Никольский Казачий собор

Эта страница требует существенной переработки. Возможно, её необходимо викифицировать, дополнить или переписать.
Пояснение причин и обсуждение — на странице Википедия:К улучшению/10 ноября 2017.
В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 6 февраля 2017 года.
Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии. (2017-02-06)
Собор
Никольский казачий собор
Храм казаков
54°58′40″ с. ш. 73°22′47″ в. д.HGЯOL
Страна Россия Россия
Омск, улица Ленина, 27 Омск
Епархия Омская и Таврическая епархия
Архитектурный стиль Поздний классицизм
Архитектор Стасов, Василий Петрович
Основатель Сибирское казачье войско
Дата основания 1813
Строительство 25 мая 1833 — 16 сентября 1843
Реликвии и святыни см.ниже
Статус ОКН № 5510005000№ 5510005000
Состояние хорошее
Сайт nikolo-kazachi-sobor.ru
Никольский Казачий собор на Викискладе

Никольский Казачий собор — один из соборов Омска. Одни из трех хорошо сохранившихся храмов города Омска Храм имеет два хора, ковчег мощей и многое другое.

История храма

Никольский Казачий собор был заложен 15 мая 1833 года. Архитектором храма считается Стасов В. П., автор многих сооружений и зданий Санкт-Петербурга и Москвы. Собор построен на средства Сибирских казаков и многих других.

В июне 1840 г., несмотря на недоделки, храм был освящен протоиереем Дмитрием Пономаревым.

В сентябре 1897 г. при Казачьем Никольском соборе была открыта четырёхклассная школа для девочек.

В 1883 году собор приобрёл главную реликвию — знамя Ермака с изображением святого Дмитрия Солунского. Увы, оно было утрачено в 1918 г. в ходе гражданской войны, и сегодня в храме хранится копия знамени.

Никольский Казачий собор

В начале 1918 года, в годы большевиков, атаман Анненков Б.В, желая привлечь к себе сибирских казаков, ворвался в Омск и спас из Войскового Казачьего соборы боевые святыни. Из них были спасены — Знамя Ермака и войсковое знамя в честь 300-летия дома Романовых. Вскоре, в декабре он вернул все реликвии в храм, а после падения Колчака они были уже утрачены.

В соборе благословляли отправляющихся на фронт воинов, служили панихиду по умершим. В разное время в храме молились цесаревич Николай Александрович (Николай II), Л. Г. Корнилов, А. В. Колчак. Здесь крестили известного поэта Л. Н. Мартынова и будущего генерал-лейтенанта Д. М. Карбышева.

Была разобрана колокольня, сняты и отправлены на переплавку колокола. В разные годы здесь размещались клуб «Строитель», управление культуры, музыкальная школа, управление кинофикацией, кинотеатр «Победа». В 1960 году собор хотели снести — спасли его протесты интеллигенции. С 1966 года здание находилось в запустении. В конце 70-х в начале 80-х годов были проведены реставрационные работы. С 1983 года здесь разместился зал органной и камерной музыки. С 1991 года благодаря усилиям Высокопреосвященнейшего Владыки Феодосия здание храма стало использоваться совместно управлением культуры и Омско-Тарской епархией. К 280-летнему юбилею Омска в 1996 году по заказу городской администрации была изготовлена копия одной из сторон легендарного Знамени Ермака, которая ныне хранится в Никольском Казачьем соборе. В 1998 г. по настоятельным просьбам верующих города Омска и активной поддержке Сибирских казаков орган переместили в здание бывшего кинотеатра. С июня 1998 года собор передали Омско-Тарскому епархиальному управлению.

Архитектура собора

Никольский казачий собор

В проект был внесён ряд существенных дополнений и изменений (3 престола вместо предполагаемых двух, добавлен притвор с колокольней, увеличена высота купола и др.). Местом возведения собора выбрали площадь напротив училища Сибирского линейного казачьего войска и школы военных кантонистов. Строительство продолжалось до июня 1840 г. Иконы для церкви были написаны академиком живописи М. И. Мягковым и художником П. М. Скороспеловым. Иконостас изготовлен екатеринбургскими мастерами П. Батовым и И. А. Дулиным. Колокола были отлиты на Локтевском горном заводе. Медные кресты пожертвовал владелец Верхне-Исетского завода Яковлев. Три престола собора были посвящены святому Николе Чудотворцу, Георгию Победоносцу, Симеону Богоприимцу и Анне Пророчице.

Собор представлял собой вытянутый прямоугольник. Высота до основания шпиля колокольни 24 м, до креста — 33,5 м. Три входа собора были оформлены дорическими портиками. Главный фасад акцентирован дорическим портиком, украшенным декоративными деталями и завершенным массивным франтом. Прихожанами собора были казаки Омска и окрестных сел. К церкви были приписаны две деревянные часовни Черемуховского и Новых посёлков. В приходе церкви находился войсковой приготовительный казачий пансион, два приходских Никольских училища (муж. и жен.), Никольское мужское и две казачьи школы в посёлках Черемуховском и Новом. Основные пожертвования поступали от казаков и священников, служивших в этом храме.

Сегодня храм имеет иконостас, выполненный по проекту Гульченко Василия Николаевича бригадой резчиков под руководством Малых Владимира Леонидовича. Золочение иконостаса провёл Олег Зотин. Храмовые иконы написаны в епархиальной мастерской, возглавляемой Геннадием Адаевым, иконописцами Фофиных Дмитрием Николаевичем, Голубевой Татьяной, Костылёвым Артуром, Ходыкиным Владимиром, Дионисием и Наталией Непобедимы. В соборе ежедневно служится Божественная Литургия, совершаются православные обряды.

Примечания

  1. История собора — Омский Свято-Никольский Казачий собор. nikolo-kazachi-sobor.ru. Проверено 6 февраля 2017.
  2. Ковчег с мощами святых — Омский Свято-Никольский Казачий собор. nikolo-kazachi-sobor.ru. Проверено 6 февраля 2017.
Это заготовка статьи о христианском церковном здании. Вы можете помочь проекту, дополнив её.

Знамя 1690 г. Ивана V и Петра I

Знамя из жёлтой тафты, с широкой красной каймой и разноцветной шелковой бахромой. «На одной стороне, на середине, изображён Нерукотворный образ, поддерживаемый Ангелами, с надписью на убрусе: «Iоанномъ».
Ниже образа, по левую сторону, святые: Сергий, Филипп, Николай, Иона, Пётр; а по правую – Димитрий Царевич, Св. Герман, Гурий, Алексий, Варсонофий; ещё ниже – молящиеся на коленях преподобные Антоний и Феодосий, а между ними продолговатый щит с надписью: «Въ небе живущему на небесехъ, наши очи возводимъ Владычице всехъ и Пречистому Нерукотворенному образу Твоему не созданному, пренебесный Царю, поклоняемся, со усердiемъ припадая, молимся, подаждь Благовернымъ Царемъ Московскимъ и Великимъ нашимъ Княземъ Россiйскимъ на врага победу и одоленiе».
На кайме находятся изображения: в обоих верхних углах – Св. Иоанна Предтечи, держащего в руках хартию с надписью: «Покайтеся, приближеся» и Св. Иоанна Богослова, а в нижних – царей Иоанна и Петра Алексеевичей.
В верхней полосе каймы надпись: «Лета 7198 (1690) Декамврiя въ 25 д. написася сіе знамя Благочестивейшія Державы и правленія Великихъ Государей Царей и Великихъ Князей Іоанна Алексеевича и Петра Алексеевича, всея Великія и Малыя и Белыя Росiи Самодержцевъ».
В нижней полосе – российский двуглавый орёл и, по бокам его, в серебряных щитах, надписи: подле левого крыла – «Орёлъ, по естеству, смотритъ солнца, сице зрятъ пресветлыя лица главою своею сугубою, единородному брату обою Великихъ Государей и Царей, Монарховъ нашихъ, Великихъ Князей. Одно солнце Iоанна Алексеевича, второе солнце Петра Алексеевича, всея Великія и Малыя, Червонныя, Черныя, Белыя, Славено-Россiйскихъ Самодержавцевъ и многихъ Царствъ Пресветлыхъ Державцевъ»; подле правого крыла – «Орёлъ наричется Царь небесный, сице наречетъ и Царей земныхъ. Орелъ значитъ: сугубою головою Московскихъ нашихъ двухъ Царей, имъ по три венца въ душахъ ихъ сiяютъ, во Троице Бога прославляемая Отца и Сына и Святаго духа; имутъ по два крила и въ дланія вручи имъ Богъ скипетръ и державу правленіе Царствъ, и на враговъ, въ шуйца же имъ Державу со крестомъ, да побеждаютъ враговъ со Христомъ».
С боку каймы также надписи в щитах, из которых одна от ветхости стёрлась, а другая следующего содержания: «Въ духовномъ чину отца ихъ и богомольца, при великомъ господине Святейшемъ Киръ-Іоакиме Московскомъ и всея Русіи и всехъ Северныхъ странъ Патрiархе».
На другой стороне, посередине, Архангел Михаил на коне и, возле него, лики Иисуса Христа и Божией Матери. Над Архангелом – золотая радуга, а в его руках крест, труба, Евангелие, кадило, копьё и поводья коня. Под ногами коня море, в котором утопает сатана и гибнут его твердыни. Выше сатаны, в гортань которому Архангел Михаил устремляет копьё, находится щит с надписью: «Запретивъ ты языкомъ злы врагъ порубися, имя его тобою вечно потребися». Над погибающими твердынями подобный же щит и в нём надпись: «Врагу имети тобою вельми умалени и крепцы градове его разрушени».
По четырём углам каймы изображены: Святые Апостолы Пётр и Павел и Святые Борис и Глеб; между ними щиты с надписями, из которых явственны только две: сбоку образа – «А трудами и художествомъ новопостроеннаго Кизическаго монастыря многогрешнаго монаха Гервасіа» и внизу подле двуглавого орла – «И покры яко орелъ гнездо свое, милосердіе. и человеколюбіе, собра вся языки гнезда земнаго, втройце славити Бога единаго въ десныхъ пазъ нокшяхъ жезлъ или скипетръ и мечъ жезломъ сокрушитъ, яко сосудъ скудельничи, языки поганыхъ, незнающихъ Бога, и всяка супостата и врага».
Каждая сторона знамени имеет на кайме серебряные и золотые восьмиконечные звёзды. Фон вокруг святых красный, а узоры серебряные. Внизу каймы – золотой двуглавый орёл. Щиты с надписями и узоры вокруг них серебряные. Лучи звёзд напополам золотые и серебряные.

Материалы труда В. Звегинцова

Никольский собор Омск

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *