Николо-Шартомский мужской монастырьСтраница монастыряРусская Православная Церковь, Ивановская митрополия, Шуйская епархия, Монастырское благочиние
Наместник — игумен Филипп (Понамарчук)

Богослужение совершается ежедневно:
Вечерняя служба — в 16.45, Литургия — в 6.45,
В праздничные дни:
Всенощное Бдение — 17.00,
Божественная Литургия — 8.00.

Храмы и часовни монастыря:
Никольский храм с колокольней
Надвратный Преображенский храм
Казанский храм с приделом свт. Григория Акрагантийского и трапезной
Часовня в честь святого благоверного великого князя Александра Невского на монастырском кладбище

Подворья:

Храм Покрова Божией Матери (г. Шуя, пл. Союзная, 1)
Храм прп. Алексия человека Божия (г. Шуя, ул. Маяковского, 1 в)
Храм Успения Божией Матери (г. Шуя, Осиновая гора)

Храм Вознесения Господня (г. Шуя, ул. Завокзальная, д. 1)
Храм Введения во храм Пресвятой Богородицы (Шуйский р-н, с. Введенье), не действующий.
Храм Владимирской иконы Божией Матери (Шуйский р-н, с. Введенье)
Храм Вознесения Господня с приделом мученицы Параскевы Пятницы (Шуйский р-н, с. Введенье), не действующий

Храм апостола и евангелиста Иоанн Богослова (Шуйский р-н, с. Введенье), не действующий

Храм великомученицы Варвары (Приволжский р-н, г. Плес, ул. Варваринская, 19А)

Храм святого великомученика Георгия (Шуйский р-н, с. Зеленый Бор)

Храм пророка Божия Илии (г. Гаврилов Посад, ул. Пионерская, д. 14)

Храм в честь Ватопедской иконы Божией Матери «Отрада» или «Утешение» (Шуйский р-н, близ деревни Большие Дворишки)

Троицкий храм (с. Чернцы, Лежневского р-на)

Храм Преображения Господня (Тейковский р-н, с. Обезово), не действующий

Храм Введения во храм Пресвятой Богородицы (Тейковский р-н, с. Обезово), не действующий

Успенский храм (Шуйский р-н, д. Клещевка, школа-интернат при Николо-Шартомском монастыре)

shartom@yandex.ru (49351) 24-434 http://nikoloshartom.ru/ Адрес: Ивановская обл., Шуйский р-н, с. Введенье, ул. Штатная, 19Идет

История:
Николо-Шартомский монастырь — один из древнейших в России, некоторые источники относят его возникновение к XIII веку. По сохранившемуся преданию, у реки Шартомы, впадающей в Молохту, одной благочестивой крестьянкой была обретена небольшая икона святителя Николая Чудотворца. Недалеко от этого места и была заложена обитель святителя Николая. Первое документальное упоминание о ней находится в духовной грамоте 1425 года, данной нижегородской удельной княгиней Марией (в монашестве Мариной) суздальскому Спасо-Евфимиеву монастырю на владение некоторыми ее землями. На грамоте стоит подпись архимандрита Шартомского монастыря Конона, что свидетельствует о тогдашнем значении обители, поскольку сан архимандрита имели только настоятели крупнейших монастырей. Монастырь пользовался расположением великого князя Василия III, царей Иоанна IV, Феодора Иоанновича, которые пожаловали Шартомскому монастырю ряд привилегий. Древний Синодик сохранил имена вкладчиков обители, среди которых целые династии князей Пожарских, Хованских, Горбатовых-Шуйских. В 1619 году обитель сильно пострадала от набега польско-литовского иноземного войска. После Смутного времени в обители подвизался преподобный Иоаким Шартомский, затворник, ныне чтимый как небесный покровитель монастыря. Кроме строгой подвижнической жизни он занимался иконописанием. Писанные им образы он даровал бедным церквам; многие из его икон впоследствии были прославлены обильными чудотворениями. Ныне сохранилось два чудотворных образа, принадлежащих его кисти, — в суздальском Спасо-Евфимиевом монастыре и в Вязниках. Известно, что к XVI в. под началом Шартомского монастыря находилось 9 небольших обителей Владимирской епархии. Его процветанию способствовала ежегодная ярмарка, проходившая у монастырских стен. В 1649 году, при архимандрите Иоасафе весь монастырь, как повествует летопись, — «изволением Божиим от молнии до основания выгорел». После этого пожара прежде деревянная обитель возводится в камне и на новом месте, ближе к устью Молохты. В 1651 году был воздвигнут величественный пятиглавый Никольский собор, построенный в лучших традициях византийско-русской архитектуры. Чуть позднее по благословению Патриарха Иоакима был освящен теплый храм Казанской Божией Матери. Преображенская церковь над Святыми воротами возводилась длительное время и окончательный облик приняла после перестройки в 1813 году. Строгий архитектурный силуэт монастыря завершила пятиярусная колокольня в форме свечи, создавая вместе с тремя храмами образ креста. Церковная реформа 1764 г., проведенная Екатериной II, нанесла сильный удар по благосостоянию многих российских монастырей. У Николо-Шартомского монастыря были отобраны значительные владения, а небольшие, подчиненные монастырю обители были обращены в приходские храмы. Сама обитель превращается в третьеклассный монастырь со штатом в 12 монахов, управляемый уже игуменами. В XIX в. в связи с проведением железной дороги утратили свое значение Никольские ярмарки, что также ослабило материальное положение обители. В XIX в. на частные пожертвования возобновлялось строительство, известен, в частности, личный вклад императрицы Марии Александровны. Братию монастыря в большинстве своем составляли бывшие крестьяне из окрестных селений, которые занимались хлебопашеством и разведением крупного рогатого скота. Монашескую жизнь Шартомской обители прервала революция. В начале 1920-х годов монастырь был закрыт, ценная церковная утварь реквизирована, библиотека и часть оставшихся икон сожжены. В последующие годы монастырские здания использовались под зернохранилища, склады, частично под жилье, со временем все строения обветшали и начали разрушаться.

Монастырь сегодня

С восстановлением и благоустроением монастыря устанавливалось размеренное течение иноческой жизни. Главные ее черты — стяжание молитвы и послушание.
Принцип братского общежития рождает особенную организацию всего хозяйства, когда в основу отношений закладывается терпение и взаимопомощь. Большая часть нужд обители удовлетворяется собственным трудом насельников. Смотря по способностям, братия проходят различные послушания: клиросное, пономарское, трапезное, в просфорне, в пекарне, в столярном цехе, в кузнице. Монастырь содержит свой коровник, птичник, разводит лошадей. Ведется и традиционно монастырское хозяйство — пасека.
Особое внимание — земледелию. Огород, тепличное хозяйство дают пропитание братии на весь год. Примечательность яблоневого сада с подобранными с помощью И.С. Исаевой сортами яблонь — плодоносящий виноградник. На прилегающих полях засеваются кормовые травы и злаки. Наряду с обычными методами земледелия применяются и нетрадиционные, как, например, безотвальная обработка земли. Сам уклад крестьянского (христианского) хозяйства — братский труд, близость к земле, молитвенное прошение об урожае — во многом близок устоям монашеской жизни; в нем особенно ощущается Божий Промысел о человеке.
Просветительская деятельность и христианское благовестие были издревле призванием русского монашества. Иноки, отрекаясь от мира для созидания души, в трудные времена могли послужить миру, о чем в нашей истории немало свидетельств.
Возобновление этой традиции просветительского служения и воцерковления потерявших духовную опору людей стало одним из главных направлений деятельности Николо-Шартомского монастыря. С середины 90-х годов в разных районах Ивановской области при восстанавливающихся храмах начали основываться монастырские подворья; число насельников монастыря постепенно увеличивалось. Почти все восстанавливаемые храмы находились в полуразрушенном состоянии — шуйские храмы св. Алексия — человека Божия, Покровский, св. Александра Невского, храм Святой Троицы в селе Чернцы. Возводились и новые церкви — Успенская в Шуе, храм Всех Святых в Иванове. Помощь в строительстве оказывают местная администрация и жертвователи. Всего по области действует около 10 подворий с числом братии около 100 человек.
Развивающееся монастырское хозяйство стало включать и другие, специализированные виды деятельности. Так, братия некоторых подворий несут особенные послушания: рыболовство, резьба по дереву, реставрационные работы. Была открыта мастерская по литью колоколов. Особая забота уделяется созданному в д. Клещевка детскому приюту для мальчиков, живущему одной православной семьей. Общеобразовательная программа обучения дополняется христианским воспитанием, вся жизнь детского коллектива во многом связывается с жизнью монастыря.
Увеличение числа подворий позволило заметно расширить духовно-просветительную деятельность монастыря. Стало возможным открытие воскресных школ, православных гимназий, библиотек. Тесное сотрудничество сложилось с самыми разными людьми ивановской земли, главным образом, в сфере образования.

История Николо-Шартомской обители в XIII-XVI вв.

По легенде, в XIII веке шуйская крестьянка нашла на месте впадения возле реки Шартомы небольшую икону, на которой был изображен лик Николая Чудотворца. На месте удивительной находки основали обитель.

Письменные источники упоминают монастырь в 1425 году. Удельная княгиня Нижегородских земель — Мария составила грамоту, разрешающую суздальской Спасо-Евфимиевой обители пользоваться некоторыми ее деревнями. Под этим документом поставлена подпись настоятеля монастыря – архимандрита Конона. Этот факт говорит о высоком положении обители, так как сана архимандрита удостаивались настоятели только самых крупных русских монастырей.

Известно, что жившие здесь монахи пользовались расположением российских государей. Василий III, Иоанн Грозный и Федор Иоаннович делали в монастырь вклады и даровали ему определенные привилегии. Например, в 1506 году обитель получила «несудимую» грамоту. В царском документе указывалось, что судить монахов и их настоятеля может только Великий князь или уполномоченный им боярин. В XVI веке Николо-Шартомская обитель стала очень влиятельной, и под ее началом находились девять небольших монастырей обширной Владимирской епархии.

Вид на Николо-Шартомский монастырь с реки Молохта

Кроме царей, монахам помогали князья Пожарские, Хованские и Горбатовы-Шуйские. Процветанию обители способствовала также большая ярмарка, которую каждый год проводили под монастырскими стенами. Она начиналась 9 мая – в главный храмовый праздник. Приезжавшие купцы торговали здесь пушниной, лошадьми, железом, солью, тканями и мылом. На ярмарке продавались и изделия монахов – выращенные овощи, сшитая одежда и ремесленные изделия.

Иконописец и монах Иоаким Шартомский

В начале XVII века в обители поселился монах Иоаким. Считается, что монашеский постриг он принял на Ростовской земле и был одним из учеников преподобного Иринарха Ростовского. Иоаким вел затворнический образ жизни, годами носил вериги, много постился и отдавал свободное время молитве. Общий вес металлических оков на ногах, руках, а также тяжелых нательных крестов, которые Иоаким постоянно носил на теле, составлял более 150 кг.

В монастыре инок писал иконы. Для создания образов он использовал так называемый «грекофильский» стиль письма, сильно отличающихся от существовавших в те времена местных иконописных традиций. Работы Иоакима выполнены с большим мастерством и совершенно не похожи на образы, которые писали посадские ремесленники-богомазы. Искусствоведы предполагают, что Иоаким мог научиться живописному делу у кого-то из приезжих греков.

Слева направо: колокольня, собор Николая Чудотворца, на переднем плане церковь Спаса Преображения

В 1619 году Спасская церковь в Шуе получила от Иоакима Кипрскую икону Божией Матери. Через три года изограф написал икону Казанской Божией Матери для собора в Вязниковской слободе, которую заказала княгиня Ирина Милославская. Третью икону Иоаким создал для родного монастыря. Еще одну икону, на которой также была изображена Казанская Божия Матерь, инок написал для жителей Суздаля, В этот город монах ушел жить после Николо-Шартомского монастыря.

Все иконы, созданные Иоакимом, впоследствии были признаны чудотворными. Сегодня сохранилось две из них. Одна находится в суздальском Спасо-Евфимиевом монастыре, а другая – в Вязниках. Преподобный Иоаким стал одним из самых почитаемых святых на Ярославской, Суздальской и Ивановской земле. Его также считают небесным покровителем Николо-Шартомской обители.

История монастыря XVII-XX вв.

Первая половина XVII века принесла обители немало бед. В Смутные времена ее разрушили и разграбили польско-литовские войска. Кроме того, захватчики угнали в плен всех монастырских крестьян. В 1624 году, когда монастырь только начал возрождаться, сюда пришли разбойники. Они убили нескольких монахов и забрали небогатую монастырскую казну.

Слева направо: собор Николая Чудотворца, колокольня, церковь Спаса Преображения

В 1649 году произошел большой пожар, который уничтожил практически все монастырские постройки. После этого было принято решение отстроить обитель из камня и расположить храмы и кельи ближе к берегам Молохты.

Первым в 1651 году возвели пятиглавый Никольский собор. Вскоре в монастыре появился второй каменный храм – теплая церковь Казанской Божией Матери. Постройка надвратного Преображенского храма заняла больше века, и его освятили только в 1813 году. А завершила архитектурный ансамбль монастыря высокая колокольня-свеча.

В 1764 году Екатерина II провела церковную реформу, затронувшую абсолютно все храмы на территории страны. У монастыря отобрали обширные земельные владения, а подчиненные ему небольшие обители превратили в самостоятельные храмы. Сам же монастырь перешел в разряд третьеклассных. В нем жили монахи под управлением игумена. Братская община состояла из 12 бывших крестьян окрестных деревень. Иноки самостоятельно обрабатывали землю, выращивали хлеб и пасли крупный рогатый скот.

Собор Николая Чудотворца с колокольней

В XIX веке неподалеку провели железную дорогу, и ежегодные никольские ярмарки утратили свое значение. Поезда доставляли товары быстрее и дешевле, чем заезжие купцы по судоходным рекам. В связи с закрытием ярмарочной торговли, материальное положение монастыря значительно ухудшилось, и строительные работы здесь стали проводить только на частные пожертвования.

В 1920-х годах монастырь закрыли. Власти изъяли из него ценные богослужебные предметы и оклады икон, а сами иконы сожгли. Помещения использовались под зернохранилища и склады. В некоторых зданиях поселились местные жители. С годами весь монастырский комплекс обветшал и находился в полуразрушенном состоянии. Возрождение строений и территории началось с 1991 года, когда их возвратили мужскому монастырю.

Архитектурные памятники на монастырской территории

Территория монастыря окружена каменным забором с тремя башенками. Главный храм расположен в 30 м от Святых ворот. Это пятиглавый двустолпный Никольский собор, который был выстроен в традициях русско-византийского зодчества в 1651 году. Величественный храм отличается простотой форм, изяществом линий и скромным декором фасадов. Трехабсидный алтарь вдвое занижен по сравнению в основным объемом. Внутри храма сохранились остатки росписей начала XIX века.

Церковь Казанской иконы Божией Матери

Рядом с собором стоит четырехярусная колокольня, возведенная в XVIII веке. Из камня сделан только самый нижний ярус здания, а остальные ярусы — деревянные. Вверху высокое строение украшено пилястрами дорического ордена и колонами. А венчает колокольню барабан с луковичной главкой.

Зимний храм Казанской Божией Матери появился здесь в 1678 году. К нему примыкает трапезная и церковь, освященная в честь Григория Акрагантийского. Как и у главного собора, трехабсидный алтарь и трапезная в два раза ниже четверика храма. В 2007-2009 годах мастера из Палеха выполнили здесь внутренние росписи.

Святые ворота завершены живописной Преображенской церковью. Ее завершают восьмигранный барабан и одна главка. Фундаменты всех монастырских храмов выложены валунами, гранитом и белым камнем.

Николо шартомский монастырь

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *