Никандрова пустынь — фото

Как и многие другие монастыри, Никандрова пустынь не функционировала в советские годы, а постройки обители были практически полностью уничтожены.

В наше время монастырь возрождается и возвращает былую славу одного из духовных центров Псковской области и всей страны.

Свое название Никандрова пустынь получила в честь святого Никандра Пустынножителя, удалившегося от мира в пустынь. На месте уединения Никандра после его смерти и была основана Никандрова пустынь.

Где находится?

Никандрова пустынь находится на западе России в Псковской области примерно в 70 километрах от областного центра. Монастырь располагается на реке Демьянке неподалеку от города Порхов. Точный адрес: Псковская обл., Порховский район, деревня Любовец.

История обители

Монастырь был основан в 1585 году мирянином Исаией, принявшим монашество и ставшим первым игуменом монастыря. Обитель была организована на месте подвига Никандра, удалившегося от мира и проведшего здесь в молитве долгие 50 лет. После кончины Никандра и была основана обитель, которой предстояло стать одним из самых значимых монастырей северо-запада России.

Если вы решите поехать в Никандрову пустынь на машине, узнайте некоторые секреты путешествий по России на авто.

Первый век жизни обители был довольно труден: в 1665 году в ходе русско-польской войны монастырь был разорен, а спустя 8 лет в 1673 году деревянные постройки пустыни практически полностью сгорели во время сильного пожара. Из-за этой беды монастырь был полностью перестроен в камне. В 1686 году были обретены святые мощи Никандра, после чего преподобный был канонизирован.

В XIX веке обитель достигла расцвета и стала одним из крупнейших монастырей Псковской губернии. В конце 20-х годов по решению советских властей монастырь был закрыт, постройки обители были проданы на слом и использовались в качестве стройматериала при постройке соседнего военного городка.

Возрождение монастыря началось в 2000 году, когда было принято решение о его восстановлении, годом позже был образован попечительский совет.

Первым восстановленным храмом Никандровой пустыни стала деревянная церковь иконы «Взыскание погибших».

Как доехать?

Чтобы добраться до Никандровой пустыни автотранспортом следует выехать на дорогу Р-56 (Великий Новгород — Псков), либо на автотрассу Р-23 (Санкт-Петербург — Псков), далее следует свернуть с трассы и доехать до села Дубровно, после чего добраться до деревни Загоска, от которой ведет 10-километровая грунтовая дорога к Никандровой пустыни.

При поездке на поезде, следует доехать до станции Дно, пересесть на электричку Псков-Дно, выйти на станции Сосонье, после чего совершить 10-километровый пеший переход от деревни Хилово до монастыря.

Описание территории монастыря

С 2003 года настоятелем обители является игумен Спиридон, стараниями которого пустынь не только возродилась и стала известной своими целебными источниками, но и превратилась в важный центр по реабилитации наркозависимых людей. Эта социальная роль монастыря делает его еще более значимым для общества.

Если вы предпочитаете путешествовать по Родине автостопом, или только мечтаете об этом — читайте нашу статью.

Затерянный в густых лесах монастырь в наше время состоит из:

  • 3 храмов;
  • 5 святых источников, над которыми возведены часовни;
  • Братских корпусов, в которых проживает братия, послушники и трудники.

Первым в возрожденной обители поселился монах Гавриил. В восстановлении монастыря участвовало множество послушников, мирян и даже солдат 76-й десантной дивизии. В наше время в монастыре проживают 8 человек монашеской братии и 10 трудников.

В 2005 году в монастырь была возвращена икона преподобного Никандра с частичкой его мощей. К другим особо почитаемым иконам монастыря относятся икона целителя Пантелеймона с частицей его мощей, икона «Взыскание погибших» и икона Знамения Пресвятой Богородицы. Кроме того, возрожден ежегодный крестный ход в конце мая в Порхов, впервые проведенный в середине XIX века в память об избавлении Псковской губернии от пандемии холеры.

Храмы

Все храмы, построенные в царское время на территории монастыря были разрушены при СССР, в наше время в обители были возведены 3 действующих церкви.

  1. Благовещенский собор (2010 год). Главный храм монастыря, возведение которого началось в 2006 году, а освящение произошло в 2010 году. Был выстроен на месте разрушенного собора Благовещения Пресвятой Богородицы, возведенного во второй половине XVII века. Архитектором при строительстве выступил Г. Соколов.
  2. Собор был построен в традициях псковско-новгородского зодчества и представляет собой классический четырехстолпный храм с пятиглавием.

  3. Деревянная церковь иконы «Взыскание погибших» (2002 год). Первый из возрожденных храмов обители. Храм имеет и второе название — часовня Креста господня. Возведена на месте разрушенной Крестовоздвиженской часовни у западных ворот монастыря. Храм представляет собой скромную одноглавую церковь со звонницей в приделе. Имя архитектора деревянной церкви не сохранилось.
  4. Церковь Царственных Страстотерпцев (2005 год). Также деревянный храм, который имеет второе название Геннадиевская церковь (церковь Геннадия, патриарха Константинопольского). Построена на месте разрушенной каменной церкви. Представляет собой небольшой деревянный храм в форме четверика.

Святые места

Некоторым пережитком язычества можно назвать почитание святых природных объектов, которое практиковалось в монастыре в средневековье. Наиболее почитаемым местом обители являлся огромный дуб, под которым по преданиям принимал паломников преподобный Никандр, а позднее находилась его могила. Позднее, уже в XVII веке на этом месте был возведен Благовещенский собор.

Читайте также в нашей статье о монастыре Монтсеррат, который находится на горе в Испании и тоже является излюбленным местом паломников.

К сожалению, дуб не сохранился до нашего времени, вероятнее всего он сгорел во время большого пожара 1673 года.

Также местные жители и паломники в допетровской Руси поклонялись святым камням, которых на территории Никандровой пустыни было два.

Один из них, называемый «Возглавница», длительное время хранился на паперти Благовещенского собора. В 1735 году по приказу Феофана Прокоповича он был доставлен в Петербург и помещен в архив Священного Синода на хранение, где хранился по крайней мере до начала революции. Затем его следы теряются.

Другой священный камень монастыря, именуемый «Божий следок» сохранялся в пределах пустыни вплоть до разрушения обители в советское время. Далее данные о его местонахождении также отсутствуют.

Целебные источники

Никандрова пустынь знаменита своими святыми источниками, которые считаются целебными:

  1. Источник Александра Свирского;
  2. Петропавловский источник;
  3. Источник иконы Казанской Божьей Матери;
  4. Источник Живоносного креста;
  5. Никандровский источник, который считается главным в обители.

В 60-е годы источники были залиты мазутом, чтобы прекратить паломничество к ним верующих и страждущих исцеления. Однако родники смогли самоочиститься и теперь об этом варварском поступке не напоминает ничего.

Характеристики

Целебные источники образованы в результате разлома земной коры и выхода на поверхность грунтовых вод. В любое время года они сохраняют постоянную температуру в +4 +6°С.

  • Источник Казанской Божьей матери располагается на входе в монастырь. Его вода не отличается прозрачностью и имеет горьковатый привкус из-за наличия в ней торфа. Рядом с этим родником находятся указатель, который рассказывает о местоположении других источников.
  • Источник Александра Свирского находится в лесу на расстоянии полутора километров от обители. Он получил свое имя в честь наставника Никандра святого Александра Свирского.

    Из-за повышенного содержания радона, вода в этом роднике окрашена в слегка голубоватый цвет. Также из-за высокого содержания химических соединений железа с другими веществами в воде трава вокруг родника приобретает желтый оттенок, из-за чего источник носит народное название «Желтый».

  • Это самый глубокий источник Никандровой пустыни, его глубина составляет 7 метров. Здесь оборудована купель, в которую окунаются многочисленные паломники.

  • Никандровский источник находится к югу от обители и имеет повышенное содержание сероводорода, возле него установлена часовня в честь преподобного. Согласно преданиям, этот источник был выкопан самим Никандром и использовался им для питья. В народе этот родник носит имя «Серебряного источника», что подтверждено химическим анализом воды — в ней действительно повышено содержание ионов серебра.
  • Петропавловский источник и источник Живоносного Креста располагаются к северо-западу от монастыря и объединены под крышей одной часовни. Несмотря на то, что ключи находятся рядом, вода в них поступает с различной глубины и отличается по своему составу.

    Источник Живоносного Креста несет в себе «живую» воду, которую используют монахи в повседневной жизни. Эта вода отличается особо приятным вкусом и попробовать ее должен каждый побывавший в монастыре паломник или турист.

    Другой источник, Петропавловский, несет воду с содержанием сероводорода, пить которую рекомендуется только больным, желающим исцеления.

Еще об одном религиозном месте, Новоафонском монастыре Абхазии и окрестностях города Новый Афон, вы можете узнать отсюда.

Целебные свойства, или зачем окунаться в эти воды?

Главное, за что ценят Никандрову пустынь и за что она пользуется огромной популярностью — целебные свойства ее знаменитых источников.

Источник иконы Казанской Божьей Матери не случайно носит народное название «Глазной». Считается, что его вода помогает при лечении глазных болезней и других патологий, связанных с этим органом чувств.

Железистые соединения источника Александра Свирского помогают при болезнях органов пищеварения и проблемах с желудочно-кишечным трактом. Кроме того, в этом источнике паломники принимают радоновые ванны, которые помогают при проблемах с кожей, болезнях опорно-двигательного аппарата и системы кровообращения.

Однако из-за того, что радон — активный радиоактивный элемент, купание в этом источнике строго противопоказано людям с онкологическими заболеваниями и доброкачественными опухолями.

Никандровский источник пользуется большой популярностью из-за большого перечня болезней, от которых помогают его воды. В этот список входят различные артриты, ревматизм, другие болезни опорно-двигательного аппарата.

Кроме того, вода этого родника помогает при зубной боли, что отразилось в его народном названии «Зубной» источник.

Вода Петропавловского источника используется паломниками для лечения болезней нервной системы, заболеваниях половой сферы, болезнях сердца и системы кровообращения.

Рекомендуем посмотреть видео-экскурсии по Никандровой пустыни:

Свято-Благовещенский Никандровский мужской монастырь с. Любовец
Епархиальный мужской монастырь

Он также дал новому игумену наставления и благословение на постройку в обители церкви в честь Благовещения Пресвятой Богородицы при гробе преподобного. Церковь была создана, собран причт церковный, и таким образом положено начало монастырю.
Самым древним документом, говорящем о начале пустыни, можно считать хранившуюся среди свитков Никандровой пустыни «обельную» грамоту царя Феодора Иоанновича. Датирована она декабрем 7106 (1598) года. Дана была грамота первому игумену Никандровой пустыни Исаие. Грамота эта освобождала на вечные времена монастырь от земельных податей, закрепляя за ним пустоши, пашни и рыбные ловли «в Порховском уезде в Михайловском погосте»
Тяжела была жизнь первых насельников, вынужденных неустанно трудиться на нелегких послушаниях, терпя пустынные лишения.
Даже в XVII веке часто не было в братстве священнослужителя «скудости ради пустынного места», и братия исполняла молитвенные правила келейно.
Обитель часто подвергалась внешним опасностям от «огня, меча и нашествия иноплеменных». В 1665 г. поляки, набегом ворвавшиеся в Псковскую и Новгородскую области, разорили и разграбили обитель, монахов побили и взяли в плен игумена, который находился у них около года.
Восемь лет спустя, 31 марта 1673 года пустынь почти полностью сгорела. Сгорели три деревянные церкви, бывшие в обители: во имя Святой Троицы, преподобного Никандра и преподобного Александра Свирского со всей монастырской казной, иконами, книгами и ризами, отчего, как говорит летописец, «бысть братии сетование много и печаль велика»
Горестные обстоятельства заставили игумена обратиться с просьбой о помощи к боголюбивому царю Алексею Михайловичу, который пожаловал обители много пустошей, сохранявшихся за ней и в последующие годы вплоть до переворота 1917 года. Это значительно укрепило материальное положение монастыря.
Многие благочестивые люди также способствовали подаяниями возобновлению обители, и с тех пор вместо деревянных церквей были устроены уже каменные.
Украшены они были различными иконами, снабжены книгами и всем необходимым, выстроена особая колокольня и новые деревянные келии.
Монастырь значительно расширился. Тогда и мощи преподобного Никандра были положены в южную стену соборной Благовещенской церкви.
Между тем, слава чудотворений от мощей преподобного Никандра, привлекавшая в обитель многочисленных поклонников, побудила игумена Евфимия с братией просить патриарха Иоакима о церковном прославлении святого.
29 июня 1687 года по патриаршему приказу было совершено освидетельствование мощей преподобного Никандра, которые были обретены нетленными. Святые мощи омыли святой водой, растворенной с вином и елеем, и переложили в новую раку, которую с молебствием заложили на прежнее место в южную стену Благовещенского собора. Было составлены житие и служба преподобному.
Рассмотрев донесение, патриарх Иоаким с четырьмя архиереями, признал его истинным. Было постановлено праздновать память прп. Никандра в день храмового праздника Благовещения Пресвятой Богородицы и в день его преставления 24 сентября (7 октября). В дальнейшем в обители стали отмечать и день обретения мощей преподобного.
Время правления Екатерины II ознаменовалось закрытием многих русских обителей. При составлении духовных штатов в 1764 году монастырь поставлен был в степень безокладной заштатной пустыни и лишился бывших у него во владении 390 душ крестьян и многочисленных земельных владений.
Однако, при размежевании Псковской губернии, начавшемся в 1781 году, монастырю удалось вернуть почти все земли и угодья, пожалованные царем Алексеем Михайловичем вокруг монастыря на пять верст.
Особенным возвышением и благоустройством пустынь была обязана в начале XIX века Высочайшей милости Императора Павла Петровича и усердию архимандрита Геннадия. Через светлейшего князя Лопухина, проживавшего иногда в своем Псковском поместье, строитель Геннадий был представлен Императору и удостоился Его Высочайшего благоволения. Государь подолгу беседовал с Геннадием и проникся любовью к Никандровой пустыни, приняв деятельное участие в ее судьбе.
Своего расцвета Никандрова пустынь достигла во времена архимандрита Игнатия Васильева (1853-1870). В 1855 года при архимандрите Игнатии установлен ежегодный крестный ход из пустыни в Порхов с иконой преподобного Никандра.
В 1918-1919 годах Порховский уезд был охвачен крестьянскими восстаниями. И центром столкновений безбожной советской власти и русских крестьян стал Никандровский лес.
9 ноября 1928 года принято решение об окончательном закрытии монастыря и выселении оставшихся монахов. Постройки монастыря были проданы на слом 13-й лёгкой танковой бригаде, базировавшейся на окраине Порхова, и были использованы для строительства военного городка.
К концу 1990-х годов пустынь представляла груду развалин, поросших лесом. После войны над руинами монастырской церкви Благовещения появился крест, поставленный руками боголюбцев. До недавнего времени паломник, поднявшись по тропинке на руины, мог видеть простую раку с металлическим крестом и иконой преподобного Никандра над тем местом, где под спудом покоились многоцелебные мощи преподобного. Они были положены туда в 1687 году, когда новый гроб «на том же месте, в стене, в землю опустили и землею покрыли». Прежде могила не имела ограды и была обложена известняком, на ней стоял деревянный крест и производила она впечатление суровой могилы аскета.
В 2000 году архиепископ Псковский и Великолукский Евсевий ставит вопрос о необходимости возобновления в пустыни монашеской жизни. В 2001 году впервые в области на государственном уровне был проведен «круглый стол» по проблеме спасения Никандровой пустыни. Во встрече приняли участие более 30 организаций и священнослужители Псковской епархии во главе с архиепископом Псковским и Великолукским Евсевием. В итоге был создан попечительский совет.
В 2002 году по благословению архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия у Святых врат воздвигнута и освящена первая деревянная церковь в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших». Неподалеку от нее построен храм в честь святых Царственных мучеников.
В сентябре 2003 года наместником Никандровой пустыни назначен игумен Спиридон (Иващенко).
В 2005 году построена часовня над источником преподобного Александра Свирского. Возведен храм в честь препп. Сергия и Германа Валаамских в деревне Любовец. Продолжаются работы по обустройству храма в честь свв. Царственных мучеников, ведутся обширные работы по благоустройству территории и быта насельников пустыни, начинается подготовка к строительству храма в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.
7 октября 2010 года в день памяти преп. Никандра в Благовещенском соборе впервые была отслужена Божественная Литургия священноархимандритом обители митрополитом Псковским и Великолукским Евсевием. «Монастырь «Никандрова Благовещенская пустынь» включен в единый государственный реестр в качестве объекта культурного наследия регионального значения.
Уставные богослужения совершаются 4 раза в неделю. В остальные дни в 6:00 братский молебен и монашеское утреннее правило.

Отзыв: Монастырь Никандрова пустынь (Россия, Псковская область) — отдых для души и тела

У нас в России очень много красивых и святых мест про одно из них я Вам хочу рассказать. Это Никандрова Пустынь и находится она в Псковской области. Я живу в Лужском районе поэтому туристическое агентство города Луга очень часто организовывает такие поездки. Это однодневный тур и стоимость 1250 рублей, так как находимся не далеко. Выехали мы в 8.45 и прибыли на место в 11.35. Экскурсовот была замечательная женщина очень интересно и много рассказывала.

Вот это наш автобус. На стоянке было несколько машин и шли работы

В этих деревянных домах находится трапезная, лавка где можно купить сувениры, иконки, магнитики, освещенное масло, свечи и т. д. В другом здание продается хлеб и продукты которые готовят сами у них есть коровы, коза они сами варят сыр 100 грамм стоит 150 рублей не так и дешево но зато натуральное да и им нужно как-то выживать.

А вот это здание-трапезная где нас очень вкусно покормили.

Это вход в лавку

На территории Никандровой Пустыни расположены 5 целебных источников.
Вот эта дорога ведет в глубь леса где расположены 4 источника.
Это вход в первый источник Никандра
У этой иконы оставлены записки с разными просьбами

Вот так выглядит сам колодец с водой. Дальше мы направились по тропинке через лес к другому источнику Петра и Павла, но так как это болотистые места то в трудно проходимых местах построены вот такие мостики

Друг от друга они расположены на некотором расстоянии затрудняюсь сказать какое именно расстояние но шли довольно долго.
И вот наконец дошли.
С левой стороны источник Петра с правой Павла их еще называют «живая»вода и «мертвая»из за того что зимой один замерзает а другой нет. Дальше отправляемся к 4 источнику радоновому который называют источником Александра Свирского. К нему простирается очень длинный деревянный настил.
Вот это Святые врата и видна купальня, а вот так выглядят врата с другой стороны
и вот деревянный настил.
А вот купальня, которая разделена на две половины слева женская справа мужская,

Цвет воды бирюзово-голубой и какая-то дымка над водой вначале я подумала, что грязная вода, но когда заглянула то увидела дно. Такая же вода и в купели отдает голубизной и дымка. Вода очень холодная когда я стала спускаться со ступенек, чтобы окунуться то у меня свело от холода ноги но я все равно быстро 3 раза окунулась и что меня поразило так это то что вода быстро высохла с тела практически я и не вытиралась полотенцем. И потом мы пошли на 5 «глазной»источник он расположен недалеко от въезда в монастырь.

И вода по цвету желтая

Потом нас повели на обед в трапезную усадили за длинные столы на столе стояли 2 кастрюли с первым Солянка) и вторым(макароны с соусом и кусочек рыбы) мы сами себе накладывали в тарелки, а на третье квас или чай Иван-чай) все было очень вкусно мне лично понравился суп и рыба.

После обеда мы собрались у храма и нам монах рассказывал историю возникновения Никандровой пустыни и про самого Никандра вся история описана в книге которая стоит 100 рублей в ней 111 страниц.

П
осле этого нам предоставили немного времени побродить по территории.
В соборе мы ставили свечки и оставили записочки

А это приусадебное хозяйство где они растят овощи

Я думаю что это домик настоятеля монастыря он самый красивый да еще и ряса весит

И вот мы отправляемся в обратный путь. Погода стояла великолепная и у всех настроение приподнятое решили что мы еще сюда вернемся. У кого будет возможность посетить это святое место обязательно сделайте это думаю не пожалеете.

Никандрова свято благовещенская пустынь

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *