У книжной полки. Диадема старца Гавриила. Преподобный Гавриил (Ургебадзе), исповедник и Христа ради юродивый

Аудио

«Господи, молю Тебя, услыши нас с небес, обрати на нас взор Свой, ниспошли нам милость Свою, отпусти нас с миром ходить по пути Твоему, удаляться от зла. Господи, научи нас молиться пред Тобой и исполнять святые Твои заповеди, дабы сердце наше стало преданным Тебе, и жили мы в соответствии святым законам Твоим». Так молился старец Гавриил (Ургебадзе), которого знает и глубоко почитает православная Россия. Полнота его любви к Богу проявлялась в полноте его любви к ближнему. Его так и называли: человек, состоящий из любви. Эту любовь к людям и бескрайнее сострадание к ним он прятал за обликом юродивого, уничижая себя перед ними, скрывая маской юродства мудрость и чудотворство. О нем рассказывает книга, которая вышла в свет в издательстве Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и называется – «Диадема старца Гавриила. Преподобный Гавриил (Ургебадзе), исповедник и Христа ради юродивый».

***

Книга «Диадема старца», может быть, уже знакома некото­рым читателям, но в полной и авторской версии она выходит впервые. Автор книги, монахиня Евфимия (Мшвениерадзе), попыталась хотя бы частично, внешне описать житие одного из самых почитаемых грузинских духо­видцев XX в., уже широко известного в среде верующих людей мира, — преподобноисповедника, юродивого старца Гавриила. Описание же его богатейшей духовной жизни, как говорит матушка, простому смертному неподвластно, один лишь Господь ведает о ней. Приснопамятный архимандрит Гавриил жил настолько необычной жизнью, что про­стому смертному, не ведающему о глуби­нах его духовного мира, он казался странным, не всегда адекватным.

Любовь его была без­гранична, силой своей любви он старался воздействовать на человека, убеждая, что жизнь есть подготовка к Царствию Небесному и что любовь к Богу выражается любовью к ближ­нему. Любовь побуждала его всю жизнь вос­ходить узкой тропой ко Господу, ибо никто, возложивший руку свою на плуг и озирающий­ся назад, не благонадежен для Царствия Божия (Лк. 9:62). Не только среди мирян, но и среди свя­щеннослужителей не часто можно встретить человека, втайне творящего добро и уничижающего себя перед людьми. Глубокая вера, добровольно выбранный тернистый путь, страдания, унижения, гонения сделали отца Гавриила причастным благодати Святого Духа — ему были открыты тайны человече­ских сердец, он мог незримо исцелять, спасать людей от беды.

Наша цель, — пишет матушка Евфимия, — ознакомить читателя с жизнью святого нашего времени. В книге собраны документы и материалы из Центрального государственного архива и архива Министерства внутренних дел Грузии, архива Грузинской патриархии, из интернет-ресурсов, из тбилисской тюрьмы и психиатрической больницы, в кото­рой старец Гавриил содержался в течение некоторого времени. Представлены воспоминания священнослужителей и духов­ных чад старца, а также свидетельства вскрытия могил старца Гавриила и бетанийских старцев — преподобных Георгия и Иоанна. Кроме того, в книге собраны истории чудотворных исцелений, рассказы тех, кто испытал на себе чудодейственную силу старца Гавриила. Эти свидетельства о его провидческом даре, о силе и исцеляющей помощи его молитвы в спасении безнадежно больных продолжают поражать многих людей.

Вот лишь несколько рассказов о старце Гаврииле, которые вы найдете на страницах этой книги. Вспоминает митрополит Фаддей (Иорамашвили): «В святом Евангелии Господь говорит: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за мною» (Мк. 8:34; Мф. 16:24) и «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего небесного» (Мф. 5:16). Благословенный Господом старец Гавриил был избранным с утробы материнской. В те сложные и трудные времена, когда солнце на­зывали углем, а уголь — солнцем, когда про­славляли зло, а Православие называли ложной религией, когда злоумышленники огнем и ме­чом боролись против истинной веры, — имен­но тогда отец Гавриил служил Господу нашему Вседержителю.

Лишь один эпизод из его жизни достаточен для подтверждения того, что он был неустрашимым, преданным, верным другом доброго Пастыря, сладчайшего Господа нашего Иисуса Христа. Первое мая 1965 года… Находящиеся в темном рабстве богопротивники восхваля­ли зло в человеческом облике. Старец Гавриил не смог выдержать это и спалил огромный стяг с изображением Ленина, смело провозгласив: «Слава Господу Вседержителю, а не Ленину!». После его избили до крови, но, с Божией помощью, он все выдержал мужественно. Он никого не осуждал, до конца жизни пропо­ведовал слово Господне. Когда разрушались церкви, убивали священнослужителей, именно тогда отец Гаври­ил в своем дворе собственноручно воздвигнул церковь. Кто молился в этой церкви хотя бы раз, согласится, что там ощущаешь огромное Божественное благо. В ней сверкают все иконы. Глядя на них, невольно испытываешь необык­новенное чувство, которое не описать словами.

Старец Гавриил был чудом Божиим в нашем строгом, тяжелом, страшном, лишенном любви мире. Меняется время, усложняется жизнь, исче­зает любовь, а вместе с нею и ощущение Боже­ственного. У него же все было Божественным, красивым, особенно любовь ко всем. Он был большим ребенком, внеземным, чудотворящим. Я собственными глазами видел, как отец Гавриил выкручивал двухсотваттную лампоч­ку и голыми руками залезал внутрь патрона. Я со страхом говорил ему: «Отче, что вы де­лаете, это же опасно!» Он посмотрел на меня необыкновенно добрым взглядом и ответил: «Что может сделать электричество, когда я уповаю на Господа Бога?»» А вот что говорит о старце митрополит Серафим (Джоджуа): «После первой встречи с отцом Гавриилом я по­нял, что он необыкновенный человек. Бог даро­вал этому великому подвижнику способность проникать в тайны человеческих сердец. Сло­ва его, улыбка или слезы были полны Божией любовью. Во взгляде, в поступках, в нарочито-артистичных движениях рук чувствовалась его избранность. Так возлюбить Бога и человека, так любить Родину мог только избранник Бо­жий. Из десяти юродствующих, как правило, девять в прелести и лишь один от Бога. Этим одним и был старец Гавриил».

По словам архимандрита Лазаря (Гагнидзе), «старец Гавриил — это редкий синтез цвету­щего средневекового монашества и гонимого монашества XX века, образ, сошедший со стра­ниц древнейших исторических фолиантов, знакомый по житиям святых отцов; высокодуховный подвижник с лучезарным лицом, ярко выраженной жестикуляцией, дивным голосом. Он был путеводителем для малоопытных, об­личителем опытных христиан, порой суровым, порой по-детски кротким». «Миллиарды людей, живущих на Земле, так уходят, что никто о них не вспоминает, а отец Гавриил будет светить веками, пока существует Вселенная», — заключает протоиерей Давид Гоциридзе.

Завершая свой рассказ об этой книге, хочется несколько слов сказать и о ее названии. По словам автора, так озаглавить книгу ей подсказала настоятельница Самтаврийского женского монастыря Св. равноапостольной Нины игумения Кетеван (Копалиани). Именно в этом монастыре мечтал остаться мальчик Васико (будущий старец), убежавший из дома, чтобы жить только для Христа. Здесь же окончились и его земные дни. И именно от старца Гавриила узнала матушка Кетеван, что станет игуменией этого монастыря. А что значит такое название «Диадема старца»? Ответ автора таков: «Старец Гавриил — великий подвижник, святой нашего времени, любящий всех, а его диадема — те человеческие души, которые он с великой любовью во Христе наставлял на истин­ный путь к Господу Вседержителю». Очевидно, что это его наставление продолжается по сей день — через его поучения, незримое присутствие среди скорбящих, посещение его святых мощей.

***

«Священной любовью XX века» назвали старца Гавриила в Грузии за то, что, упорно избегая людской похвалы, он неустанно напоминал ближним и всем, кто обращал­ся к нему, что «Бог есть любовь», и щедро дарил свою любовь окружающим. Священный Синод Грузинской Православной Церкви под председательством Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II 20 декабря 2012 года канонизировал архимандрита Гавриила как исповедника и Христа ради юродивого. Память нового святого — 2 ноября, это день его кончины. Священный Синод Русской Православной Церкви по благословению Святейшего Патриарха Мо­сковского и всея Руси Кирилла включил старца Гавриила в месяцеслов Русской Церкви. А книга «Диадема старца», отражающая его жизнь и деятельность, уже переведена на несколько языков, благодаря чему в разных странах узнают люди о преподобном Гаврииле (Ургебадзе).

Схимонахиня Марфа – основательница Богородице-Рождественского женского монастыря. / Статья игумении Викторины (Перминовой) /

Писать о человеке, молитвами которого существует наша обитель, одновременно и легко, и трудно. Легко потому, что он близок своими молитвами и помощью. Трудно, поскольку жизнь человека Божия высока и непостижима. Жизнь схимонахини Марфы (княгини Марии Ивановны Серпуховской) мало описана в исторических источниках. Как все праведники, она избегала славы. Мы знаем о ней из сообщений о ее знаменитом сыне – герое Куликова поля князе Владимире Андреевиче Храбром.

Влиятельная княгиня, она была смиренной послушницей преподобного Сергия, породившего ее духовно. Мы не так много знаем о ней, подобно тому, как мы немного знаем и о женах-мироносицах, которые были рядом со Христом. И вот такой сподвижницей, сомолитвенницей, ближайшим другом, женой-мироносицей для преподобного Сергия и была княгиня Мария Серпуховская, в схиме Марфа.
Став вдовой в 23 года, она не вступила во второй брак, но посвятила себя молитве и воспитанию сына. Ее жизненный подвиг имеет много общих черт с подвигом матери святителя Иоанна Златоуста Анфусы, но превосходит его в том, что вдова Анфуса не отпускала сына в монастырь, прося остаться с ней до ее смерти и не повергать вторично в скорбь. Княгиня же Мария, напротив, жертвовала единственным сыном для блага Отечества, отпуская его во все военные походы и кровопролитные сражения, откуда он мог не вернуться живым. Большую часть собственных средств Мария Серпуховская вкладывала в государственные начинания, созидание храмов и обителей, помощь ближним. Венцом жизни княгини Марии было создание монастыря, в котором она постриглась в великую схиму и блаженно почила.

Жизнь княгини Марии от рождения до вдовства (1330-1353)

Княгиня Мария родилась около 1330 года. Из «Рогожского летописца» (ПСРЛ, Т. ХV.) мы узнаем, что ее отцом был Галицко-Дмитровский князь Иван Федорович . Летописец повествует, что в 6853 году от сотворения мира, то есть в 1345 году, сын великого князя Иоанна Калиты Андрей взял в жены дочь Ивана Федоровича Марию .

Князь Андрей и княгиня Мария происходили из рода Рюриковичей, в котором было много святых, от равноапостольных Ольги и Владимира, страстотерпцев Бориса и Глеба, и до святых князей Даниила Московского и Иоанна Калиты. Предками князей Серпуховских были великий князь Всеволод Юрьевич Большое Гнездо и княгиня Мария Ясыня – женщина святой жизни. Внуками Марии Ясыни были святой Александр Невский, прадед Андрея, и первый удельный князь Галицко-Дмитровский Константин, прадед Ивана Федоровича.

На границе Московского и Дмитровского княжеств находились Радонеж и его окрестности. В этом месте Иван Федорович выделил дочери земли в приданое. Сам же Радонеж принадлежал мужу Марии князю Андрею Серпуховскому. На соединенных землях расцвела обитель Живоначальной Троицы, основанная преподобным Сергием. Мария Ивановна дала согласие на основание монастыря в своих владениях и оказала ему поддержку. В результате образовалась духовная связь князей Серпуховских с Игуменом Земли Русской.

Княгиня Мария стала духовной дочерью преподобного Сергия и часто ездила на богомолье в Троицкий монастырь. Какое-то время она не имела детей и просила преподобного Сергия помолиться о ней. В 1353 году у нее родился сын Владимир.

Период жизни до Куликовской битвы (1353-1380)

Князь Андрей Иванович умер 6 июня (19 июня н. ст.) 1353 года в возрасте 25-и лет от поразившей всю Европу чумы. На сороковой день по его кончине, 15 июля (28 июля по н. ст.), княгиня Мария родила сына. В то время Прологи и богослужебные книги уже упоминали о праздновании памяти Крестителя Руси Владимира. Во имя своего благочестивого предка и был крещен князь Владимир Андреевич Храбрый .

В ведении княгини Марии была третья часть Москвы, ей принадлежала треть собираемых в городе налогов. У княгини был свой двор в Кремле и дом на Кучковом поле. Молодой и богатой вдове не могли не последовать предложения вступить во второй брак, но она их не приняла. Княгиня молилась за близких и воспитывала сына, который стал глубоко верующим, честным и благородным человеком, соратником своего двоюродного брата, великого князя Димитрия Донского. В период кровавых междоусобиц пример братской любви между князьями был фактически единственным. Однако этот пример сильно повлиял на других князей и помог им сплотиться на Куликовом поле. По благословению духовника, наставляемый своей матерью, князь Владимир Андреевич Храбрый отказался от своих прав на великокняжеский престол в пользу наследников князя Димитрия, что послужило становлению русского государства.

Большая заслуга княгини Марии перед Отечеством была и в том, что она сблизила великокняжескую чету с преподобным Сергием. По просьбе великого князя, святой старец примирял князей, благословлял государственные начинания. Княгиня Мария начала почитание преподобного Сергия, которое продолжилось в великокняжеском доме и всем русском народе.

Мария Ивановна Серпуховская совершила много добрых дел. Она помогла восстановить Москву после Всехсвятского пожара 1365 года; оказала помощь погорельцам; выделила средства и приняла участие в возведении каменного Кремля. Строительство Кремля завершилось вовремя: в 1368 году Москву осадил литовский великий князь Ольгерд Гедиминович, но не смог взять город. В начале 1368 года князь Владимир Андреевич со своим войском изгнал литовцев из Ржева и наладил отношения с Новгородом. Он оказал помощь жителям Пскова в борьбе с Ливонским орденом. В это время юному князю было только 16 лет. Его наставниками были преподобный Сергий и мать, княгиня Мария Ивановна.

В 1370 году князь Ольгерд вновь пытался захватить Москву, но узнав, что Владимир собрал войско у Перемышля, отступил. Ольгерд высоко ценил не только военные успехи Владимира, но и его благородство. Он решил породниться с ним, выдав за него замуж дочь Елену. Преподобный Сергий благословил Владимира на брак, провидя духом будущее. Брак был заключен в 1371 году. Княгиня Мария с любовью приняла Елену Ольгердовну. Оказавшись в благочестивой семье, Елена обрела глубокую веру и стала духовной дочерью преподобного Сергия. В дальнейшем она помогала свекрови в устройстве Богородице-Рождественского монастыря и постриглась в монашество в его стенах с именем Евпраксии. Многие родственники княгини Елены стали православными христианами.

Духовный сын преподобного Сергия, князь Владимир любил и чтил монашествующих. Он оказывал помощь близкой ему Троицкой обители. Около Серпухова один за другим были основаны монастыри, которые возглавили преподобные Варлаам и Афанасий Серпуховские. Владимир построил в Серпухове каменный собор в честь Святой Троицы, на освящении которого присутствовала его мать.

Княгиня Мария, вместе с преподобной Евдокией и другими русскими женщинами, горячо молилась за сражавшихся на Куликовом поле воинов. Выступление засадного полка Владимира Храброго решило исход сражения. Господь даровал победу русскому воинству 8 (21) сентября 1380 года, в день Рождества Пресвятой Богородицы.

Последние годы жизни (1381-1389) княгини Марии. Основание Рождественского монастыря.

Преподобный Сергий своей молитвой помог князю Владимиру с княгиней Еленой, как когда-то княгине Марии. Первый сын Владимира Иван появился на свет в 1381 году. Вслед за ним родились Семен, Ярослав, Андрей, Василий и Федор. Владимир Андреевич пригласил преподобного Сергия на крестины своего первенца . Троицкий игумен крестил и других детей Владимира.

В 1386 году , по благословению преподобного Сергия, княгиня Мария основала в своих владениях монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Благодарный великий князь Димитрий издал указ, утверждающий это начинание, а княгиня Евдокия оказала большую помощь монастырю. Игумен Сергий стал первым духовником обители и дал ей общежительный устав, действовавший в его монастыре. Первыми сестрами были вдовы и сироты погибших на Куликовом поле воинов. Княгиня Мария приняла в своем монастыре схиму с именем Марфы. Она достигла высших степеней духовной жизни и стала для сестер опытной наставницей. Схимонахиня Марфа почила о Господе 15 декабря (по старому стилю 2 декабря) 1389 года и была погребена к северу от созданного ей монастырского собора, в том месте, где сейчас находится придел Сошествия Святого Духа на апостолов.

Современные свидетельства чудесной помощи.

Жизнь схимонахини Марфы, озаренная светом веры, любви и истинной молитвы, принесла свои плоды. Несомненным чудом, совершившимся по молитвам праведницы, является возрождение нашей обители. В 1993 году оно казалось невероятным. Храмы и здания находились в аварийном состоянии и только чудом не разрушились за советский период. К заседанию Священного Синода не были готовы необходимые документы. По молитвам основательницы обители, документы были сделаны в кратчайший срок. 19 июля 1993 года Священный Синод принял решение об открытии монастыря и присвоении ему статуса ставропигиального. Знаменательно, что в этот день празднуется Собор Радонежских святых.

Первым приделом, в котором было совершено великое освящение престола, был придел Сошествия Святого Духа. Когда в 90-х годах в приделе делали полы, то под полом было обнаружено углубление, а в нем – монашеские одежды. В этом месте было захоронение, и там могла быть похоронена основательница монастыря.

Придел Сошествия Святого Духа на Апостолов

Завет «Любовью и единением спасемся» и строгий общежительный устав были положены основание монастыря. По молитвам преподобного Сергия и схимонахини Марфы, Господь послал обители наставников, устраивающих монастырь на том же духовном основании.
В монастыре были трудности с освобождением храмов и зданий, но духовник обители благословил действовать более любовью и молитвой, нежели методом «сильной руки». Большие сложности возникли со зданием школы, построенной в 30-е годы ХХ в. на месте монастырского кладбища, на костях предков. Арендаторы не освобождали здание в течение 13-и лет. 17 марта 2006 года, в день памяти прп. Даниила Московского, на чердаке школы вспыхнул пожар. Огонь удалось быстро затушить. По правилам техники безопасности здание не могло быть использовано в прежних целях, однако арендаторы начали ремонт. Но в выходной день, когда никого из сотрудников не было, на одном из верхних этажей здания произошла авария. Вода из отопительной системы залила все нижние этажи, и здание стало непригодным для использования. Вскоре оно было снесено. Историческая справедливость была восстановлена молитвами схимонахини Марфы и ее святых предков.
По молитвам схимонахини Марфы налаживалась богослужебная жизнь монастыря, совершение суточного богослужебного круга. Мы чувствуем ее постоянную помощь в каждом монастырском деле, касается ли это оформления монастырских документов, исполнения послушаний, решения сложных вопросов, материальных затруднений. Но самое главное – это ее поддержка в духовной жизни. Нам кажется, что самым большим чудом являются изменения к лучшему, которые происходят в человеческих душах, ради чего и существует основанная схимонахиней Марфой обитель.

Игумения Викторина (Перминова)

Статья из архива сайта, посвященная 625-летию

со дня блаженной кончины схимонахини Марфы

Об основательнице обители можно также прочесть статью «Прекрасный венец»

Примечания:

Имеется в виду, что Иван Федорович был князем Галича Костромского (Мерского). См. Православная Энциклопедия. Т. 8. М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия», 2004. С. 671.

Рогожский летописец // ПСРЛ (Полное собрание русских летописей). Т. ХV. М.: Издательство «Языки русской культуры», 2000. С. 56. – Л. 278.

Морозова Л.Е., доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института Российской истории РАН. Святые угодницы. М.: ООО «Издательство АСТ», 2014. С. 249.

Православная Энциклопедия. Т. 8. С. 703.

Рогожский летописец // ПСРЛ. Т. ХV. Указ. соч. С. 142 – Л. 335 об.

Согласно Русской летописи (Никонов список).

  • Дата рождения: 22 августа 1904 г.
  • Варианты ФИО: Иоанна
  • Место рождения: Москва
  • Пол: женщина
  • Профессия / место работы: схимонахиня
  • Место проживания: Саратов
  • Дата смерти: 21 июня 1980 г.
  • Место смерти: Московская о., г. Дмитров
  • Где и кем арестован: Владимирская (Ивановская в 1932г.) о., г. Меленки
  • Дата ареста: 11 апреля 1932 г.
  • Место отбывания: Иваново, тюрьма (11.04.1932—24.06.1932 гг.)
  • Источники данных: БД «Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века»

Места проживания

Саратов
Дата начала: 04.08.1918 г.
С 04. 08. 1918г. проживала в г. Саратове.
В 1920г. окончила гимназию
Зырянский край (Коми АО), с. Визинга
30.04.1923—26.04.1925 гг.
30. 04. 1923г. сопровождает в ссылку в Зырянский край епископа Серафима
Москва
26.04.1925—11.1925 гг.
26. 04. 1925г. вернулась с владыкой Серафимом в Москву
Московская о., Истринский р., с. Аносино, хут. Кубинка, Аносинский Борисоглебский женский монастырь (Аносина Пустынь)
11.1925—1926 гг.
С ноября 1925г. до 1926г. — с владыкой Серафимом в Аносиной пустыни и на хуторе
Кубинка
Нижегородская о., с. Дивеево, Серафимо-Дивеевский Троицкий монастырь
1926—08.1927 гг.
В 1926-1927гг. — с владыкой Серафимом в Дивеево
Казахстан
01.08.1932—1932 гг.
После освобождения снова служила келейницей архиепископу Серафиму (Звездинскому)
в заключении и в ссылках до 1937г.
01. 08. 1932г. сопровождает в ссылку владыку Серафима в Казахстан, г. Гурьев,
г. Уральск, г. Ишим
Уральская о., г. Гурьев (Казахстан, г. Атырау)
1932—1933 гг.
Уральск
1933—1935 гг.
Тюменская о., г. Ишим
1935—1937 гг.
В 1935-1937гг. находилась в Ишиме вместе с сосланным в Ишим Владыкой Серафимом.
24 июня 1937г. Владыка Серафим был арестован и заключен в тюрьму г. Ишима
Омск
1937—1937 гг.
В 1937г. последовала за владыкой Серафимом в г. Омск, куда его перевели в тюрьму.
26 августа 1937г. архиепископ Серафим (Звездинский) скончался в Омской тюрьме.
После смерти Владыки она вернулась в Московскую область
Московская о., Волоколамский р., пос. Чисмены
1940—1941 гг.
С 1940г. — вышивальщица в пос. Чисмены близ Волоколамска
Московская о., г. Дмитров
09.1942—09.1980 гг.
С сентября 1942г. — в г. Дмитрове

>Рукоположение

рясофор
1928
В 1928г. пострижена в рясофор
монахиня
1942
В 1942г. пострижена в мантию, затем в схиму
схимонахиня
1942

О гавриил 2 часть

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *