Список действующих монастырей Ленинградской области

Действующие монастыри, в том числе в Ленинградской области, принимают посетителей, но прежде чем приехать туда, важно поставить цель: короткий визит для просмотра достопримечательностей либо пожить длительный срок.

  • Коневский Рождество-Богородичный монастырь.

Свою историю монастырь начал на острове Коневец (XIV в) в Ладожском озере. Основным населением острова были карело-язычники, предметом поклонения которых был огромный валун, по своей форме похожий на голову лошади.

В 1393 г. преподобный Арсений Коневский заложил основание обители. Основным его желанием было обращение язычников к христиансткой религии. Привезенная Арсением из Афона икона Божьей Матери, стала основной реликвией собора. Лучшие времена для храма пришлись на XIX век. Долетевшая до столицы слава позволила монахам приступить к строительству колокольни (3 этажа), собора с колокольней (2 этажа).

  • Николо-Медведский монастырь.

В 1704 г по распоряжению Петра 1 началось строительство города Новая Ладога, где река Волхов впадала в Ладожское озеро. В планах царя было наладить кораблестроение. Для судоходства Ладожское озеро, как оказалось, было непригодно, так как гибло большое количество судов. Это и стало причиной рытья канала, соединяющего реки Волхов и Неву.

Основание города началось на территории полуострова Медведец в 14 в., на котором расположилась Николо-Медведская обитель. Для укрепления обороноспособности территории по периметру территории была возведена стена и вырыт земляной вал.

До наших дней сохранились Никольский собор и церковь Иоанна Богослова, на территории которых начались реставрационные работы. С давних времен красота, царящая на этой территории, привлекала художников и обычных путешественников.

  • ​Введено-Оятский монастырь.

Строение не имеет точной даты своего основания. Но по мнению специалистов-исследователей, это событие приближается к рубежам XIV и XV веков. Это одна из многочисленных женских обителей, которая пользуется своей известностью, благодаря имеющемуся на ее территории святого источника. И даже в условиях сегодняшнего времени это наиболее посещаемый центр паломниками.

Храм был основан на прибрежной части реки Ояти около 200 км восточнее Санкт-Петербурга. Проведенные раскопки прибрежных курганов позволили засвидетельствовать наличие христианской культуры еще в XI веке. Уже в XII-XIII вв. для большей части местного населения (карелов) основной религией стало христианство.

  • Староладожский Свято-Успенский Девичий монастырь.

Один из древнейших монастырей расположился недалеко от реки Волхов, на территории первой столицы русского государства, основанной в 753 г. – города Ладоги. Проведенные исследования не могут показать точной даты основания обители.

Некоторые версии предполагают, что строительство храма было проведено супругой князя Ярослава Мудрого, которой земли Старой Ладоги были преподнесены в качестве приданого.

В XVII в., вследствие нашествия шведских войск, монастырь был разрушен (разрушения не коснулись главной церкви), но со временем, в 1917 г., он был восстановлен. Согласно историческим данным, на его территории, в период с 1718 по 1725 гг. проживала насильно постриженная в монахини супруга Петра I – Евдокия Лопухина, которая подозревалась в заговоре.

Информация к соблюдению

Монастыри Ленинградской области, действующие сегодня, принимают на своей территории трудников, приехавших отдать свой труд во имя веры, то есть, не требуя за него оплату. На этом этапе на него не возлагаются обязательства и у него есть возможность в любой момент вернуться в мир – это не считается грехом.

Проживание трудника на территории обители должно соответствовать действующему распорядку, выполнять послушание. Со своей стороны, монастырь предоставляет ему жилье и пищу.

Требования, предъявляемые к труднику:

  • Прием трудников ведется на срок, определяемый руководством монастыря.
  • Необходимо быть православным.
  • Перед получением благословения на трудничество у руководства монастыря, сначала нужно получить его у своего духовника, но окончательное решение остается за руководителем.
  • Возраст от 18 лет до 55.
  • Отсутствие ограничений (физических, психических), которые могут стать препятствием для выполнения монастырского послушания.
  • Наличие действующего паспорта с постоянной регистраций на территории РФ, полис медстрахования.
  • При желании трудничества свыше 1 месяца потребуется сбор обязательных справок с медучреждений.
  • Не допускаются к трудничеству нарко-, алкозависимые, а также с психическими расстройствами. При обнаружении этих моментов, человеку придется покинуть территорию обители.
  • Отказ в трудничестве выдается лицам нетрадиционной ориентации, а также негативно высказывающихся и настроенных против церкви, в сторону других народов.
  • Отказ лицам, скрывающимся от закона, пытающимся уклониться от армии, налогов и так далее. При обнаружении данного факта, руководство монастыря будет обязано оповестить соответствующие органы.
  • Трудник должен иметь набор одежды (для работы), обувь, медикаменты, средства гигиены.
  • Иметь необходимую сумму денег на проезд к обители и обратно.
  • При нарушении режима такой человек вынужден будет досрочно покинуть его территорию. Повторный прием нарушителя возможен только при наличии рекомендательного письма из другой обители об отсутствии нареканий и нарушений. Такая рекомендация действительна 14 дней.
  • При наличии всего необходимого и желания для получения благословения на трудничество подается заявка в письменном виде.

Правила для трудников

Монастыри Ленинградской области, действующие для посещения, обязывают каждого трудника соблюдать действующие правила на территории обители. В случае его нарушения человек подлежит выселению из монастыря в течение 24 ч.

Не благословлено на территории монастыря и запрещено В неукоснительное соблюдение распорядка дня входит
• Издевательства и насилие.

• Грубость и ненормативная лексика.

• Прием различных одурманивающих, галлюциногенных веществ и иных запрещенных средств.

• Прием легко-спиртных и горячительных напитков.

• Курение.

• Хранение любого вида оружия.

• Не бережное обращение к имуществу обители. Возмещение причиненного ущерба взыскивается с виновного.

• Недопустимы крики, нарушающие умиротворение и спокойствие.

• Отсутствие в обители без разрешения.

• Пропагандировать иные верования.

• Посещение праздничных всенощных бдений, по воскресеньям и в праздники – Божественной литургии.

• Каждодневное утреннее правило и молебен прп. Александру Свирскому.

• Регулярное исповедование и причащение.

На территории монастыря требуется соблюдение всех указаний «старшего», утвержденного благочинным монастыря. Необходимо своевременно оповещать благочинного монастыря о возникновении любой проблемной ситуации.

Куда можно приехать пожить женщинам

Монастыри Ленинградской области, действующие в настоящее время, объединяют в себе женские обители.

Когда-то они открывались для предоставления приюта молодым женщинам и девушкам, для получения помощи в различных ситуациях, чтобы была возможность определить смысл бытия, избавиться от страданий. Женщина уходила в монастырь либо по призванию, либо после жизненных испытаний, страданий.

На территории таких храмов действуют утвержденные правила и каноны для неукоснительного выполнения и единый для всех устав. Приняв постриг, любая послушница облачается в соответствующую одежду и посвящает себя служению и верованию Богу.

  • Покрово-Тервенический монастырь.

Свою историю женская обитель начала с июня 1991 г на территории с. Тервеничи. Уже в сегодняшние дни он принимает не только туры паломников, но и простых путешественников, желающих пожить размеренной и духовной жизнью монахинь.

Здесь нет затворников, насельницы с гостеприимностью открывают свои двери посетителям. Обязательным условием проживания будет ежедневная работа и посещение служб. Каждому человеку гарантировано питание. С собой потребуется взять паспорт, одежду для работ и средства, защищающие от насекомых.

  • Тихвинский Введенский женский монастырь.

История храма началась в небольшом тихом городке Тихвин в XVI в. Основание этого здания для женщин-послушниц совпало с основанием (1560 г.) Богородичного Успенского монастыря для мужчин по указанию Ивана Грозного.

По окончании революции 1917 г территорию монастыря заняла исправительная колония для несовершеннолетних. Спустя некоторое время в соборе, в главном его храме, открывали спортивный зал. И только в 2005 г. приступили к восстановлению монастыря и регулярное богослужение возобновлено в 2009 г.

Куда можно приехать пожить мужчинам

  • Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь.

История действующей в наши дни мужской обители начинается с 1560 г. Основанием для его существования стал царский указ Ивана Грозного. А его волеизъявление было выполнено на прибрежной части реки Тихвинки в городе Тихвине архиепископом Пименом, который взял на себя административные и хозяйственные заботы.

Основной реликвией обители является Тихвинская икона Божией Матери Одигитрии, явление которой датируется 1383 г. Сегодня, к стенам святой обители съезжаются паломники, путешественники, а также люди, стремящиеся отойти от мирского существования и отдать себя на служение Богу.

  • Свято-Троицкий Преподобного Александра Свирского Мужской Монастырь.

Территория обители расположилась недалеко от Лодейного Поля (21 км). Основание строения приходится на конец XV века, а в наши дни — это исторический памятник архитектуры. Это были места глухого Олонецкого края, территорией языческого населения.

Сегодня – в этом живописном месте недалеко от реки Свирь, занимающее территорию высокого берега Рощинского озера собираются люди, ищущие умиротворения и тишины.

Святые источники в Ленинградской области

Святая вода наделена удивительными свойствами и церковью признана ее целебная сила, бьющаяся из источников в святых местах.

  • Источник в пещере Кузовница в Лужском районе (деревня Клескуша).

Мнение исследователей склоняется к тому, что этот источник, расположенный на территории Ленинградской области, имеет самую древнюю историю. Это удивительное место, затаенное в лесной чаще недалеко от реки Луги, знакомо с языческими временами и потаенными службами Старой веры.

Паломничество к этому святому роднику началось с XV века. Чтобы получить Божественную благодать, достаточно побыть в этом месте всего несколько минут.

  • Источник святоводный Кушела (Сланцевского района).

Еще с XVIII века стало известным это святое место. На территорию этого села, согласно преданию, произошло явление Божьей Матери. На месте чудесного события был образован грот, в котором стали пробиваться два небольших родника.

Над одним из них стоял деревянный сруб, не сохранившийся до нашего времени, а над другим родником была выстроена из дерева церковь, стены которой также были разрушены. Только в 60-е годы над этим местом силами местного населения был воздвигнут металлический крест.

  • Рукотворный колодец Александра Свирского.

Колодец со святой водой вместе с часовней находятся в пределах мужской Свято-Троицкой обители. Легенда датирует появление колодца началом 16 в. Привлекательность этого места, согласно легенде, лежит в том, что источник был выкопан собственноручно самим святым. Это совпало со строительством церкви на прибрежной территории реки Свирь.

  • Источник святоводный Змеева Новинка.

Источник святой воды наделен своей легендой, которая рассказывает, как один крестьянин в момент половодья реки Шарьи стал обладателем святой иконы. И в этом месте забил родник.

Такое действие было расценено как знамение, что стало толчком для строительства храма. К сожалению, война не позволила сохранить его. И только в 1998-2000 гг. на ее месте была построена из дерева новая церковь. Сегодня сюда стремятся попасть огромное число паломников и брачующихся.

  • Источник святоводный в честь Святой Параскевы Пятницы (Старая Ладога).

Относится к древнейшим местам, находящимся на территории Ленобласти и даже всей Руси. Это подтверждается проведенными исследованиями высеченных крестов в находящейся неподалеку пещере.

В сегодняшние дни место пользуется огромной популярностью. Огромное число паломников приезжают за святой водой. Над источником местные жители установили крест с нанесенной на него молитвой к св. Параскеве Пятнице. Неподалеку от родника находится оборудованная купель с раздевалками.

Построенные много лет назад монастыри Ленинградской области которые действуют и сегодня – это не только красивые строения, ставшие культурным достоянием всего мирового православия. Это места, в которых тщательно оберегаются и хранятся святые реликвии.

Оформление статьи: Владимир Великий

Видео о монастырях Ленинградской области

Монастыри Ленинградской области:

1. ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «НЕВСКАЯ СКОРОПОСЛУШНИЦА»

Где: Александро-Невская лавра, Набережная реки Монастырки, 1

Была записана на святой горе Афон. Все дни блокады находилась в Ленинграде – в Князь-Владимирском соборе. В день этой иконы – 22 октября 1941 года в город отправились первые машины с продуктами. Самое название «Скоропослушница» говорит о смысле иконы – «внимающая молитвам скоро». Считается, что она помогает найти правильное решение в растерянности и смятении, выносить и родить здорового ребенка, излечиться от болезней.

2. МОЩИ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО

Рака с мощами Невского. Фото: lavra.spb.ru

Александр Невский считается одним из покровителей Петербурга. Его мощи привезли в молодую столицу еще при Петре I – в 1723 году, и с тех пор они ни разу покидали невские берега. Существует поверие, что пока святыня находится в городе, с ним ничего не случится.

Мощам принято молиться о защите и покровительстве, просить об укреплении веры и даровании мужества. Считается, что мощи особенно помогают в делах военных: благополучном служении и защите Отечества.

Где: Александро-Невская лавра, Набережная реки Монастырки, 1

3. ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ»

Где: Спасо-Преображенский собор, Преображенская площадь, 1.

Икона «Всех скорбящих Радость» была написана на кипарисовой доске в середине XVII века. Ее начали славить после чудесного исцеления родной сестры патриарха Иоакима Евфимии. У нее была рана в боку такого размера, «что все внутренности видны», которая зажила после молитвы. Узнав о случившемся, к святыне потянулись немощные, скорбящие и болеющие.

В молодой Петербург икону привезли из Москвы. В новой столице она стала одной из первых святынь и сначала находилась в храме на Шпалерной улице. В Советские времена ее перенесли в Спасо-Преображенски й собор.

У иконы просят об исцелении, утешении в скорби и обереге в поездках.

4. МОЩИ ИОАННА КРОНШТАДТСКОГО

Усыпальница Иоанна Кронштадтского. ФОТО: imonspb.ru

Где: Иоанновский женский монастырь, Набережная реки Карповки, 45.

При жизни святой пророк исцелял много больных. И в наши дни к нему идут за избавлением от неизлечимых заболеваний и душевных мук. Считается, что Иоанн Кронштадтский способствует детям в обучении, помогает при наркомании, алкоголизме и других вредных зависимостях. Часто ему молятся о защите семейного очага.

5. КАЗАНСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ

Казанский соборФото: Тимур ХАНОВ

Где: Казанский собор, Казанская площадь, 2.

Перед этой святыней молятся об исцелении любых телесных недугов, но прежде всего – об избавлении от слепоты и проблем с глазами. Часто икону называют «Путеводительницей». Она направляет на пути к благой цели, помогает принять верное решение в сложной ситуации. Верующие рассказывают, что после молитв этой иконе к ним во сне являлась Богоматерь и советовала, как поступить.

6. ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ МИЛУЮЩАЯ

Где: Храм Смоленской иконы Божией матери, Камская улица, 24.

Перед образом просят о прощении всех грехов, в том числе даже самых страшных – смертных грехов. В православии к ним относятся чревоугодие, любодеяние, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость.

7. МОЩИ СВЯТОГО ИЛАРИОНА ТРОИЦКОГО

Где: Новодевичий монастырь, Московский проспект, 100.

При жизни архиепископ подвергся гонениям со стороны советской власти. В 1923 году его отправили на Соловки. И даже это тяжелое место он смог наполнить своей любовью и теплотой. Не озлобился, а напротив, относился с милосердием к сокамерникам и даже охранникам. В 1929 году архиепископа повезли по этапу в Среднюю Азию. В дороге он заразился сыпным тифом, был отправлен в Петербург и скончался в больнице имении Гааза. Последними его словами была фраза: «Как хорошо, что теперь мы далеки от…»

Сейчас у святого просят об исцелении от болезней, финансовом благополучии и помощи в сложных жизненных ситуациях.

8. МОГИЛА КСЕНИИ БЛАЖЕННОЙ

Верующие у часовни Ксении БлаженнойФото: Тимур ХАНОВ

Где: Часовня Ксении Петербургской на Смоленском кладбище, Васильевский остров, Камская улица, 24.

Ксения Петербургская прославилась еще при жизни. В 26 лет она потеряла мужа, и это стало для нее большим ударом. Все свое имущество и дом Ксения отдала бедным, а сама, облачившись в костюм супруга, бродила по Васильевскому острову. Ночью таскала кирпичи к строящейся церкви на Смоленском кладбище. Милостыню тут же раздавала нуждающимся. Как могла, помогала тем, кто просил о помощи.

Сейчас на месте ее могилки стоит часовня, тропинка к которой протоптана и зимой и летом. Ксению просят о счастливом браке, семейной гармонии, молятся о появлении детей. Есть поверие, что священное масло из часовни обладает силой исцеления.

Верующие часто делятся историями своих чудес, которые свершились благодаря молитвам Ксении Блаженной. Кому-то она помогла излечиться от болезней, кому-то даровала мужа, а кому-то помогла найти достойную работу, или даже решить жилищный вопрос.

9. ИКОНА «СПАС НЕРУКОТВОРНЫЙ»

Где: Спасо-Преображенский собор, Преображенская площадь, 1.

Любимая икона Петра I. Ее создал иконописец Сергей Ушаков для царя Алексея Михайловича.

Первый российский император практически не расставался со святыней. Она сопровождала его при закладке Петербурга и во время Полтавской битвы. Отпевали его тоже вместе с этой иконой. Симметричность образа символизирует гармонию и завершенность всего, что создает Бог.

Перед иконой принято просить о милости для себя и близких, укреплении духовных и физических сил, избавлении от болезней, глупых мыслей и жизненных бед.

10. ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ТРОЕРУЧИЦА»

Где: Николо-Богоявленский Морской собор, Никольская площадь, 1/3.

По преданию, икону принесло на паперть во время наводнения 1777 года. Она была украшена чеканной из серебра ризой с множеством драгоценностей. Долгое время святыня хранилась в церкви святого праведного Симеона Богоприимца и Анны пророчицы. Когда храм закрылся, ее передали в Морской собор.

Именно перед такой иконой молилась царская семья в Ипатьевском доме накануне расстрела.

Считается, что молитва перед этой иконой помогает защитить от врагов себя и свою семью и исцелиться от болезней.

>Ленинградская область (монастыри)

Староладожский Успенский женский монастырь

Время основания монастыря нельзя определить с точностью. Основание обители относят к периоду между 1040—1116 годами. По одной версии обитель основана в начале XII века, когда был построен древнейший каменный храм Ладоги /Новгородская летопись/, сохранившаяся и ныне действующая, Соборная Церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы (1114—1116 годы). Церковь построена одновременно с каменной крепостью Рюрика в Ладоге и вскоре будет отмечать своё 900-летие. Она изначально была построена новгородскими мастерами, как храм-усыпальница княжеского женского монастыря, что подтверждается аркосольными нишами в его стенах и дьяконнике, и «знаком Рюриковичей», обнаруженному на арке свода церкви.

Возможным основателем обители может быть князь Мстислав Великий, построивший церковь для своей жены, шведской принцессы Кристины. В 1114—1116 гг. Мстислав возводит в Ладоге каменную крепость. Он же вероятный заказчик строительства церкви Успения, построенной в Ладоге в тех же годах. Основательницей обители может быть и сама Кристина, которая организовала монастырь, чтобы освятить строительство крепости. Есть гипотеза, что она похоронена в Успенском монастыре. Ещё одна версия говорит о том, что каменная Церковь Успения построена в двенадцатом веке для Кристины её сыновьями.

Адрес: 187412, Ленинградская обл., Волховский район, с. Старая Ладога, Успенский пер., Успенский монастырь

Телефон: 8(81363)49-039, 8(921)333-60-71

Покровский Тервенический женский монастырь

Покрово-Тервенический женский монастырь – один из самых молодых российских монастырей. Он находится на краю Ленинградской области в деревне Тервеничи Лодейнопольского района.В наши дни большинство монастырей в России восстановлено на месте разрушенных обителей, т.е. там, где когда-то существовала монашеская жизнь.

В Тервеничах монашества до революции не было. Здесь стояли только приходские храмы, прекратившие своё существование в годы Советской власти. Вокруг развалин одного из этих храмов – каменного Успенского (ныне Покровского) храма – в 90-е годы XX века вырос наш монастырь.

Монастырь возник из сестричества, сформировавшегося на базе православной общины при храме святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии в Санкт-Петербурге, где сейчас находится монастырское подворье. Днём рождения обители считается 1 июня 1991 г. Именно в этот день в поисках места для монастыря в Тервеничи впервые приехали будущие насельницы обители во главе с её основателем и духовником, тогда молодым иеромонахом, а теперь епископом Благовещенским и Тындинским Лукианом /Куценко/. В то же лето по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычёва) в Тервеничах было образовано Покровское сестричество, получившее в 1997 г. статус монастыря. Настоятельство приняла одна из первых монахинь сестричества, нынешняя игуменья Лукиана (Рысева).

Адрес: Ленинградская обл., Лодейнопольский р-н, д. Тервеничи, ул. Нагорная, 30

Телефон: +7-921-436-36-55, +7-921-422-97-50; +7-931-245-42-34 (гостиница)

Константино-Еленинский женский монастырь

Исторически в Хапполо (так называлось Ленинское до 1948 года) никогда не было православного храма. Эта территория принадлежала Великому княжеству Финляндскому и население в основном исповедовало лютеранство.

В 1998 году в поселке была создана православная община. Место, отведенное под строительство храма, было местом, оставшимся от сгоревшего в перестроечные годы клуба.

В июне 1998 года состоялась закладка церкви в честь святых равноапостольных Константина и Елены, в феврале следующего года были установлены купола на храм. В декабре 1999 года на звонницу подняли восемь колоколов. Строительство осуществлялось на средства ктитора Константина Вениаминовича Голощапова, генерального директора ФГУП «Росцентрпроект» управления делами Президента РФ и крупного благотворителя.

Первая служба в храме состоялась в Рождественский пост в 1999 году, с мая 2000 года богослужения здесь проводятся постоянно.

В 2001 году храм был освящён Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.

Адрес: Ленинградская обл., Выборгский р-н, пос. Ленинское, ул. Советская, 44

Телефон: 8 (812) 343-67-88 или 8 (911) 256-37-32 (по вопросам приема в монастыре паломнических групп)

Казанский скит Коневского монастыря

О. Адриан, имея склонность к уединённой молитвенной жизни, первым своим желанием по вступлении в должность решил устроить на Коневце малую пустынь для ищущих глубочайшего безмолвия и совершенного покоя при самой строгой жизни. Преследуемый этой мыслью, о. Андриан отправился в Петербург. Открыв свое желание митрополиту Гавриилу, он попросил его благословения на месте явления Богородицы старцу Иоакиму соорудить храм во имя Казанской иконы Пресвятой Богородицы.

В 1794 году началось строительство храма. Близ Святой горы был устроен небольшой кирпичный завод, где изготовлялся строительный материал для будущего скита. Всего за два года была выстроен храм с колокольней и при ней шесть братских келий, образующих снаружи сплошную ограду.

13 июня 1796 года храм был освящен. Первым насельником скита стал монах Фаддей (в прошлом — благотворитель обители, помогавший устроить сам скит, ярославский купец Федор Тулупов), проживший в скиту до 1799 года. Он был похоронен за алтарем скитской церкви, на восточной ее стороне.

В 1817 году настоятель Иларион перекрыл железом ветхие деревянные крыши на церкви и колокольне, а корпуса перестроил заново.

Адрес: Ленинградская обл., Приозерский р-н, о. Коневец

Самые красивые монастыри Ленинградской области

Введено-Оятский женский монастырь

Фото: Дарья Якунина, группа ВК «Введено-Оятский монастырь»

Монастырь на реке Оять в Лодейнопольском районе, в 250 километрах от Санкт-Петербурга – один из самых древних на Северо-Западе. Никто из историков не возьмется назвать точную дату его основания, предположительно на рубеже XIV–XV столетий.

Рядом когда-то находилось село Мандера – родина преподобного Александра Свирского. Родители святого, местные селяне Стефан и Васса (церковные имена – Сергий и Варвара), были погребены рядом друг с другом в обители.

До XIX столетия монастырь был полностью деревянным. Первое каменное здание – соборный Введенский храм с теплым приделом в честь Тихвинской иконы Божией Матери был построен в 1817 году. Позже, в 1910-м, вместо ветхого деревянного храма, стоявшего над могилами родителей Александра Свирского, был построен собор Богоявления Господня с тремя приделами.

Советские годы стали временем забвения и разрушений. На территории монастыря расположился совхоз «Ильич». Во Введенском храме устроили клуб, а церковь Богоявления не только разобрали до основания и уничтожили фундамент, но и перекопали землю на метр вглубь – чтобы полностью уничтожить гробницу Сергия и Варвары.

В 1990-е годы обитель начала новую жизнь. Женский монастырь был открыт здесь 27 декабря 1993 года и с тех пор остается действующим. Был восстановлен Введенский храм, а на месте захоронения преподобных Сергия и Варвары, которых к тому времени причислили к лику святых, появились новые каменные гробницы, над ними возвели часовню. На воссозданной колокольне в 2005 году вновь зазвонили колокола, самый большой из них весит 364 кг.

Введено-Оятский монастырь, кроме прочего, знаменит своим целебным минеральным источником, вода из которого, по преданию, лечит от многих болезней.

Свято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь

Фото: Ксения Казанкова

Чуть позже Введено-Оятского, в 1586 году, был построен православный мужской монастырь в лесном Олонецком крае – в 21 километре от города Лодейное Поле, на берегу Рощинского озера, среди поселений карелов, вепсов и чуди. История его возникновения связана с именем преподобного Александра Свирского – именно он основал на берегу Рощинского озера «отходную пустынь». Мощи святого – самая ценная святыня обители. В советские годы мощи были вывезены отсюда чекистами, а в конце 1990-х вернулись и с тех пор привлекает паломников со всего мира.

Монастырь разделен на две части, связанные дорогой: Троицкую и Преображенскую. Самое старое строение – небольшая каменная Покровская церковь, построенная еще при участии Александра Свирского на пожертвования царя Василия III.

Историки XIX века называли Александро-Свирский монастырь Северной лаврой, ему подчинялось 27 монастырей и пустыней этого края.

В годы советской власти обитель использовали под концентрационно-трудовой лагерь Свирьлаг, один из самых страшных сталинских концлагерей, а также под детский и инвалидный дома. Некоторое время здесь располагался техникум, а в Троицком комплексе с 1953 по 2009 год находилась Свирская психиатрическая больница.

Восстановление монастыря началось в 1997 году. Приведены в порядок храмы, часть корпусов и территория обеих комплексов монастыря, налажена богослужебная жизнь.

Тихвинский Богородицкий мужской монастырь

Фото: Ксения Казанкова

Еще одно сильнейшее место притяжения паломников и туристов в Ленинградской области – Тихвинский Богородицкий монастырь, в котором хранится знаменитая чудотворная Тихвинская икона Божией Матери Одигитрии (в переводе с греческого – «путеводительница», «указующая путь»).

Фото: tihvinskii-monastyr.ru

По преданию, образ был написан святым апостолом Лукой при жизни Девы Марии. В V веке икона оказалась в Константинополе и хранилась там несколько столетий. А в 1383 году волшебным образом и «манием Божием», по воздуху перенеслась из Царьграда на Русь. Образ Одигитрии сперва явился рыбакам над Ладожским озером, рядом с древнейшей столицей Руси Старой Ладогой, а чуть позже «переместился» на берег реки Тихвинки. Тут же было построено для нее пристанище – церковь Успения, в дальнейшем ставшая основой и главным украшением тихвинской обители.

Монастырь был основан по указу Ивана Грозного в 1560 году. Чего только не повидали его стены за несколько веков! Обитель захватывали и хозяйничали в ней шведы; ее грабили польско-литовские войска; в 1920-х годах свои порядки наводили здесь большевики, а в годы Великой Отечественной войны она стала ареной ожесточенных боев с немецко-фашистскими захватчиками. При отступлении гитлеровцы забрали с собой все иконы, в том числе и Тихвинскую икону Богоматери. Ее перевезли в оккупированный Псков, оттуда – в Ригу, а в конце концов она оказалась в Яблонцах, американской оккупационной зоне в Германии, откуда епископ православной церкви в Америке Иоанн (Гарклавс) вывез ее в Чикаго. Умирая, владыка Иоанн оставил завещание, по которому возвращение святыни в Россию становилось возможно только при полном возрождении Тихвинского монастыря.

В 1945 году находившуюся в западной башне монастырской ограды церковь Тихвинской иконы Божией Матери, получившую в народе название «Крылечко», предоставили в пользование православной общине (более 40 лет это был единственный действовавший храм на территории Тихвинского и Бокситогорского районов). В середине 1990-х годов монастырь был передан Русской православной церкви, Успенский собор восстановлен и освящен. В 2004 году икона была торжественно возвращена в монастырь.

Тихвинский Введенский женский монастырь

Фото: wikimedia.org

Действующий Тихвинский Введенский православный женский монастырь тоже находится в Тихвине. Строился он одновременно с Тихвинским Богородичным Успенским монастырем и тоже по указу Ивана Грозного новгородским архиепископом Пименом. История их настолько тесно переплетена, что женскую обитель называют сестрой мужского монастыря. В 1924 году она была закрыта, а в 2009-м по решению Священного синода Русской православной церкви вновь открылась.

Антониево-Дымский мужской монастырь

Фото: группа ВК «Антониево-Дымский мужской монастырь»

Монастырь, основанный преподобным Антонием Дымским в начале XIII века, находится в деревне Красный Броневик (старое название – Дыми) Бокситогорского района, в 17 километрах от Тихвина и в 20 – от Бокситогорска, на берегу Дымского (Святого) озера.

За почти восемь столетий обитель пережила и нашествия иноплеменников, и периоды разорения и запустения, и времена расцвета и славы. Трижды монастырь закрывался, трижды был полностью разрушен и трижды – возрожден.

Третье закрытие и разорение монастырь пережил после революции 1917 года. А в 1994 году на Дымском озере, у камня, на котором, по преданию, молился святой Антоний, был установлен четырехметровый деревянный крест. Это событие было приурочено к 770-летию со дня преставления Антония (1224 год) и 200-летию второго восстановления монастыря в 1794 году.

30 октября 1997 года Антониево-Дымский монастырь был передан Русской православной церкви.

Череменецкий Иоанно-Богословский мужской монастырь

Фото: группа ВК «Череменецкий Иоанно-Богословский монастырь»

Монастырь, расположенный неподалеку от Луги, на полуострове у Череменецкого озера, был построен на рубеже XV и XVI веков. По легенде, крестьянину по имени Мокий из деревни Русыня явилась икона Иоанна Богослова, который велел воздвигнуть на этом месте обитель.

Монастырь не раз переживал нападения врагов. Например, в конце 16 века его захватили польско-литовские войска, часть братии попала в плен, а часть была убита. Однако позже обитель была восстановлена.

После революции 1917 года она пришла в запустение. Спустя без малого 80 лет, ставших годами забвения и разрухи, постановлением Священного синода от 9 июня 1996 г. был утвержден статус монастыря. А в 1999 году из Казанского собора Луги в обитель перенесли ее главную святыню – явленную икону святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

Здание центральной доминанты монастыря – пятиглавого собора Иоанна Богослова, а также церковь Преображения Господня в 2012 году отстроили практически заново. Зимой 2013-го на главный храм были водружены шесть куполов, кресты и колокола.

Староладожский Никольский мужской монастырь

Фото: группа ВК «Экскурсионные туры»

Еще один древний монастырь находится в селе Старая Ладога, на левом берегу Волхова, в 500 метрах от Рюриковской крепости.

По преданию, он был основан еще в 1240 году, после победы Александра Невского над шведами. Правда, впервые был упомянут лишь в 1401 году в переписи Водской пятины. Тогда сюда бежали во время смуты монахи Валаамского монастыря, сюда же они переносили мощи святых.

По окончании смутного времени монастырь отстроили заново. Потом его перевели в подчинение Александро-Невскому подворью. Самостоятельность обитель вновь получила только в 1811-м. В советское время ее закрыли. Заново монастырь был открыт в 2002 году.

В общей сложности на территории Ленинградской области насчитывается более 5200 памятников истории и культуры, в том числе уникальные культовые объекты – часовни, церкви, соборы. Особое место занимают ансамбли 16 монастырей, большинство из которых имеют многовековую историю.

Евгения ДЫЛЕВА

Монастыри Ленинградской области

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *