Как почувствовать святогорский дух в нашем городе

Вдохновленные торжественным празднованием 1000-летия русского присутствия на Святой Горе, мы решили напомнить читателям об особых афонских местах в Москве. Трудно попасть на Святую Гору, и не каждому это дано. Но поклониться афонскими святыням и ободриться строгими святогорскими правилами в нашем городе может любой желающий.

Проводником по афонским местам в Москве мы попросили стать духовника Высоко-Петровского ставропигиального монастыря игумена Петра (Пиголя). В1990-е годы отец Петр нес послушание заведующего библиотекой Русского на Афоне Пантелеимонова монастыря. Затем собор старцев направил его в качестве полномочного представителя Пантелеимоновой обители в Москву для открытия Афонского подворья, где он был первым настоятелем.

Афонское подворье на Таганке: жизнь по уставу Пантелеимоновой обители
Адрес: ул. Гончарная, д. 6 Проезд: м. «Таганская», «Марксистская»
В своем нынешнем виде московское подворье Афонского монастыря появилось в 1992 году. В основание его государство передало храм во имя святого великомученика Никиты на Швивой горке 1595 года постройки.

Игумен Петр (Пиголь):

«Сейчас это небольшая обитель в центре Москвы с афонским уставом. Вместо старого деревянного забора – огромная монастырская стена, за ней две церкви с одинаковым посвящением – во имя Всех Святых Афонских. Первая – справа от Храма Великомученика Никиты сразу перед входом в монастырь, вторая – в глубине подворья, в монашеских корпусах. В предвратных башнях – часовни святого великомученика Пантелеимона (слева) и преподобного Силуана Афонского (справа). На рубеже 1990–2000-х годов здесь возникли и остальные монастырские храмы и строения.

Место это на возвышенности в яузском устье уникально. По преданию, именно здесь создавались первые поселения, из которых выросла Москва. А в храме, помимо главного престола святого великомученика Никиты, были престолы в честь преподобного Афанасия Афонского, преподобного Петра Афонского и Онуфрия Великого.

Сегодня трудно представить, что еще сравнительно недавно тут располагалось множество гаражей. Представители фирм – бывших арендаторов грозили монахам физической расправой, хотя с ними никто не конфликтовал. Мы лишь напоминали, что это храм Божий, где должна совершаться Божественная Литургия. Во время восстановления подворья, переживая за исход дела, я просил совета у старца Паисия на Афоне. Однажды приехал к нему в угнетенном состоянии, спросил: «Как быть? Нам угрожают вплоть до физической расправы. Есть даже сведения, что хотят направленный взрыв устроить, чтобы разрушить храм». Он меня обнял и спросил: «Патер Петрос, сколько у тебя святых?» Я не сразу понял. Он уточнил: «Сколько у тебя престолов?» Я перечислил: помимо святого великомученика Никиты, святых Петра Афонского и Онуфрия Великого, еще престол в честь Благовещения и во имя святой равноапостольной княгини Ольги. «Так вот все они не спят, – сказал старец, – они молятся, они тебе помогают. И по их молитвам все там будет очищено. Только ты не унывай, молись и обозначай свою территорию – ставь колышки и обходи с молитвой».

Я отдал распоряжение поставить деревянный забор. И каждый вечер вокруг него мы совершали крестный ход. С этого момента начался неуклонный процесс возрождения храма, его освобождения. И на Рождество Христово 1992 г. было совершено первое богослужение в приделе Благовещения, началась литургическая жизнь и создание подворья по образцу Афонского монастыря».

Информация для посетителей
На подворье действуют строгие правила для посетителей. Женщинам в брюках или в короткой юбке вход не разрешается. Запрещены фотосъемка и пользование мобильными телефонами. Рядом с монастырскими стенами запрещено просить милостыню, но для желающих помочь нуждающимся установлен железный короб для пожертвований.

Богослужение на подворье проходит по афонскому уставу:
• Все воскресные службы совершаются в ночное время (начало в 22.30). Поздняя Литургия по воскресным дням совершается в 9.00.
• В будние дни богослужения начинаются в 17.00. Литургия ежедневно в 7.30 утра.
• В воскресенье вечером читается акафист св. вмч. Пантелеимону, в среду вечером – прп. Аристоклию (у раки с мощами), в пятницу вечером – в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница».

Афонские святыни на подворье: мощи преподобного Аристоклия, старца Московского и настоятеля первого Афонского подворья в Москве (на Полянке), икона Божией Матери «Скоропослушница» с автографом преподобного Аристоклия, иконы с мощами великомученика Пантелеимона, апостола Андрея Первозванного, преподобного Силуана Афонского.
Старое Афонское подворье на Большой Полянке: наследие святого старца
Прежний адрес: ул. Большая Полянка, 38

Старое подворье

Первое Афонское Подворье в Москве появилось еще до революции. Располагалось оно на Большой Полянке в усадьбе, которую в 1879 году подарила монастырю известная благотворительница Акилина Алексеевна Смирнова. А затем у подворья появился еще один участок земли – стараниями тульского купца И. И. Сушкина, брата настоятеля Пантелеимонова монастыря того времени схиархимандрита Макария.

Строителем и настоятелем Афонского подворья на Полянке был старец-иеросхимонах преподобный Аристоклий (Амвросиев). На подворье появилось два трехэтажных здания: библиотека, для монастырских служб и богоугодных заведений. Одна из тех построек сохранилась до наших дней. На верхнем его этаже была устроена домовая церковь в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» и келия иеросхимонаха Аристоклия, где он принимал посетителей.

Старец Аристоклий (Амвросиев)
Святой старец снискал всенародную любовь. К нему отовсюду шли люди за исцелением, за молитвой, за советом, за Божьим чудом. Старец передавал нуждающимся многочисленные пожертвования верующих: оплачивал обучение неимущих, устраивал жизнь многих людей, наставлял и исцелял. Благодаря стараниям старца на Афонском подворье с 1888 года начал издаваться журнал «Душеполезный Собеседник», рассказывавший о жизни русских монахов-святогорцев и знакомивший их с жизнеописаниями афонских подвижников, с письмами старцев к своим духовным чадам, мудрыми мыслями святых отцов. Благодаря его просветительской деятельности русские монастыри на Афоне стали пополняться новыми молитвенниками за землю Русскую.

Новый адрес: 1-й Хвостов переулок
В 1922 году подворье было закрыто, строения отданы под общежитие. В 1969-1970 годах усадьба Смирновой и все выходившие на Большую Полянку постройки были снесены для строительства жилого дома. Сохранилось только основное здание по 1-му Хвостову переулку.

В настоящее время сохранившееся здание возвращено Пантелеймонову Афонскому монастырю. А нетленные мощи преподобного Аристоклия пребывают во вновь отстроенном подворье Пантелеимонова монастыря.

Путь четырех святынь
Прежний адрес: Никольская улица, Часовня Святителя Пантелеимона
В 1878 году на Никольской улице по благословению Русского на Афоне Пантелеимонова монастыря при Богоявленской обители была открыта часовня святителя Пантелеимона. Она была построена специально для поклонения афонским святыням, привезенным иеромонахом Арсением (Мининым) с Афона в 1862 году. Здесь были выставлены для поклонения частица Животворящего Древа Господня, часть камня Гроба Господня, частица мощей святителя Пантелеимона, чудотворная Тихвинская икона Божией Матери. Настоятелем часовни стал иеромонах Арсений (Минин). Он неустанно нес послушание при святынях: служил молебны, принимал посетителей, посещал дома страждущих, вел переписку, фиксировал случаи многих исцелений и чудес.

Срок пребывания афонских святынь в Москве был заранее ограничен, но старец Арсений, видя, какую пользу они приносят русским людям и Пантелеимонову монастырю, приложил все усилия, чтобы оставить их в Москве. А в 1879 году стал заботиться об устройстве новой, более вместительной часовни. В ноябре 1879 года, находясь в Москве, иеромонах Арсений заболел острым воспалением легких и через два дня скончался и был с почестями похоронен в московском Ново-Алексеевском монастыре в Красном Селе.

После его кончины настоятелем часовни стал иеросхимонах Аристоклий (Амвросиев). Уже при нем у Владимирских ворот Китай-города по проекту А.С.Каминского возвели новую часовню, перенеся туда святыни в 1883 году. Новая часовня имела вид величественного храма внушительных размеров. Теперь она могла принять в себя множество молящихся, притекавших к ней и целый день толпившихся в очереди.

Новые адреса
В 1932 году часовня была закрыта, а в 1934 – снесена вместе с Китайгородской стеной. Но милость Божия и отвага афонских монахов сохранила для Москвы почти все святыни часовни святителя Пантелеимона.
• Чудотворный образ Спасителя находится в храме святых Флора и Лавра на Зацепе,
• Икона Богоматери «Скоропослушница» передана в храм святителя Николая Чудотворца в Кленниках на Маросейке,
• Иверская икона – ныне в Знаменской церкви в Переяславской слободе (около м. «Рижская»).
• Чудотворный образ самого святого великомученика Пантелеимона и ковчег со святыми мощами из его часовни находится ныне в знаменитом Воскресенском храме в Сокольниках.

Часовня Иверской иконы Божией Матери у Воскресенских ворот: несломленная молитва
Адрес: Москва, Воскресенские ворота, 1а. Проезд от станций метро «Площадь революции», «Охотный ряд» и «Театральная».

Эта часовня хранит драгоценный список с главной афонской святыни Иверской иконы Божией Матери из одноименного афонского монастыря. С ней связано обетование о покровительстве Царицы Небесной: до тех пор, пока будет этот образ пребывать на Святой Горе, Матерь Божия не оставит ее. Поэтому все, кто приезжает на Афон, первым делом спешат поклониться Иверской.

Московская копия Иверской иконы тоже являла чудеса и исцеления и также стала одной из самых почитаемых икон в России. Ее торжественно называли «сердцем России». В дни войн и народных бедствий перед ней совершались всенародные молебны. Они были обязательной частью церемоний во время посещения Москвы русскими царями и императорами. Купцы приходили «к Иверской» перед заключением сделки, студенты – перед экзаменами, паломники благословлялись «у Иверской» в дальний путь.

В XVII веке по заказу Новгородского митрополита Никона (Минова) в Иверском монастыре был сделан список с чудотворной иконы. Икона стала собственностью царской семьи, а на месте ее «встречи» возвели часовню, куда в 1669 году поместили копию первого «царского» списка Иверской иконы Божьей Матери.

Новейшие времена Иверской часовни
В 1929 году часовня была разорена и закрыта, а в 1931 вместе с Воскресенскими воротами разрушена. Но икона Иверской Божьей Матери сохранилась, она была перевезена в Сокольнический храм Воскресения Христова.

В ноябре 1994 года Патриарх Алексий II освятил закладку Иверской часовни и Воскресенских ворот. Менее чем за год они были восстановлены. 25 октября 1995 года с Афона в Москву прибыл новый список чудотворной Иверской иконы, написанный монахом-иконописцем иеромонахом Лукой с благословения иверского игумена.

Посетителям Иверской часовни на заметку
Ежедневно с 8.00 до 20.00 каждые два часа всем московским духовенством поочередно совершаются молебны с чтением акафиста Пресвятой Богородицы в честь Ея иконы «Иверская».

Из Православной энциклопедии
Как на Афоне писали первую копию Иверской Божьей Матери для России
«…Собрав всю свою братию… сотворили великое молебное пение с вечера и до света, и освятили воду со святыми мощами, и святою водой обливали чудотворную икону Пресвятой Богородицы старую Портаитиссу, и в великую лохань ту святую воду собрали, и собрав, паки обливали новую доску, что сделали всю от кипарисного древа, и опять собрали ту святую воду в лохань, и потом служили Божественную и святую литургию с великим дерзновением, и после святой литургии дали ту святую воду и святые мощи иконописцу преподобноиноку, священнику и духовному отцу господину Иамвлиху Романову, чтобы ему, смешав святую воду и святые мощи с красками, написати святую икону».

«Иконописец только в субботу и воскресенье употреблял пищу, а братия дважды в неделю совершала всенощное бдение и литургию. И та (новонаписанная) икона не рознится ничем от первой иконы: ни длиною, ни широтою, ни ликом».

Подготовила Екатерина Моисеенко

Опубликовано: №19 (608) октябрь, 2016 г.

Церковь Никиты Мученика

Первый храм на этом месте, деревянный, был построен в 1517 году «иждивением вел. князя Василия Ивановича» во имя Владимирской Божьей Матери «честнаго и славнаго ея сретения и провожения». В конце XVII века здесь появился каменный храм с пределом Никиты Великомученика. А с начала XVIII столетия повелось и всю церковь именовать Никитской.

Современный храм был построен в 1751 году на средства купцов А. И. Бабушкина и И. И. Рыбникова. Достоверных сведений об архитекторе, к сожалению, не сохранилось. Наиболее вероятным автором проекта храма является замечательный московский зодчий князь Дмитрий Ухтомский. Величественный ансамбль позднего «елизаветинского» барокко – одна из лучших московских построек, созданных в этом стиле. Поражает внутреннее убранство церкви: богатейшая позолоченная резьба по дереву и лепнина, величественный иконостас, сохранившийся с середины XVIII века – без преувеличения по красоте интерьеров это одна из интереснейших церквей Москвы.

В 1830 году здесь отпевали Василия Львовича Пушкина, дядю Александра Сергеевича.

Говоря о храме, следует сказать и несколько слов об одном из самых почитаемых московских святых – Василии Блаженном. Считается, что родился он в приходе соседней Елоховской церкви. Но ряд исследователей, как например М. М. Сухман, полагают, что под «Пречистыя Богородицы Владимерския на Елохове» подразумевается именно храм Никиты Великомученика на Старой Басманной, который имел ранее именно такое посвящение. При этом упоминается, что до пожара 1905 года в храме находилась древняя икона Василия Блаженного с изображением Кремля. В таком случае указание на Владимирскую церковь – более поздняя вставка (Никитская церковь была построена через полвека после рождения святого) для конкретизации места рождения. Как бы то ни было, но детские годы Василия Блаженного прошли в окрестностях будущей Старой Басманной улицы.

В 1933 году было принято решение о сносе храма, но, к счастью, это решение не было претворено в жизнь. Храм устоял, хотя и был закрыт. Сперва в нём размещалась бригада ПВО, а позже его передали под складские помещения Министерству культуры РСФСР. Дважды проводилась его реставрация – в 1960-е годы и в 1979-1983 годах. В 1990 году церковь возвращена верующим. В настоящее время имеет статус приписной к Богоявленскому Елоховскому собору.

На юго-восточном фасаде трапезной сохранились следы апсиды старого храма XVII века.

В правой от Старой Басманной улицы части церковного владения находился погост, разоренный ещё в 1930-е годы. Не так давно здесь было построено несколько небольших домиков, принадлежащих храму.

Монастырь «Подворье Афонского Свято-Пантелеимонова «

Милостью Божией в ночь с субботы на воскресенье довелось мне побывать на Всенощной в Подворье Афонского Пантелеймонова монастыря в Москве. Подворье – это тот же самый монастырь, но как бы его филиал. Вы наверняка знаете, что на Святую гору Афон женщин не пускают в принципе. И даже не только в монастыри Афона, которых два десятка, но даже не разрешают спуститься с корабля. По преданию, гора Афон – это земной удел Божией Матери и по завету Богородицы ни одна женщина, кроме Нее, не может находиться на этой земле. Так что побывать в Афонском Пантелеймоновом монастыре, принадлежащем Русской Православной Церкви женщине почти невозможно. Почему почти? Да потому, что в Московское Подворье этого монастыря пускают всех.
Правда правила посещения Подворья довольно строги даже по сравнению с другими монастырями. Фото и видеосъемка запрещены не только в Соборе, но и на всей территории Монастырского Подворья, для разговора по мобильному телефону придется выйти за монастырские стены. Ну, и конечно женщины допускаются сюда только в головных уборах и закрытых ниже локтя длинных платьях без декольте. Казалось бы, зачем такие строгости? Но именно совокупность этих правил позволяет отрешиться от бытовой суеты и почувствовать присутствие Божие совсем рядом с собой. Кроме того, такие правила почти автоматически отсекают любопытных зевах и вездесущих туристов с фотоаппаратами. Ведь для мирян доступна совсем небольшая территория монастыря.
А теперь о главном, о том почему, несмотря на все эти сложности, люди стремятся сюда попасть. Сейчас не только во многих Храмах, но даже и в монастырях службы сокращаются из-за слабости мирян. Афонское Подворье Пантелеймонова монастыря одно из редких мест, где в выходной день можно побывать на службе без сокращений, которая служится так, как это было задумано от начала. Тут Всенощное бдение начинается в десять вечера и продолжается всю ночь, плавно перетекая в Божественную Литургию, которая заканчивается около семи утра. Да, даже просто физически побывать на службе, которая длится более восьми часов не просто, но после нее ты выходишь совершенно обновленный, с просветленной, отмытой общей молитвой душой. И это не пафосные слова, а самая настоящая правда. Другой вопрос, что решиться на такой подвиг может не всякий. Но я так скажу, с собой можно взять стульчик, а в Соборе есть скамейки. Так что устав стоять можно и посидеть. Все всё понимают.
Больше всего меня поразила даже не удивительная архитектура монастыря, как будто перенесенного прямо из Греции, а непередаваемая совершенно потрясающая атмосфера. Почти вся служба проходит без дополнительного освещения, только при свете свечей. Конечно, во время Причастия, зажигают Паникадило, но в остальное время в Храме царит полумрак. В теплом мерцающем свете свечей слышится тихий голос священника, невероятно мягкими бархатными голосами поет мужской монастырский хор, а повернувшийся к мирянам регент руководит молящимися в Храме людьми. Только тут я увидела и поняла, что означает призыв: «Миром Господу помолимся». Тут миряне поют не только молитвы «Отче наш» и «Символ веры», но и большинство других молитвословий. Для меня это было удивительно и мне повезло, что я взяла с собой специальную книжку по Всенощной и Литургии, в которой есть все песнопения, исполняемые обычно хором, а не мирянами. Исповедь тут принимают почти всю ночь сразу несколько иеромонахов. Все происходит без суеты и торопливости, и кажется, что батюшка даже сочувствует и жалеет тебя, помогая открыть душу Господу и покаяться. Записки тут принимают как для молитв в Московском Подворье, так и для передачи на Афон. Во дворе, прямо у входа в Собор есть беседка, в которой можно налить с собой или попить освященной воды. Рядом с беседкой – скамеечки. В дневное время в башенках монастырской ограды работают церковные лавки, а во время ночной службы – свечная лавка в Соборе. Если Вы человек крещеный, то хотя бы однажды тут побывать обязательно нужно. Уточнять начало служб в будни нужно по телефону, т.к. сайта у монастыря нет.

Москва афонское подворье

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *