Биография

Родился 1 (13) января 1863 г. в селе Вертуновка Саратовской губернии (ныне — в Бековском районе Пензенской области) в семье сельского священника. C детских лет был глубоко верующим человеком.

В 1883 г. окончил Саратовскую духовную семинарию и поступил в Казанскую духовную академию, которую окончил в 1887 г. По завершении курса обучения причислен Советом академии к первому разряду выпускников и удостоен степени кандидата богословия. Ему предоставлено право при соискании степени магистра богословия не делать нового научного исследования и не представлять нового сочинения, а только напечатать и защитить имеющееся курсовое сочинение по теме «Догматическое богословие св. Григория Нисского» в качестве магистерской диссертации.

Защита магистерской диссертации состоялась 21 февраля 1888 года.

24 июня 1888 года признан Советом академии достойным степени магистра богословия и утвержден в ней Святейшим Синодом с предоставлением права преподавать в семинарии.

30 октября 1888 года занял должность доцента академии.

В 1894 г. женится на Любови Андреевне Ясницкой, дочери протоиерея грузинской церкви Казани Андрея Дмитриевича Ясницкого. Молодая семья довольно скоро становится многодетной: рождается дочь Нина и четверо сыновей — Валентин, Иван, Владимир и Андрей.

В 1895 году читает публичную лекцию в Казанской городской Думе на тему «Вопрос о смысле жизни в Новозаветном откровении», в которой содержались основные идеи его фундаментальной работы «Наука о человеке».

С 1898 г. профессор кафедры метафизики Казанской духовной академии.

В 1913 году присуждается звание заслуженного профессора Казанской духовной академии, в которой преподает до её закрытия в 1919 г. После безуспешно пытается устроиться на работу на кафедру психологии Казанского университета.

Не принял революцию, что привело к разрыву отношений со старшим сыном Валентином, ставшим чекистом и убитым толпой во время изъятия ценностей из храмов Раифского Богородицкого мужского монастыря под Казанью.

В 1920-е годы на его квартире собирается кружок, состоящий из бывших преподавателей духовной академии.

В 1931 г. привлечен к ответственности по делу о «контрреволюционной церковно-монархической организации». Обвинен в создании религиозной организации «Истинно-Православная церковь». Особым совещанием коллегии ОГПУ осужден по статье 58.11. Приговор — 3 года ссылки в Казахстан — не был приведен в исполнение в связи с тем, что погибший сын Валентин получил звание героя посмертно.

Умер от хронической пневмонии 30 июня 1937 г. Похоронен на Арском кладбище Казани, недалеко от могилы Н. И. Лобачевского.

Реабилитирован в 1990 году посмертно.

Оценки творчества

Высокую оценку работе «Наука о человеке» дал русский философ Н. А. Бердяев:

Я хочу обратить внимание на одного замечательного, «светского» по своему складу религиозного мыслителя, но по внешнему своему положению принадлежащего к миру «духовному», который напоминает старых учителей Церкви и который подлинно служит раскрытию той истины, что дело Христово есть дело в высшем смысле разумное, а не безумное. Я говорю о В. Несмелове, авторе большого труда «Наука о человеке», скромном и малоизвестном профессоре Казанской Духовной Академии. Несмелов очень дерзновенный, глубокий и оригинальный мыслитель. Он продолжает по-новому дело восточного богословия, с которым его соединяет чуждая западному богословию вера в божественность человеческой природы. В некоторых отношениях он интереснее Вл. Соловьева: у него нет такой широты и блеска, но есть глубина, цельность, оригинальность метода и живое чувство Христа. Это — одинокий, вдали от жизни стоящий мыслитель. Благородство и цельность его стиля поражают в нашу растрепанную и разбитую эпоху. В Несмелове пленяет его внутреннее спокойствие, органическое сознание правоты и величия своего дела, независимость от власти времени и мелочных его интересов и дуновений. В выдержанном стиле Несмелова чувствуется дух вневременности, обращение к вечности. В нём нет той надорванности и разорванности, которые чувствуются у людей, слишком погруженных в нашу эпоху, в её меняющиеся настроения, в её злобы дня. Несмелов целиком поглощен злобой вечности. Поэтому он не растерял своих духовных сил, собрал их для одного дела. Но эти же особенности Несмелова делают его чуждым людям нашего поколения. Трудно перебросить от него мост к современной мятущейся душе. Его совсем не знают и не ценят, его нужно открыть и приобщить к современности.

Наука о человеке

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *