Некрещёных детей хоронят без православного ритуала, у Бога с ними свои отношения

Русская православная церковь строго подходит к вопросу того, как хоронить некрещёного человека, даже маленького. Их не хоронят по православному обряду. Никаких исключений нет. Случается, что ребёнок умирает в утробе или едва родившись. Его просто не успели или физически не могли окрестить.

Некоторые верующие спрашивают, мол, разве ребёнок виноват, что не успел пройти таинство крещения. Разве справедливо лишать его стандартных для православия похоронных процедур?

Справедливо, ведь он — не из членов церкви. Не успел в неё вступить. Но Бог всё видит и знает. Он справедлив и не станет лишать посмертных благ некрещёных младенцев. Раз они умерли так рано, значит, на то у Всевышнего имелись причины. И уж точно таким не нужен какой-то «пропуск» с земли в Царство Божье.

Похороны некрещёных детей и взрослых отличаются от обычных отсутствием молитв и атрибутов православия

Не нужно искать обходные пути, чтобы задним числом окрестить ребёнка. Это не только бесполезно, но и бессмысленно. Достаточно провести обычные похороны — с омовением, прощанием, но без привлечения священника, свечей, чтения молитв и прочего.

Просто гроб и люди, которые хотят проститься. Ничего пагубного для души ребёнка в этом нет.

28 недель до этого срока похоронами младенцев занимается медицинское учреждение

Также стоит оговориться, что часто похороны некрещёных младенцев не нужны. Речь об умерших внутри утробы. Если срок не достиг 28 недель, то телами занимается медицинское учреждение. Ну а душой займётся Господь.

Отпевание без крещения невозможно, потому что над некрещёными нельзя проводить православные обряды

Отпевание без крещения не делается. Но это не потому, что некрещёные люди как-то противны православию. Не нужно это воспринимать так, что, мол, умер человек без веры, значит, поделом ему, не будем отпевать.

Русская православная церковь просто не имеет права проводить какие-либо обряды над некрещенным человеком.

Ведь не только отпевание, но другие обряды и таинства с некрещёными проводить не разрешено. Крестясь, человек вверяет себя церкви, говорит, что отныне она ответственна за его душу.

Разумеется, когда крестят в младенчестве, ни о каком сознательном выборе речь не идёт. Но это делают, чтобы заблаговременно взять душу человека под опеку. Он волен принять этот дар, либо отказаться в будущем. Но в раннем возрасте полезно иметь нечто, что тебя бережёт.

Обряд отпевания — он может проводиться только над крещённым православным человеком

Человек, который не вступил в церковь через крещение, не дал ей полномочий что-то делать для спасения своей души. А ведь один из главных даров Господа — свобода выбора. И кто мы, если захотим это право оспорить? Так можно ли отпевать некрещёного человека, коль он сам сторонился церкви? Нет, это поступок против воли, а значит — и против Бога.

Отпевание это просьба к Всевышнему простить грехи умершему

Этот обряд должен произойти после жизни каждого человека, который крещён и не отказался от православия. Церковь выполняет функцию посредника. Крещение — своего рода доверенность ей. Оттого и слово — «вера».

А если человек такого права не признал, то у него уже свои, личные взаимоотношения с Богом. Это всё будет решаться на другом уровне и не церковью. Так что отпевание становится бессмысленным и даже оскорбительным для Господа ритуалом. Мы в таком случае будто говорим: «Ну и что, что умерший не разрешил нам просить за себя. Мы всё равно сейчас за него всё решим».

И, конечно, совсем уже абсурдом выглядит просьба некоторых прихожан к священникам: «Вы нашего покойного сперва окрестите, а потом отпойте». Так не бывает.

Крест на могиле некрещёных ставить бессмысленно, этот атрибут никак не поможет на том свете

Немного иная ситуация с вопросом, можно ли ставить крест на могиле некрещёного человека. Если православный священник должен отказать в просьбе отпеть, то повлиять на оформление надгробия он никак не в силах. Так что вопрос вряд ли должен звучать как: «можно ли».

«Всё мне можно, да не всё полезно», — гласит христианская истина.

Скорее, стоит спросить, есть ли в этом смысл.

Если родственники умершего думают, что таким образом некрещеному помогут на том свете, то не стоит даже пытаться. Господу решительно всё равно, хоть золотой крест над могилой возвести. На посмертной участи это никак не отразится. Высшие силы не подчиняются свечам, крестам и молитвам. Ими нельзя манипулировать через обряды.

Для многих крест — это обязательный атрибут могилы. Иначе она выглядит какой-то незавершённой. Традиция как-никак. Это бездумный подход, но запретить его церковь не может.

Крест на могиле — это признак православного христианина, всем остальным он ни к чему

Однако некоторые священники предлагают альтернативу. Всё же крест — символ священный. Более корректно было бы не использовать его, а изобразить гравировкой. Вроде и «традиция» сохранена, но в то же время это не сам крест, не то, что ставят на могилу православных.

Да и если человек не принял при жизни православие, будет ли он благодарен за крест? Ведь это против его воли.

В действительности крест часто не то, что некрещёным, но даже крещённым не полагается. Мало пройти первое таинство, чтобы стать православным христианином. Для этого нужно ещё и что-то делать. А формальности не приближают человека к Богу. Если всё, что сделал духовного, — это крестился, поставил три свечки и закончил всё под крестом, то это пустое в глазах Господа.

Молиться о некрещёных можно только дома, но не в храме

Если человек не крещён, то молитва в церкви на его участь никак не повлияет.

Митрополит Макарий (Булгаков) писал:

Макарий (Булгаков) Митрополит

«Наши молитвы могут действовать непосредственно на души скончавшихся, если только они скончались в правой вере и с истинным раскаянием, т.е. в общении с Церковью и с Господом Иисусом: потому что в сем случае, несмотря на видимое удаление от нас, они продолжают вместе с нами принадлежать к одному и тому же телу Христову»

Блаженный Августин ещё более категоричен:

Блаженный Августин Древнеримский богослов

«Нимало не должно сомневаться, что молитвы св. Церкви, спасительное жертвоприношение и милостыни приносят пользу умершим, — но лишь тем, которые прежде смерти жили так, чтобы по смерти все это могло быть для них полезным.

Ибо для отшедших без веры, споспешествуемой любовию, и без общения в таинствах напрасно совершаются ближними дела того благочестия, коего залога они не имели в себе, когда находились здесь, не приемля или всуе приемля благодать Божию и сокровиществуя себе не милосердие, а гнев.

Итак, не новыя заслуги приобретают для умерших, когда совершают за них что-либо доброе знаемые, а только извлекают последствия из прежде положенных ими начал»

И всё же молиться за некрещёного можно, но не в храме. Допустимо, чтобы родные читали молитвы дома, ставили свечи, — но не более. Никаких проскомидий, панихид и т.д.

Новомученик Афанасий (Сахаров), епископ Ковров­ский, в труде «О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви» пишет:

Афанасий (Сахаров) Епископ Ковровский

«На домашней молитве по благословению отца духовного может быть совершено поминовение даже и тех, кого нельзя поминать на церковном богослужении». «Поминовение усопших, по смирению и за послушание Святой Церкви, перенесенное на нашу домашнюю келейную молитву, будет ценнее в очах Божиих и отраднее для усопших, чем совершенное в храме, но с нарушением и пренебрежением уставов Церковных»

При этом в православии нет единодушия в отношении того, можно ли поминать усопших какой-то церковной молитвой. Например, преподобный старец Лев Оптинский предлагал следующую:

Лев Оптинский Российский монах «Взыщи, Господи, погибшую душу отца моего: аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя».

Сегодня часто предлагают молиться за некрещеного мученику Уару. Это вызывает много споров. В христианской среде есть как сторонники, так и критики этой идеи. Возможно, в будущем у церкви сформируется более чёткая позиция.

На эту молитву стоит рать благословение у священника. Если благословит — смело читайте. А вот без благословения молиться за умершего мученику Уару не рекомендуют. Лучше тогда придумать свою молитву.

Мученику Уару молятся за некрещёных, но только дома, в храме запрещено

Тропарь, глас 4-й

Воинством святых страстотерпец страждущие законне, зря онех, показал еси мужески крепость свою. И устремився на страсть волею, и умрети вожделе за Христа, Иже приял еси почесть победы твоего страдания, Уаре, моли спастися душам нашим.

Кондак, глас 4

Христу последуя, мучениче Уаре, Того испив чашу, и венцем мучения увязеся, и со Ангелы ликовствуеши, моли непрестанно за души наша

Молитва

О, святым мучениче Уаре досточудный, ревностию по Владыце Христу разжигаемь, Небеснаго Царя пред мучителем исповедал еси, и о Нем усердно пострадал еси, и ныне предстоиши Ему со ангелы, и в вышних ликуеши, и зриши ясно Святую Троицу, и светом Безначальнаго Сияния наслаждаешися, воспомяни и наших сродников томление, умерших в нечестии, приими наше прошение, и якоже Клеопатрин род неверный молитвами твоими от вечных мук свободил еси, тако воспомяни елицы противобожне погребенныя, умершия некрещенными, потщися испросити оным от вечныя тьмы избавление, да вси едиными усты и единем сердцем восхвалим Премилосерднаго Творца во веки веков. Аминь.

Не крещеный человек

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *