Православный Церковный календарь

Бла­го­вер­ные Бо­рис и Глеб вме­сте с рав­ноап­о­столь­ны­ми кня­ги­ней Оль­гой и кня­зем Вла­ди­ми­ром ста­ли пер­вы­ми свя­ты­ми на Ру­си. Уда­лось ли за ты­ся­чу лет со­хра­нить их мо­щи и где они сей­час на­хо­дят­ся?

По­чи­та­ние свя­тых Бо­ри­са и Гле­ба на­бра­ло си­лу при­мер­но через сто лет по­сле их смер­ти. До­хо­ди­ло да­же до бла­го­че­сти­во­го со­рев­но­ва­ния меж­ду со­сто­я­тель­ны­ми людь­ми – кто луч­ше укра­сит ков­чег со свя­ты­ми мо­ща­ми. Как со­об­ща­ет ка­лен­дарь из­да­тель­ства Мос­ков­ской Пат­ри­ар­хии, сын Изя­с­ла­ва Свя­то­полк († 1113) устро­ил свя­тым се­реб­ря­ные ра­ки. В свою оче­редь Вла­ди­мир Мо­но­мах († 1125) в 1002 г. тай­но, но­чью при­слал ма­сте­ров и око­вал се­реб­ря­ные ра­ки ли­ста­ми зо­ло­та. Но всех пре­взо­шел Олег (1115), зна­ме­ни­тый «Го­ри­сла­вич», упо­ми­на­е­мый в «Сло­ве о пол­ку Иго­ре­ве». Он «умыс­лил воз­двиг­нуть со­кру­шив­шу­ю­ся ка­мен­ную (цер­ковь) и, при­ве­дя стро­и­те­лей, дал в оби­лии все­го, что нуж­но». Цер­ковь бы­ла го­то­ва в 1011 го­ду.

Цен­тром по­чи­та­ния Бо­ри­са и Гле­ба ста­ла цер­ковь в их честь, по­стро­ен­ная в Вы­ш­го­ро­де. Кро­ме мо­щей в ней хра­ни­лись и дру­гие ре­лик­вии, свя­зан­ные с бра­тья­ми, в том чис­ле меч свя­то­го кня­зя Бо­ри­са. А в Нов­го­ро­де в честь свя­тых ка­мен­ный храм, ес­ли ве­рить нов­го­род­ским ле­то­пи­сям, по­стро­ил бы­лин­ный Сад­ко, он же Сот­ко Сы­ти­нич.

Мо­щи свя­тых Бо­ри­са и Гле­ба бы­ли утра­че­ны во вре­мя на­ше­ствия ха­на Ба­тыя в 1240 го­ду, ко­гда вы­ш­го­род­скй храм был раз­ру­шен. Вме­сте с мо­ща­ми свя­тых бра­тьев во вре­мя на­ше­ствия бы­ли утра­че­ны мо­щи и дру­гих древ­ней­ших свя­тых рус­ской зем­ли – рав­ноап­о­столь­ных кня­зя Вла­ди­ми­ра и кня­ги­ни Оль­ги. По сча­стью, в XVII ве­ке мо­щи бы­ли сно­ва най­де­ны.

Око­ло 999 го­да свя­той Рав­ноап­о­столь­ный князь Вла­ди­мир при­ка­зал пе­ре­не­сти те­ло сво­ей ба­буш­ки кня­ги­ни Оль­ги в пер­вый ка­мен­ный храм древ­ней Ру­си – храм Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы в Ки­е­ве. Во вре­мя пе­ре­не­се­ния лю­ди уви­де­ли, что мо­щи со­хра­ня­ют­ся нетлен­ны­ми, так про­изо­шло пер­вое в рус­ской ис­то­рии об­ре­те­ние нетлен­ных мо­щей. Свя­тые мо­щи бы­ли по­ло­же­ны в ка­мен­ный гроб и уста­нов­ле­ны в успен­ском хра­ме, на­зы­ва­е­мом так же Де­ся­тин­ным. На­зва­ние воз­мож­но свя­за­но с цер­ков­но-адми­ни­стра­тив­ной ре­фор­мой кня­зя Вла­ди­ми­ра, уста­но­вив­ше­го цер­ков­ную де­ся­ти­ну. Слу­чи­лось так, что мо­щи раз­де­ли­ли судь­бу хра­ма, в ко­то­ром на­хо­ди­лись.

Во вре­мя на­ше­ствия та­тар на Ки­ев в 1240 го­ду Де­ся­тин­ная цер­ковь бы­ла раз­ру­ше­на, а мо­щи ока­за­лись со­кры­ты под спу­дом, вме­сте с мо­ща­ми свя­то­го кня­зя Вла­ди­ми­ра. В XVII ве­ке, со­глас­но цер­ков­но­му пре­да­нию, мо­щи бы­ли най­де­ны ки­ев­ским мит­ро­по­ли­том Пет­ром Мо­ги­лой, про­во­див­шим рас­коп­ки Де­ся­тин­ной церк­ви. В на­ча­ле XVIII ве­ка мо­щи вновь, по неиз­вест­ной при­чине, бы­ли окон­ча­тель­но утра­че­ны. До недав­не­го вре­ме­ни.

В хра­ме свт. Ни­ко­лая в Пы­жах (Боль­шая Ор­дын­ка д. 27а/8, ст. м. Тре­тья­ков­ская) хра­нит­ся неболь­шая ико­на свя­той Оль­ги с ча­стич­кой мо­щей. Как рас­ска­за­ли нам в хра­ме, ико­на бы­ла по­жерт­во­ва­на од­ной из при­хо­жа­нок. В се­мье этот об­раз с бла­го­го­ве­ни­ем пе­ре­да­ва­ли из по­ко­ле­ния в по­ко­ле­ние. По се­мей­но­му пре­да­нию, ча­стич­ка мо­щей при­над­ле­жит св. рав­но­ап. кня­гине Оль­ге. По буд­ням свя­ты­ня вы­став­ле­на в тра­пез­ной ча­сти хра­ма, и к ней сво­бод­но мож­но при­ло­жить­ся.

Так­же несколь­ко лет на­зад на Укра­ине за­яви­ла о се­бе неко­то­рая се­мья, на­зы­ва­ю­щая се­бя «по­том­ка­ми» рав­ноап­о­столь­ной кня­ги­ни и яко­бы со­хра­нив­шая мо­щи кня­ги­ни Оль­ги. Се­мья, на­сколь­ко мож­но су­дить по со­об­ще­ни­ям в СМИ, пла­ни­ру­ет по­стро­ить свой соб­ствен­ный храм.

По­сле на­ше­ствия та­тар, мо­щи свя­то­го кня­зя Вла­ди­ми­ра, как и мо­щи свя­той кня­ги­ни Оль­ги, ока­за­лись под раз­ва­ли­на­ми Де­ся­тин­ной церк­ви. В 1635 го­ду ки­ев­ский мит­ро­по­лит Петр Мо­ги­ла об­на­ру­жил два сар­ко­фа­га, в од­ном из ко­то­рых, по его пред­по­ло­же­нию, на­хо­ди­лись мо­щи свя­то­го Вла­ди­ми­ра. «В вос­по­ми­на­ние бу­ду­щим ро­дам» свя­ти­тель до­стал из гро­ба гла­ву (че­реп и ниж­нюю че­люсть) и кисть пра­вой ру­ки, эти свя­ты­ни хра­ни­лись в Ки­е­ве до са­мой ре­во­лю­ции.

В со­вет­ское вре­мя мо­щи ока­за­лись в лавр­ском Му­зее куль­тов и бы­та. Пе­ред вой­ной скуль­птор-ан­тро­по­лог Ми­ха­ил Ге­ра­си­мов увез мо­щи для вос­со­зда­ния ис­то­ри­че­ско­го об­ли­ка кня­зя Вла­ди­ми­ра в Ле­нин­град, где они во вре­мя вой­ны бес­след­но ис­чез­ли. Так бы все и за­кон­чи­лось, ес­ли бы мит­ро­по­лит Петр Мо­ги­ла в свое вре­мя не по­да­рил часть гла­вы (а имен­но – че­люсть) ца­рю Ми­ха­и­лу Фе­до­ро­ви­чу. Царь по­ме­стил свя­ты­ню в Успен­ский со­бор Мос­ков­ско­го Крем­ля

По­сле ре­во­лю­ции эта часть мо­щей хра­ни­лась в кремлев­ских в му­зе­ях. По слу­чаю ты­ся­че­ле­тия кре­ще­ния Ру­си в 1989 го­ду Церк­ви бы­ли пе­ре­да­ны несколь­ко мо­ще­ви­ков, один из них был с мо­ща­ми свя­то­го кня­зя. В 2005 го­ду, по прось­бе пред­сто­я­те­ля Укра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви мит­ро­по­ли­та Вла­ди­ми­ра, мо­щи кре­сти­те­ля Ру­си бы­ли воз­вра­ще­ны в го­род, с ко­то­ро­го все на­ча­лось – Ки­ев. В свя­зи с празд­но­ва­ни­ем 1025-ле­тия Кре­ще­ния Ру­си ков­чег с мо­ща­ми во­зят по го­ро­дам, по­сле че­го он вер­нет­ся об­рат­но в Ки­е­во-Пе­чер­скую Лав­ру.

Под­го­то­вил Ки­рилл Ми­ло­ви­дов

По ма­те­ри­а­лам: http://www.nsad.ru

Тяжелая участь досталась этой красивой и гордой женщине. Ранний брак, смерть мужа Игоря, постоянная междоусобная война сделала ее властной и мужественной. В дни правления ее сына Святослава то тут, то там вспыхивали антихристианские волнения. Княгиня, принявшая христианство в Греции, тайно содержала священников, однако, когда дни княгини были сочтены, она обрела прежнюю твердость.

Величайшая женщина всех времен, равноапостольная княгиня правительница Руси и первая ее святая осталась в памяти поколений, как святая и мудрая женщина.

Чудотворные мощи равноапостольной Ольги

Пресвитеру Григорию, присутствующему на ее крещении в Константинополе в 957 году, было дано распоряжение похоронить Ольгу по христианским традициям. Перед смертью покровительница русского народа молилась о помиловании Руси и даровании Богом милости на сердце славян обратиться к Всевышнему Творцу и Спасителю Иисусу.

Равноапостольная княгиня Ольга

Бог прославил верную дочь христианства в нетленных мощах за ее добрые дела.

Ушла в вечность равноапостольная Ольга в 969 году, была похоронена в Киевской Десятинной церкви. Во время княжения Великого Владимира была канонизирована в лике святой.

Великая княгиня сумела посеять в своем внуке Владимире христианские основания, что впоследствии взрастило плоды в принятии христианства по всей Руси.

Важно! Мощи равноапостольной княгини Ольги при перезахоронении оказались нетленными. Каждый истинно верующий христианин мог их видеть через специальное окошечко в саркофаге, который стоял в Десятинной церкви.

Даже после смерти святая княгиня Руси проповедовала в воскресении и вечной жизни во Христе Иисусе. Маловерам или сомневающимся не дано было видеть святые мощи.

В 1240 году во время татарского нашествия нетленные останки были погребены под завалами Десятинной церкви.

В 1547 году Русская православная церковь причислила Великую княгиню к лику равноапостольных святых.

В XVII веке Великий киевский митрополит Петр Могила при проведении очистки развалин Десятинной церкви вскрыл святые мощи, и провел молебен при их захоронении в небольшом храме, построенном на месте раскопок.

Десятинная церковь — место захоронения мощей святой Ольги

К великому сожалению, в XVIII веке мощи равноапостольной Ольги исчезли неизвестно куда из храма и не найдены до сих пор.

Мощи Бориса и Глеба

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *