Расположен в 17,5 км от Кареи на северо-западном склоне Святой Горы.
Основан в Х веке.
Престольный праздник — св. вмч. Георгия Победоносца.
Настоятель — архимандрит Амвросий.
Занимает девятое место в святогорской иерархии.
Еще несколько лет назад в монастыре было всего десять монахов, но сейчас это число увеличилось до двадцати.

Монастырь стоит на горе над глубокой пропастью в густой чаще леса, который полностью скрывает монастырь от взора паломника. От монастыря к морю ведет дорога, высеченная в скалах, вдоль пропасти. На дне пропасти протекает горная река, на которой стоит монастырская ветряная мельница. На берегу моря располагается хорошая пристань. У дороги в Хиландар расположена пещера преподобного Космы Зографского, подвизавшегося здесь в конце XIII и в начале XIV веков.

Св. Георгий Победоносец Зограф

Согласно традиции, подтвержденной Первым Уставом Святой Горы (где настоятель подписан как «Георгий Зографа»), монастырь был основан во времена Византийского императора Льва VI Мудрого тремя монахами-братьями Моисеем, Аароном и Иоанном. Они были родом из Охриды Болгарской. Та же традиция гласит, что предупреждая несогласие, благочестивые подвижники обратились с молитвой к Богу, чтобы Он Сам открыл, кому из святых Его угодников посвятить их небольшую, только построенную церковь, и чью икону написать на приготовленной доске. Монахи закрыли в соборе деревянную доску и стали молиться в ожидании чуда. И Господь исполнил их молитву. Войдя затем посмотреть, что же произошло, они нашли на приготовленной доске лик св. вмч. Георгия Победоносца, которому и посвятили монастырь, назвав его, в связи с происшедшим, монастырем св. вмч. Георгия Победоносца Зографа (Живописца). С того самого времени обитель стала называться Зограф, т. е. «живописец», «иконописец», «живописный».

Одновременно с этим чудом, в Фануилевом монастыре, находившемся в Сирии, близ города Лидды, родины св. вмч. Георгия Победоносца случилось еще одно. По словам и рассказам самого игумена Фануилевой обители (он скончался на Святой Горе в Зографе) на виду у всего братства изображение св. Георгия отделилось само собою от доски и скрылось в неизвестном направлении. Потрясенные и испуганные таким чудом, иноки со слезами начали молиться Богу, чтобы Он открыл им, куда скрылся от них чудотворный лик св. Георгия. Бог услышал их молитвы и св. Георгий утешил игумена обители своим явлением. «Не печальтесь обо мне, — сказал ему явившийся св. Георгий Победоносец, — я нашел себе храм по указанию Божией Матери на Афоне. Если угодно, спешите и вы туда же, потому что гнев Божий готов разразиться над Палестиною». Иноки Фануилевой обители вместе с игуменом незамедлили отправиться на Святую Гору и поселились в Зографе, где действительно нашли оставивший их лик св. вмч. Георгия Победоносца уже на новой доске.

История монастыря

Византийский император Лев Мудрый (886–912 гг.) и болгарский царь Иван Асен II (1217–1241 гг.) своими хрисовулами утвердили основные владения монастыря Зограф и сделали для него богатые пожертвования и приношения. Так возник в полном великолепии и процветании обширный монастырь Зограф.

При Михаиле VIII Палеологе (1261–1282 гг.) Зограф, как отказывающийся присоединиться к унии, был разорен. А набеги и грабежи каталонских пиратов привели к тому, что Зограф, разрушенный и разграбленный, долго находился в развалинах и запустении.

Читать подробнее

Однако монастырь был вскоре восстановлен благодаря пожертвованиям императоров Андроника II (1282–1328 гг.) и Иоанна V (1341–1376, 1379–1391 гг.) Палеологов, а также многих правителей придунайских княжеств. Так начинается серия периодов восстановлений и разорений Зографа, в результате чего он чуть было не опустел полностью.
Наконец, в начале ХVI века (1502 г.) эту обитель обновил и почти вновь выстроил воевода молдовлахийский Стефан III Великий (1457–1504 гг.) после явления ему св. вмч. Георгия.

Братство монастыря Зограф в начале XVIII века по большей части состояло из болгар. Здесь также проживали сербы и греки. Поэтому богослужение совершалось на славянском языке по греческому напеву, а псалмы пели на двух языках — греческом и болгарском.

Монастырский собор и часовни

В этом монастыре нет древних зданий. Самая ранняя по времени основания церковь Успения Пресвятой Богородицы сооружена в 1764 году. Соборный храм построен в 1801 году на месте прежнего и расписан фресками в 1817 г. По своей форме он следует афонскому стилю с тремя нишами. Храм имеет крестообразную, характерную для всех афонских храмов форму и посвящен св. вмч. Георгию Победоносцу. На трех колоннах, поддерживающих купол собора расположены три чудотворные иконы св. Георгия Победоносца. Иконостас собора — резной деревянный.

Помимо собора монастырь располагает 8 часовнями на своей территории: Богородицы Акафистной (расписана фресками в 1780 г.), салоникских святых Кирилла и Мефодия, Преображенская (1869 г.), Иоанна Предтечи (1768 г.), святого Димитрия, святых Бессребреников, Архангельская и 26 Мучеников. За пределами монастыря Зографу принадлежат еще 8 часовен.

Уникальное собрание икон св. Георгия Победоносца

При колонне правого клироса в серебряной с позолотой ризе находится древнейшая нерукотворная икона св. вмч. Георгия Победоносца («Зограф»). Та самая, которая по воле Божией писалась непосредственно сама собой, и почему монастырь именуется Зографом. Живопись на иконе — византийского стиля. На этой иконе св. великомученик изображен в воинской броне не на коне, а просто с копьем в руках и спокойном положении. Оклад для иконы, как следует из надписи на нижней кайме, сделан в Санкт-Петербурге по благословению митрополита Серафима. Предание гласит, что маловерующий епископ, желая удостовериться, что икона действительно нерукотворная, прикоснулся к ней пальцем, который тут же прилип к иконе. С большим трудом монахам удалось отделить руку епископа от иконы, но кожа с пальца так и осталась на вечные времена прилипшей к лику великомученика. Палец этот, прилипший к иконе, видно до сих пор.

Читать подробнее

На колонне левого клироса расположена другая чудотворная икона св. великомученика Георгия. Эта икона Божией силой приплыла из Аравии и остановилась у пристани Ватопедского монастыря. Так как все обители Афона хотели иметь эту икону у себя, то по общему решению возложили ее на дикого молодого мула, чтобы видеть в каком именно из афонских монастырей св. Победоносец решит оставить свою икону. Мул прошел со священной ношей длинный путь прямо к Зографу.

Третья чудотворная икона св. вмч. Георгия Победоносца находится на колонне, на которую опирается северо-западная часть купола собора. Предание рассказывает об этой иконе так: «Когда турки налетели и разгромили Грецию, в Молдовлахии правил воевода Стефан III Великий. Он часто и истово молился перед иконой св. вмч. Георгия Победоносца и просил помощи против врагов Христовой веры. Раз, после молитвы, он погрузился в легкий сон, и ему явился св. вмч. Георгий Победоносец и пообещал Стефану помощь Божию в борьбе с турками: «Я буду с тобою и за тебя. Довольно ли этого? Чтобы воодушевить тебя и твои малочисленные дружины моим видимым присутствием, — продолжал св. Георгий, — возьми мою икону у твоей матери. Эта икона будет залогом твоих побед над врагами. Только по окончании твоих ратных подвигов не забудь отнести и оставить ее навсегда в Зографском монастыре, на Святой Афонской горе, и обнови мой храм». При этих словах видение кончилось».

Стефан собрал свои дружины и, имея с собой икону св. Георгия, выступил против турок. Много лет громил он их самым изумительным образом, и остался непобедимым. Захваченные в плен турки с ужасом рассказывали, что им не так грозны все дружины героя и сам он, как один неуловимый молодой воин с копьем в руках и на белом коне, молнией носившийся в рядах турок. По этим признакам все поняли, что таинственный помощник — св. Георгий Победоносец. Впоследствии Стефан отправил его икону в Зографский монастырь, которому много помогал.

В алтаре собора есть еще чудотворная икона Божией Матери, называемая Услышательница. По преданию Она, в ответ на вопрос монаха Космы как найти спасение, наказала ему уйти из монастыря и спасаться самостоятельно.

Подвиг 26 мучеников и памятник-кенотаф

В отдельном храме Успения Божией Матери находится чудотворная икона, называемая «Акафистная». По преданию, один старец из кельи близ монастыря, читавший перед этой иконой акафист Богородице, услышал голос Божией Матери, повелевавшей объявить игумену и братии: «Враги православной веры близко, кто слаб в терпении, пусть скрывается, пока пройдет искушение, но желающие страдальческих венцов пусть остаются».

Это были латиняне, которые приблизились к Зографу со своей унией. Старец побежал к монастырю, но лишь он вступил в ворота, видит, что его келейная икона, перед которой он только что читал акафист и которая осталась в келье, опередила его и уже находится во вратах монастыря. Вместе с нею он явился к игумену. Следуя предсказанию Богородицы, двадцать два инока и четыре мирянина, затворившиеся в башне, не приняли ни лестных обещаний, не устрашились ни смерти, ни пыток. Башня, в которой они укрылись, была обложена хворостом и 10-го октября 1276 года сожжена вместе с 26 мучениками, не принявшими унии с Римом. Их имена: игумен Фома, иноки: Варсанофий, Кирилл, Михей, Симон, Иларион, Иаков, Иов, Киприан, Савва, Иаков, Мартиниан, Косма, Сергий, Мина, ­Иоасаф, Иоаникий, Павел, Антоний, Евфимий, Дометиан, Парфений. Имена четырех мирян остались неизвестны. Башня, в которой пострадали преподобномученики, простояла до конца ХIX века.

В 1873 году по единодушному решению братии обители на этом месте был установлен памятник в виде символической гробницы (кенотафа). А его освящение было предложено совершить в день памяти Всех Святых. Вот как говорит об этом предание: «Настал этот день. С вечера, по обычаю, началось всенощное бдение. Ночь была безлунная и все освещалось только слабым светом звезд. Стояла полная тишина. Ровно в полночь, когда после первой кафисмы читалось житие и страдание святых, над церковью вдруг появился огневидный столп и осветил обитель и ее окрестности столь сильным светом, что можно было видеть все предметы как в обители, так и вне ее. Этот дивный столп, зависнув над церковью несколько минут, переместился к памятнику и остановился над ним. Потом стал возноситься вверх и, наконец, превратился в круг, как бы венчая собою памятник и место страдания преподобномучеников. Очевидцами этого явления были многие из братии обители и пришедшие на праздник скитяне и пустынники. Памятник из белого мрамора обнесен железной решеткой. Внутри памятника стоит икона святых преподобномучеников и перед нею теплится лампада».

Святыни Зографа

Просторная, без фресковых росписей, общая трапезная находится напротив центрального входа в собор и пристроена к западной стороне монастыря. Фиал водосвятия высечен из мрамора и расположен близ северо-западного наружного угла храма. Находящийся в центре фонтан с львиными головами поддерживает мраморная скульптура монаха.

Кроме Животворящего Древа Креста Господня в Зографе находятся следующие святыни: части мощей прп. Матроны Хиосской, прмч. Стефана Нового, св. вмч. Георгия, св. архидиакона Стефана, сщмчч. Игнатия Богоносца, Антипы и Харалампия, свв. мчч. Никиты, Нестора, Варлаама, Кирика, св. вмч. Феодора Стратилата, прп. Феодора Великого, свв. вмчч. Прокопия и Меркурия, св. ап. Андрея Первозванного, св. Авксентия, св. Апостола и Евангелиста Матфея, св. вмч. Иакова Персянина, св. Евтихия, патриарха Цареградского, свв. бесср. Космы и Дамиана, свв. Кира и Иоанна, св. вмч. Пантелеймона, св. мч. Трифона, свв. Петра и Афанасия, патриархов Александрийских, сщмч. Климента, сщмч. Ферапонта и других.

Библиотека Зографа

В монастырской библиотеке хранится большая коллекция греческих (162 экземпляра) и славянских (388 экземпляров) рукописей и печатных книг (8 000 экземпляров), большинство из которых на болгарском языке.

Скиты и монастырские владения

В Карее монастырю принадлежат две мастерские и Преображенская келья, являющаяся его представительством. Владения монастыря на Святой Горе простираются порядка 6 км в обе стороны от него. Но он имеет немало имений вне Афона.

Зографу принадлежит бывший скит Черный Вир, устроенный в 1747–1754 годах русскими при поддержке императрицы Елизаветы и Зографского архимандрита Акакия.

У отца Игнатия так упоминается об этом ските: «И приидох в один скит, зовомый Русской Черной, празднуют Рождество Богородицы. Оной скит состроен от Государыни Императрицы Елисаветы Петровны. Церковь устроися прекрасной хорошей архитектурой в гзымзе; в архидраге (карнизе) прописано кругом имя Всемилостивейшей Государыни в вечную ея память. В оном монастыре (ските) начальствующий строитель Григорий, постриженик Киево-Печерския лавры. Братии в нем состоит до 30 человек, живут по разным кельям и по усердному желанию моему пострижен в оном скиту в мантию и несколько времени пожив, принял намерение свое по обещанию моему следовать в Иерусалим и объявил сие мое намерение в ските отцу своему духовному и отпущен бых к святым местам».

Черный Вир находится в 3 км от Зографа. Соборный храм скита посвящен Рождеству Пресвятой Богородицы, с правым приделом в честь Киево-Печерских святых, а левым — в честь прп. Иоанна Рыльского. В начале ХVIII века здесь жили до 30 человек малороссиян. Местность очень уединенная.

Следует также обратить внимание на принадлежащий Зографу бывший некогда монидрион, а теперь келью во имя 12 Апостолов на реке, называемой насельниками Зографа Апостольской. Этот монидрион был передан Зографу в 980 году.

История

Предание гласит, что Зограф был основан в начале X века, в годы царствования императора Льва Мудрого тремя братьями, болгарами из Охрида. Братья — иноки Моисей, Аарон, и Иоанн, — никак не могли придти к согласию по поводу названия монастырского храма. Первый хотел освятить его во имя Пресвятой Девы, второй — святителя Николая, третий — святого Георгия Победоносца. Чтобы решить этот вопрос, они положили на алтарь иконную доску, покрытую левкасом, и договорились посвятить храм тому святому, чей образ появится на ней. Они служили всенощное бдение, молясь об исполнении воли Божией. Взглянув после этого на икону, увидели на ней изображение святого Георгия.

Это чудо не ограничилось пространством Святой Горы. В тот же час на Святой Земле в монастыре Фануил близ Лидды, где родился святой великомученик Георгий, братия, преклонив колена для молитвы перед образом святого Георгия, вдруг увидели как святой сошел с иконы и исчез. Вскоре настоятелю приснился святой Георгий и сказал, что исчезнувший образ теперь отпечатался на доске в одном афонском монастыре. Многие из братии отправились туда и пройдя пешком всю Палестину и Малую Азию, прибыли в Зограф, где и обнаружили изображение ранее бывшее на их иконе. Они остались на Святой Горе, избежав плачевной участи, которая могла бы их постигнуть несколько десятилетий спустя при разрушении Палестины безумным калифом Хакимом (996-1021).

Епископ Водеи, не поверив рассказу об этом чуде, пренебрежительно постучал по иконе пальцем. Кончик его пальца навсегда остался на иконе и до сих пор виден под левым глазом святого Георгия, на ланите.

После столь чудесного обретения имени, монастырь назвали Зограф — по-гречески «живописец».

Монастырь Зограф и его игумен Георгий упомянуты в первом афонском типиконе 971 года. Записей последующих трёх столетий, повествующих о монастыре, не выявлено — вероятно все хроники сгорели в пожарах, уничтоживших монастырские архивы.

Зографские преподобномученики. Фреска.

Монастырь вновь встречается в материалах лишь в XIII веке. К этому времени обитель была почти полностью населена болгарскими монахами. В то же столетии, император Михаил VIII Палеолог, однажды щедро изливавший свои милости на Зограф, принял унию с Римом и прилагал все усилия чтобы принудить к тому насельников Святой Горы. Посланные им латинские и наёмные войска совершали насилия и убийства по всей Святой Горе, а 10 октября заживо сожгли в монастырской башне 26 иноков и трудников Зографа, отказавшихся отступить от Православия. Остальная братия монастыря бежала, будучи заранее чудесным образом предупреждена Самой Пресвятой Богородицей через Её святую икону, известную как «Акафистная». Случилось это в период между 1274 и 1284 годами.

В последующие годы монастырь знавал то благополучные времена, то трудные. Обитель неоднократно разрушалась пиратами, но всегда быстро восстанавливалась, благодаря щедрой помощи византийских императоров и иных влиятельных ктиторов. Так, монастырь был возобновлен молдавским воеводой благоверным Стефаном в 1502 году. В начале XIV века обители просиял подвижнической жизнью преподобный Косма Зографский.

С конца 1810-х годов в Зографе начался период относительного процветания и обширного строительства. До середины XIX века наряду с болгарами в монастыре жили сербы и немало греков. В эту эпоху службы велись по-гречески и по-славянски. Но постепенно обитель стала почти исключительно болгарской. В 1845 году болгары получили официальное подтверждение своего освященного традицией преимущества в правах владения монастырем и с тех пор монастырь считается болгарским, даже когда болгарских иноков там оставалось совсем немного. В 1873 году в память подвига 26 Зографских преподобномучеников в обители был установлен кенотаф (символическая гробница). В годы разрыва общения Болгарской Церкви с Константинопольской братия монастыря осталась под омофором Константинопольского патриарха.

В июле 1913 года, в ходе Второй Балканской войны, монастырь, в котором находился болгарский военный отряд, был взят штурмом греками; болгарские же солдаты как военнопленные были увезены в Грецию.

Статистика

  • ок. нач. 2000-х — 21 монах, 12 послушников

Зографский монастырь. Фото 6 июня 2013 г.

Состав

Соборный храм монастыря посвящённый великомученику Георгию был построен в 1801 году и расписан в 1817 году. Близ собора есть параклис (небольшой храм) Успения Богородицы и кенотаф (символическая гробница) 26 преподобномучеников Зографских. Над трапезной построен храм святых Кирилла и Мефодия. Помимо этих храмов-параклисов, в обители имеются параклисы Преображения Господня, святых Архангелов, Рождества Иоанна Предтечи, великомученика Димитрия Солунского, Благовещиния Богородицы, свт. Николая Мирликийского, Покрова Божией Матери, свт. Спиридона Тримифунтского и 26 преподобномучеников Зографских. По некоторым данным — помимо собора, в обители 16 малых храмов и часовен: восемь в самом монастыре и восемь за его стенами, в кафисмах и келиях. В ведении обители — пещера преподобного Космы Зографского на расстоянии получаса пути от монастыря. Территория монастыря составляет около 10-11 га.

Зограф имеет два представительства в Карее: старое с церковью в честь Вознесения Господня и новое (с 1901 года) с церковью в честь Преображения Господня. В Болгарии монастырь владеет двумя домами — в Софии и Пловдиве, рестораном в Софии, 300 га земли и 600 га леса близ города Лом; Германский мужской монастырь близ Софии является подворьем Зографа.

Имуществом монастыря распоряжается комиссия (эфория), созданная 5 июня 1926 года по указу болгарского царя Бориса III; она неподвластна Священному Синоду Болгарской Православной Церкви и управляется советом, в состав которого входит только один архиерей.

Нерукотворной образ святого Георгия Победоносца. Монастырь Зограф. Афон

Святыни

  • Особо почитаемые святыни монастыря — три большие иконы святого Георгия Победоносца:
    • Фануильская, также «Самонаписанная» или «Явленная» — в соборе, на пилоне южного хора
    • Аравийская — в соборе, на пилоне северного хора
    • Молдавская — в соборе, на северном алтарном столбе
  • Также прославлены две иконы Богородицы:
    • «Акафистная» (или «Предвозвестительница») — в Успенской церкви
    • «Услышательница» (или «Отвечающая на молитвы» (Епакууса)) — в церкви равноапостольных Кирилла и Мефодия

По свидетельству архимандрита Порфирия (Успенского), во второй половине XIX веке в кафоликоне хранились: крестообразный ковчег с частицей Животворящего Креста Господня, частица мощей и кровь вмч. Георгия Победоносца, челюсть прмч. Стефана Нового, честная глава и две части ног прп. Матроны Хиосской, частицы мощей ап. Андрея Первозванного, ап. Матфея, первомч. архидиак. Стефана, сщмч. Игнатия Богоносца, сщмчч. Антипы и Харалампия, вмчч. Никиты Готского, Феодора Стратилата, Прокопия Кесарийского, Иакова Персянина, мчч. Нестора, Кирика, Меркурия, Трифона, бессребреников Космы и Дамиана, Кира и Иоанна, св. Варлаама, свтт. Петра Александрийского и Евтихия Константинопольского, сщмч. Климента, св. Ферапонта, св. Авксентия, свт. Феодосия .

Ныне в монастыре хранятся честная глава прп. Матроны Хиосской и частицы мощей вмц. Анастасии Узорешительницы, прмч. Стефана Нового, вмч. Георгия Победоносца, сщмч. Поликарпа Смирнского, бессребреников Космы и Дамиана и мч. Трифона .

Монастырь зограф на афоне

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *