый корпус с покоями настоятельницы в мезонине и кельями для сестер в двух первых этажах.

Нижний двор монастыря
24. Северные ворота монастыря.
25. К собору примыкает паперть, в которой устроена лестница к нижней площадке монастыря, где находится вход в церковь Всех Святых.
Нижний двор монастыря, справа — Никольский собор с папертью
26. По направлению к выходу…
27. Если идти по направлению к выходу, справа будет виден архиерейский корпус.
28. Он был построен как гостиница в начале XX века взамен сгоревшей в 1868 году.
Вид на архиерейский корпус
29. Монастырь ведет благотворительную и просветительскую деятельность, принимает многочисленных паломников.
30.
31. Слева видна бывшая часовня Великомученицы Параскевы, в центре — водосвятская часовня.
32. За оградой монастыря — синие купола церкви Казанской иконы Божией Матери в центре Малоярославца.
33. В 1918 году монастырь был закрыт. С 1930 года в монастыре размещался педагогический техникум. В 1939 году в здании Никольского собора была открыта экспозиция музея 1812 года. После Великой Отечественной войны музей переместили в здание бывшей часовни, а монастырь заселили жильцами. В последующие годы в нём в разное время размещались педагогический и библиотечный техникумы, шахматный клуб, общеобразовательная и художественная школы, хлебозавод, строительные организации. Постепенно монастырь пришел в полное запустение: кроме храмов, из монастырских зданий уцелел только один корпус, в котором располагалась художественная школа.
20 августа 1991 года монастырь был возвращён церкви и открыт как мужской, но малочисленная братия разошлась по другим обителям, и в феврале 1993 года Священный Синод постановил Никольскому Черноостровскому монастырю быть женским. В настоящее время восстановлены все жилые здания монастыря и его церкви.

История

О времени основания монастыря существует две версии. Согласно одной из них, обитель основана в XIV веке князьями Оболенскими; согласно другой, они лишь построили первоначальное здание Никольского храма, а монастырь при храме возник в XVI веке. Монастырь расположился на высоком берегу реки Лужи (приток Протвы), на вершине так называемой Особной горы, иначе называемой Чёрным Острогом. Отсюда и название монастыря (Черноострожский со временем трансформировалось в Черноостровский).

В Смутное время обитель была разорена литовцами и восстановлена лишь в 1659 году. В 1775 году монастырь упразднён по бедности.

В начале XIX века малоярославский купец Целибеев подал ходатайство о восстановлении монастыря, обещая финансовую помощь. На протяжении 1810-х годов он вкладывал в восстановление монастыря огромные деньги. В 1810 году построены трапезная палата и настоятельский корпус (ныне — одно из зданий келий).

Обитель сильно пострадала в 1812 году в ходе сражения за Малоярославец. По личному распоряжению императора Александра I над вратами монастыря были оставлены следы французской шрапнели. Эти следы пуль и снарядов того времени сохранились до сих пор. Интересно, что написанный в 1812 году лик Христа над вратами монастыря не пострадал, хотя и был со всех сторон окружён выбоинами. В 2009 году над вратами была установлена новая икона Спасителя «Спас Нерукотворный»

В 1813 году по распоряжение Александра I началось новое восстановление Черноостровского монастыря — теперь уже как памятника событиям 1812 года. В 1813 году построено здание братских келий, 1814 году — Корсунская церковь, в 1821 году — Святые врата с колокольней. На протяжении 1813—1839ов был заново выстроен, а в 1843 году освящён монументальный Никольский собор (архитектор — Витберг).

В 1918 году монастырь был закрыт.. С 26 декабря по 8 января местная Чрезвычайная комиссия произвела здесь несколько обысков, в результате которых было конфисковано всё имущество монастыря. Настоятель монастыря, архимандрит Илия, был помещён под домашний арест и в марте 1919 года выселен из обители. До 1926 года оставался действующим только Никольский собор. В 1920-е годы в нём располагался педагогический техникум, а в здании собора — музей. После 1950 года здания бывшего монастыря были превращены в квартиры.

Современное состояние

В 1991 году здания Николаевского Черноостровского монастыря передали Калужской епархии. Ныне это действующий монастырь. В 1992 году в бывшем странноприимном доме Черноостровского монастыря была открыта «Малоярославецкая городская картинная галерея имени Е. А. Чернявской» (пл. Ленина, 12), где выставлены картины малоярославских художников.

В 2005 году, Черноостровский монастырь проводит реставрацию перекрытий и внутренний отделки Никольского храма.

В 2006 году реставрируют (воссоздают) колокольню (архитекторы Андрей Анисимов и Владимир Шарапов).

В 2007 году устанавливают Белокаменный резной иконостас (архитектор Андрей Анисимов и Ольга Ермакова, художник Александр Брусов).

В 2009 году реставрируют главные ворота монастыря и устанавливают белокаменную водосвятную часовенку (дар архитектора Андрея Анисимова детскому приюту «Отрада»), авторы — Андрей Анисимов и Наталья Бледнова, художники Александр Брусов и Анна Верди из «Товарищества реставраторов». Реставрационные работы проводимые в монастыре с 2005 по 2009 год, так же выполнены специалистами из «Товарищества рестараторов» под руководством Андрея Анисимова.

В настоящее время при монастыре открыт детский приют ‘Отрада’ в котором воспитываются девочки из неблагополучных семей.

Архитектурно-планировочный облик монастырского ансамбля

Настоящий облик монастыря сформировался к середине XIX века. Входят 3 храма: Никольский собор, построенный в память победы русских войск в войне с Наполеоном, с храмом в честь Всех Святых и храм в честь Корсунской иконы Божией Матери. Собор начал строить архимандрит Макарием (Фоминым) в 1812 г. Собор строился более 30 лет и был построен в 1843 году в настоятельство преподобного Антония Оптинского. 26 августа 1843 года был освящен его главный придел. Высота собора—47 метров. Купол опирается на четыре колонны коринфского ордера, середина храма образует большую ротонду.

На хорах собора есть придел в честь Преображения Господня.

К собору примыкает паперть, от неё идёт лестница к нижней площадке монастыря и входу в храм Всех Святых.

Храм Всех Святых являлся монастырской усыпальницей.

В монастыре есть также храм в честь Корсунской иконы Божией Матери. Двухэтажный. На хорах — придел в честь преподобных Антония и Феодосия Печерских.

Кроме храмов в монастырский комплексе есть: трехъярусная колокольня над Святыми вратами, больничные кельи, 3 двухэтажных монашеских корпуса, странноприимница и каменная ограда с башнями.

Раньше за территорией монастыря находились 2 каменных дома, скотный и конный дворы, суконная фабрика, кирпичный завод, хлебопекарня и пруды.

Святыни

Монастырская ризница и богатейшая библиотека были разграблены и уничтожены в первые годы советской власти, старин ных предметов церковной утвари не сохранилось.

В монастыре имеются два креста-мощевика современной работы, со многими частицами святых мощей, резное распятие с частицей Животворящего Древа Креста Господня, Хитона Господня и камень от Гроба Господня.

В обители хранится стопа от мощей преп. Антония Оптинского, который в течении тринадцати лет был настоятелем Свято-Никольского монастыря и, как известно, особенно страдал здесь от болезни ног.

Немало икон пожертвовано в разные годы.Особо почитаются иконы с частицами мощей преп. Киево-Печерских подвижников, преп. старцев Оптинских, преп. Сергия Радонежского, преп. Серафима Саровского, преп. Феодосия Тотемского, св. Иоанна Тобольского, препмц. св. великой княгини Елизаветы Федоровны, Вифлеемских младенцев, Петра и Февронии Муромских. Имеются также частицы мощей афонского старца Иосифа Исихаста и преподобномученикаКосмы Прота, убиенного латинянами.

На монастырском кладбище находится чтимая могила схимон. Антонии (ХХ в.).

>Престольные праздники

Николай Чудотворец, архиепископ Мирликийский, святитель — 22 мая, 19 декабря

>Видео

В Черноостровской обители

На Лазареву субботу и Вход Господень в Иерусалим мы решили вырваться из Москвы и совершить паломничество. Вопрос о том, куда именно поехать, не возникал: я давно хотел увидеть воочию Оптину пустынь и еще раз посетить находящийся по дороге Свято-Никольский Черноостровский монастырь, что в городе Малоярославец Калужской области.

Почти восемь лет назад, в июле 2009 года, я уже был в этой замечательной женской обители, сопровождая игумению Инес (Айау). Матушка Инес – уроженка далекой Гватемалы, бывшая католическая монахиня, открывшая для себя и вскоре принявшая Православие, настоятельница единственного в Гватемале, да и во всей Центральной Америке женского православного монастыря Святой Живоначальной Троицы «Лавра Мамбре». Монастырь опекает детский приют, спасший жизни, позволивший получить образование и воцерковиться сотням девочек и мальчиков. Оказавшись в России, гватемальская матушка захотела познакомиться с подобным ее обители монастырем, и выбор пал на Черноостровский монастырь, чью гордость составляет девичий приют «Отрада». Как и madre Ines, я остался под сильным впечатлением от экскурсии по приюту, посещения монастырских святынь и долгого общения с настоятельницей – игуменией Николаей (Ильиной).

С тех пор меня не покидало желание вновь оказаться в этом светлом и гостеприимном месте. Собрались мы спонтанно. Матушку Николаю я предупредил о нашем приезде буквально за час, однако она сразу согласилась нас принять и предложила организовать экскурсию.

Когда подъехали к обители, моросил дождик, было довольно прохладно. Но за монастырскими стенами мы сразу оказались в атмосфере тепла и уюта. Нас встретила инокиня Варвара, которой игумения благословила быть нашим экскурсоводом.

Первым делом мы направились в детский приют. Пока шли, сестра Варвара поведала интересные факты из новейшей истории обители:

– Монастырь, основанный в конце XVI века и в советские годы переживший запустение, в начале 1990-х был возрожден как мужской. Но отношения в общине не сложились, и по благословению правящего архиерея обитель превратилась в женскую… Поначалу люди боялись монастыря, распространяли различные слухи. Говорили, к примеру, что службы здесь католические, потому что долгие. Но постепенно все наладилось.

Мне вспомнилась любопытная деталь, о которой на встрече восьмилетней давности упоминала игумения Николая: четверть века назад в Черноостровском монастыре подвизалась и завершила земной путь схимонахиня Елисавета (Васильчикова) – последняя хранительница главы преподобного Сергия Радонежского, спасенной после вскрытия мощей Игумена всея Руси в 1919 году. В 1946 году, с возвращением Троице-Сергиевой Лавры Русской Церкви, будущая монахиня передала эту святыню патриарху Алексию I.

Сестра Варвара описала воспитательный и учебный процесс, в котором в основном заняты монахини и послушницы, провела по аудиториям для занятий, спортивному залу, где бросились в глаза напольные шахматы – в «Отраде» они появились еще до того, как Министерство образования и науки решило установить их во всех российских школах. Наша чичероне показала нам стенд с фотографиями, сделанными во время гастролей приютского хора, выступавшего с сольными концертами и на фестивалях во многих странах – от Израиля до Испании. Девочки не только поют, но и танцуют. Увидели мы и склад вещей для воспитанниц. Одежда и обувь приобретаются или принимаются в дар только новыми. У девочек большой выбор сценических платьев, что немаловажно для творчески ориентированного приюта.

На втором этаже мы заглянули в жилые комнаты. Сейчас в приюте воспитываются около 60 девочек: отказники, дети, у которых нет родителей или чьи мама и папа не в состоянии заниматься своим ребенком. Нам рассказали историю о том, как одна девочка поставила в своей комнате фотографию отца… с бутылкой алкоголя в руке – просто потому, что другой у нее не сохранилось. В приюте обустроена комнатка для приема родственников, где воспитанницы могут приватно пообщаться с ними, угостить чаем со сладостями.

Обитательницы «Отрады» вообще отличаются домовитостью, их учат готовить, вести хозяйство. В одной из комнат две шестилетние девочки (кажется, самые юные в приюте) посадили нас за стол и принялись «потчевать»: расставили пластиковые чашки, чайник, кофейник, поднос с фруктами, блюдца, на которые положили сделанные ими игрушечные пирожные в форме самолета и снеговика. Это было очень трогательно. Посмотреть на «чайную церемонию», устроенную младшими, собрались их соседки и наставницы. Среди зрителей была и девятилетняя Настя, которая, как нам шепнула одна из монахинь, является звездой приютского хора. Ее мама трудится в «Отраде». Настя охотно спела нам песню «Кнопочка», девочки ей подпевали.

Пройдя в музыкальный класс, мы смогли убедиться в дарованиях и других девочек: под ненавязчивым руководством педагога по греческому языку послушницы Александры они исполнили для нас несколько греческих песнопений, посвященных Лазаревой субботе, а затем вручили испеченные ими лазаракии – печенье из сладкого теста в виде человечков, которые, по давней традиции, раздаются в Греции в день воскрешения праведного Лазаря Христом. Для девочек это была своеобразная репетиция, поскольку им предстояло поздравлять с праздником игумению и монахинь.

Свято-Никольская обитель прочно связана с греческим миром. С начала 2000-х годов в монастыре периодически бывает архимандрит Ефрем (Куцу), игумен Ватопедского монастыря на Афоне. С 2011 года хор «Отрада» участвует в концертах-конференциях «Свет во Вселенной», которые отец Ефрем устраивает в Греции. Игумения с сестрами и воспитанницами приюта сподобились обогнуть на корабле Афон. Бывал в Малоярославце и настоятель монастыря Махера на Кипре архимандрит Арсений (Пацалос).

В комнатах живут по три-четыре человека, причем обязательно разных возрастов. У всех девочек есть старшая подруга, способная подставить плечо в трудную минуту, дать совет. Не так давно у одной из воспитанниц умер отец. И хотя с ним она виделась редко, печальная новость стала для нее шоком. Тогда подруга отвела ее в часовню (она находится в здании приюта), принялась утешать и рассказала, что ее папа тоже умер, но, молясь, она может разговаривать с ним и чувствует, что ее слышат. По словам монахинь, наличие «сестренки» поможет их подопечным в будущем растить собственных детей.

На светлых лицах девочек нет и следа от пережитых до приюта физических и душевных травм, они хорошо воспитаны, доброжелательны. «Отраду» сложно назвать детским домом, скорее это большая семья со своими радостями и горестями, достижениями и проблемами. Идею общности, семейности активно культивируют матушка Николая и насельницы монастыря, они относятся к питомицам как к дочерям и учат их воспринимать друг друга как близких.

Девушки, достигшие 17 лет, имеют возможность продолжать обучение, не покидая родных стен обители. В 2011 году Черноостровским монастырем и Российским государственным социальным университетом был создан Центр православных коммуникаций: здесь можно получить образование по направлениям «Православная журналистика» и «Коммуникационный менеджмент» – специалисты в этой сфере призваны выстраивать отношения с внешней средой, создавать позитивный имидж своей организации, привлекать партнеров. Сегодня для нашей Церкви, каждый шаг которой рассматривается обществом под лупой, такое служение как никогда важно. Свято-Никольский монастырь в Малоярославце – первопроходец в развитии коммуникативного менеджмента в епархиях. Кстати, сестра Варвара – выпускница Центра православных коммуникаций, что явно помогает ей в работе с гостями.

После подробного осмотра «Отрады» наша экскурсовод проводила нас в монастырские храмы. В церкви Корсунской иконы Божией Матери мы помолились у образа «Всецарица» – списка хранящейся в Ватопеде иконы.

– У этого образа произошло немало чудес, – рассказала нам сестра Варвара. – Была и такая история: одна наша монахиня заболела раком, она горячо молилась у образа «Всецарицы» – и болезнь прекратилась. По каким-то причинам она ушла из монастыря, и вскоре недуг напомнил о себе. Эта сестра покаялась, вернулась в обитель, стойко переносила заболевание и отошла ко Господу мирно.

Главный храм монастыря – Никольский собор – имеет в высоту почти полсотни метров. Мы приложились к частице мощей небесного покровителя обители – святителя Николая: она была привезена в 2001 году из Бари. А у северных диаконских врат весит епитрахиль с Афона, которой во время исповеди накрывали старца Иосифа Ватопедского, учителя архимандрита Ефрема. Сестры и прихожане прикладываются к епитрахили, кладут ее себе на голову.

Мое внимание привлекла необычная икона Богородицы с изображением Михаила Илларионовича Кутузова и надписью «1812–2012», выполненная к 200-летнему юбилею битвы под Малоярославцем. Из обители открывается вид на поле, где развернулось это переломное для Отечественной войны 1812 года 18-часовое сражение. На монастырской территории тоже велись бои.

Побывали мы и в нижнем храме Всех Святых. По благословению игумении он освещается только свечами и лампадами, без использования электричества.

Затем мы прошли в красивую просторную трапезную, где для нас был накрыт стол. Там же мы видели, как девочки репетировали танцы. Направлял их пожилой педагог Юрий Николаевич, отец одной из насельниц обители, ранее служивший в московском театре.

После вкусного и сытного обеда сестра Варвара отвела нас в настоятельский корпус к игумении Николае. Матушка – харизматичный и сильный человек, при этом по-матерински добра и заботлива. Четверть века назад она приняла монастырь разрушенным и заброшенным, восстановила и благоустроила его, создала и подняла до высокого уровня приют для детей. Обитель располагает скитами и подворьями, из ее стен вышло 17 игумений.

За чаем с иерусалимскими лакомствами матушка говорила о нынешней жизни монастыря, интересовалась нашими впечатлениями. Я спросил, как у монастыря в Малоярославце наладились столь обширные контакты со Святой Горой. И настоятельница рассказала, что в 2000 году духовник обители схиархимандрит Михаил (Балаев) благословил ей написать письмо схимонаху Иосифу из Ватопеда.

– Я тогда удивилась: «Зачем?», – вспоминала игумения. – Батюшка на это сказал: «Потом все узнаешь». Так и вышло. Я написала о нашем монастыре, старец прислал сердечный ответ. Мы переписывались до самой его смерти в 2009 году. Стараниями старца Иосифа к нам начали приезжать афонские паломники.

Не без заслуженной гордости настоятельница отметила внешние связи монастыря. Черноостровская обитель – ключевая достопримечательность Малоярославца, привлекающая в небольшой город с населением менее 30 000 человек архиереев и священнослужителей Русской и других Поместных Православных Церквей, высокопоставленных федеральных чиновников, иностранных дипломатов, деятелей культуры и образования.

– Нас очень полюбила посол Австрии Маргот Клестиль-Лёффлер. Она бывала у нас, наш хор выступал в ее резиденции в Москве, при содействии посла наши девочки гастролировали в Австрии. Дважды у нас выступал хор мальчиков из австрийского католического монастыря святого Флориана.

Приезжавший с хором Бруно Вайнберг, выходец из известной семьи производителей роялей, подарил приюту «Отрада» австрийский рояль.

Матушка поделилась с нами и болью своего сердца, вызванной публикацией в прошлом году книги «Исповедь бывшей послушницы». Автор послушалась в Свято-Никольском Черноостровском монастыре и после ухода написала «повесть» о пережитом опыте. Игумения Николая и сестры выведены в книжке под своими именами, монастырь фактически приравнен к тоталитарной секте, настоятельница обвинена в том, что в «Отраде» девочки плохо питаются и терпят побои. Но даже после поверхностного знакомства со святой обителью и приютом становится ясно: книга написана крайне предвзято, автор преследует цели, далекие от желания раскрыть правду о малоярославском монастыре.

– Выход в свет «Исповеди бывшей послушницы» спровоцировал настоящую травлю, – сетовала матушка. – Зашла речь о закрытии приюта и монастыря. К сожалению, некоторые наши соседи поверили пасквилю. Кто-то спросил у нашей воспитанницы: «А как вас кормят?» Девочка, имеющая плотное телосложение, не растерялась: «Разве по мне не видно?» В кампании против монастыря участвовал и один священник, но, посетив нас, полностью изменил свое мнение и принес публичные извинения.

Почти тогда же серьезный вызов приняла и столь близкая по духу Черноостровскому монастырю Свято-Троицкая женская обитель в Гватемале: генеральный прокурор страны потребовала от игумении Инес до конца апреля освободить здание монастырского детского приюта. Основанием послужило то, что правительственный указ 1996 года о передаче этого помещения приюту на 50 лет не был обнародован (что требуется законодательством). Но публикация указа – обязанность государственных органов, но никак не игумении. Сейчас это дело находится на рассмотрении в Верховном суде Гватемалы. Дай Бог, матушке Инес удастся спасти приют, где воспитывается около 400 сирот и детей из неблагополучных семей.

Признаться, мы планировали провести в Малоярославце не более двух часов, но, плененные радушием настоятельницы, сестер и воспитанниц «Отрады», не заметили, как пролетело время. Чаепитие закончилось за несколько минут до всенощного бдения накануне праздника Входа Господня в Иерусалим, и матушка предложила нам остаться на богослужение и на ночлег. Мы с благодарностью согласились.

В Никольском соборе игумения отвела нам место поближе к солее, у мощей святителя Николая. Мы стали свидетелями благословения на рясофор: игумения положила два комплекта с рясой, клобуком и четками на мощевик покровителя монастыря и затем вручила их послушницам. Детский хор прекрасно пел, в частности он исполнил «Kyrie eleison» по-гречески. В какой-то момент девочки раздали каждому молящемуся по букетику верб со свечой.

В конце службы к нам подошла сестра Косма, ответственная за монастырскую гостиницу, чтобы проводить в предоставленные нам комнаты. Гостевой дом недавно отремонтирован, в нем чисто и тихо. В комнатах новая мебель, есть все необходимое. Сестра Косма всячески хлопотала, чтобы мы чувствовали себя комфортно. После ужина и чая с игуменией мы провалились в сон.

Утром, помолившись за Божественной Литургией и причастившись Святых Христовых Тайн, мы попрощались с матушкой Николаей и тронулись в путь. Было немного грустно в приятный солнечный день покидать Черноостровскую обитель, где мы неожиданно, но с радостью провели сутки. В Оптиной пустыни, которая по изначальному плану была главной целью путешествия, остаться на должный срок не удалось. Правда, даже краткое пребывание у Оптинских старцев оказалось наполнено запоминающимися эпизодами. Но это совсем другая история…

Фото Даниила Африна и из коллекции автора

В 2004 г. отец Арсений (Пацалос) и Патриарх Александрийский и всея Африки Петр VII погибли в авиакатастрофе у греческих берегов.

Свято-Никольский Черноостровский монастырь
Епархиальный женский монастырь

Рождение приюта было вызвано не чем иным, как желанием сестер поделиться тем изобилием любви и щедрот, что изливал на обитель

Господь, с несчастными, заброшенными сиротами. А таких детей – беспризорных или сирот при живых родителях – сегодня в России, к сожалению, больше, чем даже в послевоенные годы. Их судьбы во многом похожи друг на друга – грязь, голод, болезни, страх, побои…

Многих таких детей монахини приняли в свою семью, заботятся о них, воспитывают. Вместе в храме славословят Бога, вместе устраивают праздники, вместе работают на послушаниях, вместе делят все радости и скорби. Сестры постарались сделать все, чтобы дети не чувствовали себя обездоленными и несчастными, стараясь помочь им вырасти настоящими христианками, поскольку считают, что не им, а детям принадлежит будущее православной Руси.

Дети из монастырского приюта «Отрада» – вроде бы все разные, но уже есть в них что-то общее, от единой семьи. Даже слово «приют» само собой выветривается из этого, сказать прямо, родительского дома.

Открылся он при монастыре в 1995 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия. За эти годы в приют поступали дети с разными диагнозами: олигофрения, эпилепсия, ЗПР и психотравмы. И в приюте они получали не только образование, воспитание, но также и лечение. Старшая сестра в приюте – монахиня с большим духовным опытом, воспитатели – в основном кандидаты, имеющие желание остаться в монастыре и принять монашеский постриг.

30 августа 2003 г. архиепископ Калужский и Боровский Климент освятил новый корпус приюта, строительство которого – при финансовой и организационной поддержке некоммерческого Фонда «Связь поколений» – продолжалось три года. В здании, помимо спален, – 11 классных комнат, часовня, библиотека, компьютерный класс, комната отдыха, спортивный и концертный залы.

В «Отраде» воспитывается 50 девочек в возрасте от двух до семнадцати лет, собранных с разных концов России. Они живут на территории монастыря, но в отдельном корпусе, с сестрами-воспитателями. Учатся в открытой при монастыре гимназии, по окончании которой сдают экзамены и получают аттестат государственного образца. При гимназии действует театральная студия. В монастыре для студентов-выпускниц приюта функционирует Лаборатория удаленного доступа Российского Государственного Социального Университета, где они получают полное высшее образование по специальности «православный журналист».

В гимназии, помимо общеобразовательной программы, дети вовлечены в целую палитру занятий: хореография, живопись, лепка, рукоделие, вокал, сольфеджио, дирижирование.

То есть занимаются всем тем, на что в обычной семье не всегда найдется время и возможности. А ведь еще изучаются греческий и церковно-славянский языки, основы византийской музыки. К прекрасному дети расположены с самых малых лет. Они уже активно «пробуют перо» в искусстве стихосложения, их успехи можно оценить по дебютному сборнику «Крупицы Божьего дара».

Все девочки очень любят петь, в приюте сложился прекрасный детский хор, который в 2002 году был удостоен премии Фонда «Русское исполнительское искусство», а в 2006-м занял первое место на 18-м Международном фестивале православной музыки. Коллектив принимал участие и в зарубежных фестивалях и концертах – в Тель-Авиве, Горненском монастыре Израиля, монастыре Ормилия в Греции, неоднократно в Ларнаке и Лимассоле на Кипре, в итальянских городах Бари, Лорето и Террачина, в испанском городе Сеговия, в Вене, Зальцбурге, Бон-не, Дюссельдорфе, в Берлине, в Каннах, в городах республики Беларусь, в Сербии, Абхазии, Армении, Словакии, Словении, Македонии, Узбекистане.

Традиционными стали фестивали-концерты «Свет во Вселенной», проводимые при участии афонского монастыря Ватопед. Это ежегодные передвижные конференции-концерты в разных городах Греции с участием детского хора «Отрада».

К праздникам Рождества и Пасхи воспитанницы ставят музыкальные спектакли на сценарии, написанные сестрами монастыря и самими детьми. Самими детьми! Интереснейшее и полезнейшее занятие. Причем они еще помогают сестрам шить костюмы и изготавливать декорации. Участие в таком спектакле – большая радость для всех, а самое главное, что дети в игровой, ненавязчивой форме постигают христианские истины и учат зрителей добру, милосердию, покаянию. Подобные – легкие для восприятия, запоминания – представления воспитанницы устраивают не только для сестер, но и для гостей обители из воскресных школ, гимназий, интернатов. А в дома престарелых, к больным детям «Отрада» едет сама – утешить, поделиться радостью и даже подарить подарки.

3 февраля – дети украшают приют и большую трапезную, составIMG_7872ляют меню и, получив благословение Матушки Игумении, готовят и накрывают праздничную трапезу. В этот особый день на кухне, в храме и на других послушаниях дети справляются сами: готовят службу, поют на два клироса, читают Апостол, звонят, несут икону, свечи и фонарь на Панагии. За игуменский стол настоятельница монастыря приглашает особо потрудившихся или отличившихся в послушании и смирении детей – от старших до совсем еще маленьких. Так дети учатся служить Богу и ближним, делясь всем, что имеют, с другими.

С самого младшего возраста девочек приучают к труду, позволяя им помогать на кухне, в огороде, убирать храм. Лишение послушания иногда является самым большим наказанием. Каждая воспитанница «Отрады» имеет свое послушание. По очереди дети ухаживают за растениями и цветами, за домашними животными, кто-то отвечает за чистоту в классах и кельях, за порядок в библиотеке, а кто-то помогает на кухне… И самое главное – воспитанницам прививаются христианские добродетели, такие, как смирение, терпение, послушание. Ведь очень важно научить ребенка правильному отношению к себе и другим людям. По выходным и праздничным дням дети участвуют в богослужениях, поют на клиросе, поочередно регентуют, готовят службу, отвечая за устав. Причащаясь постоянно Святых Христовых Таин, дети с помощью Божией меняются и преображаются.

Монастырь в малоярославце

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *