Ссылки

  • Пустынский Свято-Успенский мужской монастырь
  • БЕЛОРУССКИЕ ПУСТЫНКИ
  • Пустынский-Успенский-Богородицкий монастырь // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Это заготовка статьи о православии. Вы можете помочь проекту, дополнив её.
  • «готический стиль»
  • av4
  • av_otus
  • Аалто
  • Абхазия
  • Авраам Мельников
  • Адамович
  • Адыгея
  • Александр Кузнецов
  • Александров
  • Алушта
  • Алёшин
  • Аплаксин
  • Арзамас
  • Армавир
  • Армения
  • Архангельск
  • Архангельская область
  • Астрахань
  • Ахтырка
  • Баженов
  • Баку
  • Барнаул
  • Башкирия
  • Бекетов
  • Белая Церковь
  • Белгородская область
  • Белз
  • Белозерск
  • Белоруссия
  • Бенуа
  • Бланк
  • Бове
  • Богородицк
  • Бойцов
  • Болхов
  • Бондаренко
  • Боровичи
  • Боровск
  • Бренна
  • Брестская область
  • Брюллов
  • Брянская область
  • Бурятия
  • Бучач
  • Быковский
  • Валаам
  • Валдай
  • Валлен-Деламот
  • Валькот
  • Варшава
  • Васильев
  • Вашков
  • Великий Устюг
  • Верея
  • Вернер
  • Верхотурье
  • Вильнюс
  • Винница
  • Винницкая область
  • Витберг
  • Витебск
  • Витебская область
  • Владимир
  • Владимир-Волынский
  • Владимирская область
  • Волгоградская область
  • Вологда
  • Вологодская область
  • Волоколамск
  • Волынская область
  • Волынь
  • Воронеж
  • Воронежская область
  • Воронихин
  • Выборг
  • Вытегра
  • Вышний Волочек
  • Вязники
  • Гагры
  • Галич
  • Гатчина
  • Гельрих
  • Гельфрейх
  • Глухов
  • Гомель
  • Гомельская область
  • Городец
  • Городецкий
  • Гороховец
  • Григорьев
  • Гримм
  • Гродненская область
  • Гродно
  • Грузия
  • Гусь-Хрустальный
  • Дагестан
  • Дальнее зарубежье
  • Дмитров
  • Днепродзержинск
  • Днепропетровская область
  • Донецкая область
  • Душкин
  • Евпатория
  • Егорьевск
  • Еготов
  • Екатеринбург
  • Елабуга
  • Елец
  • Енисейск
  • Жилярди
  • Житомир
  • Житомирская область
  • Жолква
  • Жолтовский
  • Закарпатская область
  • Зарайск
  • Зарудный
  • Захаров
  • Звенигород
  • Зеленко
  • Зеленогорск
  • Иван Кузнецов
  • Ивангород
  • Ивано-Франковская область
  • Иванов-Шиц
  • Иваново
  • Ивановская область
  • Ижевск
  • Изборск
  • Изяслав
  • Иркутск
  • Иркутская область
  • Казаков
  • Казань
  • Калининград
  • Калининградская область
  • Калуга
  • Калужская область
  • Калязин
  • Каменец-Подольский
  • Камерон
  • Каминский
  • Каргополь
  • Каргополье
  • Карелия
  • Карпаты
  • Касимов
  • Каунас
  • Кашин
  • Кваренги
  • Кекушев
  • Кемеровская область
  • Керчь
  • Киев
  • Киевская область
  • Кимры
  • Кингисепп
  • Кинешма
  • Кириллов
  • Киров
  • Кировоградская область
  • Кировская область
  • Кисловодск
  • Кишинев
  • Клейн
  • Клин
  • Ковров
  • Козелец
  • Коломна
  • Коми
  • Конаково
  • Константин Мельников
  • Корец
  • Кострома
  • Костромская область
  • Косяков
  • Краснов
  • Краснодар
  • Краснодарский край
  • Красноярск
  • Красноярский край
  • Кременец
  • Кричинский
  • Кронштадт
  • Крым
  • Курганская область
  • Курск
  • Лангбард
  • Латвия
  • Легран
  • Ленинградская область
  • Леонидов
  • Леонтий Бенуа
  • Летичев
  • Лидваль
  • Ликино-Дулёво
  • Линдгрен
  • Липецк
  • Липецкая область
  • Литва
  • Луганская область
  • Луцк
  • Львов
  • Львовская область
  • Любань
  • Майкоп
  • Малютин
  • Марий-Эл
  • Мартиролог
  • Марфельд
  • Менелас
  • Месмахер
  • Минск
  • Минская область
  • Могилев
  • Могилевская область
  • Можайск
  • Молдавия
  • Монферран
  • Мордовия
  • Моршанск
  • Москва
  • Московская область
  • Мукачево
  • Мурманская область
  • Муром
  • Мценск
  • Мышкин
  • Находка
  • Невьянск
  • Нерехта
  • Несвиж
  • Нижегородская область
  • Нижний Новгород
  • Николаевская область
  • Николай Бенуа
  • Николай Львов
  • Никонов
  • Новгород
  • Новгородская область
  • Новомосковск
  • Новосибирск
  • Новости
  • Новочеркасск
  • Ногинск
  • ОИРУ
  • Одесса
  • Одесская область
  • Омск
  • Омская область
  • Орловская область
  • Орёл
  • Осташков
  • Острог
  • Острогожск
  • Очаков
  • Павловск
  • Павловский Посад
  • Пенза
  • Пензенская область
  • Переславль-Залесский
  • Перетяткович
  • Пермский край
  • Пермь
  • Петергоф
  • Петрозаводск
  • Плес
  • Подольск
  • Покровский
  • Полоцк
  • Полтава
  • Полтавская область
  • Польша
  • Померанцев
  • Порт-Артур
  • Порхов
  • Прилуки
  • Приморский край
  • Приозерск
  • Псков
  • Псковская область
  • Путивль
  • Пушкин
  • Пятигорск
  • Растрелли
  • Ржепишевский
  • Рига
  • Ринальди
  • Ровенская область
  • Рогатин
  • Ропет
  • Росси
  • Ростов Великий
  • Ростов-на-Дону
  • Ростовская область
  • Руднев
  • Руза
  • Рыбинск
  • Рязанская область
  • Рязань
  • Сааринен
  • Самара
  • Самарканд
  • Самарская область
  • Санкт-Петербург
  • Саратов
  • Саратовская область
  • Сатанов
  • Свердловская область
  • Свияжск
  • Севастополь
  • Север
  • Сергиев Посад
  • Серпухов
  • Сидоров
  • Симбирск
  • Слободской
  • Смоленск
  • Смоленская область
  • Солигалич
  • Соликамск
  • Соловьев
  • Сольвычегодск
  • Сонк
  • Сортавала
  • Сочи
  • Средняя Азия
  • Старая Ладога
  • Старая Русса
  • Старица
  • Старов
  • Староконстантинов
  • Старый Оскол
  • Стасов
  • Стенбек
  • Стрельна
  • Суздаль
  • Султанов
  • Сумская область
  • Сумы
  • Суслов
  • Сызрань
  • Сыктывкар
  • Сюзор
  • Таганрог
  • Талдом
  • Таллин
  • Тамбов
  • Тамбовская область
  • Тампере
  • Татарстан
  • Ташкент
  • Тбилиси
  • Тверская область
  • Тверь
  • Тернополь
  • Тернопольская область
  • Тихвин
  • Тобольск
  • Тома де Томон
  • Томск
  • Томская область
  • Тон
  • Торжок
  • Торопец
  • Тотьма
  • Трезини
  • Трубчевск
  • Тула
  • Тульская область
  • Тульчин
  • Турку
  • Тутаев
  • Тюменская область
  • Тюмень
  • Углич
  • Удмуртия
  • Ужгород
  • Узбекистан
  • Украина
  • Ульберг
  • Ульяновск
  • Ульяновская область
  • Умань
  • Усолье
  • Устюжна
  • Уфа
  • Фельтен
  • Феодосия
  • Финляндия
  • Фомин
  • Фон Гоген
  • Хабаровск
  • Харьков
  • Харьковская область
  • Хвалынск
  • Хельсинки
  • Херсон
  • Херсонская область
  • Хмельник
  • Хмельницкая область
  • Хотин
  • Царское Село
  • Чапаевск
  • Чебоксары
  • Чевакинский
  • Челябинская область
  • Чердынь
  • Череповец
  • Черкасская область
  • Черкассы
  • Чернигов
  • Черниговская область
  • Черновицкая область
  • Черновцы
  • Чигирин
  • Чита
  • Читинская область
  • Чортков
  • Чугуев
  • Шауб
  • Шехтель
  • Шинкель
  • Шлиссельбург
  • Шретер
  • Штакеншнейдер
  • Шульман
  • Шухов
  • Шуя
  • Щуко
  • Щусев
  • Эрихсон
  • Эстония
  • Южная Осетия
  • Южно-Сахалинск
  • Юрьев-Польский
  • Ялта
  • Ярославль
  • Ярославская область
  • авангард
  • ампир
  • ар деко
  • архграфика
  • археология
  • архивные фотографии
  • архитекторы
  • архитектурные модели
  • барокко
  • башни
  • больницы
  • бумажная архитектура
  • вандализм
  • византийский стиль
  • визуализации
  • виллы
  • вокзалы
  • воссоздание
  • вотчинные храмы
  • города
  • готика
  • дачи
  • дворцы
  • деревянная архитектура
  • деревянные дома
  • деревянные храмы
  • деревянные часовни
  • деревянный модерн
  • дома
  • дома отдыха
  • доходные дома
  • древнерусская архитектура
  • замки
  • интерьеры
  • информация
  • исследования
  • кирхи
  • классицизм
  • конструктивизм
  • костелы
  • кремли
  • крепости
  • мавзолеи
  • маньеризм
  • мечети
  • модерн
  • монастыри
  • мосты
  • музеи
  • нарышкинский стиль
  • некролог
  • некрополи
  • необарокко
  • неоготика
  • неоклассицизм
  • неороманика
  • неорусский стиль
  • особняки
  • охрана памятников
  • павильоны
  • палаты
  • памятники
  • парки
  • погосты
  • под угрозой
  • пожары
  • проекты
  • промышленная архитектура
  • публикации
  • реконструкция
  • ренессанс
  • реставрация
  • рококо
  • романский стиль
  • романтизм
  • руины
  • русский стиль
  • северный модерн
  • синагоги
  • скульптуры
  • сносы
  • соборы
  • сталинская архитектура
  • станции
  • строгановский стиль
  • театры
  • телевидение
  • узорочье
  • украинское барокко
  • усадьбы
  • усыпальницы
  • утраты
  • храмы
  • часовни
  • эклектика
  • югендстиль

Свято-Пустынский Успенский мужской монастырь, д. Пустынки

По преданию основателем Пустынского монастыря является высокородный князь Лугвень (в святом крещении Симеон). Десятый сын великого князя литовского Ольгерда Симеон был воспитан в Православии, глубоко уважал свою веру, строил монастыри, щедро благотворил им, проявил себя как мужественный и храбрый защитник русской земли. Его отец (в крещении Александр) еще до своей женитьбы на русской княжне принял Православие. Хотя в жизни Ольгерда был печальный факт мученической смерти в середине ХIV века трех литовцев, принявших Православие (Антония, Иоанна и Евстафия, их предали казни по настоянию языческих жрецов, Православная Церковь причислила этих безвинных мучеников к лику святых), но, согласно летописи, перед кончиной великий князь Ольгерд принял схиму с именем Алексий.

Почти все его четырнадцать детей приняли Православие, многие из них явились основателями и покровителями православных храмов в своем государстве. Не был исключением и Симеон, князь Мстиславский, построивший кроме Пустынской еще и Онуфривскую обитель. Немаловажный факт – Симеон был женат на дочери прославленного в лике святых благоверного князя Димитрия Донского. А два родных брата Симеона, Андрей и Димитрий, рука об руку с благоверным князем сражались на Куликовом Поле. Согласно преданию, князь Симеон заболел глазами, но с глубокой верой и сердечной молитвой, сопровождаемой искренними слезами, омыл глаза водой из Пустынского источника, и его слепота мгновенно исчезла.

Исцеление князя Симеона сопровождалось и другим поразительным чудом: в ветвях тенистого липового дерева, находившегося над источником, благодатным светом засияла икона Богоматери, называемая теперь Патриаршей Пустынской. Понимая свое чудесное исцеление как милость Богоматери, благодарный князь решил создать здесь иноческую обитель – достойный памятник явленного ему великого благодеяния. Много исцелений происходило от чудотворного Патриаршего образа Божией Матери, и в течение целого ряда веков поклониться иконе приходили не только православные всех званий и состояний, но и римо-католики, лютеране. Само место явления иконы Богородицы в древних актах и грамотах называется не иначе, как уделом «Св. Пречистой в Пустыньках».

По одной из версий, Пустынский монастырь название свое получил потому, что ту местность, где сейчас расположена обитель, еще задолго до исцеления князя Симеона населяли монахи-пустынники, объединившиеся в общежительный монастырь в 1380 году. После того, как оборвалась мужская линия князей Мстиславских, монастырь вместе с удельным княжеством в 1527 году переходит под управление королевской канцелярии. Во время второй Ливонской войны Иоанна Грозного с Сигизмундом Вторым Августом, начавшейся в 1563 г., часть иноков Пустынского монастыря была убита, часть же, спасаясь от смерти, ушла в другие, более безопасные места, оставив монастырь под охраной одного-двух иноков. Вскоре после этого монастырскими землями стали управлять миряне. Обитель передавалась в частное управление с целью предоставления материального вознаграждения за услуги, оказанные королевскому двору. Отношение новых хозяев к монастырю зачастую было чисто светским, имущественным, выражавшимся в получении ими с обители в назначенное время денежной суммы.

После того, как Пустынский монастырь по приказу Иосафата Кунцевича в 1601 г. был отдан униатам, монахи этой обители бежали в православный Тупичевский Свято-Духов Успенский монастырь. В 1839 году после 238-летнего униатского плена древняя обитель сделалась снова православной. Но ее состояние было столь плачевно, что многие годы понадобились на восстановление и духовной, и материальной сторон жизни насельников монастыря. На восстановление храмов и других построек монастыря пришлось собирать средства по всей Руси. И во многом благодаря помощи жертвователей было начато в 1863 г. возрождение некогда славной обители. Благодаря далеко не скудным жертвам, архимандрит Анатолий создал совершенно новый монастырь, в котором всё, за исключением соборного Успенского храма и одного каменного корпуса, созданных еще униатами, – плоды его трудов.

В 1865 г. была освящена новопостроенная церковь Покрова Пресвятой Богородицы, объединенная в одно здание с двумя двухэтажными братскими корпусами, в которых размещались также келии настоятеля и братская трапезная. В 1864 г. прямо на источнике, где явилась Патриаршая икона Божией Матери, была устроена и освящена церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Воды источника, выходя с южной стороны церкви, наполняют купель и впадают в протекающую с восточной стороны монастыря реку Ослянку. Рождество-Богородицкая церковь стоит на месте с древнейших времен существовавшей здесь деревянной церкви. В 1866 г. в Пустынском монастыре была построена величественная колокольня (58,67 м).

В 1869 году собору Успения Пресвятой Богородицы, построенному в 1801-1808 годах, двумя боковыми трансептами придали крестово-купольную форму с одним большим величественным открытым куполом, по бокам которого размещались четыре малых купола. Кроме этого, как в самом монастыре, так и вне его, была расположена целая группа хозяйственных построек. По документам 1905-1906 годов на территории Пустынского монастыря упоминается амбулатория и больница.

Пустынский Успенский монастырь был обнесен каменной стеной, оштукатуренной и побеленной, покрытой жестью. Кирпич для строительства производился рядом с обителью – на монастырском кирпичном заводе. В 1868 году был заключен контракт на роспись сводов и стен в церквях Пустынского монастыря. Основные строительные работы по обновлению обители были закончены в 1870 году. В 1869 г. в Пустынке было создано православное братство, учредившее в монастыре в 1870 г. церковное крестьянское училище и 65 школ в других местах. Сирот и детей из бедных семей братство совместно с монастырем содержало за свой счет. Многие из детей ежедневно читали и пели в монастырских храмах на богослужениях. Из-за большого количества учеников, все жилые строения монастыря были заняты. Выпускников училища посылали для обучения крестьянских детей чтению, письму, церковному пению, арифметике. Братская библиотека Пустынок насчитывала 656 книг. Велась бесплатная раздача и рассылка книг.

После Октябрьской революции, в 1919 году, насельники, пытаясь сохранить монастырь, по благословению священноначалия зарегистрировали на территории обители земледельческую коммуну. После ликвидации коммуны монахи некоторое время продолжали жить в обители и вести прежний образ жизни, но в 1925 году их окончательно выселили. В монашеских кельях разместили детей-сирот, образовав Пустынский детский дом. Имущество Пустынского монастыря, в том числе иконы, конфисковали. Богоборцы неоднократно пытались разрушить церковные здания. Начали они с того, что сбросили крест с купола колокольни. В конце 20-х годов подрывная группа намеревалась взорвать колокольню. В Успенском храме монастыря некоторое время разрешалось служить. Однако перед Отечественной войной службы уже не проводились. Сохранились свидетельства очевидцев мученической кончины иеромонаха Филиппа, оставшегося в монастыре. Он, не пожелав покинуть родную обитель, проживал в маленькой часовне, расположенной в западной стене монастыря. Жил он на средства, вырученные с продажи свитых им веревок. Однажды, как вспоминают очевидцы, когда престарелый отец Филипп находился в своей часовенке, кто-то подпер входную дверь и поджег часовню. Этим трагическим случаем и закончилась иноческая жизнь в старинном монастыре.

О судьбах остальных насельников обители ничего достоверно не известно. За все годы Великой Отечественной войны в Пустынках не было разрушено ни одного здания, не погиб ни один ребенок, хотя детдом не был эвакуирован. Даже когда местные партизаны на территории монастыря убили полицейского и наставников бросили в тюрьму, никто из них не был расстрелян, все вскоре вернулись к детям. Радостным знаком скорого освобождения Отечества от немецко-фашистских захватчиков стало явление Нерукотворного лика Спасителя на стене одного из классов Пустынской школы. К сожалению, его вскоре забелили, поэтому даже не все детдомовцы и воспитатели смогли его увидеть. 28 сентября 1943 г. Мстиславщина была освобождена 196-й отдельной танковой бригадой, возглавляемой полковником Ефимом Духовным. Во время наступления войск Красной Армии в мае-июне 1944 года на территории Пустынского монастыря дислоцировался 46-й Гвардейский Краснознаменный, ордена Суворова 3 степени Таманский авиаполк ночных бомбардировщиц.

В послевоенное время монастырские стены вновь приютили детей-сирот, число которых достигало 350 человек. Школа, которую помимо детдомовских ребят посещали и дети из местных деревень, продолжала свою работу. Во многом благодаря размещению в Пустынках детского дома монастырские постройки сохранились до наших дней. За годы богоборческой власти совершалось варварское разрушение зданий монастырского комплекса. Не только вынули окна, разобрали крыши, но и взорвали полы, растащили печи… Стены Успенского собора пытались сломать тракторами, частично была разобрана одна из стен. Ограду вокруг обители почти всю разворовали. В довершение всех злодеяний на территории обители стали проводить учения по гражданской обороне. Сожгли и сломали то, что еще оставалось уцелевшим. И когда уже нечего было крушить, оставили монастырь на разрушение природным стихиям. Территория поросла кустарниками, деревьями и бурьяном. Вот и все, что осталось к началу нового тысячелетия. 28 августа 2003г. на престольный день в обители был совершен первый после долгих лет запустения молебен. Испросив Божиего благословения, братия, паломники и рабочие начинают кропотливое, трудоемкое и нелегкое восстановление монастыря.

Прежде всего был восстановлен храм Рождества Божией Матери – место для главного делания монахов – молитвы. Также были отремонтированы братские корпуса, построена купель и облагорожен источник, сооружена лестница к храму и произведено частичное благоустройство территории. Седьмое августа 2005 года стало вторым днем рождения для храма на источнике – его освятили митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси, архиепископ Пинский и Лунинецкий Стефан и епископ Могилевский и Мстиславский Софроний.

Весной 2007 года на частично отреставрированную звонницу были установлены вновь отлитые колокола. Колокол весом в полторы тонны был приобретен на средства Могилевской епархии. Несколько звонов поменьше подарил Пустынскому монастырю россиянин из Магнитогорска – Виталий Гутиков. 27 декабря 2005 года Пустынский Свято-Успенский мужской монастырь пережил важное событие: в нем состоялся первый монашеский постриг. Через столько десятилетий запустения в святой обители снова зажжена свеча молитвы. Ежедневно проводятся богослужения, поется акафист Божией Матери, а главное – в праздничные дни, в субботу и воскресенье, в дни памяти чтимых святых совершается Божественная Евхаристия. Сейчас Свято-Успенский Пустынский мужской монастырь существует благодаря трудам и заботам Преосвященнейшего Софрония, Епископа Могилевского и Мстиславского, Священноархимандрита этой обители. Владыка Софроний духовно окормляет братию, заботится о возрождении их душ, решает все затруднительные вопросы, возникающие у насельников монастыря.

Братия монастыря ежедневно несет послушания в храме, в трапезной, на огороде, на подсобном хозяйстве. В дело возрождения обители огромный вклад внесли прихожане Свято-Михайловского храма г. Климовичи и Свято-Вознесенского храма г. Горки. Почти еженедельно, по субботам, а иногда и среди недели, не взирая на немалое расстояние, приезжают в Пустынки эти неутомимые трудолюбивые труженики. За годы возрождения монастыря они выполнили и выполняют много работ. Самый значительный на северо-востоке Беларуси монастырский комплекс Пустынок привлекает к себе многочисленных паломников и туристов. В мягко очерченном пейзаже белорусско-российского пограничья Свято-Успенская обитель являет собой символический мост между двумя братскими народами и странами.

В обители проживает 6 насельников (2017 г.). Настоятель – епископ Могилевский и Мстиславский Софроний

Пустынский монастырь

КНЯЗЬ ЛУГВЕН (СИМЕОН) ОЛЬГЕРДОВИЧ И МЕСТА СИЛЫ БЕЛАРУСИ

Последнее время редко пишу про монастыри. Есть пара-тройка любимых и посещаемых раз в год-полтора, как, например, Череменецкий — Русский Патмос. А в других, особо в «брендовых», происходят весьма любопытные процессы. Когда-то Игорь Северянин написал такие строки:
Как царство средь царства стоит монастырь.
Мирские соблазны вдали за оградой.
Но как же в ограде — сирени кусты,
Что дышат по веснам мирскою отрадой?
Ныне мирская отрада представлена, помимо кустов сирени, вертолетными площадками, «Домами знатных богомольцев» и даже плавучими саунами. При всём том публикуются пафосные статьи о пагубности «духовного туризма». Уместно вспомнить слова одного мудрого еврея, св. апостола Павла: «Корень бо всем злым сребролюбие есть, его же нецыи желающе, заблудиша от веры, и себе пригвоздиша болезнем многим. Ты же, о человече Божий, сих бегай» (1Тим.6: 10–11).
Сохранилось ли за монастырскими стенами пространство для чудес или, говоря другим языком, «мест силы»?
К счастью, да. Это краткий рассказ об обители, где отыщет радость для души и «человече Божий», и скромный блогер-краевед. Автору удалось побывать там в июне 2018 г.
ПУСТЫНКИ — ГДЕ ЭТО?
Адрес Пустынского Свято-Успенского мужского монастыря: Беларусь, Могилёвская область, Пустынки. Деревни или поселка с таким названием нет на карте, это урочище в нескольких сотнях метров от границы с Россией.

Ухоженный проселок от райцентра, городка Мстиславля проходит среди смешанного леса и поросших люпином полей. Неожиданно справа от него вашему взору предстанет высоченная белая многоярусная колокольня (фото в заголовке). Древняя кирпичная ограда слегка подновлена, краска уже начала облезать, а у монастырских ворот бросается в глаза стенд с предупреждающей о возможности несчастных случаев надписью.

«С полуразрушенного храма падают обломки кирпичей»… это относится к руинам Успенского собора, их вы сразу увидите за воротами. И в нынешнем состоянии они поражают своим скорбным величием.



Собор был крестово-купольной формы, с одним большим величественным открытым куполом, по бокам которого размещались четыре малых. Так монастырь выглядел 100 лет назад (источник фото).

Прервем на время прогулку по обители и расскажем об истории ее основания.
КНЯЗЬ МСТИСЛАВСКИЙ ЛУГВЕН СИМЕОН И ИСТОРИЯ ОБИТЕЛИ
Цитата из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»: «Пустынский Успенский монастырь, 2 класса, в 8 верстах от города Мстиславля. Основан в XIV в. родоначальником князей Мстиславских — Симеоном Лугвением, сыном Ольгерда; в 1601 г. впал в унию, из которой освободился в 1839 г. В церкви Успения в киоте, за правым клиросом, хранится весьма древняя чудотворная Пустынская икона Божией Матери, именуемая Патриаршая, явившаяся жившему в первой половине XIV в. владетельному Мстиславскому князю Симеону, который, по своим молитвам, получив исцеление от поразившей его слепоты, через омовение своих глаз водою из чудесно указанного ему в сонном видении источника, узрел в ветвях росшей над этим источником тенистой липы сияющую благодатным светом икону Богоматери. Эта святая икона, представляющая собою поясное изображение, имеет 7 3/4 вершка в высоту и 6 5/8 — в ширину; Богоматерь на этой святой иконе изображена склонившей Свою голову к приникшему с левой стороны к Ее ланите Богомладенцу, голова Которого, как и Богоматери, увенчан короной; празднование в честь этой святой иконы совершается в монастыре 15 августа…».
Многим ли у нас сегодня что-то говорит имя князя Лугвена (1356 — 19 июня 1431)? А помянуть его есть за что.
Лугвен или Лугвений, во крещении Симеон, был был сыном вел. князя литовского Ольгерда от его второй жены Иулиании Александровны, дочери вел. князя тверского Александра Михайловича. Его родной брат — Ягайло (1351-1434), основатель великокняжеской и королевской династии Ягеллонов, правившей в Польше, Венгрии, Хорватии и Чехии в XIV—XVI вв.

Князь Лугвен (справа), источник изображения
Лугвен в 1385 г. вместе с братом Ягайло и тремя другими князьями подписал Кревскую унию. В католичество не перешел. Активно участвовал в политической и военной жизни Руси в период её феодальной раздробленности. Участвовал в разгроме великого князя Смоленского Святослава Ивановича, княжил в Великом Новгороде, воевал с Псковом, разбил под Орешком ганзейских пиратов-витальеров. В 1392 г. съехал с Великого Новгорода и получил в правление от своего брата Ягайло, короля Польского, Мстиславское княжество. В 1394 г. он женился на Марии, дочери великого князя Московского Димитрия Донского. Брак заключался в Москве.
«В том же году в Москве отдали дочь великого князя Дмитрия Ивановича Донского за князя Лугвена Ольгердовича,
внука Гедимина Литовского, в неделю Всех святых месяца июня в 24 день». Источник
В Великой войне против Тевтонского ордена 1409-1411 гг. князь Лугвен принял активнейшее участие. В Грюнвальдской битве 1410 г., сломавшей хребет ордену, он командовал тремя хоругвями: Смоленской, Мстиславской и Оршанской, поставленными в центре боевого порядка союзной армии. Именно они, понеся значительные потери, остановили натиск противника, благодаря чему союзное польско-русско-литовское войско удержало боевую линию, а затем разгромило крестоносцев. Князь Лугвен участвовал в 1411 г. в заключении Торуньского мира. В 1412 г. он распрощался с Новгородом и окончательно осел в Мстиславле.
Памятный монумент князю Лугвену в Мстиславле
Князь Лугвен Симеон известен как защитник Православия, строитель храмов. Помимо Пустынского монастыря оду он в 1407 г. заложил возле Мстиславля монастырь святого Онуфрия, прославившийся переписчиками книг и рукописей.
Пустынский Свято-Успенский монастырь уже к XVI в. был одним из крупнейших православных монастырей в восточной Беларуси. В 1563 г. в войне Московии и Речи Посполитой часть монахов была убита, часть вынуждена была бежать. Какое-то время в монастыре не было насельников.
В 1605 г. монастырь стал униатским (орден базилианцев), начался период упадка монастырской жизни. Во второй половине XVII в. в нем вообще не было насельников. Но именно униаты в 1801-1808 гг. построили каменный Успенский храм.
В 1839 г. древняя обитель сделалась снова православной, но находилась она в плачевном состоянии. На восстановление монастыря пришлось собирать средства по всей Руси. Архимандрит Анатолий (Левшиновский) создал совершенно новый монастырь, в котором всё, за исключением соборного Успенского храма и одного каменного корпуса — плоды его трудов. В 1864 г. прямо на источнике, где князю Лугвену явилась икона Божией Матери, была устроена и освящена церковь Рождества Пресвятой Богородицы. В 1865 г. была освящена новопостроенная Покровская церковь, объединенная в одно здание с двумя двухэтажными братскими корпусами. В 1866 г. была построена величественная колокольня (58,67 м).
Тогда же в Пустынках было создано православное братство, учредившее в монастыре церковное крестьянское училище и 65 школ в других местах. Сирот и детей из бедных семей братство совместно с монастырем содержало за свой счет. Братская библиотека насчитывала 656 книг. Велась их бесплатная раздача и рассылка.
В 1919 г. насельники, пытаясь сохранить монастырь, зарегистрировали на его территории земледельческую коммуну, но в 1925 г. коммуну ликвидировали, а монахов окончательно выселили. В обители разместили детей-сирот, образовав Пустынский детский дом. Имущество монастыря, в том числе иконы, конфисковали. Чудотворный образ пропал.
Пустынская икона Божией Матери, именуемая Патриаршая
В годы Великой Отечественной войны здесь не пострадало ни одно здание, не погиб ни один ребенок, хотя некоторое время располагалась немецкая армия. Основные разрушения пришлись на период хрущевской паранойи, когда здания разбирались, ломались, сжигались, взрывались, а все что не могли уничтожить люди, оставляли на растерзания стихии и времени. Лишь в 2003 г. в заброшенный Пустынский монастырь приехали монахи из западной Беларуси, а в 2005 г. прошел первый постриг. С тех пор идет посильное восстановление обители, но до окончания работ еще очень далеко.
МОНАСТЫРЬ СЕГОДНЯ. НЕОБЪЯСНИМОЕ
Строительные работы.
Такою будет обитель после восстановления.
Возрождаемая Покровская церковь и келейный корпус.
Апсида Покровской церкви (крупногабаритный господин ростом около 190 упорно лез в кадр, оставил его в качестве ориентира масштаба)
Восстановленные корпуса хозпостроек и старая монастырская дорога.
В низинке возле источника находится церковь Рождества Богородицы, восстановленная одной из первых. Рядом купальня. Здесь всегда много народа, так как вода обладает лечебными свойствами.
Интерьер Рождественской церкви. Справа копия Пустынской (Патриаршей) иконы Божией Матери.
Вот тот самый родник, вода которого исцелила зрение князю Лугвену.
А теперь совсем необъяснимое. Это возрожденное здание монастырской школы.
На его дверях следующее объявление.
Когда монахи вернулись в Пустынки в начале 2000-х гг., здание школы было без крыши с полуразрушенными стенами. Им негде было жить, они начали реставрацию помещений, и в одном из них выявился лик Христа.
Здесь всегда много богомольцев, но никто не запрещает фотосъемку. Некоторые этим злоупотребляют и вовсю пользуются вспышкой. Однако изображение с каждым годом становится ярче.
Явившийся лик удивительно похож на лик Христа на Туринской плащанице. На фотографии видно отверстие от гвоздя. По воспоминаниям бывших учащихся на этом гвозде висела школьная доска, а лика никто раньше не видел.
Иконы на подоконниках кельи с Нерукотворным образом.
МСТИСЛАВЛЬ
В завершение рассказа несколько слов о центре здешних мест, Мстиславле. Это удивительный древний городок, совсем неисхоженный туристами, с потрясающей, физически ощущаемой энергетикой.
Панорама Мстиславля, гравюра сер. XIX в.
Здесь два городища — Девичья гора (днепро-двинской культуры, до I века до н. э.) и Замковая гора, где был найден культурный слой с деревянными постройками и предметами XII в., обнаружена берестяная грамота (всего в Беларуси их найдено две).
Замковая гора, современный вид
Здесь интереснейший костел кармелитов XVII в. (попасть не удалось, открыт только по воскресеньям).
Еще есть костел иезуитов, в котором только что рухнула стена; много православных церквей, было несколько монастырей и синагог и до сих пор действует кагальный колодец с чистейшею водой. И, что самое удивительное, на главной площади вместо неотвратимого Лукича стоит памятник первопечатнику Петру Мстиславцу (эта фотка из сети, мой снимок вышел неудачным).
Сюда надо обязательно приехать.
Основные источники
1. Сайт radzima.org Достопримечательности Беларуси и Литвы.
2. Протоиерей Георгий Бирюков. Герои Грюнвальда. Лугвений (Семен) Ольгердович, князь Мстиславский.
Авторские фото июнь 2018 г.

Монастырь в мстиславле

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *