Не Твоим ли именем бесов изгоняли?

Авторы Произведения Рецензии Поиск О портале Вход для авторов

Екатерина Домбровская: литературный дневник

«…Кто-то спросил Христа, неужели спасутся немногие? И на это Христос ответил: «Входите тесными вратами; потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими…Многие скажут Мне в тот день: «Господи, Господи! Не от Твоего ли имени мы пророчествовали? И не Твоим ли именем бесов изгоняли? Не Твоим ли именем многие чудеса творили?» И тогда Я объявлю им: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие». (Мф. 7, 13, 21-23,) Там будет плачь и скрежет зубов, когда увидите Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в Царствии Божием, а себя изгоняемым вон. И приидут с востока и запада, и севера и юга, и возлягут в Царствии Божием. И вот, есть последние, которые будут первыми, и есть первые, которые будут последними» (Лк. 13, 28-30).
Свт. Василий Великий, обращаясь к монашествующим и изъясняя это слово Христа, говорит, что злые делатели о которых здесь говорит Христос — это те, которые не имеют действительной, истинной любви. И далее он утверждает, что то, что делается не из любви к Богу, но чтобы получить похвалу от людей, если это дело «не достойно Божия благоволения, но делается ради удовлетворения людей и самоудовлетворения, или славолюбия, или зависти, или ради чего-то из подобных причин, то оно осуждается».
(((Последнее еще надо научиться трезво и мужественно видеть и признавать в себе. Иначе — ступор — прим. Е.Д.))).
Митрополит Невпактский Иерофей (Влахос)

© Copyright: Екатерина Домбровская, 2015.

Толкования Священного Писания

И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие

В самом деле, если бы не сам Он был Судиею, то как бы сказал слушателям: И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня (Мф. 7:23), – то есть, не только во время суда, но даже и тогда, когда вы творили чудеса? Потому-то и ученикам Своим говорил: Не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах (Лк. 10:20).

Да и везде Он повелевает иметь великое попечение о жизни. Невозможно, чтобы человек, ведущий добродетельную жизнь и свободный от всех страстей, когда-либо был презрен; хотя и случится ему впасть в заблуждение, Бог тотчас привлекает его к истине. Но некоторые говорят, что представляемые Спасителем люди потому не получат спасения, что они притворно исповедуют Господа. Если так, то Спаситель говорит против Своего намерения. В самом деле, Он хочет здесь показать, что вера без дел ничего не значит; распространяя далее эту мысль, Он присовокупил и чудеса, показывая тем, что не только вера, но даже и чудеса никакой не приносят пользы тому, кто производит их, если нет добродетели. А если бы люди, о которых идет речь, не творили чудес, то Христос никак бы здесь не упомянул о чудесах; с другой стороны – и те не дерзнули бы во время суда сказать Ему о чудесах.

Да и самый ответ их, и то, что они говорят в виде вопроса, показывает, что они действительно творили чудеса. Так как они видят конец, совершенно противный их ожиданию, и после того как здесь по чудесам своим для всех были предметом удивления, а там видят себя определенными к наказанию, то как бы в изумлении и удивлении они и говорят: Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? Как же теперь Ты отвращаешься от нас? Что значит странный и неожиданный этот конец? Но пусть они удивляются тому, что, сотворивши столько чудес, подверглись наказанию; ты же не удивляйся. Вся эта благодать была ничто иное, как дар Подавшего ее, а те ничего от себя не привнесли, почему справедливо и наказываются, поскольку сделались неблагодарными и нечувствительными пред Тем, Который так их почтил, что дал им, хотя и недостойным, благодать чудотворения.

Так неужели, скажешь, совершая дела нечестия, они вместе совершали чудеса? На это некоторые говорят, что они не в то время, когда чудодействовали, вели себя нечестиво, но уже после развратились и делали преступления. Но это также совершенно противно намерению Спасителя; Он хотел показать, что ни вера, ни чудеса ничего не значат без добродетельной жизни. То же и Павел говорит: «Если имею пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто» (1 Кор. 13:2). Кто же, спросишь, те, которых Иисус Христос, несмотря на их чудотворения, представляет достойными мучения? Многие из веровавших получали дары: таков был тот, который изгонял демонов, не будучи последователем Иисуса Христа; таков был и Иуда, потому что и он, будучи злым, имел дар чудотворения.

То же можно найти и в Ветхом Завете, то есть, что благодать часто действовала в недостойных, для блага других. Так как не все ко всему были способны, но иные вели жизнь непорочную, а не имели такой веры, другие же напротив, то Господь как первых через последних побуждал являть великую веру, так и последних через этот несказанный дар призывал к исправлению.

Беседы на Евангелие от Матфея.

Так как здесь одни только чудеса, и никаких добрых дел, то «отойдите» гово­рит Он, «от Меня, делающие беззаконие». Но если Ты не знаешь их, то как знаешь, что они де­лали беззаконие? Так сказал Он, дабы ты знал, что слова: «Я никогда не знал вас», означают не незнание, но отчуждение и отвращение. «Я никогда не знал вас». За что же, скажи мне? «Не Твоим ли именем бесов изгоняли?» За то, говорит Он, Я чуждаюсь и отвращаюсь от вас, что вы и при дарованиях не сделались лучшими, что вы, получив такую честь, остались при том же нечестии. «Отойдите от Меня. Я никогда не знал вас».

Беседа в собрании, бывшем через несколько времени в древней Церкви, на надписание Деяний апостольских.

Не твоим ли именем мы бесов изгоняли

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *