Сенсорная комната в школе

Сенсорная комната в школе как особое пространство, позволяющее всесторонне развивать все органы чувств детей и взрослых, а также служить комнатой психологической разгрузки, по достоинству оценена педагогами, психологами и психотерапевтами во всём мире. Уже давно возможности сенсорной комнаты по коррекции и профилактике различных психоэмоциональных и физических нарушений широко используются в различных центрах, а также в совершенно обычных детских садах и школах.

В сенсорном пространстве необычно всё, начиная с названия. Человеку, незнакомому с такой комнатой, сразу представляется некое фантастическое пространство, наполненное сложнейшим оборудованием. На самом же деле это вполне «земная» среда, но обладающая поистине необычными возможностями по возвращению пациента в нормальное жизненное русло. В связи с тем, что современная жизнь полна нагрузок и стрессов, давно назрела необходимость занятий в такой комнате, наверное, для каждого человека, особенно для учащихся школ, в чьём расписании подчас просто нет места отдыху и расслаблению.

  • Сенсорная комната в детском саду 3

    42 841 ₽

  • Комплект сенсорной комнаты 1

    251 108 ₽

  • Сенсорная комната в детском саду 1

    247 591 ₽

  • Тактильная комната 1

    133 982 ₽

  • Сенсорная комната в детском саду 2

    311 286 ₽

  • Сенсорная комната в школе 2

    335 448 ₽

Стоит отметить, что сенсорная комната в условиях школы – это совсем не игровая комната, необходимая для выплеска лишних эмоций. Это, во-первых, средство профилактики перегрузок и переутомления, которые знакомы большинству школьников. В пространстве, в котором с помощью специально подобранного оборудования создаётся спокойная и комфортная атмосфера, снижается уровень беспокойства и агрессивности, устанавливается положительный эмоциональный фон, снимается чувство нервного перенапряжения. Более того, сенсорная комната в школе позволяет качественно развивать органы чувственного восприятия, тренировать память, внимание и мышление.

Занятия в сенсорной среде

Занимаясь в сенсорной комнате, с каждым разом дети будут погружаться в состояние расслабленности и покоя, что создаётся, в том числе, и с помощью специально подобранной музыки и освещения. По длительности каждое занятие занимает 15-20 минут и проводится в форме игры; заниматься можно индивидуально, либо в маленьких группах от трёх до пяти человек. Школьникам также необходимо разъяснить правила нахождения в сенсорной среде. Так, детям следует разуваться при входе, нельзя заниматься в период заболеваний, нельзя приносить с собой еду и напитки, а также не следует мешать заниматься другим ученикам.

Не нужно думать, будто в сенсорной комнате заниматься можно только детям, имеющим какие-либо проблемы с физическим и психологическим здоровьем. Её назначение указывает, что заниматься там может каждый школьник. Единственное, педагог должен всегда учитывать индивидуальные особенности каждого воспитанника: то, как он воспринимает окружающий мир, а также его готовность заниматься в сенсорной комнате. Если у ребёнка имеется какая-либо проблема со здоровьем (эпилепсия, гиперактивность, нарушения слуха или зрения и т.п.), то необходим индивидуальный подход, а также консультация лечащего врача.

Сенсорная комната в школе, Москва. Фото: Ольга Володина

Применение в образовании

Таким образом, сенсорная комната в школе – давно уже не роскошь, а необходимость, продиктованная современными обстоятельствами. С её помощью можно повысить успеваемость, наладить отношения со сверстниками и учителями, а также снизить отрицательное влияние школьных нагрузок на организм ребёнка. Сегодня сенсорную комнату купить достаточно просто, но вот здоровье не купить ни за какие деньги. Поэтому так необходимо заботиться не только о физическом, но и о психологическом здоровье подрастающего поколения.

  • Коррекционно-развивающее воздействие. Содействует формированию сенсомоторики и стабилизации психо-эмоциональных процессов.
  • Совершенствование эмоционально-волевых качеств. Устранение повышенной гиперактивности, напряжения, боязливости, утомляемости.
  • Улучшение работы мелкой моторики. Формирование осязательных навыков, визуального и звукового восприятия, гармоничное развитие ЦНС.

Профессиональное оборудование позволит создать наилучшую атмосферу для стабилизации психо-эмоционального состояния дошкольников. В сенсорной комнате для детей инвалидов происходит воздействие на основные каналы центральной нервной системы. В процессе работы дети приобретают богатый жизненный опыт, открывают для себя чувственный мир с новыми эмоциями. Все это содействует укреплению адаптационных возможностей и достижению состояния психо-эмоционального комфорта.

Занятия в сенсорной комнате для детей с ОВЗ

  • Для совершенствования мелкой моторики. Упражнение «Найди предмет», где малыш с закрытыми глазами должен найти кубик, мячик, игрушку, а затем на ощупь определить из какого он материала и сказать, как называется. «Найди пару» – детям демонстрируют предмет и предлагают найти такой же в специальном мешочке, не заглядывая внутрь.
  • Для снятия психо-эмоциональной напряженности. В сенсорной комнате для детей с ДЦП можно провести занятие «Выражение эмоций». Используются кубики, на которых на каждой стороне нарисовано какое-либо настроение. Малыши передают друг другу кубик и изображают выпавшее им настроение.
  • Для формирования визуализации. Занимательное упражнение «Творчество» – дошкольникам предлагают сесть на мягкий пол, закрыть глаза и представить любой предмет – машинку, мячик, карандаш, рыбку. После этого педагог предлагаем им мысленно видоизменить его размер и раскрасить.
  • Для релаксации. «На море» – малышу в сухом бассейне предлагают представить, что он купается в море, при этом он должен двигать руками и ногами, как будто плывет. В этот момент обязательно должна звучать расслабляющая музыка.

Оборудование для кабинета сенсорной комнаты может быть самым разнообразным, от детского игрового комплекса до светового стола и оригинальных панелей. Игровой комплекс «Творческая мастерская» позволит развить фантазию, художественный и эстетический вкус, воображение. Световой стол для песочной арт-терапии поможет создать лучшие условия для психологической разгрузки.

Педагоги и воспитатели отмечают, что сенсорное помещение уменьшает тревожность, способствует активизации органов чувств, активизирует творческий потенциал, улучшает сон. Возможности сенсорной комнаты безграничны. Грамотная организация коррекционно-развивающих упражнений позволит настроиться на продуктивную работу и поможет достичь поставленных целей перед педагогами.

Статья по теме: Сенсорная комната в развитии детей дошкольного возраста.

Сенсорная комната в развитии детей дошкольного возраста.

В нашем детском саду в 2014 году стараниями педагогов была создана замечательная сенсорная комната. Что же это за комната и для чего она нужна?

Сенсорная комната – это особым образом организованная окружающая среда, наполненная различного рода стимуляторами. Они воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и другие. Кроме того, сенсорное восприятие часто имеет эмоциональную окраску, которую можно выразить парами слов: приятно – неприятно, комфортно – дискомфортно, прекрасно – безобразно. В сенсорной комнате созданы условия, в которых ребенок получает положительные эмоции. Спокойная цветовая гамма, мягкий свет, приятные ароматы, тихая нежная музыка – все это создает ощущение покоя, умиротворенности.

Основные цели и задачи работы в сенсорной комнате.

1. Развитие и гармонизация эмоционально-волевой сферы:

  • снятие психоэмоционального напряжения;
  • саморегуляция и самоконтроль;
  • умение управлять своим телом, дыханием;
  • умение передавать свои ощущения в речи;
  • умение расслабляться, освобождаться от напряжения;
  • формирование представлений о положительных и отрицательных эмоциях;
  • уверенность в себе;

2. Развитие коммуникативной сферы:

  • эмпатические чувства, желание оказывать друг другу эмоциональную и физическую поддержку;
  • формирование мотивации к общению и развитие коммуникативных навыков;
  • преодоление негативных эмоций по отношению к сверстникам (агрессивность).

3. Развитие психических процессов и моторики:

  • произвольность внимания, его устойчивость и переключаемость;
  • память, мышление, воображение, восприятие (зрительное, тактильное, слуховое, умственные способности;
  • развитие координации, в том числе зрительно-моторной.

В этой связи особенностью сенсорной комнаты являются «волшебные» и сказочные эффекты объемных предметов, света, ощущений, нежные звуки успокаивающей музыки. Различные мягкие модули: мячи, шары, дорожки, «сухой бассейн».

Полезность сухого бассейна очень высока. Это место, для игр и отдыха детей, способствует улучшению деятельности сердечно-сосудистой системы ребенка, его центральной нервной системы. Сухой бассейн оказывает положительное влияние на органы дыхания, улучшение деятельности опорно-двигательного аппарата. Занятия в сухом бассейне дают отличный массажный эффект, тем самым улучшая в организме обмен веществ и кровообращение. Безусловно, все это, заставляет защитные силы организма активно работать, поэтому занятия в таких бассейнах оказывают как профилактическое, так и лечебное действие при различных заболеваниях.

Кроме всего, детские сухие бассейны положительно влияют на психоэмоциональное состояние ребенка. Дети испытывают огромное удовольствие и радость, увлеченные игрой они расслабляются, вследствие чего ведут себя более спокойней, с аппетитом едят и быстро засыпают.

В комнате имеется мягкое напольное покрытие. Маты и большое количество подушек обеспечивают комфорт и безопасность в сенсорной комнате; предназначены преимущественно для релаксации и спокойных развивающих игр.

Напольная сенсорная дорожка способствует развитию рецепторов стопы, развитию тактильного восприятия, развитию координации движений, профилактика плоскостопия, стимулирует работу внутренних органов.

Оборудование сенсорной комнаты направлено на развитие следующих задач:

  • профилактика психофизических и эмоциональных нагрузок;
  • создание положительного эмоционального состояния;
  • облегчение состояния тревожности, нормализация нервного возбуждения;
  • формирование адекватной самооценки, преодоление застенчивости и агрессии;
  • развитие позитивного общения детей;
  • формирование восприятия цвета и звука;
  • развитие внимания и оригинальности мышления.

Сенсорная комната – это волшебный мир для ребенка! Вовремя рассказанная сказка для ребенка значит столько же, сколько психологическая консультация для взрослого. Отличие только в том, что от ребенка не требуют вслух делать выводы и анализировать, что с ним происходит: работа идет на внутреннем, подсознательном уровне.

Любой ребёнок, лёжа в «сухом бассейне» или на мягком диване среди множества подушек, наблюдая за звездным небом, солнцем и луной, рассеянным светом, слушая успокаивающую музыку попадает в сказку. В такой комнате создаётся ощущение комфорта и безопасности. Дети радостно погружаются в мир сказок и волшебства, воспринимая всё происходящее в ней как реальность

Наверное, у каждого педагога-психолога есть своя картотека психотерапевтических сказок. И у меня она тоже есть. Но бывает так, что необходимо придумывать свои сказки, чтобы помочь ребенку. Сенсорная комната помогает создать волшебную, сказочную атмосферу и желание воплотить все мечты в реальность. Сенсорная комната отлично подходит для занятий сказкотерапией. Занятия организуются таким образом, чтобы включить в их ход максимальное количество разнообразных приёмов, игр и упражнений. Проигрывая сказочные ситуации, дети получают знания о мире, о взаимоотношениях людей, о проблемах и препятствиях, учатся находить выход из трудных ситуаций.

Оборудование для сенсорной комнаты

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *