В различных странах

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 20 марта 2013 года.
  • «Мамона» (иногда «Мамуна») синоним для слова Маммон в славянских странах. Сейчас слово «мамона» метафорически и уничижительно используется в польском языке, как синоним денег. Слово «маммона» также часто используется в финском и эстонском языках, как синоним денег.
  • В испанской культуре, где Мамона не столь известен, для критики любви к богатству используется Золотой телец, идолизированный израильтянами против воли Бога.
  • В арабском языке слово «амаана» означает финансовое или материальное доверие кому-то. Корень состоит из трёх букв — «алеф — мим — нун» — и возможно родственно с сирийским «мамона». Шумерский, как бы то ни было, не является семитским, хотя он был вытеснен аккадским, который семитский. В Коране персонаж по имени Хаман был упомянут с именем фараон в шести местах в двух сурах, 28:6; 28:8; 28:38; 29:39; 40:34; и 40:36. В мусульманской традиции Хамана идентифицируют, как невероятно богатого.
  • В Мексике «un Mammon» используется, чтобы опорочить человека, имеющего превосходство.

Примечания

Что Бог будет оценивать?

Священное Писание предлагает нам очень многое, что угодно Богу и что Бог оценит. Это и качества характера, и дела, и даже желания. В целом можно сказать, что Бог вознаградит за исполнение Его воли, выраженной в заповедях и в личном водительстве Святого Духа. Размеры данной работы не позволяют перечислить всё, что Бог оценит и посчитает достойным вознаграждения, но некоторые важные позиции кратко осветить просто необходимо.

1. Дела, слова, мысли, мотивы. Писание учит нас, что Бог будет оценивать абсолютно все, что мы делали на земле. Возможно, Он только не будет оценивать наши грехи, поскольку Он уже осудил наш грех и наказал на Голгофе. Здесь у богословов и толкователей Нового Завета нет единого мнения. Одни пишут, что Бог на судилище Христовом откроет и осудит все грехи христиан, но не накажет, поскольку наказание уже понес на Себе Христос на кресте. Другие пишут, что в такой оценке уже прощенных грехов нет никакой необходимости.

Как бы то ни было, мы можем сказать, что Бог оценит даже те дела, которые не будут иметь ценности для вечности и сгорят, как солома, под опаляющим взором Христа (1 Кор. 3:13-15). В этом тексте написано «каждого дело обнаружится». Интересно, что слово «дело» стоит в единственном числе. Это показывает, что оцениваемое дело является общим результатом всего служения христианина. Поэтому Павел и описывает дело, как здание, построенное из горючих или негорючих материалов. Для Бога важно не только количество дел, но в первую очередь их качество. Если христианин будет много служить Богу, например, участвуя в музыкальном служении церкви, но это будет «соломенное служение», то его результатом будет лишь пепел перед престолом Христа. Некоторые дела могут выглядеть надежно, как деревянное строение, но не будут соответствовать Божьим требованиям.

Другие же служения Бог оценит как драгоценные, пригодные для вечности.

Иисус говорил не только об оценке действий, но и слов: «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда, ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф. 12:36-37). Поэтому Павел убеждает христиан избегать споров и пустословия (2 Тим. 2:14) и никого не злословить (Тит. 3:2, Еф. 4:29), но проповедовать неискаженное слово Божье (2 Кор. 4:2). «И все, что вы делаете, словом или делом, все во имя Господа Иисуса Христа» (Кол. 3:17).

Христос также сказал, что Бог будет оценивать помыслы людей. «Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф. 5:28). Этот текст говорит о Божьем взгляде на дела. Посмотреть с вожделением на женщину для Него то же, что и прелюбодеяние. Хотя действие не совершилось, но было желание. Это желание Бог и осуждает. Но добрые желания Он одобрит, даже если они и не смогут осуществиться. Так Павел любил Фессалоникийских верующих и хотел к ним прийти, но не смог. Это доброе желание несомненно было угодно Богу. Однако, если желание могло быть осуществлено, но так и осталось только желанием, то такое желание не подлинно и вознаграждено не будет.

Бог сделает явными желания людей и одни будут одобрены и заслужат похвалы, другие будут отвергнуты. Это важно помнить, когда нас не понимают, незаслуженно обвиняют или осуждают, а наши желания добрые и богоугодные. Бог воздаст должное таким верующим, и Его похвала будет решающей в этом споре, как это было в случае с Иовом и его друзьями.

Оцениваться будут не только дела, слова и желания, но и глубинные мотивы тех или иных действий. Этому Господь уделил особое внимание, поскольку это не настолько очевидно для человеческого восприятия. Павел напоминает, что Бог «осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога» (1 Кор. 4:5). Так дела милосердия, совершенные с мотивом тщеславия, вознаграждены не будут (Мф. 6:1-4). Усердные молитвы и посты с той же целью будут отвергнуты (Мф. 6:5-7). Павел пишет даже больше — великие дела, совершенные без любви, не имеют никакой ценности: «И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1 Кор. 13:3).

Пётр наставляет пресвитеров: «Пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия» (1 Пет. 5:2). А Павел оправдывается перед верующими, что не имел дурных мотивов: «Никогда не было у нас перед вами ни слов ласкательства, как вы знаете, ни видов корысти: Бог свидетель! Не ищем славы человеческой ни от вас, ни от других» (1 Фес. 2:5,6).

Бог оценит всё, даже самые незначительные с человеческой точки зрения дела: «И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей» (Мф. 10:42). По еврейской традиции, если кто-то приходит в дом по делу или в гости, то первым делом ему подают чашу с водой. Эта традиция соблюдается и в наши дни. Климат Израиля достаточно коварен и человеку постоянно грозит обезвоживание, если он не пьет достаточно воды. Поэтому воду предлагают без вопросов каждому приходящему. Иисус будет заинтересованно искать даже самые незначительные действия христиан, чтобы вознаградить.

2. Бог вознаградит верность. В притче Иисуса господин, представляющий Бога, сказал рабу: «Хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего» (Мф. 25:21). Главная похвала здесь звучит за верность в исполнении поручения. Бог дал нам множество больших и маленьких поручений и ожидает от нас верности и послушания. Бог Сам верен всем своим обещаниям (Рим. 3:4, 1 Кор. 1:9) и ожидает подобного отношения от нас. Христос прямо говорит верующим города Смирна: «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Отк. 2:10).

Верность является особенно хорошим критерием оценки, поскольку мы не видим, как правило, быстрой реакции Бога на нашу верность или неверность. Таким образом, верность или неверность становятся глубинными мотивами, образом жизни и мышления, определяющими многие другие мотивы и действия в служении Богу. Христос постоянно побуждает верующих к верности в свете ожидания Его возвращения.

Итак, бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш придет. Кто же верный и благоразумный раб, которого господин его поставил над слугами своими, чтобы давать им пищу вовремя? Блажен тот раб, которого господин его, придя, найдет поступающим так; истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его (Мф.24:42-47).

Во многих текстах Нового Завета верность является основной положительной характеристикой служителей. Бог требует от своих служителей, «чтобы каждый оказался верным» (1 Кор. 4:2). Из этих слов можно сделать вывод, что для Бога важен не столько видимый успех служения, сколько верность, проявленная в этом служении. Павел призывает Тимофея обучать служению тех людей, чьей характерной чертой является верность (2 Тим. 2:2).

Итак, большая верность ведет к большей награде. Потому что «верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом» (Лук. 16:10), и «если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное? И если в чужом не были верны, кто даст вам ваше?» (Лук. 16:11-12).

3. Бог вознаградит усердие. Павел, рассуждая о награде, пишет следующее: «Ибо если делаю это (благовествую) добровольно, то иметь награду; а если недобровольно, то вверенное мне служение. За что же мне награда? За то, что, проповедуя Евангелие, благовествую о Христе безвозмездно, не пользуясь моею властью в благовествовании» (1 Кор. 9:17,18). Слово «добровольно» означает «по собственной воле», в противоположность действию «по принуждению». Павел рассматривает своё служение благовестия как обязанность, «горе мне если не благовествую» (ст. 16). Если он выполняет только свой долг, то за что же еще и награда? А награда за отношение к выполнению этого долга. Он благовествует не по принуждению долга, но по расположению сердца. Это расположение Павел доказывает тем, что не берет плату с церкви за свой труд у них. Именно расположение сердца и жертвенность Павел считает причиной, по которой Бог вознаградит его за благовестие. Он, подражая Иисусу, совершал свое служение не как наемник, а как пастырь овец. Как вы совершаете свое служение?

4. Бог вознаградит терпение. Тема терпения в Новом Завете практически всегда связана с темой страданий и является ответной реакцией христиан на страдания. В своем обращении к Асийским церквям Иисус хвалил их за некоторые дела. Две церкви, в Ефесе и Фиатирах, Он похвалил за терпение (Отк. 2:2 и 2:19). В послании Евреям, когда речь идет о будущей жизни и вознаграждении, автор убеждает читателей: «Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное» (Евр. 10:36). Другой раз верующих призывают, чтобы они «не обленились, но подражали тем, которые верою и долготерпением наследуют обетования» (Евр. 6:12). А как мы уже говорили, наследие является термином, относящимся к наградам.

Иаков говорит о том, что Бог допускает в жизни христиан страдания, чтобы они научились терпению. (Иак. 1:1-4). Он видит в страданиях великую пользу для вечности и потому призывает верующих даже радоваться выпавшим на их долю испытаниям. Апостолы радовались, когда страдали, потому что Господь обещал воздаяние за страдания, пережитые ими с терпением. Поэтому апостолы «пошли из синедриона, радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие» (Деян. 5:41).

Более того, Писание призывает нас не просто к терпению, но к долготерпению, ставя в пример Христа (Кол. 3:12-13). Если Христос ценит это качество, то и вознаградит тех, кто им обладает.

5. Бог вознаградит смирение. Бог вознаградит почестями и величием за смирение. Об этом пишет Иаков: «Смиритесь пред Господом, и вознесет вас» (Иак. 4:10). То же пишет и Апостол Пётр: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Итак, смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время» (1 Пет. 5:5-6).

Дева Мария в своей хвале Богу произнесла: «Низложил сильных с престолов, и вознес смиренных» (Лук. 1:52). Иисус представил смирение одним из важнейших качеств своего характера: «Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф. 11:29).

Апостол Павел говорит, что Бог является «утешающим смиренных» (2 Кор. 7:6). Христиане, смиренно переносящие оскорбления и несправедливые обвинения, будут утешены и вознесены Богом в Его Царстве. Как и Христос «уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Фил. 2:7-11).

6. Бог вознаградит благовестие. Павел пишет о радости и венце похвалы, которым являются уверовавшие через его служение благовестия (1 Фес. 2:19 и Фил. 4:1). Радость и похвала будут не единственными наградами за участие в спасении других людей. Бог обещал и славу «обратившим многих к правде» (Дан. 12:3). Кроме того, за верность в данном служении Бог обещал власть со Христом в Его Царстве. Поскольку благовестие является одним из главных поручений Бога для церкви (Мф. 28:19-20), то и оценка жизни церкви будет тесно связана с верностью в выполнении этого поручения. За это служение будет особенная награда — видеть спасенных через твое служение людей в Царстве Небесном и вместе с ними поклоняться Богу. Поэтому Павел пишет верующим в Коринфе: «мы будем вашею похвалою, равно и вы нашею, в день Господа нашего Иисуса Христа» (2 Кор. 1:14). Христос снимет последние вопросы и непонимание во взаимоотношениях между верующими, раскроет истинные мотивы их служения, похвалит всех достойных и щедро вознаградит. Это даст повод для новой радости верующих не только о себе, но и других христианах.

7. Бог вознаградит участие в служении святых. Не все христиане могут совершать великие дела, не все приведут к Богу новые души, не все способны быть героями веры. Однако, участвуя в служении других верующих, поддерживая героев, каждый может стать участником чего-то большего, чем служение одного человека. Писание намекает, что мы совершаем труд вместе, как одно тело, поэтому и награда в некоторой степени будет общая. Иоанн одобряет Гайя в его заботе о миссионерах и говорит, что нужно «принимать таковых, чтобы сделаться споспешниками истине» (3 Ин. 1:8). Т.е. помогая кому-то в его служении, мы становимся соучастниками этого служения, а значит получим и участие в награде.

Иисус так выразил эту мысль: «Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня; кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника. И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей» (Мф. 10:40-42).

Это не значит, что награды будут одинаковыми. Павел служил Коринфской церкви вместе с Аполлосом, называя себя и его со-работниками, но награду каждый получит по своему труду (1 Кор. 3:8). Труд же будет соотнесен с возможностями каждого. Поэтому человек, принимающий посильное участие в служении своего пастора, миссионера, проповедника или любого другого христианина, совершающего служение Богу, получит свою часть награды за все служение. Так воины, участвующие в битве, получают после её окончания трофеи в соответствии с проявленной доблестью. Но они ничего не добились бы поодиночке. Это их общая победа и общая награда.

Итак, мы видим, что Бог будет оценивать абсолютно все наши действия, слова, мысли и мотивы. Он будет оценивать всё, выискивая то доброе, что достойно вознаграждения. Ценными будут те дела, в которых мы подражали Христу. По сути, Бог будет оценивать наш характер. Дела будут являться свидетельством нашего внутреннего состояния, степени освящения нашего характера. В меру нашего освящения мы и получим награду. При таком рассмотрении трудности, пережитые с терпением, искушения, побежденные верой, выглядят не как что-то неприемлемое для нас, но как шанс для большего освящения, для большей награды. Усердное служение другим и смирение, проявленное при этом, будут славой, которую мы принесем Богу и нашей радостью на небесах. И во всем этом главенствующую роль будет иметь любовь!

С. Г. Кузнецов

БЛАГОМЫСЛИЕ, Богословский альманах, Новосибирская библейская богословская семинария, 2012

Нельзя служить двум господам

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *