Нравственность

Введение

Нравственность — в широком смысле — особая форма общественного сознания и вид общественных отношений, в узком смысле — совокупность принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу, представляющая собой ценностную структуру сознания, общественно необходимый способ регуляции действий человека во всех сферах жизни, включая труд, быт и отношение к окружающей среде, это внутренние качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами, также определяющий аспект культуры, ее форма, дающая общее основание человеческой деятельности, от личности до общества, от человечества до малой группы.

Мораль — один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе; особая форма общественного сознания и вид общественных отношений, охватывающее нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений, проводя границу между добром и злом, совестливостью и бессовестностью, честью и бесчестием, справедливостью и несправедливостью, нормой и ненормальностью, милосердием и жестокостью и т. д.

Крепкое и благополучное в социальном отношении государство не может существовать без достаточно высокого уровня его граждан, при котором ценятся нравственные поступки, а безнравственные и даже просто непорядочные — осуждаются. Стабильность и жизнеспособность государства определяется прежде всего нравственным и духовным уровнями его населения.

1. Принципы нравственности

Общечеловеческие ценности и нравственные принципы являются высшими культурными достижениями человеческой цивилизации.

Нравственность Современного общества основана на простых принципах:
1) Разрешено все, что не нарушает непосредственно прав других людей.
2) Права всех людей равны.

Существует пять основных моральных принципов, наиболее часто встречающихся в системах светской этики и отражающих самое главное и лучшее, что отложилось в нравственном опыте человечества:
— человечность;
— почтительность;
— разумность;
— мужество;
— честь.

Человечность — система позитивных, объединяющих чувств и реакций: симпатии, понимания, сочувствия. В своих высших проявлениях она включает осознанное, доброе и не предвзятое отношение не только к людям, но и к природе, животному и растительному миру, культурному достоянию человечества. Эта способность и готовность индивида перенести естественную любовь к самому себе и к своим близким на других людей, на весь окружающий мир.

Почтительность — обеспечивает благожелательность и уважение в контактах с миром.
Разумность – интеллектуальная цензура поведения.

Мужество — организует и мобилизует усилия, необходимые для достижения нравственных целей, за разумом закреплена роль интеллектуальной цензуры поведения.

Честь – чувственно – эмоциональное поведение человека.

Между этими принципами устанавливаются хорошо отработанные функциональные связи в том смысле, что каждый из них поддерживает, усиливает и выражает всё остальное. Эти принципы, сохраняя относительную самостоятельность, имеют значение только как средства наиболее полной, точной и успешной реализации установок человеколюбия.

Все другие, частные моральные понятия группируются вокруг нравственных законов, выполняя функции их внутреннего оправдания и аргументации. Например, человечность как нравственный принцип, или закон, опирается на такие понятия, как сострадание, чуткость, внимательность, готовность простить или помочь.

Нравственный закон почтительности реализуется через уважение, деликатность, скромность, послушание, тактичность, благоговейное отношение к миру.

Существует общая для развитого общества обязанность: в любых, даже самых сложных ситуациях оставаться человеком — вести себя в соответствии с нравственной ступенью, на которую поднялись люди в процессе эволюции. «Если ты человек, то веди себя как человек» — такова универсальная формула нравственности.
Долг человечности — доброе и деятельное участие во всём, что происходит вокруг. Это верность и соответствие самому себе, своей социальной природе. Нельзя считать кого-либо человечным лишь потому, что он не причиняет никому вреда. Человечность как свойство личности складывается из повседневного альтруизма, из таких актов, как понимание, выручка, услуга, уступка, одолжение. Это способность войти в положение других людей, помочь им хотя бы добрым советом и словами участия. Ведь ситуации, когда люди нуждаются в моральной поддержке, не так уж редки. Иногда посочувствовать всё равно, что помочь делом. Питательной внутренней средой человеколюбия является свойственное человеческой природе соучастие, сострадание, сопереживание.

В соответствии с идеей и общей направленностью человечности участливость следует оценивать, как моральную обязанность и важное нравственное качество личности, противоположное таким свойствам, как чёрствость, бессердечность, нравственная глухота.

В повседневном быту значительную часть нравственных действий человек выполняет почти автоматически, по привычке. Они относятся к числу так называемых простых волевых действий, соотносимых с простыми нормами нравственности. Проще говоря, в таких случаях мы ведём себя надлежащим образом, по-человечески по привычке, воспринимая это как нечто вполне естественное и необременительное.

Чуткость занимает особое место в сложной палитре моральных понятий и чувств, из которых складывается человеколюбие. Как одна из черт характера личности, чуткость представляет собой сплав нравственного внимания, нравственной памяти и нравственного понимания.

2. Развитие нравственности

Развитие нравственности подразумевает выработку привычки уважительного отношения к окружающим, дисциплинированность, организованность, порядочность.

Первоочередной задачей для развития нравственности является развитие института семьи, активная популяризация семейных ценностей. Пренебрежение со стороны родителей и школы воспитанием детей способствует развитию всех пороков, которые есть в современном обществе.

На формирование моральных ценностей человека влияют в первую очередь родители, потом школа и социальное окружение. Исследователи установили, что большинство детей, которые не смогли реализовать себя во взрослой жизни и превратились в алкоголиков, наркоманов, преступников, не получили нужного количества тепла и любви со стороны родителей, которые не занимались должным воспитанием своих детей.

Именно самоотверженная любовь родителей, их собственный пример и есть главным критерием воспитания у детей моральных качеств. Поэтому родители, а потом школа, вузы должны формировать в сознании и душе ребенка положительные образы.

Развитие нравственности начинается в самом раннем детском возрасте. Именно родители закладывают фундамент в будущую личность.

Развитие нравственности и привычки становятся крепкими, если опираются на убеждения, то есть глубокое понимание того, что малейшее отступление от нравственности унижает достоинство других и не добавляет чести собственной персоне. Но в определенных ситуациях субъект поведения может изменять своим привычкам, когда оказывается перед сложной проблемой нравственного выбора: человек не всегда может предсказать какие-то негативные последствия своих, на первый взгляд, правильных действий.

Важно уметь творчески регулировать свои навыки, чтобы не быть рабом собственных привычек. Отступление от собственных морально-этических норм обязательно вызывает в моральном человеке состояние неудовлетворенности собой, внутреннее беспокойство, угрызения совести и раскаяние.

Противоречия в процессах общения неизбежны, они встают снова и снова, а потому своевременное решение каждого противоречия позволяет удерживать межличностное общение на должном уровне.

К «золотым правилам» общения относятся:
— равенство;
— взаимоуважение;
— доброжелательность;
— милосердие;
— терпимость;
— деликатность;
— непредвзятость;
— умение выслушать другого человека, понять его, тактичность, доверие.

Аморальными же чертами в процессе общения считаются:
— эгоизм;
— корыстолюбие;
— бестактность;
— предательство;
— коварство;
— шантаж;
— неуважение;
— грубость;
— жестокость.

Если же нравственные идеалы человеком не будут усвоены или усвоены плохо, то их место займут иные качества, которые можно охарактеризовать прилагательным «безнравственный» (в данном контексте под безнравственным понимается и социально пассивное поведение).

Преступная этика — наиболее социально негативное проявление безнравственности.

3. Нравственное внимание

Нравственное внимание — это этический интерес или особая форма любознательности либо пытливости, способность выявлять, распознавать переживания или состояния человека и по-доброму, по-человечески реагировать на них. Простого наблюдения для этого недостаточно; требуется нравственно мотивированное, сердечное внимание. Не зря говорят, что глаза смотрят и видят, но по-настоящему распознаёт и выделяет радость или печаль другого человека именно сердце, душа.

Нравственное внимание задаёт определённый тон, определённое, этически выверенное направление внешнего внимания, способствует формированию особого типа личности, тонко чувствующего переживания людей.
К проявлениям нравственного или позитивного внимания относятся используемые в общении расспросы о здоровье, поздравления с радостным событием, соболезнования, всякого рода предупредительные жесты, движения, действия. Во всех случаях это забота о других людях, приятное и лестное для них свидетельство значимости.

4. Благодарность

Благодарность является важной составной частью человечности. Это — проявление внимательности, чуткости, благородства, свидетельствующее о том, что доброе отношение замечено, принято, оценено по достоинству. Благодарность предполагает готовность ответить добром на добро, любовью на любовь, уважением на уважение.
Неблагодарность разрушает эту гармонию и наносит ощутимый удар по устоям морали. Поэтому ни одно сколько-нибудь значимое доброе дело, слово, побуждение не должно остаться без внимания, без нравственного отклика.
Благодарность не просто достраивает здание человечности, она раздвигает горизонты человеколюбия, выполняет роль пружины, которая накапливает необходимую духовно-нравственную энергию, приводит в действие механизм новых благодеяний.

Если благодарность выпадет из системы морали, человечность потеряет значительную часть своей внутренней силы и энергии. В итоге это может настолько ослабить мотивацию человеколюбивых поступков, что станет равносильно уничтожению морали.

На благодарности лежит печать особой ответственности, ответственности за состояние и судьбу морали в целом. Он считал, что благодарность следует рассматривать как священный долг, т. е. долг, нарушение которого (как позорный пример) может в самом принципе уничтожить моральный мотив благодеяния.

Этика обязывает совершать добрые дела, не рассчитывая на благодарность, чтобы не снизить, не уничтожить этим нравственную ценность поступка. Говорят: «Сделай добро и забудь об этом». Оказав кому-либо помощь, недостойно жаловаться на то, что тебя за это не поблагодарили; неприлично напоминать человеку об оказанных ему услугах.
Даже в разговоре с третьими лицами нужно избегать сообщений о своих благодеяниях. Возникает противоречие благородного самопожертвования и ожидания благодарности.

Такое противоречие затрагивает основы внутреннего мира личности и требует своего разрешения. Рекомендуется вытеснять информацию о собственных добрых делах и не забывать о добрых делах других людей, и прежде всего об услугах, оказанных вам лично.

В итоге всё сводится к тому, чтобы каждый знал, помнил и соответствующим образом исполнял свой долг человечности и благодарности, по возможности концентрировался на добром отношении к нему окружающих, а не на том, в какой мере и форме находят признание его собственные дела.

5. Почтительность

Почтительность обычно ассоциируется с вежливостью, благожелательностью, учтивостью, хорошими манерами, что в целом правильно отражает сущность данного морального принципа.

Но философское осмысление почтительности шире обыденного. В этом понятии заключено уважительное, благоговейное, поэтическое отношение к миру как к чуду, бесценному, божественному дару.

Принцип почтительности обязывает относиться к людям, вещам, явлениям природы с благодарностью, принимая всё лучшее, что есть в нашей жизни. На этой почве ещё в древности сформировались разного рода культы: культ деревьев, культ железа, культ животных, культ небесных светил.

Фактически они отражали благоговейное отношение к мирозданию, малой частью которого является каждый человек, призванный стать полезным звеном мира.

Существует убеждение в том, что правила хорошего тона необходимо знать и соблюдать для наилучшей самореализации, достижения в контактах личных целей.

Решающее значение имеет в таких случаях хорошая репутация, которую завоёвывает личность благодаря почтительности. Это репутация человека доброжелательного, уважительного, приятного в обще

6. Уважения и самоуважения

Уважение и самоуважение важно для сегодняшнего взаимодействия людей, осуществляющегося в условиях межкультурного многообразия мира.

Самоуважение — психологическая база и внутреннее оправдание почтительного отношения к людям. Лучше всего такой взгляд отображён в известном суждении: уважение, которое оказываешь другому, — это уважение, которое ты оказываешь себе самому. Но есть и другие варианты данной формулы: чем больше ты ценишь и уважаешь людей, тем больше ценишь и уважаешь себя самого; цени, почитай людей — и сам будешь почитаем.

Проявляя уважение, человек активно внедряется в сознание другого человека и предлагает ему такую схему доброжелательных отношений, на которую рассчитывает сам. Это своего рода этическая подсказка, способ, с помощью которого человек подготавливает модель доброжелательных отношений к собственной персоне.

Взаимное уважение и признание создают хорошую почву для доверия и открытости в контактах, ощущение психологического комфорта, уверенности в том, что к участнику диалога отнесутся с сочувствием и пониманием, что в случае надобности ему помогут, пойдут навстречу. Это свидетельствует ещё и о том, насколько тесно связаны человечность, уважение, доверие, открытость с толерантностью и способностью сочувствовать, сострадать.

7. Формирование нравственности

Формирование нравственности относится к важнейшим задачам обучающего воспитания, к разделу становления социального интеллекта.

Формирование нравственности направлено на актуализацию в человеке возвышенных, благородных чувств, гуманных отношений к себе, другим людям, природе, труду и его результатам.

8. Моральная деградация

При всем разнообразии подобных явлений, а также процессов, характеризуемых приведенными выше статистическими данными, их можно подвести под общий знаменатель, которым служит моральная деградация современного российского общества или, используя известное выражение, «испарение морали».

Закономерно, что согласно результатам социологических опросов, падение нравов воспринимается нашими согражданами как одна из главных проблем современной России, они констатируют «порчу нравов» в качестве одной из худших тенденций.

Активная форма этикетного невежества проявляется, когда человек нарушает правила приличия открыто, даже демонстративно: бесцеремонно вмешивается в разговор, злословит, отпускает фривольные шутки, сидит развалившись, громко смеётся, беззастенчиво хвалит себя и своих близких и т. д.

Как негативное явление, близкое к активным формам этикетного невежества, расценивают отождествление почтительности с лестью и угодничеством. По общему мнению, это симптом неразвитой способности понимания и источник ложных суждений.

Безнравственность порождает такие социальные отклонения, как преступность, на что сейчас исследователи стали обращать внимание, а преступность, в свою очередь, порождает безнравственность.

Преступность оказывает влияние «на нравственно-психологический климат в обществе, на воспитание подрастающего поколения, наносит огромный материальный ущерб, подрывает экономику. В частности, лица, сосредоточивающие в своих руках за счет совершения преступлений значительные материальные средства, демонстрируют уровень жизни, недоступный большинству людей. Многие, особенно молодые, начинают рассматривать этот уровень как некий эталон». И подобные ситуации вполне естественны и психофизиологически обоснованы. В данном случае действует принцип, имеющий психофизиологическую основу и выражающийся пословицей «свято место пусто не бывает». Место нравственности заступает ее противоположность — безнравственность.

Печальные результаты дают и психологические обследования современного российского бизнеса, свидетельствующие о том, что он не готов к политике социальной ответственности, она воспринимается нашими предпринимателями как противоречащая их коммерческим интересам, а понятие социальной ответственности совершенно по-разному трактуется бизнесменами и основной частью нашего общества. Это создает социально-психологические условия не только неизбежности регулярного возникновения финансовых «пирамид» и прочих проявлений недобросовестности предпринимателей, но и «холодной гражданской войны» между ними и госслужащими.

9. Нравственное разложение

Мораль никогда не падает и не рушится, она просто меняется и главный лозунг Современного общества — «максимум счастья для максимального числа людей», то моральные нормы не должны быть препятствием для реализации желаний того или иного человека — даже если кому-то эти желания не нравятся. Но только до тех пор, пока они не наносят ущерба другим людям.

Разложение нравственности в Современном обществе заключается в тотальном наступлении на нравственные и моральные устои. Если посмотреть, что сейчас превозносится, то это богатство, деньги, гламурная жизнь, в которую входит и нетрадиционный секс. По ТВ одни боевики, где смерть человека ничего не стоит, где детские мультики со злыми и подлыми героями, после которых многим детям требуется помощь психолога. Где чтобы добиться чего-то в жизни нужно идти по головам других людей. Где пропагандируется: каждый сам за себя, живем раз в жизни и рвать от жизни нужно все.

Людей приучили за время реформ жить и выживать за счет мошенничества, обмана, воровства и т.д. Отучили мечтать о светлом и прекрасном. В глазах одни доллары.

Нравственное и моральное разложение общества выгодно прежде всего бизнесу, зарабатывающему на этом неплохие деньги. Той же киноиндустрии, которая все что угодно готова показывать лишь бы брали, тем же журналистам, которые ради повышения рейтинга телеканала готовы пойти на что угодно и будут показывать по TV вплоть до того, как, где и за сколько снять в Москве проститутку или будут травить байки про голубых. Также они способны показывать всякую убийственную чушь, так как тоже имеют от этой неплохой славы и деньги.

10. Религия о «моральном разложении»

Общество развивается и неизбежно меняется и поэтому человек неосознанно испытывает чувство вины из-за продолжающегося действия традиционных моральных установок. Религиозные деятели все еще обладают высоким авторитетом и они осуждают Современное общество заявляя, что «современная формирующаяся культура противостоит не только христианству, но вере в Бога вообще, всем традиционным религиям»; аналогичные заявления делают православные иерархи и исламские авторитеты, тем самым порождая в обществе разговоры о якобы имеющейся «гнилости» и «разложении», хотя в действительности безнравственности стало гораздо меньше (более того, носителями наивысшей формы безнравственности — насилия и агрессивности — являются как раз люди традиционных культур, особенно фундаменталисты).

Религиозные деятели, осуждая нравственность Современного общества, обычно рассуждают так: отход от религиозной нравственности приводит к отмене нравственных установок вообще, в результате чего люди начнут воровать, убивать и т.д. Они не хотят замечать, что нравственность Современных людей движется в прямо противоположном направлении: в сторону осуждения насилия и агрессии в любой форме (и, к примеру, в сторону осуждения воровства, ведь Современные люди — это, как правило, зажиточный средний класс).

Как показывают исследования, наименьшая степень как религиозности, так и преступности наблюдается среди высокообразованных людей, т.е. отход от традиционной нравственности вовсе не приводит к падению нравственности вообще.

Но для традиционного, малообразованного человека рассуждения религиозных деятелей полностью оправданы. Для этих людей нужна «наказывающая дубинка» в виде ада; впрочем, зато они легко идут на насилие «во имя Бога».
Господствующая в переходном обществе мораль некомфортна для человека, потому что она противоречива, а значит не дает ему силы. Она пытается совместить несовместимое: либеральное право человека на выбор и традиционные корни, которые такое право отрицали. Решая это противоречие, одни уходят в фундаментализм, другие бросаются в эгоистическую «жизнь ради развлечений». И то, и другое не способствует развитию и, следовательно, бесперспективно.
Мораль религии противоречивая, следование которой не обеспечивает успех как отдельному человеку, так и всему обществу.

Мораль Современного общества (в отличие от религиозной морали) — это мораль, основанная на разуме. Такая мораль эффективнее морали на основе эмоций: эмоции работают автоматически, тогда как разум позволяет действовать более тонко в зависимости от ситуации (при условии, разумеется, что разум наличествует). Точно также как человеческое поведение на основе эмоциональной нравственности эффективнее животного поведения на основе врожденных инстинктов.

Заключение

Важным нравственным требованием Современного общества является уважение к закону и праву, т.к. только закон может защитить свободу человека, обеспечить равенство и безопасность людей. И, напротив, желание подчинить другого, унизить чье-либо достоинство являются самыми постыдными вещами.

Современная нравственность предъявляет к человеку больше требований, чем когда-либо ранее в человеческой истории. Традиционная мораль давала человеку четкие правила жизни, но не требовала от него ничего, сверх того. Жизнь человека в традиционном обществе была регламентирована, достаточно было просто жить по заведенному веками порядку. Это не требовало душевых усилий, это было просто и примитивно.

«Поистине нравственен человек только тогда, когда он повинуется внутреннему побуждению помогать любой жизни, которой он может помочь, и удерживается от того, чтобы причинить живому какой-нибудь вред».
Мудрый человек знает — у каждого правда своя, и действовать нужно в ситуации, когда сложно предугадать, как слово наше отзовется…

Для развития общества нужна непротиворечивая мораль, следование которой обеспечивала бы успех как отдельному человеку, так и всему обществу.

«Нравственность учит не тому,
как стать счастливым, а тому,
как стать достойным счастья».

Нравственная жизнь

«Поглядите, вот бессильный
Не сумевший жизнь спасти…»

А. Блок.

И вот, мы жили-жили и представить себе не могли, что снова, как наши деды и прадеды, будем переживать гражданскую войну, мировую, экономический кризис… Почти как они. В мире что творится — все на всех… Сложно разобраться даже, за что все эти люди воюют? За деньги, за власть? За свободу от тиранов? Почему цивилизация столько веков существует, а никто не может прекратить хотя бы войны? Зачем все достижения, если завтра нас может не быть? Но это ещё не все вопросы, которые современный человек себе задаёт. Вот, небо у нас мирное, а жизнь, бывает такая, что жить не хочется. Успокаиваешь себя только тем, что другим не легче… А что происходит с нами? Почему мы падаем духом и так плохо? Потому что люди злые вокруг, потому и мы в ответ им. Но кому же от этой драки хорошо? Тому и хорошо, кто хорошо устроился… Кто о себе подумал, а ближнего оттолкнул… Так примерно размышляет обыватель, толкаясь в очередях, рассматривая ценники в магазинах и слушая новости. И не последнее место в его тревогах занимает судьба государства и общества в целом. Потому что на его глазах рушилось государство Украина и продолжает разрушаться. А в чём же причина? Кто и когда это остановит? И мы видели и ощущали, как вдруг меняется отношение человека к человеку в гражданской войне идей, принципов, общественных формаций. Не может быть, что все эти агрессоры «куплены» Америкой. Почему они такие злые? Что с ними происходит? Их зомбируют, или новый вирус ненависти изобретён?

От сумасшедшего количества агрессии, которую пережили и переживают люди, в настоящий момент действительно нет спасения. Особенно тяжело тем, у кого остались родные и друзья в Украине. А у кого же из крымчан за 23 года совместного существования таких нет? Очень повезло тем, кто сохранил тепло семьи и домашнего очага, кого хоть кто-нибудь всё же любит… И более всего повезло тому, кто в период ненависти испытывает любовь и хотел бы этим поделиться… О, времена, о, нравы!

Я хотела бы помочь прояснить данный гуманитарный вопрос. Я напишу свои мысли по этому поводу и приглашаю тебя, читатель ТД, написать свои. Есть ли у тебя нравственная жизнь, счастье и радость? Что ты делаешь для того, чтобы всё это иметь? В чём твоё счастье заключается? Не нужно стесняться. Если мы — здоровая нация, и хотим ею остаться, мы должны научиться друг друга любить и уважать, радовать и радоваться…

Наступил момент, когда новое общество смотрит на себя и пытается самое себя понять.

Почему среди нас так много людей, которые холодно смотрят в глаза и говорят тебе «нет», не замечают, не понимают, дают советы вместо реальной помощи. И ты чувствуешь, что они в лучшем случае — равнодушны. А иногда их энергия просто убивает. Это внутренняя агрессия. В эпоху интеллектуальных приоритетов человек, ненавидящий себе подобных, может оказаться на любом социальном месте, и от его решения зависят наши судьбы. Но современное общество оказалось не готово к защите нравственных ценностей, и качество жизни в этой области продолжает падать. И если кто-то думает, что нравственная жизнь не так важна как тёплые батареи, я снова возвращаю его к опыту государства Украина и к тому, что мы там наблюдали 23 года.

Итак, в эпоху падения нравственности начинают рушиться практически все нравственные институты государства. Давайте их перечислим: закон и право, общественная мораль и брак, отношения административные, деловые, партнёрские, бизнес, институт образования и культуры, церковь, медицина и т.д. Назовите мне какую угодно деятельность человека, которая не страдала бы, если за неё берётся человек безнравственный…

Давайте уточним, что нужно понимать под словом «»нравственность»». Это набор правил отношения одного человека к другому, кодекс непричинения вреда, дающий возможность создать общество и безопасно в нём жить. Он также предполагает создание благоприятных условий для жизни и развития каждому члену общества. И, кроме этого, нравственное поведение предполагает обязательно благо общения, а не вред. Последнее психическое качество мы можем называть не нравственностью, а благо-родством, т.е. способностью своими действиями создавать, рождать благо окружающих.

Сейчас я скажу очень важные слова: революции, войны, протесты происходят только по причине падения нравственности. Когда исчезает диалог между властью и согражданами. И людям становится так плохо жить, что они готовы убивать себе подобных. Но, меняя строение общества и способ распределения общественного ресурса, эти люди ничего не добиваются. Рабочие не получают заводы, а крестьяне — землю. Что бы вам ни пообещали, это не есть гарантия. Лишь потому, что обещающие ни себя, ни других людей не делают нравственными. Они и не ставят такой цели…Почему же мы, потомки великих революций и мировых войн, никак не можем придумать общество, в котором наступит мир и согласие?

А можно ли, в принципе, создать такое общество? Давайте мы сейчас поразмышляем на эту тему. Люди всегда поступают просто: меняют царя, правительство, общественный строй. Становится ли им после этого лучше жить? Это закон жизни: жестокость рождает ещё большую жестокость. Это относится и к социуму. За революцией приходит контрреволюция и возврат социальной системы в предшествующее состояние с соответствующими социальными потерями: войнами, голодом и разрухой. К тому же, после радикальной перемены к власти приходят те жестокие люди, которые смогли сломить предыдущую власть. Их сила явно не является способностью управлять государством. Общество бывает отброшено в длительный период репрессий и ещё больших ограничений прав и свобод, чем оно имело. Таким образом, некорректные или ущербные для мира изменения могут привести к отрицательной реакции, — возврату мира в одно из предшествующих положений — с нежелательными или опасными последствиями для вмешавшегося в него. Именно об этом нам говорит китайская философия.

Восточная цивилизация прошла больший путь развития общества и достаточно консервативна по этой же причине. В китайской философии присутствует принцип «у-вей» — «недеяние». Это минимальное действие, согласованное с ритмами мира и направленное на постепенное изменение мира, приспособленное к изменяющимся внешним условиям. Была в Средневековом Китае поговорка: «Самый лучший царь — незаметный царь». Т.е. тот, который трудится скромно и сдержанно. Который управляет нравственно — гуманно — без резких изменений, чреватых страданиями людей.

Современное общество — это невероятно сложный организм. С чего же начать в нём формирование нравственности? Как в сказке про курицу и яйцо, мы будем мучительно решать: начать правильно воспитывать детей, т.е. усилить этическое и гуманитарное образование в школе? Или начать с тех, кто детей будет учить? А что делать с родителями, которые подают детям безнравственный пример? Вопрос опять не решается, если его односторонне «потянуть за хвост».

Или можно пойти в обратную сторону и начать делать добро окружающим. Если мы начнём думать, как им помочь, как друг другу сделать лучшую жизнь, мы весьма продвинемся в этом вопросе, потому что понятно, что быстро создать нравственную жизнь не сможет ни одно общество. И это правильный путь снаружи. Конечно, все мы хотим жить в добром обществе, и нужно, просто необходимо всем начинать делать добрые поступки!

Но и этот путь весьма не простой. Если представить, что кто-то начнёт его и будет оборачиваться на тех, кто продолжает жить только для себя. Он начнёт нервничать и злиться: «Я же всем хочу добра и стараюсь искренне его делать. Но рядом со мной есть люди, которые сами ничего не делают, да ещё и ко мне плохо относятся». Это могут быть соседи или близкие люди, живущие в одной квартире. Человек видит их жизнь, и это мешает делать добро. Это очень сильно мешает быть добрым, в конце концов. Но мы же не можем начать все вместе. Всё равно наши действия в нравственную сторону распределятся по степени возможностей, понимания нравственности внутри — и это тоже придётся принять и проявить терпение. Это хладнокровие или вежливость к невежливым людям нельзя путать с мазохизмом, и поэтому было бы хорошо найти границу своей жизни, за которую мы не пускаем общество и близких. Каждый человек имеет право защищать свою безопасность и достоинство. Для этого в развитом обществе существуют права и свободы. Но в безнравственном обществе они существуют только на бумаге, а в жизни не работают, потому что не могут быть обеспечены безнравственными людьми, понимающими право формально или корыстно. Как же быть? К кому обратиться за помощью?

Самое первое действие, которое будет правильным во всех отношениях и прекратит метания во все стороны данного вопроса — это начать с собственной ответственности. Наша безнравственность начинается с отрицательных эмоций, которые человек не останавливает внутри. Затем это выбрасывается на окружающих в виде злобы, сарказма, критики и др. Обычный человек не успевает увидеть отрицательную эмоцию в тот момент, когда она появляется в нашем уме и превращается затем в бранную речь или в агрессивное поведение. Но только в этот момент появления эмоции в уме человек может её остановить.

Пошагово это выглядит примерно так:

  1. Момент осознания агрессии (я сейчас взорвусь, уже кричу, плачу, дерусь) — но я это вижу!
  2. Выйти из физического контакта с источником агрессии (найти силы и волю сделать это).
  3. Найти место, где можно уединиться и направить внимание на отрицательную эмоцию. Смотрите на неё, наблюдайте своё дыхание. Наберите воздуха и сделайте задержку дыхания до 20 сек. несколько раз.

С точки зрения духовной философии, отвечать на зло злом — это увеличивать зло в мире. Отвечать добром злому человеку тоже не нужно — его зло при этом растёт. Скажем, если это вор или бездельник, а Вы сами даёте ему деньги, то он, конечно, возьмёт. И Вы будете отвечать перед жизнью за большую несправедливость и развращение этого человека. Такая тонкая грань — точка недеяния. Вы, увидев Зло, ничего не делаете внутри!!! Вы не осуждаете этого человека, вы не боретесь с ним. Вам его не жалко. Мудрость заключается в том, чтобы понимать, что его агрессивные поступки — это его процесс развития. Всякая зрелая цивилизация бывает уничтожена варварами. Это несправедливо, но периодически происходит. И это не помешает нам остаться позитивными людьми. Человек и общество изучены недостаточно, и это тоже ответ на вопрос, почему, сталкиваясь со злым человеком, мы не знаем, что делать. Возможно, что мы знаем не все законы мироздания. Чтобы они открылись, нужно довериться Провидению и принять его данность. Увидеть свою ситуацию как бы со стороны. Понять уровень нравственного развития безнравственного человека (извините, за тавтологию) и выстроить безопасную дистанцию.

Внутри — контролирую отрицательные эмоции, снаружи — защищаю свою жизнь и честь законными способами. Эта позиция непобедима. Она была найдена как абсолютно правильная восточными единоборствами. Там говорят: «Уважай своего врага». Зачем его уважать? Всё равно ведь придётся убивать!!! Или убивать уважая? А в боксе до сих пор сохранилась традиция: сначала рукопожатие, затем «морду бить» — в чём логика? В этом случае воин сохраняет свою нравственность. Он непогрешим перед Законом жизни, если имеет к врагу позитивные эмоции. Если он переживает ярость или гнев, то, даже выжив в бою, получит заболевание печени, а если переживёт страх, то потеряет радость и потенцию. Т.е. умение контролировать отрицательные эмоции спасает его здоровье. Воин не должен драться эмоциями, а только техническими навыками.

Вообще любые отрицательные эмоции восточная медицина считает источником болезней и поэтому предлагает испытывать радость. Кто же с этим не согласится? Все болезни от нервов. Но где же взять радость современному человеку, живущему в хронических стрессах??? Уберечься от них, в принципе, невозможно. Но за много веков существования наша цивилизация придумала большое количество методов спасения от уже пережитых стрессов:

  • Общение с природой, детьми и животными
  • физическая нагрузка до учащённого дыхания
  • контрастные обливания
  • йоговские голодания, медитации и дыхательные упражнения
  • религия
  • культы радости

Последнее в каждой культуре существует в своей модификации. Это искусство, этнос, фольклор, национальные традиции. Но, если мы говорим о нравственном здоровье общества, то такие культы, развивающие радость, снимающие культурным способом напряжение, обязательно должны происходить. И чем большее количество людей они будут охватывать, тем радостнее и позитивнее будет становиться общество.

Совсем недавно в центре Симферополя я увидела кришнаитов. Они пели и танцевали на площади. В сари и сандалиях, а некоторые — босиком. А на улице — зима… Я проезжала мимо в маршрутке. На сиденье впереди меня ехал отец с ребёнком лет шести. Мальчик увидел в окно танцующих людей, весь осветился улыбкой до ушей и закричал: «Папа, смотри, что это? Праздник?». Отец задумался, не знал, что сказать. Затем ответил грустно: «Да, это клоуны…». Я подумала, что у этого человека давно уже нет возможности просто радоваться жизни, естественно, без суррогатов, просто петь и танцевать. Потом вдруг и мне стало грустно — ведь у меня тоже давно уже нет такой возможности, ведь я серьёзный человек. Если я буду босиком танцевать — что обо мне подумают граждане? А как бы хотелось…

Пусть кришнаиты — это не наша традиция, но в нашей хоть что-нибудь осталось, чтобы душа развернулась??? Неужели только выпить и закусить? А если бы была такая традиция, такой праздник, где каждый может играть, дурачиться, становиться смешным — и это — нормально. Вот было бы здорово!!! Ведь многим серьёзным людям требуется разрешение на радость, без разрешения они не могут решиться (извините за тавтологию снова). Из написанного выше можно сделать вывод, что наше общество слишком мало культивирует нравственные и здоровые состояния. И развитие радостных традиций тоже есть прекрасное направление для уменьшения агрессии. При этом у нас появляется возможность ненавязчиво добраться до любого грустного или злого соотечественника и, играя, снизить градус напряжения. Даже, если он захочет на празднике играть злодея, пусть он талантливо сыграет эту роль только здесь…

Теперь давайте вернёмся к религии и её роли в создании нравственного общества. Поистине эту роль нельзя переоценить. Любая религиозная доктрина на 60% состоит из нравственных заповедей, причём здесь между религиями нет никакого противоречия. Если сравнить заповеди разных религий, мы увидим, что различия весьма и весьма невелики. Религия является самым первым институтом общества, занимающимся испокон веков формированием нравственности и «лечением» результатов безнравственности. Если человеку становится плохо на душе (появились отрицательные эмоции), он идёт на исповедь и эти отрицательные эмоции говорит батюшке. Давайте и мы их назовём: страх, гнев, уныние, ревность, гордыня, осуждение, обида, недовольство и др. Священник требует, чтобы человек увидел эти свои отрицательные эмоции и раскаялся в них, т.е. от них отказался. В этот момент происходит отделение ума от отрицательной эмоции, и человеку сразу становится легче на душе. В таинстве исповеди происходит два важных процесса: умение произвести анализ своих грехов и назвать их, и затем отделение от них с помощью энергий Святого духа. И здесь мы видим, что отрицательные эмоции названы «грехом», и верующему предлагается не реже чем раз в месяц чистить душу от негативных переживаний в церкви, но, кроме этого, ежедневной молитвой — каждый день. Поистине, религиозная культовая система зрелой религии в состоянии спасти душу человека от безнравственных поступков! Но, только если культ совершается должным образом. Если сам человек, каясь сегодня, не совершит завтра ещё больший проступок. Или, если он на исповеди говорит не все свои отрицательные переживания. Какие-то не видит или умалчивает, они остаются и потом обязательно вызовут психосоматику. Поэтому даже религиозный культ не гарантирует полное сохранение здоровья и счастья верующего. Именно потому, что культ не всегда и не в полной степени даёт результат, многие люди отказываются выполнять религиозные заповеди полностью. Они выбирают светскую жизнь и остаются один на один с множеством испытаний и для своей нравственности, и вообще, для жизни и здоровья.

Само же светское общество до сих пор не имеет своего института добра и этим вопросом никак не обеспокоено. Если человеку плохо на душе, куда он пойдёт? Опять же в церковь и больше некуда… Или ему придётся прибегнуть к суррогатным депрессантам, снимающим плохое настроение — алкоголю и наркотикам. Безусловно, что большой процент употребления этих напитков говорит о низком уровне нравственной жизни общества.

Ещё одна болевая точка в настоящий момент — это очереди. Бывает ли у кого-либо от очередей хорошее настроение? Уже мы пережили пик оформления документов, когда очереди были неизбежны. Но и сейчас есть достаточно организаций и ведомств, которые ничего не предпринимают для искоренения подобного зла. Нужно понимать, что чиновник на своём должностном месте олицетворяет государство. Это не его личные отношения с гражданами. Мы не можем поверить, что человек с высшим образованием не может придумать и организовать процесс приёма граждан так, чтобы не унижать их стоянием по 3–7 часов в очереди, теряя сознание от изнеможения. Или больной в очереди к врачу в поликлинике. Врач мучает его в очереди часами… Он не может или не хочет делать своё дело? Т.е. перед нами абсолютно безнравственный руководитель, откровенно строящий отношения «садо-мазо». Он издевается и получает своё удовольствие от этого процесса!!! А общество и его законы оказались не готовы к произволу и издевательствам. Он специально рассылает ошибочные счета за электроэнергию, где угрожает её отключить. Человек приходит разобраться, стоит в очереди целый день. В результате оказывается, что — «это компьютер!!! Выписывает неправильные счета… Не обращайте внимание, Вы всё правильно оплатили». А счета каждый месяц продолжают приходить, ничего не меняется. Руководитель этого ведомства продолжает издеваться над всем городом. Мы дали ему власть, и он упивается своей властью и безнаказанностью. Почему в обществе так высоко поднимается человек, который ненавидит людей? Что нам нужно сделать, чтобы спасти себя от властолюбцев? Да, есть такой способ повысить качество жизни и практически решить эту проблему. Нужно ввести обязательное государственное тестирование на нравственные качества для всех должностей, связанных с решением человеческих вопросов в обществе, во всех специальностях, которые по роду деятельности должны осуществлять наше благо и распределять общественный ресурс. Одновременно такое тестирование решает вопрос с коррупцией и создаёт социальные лифты для представителей общества, способных принести благо, и мы сможем им доверять и на них полагаться. Нам это нужно для того, чтобы мы сами никогда не были злыми, и чтобы злые люди не управляли нашей жизнью…

Данное явление возникло ещё в Советском Союзе, и его архаичные отголоски наблюдаются во многих областях жизни современного общества. Их придётся находить и просто переделывать. Согласование или, как называл его Гегель, «субстанциальность нравственного», которое непосредственно и гарантированно превращает нормы блага в актуальные нормы жизни данного общества, сегодня уже более не может быть принята прежде всего потому, что общество приобрело весьма большую власть над отдельным человеком, и что мы вынуждены в бесчисленном количестве ситуаций каждое мгновение приспосабливаться к внешним требованиям в такой степени, что всякое согласование нашей отдельной, индивидуальной свободы с этим нашим вынужденным примирением с объективностью внешних обстоятельств уже больше вообще не может состояться. И мы примиряемся с процессами в обществе, не приносящими нам благо. Но, как молодое общество, находимся в развитии и не можем допустить, чтобы нравы общества даже в чрезвычайной и радикальной ситуации Крыма утратили себя настолько, что на них стало невозможно полагаться. Поэтому я призываю вас обращать внимание и на узость, и ограниченность существующих взглядов на отношения в обществе, когда это спекулятивно преподносится так, словно по-другому просто невозможно. Именно отсюда и вырастает желание отказаться от понятия морали как слишком моралистического, как вообще невозможного и ненужного состояния и поведения.

Потому что наше общество, проходившее испытания последних 20 лет, многие свои нравственные институты забыло или растеряло за годы выживания. Даже культурные ценности, созданные человечеством в благоприятные времена могут скромно помалкивать во времена войн и падения нравов. Можем ли мы сейчас глубоко пересмотреть моральные или этические проблемы, а именно вопрос о том, предполагает ли культура, или то, ради чего эта так называемая культура существует, вообще какую-либо правильную жизнь, или же она является лишь взаимосвязью формальных институтов, в значительной степени препятствующих правильной жизни. Это можно всегда понять по реальной жизни носителей культуры. Имеют ли они возможность в настоящий момент подняться на привычную нам классическую русскую высоту и красоту нравственного самовыражения? Ведь все мы ждём от них подобных образцов и критериев, не унылых и упадочнических, а радостных и счастливых переживаний.

Однако, дорогие друзья, наша общественная жизнь лишь тогда (по Канту) станет нравственной, если позволит себя идентифицировать с родовой общностью, с раскрытием собственного достоинства, свободы и индивидуальности. И только тогда мы почувствуем реально, что можем любить и уважать, и нас тоже окружающие любят и уважают.

Нравственность

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *