История

Упоминается в летописях с XIV века.

Земли, где находится село, были пожалованы в XVI веке козельским дворянам Щербачёвым, исполнявшим должность засечных воевод. В XVII веке Порыски были поделены между шестью владельцами этой фамилии, двое из них стали родоначальниками прысковских владельческих династий. Село к этому времени было разделено на село Нижние Прыски и сельцо Верхние (Вышние) Прыски. Затем Нижние Прыски перешли к Нестеровым и Ртищевым. В 1770 году совладельцами села были Н. С. Нестеров и В. Н. Ртищев. Гвардии капитан Василий Николаевич Ртищев, умерший в 1775 году, стал последним последним представителем мужского потомства этой ветви рода. Его сестра, Александра Николаевна Ртищева, вышла в 1776 году замуж за Гавриила Петровича Бахметева (1739—1794) и спустя год умерла во время преждевременных родов. Имение перешло к Бахметеву, который на холме, в парке, разбитом садовником-иностранцем, построил усадьбу, а рядом выстроил в 1787 году большую каменную церковь во имя Преображения Господня, с приделами во имя Николая Чудотворца и Прасковьи Пятницы. Его единственная дочь, Анна (1777—1825), вышла в 1795 году замуж за Николая Евгеньевича Кашкина, в связи с чем усадьба перешла в род Кашкиных.

Центром усадьбы был барский дом. Здание было трёхэтажным, в виде разогнутой подковы и обращено к церкви; переходы-колоннады связывали главное здание с двумя флигелями.

В 1859 году в селе было 53 двора, 324 мужчины и 308 женщин. К 1903 году стало 507 мужчин и 524 женщины.

В селе действовала земская мужская школа. В 1895 году была открыта церковно-приходская женская школа, которая помещалась на втором этаже церковного дома. Храм был закрыт в 1924 году. Колхоз стал использовать здание церкви под склад зерна. Каменную усадьбу Кашкиных разобрали в 1930-х годах. В декабре 1943 года по просьбе верующих храм был снова открыт; 14 декабря 1943 года в Преображенскую церковь села был назначен вернувшийся из заключения священник Сергий Георгиевич Шумилин. Его влиятельным помощником был полковник Н. П. Никитин, племянник оптинского старца Анатолия, профессор и архитектор. Под его руководством прихожанами были восстановлены иконостасы, клиросы и амвоны.

В 2001—2003 годах, в результате раскопок калужских археологов, на берегу речки Нойки (в прошлом Хотенки) на восток от церкви Преображения Господня было обнаружено древнее поселение с предметами быта XX—XXIV веков. В числе найденных предметов примечателен крест-«корсунец» XII века.

Схимонахиня София (Болотова)

6 февраля «…О святости своей свидетельствуют чудесами…» – эти слова преподобного Амвросия, написанные в одном из писем к духовным чадам, в полной мере можно отнести и к его любимой послушнице схимонахине Софии (Болотовой) – первой настоятельнице основанной им Казанской Амвросиевской женской пустыни в селе Шамордино Калужской губернии. И хотя прошло уже 120 лет как схимонахиня София отошла ко Господу, она не оставила нас, слышит молитвы тех, кто с верой и надеждой просит ее заступничества перед Ним, а ее жизнеописание, как всех святых и праведных людей, назидательно и утешительно для нас.

Схимонахиня София (София Михайловна Болотова) – первая настоятельница Казанской Амвросиевской женской Пустыни, родилась в 1845 году. В 1884 году она была назначена настоятельницей общины. Скончалась в 1888 году.
Мать София была незаменимой помощницей старца по устроению юной обители, его, что называется, «правой рукой». К сожалению, ее управление продолжалось недолго. Разумная, хорошо понимавшая и жизнь духовную, и дела хозяйственные, всею душой преданная старцу, она, под его непосредственным руководством вступив на путь иноческой жизни и приняв самое тяжелое в обители послушание начальницы, стала подвизаться с великой ревностью. В мокрую, холодную погоду в осеннее время, случалось, по целому дню, с утра и до вечера, ходила она сама по всей обители, следя за различными монастырскими работами, и уж к ночи возвращалась в свою келью, вся промокшая и, прозябшая. Эти труды и заботы, в соединении со строгой подвижнической жизнью, вскоре сломили ее крепкое здоровье.
Кроме того, мать София несла еще личный крест: отрекшись от мира, она пожертвовала своим материнским чувством к дочери, которую теперь уже не она воспитывала. Много было ею пролито слез в ночной тиши. Она постепенно стала чахнуть и, мало-помалу таяла, как свеча; наконец, 24 января 1888 года уснула вечным сном праведницы, получив от Господа воздаяние, соответствующее ее великой ревности и трудам. Старец Амвросий при воспоминании о ней говаривал нередко с особенным чувством умиления: «Ах, мать! Обрела милость у Бога!»
В начале ее деятельности мать София нашла в Шамордине всего лишь очень скромные строения: деревянный дом с домашней церковью и несколько изб для жилья сестер – вот и все! Ни денег, ни имущества, ни запасов. А между тем население обители с каждым днем увеличивалось. Старец посылал в обитель не только работоспособных сестер, но еще больше больных и калек. Кроме того, к нему приносили детей, брошенных на произвол судьбы. Бедные дети, покрытые грязными тряпками, часто с золотушными ранами на теле – всех их он посылал в Шамордино.
Население все увеличивалось, а средства уменьшались, но мать София не падала духом. Как магнит притягивает железо, так обаятельная личность матери Софии стала привлекать в обитель самых разнообразных лиц: дворян, купцов, ремесленников, благотворительниц, в том числе занимавших заметное положение в обществе. Постепенно Шамордино стало отстраиваться, украшаться зданиями; твердо водворился устав Оптиной Пустыни. Но, увы, как выше сказано, недолго наслаждалась обитель миром и духовной радостью под ее водительством.
Еще при жизни Великий Старец преподобный Амвросий сказал о ней, своем любимом духовном чаде: «…Мать София свята!»
Матушка София всецело была предана руководству преподобного Амвросия, являясь его помощницей в устроении основанной им женской обители. При ней была открыта богадельня, детский приют, положено начало иконописной мастерской.
Будучи сама воплощением любви и смирения, она старалась привить эти качества сестрам. При жизни ее ставили в один ряд со святыми и великими женами древности, которые составляют славу Церкви.
В 1987 году пречислена к лику местночтимых святых Тульской епархии.

Тропарь, глас 2

В подвизе послушания великому Старцу Оптины Амвросию неусыпно трудилася еси даже до смерти, преподобная мати Софие, устрояя убогим пустынь Шамординскую, темже и мы, чада твоя, прилежно вопием ти: моли Христа Бога спастися новому стаду обители сея.

Ин тропарь, глас 4

Богатство во уметы вменив, нищету возлюбила еси, да Христа приобрящеши, преподобная мати Софие, завет великого Старца Амвросия исполнив, обитель Шамординскую убогим воздвигла еси, подвизаяся ревностно и благочестно. Темже во обителех горних водворяяся, моли Христа Бога, да спасет души наша.

Кондак, глас 3

Евангельские заповеди исполнив, преподобная мати Софие, была еси чадолюбивая матерь сирым и убогим. Сего ради вопием ти радостно: обрела еси велию милость у Бога.

Слава Тебе Господе, что посылаешь Ты нам таких пастырей!
Пока есть в Русской Православной Церкви такие священнослужители, она будет непоколебимо стоять в Православии!
Пока есть на Русской Земле такие молитвенники, она не пропадет!
.

6 апреля, во вторник светлой седьмицы, Председатель Попечительского Совета Фонда «ОМОФОР», генерал-майор Черкасов А.В., член Совета Фонда, лейтенант юстиции Виноградов Е.А. и член Фонда, полковник Дубровин А.В. навестили, находящегося на излечении в госпитале им. П.В. Мандрыко, митрофорного протоиерея Леонтия (Никифорова).
Есть на благодатной Калужской земле недалеко от знаменитого старинного города Козельска, в трёх километрах от Оптиной Пустыни старинное русское село Нижние Прыски, а в селе замечательный Храм Вознесения Господня. Вот уже 47 лет настоятелем этого Храма служить митрофорный протоиерей Леонтий (Никифоров). Идут и едут в Преображенский храм люди из разных регионов России, стоят на Божественной литургии с детьми, исповедаются, причащаются, и спешат со своими скорбями к мудрому и бесконечно доброму отцу настоятелю, умеющему одним словом возвратить человеку душевный покой и укрепить его в Православной Вере.
Почти полвека самоотверженного служения Богу, людям и любезному Отечеству – Матушке России. Целая эпоха, тысячи человеческих судеб, прошли сердце отца Леонтия, и никто и никогда не видел его унывающим. Несмотря на свои почти восемьдесят лет, и перенесённый инфаркт, батюшка всегда приветлив и доброжелателен. Потому и идет к нему и стар, и мал, и здоровый, и немощный, и учёный, и воин, и профессор, и студент, и творческий работник, и крестьянин, и генерал, и солдат. И каждого приходящего к нему он принимает как самого дорого и родного ему человека, каждому батюшка находит слово утешения, добрый совет, каждого наставит и ободрит. Перед ним хочется стать на колени, склонить голову и долго-долго слушать его тихий, ласковый, наполненный Любовью голос.

Наша справка: отец Леонтий (Никифоров Леонтий Яковлевич) родился в 1930 году в Фергане в семье глубоко верующих и благочестивых родителей. Его родители, отец — Яков Масимович Никифоров, плотник, мать — Анна Петровна, крестьянка, были родом с Урала. Отец Леонтий рассказал нам, как, получив весточку от земляков, уехавших в Фергану, его дед Максим собрал всю семью и отправились они пешком в Среднюю Азию. До Ферганы семья Никифоровых шла долгих три года, а, добравшись, осталась там навсегда. Ещё ребенком отец Леонтий стал посещать церковь, где настоятелем был отец Борис (Холчев), духовный сын Оптинского старца Нектария. Отец Борис много рассказывал подростку о старце, и «тот слагал слова эти в сердце своем».

В 1951 году Леонтий Никифоров переехал жить в Ташкент, где в Успенском кафедральном соборе прислуживал епископу (будущему митрополиту) Гурию (Егорову), затем там же и епископу Ермогену (Голубеву). Когда пришла пора определять свою судьбу, Леонтий поступил в Саратовскую духовную семинарию, которую закончил в 1958 году. В том же году Леонтий женился, был рукоположен в священнический сан и вскоре его пригласил к себе владыка Ермоген, служивший в то время в Омске. В 1963г. владыка Ермоген был переведен в Калугу, куда вместе с ним переехал и отец Леонтий с семьей. К этому времени в храме Преображения Господня в Нижних Прысках служба не велась, а на дверях храма висел замок. Владыка Ермоген, архиепископ Калужский и Боровский, принял решение о назначении отца Леонтия настоятелем этого Храма.

Историческая справка.
При составлении справки использован материал доклада учащегося Каменской средней школы Алексея Золкина на I-х детских краеведческих чтениях школьников «История земли Козельской».

Под именем Порыски село Нижние Прыски упоминается летописях 16 века. Строилось, развивалось и ширилось село вокруг древнего деревянного Православного Храма, возведённого во имя особо любимого русским народом святителя Николая, чудотворца Мирликийского, с приделом во имя мученицы Параскевы Пятницы. Затем в 1731 году стольником Нестеровым Прокофием Семеновичем на этом месте был построен каменный Храм Вознесения Господня с двумя приделами: правый — в честь Святителя Николая, левый — в честь Святой мученицы Параскевы.

Храм Вознесения Господня стал душой и центром прекрасного дворцового ансамбля возведенного на месте бывшей усадьбы бояр Щербачёвых, потомки которых сохраняли её за собой около двухсот лет. Затем усадьбой владели Нестеровы, Ртищевы, Бахметьевы, Кашкины, которые были высокообразованными представители русской дворянской интеллигенции, как военной, так и научной, творческой, достойно служившей России с незапамятных времён. Так представители рода Кашкиных, состояли ещё при дворе бабушки Ивана Грозного, Софии Палеолог (приехала в Россию в 1473 году).

Усадьба бояр Щербачёвых Нижние Прыски являлась резиденцией засечной стражи, которая повелением Иоанна IV Васильевича (Грозного) строила новые и реконструировала уже имеющиеся Засеки, в т.ч. и Козельские. Руководителям же засечной стражи, в т.ч. и из числа бояр надлежало постоянно жить в своих имениях и руководить работами по строительству и поддержанию в боевой готовности оборонительных укреплений, следить за сохранностью лесов и лесных укреплений, мобилизовать местных жителей на засечную повинность, которая распространялась на всех, проживающих на расстоянии 10 верст от Засечной черты. Все владельцы усадьбы, Щербачевы, а в последствии Нестеровы, Ртищевы, Бахметьевы и Кашкины, были связаны между собой родственными отношениями.

По сохранившимся описаниям, дворянская усадьба была очень красива, с прекрасным трехэтажным домом-особняком, построенным в 1796 году, по некоторым предположениям, великим русским зодчим В.И.Баженовым в стиле барокко. Ныне от прекрасного комплекса, разрушенного в 30-е годы, сохранились лишь остатки старого парка и, Слава Богу, храм Преображения Господня.
Храм Преображения Господня представляет собой редкий памятник русской архитектуры второй половины XVIII века. Он не подвергся искажениям, сохранив первоначальный облик, понес незначительные утраты в интерьере во время Отечественной войны, 1942-43 годах. Архитектурный стиль Храма — «корабль, плывущий по волнам жизни», выполненный из красного кирпича, толщина стен более метра. Под храмом, судя по документальным записям, должна находиться усыпальница рода Кашкиных, но вход в усыпальницу пока не обнаружен. В 1924 году храм был закрыт и использовался как склад зерна. Молитвенная жизнь храма прервалась после ареста и расстрела священнослужителей в 1937 г.

Осенью 1941 года немцы захватили Нижние Прыски, а в 1942 году, в русле политики по обеспечению лояльности населения оккупированных территорий, гитлеровцы приказали очистить храм от зерна и разрешили возобновить богослужения. Наступающие советские войска, выбив немцев из села, разместили в Храме кухню. В декабре 1943 года по просьбе верующих, храм был снова открыт. На момент открытия стены храмы были покрыты слоем копоти от солдатской кухни, иконостасы порушены.

14 декабря 1943 года указом архиепископа Калининградского и Смоленского Василия на службу в Преображенскую церковь села Нижние Прыски Козельского района (тогда Смоленской области) был назначен отец Сергий (Шумилин). С помощью Божией, отец Сергий восстанавливал храм и помогал фронту. Отец Сергий со своими прихожанами собрали и передали на строительство танковой колонны «Дмитрий Донской» 55 тысяч рублей, очень большие по тем временам деньги.
В1948г. отца Сергия перевели в Козельск, настоятелем Храма Благовещения Пресвятой Богородицы. После ухода отца Сергия вновь наступили годы запустения храма и затухания приходской жизни. В условиях хрущевских гонений на Церковь, не один священник не мог удержаться в храме села Нижние Прыски. За 6 лет сменилось семь настоятелей. Так продолжалось до тех пор, пока в 1963 году настоятелем Храма Преображения Господня в селе Нижние Прыски назначили священника Леонтия Никифорова, ныне здравствующего и всеми любимого батюшку Леонтия.

Интересно отметить, что, получив назначение в Храм села Нижние Прыски, отец Леонтий не знал, что оно находится в трех километрах от Оптиной Пустыни, о которой он слышал от отца Бориса (Холчева) с раннего детства. Когда батюшке сказали об этом, он, в прямом смысле слова, вскочил и побежал в Оптину, напрямик через луг. Добежав до Порушенной Православной Святыни, отец Леонтий встал на колени и заплакал.

И вот уже 47 лет служит отец Леонтий близ знаменитой обители, причастный ко всем её бедам и радостям. За эти годы преобразился не только храм, но и вся, некогда бывшая в запустении в годы гонений округа вокруг храма, который много перенял у «старой» Оптины. В Прысках есть обычаи, которых не встретишь в других приходских церквах и отец Леонтий свято соблюдает их. Например, только в этой церкви на Великом входе поминают усопших. Первые годы службы в храме были самые трудные. Отец Леонтий, будучи преданным последователем Оптинских старцев, отдал много сил, чтобы возобновить и наладить приходскую жизнь. Было много скорбей, пережили храм и отец настоятель и глубокую нужду. Но недаром рядом благословенная Оптина, и вот уже несколько десятилетий стоит, сияя белизной вновь возрожденный прекрасный Храм Преображения Господня, радуя глаза и умиляя сердца людей.

Одной из святынь храма является настенная роспись — семейная икона Кашкиных, на которой изображены святые, чьи имена носили члены их рода. С благоговением прихожане прикладывается к иконе Преображения Господня, украшенной полудрагоценными камнями, к иконам Ильи Пророка и святителя Николая, епископа мирликийского, чудотворца в серебряных окладах. В приделе Параскевы Пятницы находится переданная из Ильинской церкви икона Матери Божий «Взыскание погибших», написанная в 1916 году на средства, собранные женщинами села, чьи сыновья и мужья погибли на полях сражение Первой мировой войны. Сегодня матери и жены воинов, которые в наше время с оружием в руках защищают Россию, приходят к этой иконе, молят Владычицу нашу Пресвятую Богородицу даровать их отцам, сыновьям и мужьям победу, сохранить их целыми и невредимыми в боях за Отечество.

Батюшка Леонтий неукоснителен в совершении богослужений, которые совершает не только в своем храме, но и в заново отстроенной церкви Успения Пресвятой Богородицы в селе Подборки, в восстанавливающемся храме Спаса Нерукотворного села Курыничи.
Стараниями отца Леонтия ожило, зазвенело детскими голосами заброшенное здание детского сада деревни Сенино – в нём открылся приют. За ревностное служение Вере Православной отец Леонтий удостоен многих наград и двух орденов Русской Православной Церкви: ордена игумена Земли Русской, преподобного Сергия Радонежского III степени и ордена святого и благоверного князя Даниила Московского III степени. Но самая драгоценная награда — любовь и признание народное.

Мы любим отца Леонтия, спаси его Господи!
Список литературы:
1. Калужская Энциклопедия. Калуга.2000. С.267
2. Ильинская А.И. Судьбы. Шамординских сестёр. М.1999. С.311
3. Филимонова А.И. История сельских храмов. «Козельск» от 04.04.2000

Нижние прыски храм преображения господня

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *