История обители

Подвижники выбирали местность с особенной тщательностью, преодолевая леса и болота, пока не нашли тот участок, где душа успокаивалась. И сегодня прихожане ощущают благодать и умиротворение, навсегда сохраненные за этой территорией. На берегу реки Вори в конце XI столетия проживали славянские племена, а на здешнем холме стоял языческий центр. Живописность этого края привлекала миссионерских подвижников и монахов-скитников.

Николо-Берлюковская пустынь, Авдотьино

  • Берлюковская обитель возникла в начале XIII в., она строилась на основании пещер и занимала большую площадь леса. Изначально здесь располагалось два собора: один — пещерный во славу Иоанна Предтечи, другой — построенный на месте брошенного капища храм Николая Чудотворца. Рядом со строениями находилось поселение, которое называлось Берлино, — отсюда и пошло наименование пустыни.
  • В 1606 г. на берег реки Вори, где стояла обитель, прибыл отец Варлаам. Он построил здесь деревянную часовню, в которой разместили святое изображения преподобного Николая Угодника. Когда польские захватчики покинули отечество, в родной монастырь возвратилась благодарная братия, имевшая великое намерение отстроить обитель заново. В это же время появилась и деревня Авдотьино.
  • После 1613 г. иеромонах Варлаам испросил благословения у Господа на постройку новой церкви. Каменный храм, освященный в честь преподобного Чудотворца, воздвигли трудолюбивые монахи и местные благочестивые жители. Через некоторое время душа святителя Варлаама смиренно отошла к Всевышнему Творцу.

Пустынь в XVII — XVIII вв.

В 1700 г. церковные земли стали частью Чудовой обители в Москве. В пустыни проживало несколько монахов и настоятель отец Пахомий. Вскоре добродетельный помещик В. Мартынов выделил деньги на обновление храма Чудотворца. Работы были благословлены архимандритом Антонием и столичной Духовной Дикастерией. В 1719 г. появилась резолюция, где предлагалось перестроить деревянную часовню в церковь И. Богослова. В этом же году Берлюковская пустынь отчислилась от Чудова монастыря и официально перешла во владение к Успенской обители.

В 1731 г. иеромонах Иосия, — благочестивый священник и ярый защитник христианской религии — принялся возводить на территории монастыря новые постройки. Святитель совершенно не признавал нововведений, приходящих из-за границы. В пример он ставил непоколебимую веру киево-печерских святых. За год до прибытия в Николо-Берлюковский церковный комплекс Иосия поселился неподалеку и образовал здесь небольшой скит.

Ворота и колокольня Николо-Берлюковского монастыря

Когда святитель получил должность настоятеля, вместе с ним в Николо-Берлюковскую прибыли преданные ему монахи Саровской обители. Иеромонах Иосия стал духовным отцом известных людей эпохи, он не боялся говорить правды в защиту православия, вел верующих на пути к спасению. За критическое мировоззрение против стремления императрицы Анны ко всему иностранному святителя отстранили от должности настоятеля и отправили на Камчатку. Николо-Берлюковская обитель закрыли указом властей, упразднив её до приходской церкви. Однако никто из монахов не сомневался, что возрождение не за горами.

Интересно! Берлюковский некрополь был создан задолго до нашествия польских захватчиков. На этом кладбище с благословения святых отцов хоронили монахов и жителей близлежащих окрестностей.

Сначала могилы устраивали вокруг Троицкого храма, но со временем некрополь разросся до собора Спасителя. На территории Николо-Берлюковского монастыря нашли покой не только благочестивые священнослужители, но и знатные люди, прославившие Отечество. В годы антирелигиозных репрессий некрополь полностью разрушили.

Возрождение

Восстановлением пустыни занялся ревностный христианин митрополит Платон. Святитель интересовался историей этого места и удивился его красоте, вскоре он открыл храм Николая Чудотворца и благословил проведение здесь церковных служений. Предание гласит, что после освящения собора, болеющий Платон почувствовал облегчение.

  • Весной 1779 г. Духовная Консистория утвердила монастырь в качестве заштатного. Главным строителем назначили иеромонаха Иоасафа, отличавшегося аскетизмом и подвижничеством. Платон утвердил в своём постановлении, чтобы церковные здания создавались на основе камня. Святитель просил приложить максимальное количество сил в деле восстановления живописной и умиротворенной обители.

    Чугунный литой иконостас Николо-Берлюковского монастыря

  • Строительство вызвало большой интерес со стороны местных жителей и благочестивых помещиков. Люди делали пожертвования и всячески содействовали возведению новых храмов. В 1780 г. к монастырю приписали две небольших часовни. Через шесть лет строители разобрали обветшалый храм Святой Троицы и начали возведение нового по чертежам святителя Платона, который лично освятил его и привез сюда множество церковных атрибутов.
  • В 1787 г. к пустыни приписали собор Чудотворца, расположенный в селе Елохове. Строитель Иоасаф не уставал обустраивать Берлюковскую обитель, под его начальством возводились новые монашеские кельи и палаты для настоятелей. Церковный комплекс наполнялся братией и приглашал паломников на ежедневные богослужения, радуя собственной архитектурой и умиротворенной атмосферой.
  • Истинный христианин Иоасаф отошел к Вечному Господу в 1794 г. На похоронах присутствовал митрополит Платон, освятивший памятник на могиле великого строителя через два года. На место Иоасафа пришел иеромонах по имени Николай. Последний позаботился о возведении каменной стены вокруг Берлюковской пустыни и монашеской трапезной с сопутствующими пристройками. Вскоре преподобный Платон распорядился, чтобы в некрополь монастыря перенесли собор Казанской иконы Пречистой Богородицы.

События XIX столетия

При настоятеле Николае II жизнь в монастыре становится чрезвычайно строгой. Время XIX века именуется «золотым» для истории Николо-Берлюковского церковного комплекса. С этого периода на территории пустыни начинается этап копания пещер. Основателем пещерокопания (истинного подражания христианского аскетизма) стал иеромонах Максим, родившийся в Твери.

  • В конце весны 1829 г. Берлюковская пустынь обрела священную и прославленную реликвию, которая называется «Лобзание Спасителя Иудою». Первое чудо, произведенное иконой, исцелило слепую женщину. Летом этого же года святое изображение торжественно перенесли в Троицкий собор.

    Подземные пещеры служили жилищем для монахов-отшельников в Николо-Берлюковском монастыре

  • В 1829 г. настоятелем церковного комплекса назначили решительного и целеустремленного иеромонаха Филарета. Под его внимательным руководством пустынь деятельно развивалась и благоустраивалась. В 1830 г. здесь начали строить каменный корпус для братии. Через пять лет воздвигли собор в честь чудотворной иконы Христа.
  • Вскоре на территории появились поварни, пекарни и кельи. В 1844 г. с благословения патриарха в монастыре воздвигли церковь во имя Всех Святых. В 1851 построили большую колокольню, а через год полностью переделали собор Николая Чудотворца.
  • В 1865 г. в обители назначен чрезвычайно строгий настоятель Иона. Его труды по благоустройству церковного комплекса были отмечены Высочайшим кабинетом. Через год полностью завершились отделочные работы в церкви Спасителя. В 1869 г. через Ворю соорудили мост для удобного подъезда к Берлюковской обители.
  • В 1884 г. при настоятеле Адриане, бывшим ранее послушником самой пустыни, окончательно обустроили Троицкий собор, в котором находились подвалы и духовная печь. В его интерьере располагалось три престола и великолепно расписанный иконостас, святые образы облачались в серебряные ризы. Вскоре Адриан распорядился воздвигнуть на территории монастыря высочайшую (91 метр) колокольню, на создание которой ушло четыре года. Освящение грандиозного, удивлявшего современников сооружения произошло в 1900 г.

Главный храм Христа Спасителя построили в 1847 г. на основе камня. Он имел пять глав, аккуратную внутреннюю отделку, пол был выстлан тонкой плиткой, а ступени — белым камнем. Снаружи церковь покрыли железом и покрасили медянкой. Алтарь, купола и своды мастерски расписывали библейскими сюжетами, иконостасы покрывали позолотой и вырезали на них изображения Распятия.

История до наших дней

В 1902 г. церковный комплекс обрел нового настоятеля, им стал игумен Тимолай, чрезвычайно потрудившийся для облагораживания Берлюковского монастыря. В 1909 г. управление принял иеромонах по имени Петр, обладавший сильным нравом и колоссальной волей. В обитель приходило множество писем с просьбами о спасении во время Первой мировой войны. Братия стремилась всеми силами поддержать солдат, сражавшихся за свободу отечества, а также их семьи.

Иконостас нижнего храма собора Христа Спасителя в Николо-Берлюковской пустыни

  • Все религиозные постройки Берлюковской пустыни, кроме собора Всех Святых, передали Дому инвалидов в 1920 г. Через год прекратилась традиция крестного хода с главной святыней монастыря. Вскоре обитель стали разворовывать: выносили драгоценности, кресты, церковные книги и т.д.
  • В 1923 г. в пустынь пришел последний её настоятель Ксенофонт, бывший боевой офицер. В этот период жизнь в обители проходила под строгим присмотром властей. В 1930 г. на территории Николо-Берлюковской пустыни прошла последняя Литургия на 200 паломников. Вскоре настоятеля Ксенофонта и его помощников арестовали и отправили за решетку, монастырь окончательно прекратил свою работу.
  • В 1992 г. при соборе Спасителя зарегистрировалась христианская община, её настоятелем назначили иеромонаха Евмения. Первая, после долгого простоя, Литургия была проведена в храме зимой 2004 г. Послушники сегодня прилагают все силы, чтобы восстановить хотя бы малую частицу былого величия церковного комплекса на реке Воря.

Интересно! Всякий монастырь — это место, где традиционно сосредотачиваются сельскохозяйственные и культурные деятельности. Николо-Берлюковская пустынь до начала революционных гонений имела большое природное богатство.

Территория церковного комплекса распространялась на 600 га, братия работала на скотном дворе и конюшнях, имелись кузницы. Во время Первой мировой войны богатая обитель отправляла на фронт непомерное количество молока и солений.

Сегодня братия Николо-Берлюковского монастыря стремится возродить былое величие, которое утратилось при СССР.

История монастыря

Предыстория: XVII — начало XVIII веков

В 1606 году на месте будущей Николо-Берлюковской пустыни поселился иеромонах Варлаам, пришедший сюда из разорённого поляками соседнего Стромынского Успенского монастыря. Название будущей пустыни — Берлюковская — народное предание связывает с именем разбойника Берлюка (это прозвище переводится как «волк», «зверь» или «человек с суровым характером»).

Согласно преданию, из Успенского Предтеченского монастыря к Варлааму пришли две старицы — игумения Евдокия и казначея Иулиания; они принесли с собой древнюю икону Николая Чудотворца, которую Варлаам поставил в специально срубленной деревянной часовне Николая Чудотворца. Через некоторое время их стараниями и благодаря помощи окрестных жителей на месте этой часовни был воздвигнут каменный храм во имя Святителя Николая Чудотворца.

В начале 1701 года храм становится подворьем московского Чудова монастыря. Сразу после этого сюда прибыло несколько человек братии во главе с настоятелем Пахомием. В этом же году на пожертвования московского купца Викулы Мартынова выстроен новый каменный храм во имя Николая Чудотворца.

Основание обители и её история с 1719 года до Октябрьской революции

Колокольня монастыря с крестом, возвышающимся над рекой Ворей на 120 метров

В 1719 году церковь святителя Николая Чудотворца становится главным храмом новой обители — Николо-Берлюковской пустыни, которая спустя некоторое время была изъята из ведения Чудова монастыря и приписана к Стромынскому Успенскому монастырю. Первым настоятелем пустыни назначен иеромонах Диодор.

С октября 1731 до апреля 1734 настоятелем обители был иеромонах Иосия, поручителями которого были царевны Мария и Феодосия, сёстры Петра Великого. В апреле 1734 года иеромонах Иосия был выслан на Камчатку, а обитатели монастыря распределены по другим монастырям.

В 1770 году Николо-Берлюковская пустынь была упразднена, а Николаевский храм объявлен приходской церковью. 15 марта 1779 года обитель была восстановлена как заштатная пустынь по указу Московской Духовной Консистории. Настоятелем возрождённого монастыря назначен иеромонах Иоасаф. В декабре 1779 году, согласно указу Синода, Берлюковская пустынь вошла в число восьми заштатных монастырей Московской епархии. В 1786 году на месте старого Троицкого храма заложен новый; план утверждал лично митрополит Платон, он же освящал новый храм и прислал для него из Москвы книги и утварь.

В 1794 году умер настоятель Иоасаф. Его дело продолжил родной брат — иеромонах Николай. В дальнейшем монастырём управляли иеромонахи из Николо-Пешношского монастыря: Пахомий (с 1806 года), Иоанникий (с 1811), Николай (с 1827).

В 1828 году настоятелем пустыни стал постриженник Соловецкого монастыря иеромонах Антоний. 24 мая 1829 года в монастыре появилась чудотворная икона «Лобзание Христа Спасителя Иудою». Несколько месяцев 1829 года монастырём временно заведовал иеромонах Геннадий. Иеромонах Антоний скончался в конце июня 1829 год. С благословения Филарета, митрополита Московского, новым настоятелем стал иеромонах Венедикт. В 1840 году была построена и освящена надвратная каменная одноглавая церковь во имя святителя Василия Великого. В 1851 году воздвигнута новая каменная двухъярусная колокольня, на которую был водружён большой колокол обители — весом более тысячи пудов. В 1853 году митрополит Филарет освятил каменную одноглавую Всехсвятскую церковь, выстроенную на деньги купца Фёдора Фёдоровича Набилкина из города Фридрихсгам (ныне — Хамина в Финляндии. В 1856 году настоятелем обители стал иеромонах Парфений, после него — иеромонах Иосиф, постриженик Троице-Сергиевой лавры. В ноябре 1865 года игуменом монастыря стал постриженник Соловецкой обители Иона. С 1870 года настоятелем монастыря был иеромонах Нил Сафонов, бывший насельник Николо-Угрешского монастыря. В 1878 году разобран старый Троицкий храм и заложен новый по проекту архитектора Н. В. Никитина.

В конце XIX века в монастыре сооружено наиболее примечательное здание — колокольня высотой 88 метров, выстроенная за четыре года (22 июня 1895 — 30 июля 1899). Колокольню проектировал московский архитектор Александр Степанович Каминский (верхний ярус колокольни проектировал Василий Михеевич Борин); её венчал огромный крест из красной меди весом тридцать восемь пудов, изготовленный 14 сентября 1899 года мастером Иваном Фёдоровичем Шуваловым. Она была выстроена на средства московских купцов Самойлова и братьев Ляпиных. Освящение колокольни состоялось 11 июня 1900 года.

В 1902 году пустынь возглавил игумен Тимолай, с 1909 года настоятелем был иеромонах Пётр.

Упразднение и возрождение обители

Монастырская стена с воротами

Монастырь был упразднён 29 июня 1920 года. Большинство строений бывшей обители были переданы дому инвалидов; братии некоторое время принадлежали лишь Всехсвятский храм с кельями. Храм Христа Спасителя был превращён в приходской. В феврале 1921 года запрещены крестные ходы с чудотворной иконой «Лобзание Иисуса Христа Иудой». 5 апреля 1922 года в пустыни началось изъятие ценностей; были украдены все серебряные оклады, серебряные напрестольные кресты, оклады богослужебных книг. В 1923 году пустынь возглавил её последний настоятель — игумен Ксенофон. 2 февраля 1930 года в стенах монастыря состоялась последняя Божественная литургия.

В 1930-х годах в келейных корпусах размещались дом инвалидов войны и труда, затем — санаторий для туберкулёзных больных, с 1941 года — госпиталь на 100 мест, с 1945 года — дом инвалидов, с 1961 года — больница № 12, с 1972 года — Московская городская больница № 16 для больных туберкулёзом и психическими заболеваниями. Казанская церковь и монастырское кладбище были полностью уничтожены. В мае 1994 года во время бури с монастырской колокольни ветром сорвало старинный крест.

Осенью 1992 года при монастырском храме Христа Спасителя была зарегистрирована община. В 2002 году указом митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия её настоятелем был назначен иеромонах Евмений (Лагутин). 19 декабря 2004 года в подклети храма Христа Спасителя была отслужена первая Божественная литургия. В том же году общине были переданы храм Христа Спасителя, колокольня и территория монастырского сада. Силами общины велись реставрационные работы на территории обители.

Зимой 2006 года на заседании Священного синода под председательством патриарха Алексия Второго приход храма Христа Спасителя официально преобразован в мужской Николо-Берлюковский монастырь. В августе 2006 года на колокольне монастыря была установлена пятнадцатиметровая позолоченная главка с крестом.

Николо-Берлюковская пустынь. Сегодня.

Вообще-то у меня была заготовлена публикация про экологическую тропу в Баварском лесу. Но сегодня я впервые побывал в Николо-Берлюковской пустыни, и решил выложить несколько фотографий оттуда. Ранее о существовании этого места мне было неизвестно (хотя название смутно знакомо). Возможно, от меня его специально скрывали? -:))) Я даже и вообразить себе не мог, какая там большая и благоустроенная территория. Жаль, что я не доехал туда осенью, в более тёплое и красочное время года. Но всё впереди!
Николо-Берлюковская пустынь основана в XVIII веке. В советское время закрыта, там размещался Дом инвалидов, туберкулёзный санаторий, и т.п. В настоящее время обитель возвращена верующим, и полностью отреставрирована (кроме Троицкого храма).
Надвратная церковь Василия Великого.

Главный храм пустыни — Храм Христа Спасителя. Построен в первой половине XIX века. Здесь как раз шла рождественская служба. К сожалению, я на неё не попал, т.к. необходимо было успеть снять как можно больше (уже темнело).



Самое примечательное сооружение в монастыре — колокольня. Она сооружена в 1899 году и достигает в высоту 88 метров. Производит ошеломляющее впечатление.




Можно сравнить высоту храма и колокольни.
Троицкий собор. Построен во второй половине XIX века. Очень необычный, ни на что не похожий. Есть информация, что какое-то время собор использовался, как столовая. Пока не отреставрирован.
Очень красивая Восточная башня и братский корпус.
Слева новое здание Трапезной. Там же монастырская лавка.
Навигационный столб.
Ворота (не используются).
Северо-восточная башня.
Далее келейные корпуса, трапезная, прочие монастырские постройки.
Также, в монастыре имеется своеобразная «галерея» бюстов всех российских императоров, начиная с Павла I. Почему-то они выстроены не в хронологическом порядке правления, я публикую фото именно в той последовательности, в которой расположены бюсты.
Павел I.
Николай I.
Николай II.
Александр III.
Александр II.
Александр I.
В эту компанию как-то затесался великий князь Михаил Николаевич. Почему именно он — сие мне неизвестно.
Вот так галерея выглядит со стороны.
И ещё, представлены фото из жизни Николая II.
Ну, и небольшая рождественская инсталляция.
Фотографии сделаны 6 января 2016 года.

Николо берлюковский монастырь

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *