Архитектура

См. также: Архитектура Полоцкого княжества

Храм построен в середине 1150-х годов. Как следует из жития Ефросинии Полоцкой, строительными работами руководил «приставник над делатели церковными Иван». По заключению П. А. Раппопорта, зодчий Иван опередил своё время, «смело создав совершенно новый архитектурный образ торжественного столпообразного храма», который будет доминировать в древнерусском зодчестве конца XII века (т. н. «русская готика»).

Храм сравнительно небольших размеров, прост в плане, имеет монументальный внешний вид с единственной апсидой. Наиболее характерные черты изначального Спасского собора (затемнённые позднейшими перестройками) — преобладание наружного объема над внутренним, а также ярусность наружной композиции. Источником ярусного построения могло быть народное деревянное зодчество.

Благодаря пониженному западному членению квадратная подкупольная часть выше остального объема. Высокий барабан главы приподнят на особом возвышении, оформленном с каждой стороны трехлопастной кривой ложной закомары, то есть кокошника. Стремясь всячески подчеркнуть вертикальную устремленность столпообразной композиции, мастер Иоанн совершил революцию в древнерусской архитектуре. Чисто готической цели подчеркнуть вертикальную устремленность храма подчинены форма арок закомар, кокошников и даже бровок над окнами, которые во втором ярусе меняют полукруглое завершение на стрельчатое. Таким образом, здесь впервые прослеживается нарастание остроты форм от низа к верху, вплоть до остроугольных завершений кокошников подбарабанного пьедестала. Чтобы разгрузить своды от нагрузки массивного подбарабанного возвышения и перераспределить часть нагрузки со столбов на стены, зодчий Иоанн заузил боковые нефы.

П. А. Раппопорт считает данный памятник первым образцом «торжественного столпообразного храма», в котором зодчие Древней Руси далеко ушли от византийских канонов. В то же время, исследователь отмечает его противоречивость: «удлиненная форма плана и простая профилировка лопаток не поддерживают динамической композиции храма».

Современное состояние

Спасская церковь Ефросиньевского монастыря представляет собой целиком сохранившийся храм XII века, дополненный надстройками XVII—XIX веков в области кровли. В 1830-х гг. храм был признан ветхим, но его решили не сносить, а отреставрировать исходя из того, что он представляет «драгоценный для России памятник древнего зодчества».

Измененная конструкция кровли не нарушила средневековую основу памятника, но позволила законсервировать уникальный конструктивный элемент данного объекта — двухступенчатый ряд закомар («кокошников»), декорирующий ступенчатый переход от сводов к подкупольному барабану.

Внутри сохранились фрески XII века. Идет расчистка от поздних записей, сохранилась практически вся площадь росписи. Реставрацию фресковой живописи за счёт государственных средств и пожертвований планируется завершить к 2015 году. Изначальный облик храма запечатлён на древней ктиторской фреске, недавно раскрытой в келье преподобной Евфросинии на хорах церкви.

3 июня 2007 года на Спасо-Преображенском храме был позолочен купол, 23 сентября 2009 года — установлен новый иконостас.

ПОЛОЦКИЙ СПАСО-ЕВФРОСИНИЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Полоцкий Спасо-Евфросиниевский монастырь. Фото 27 сентября 2009, во время патриаршего посещения.

Евфросиниевский во имя Всемилостивого Спаса женский монастырь в г. Полоцке Полоцкой епархии

  • Адрес: Белоруссия, 211407, Витебская обл., г. Полоцк, ул. Евфросинии Полоцкой, 89
  • Тел.: 8-021-46-20-99; 8-021-46-14-29; Тел./факс: 8-021-42-56-72
  • Официальный сайт:
  • Проезд: на автобусе № 4 до остановки «Лесной техникум» или маршрутным такси с тем же номером
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

Первоначально на месте нынешнего монастыря находилось архиерейское поместье с храмом-усыпальницей Полоцких епископов и деревянным Спасским храмом.

В 1125 году сюда вселилась преподобная Евфросиния Полоцкая и около 1128 года здесь зародилась монашеская обитель благодаря ее подвижнической жизни. В середине XII века на месте деревянной церкви преподобной был воздвигнут каменный храм во имя Всемилостивого Спаса, сохранившийся до нашего времени. Также, по заказу святой в 1161 году был изготовлен Воздвизальный крест — крест-ковчег со множеством святынь: частицами Древа Креста Господня, камней Гроба Господня и Гроба Божией Матери, мощей первомученика архидиакона Стефана и великомученика и целителя Пантелеимона.

Православная обитель продолжала существовать вплоть до 1580 года, когда Полоцк вошел в состав Речи Посполитой и монастырь был передан римо-католикам. Его заняли монахи-иезуиты. В 1656 году, когда войска русского царя Алексея Михайловича вступили в Полоцк, монастырь был возвращен православным, но уже в 1667 году по Андрусовскому миру Полотчина была возвращена в состав Речи Посполитой, и Спасская церковь вновь отошла к иезуитам. Лишь трудами епископа Могилевского и Витебского святителя Гавриила в 1832 году Спасская церковь была снова передана православным.

Полоцкий епископ Василий (Лужинский), взошедший на кафедру в 1840 году, видел одной из главных своих задач восстановление древних Полоцких святынь, почему ему удалось собрать пожертвований на 30.000 рублей ассигнациями, и добиться издания в октябре 1841 года Высочайшего указа о возрождении Полоцкого женского монастыря. Через полгода в день памяти преподобной, 23 мая 1842 года, в Спасо-Преображенскую церковь из Софийского собора был «для вечного хранения перенесен достопамятный Крест преподобной Евфросинии». На пожертвованные в Москве и Петербурге средства до 1848 года удалось отремонтировать или вновь построить здания для всех монастырских служб, возвести дом для размещения женского духовного училища, ставшего при монастыре преемником школы, основанной святой Евфросинией.

23 мая 1893 года в Спасо-Евфросиниевском монастыре епископ Псковский и Порховский Антонин заложил первый камень в основание нового Кресто-Воздвиженского собора. Величественный пятиглавый собор, рассчитанный на 1500 человек, был возведен по проекту архитектора В. Ф. Коршикова. Соборный храм был достроен к 1897 году. В те годы в обители подвизалась игумения Евгения (Говорович), благодаря деятельности которой число инокинь (вместе с послушницами) к концу XIX века достигло 117 человек. Спасо-Евфросиниевская обитель стала крупным центром духовного и общественного служения Православной Церкви.

В 1910 году святые мощи преподобной Евфросинии были перенесены из Киева в Полоцк, но во время Первой мировой войны, в 1915 году, когда Полоцк оказался в положении прифронтового города, нетленные мощи были эвакуированы в Ростов Великий и положены в Богоявленском Авраамиевом монастыре, где находились на протяжении пяти лет.

После революции 1917 года, невзирая на гонения, Спасо-Евфросиниевская обитель продолжала действовать до 1928 года.

В годы Второй мировой войны, в период немецкой оккупации православные верующие перенесли нетленные мощи преподобной Евфросинии из местного антирелигиозного музея в Витебскую Покровскую церковь, где они находились до 1943 года, а затем — в Спасский монастырь. Обитель снова открылась, несмотря на то, что часть монастыря была переоборудована немцами под концлагерь.

После окончания войны обитель продолжала действовать. Число монахинь возросло. Уже в 1952 году их было 52. Однако, начиная с 1955 года было запрещено прописывать в монастыре новых монахинь и послушниц, а в 1960 году Спасо-Евфросиниевская обитель была закрыта. Тридцать лет обитель пребывала в запустении.

6 июля 1989 года Священный Синод Русской Православной Церкви благословил возрождение Спасо-Евфросиниевского женского монастыря. В сентябре 1997 года, в канун праздника Воздвижения Креста Господня, в обитель был торжественно привезен Воздвизальный Крест преподобной Евфросинии. Снова увеличивается значение обители как древней твердыни Православия в Белоруссии. Здесь бывали Всероссийские патриархи во дни празднования Крестовоздвижения — Алексий II 26-27 сентября 1998 года и Кирилл 27 сентября 2009.

Обитель живет по общежительному уставу. На 2009 год в обители подвизалось около 70 сестер. Ежедневно совершаются уставные богослужения утром и вечером, читается неусыпаемая Псалтирь. Обитель гостеприимно принимает всех благочестивых богомольцев. Богатая ранее монастырская библиотека утрачена, в настоящее время создается новая.

История

Основан святой княгиней Евфросинией Полоцкой в 1125 году, когда она поселилась возле Преображенского храма в Сельце. Со временем здесь были пострижены в монашество сестры преподобной Евфросинии: родная Евдокия (в миру Гордислава) и двоюродная Евпраксия (в миру Звенислава) — единственная дочь полоцкого князя Бориса Всеславича.

В 1161 году усердием св. Евфросинии преподобной был воздвигнут каменный Спасо-Преображенский храм — наилучшим образом сохранившийся памятник древнеполоцкого зодчества. Его строителем был зодчий Иоанн.

В этот храм преподобная Евфросиния в 1161 году пожертвовала золочёный напрестольный крест (Крест Евфросинии Полоцкой) с частицами мощей многих святых и Животворящего Креста Христова. Крест был вырезан местным мастером-ювелиром Лазарем Богшей.

В XIII веке крест был вывезен из Полоцка, однако снова возвращён в монастырь Иваном Грозным в 1563 году после успешной осады города.

В 1580 году монастырь после взятия Полоцка Стефаном Баторием был отдан иезуитам. В 1654 году возвращен в православие. В 1667 году снова попал в руки иезуитов, в ведении которых оставался до 1820 года.

В 1820 год иезуиты были изгнаны из Полоцка, монастырь перешел в казну. В 1832 году монастырь был передан духовному ведомству и в 1840 году восстановлен. В 1841 году в Спасо-Преображенский собор был снова возвращён Крест Евфросинии Полоцкой.

В 1840-х годах древняя обитель была причислена к разряду первоклассных. В стенах монастыря разместилось Спасо-Евфросиниевское женское духовное училище. В 1847 году при игуменье Клавдии (Щепановской) была построена Евфросиниевская трапезная церковь. Согласно новым сведениям, тёплый храм Преподобной Евфросинии (Евфросиниевская трапезная церковь) был заложен 5 июня (23 мая) 1858 года.

В 1897 году при игуменьи Евгении (Говорович) возведён монументальный пятиглавый Крестовоздвиженский собор, построенный по проекту архитектора В. Ф. Коршикова в неовизантийском стиле.

В 1921 году монастырь был закрыт, крест реквизирован, в 1928 году перевезен в Минск, в 1929 — в Могилёв. В 1941 году во время Великой Отечественной войны Крест Евфросинии Полоцкой бесследно исчез и до сих пор не найден.

Настоятельницы

  • Преподобная Евфросиния, княжна Полоцкая († 23 мая / 5 июня 1173)
  • Игумения Евдокия (родная сестра преподобной Евфросинии), княжна Полоцкая († конец XII века)
  • Игумения Параскева (Параскевия), княжна Полоцкая († 1239)
  • Игумения Ульяния (Ульяна) (упоминается в 1552 и 1580 годах)
  • Игумения Акилина (Окулина) († 10 / 23 декабря 1577)
  • Игумения Наталия († конец XVI века)
  • Игумения Иннокентия (Кулешова) (1841)
  • Игумения Евфросиния (Дехтярева) (1842—1843)
  • Игумения Клавдия (Щепановская) (1843—1854)
  • Игумения Евфросиния (Сербинович) (1854—1878)
  • Игумения Евгения (Говорович) (1878—1900)
  • Игумения Олимпиада (1900—1903)
  • Игумения Евфросиния (Сладкевич) (1904—1905)
  • Схиигумения Илариона (Черных) (1905—1910)
  • Монахиня Ангелина (Петроченко) (1911—1913)
  • Игумения Елена (Волкова) (1913—1928) (?)
  • Игумения Анания (Трофимова (?)
  • Игумения Елевферия (Новикова) (194(?)—1959)
  • Схиигумения Евфросиния (Максимчук) (1991—1995)
  • Монахиня Наталия (Скиндер) (1995—1997)
  • Игумения Анфиса (Шевердяева) (1997—2004)
  • Игумения Евдокия (Левшук) (2004 — по настоящее время)

> Примечания

  1. Неожиданная находка (недоступная ссылка)
  • Монастырь у церкви Спаса : полоцкий Спасо-Евфросиниевский монастырь от древности до наших дней. — Минск : Орех, 2007. — 135 с. : ил. — ISBN 978-985-6716-16-7
Значимые события
Князья Полоцкие
до удельного периода (до 1101 года)
Князья полоцкие
в удельный период
Общество и культура
Христианские святыни
Уделы Полоцкой земли
Древнейшие города Полоцкого княжества Полоцк (862) · Витебск (974) · Заславль (985) · Усвяты (1021) · Копысь (1059) · Минск (1067) · Орша (1067) · Лукомль (1078) · Логойск (1078)
Архитектура Полоцкого княжества

>Спасо-Евфросиньевский монастырь в Полоцке

>АдресВитебская обл., г. Полоцк, ул. Евфросинии Полоцкой, 89 >Телефоны+375 214 42-70-99 >Сайт http://spas-monastery.by

>Галерея

Описание

Легендарный полоцкий монастырь

Есть места, в которых хочется побывать не раз и не два. У них есть своя – какая-то мистическая – энергетика. Понять, что ты чувствуешь в таком месте, сложно, особенно с первого раза. Вот и возвращаешься снова и снова. К таким местам, без сомнения, можно отнести Спасо-Ефросиньевский монастырь в Полоцке. Именно здесь хранятся мощи святой Ефросинии Полоцкой.

Полоцкая святая

История монастыря началась в далеких 1120-х годах. Его основала полоцкая княжна Предслава, больше известная под именем Ефросинья Полоцкая. Предслава была внучкой Всеслава Чародея, ее отец Георгий Всеславович был младшим сыном легендарного князя. Мать Предславы София была дочерью не менее известного Владимира Мономаха. С такой родословной юную княжну ждало блестящее светское будущее. Когда ей исполнилось 12 лет, ее родители стали задумываться о поиске достойного мужа для дочери. Но маленькая княжна приняла свое собственное решение – она решила стать монахиней. Родители были не рады такому решению: отец пытался заставить Предславу отказаться от этой мысли, мать плакала и уговаривала. Но девушка оказалась целеустремленной и решительной, она тайком убежала из дома и приняла постриг в одном из полоцких монастырей. Настоятельницей в этом монастыре была родная тетя Предславы. После пострига княжна получила новое имя – Ефросинья.

Прошло несколько лет, и Ефросинья поселилась в одной из келий Софийского собора в Полоцке. Разрешение на это ей дал сам полоцкий епископ Илья. Она переписывала, а, возможно, и переводила книги. Около 1124 года монахиня получила от епископа участок земли недалеко от Полоцка, там она решила построить монастырь.

Это решение, как гласит легенда, Ефросинья приняла неслучайно. Епископу полоцкому Илье приснился сон, в котором ангел приказывал преподобной Ефросинье основать монастырь при Спасовой церкви. Похожий сон видела и сама монахиня, и не один раз, а целых три. Так началось строительство обители на берегу Полоты.

Монастырь построили на месте деревянной церкви Спаса. Первыми монахинями, которые здесь поселились, стали родные и двоюродные сестры Ефросиньи, потом сюда начали приходить женщины со всей страны. Самое активное строительство велось здесь, начиная с 1133 года и до 1143 года. Тогда полоцкий престол занимал родной брат Ефросиньи.

Кроме женского монастыря преподобная Ефросинья основала еще и мужской, при котором была построена церковь святой Богородицы. Для этой церкви Ефросинья хотела приобрести образ Адигитрии Эфесской и отправила настоятеля монастыря в Константинополь. Он привез несколько настоящих святынь, которые стали частью креста Ефросиньи Полоцкой. Этот крест был сделан полоцким мастером Лазарем Богшей и представлял собой настоящий шедевр старобелорусского эмального искусства. Правда, в годы Великой Отечественной войны он бесследно исчез.

Монастыри Ефросиньи Полоцкой стали настоящими культурными и образовательными центрами Полоцкого княжества. На их территории работали школы, где учили читать, писать, преподавали нотную грамоту и греческий язык. Кроме того здесь были открыты библиотеки и скриптории (там монахи переписывали книги). Работали в монастырях ювелиры и иконописцы, действовала богадельня. Здесь Ефросинья создавала свои дидактические проповеди. По свидетельствам очевидцев, она была мудрой и справедливой женщиной, настоящим миротворцем. Она могла выступить в качестве судьи и никому не отказывала в совете.

В 1167 году именитая монахиня решила осуществить давнюю мечту – совершить паломничество в Иерусалим. Она смогла это сделать и даже получила аудиенцию у патриарха Луки. Но тяжелое путешествие измотала монахиню, она заболела и умерла. Похоронили Ефросинью в монастыре св. Феодосия, рядом с Иерусалимом. В 1187 году святую перезахоронили в Федосьевой пещере Киево-Печерской лавры. В родной Полоцк белорусская святая вернулась только в 1910 году, когда ее мощи были перевезены в Спасо-Ефросиньевский монастырь.

Полоцкая монахиня стала первой женщиной на Руси, которая была канонизирована в святые. Кроме того Ефросинья была первой на Беларуси женщиной-скриптором, первой просветительницей.

Непростая судьба

В истории Спасо-Ефросиньевского монастыря были всякие времена – и хорошие, и плохие. В 1579 году монастырь стал резиденцией короля Стефана Батория, который спустя некоторое время отдал его иезуитам. Иезуиты начали перестраивать здания комплекса. В 1656 году русские войска захватили Полоцк, и царь Алексей Михайлович приказал вернуть монастырь православным. Правда, ненадолго. В 1667 году комплекс снова принадлежал иезуитам. Эта бесконечная смена хозяев прекратилась только в 1832 году, когда монастырь окончательно передали православным верующим. С 1841 года он стал женским, а еще через три года при нем открыли 3-х классное женское училище и приют.

В 1899 году монастырь ждала очередная реконструкция: здесь был построен величественный Свято-Крестовоздвиженский собор в невизантийском стиле. В годы первой мировой войны монастырь эвакуировался в Ростов-Ярославский. При переезде обратно были утеряны ценные архивы и библиотека. В 20-е годы XX века началась политика советского атеизма. В 1928 году монастырь закрыли.

В годы Великой Отечественной войны здесь был лагерь для советских военнопленных. В этот период многие здания комплекса были разрушены. После освобождения Беларуси от немецких захватчиков монастырь стал действующим. В 1945 году здесь проживали 50 монахинь. Монахини жили в двухэтажном доме, имели 3 га земли. Весь распорядок жизни был регламентирован игуменьей. Монахини выращивали овощи и фрукты, шили одеяла для горожан, занимались рукодельем.

Монастырь содержал себя сам. Доход ему приносила продажа церковных предметов (крестиков, свечей, образов), а также выполнение церковных обрядов. В средине XX века это была единственная действующая церковь в городе, поэтому средств от верующих было достаточно много. За свои деньги монахини отремонтировали Спасо-Ефросиньевскую церковь. В 1960 году монастырь опять закрыли, и только в 1990 году он смог продолжить свою деятельность.

В 1997 году монастырю передали восстановленный Крест преподобной Ефросинии Полоцкой. Его сделал брестский мастер Николай Кузьмич. Крест освятили в Свято-Симеоновском соборе. Сейчас он находится в Спасо-Преображенской церкви Полоцкого Спасо-Евфросиньевского женского монастыря. Оригинал до сих пор считается утерянным.

Детально: монастырь ефросиньи полоцкой расписание богослужений — со всех открытых источников и разных уголков мира на сайте 1000-molitv.ru для наших уважаемых читателей.

При использовании материалов
ссылка на сайт
www.spas-monastery.by обязательна

Дорогие гости сайта!
Если у кого-либо из вас сохранились материалы, касающиеся истории нашего монастыря (документы, фотографии и др.), пишите нам по адресу электронной почты Будем благодарны за любую помощь.

Монах есть тот, кто, будучи облечен в вещественное и бренное тело, подражает жизни и состоянию бесплотных.

Прп. Иоанн Лествичник

Пусть мы немощны и не можем трудиться, но неужели мы не можем смириться?

Прп. авва Дорофей

Оглавление

30/12 января, суббота

Суббота по Рождестве Христовом и пред Богоявлением.

Попразднство Рождества Христова.

Свт. Макария, митр. Московского.

6.30 Полунощница. Молебен у мощей прп. Евфросинии.

8.00 Часы. Божественная Литургия.

16.45 Всенощное бдение.

22.00 Воскресная полунощница.

Вернуться на главную страницу

Мучеников 14000 младенцев, от Ирода в Вифлееме избиенных (I). Прп. Маркелла, игумена обители «Неусыпающих» (485). Прп. Василиска Сибирского (1824).

Прпп. Марка гробокопателя, Феофила и Иоанна Печерских, в Ближних пещерах (XI–XII). Прп. Феофила Омучского (XV). Прп. Лаврентия Черниговского (1950). Прп. Фаддея исп. (818).

Сщмч. Феодосия Беленького пресвитера (1938); мцц. Наталии Васильевой, Наталии Силуяновой, Евдокии Гусевой, Анны Боровской, Матроны Наволокиной, Варвары Деревягиной, Анны Поповой, Евдокии Назиной, Евфросинии Денисовой, Агриппины Киселевой и Наталии Сундуковой (1942).

Смотреть все

При использовании материалов
ссылка на сайт
www.spas-monastery.by обязательна

Дорогие гости сайта!
Если у кого-либо из вас сохранились материалы, касающиеся истории нашего монастыря (документы, фотографии и др.), пишите нам по адресу электронной почты Будем благодарны за любую помощь.

В будние дни:

5.45 Полунощница. Молебен у мощей прп. Евфросинии. (Кресто-Воздвиженский собор)

7.15 Часы. Божественная Литургия. (Свято-Евфросиниевский храм)

16.45 Вечернее богослужение. (Свято-Евфросиниевский храм)

По субботам:

6.30 Полунощница. Молебен у мощей прп. Евфросинии. (Кресто-Воздвиженский собор)

8.00 Часы. Божественная Литургия. (Свято-Евфросиниевский храм)

16.45 Воскресное всенощное бдение. (Кресто-Воздвиженский собор)

22.20 Воскресная полунощница. (Свято-Евфросиниевский храм)

По воскресным и праздничным дням (когда совершается всенощное бдение):

6.30 Часы. Ранняя Божественная Литургия. (Свято-Евфросиниевский храм)

8.30 Молебен с акафистом прп. Евфросинии (только по воскресеньям). (Кресто-Воздвиженский собор)

9.30 Часы. Поздняя Божественная Литургия. (Кресто-Воздвиженский собор)

16.45 Вечернее богослужение. (Свято-Евфросиниевский храм)

Если служба не полиелейная, в воскресные дни совершается акафист Иисусу Сладчайшему.

По пятницам, если служба не полиелейная, совершается акафист Божией Матери.

Исповедь совершается перед началом Божественной Литургии, а также во время вечернего богослужения в том храме, где не совершается богослужение (Кресто-Воздвиженский собор или Свято-Евфросиниевский храм).

Ежедневно в монастыре совершаются уставные богослужения, панихиды, читается Неусыпаемая Псалтирь. В обители можно подать поминальные записки о здравии и об упокоении.

Кроме уставных богослужений, ежедневно совершаются молебны с акафистом у мощей преподобной Евфросинии:

понедельник – пятница – в 10.00, 12.00, 14.00;

суббота – в 12.00, 14.00;

воскресенье – в 14.00.

Все желающие могут принять участие в общей молитве и пении акафиста.

Вернуться на главную страницу

Монастырь в полоцке

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *