История традиции


Помолвка – обряд, который появился в давние времена. Но тогда это было не такое романтичное событие, как сейчас. Известно, что церемонию проводили еще в Древнем Риме, но о будущей свадьбе тогда договаривались отцы молодоженов. Матери в этом действе не участвовали, так как обязаны были принять любое решение мужа. Родители обсуждали расходы и место проведения торжества. А жених вручал невесте наряду с другими дарами кольцо из железа без камня. Позже такие кольца стали делать из золота.

По закону паре необходимо было пожениться в течение двух лет после помолвки. В противном случае обряд считался недействительным. Обручаться в Древнем Риме было позволено в любом возрасте.

Интересно! В Древнем Риме существовала возможность расторгнуть помолвку. Для этого достаточно было произнести «conditione tua non utor», что в переводе означает «твоим предложением не воспользуюсь».

В Греции помолвка была не просто формальностью. В процессе церемонии родители жениха и невесты обсуждали нюансы, связанные со свадебными приготовлениями. Договор оформляли документально. Его подписывали отцы невесты и жених в присутствии официальных лиц.

Известна традиция предварять свадьбу помолвкой и в Древней Руси. Этот обряд носил название «рукобитье» или «предсвадебье». Во время церемонии жених заявлял о желании обзавестись семьей и заручался на то согласием родителей избранницы. Молодые обменивались кольцами. Следует отметить, что в Древней Руси после помолвки нельзя было отказаться от брака. Это считалось позором.

Иногда девушка вообще не присутствовала на обряде. Жених со своими родителями вручали дары отцу и матери невесты и обговаривали детали свадебного мероприятия без невесты.

Помолвка – важная часть предсвадебных приготовлений и в Западных странах. Существует мнение, что бурное празднование этого события пришло именно оттуда. В Западной Европе к помолвке готовятся не менее серьезно, чем к свадьбе.

Что это значит сегодня, зачем нужна?

Сегодня помолвке не уделяют такого значения, как раньше. Большинство молодых людей, решивших создать семью, сразу начинают приготовления к свадьбе. Иногда будущие жених и невеста объявляют о помолвке и приглашают гостей. Для многих это лишний повод устроить праздник. Иногда помолвку устраивают с таким же размахом, как свадьбу. Среди молодежи особенно популярны тематические вечеринки.

В некоторых семьях сохранились традиции просить согласия родителей на свадьбу и обсуждать нюансы проведения торжества в день помолвки. Зачастую это событие связывают с подачей заявления в загс.

Молодожены организуют вечеринку и объявляют дату свадьбы. В этот день гости дарят виновникам торжества подарки, поздравляют друг друга и влюбленные. Но кольца вручать необязательно. Если же в честь помолвки влюбленные подарили друг другу кольца, после бракосочетания украшения носят поверх свадебных. В любом случае у современной помолвки нет строгих правил, и будущие супруги выбирают желаемый формат мероприятия по своему вкусу.

Абсолютно не зависит от церемонии решение будущих жениха и невесты начать жить вместе. Многие молодые люди сегодня ведут совместный быт задолго до свадьбы и помолвки. Однако есть и такие, кто съезжается только после свадьбы или после того, как официально будет объявлено всем о решении стать мужем и женой.

Помолвка и обручение: в чем разница?

Многие путают понятия помолвка и обручение. На самом деле, обе церемонии проводятся незадолго до свадьбы, но имеют отличия.

Обручение – религиозный обряд, который свидетельствует о неизбежности брака. После церемонии в церкви влюблённые должны хранить целомудрие, хотя современные люди, как правило, не соблюдают такое правило.

Во время обручения обязателен обмен кольцами. Такая традиция существовала с древних времен. Поэтому свадебные украшения и стали называть «обручальные кольца». Раньше ими просто обменивались, но не надевали. В давние времена невеста до свадьбы хранила у себя золотое кольцо жениха, символизирующее надежность намерений возлюбленного, а у избранника оставалось серебряное кольцо возлюбленной как знак покорности девушки.

Важно! Сейчас многие во время обручения надевают кольца на левую руку, а во время венчания переодевают на правую.

Помолвка – традиция, пришедшая большей частью с Запада, своего рода дань моде. Основная цель церемонии – устроить себе и гостям светский праздник.

Кольца

Обручальные кольца придумали древние египтяне около 5000 лет назад. Круг был символом вечности без начала и конца. Сначала кольца делали из камыша, из кожи, из костей, позже из железа, серебра и золота. По ценности материала, из которого были изготовлены обручальные украшения, судили о силе чувств.

Традицию древних египтян переняли римляне. Позже кольцами молодожены стали обмениваться и в Византии. Однако священнослужители считали это языческим символом. Обручальные кольца были узаконены церковью только в 15 веке.

На помолвку, как правило, мужчина дарит избраннице кольцо. Принятие украшения свидетельствует о готовности девушки к замужеству. Если в загсе у молодых принято обмениваться гладкими кольцами без камней, то в честь помолвки допустимо преподнести украшение любой формы. Поэтому выбор помолвочного кольца — непростая задача.

В случае если пара по каким-то причинам решит разорвать отношения, помолвочное кольцо невеста возвращает жениху.

Многие задумываются, где носить этот символ. В Древнем Риме считалось, что от безымянного пальца левой руки идет вена прямо к сердцу, и поэтому носили кольцо после обряда именно на нем. Такая традиция осталась до сих пор в странах Европы. Славянки же носят символ любви на правой руке. Она считается более важной и сильной. На безымянный палец левой руки кольцо надевают разведенные и вдовы.

Знакомство с родителями и благословение

С древности в помолвке участвовали родители. Только после согласования с ними всех нюансов можно было приступать к планированию свадьбы. Сейчас тоже принято знакомиться с родственниками и обсуждать детали предстоящего бракосочетания. В отдельных случаях жених, как в давние времена, просит руки девушки у ее родителей. Это очень волнительный и трепетный момент.

Родительскому благословению особое внимание уделяют верующие люди. С давних времен считают, что без согласия отцов и матерей невозможно построить счастливую семью. Как делается благословение? По традиции сначала родители невесты благословляют дочь на брак иконой Пресвятой Богородицы, а затем обоих влюбленных образом Иисуса Христа. Молодых освещают крестным знамением и произносят молитву. Затем пара отправляется на благословение к родителям жениха. В нерелигиозных семьях родственники просто говорят слова напутствия своим детям.

Совет! Второй раз необходимо благословить новобрачных в день свадьбы, перед росписью или венчанием.

Однако не все уделяют этому этапу внимание. В некоторых случаях знакомство с родителями происходит отдельно от помолвки. Пара устраивает праздник, приуроченный к объявлению о свадьбе, в кругу друзей. Часто будущие молодожены устраивают романтический вечер для двоих.

Как она происходит

Помолвку связывают чаще всего с днем подачи заявления в загс, но можно провести предсвадебный обряд и раньше. На сегодняшний день нет четких правил, сколько времени должно пройти между предложением руки и сердца и свадьбой.

День свадьбы назначают, как правило, через 30 дней после подачи заявления. В ряде случаев, например, при беременности невесты возможны исключения.

Как же проходит помолвка? Согласно традиции, существует несколько этапов:

  1. Предложение руки и сердца – жених в романтической обстановке спрашивает у возлюбленной, готова ли она стать его женой. Чаще всего именно в этот момент молодой человек преподносит даме сердца кольцо. Если она принимает украшение, это означает готовность к браку. Сегодня модно устраивать романтичные признания в любви: флешмобы, тематические вечера, вручение кольца во время концерта или в кинотеатре в присутствии большого количества людей. Влюбленным хочется, чтобы этот день запомнился навсегда, а окружающие разделили с ними радость;
  2. Сватовство – жених отправляется в дом невесты, чтобы попросить у отца и матери невесты руки их дочери. В качестве проявления внимания и уважения родственникам невесты дарят небольшие презенты. Жених приходит один или со своими родителями. В этот день обсуждают нюансы организации свадьбы, расходы, назначают дату торжества;
  3. Празднование помолвки – после получения благословения родителей пара устраивает вечеринку, на которой рассказывает друзьям и знакомым о решении пожениться. Это может быть тематический праздник, ужин в ресторане или чаепитие с помолвочным тортом. Сценарий торжества зависит от предпочтений влюбленных, которых теперь называют женихом и невестой. В этот день принято дарить молодым подарки.

Необязательно все этапы обряда должны проходить в один день. Это может занять и неделю.

Приметы

Любое важное событие связывают с определенными приметами и суевериями, помолвка не исключение:

  • Не рекомендуется сообщать о свадьбе и проводить торжество в високосный год. Считается, что такой брак не будет счастливым;
  • Помолвленным влюбленным нельзя фотографироваться вместе и смотреть на луну – это приведет к расставанию;
  • Кольца для помолвки приобретают только новые, а не переплавленные или переданные по наследству;
  • Предложение руки и сердца, согласно древнему суеверию, лучше сделать в пятницу вечером, а объявить о помолвке в субботу;
  • Помолвленную пару нельзя брать в крестные родители;\
  • До помолвки нельзя носить кольца на безымянном пальце – замуж не выйдешь;
  • Потеря помолвочного кольца – плохой знак для будущего союза;
  • Со дня объявления о решении пожениться и свадьбой молодым следует спать раздельно, в противном случае их ждут ссоры в семье;
  • Не рекомендуется после предсвадебного обряда невесте что-либо вязать или шить возлюбленному;
  • Девушкам после помолвки нельзя смотреться в одно зеркало с подругами – жениха уведут из-под венца;
  • Существует множество толкований сновидений, связанных с помолвкой. Например, видеть себя во сне на помолвке в качестве гостя – хороший знак, сулящий позитивные изменения в жизни, а вот быть главным лицом обряда, женихом или невестой, – плохой знак: к расставанию с любимым человеком.

Церковь отрицает любые приметы. Это всего лишь суеверия, которым не стоит придавать особого значения. В любом случае люди сами вершат свою судьбу и своими руками создают счастливую семейную жизнь.

Как себя вести и можно ли жить после вместе?

Со дня объявления о решении пожениться до свадьбы проходит, как правило, не меньше месяца. После предсвадебного обряда начинается приготовление к банкету. Главное в этот период – не паниковать. Чрезмерное волнение может привести к ссорам, а в некоторых случаях даже к разрыву.

Совет! Подготовка к свадьбе – своего рода репетицией семейной жизни с заботами и проблемами. И чтобы пройти через испытания, распланируйте этапы подготовки и распределите обязанности, учитесь договариваться и искать компромиссы.

Многих волнует вопрос, можно ли жить после помолвки вместе. Если раньше невеста и жених могли делить постель только после свадьбы, то в современном обществе пары ведут совместный быт, а иногда и обзаводятся детьми задолго до предсвадебного обряда.

В некоторых странах, например, в Германии после помолвки пара могла жить в гражданском браке под одной крышей. В Японии в этот день будущие жених и невеста только знакомились. А в Италии после предсвадебного обряда разрешалось посещать суженую только в присутствии ее родителей. Ждали этого момента и в исламских странах. Ведь только во время помолвки представители этой религии получали возможность видеть лицо невесты.

Православный брак

Православие – это не просто обязанность, которую мы выполняем воскресным утром и о которой забываем, покинув храм; Православие – это образ жизни. А образ жизни включает в себя всю совокупность привычек и взглядов, мыслей и действий: стиль жизни и способ жизни. Для нас, православных, Христианство – хлеб наш насущный и, как рыба в воде, должны мы жить в Вере. Будучи последователями Христа, мы должны тянуться к Нему и Его Церкви, а не к идеалам современного мира. И это становится особенно очевидным при посещении монастырей, где среда, дух, весь образ жизни – все в духе Православия.

Большинство из нас, православных христиан, живет не в монастырях, у нас семья, дом, дети, работа. При этом многие православные миряне впадают в заблуждение, считая, что от них не требуется столь самоотверженного последования Христу, как от монашествующих. Это, конечно, не так: все христиане – избрали они монашеский образ жизни или нет – призваны Христом к покаянию и жизни вечной. Среди православных христиан нет «классов», но все они равны и все должны быть последователями Христа, вне зависимости от положения, которое они занимают в Церкви.

Однако нам, мирянам, очень трудно изо дня в день вести христианский образ жизни, ибо мы постоянно находимся в обществе не только не христианском, но зачастую, и все более и более, враждебном христианской вере. Но это не должно расхолаживать нас, ведь об этом говорил и Сам Христос: «Се Аз посылаю вас яко овцы посреде волков: будите убо мудри яко змия, и цели яко голубие» (Матф. 10,16)

Прочным оплотом для православных мирян в этих условиях является брак и семейная жизнь, установленные благословением Божиим для спасения всех членов семьи. Чтобы лучше разобраться в этом, давайте рассмотрим канонические основы брака, находящиеся в Священном Писании и хранящиеся в Священном Предании, выражающем мировоззрение Церкви.
Взгляды на брак в Ветхом и Новом Завете

Когда мы читаем о браке, семейной жизни и продолжении рода человеческого в Ветхом Завете, сразу же бросается в глаза, что главное здесь – это сохранение еврейского народа, безконечные родословные, которые находим в Писании. Однако, в то время брак не был единственным способом продолжения рода. Дети рождались и от наложниц, кроме того, существовал обычай брать в жены вдову брата, даже если она становилась второй женой (ужичество). Мы читаем о том, что Соломон, например имел семь тысяч жен, царевен, и триста наложниц, а Царь Давид взял «еще наложниц и жен из Iерусалима, после того, как пришел из Хеврона. Родились еще у Давида сыновья и дочери» (2 Цар. 5,13-14). В Ветхом Завете можно найти множество упоминаний о нескольких женах и наложницах. Такая забота о продолжении рода сегодня кажется нам излишней, а обычаи представляются довольно странными. Однако целью подобного многоженства являлось вовсе не удовлетворение плотской похоти, а желание иметь наследников. В Ветхом Завете мы не найдем никакого снисхождения Бога к разврату, как нет такого снисхождения и сейчас. Еще в ветхозаветные времена Бог начал открывать человеку Свою волю. Мы видим, что Бог осуждает многоженство, наложниц и закон ужичества. Смыслом брака все больше становится не продолжение рода, а более высокие, духовные ценности. Наконец, Бог ясно изъявил свою волю, карая развратников. Для нас, считающих себя весьма культурными, образованными и утонченными современными людьми, эти кары могут показаться чрезмерно суровыми. Но ими Бог показывал, что источник жизни именно Он, а не физическое соединение мужчины и женщины. А где Бог, там все таинственно и свято. Воспроизведение и продолжение жизни не может не быть таинством. А святость и таинство должно хранить и оберегать от кощунства, нечистоты и непочтительного отношения. То, как Бог поступал с приверженными распущенности и извращениям в Ветхом Завете, говорит о том, что брак есть дивное и святое таинство – настолько святое и таинственное, что любая распущенность мерзка пред Богом и ее должно избегать всеми силами.

С пришествием Христа главной целью брака перестает быть потомство и продолжение рода, хотя это по прежнему остается его важной составляющей. Но Христос пришел в мир и принес залог воскресения мертвых и вечной жизни, сообщив христианскому браку новую цель – стяжание жизни вечной супругами и детьми.

Чин православного брака начинается словами «Благословенно Царство Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь». Этими словами подчеркивается важность брака и сразу обозначается его цель. Согласно церковным канонам, христиане, вступившие в брак вне Церкви, отлучаются от церковных таинств. Некоторым это кажется непонятным и чересчур строгим. Но спросим тогда: «Что делает брак действительным? Что придает браку духовный смысл?» – В отличие от брачных обрядов в большинстве инославных церквей, в Православной Церкви брак не является договором — юридическим соглашением с перечислением взаимных обязательств сторон. Православный брак это скорее создание двумя людьми малой, семейной церкви для поклонения Богу Истинному и во спасение души. Эта семейная церковь подчинена Церкви Христовой. Как говорит св. Василий Великий, жениться естественно, но брак должен быть сверхъестественным, стать игом, которое супруги добровольно несут для Церкви. Отсюда видно, что в Новом Завете главной целью брака становится уже не продолжение рода, а спасение души, и сам чин брака содержит множество символов, разъясняющих эту цель.
Обязанности мужа

Муж глава есть жены… Мы знаем, что любое учреждение или организация – будь то Церковь, приход, монастырь, или, в миру, банк, корпорация или школа – должны иметь главу, руководителя. То же самое относится и к успешному браку, ибо семья также является организацией, организацией духовной и физической. Согласно Священному Писанию и Священному Преданию главой брака является муж. Вспомним еще раз апостола Павла: «муж глава жене…». Муж, будучи главой, олицетворяет в семье принцип власти. Как священник является духовной главой прихода, и отвечает перед Богом за прихожан, будучи духовной властью в приходе, так и муж есть священник в семье, и отвечает за ход семейной жизни.

Это вовсе не означает, что муж лучше или выше жены. Перед Христом все равны; нет ни мужчин, ни женщин. Брак является равноправным союзом. Еще раз оговоримся: в Православии нет места какого-либо рода шовинизму. То, что муж является главой семьи, вовсе не дает ему права быть диктатором, тираном, судьей или абсолютной властью для своей супруги и детей. Но, как и любое высокое положение, положение главы семьи предполагает определенные обязанности, тяжелые и сложные, но в то же время интересные и многообещающие. Писание говорит, что муж должен любить жену, как Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее (Ефес. 5:25). Большинство христианских мужей имеют слабое представление, о какого рода любви здесь идет речь. В миру слово «любовь» обычно означает любовь плотскую, или же сентиментальную, романтическую. Это не имеет ничего общего с христианским пониманием любви. Вспомним слова Христа к ученикам о том, что нет больше любви, чем душу свою полагать за ближнего. Следовательно, с христианской точки зрения любовь подразумевает жертву и самоотвержение. Муж должен проявлять по отношению к жене столько заботы, внимания, опеки и нежности, сколько Христос проявляет по отношению к Церкви. Муж должен быть готов даже пожертвовать своей жизнью, ибо как Христос отдал свою жизнь ради любви к Церкви, так православный муж должен быть способен отказаться от всего – даже жизни, если необходимо – ради своей жены. Вспомним еще раз апостола Павла, который говорит, что муж есть глава жены, как Христос есть глава Церкви. Мы знаем, что Глава Церкви Христос омыл ноги Своим ученикам. Наш Спаситель показал этим, что значит быть главой – это значит служить, первенствовать в любви, понимании и терпении, защищать и оберегать свою семью. Именно к такому первенству и призывается муж, и только в этом случае он может быть истинным мужем и настоящим мужчиной, верным своей данной свыше природе. Разумная жена желает видеть своего супруга именно таким, и не станет стремиться к главенствующему положению. Психологи утверждают, что женщины испытывают глубокую неприязнь к мужчинам, отводящим им главенствующее положение в семье или позволяющим им занять его. Кроме того, известно, что случаи отклонений в поведении детей и даже психические расстройства часто случаются именно в тех семьях, где отец перестал быть главой, олицетворением сострадания, любви и защиты. Долг мужа любить жену и детей не позволяет ему запугивать свою жену и относиться к ней как к служанке, что нередко случается.

Вот что говорил об этом св. Iоанн Златоуст: «Поистине, разве слугу удержишь страхом, да и его не удержишь, ибо он вскоре оставит тебя. Но спутницу жизни, мать детей своих, источник всех радостей, не достоит сковывать страхом и угрозами, но привязывать любовью и добрым расположением. Что за союз, когда жена трепещет пред мужем? И что за радость мужу жить с женой как с рабыней? Даже если претерпишь от нее многое, не гневайся на нее, как Христос не гневается на Церковь».

Мужчины, мужья, настоящая любовь начинается когда мы отдаем себя другим. Мы начинаем любить – в христианском смысле – когда начинаем отдавать. Некто пришел к св. Iоанну Златоусту с жалобой, что жена его не любит. Святой отвечал: «Иди домой и люби ее». «Ты не понял,» – возразил мужчина, – «как я могу любить ее, если она меня не любит?» «Иди домой, и люби ее» – повторил святой. И он был прав. Если нет любви, чтобы обрести ее, надо полюбить самому.

Мужчины часто жалуются священникам, что жены не любят их. А потом священник узнает, что мужчина ничего не делает для того, чтобы его любили, просто ожидая любви, словно некий идол, ожидающий жертв и поклонения. Таким мужьям следует уяснить, что единственный способ заслужить любовь супруги, это любить самому, ведь в жизни мы обычно получаем взамен то, что отдаем сами: ненависть за ненависть, любовь за любовь.

Отцы Церкви говорят, что христианские мужья должны любить своих жен больше, чем свои мирские обязанности, ибо нет успеха выше чем счастливая семья, и если неладно в семье, то все другие достижения теряют смысл. Наши семьи заслуживают самого лучшего. Сегодня среди нас слишком много таких, кто отдают все лучшее в мир, а все плохое оставляют для дома. Именно поэтому Отцы Церкви учат нас ценить превыше всего общество наших жен, и предпочитать быть дома с ними, нежели на работе. Мужья, и будущие мужья, давайте вспомним и слова нашего современника, Андре Моруа: «Я сделал выбор на всю жизнь; отныне моя цель – не искать того, кто мне приятен, но делать приятное тому, кого я избрал…»
Обязанности жены

Апостол Павел говорит: «Жены, своим мужем повинуйтеся, якоже Господу… Но якоже Церковь повинуется Христу, такожде и жены своим мужем во всем» (Ефес.5;22,24).

В современном обществе, особенно здесь, в Америке, и в первую очередь в средствах массовой информации: кино, телевидении, журналах и книгах – дух послушания представляют чем-то заслуживающим презрения. Вместо этого нас на каждом углу призывают поступать по своему, выбирать лучшее, удовлетворять все свои прихоти и желания. Но, как мы уже говорили, православный брак не является частью мирского, секулярного общества. Его цели и цели общества не просто расходятся – они диаметрально противоположны. Цель христианского брака – вечная жизнь со Иисусом Христом в Царствии Небесном, а цель мирского общества – наслаждение, всевозможные удовольствия, самооправдание и своеволие.

Однако, Священное Писание и Священное Предание открывают нам, что послушание есть начало христианского совершенства, что подчинение и послушание способствуют стяжанию прочих добродетелей. С другой стороны, своеволие разжигает страсть гордости и постепенно отчуждает личность от христианского образа мыслей и жизни. Митрополит Антоний (Храповицкий) пишет: «Если хочешь быть хорошим, умным человеком, а не глупой овцой в стаде, не соглашайся со своими современниками, погибающими духовно и физически; не иди путем своеволия, но путем послушания. Только тогда будешь личностью. Тогда, возможно… один… сохранишь веру, неожесточенное сердце и благородную душу, и не уподобишься потрепанному бурей флюгеру, как большинство наших современников».

Сам Христос явил пример совершенного послушания, ибо по Своему послушанию воле Отца предался Он ради нас на страдания и смерть, и привел нас от греха к свободе и спасению.

Время от времени мы видим семьи, где муж «под каблуком» у жены. Что мы обычно подразумеваем, употребляя это грубое выражение? Мы подразумеваем, что жена заняла в семье главенствующее положение и стала управлять мужем. Это происходит, когда муж слишком слаб, слишком погружен в себя или слишком занят, чтобы выполнять все свои обязанности; иногда бывает что жена сама стремится к власти в силу своих духовных или эмоциональных наклонностей. В последнем случае женщина, как правило, проявляет свой властный и агрессивный характер как в семье, так и вне дома. Подобная женщина лишена самых основ женственности: добросердечия, скромности и нежности. В таком случае в семье царят отношения безысходности, разочарования, несогласия и даже злобы. Первое, что должен сделать священник, видя подобных супругов, это попытаться убедить мужа занять место главы семьи и найти способ склонить жену уступить часть власти, не принадлежащей ей по праву. Следует понимать, что роли жены и мужа не исключительны: иногда жена должна продемонстрировать силу, а муж – подчиниться жене. В наиболее зрелых, духовных семьях, отношения супругов превращаются во взаимное послушание.
Признаки успешного брака

Жизненный опыт говорит нам, что когда двое вступают в брак, они сразу же начинают понимать, что между ними существует масса отличий. Практически, мы совершенно не знаем самих себя, пока не вступим в брак. Мы слишком погружены в себя, и нужен кто-то другой, чтобы помочь нам увидеть себя со стороны, такими, какие мы есть на самом деле. Одно из преимуществ успешного брака – то, что супруги всегда готовы выслушать друг друга, играя роль своего рода домашнего психолога. Мы знаем, как много эмоциональных проблем возникает, когда над человеком довлеет некое внутреннее бремя, которое ему не с кем разделить. Если брак благополучный, супруги поверяют друг другу свои печали, уверенные во взаимопонимании, не стараясь «сохранить лицо».

Брак – это не миссионерское предприятие! В браке достаточно собственных сложностей и без того, чтобы каждый супруг старался перевоспитать или переделать другого. Одно из наиболее распространенных и наиболее серьезных заблуждений молодых супругов – это вступать в брак в надежде изменить другого.

Истинная любовь исключает навязывание себя и стремление переделать любимого, но призывает к росту. Как? Во-первых, принимая другого человека таким, какой он есть. Когда мы вступаем в брак, мы не обязуемся изменить супруга, но соглашаемся любить его таким, какой он есть. Лучший способ изменить жену или мужа – это измениться самому, исправить свои недостатки, в соответствии с наставлениями Христа ученикам.

Мы считаем неверностью факт супружеской измены. Но неверность может проявляться и по-другому: когда работа, родители, увлечения или что-либо другое становится выше семьи. Это тоже неверность. Тот, кто не готов поставить брак выше карьеры, родителей, друзей, отдыха, не готов к браку, и такой брак не будет прочным. Брак – для взрослых, а не для детей.

Если правильно застегнуть первую пуговицу пиджака, за ней встанут на место и остальные. Но если первая пуговица попала не в ту петлю – все пойдет вкривь и вкось. Так и в браке: необходимо правильно установить приоритеты и расположить все по порядку. Мужья, если для вас на первом месте жены – а для вас, жены, на первом месте мужья – в вашем браке все встанет на свои места.

Есть много признаков успешного брака но, с моей точки зрения, наиболее важными являются три:

1. Похвала. Ни один брак не может быть успешным, если супруги не ценят друг друга. Каждый человек время от времени нуждается в поощрении, и ничто не убивает любовь быстрее, чем непрестанные упреки. Когда мы, мужья и жены, поощряем друг друга – будь то по серьезному поводу или нет – мы даем понять супругу, что любим и ценим его. Взаимное поощрение укрепляет брак, и именно его больше всего не хватает в современных семьях.

2. Прощение. Без прощения не может быть счастливого брака. Когда семейные пары спрашивают меня: «Как вы считаете, можем мы спасти наш брак?», я всегда отвечаю: «Да, если вы готовы прощать друг друга». И такое прощение требуется не только в кризисные моменты семейной жизни, а каждодневно. В хороших семьях супруги постоянно просят друг у друга прощения. Если мы не делаем этого, нанесенные нами раны не заживут. А тогда мы начинаем охладевать и отдаляться друг от друга, не получая той Божьей благодати, которая дается тем супругам, которые умеют прощать.

3. Время. Для создания хорошей семьи требуется время, ее не создашь за один день. Семья должна вырасти, этот процесс долог и труден и, как все хорошее в жизни, дается усилиями и трудом. Если вы собираетесь вступить в брак, помните: мы живем в обществе мгновенного удовлетворения желаний, и приучены получать все сразу, немедленно. Это наше нетерпение оказывает самое разрушительное влияние на брак, даже на православный брак. Если мы не проявляем достаточной терпимости друг к другу, если мы не желаем тратить много лет на создание семьи, наш брак обречен.

Нет настолько благополучного брака, что его невозможно улучшить, и нет настолько неудачного, что его невозможно исправить, при условии что супруги готовы вместе по благодати Божией возрастать в духовную меру, установленную Христом, Который пришел служить, а не чтобы Ему служили. Еще одно необходимое условие успешного брака – способность к росту. Наиболее частая причина распада браков – незрелость характера. Конечно, вступающие в брак всегда в чем-то незрелы, у всех есть какие-то недостатки. Но нужно уметь перерасти себя. Апостол Павел пишет, что когда был младенцем думал по-младенчески, говорил по-младенчески и понимал по-младенчески, но когда стал мужчиной, оставил младенческое. Так и для благополучного брака необходимо оставить младенческое: безответственность, желание сделать все по-своему, эгоизм, невнимание к другим, скандальные выходки, ревность. Надо обязательно ежедневно просить у Господа: «Дай мне, Боже, зрелость… видеть не только себя… но и понимать мою супругу/супруга и принимать ответственность, которую Ты возложил на меня».

Установление Таинства Брака

Бог благословил брачный союз первых людей в Раю и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю и обладайте ею (Быт.1; 28), дав им один из первых Своих заветов. В той же книге Бытия, на первых ее страницах, раскрывается тайна брачного союза мужчины и женщины: Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть (Быт. 2; 24). Брак был одним из тех двух Божественных установлений, которые прародители вынесли за врата рая после грехопадения.

В Евангелии брак сравнивается с таинственным союзом Христа с Церковью, почему и называется апостолом Павлом «тайной великой» (См.: Еф. 5; 32,33). Господь Иисус Христос освятил Своим присутствием брак в Кане Галилейской и благословил его. Там же Он совершил Свое первое чудо, превратив воду в вино на бедной свадьбе (См.: Ин. 2; 1-11).

Насколько высок в очах Божьих союз мужчины и женщины, говорит тот факт, что Христос постоянно сравнивал образ жизни в Царствии Небесном с брачным торжеством. Господь делал это не случайно — картины брачного пира были хорошо знакомы тем, кто слушал Его проповедь. И поэтому они вызывали живой отклик.

История формирования чинопоследования Таинства Брака

Еще в ветхозаветный период брак считался священным установлением, но о брачных обрядах того времени известно мало. Глава, посвященная женитьбе Исаака и Ревекки, дает нам об этом следующие скудные сведения: Исаак предлагает невесте подарки; его слуга Елеазар совещается с отцом Ревекки относительно ее замужества; устраивается брачный пир.

Развитие брачной церемонии можно проследить в последующие времена. К описанным выше традициям, существовавшим во времена Авраама, добавим то, что позже стал заключаться брачный договор. Стало произноситься торжественное благословение жениха и невесты в присутствии нескольких мужчин, которых евангелист Лука называет «сынами брачными», а евангелист Иоанн — «друзьями жениха». Невеста являлась на брак в сопровождении женщин.

Потом, в ходе церемонии, следовали многочисленные ритуально-символические действия с покрывалом невесты и благопожелания от гостей. Жених и невеста пили из чаши, подаваемой раввином, который произносил формулу благословения на брак; жених брал золотое кольцо и надевал его на указательный палец невесты, произнося при этом: «Помни, что ты сочеталась со мной по закону Моисея и израильтян».

Прочитывался брачный контракт в присутствии свидетелей и раввина, который произносил семь благословений. Жених, державший в руке чашу, после произнесенных благословений разбивал ее либо о стену (если невеста — девица), либо о землю (если невеста — вдова). Затем начинался брачный пир, который продолжался семь дней. В течение этого семидневного срока жених должен был отдать невесте все обещанное в договоре приданое.

Бесспорно то, что традиции ветхозаветной брачной церемонии существенно повлияли на христианский брачный обряд. Другим источником влияния на его формирование является греко-римская культурная традиция.

Новозаветная Церковь с первых веков подчеркивала святость брака, как богоустановленного союза мужчины и женщины. «Сам Бог соединяет освящаемых Таинством и посреди их присутствует», — свидетельствует Климент Александрийский. Второй путь жизни для православного христианина — девство, которое имеет в очах Божьих такую же значимость, как и брак.

Церковь устами своих служителей свидетельствует о том, что браки православных христиан будут совершаться до конца времен. Поэтому апостол Павел говорит, что люди, запрещающие вступать в брак, которые явятся в последние времена, — лжеучители, и христиане не должны их слушать.

В 398 году IV Карфагенский Собор постановил, чтобы родители приводили жениха и невесту для благословения в церковь.

Созданная Господом Иисусом Христом Церковь входила в жизнь языческих народов, изменяя ее и «изнутри», и снаружи. Обычаи древних не отвергались, а им придавался новый смысл, они «переориентировались» для достижения иных целей. Так и в чинопоследовании Таинства Брака церковно оформлялись брачные обряды, бытовавшие у разных народов.

Как и все другие Таинства Православной Церкви, Венчание прошло определенный путь, прежде чем его чинопоследование окончательно сформировалось.

Развитие чинопоследования в Русской Церкви

Изложение последования Венчания в Русской Церкви в Х-ХП веках не сохранилось.

В XIV веке Таинство Брака совершали исключительно мирские священники. Интересной особенностью совершения Таинства в описываемый период было то, что жених и невеста сами обменивались кольцами, а слова «обручается раб Божий…» священником не произносились. Кроме того, не было таких составляющих современного чина Венчания, как молитва «Господи, Боже наш, иже отроку патриарха Авраама…» и сугубой ектеньи. Также, не было вопросов к жениху и невесте о добровольном вступлении в брак, и чтения Апостола и Евангелия. Новобрачные причащались Преждеосвященными Дарами.

В XV веке чин обручения пополняется обычаем троекратного благословения жениха и невесты горящими свечами.

В XVI веке Таинство Брака совершалось после прохождения нескольких церковно-административных этапов: во-первых, жених и невеста обращались к епископу с просьбой благословить их брак; во-вторых, архиерей выдавал им указ («знамение», «венечная память») на имя приходского священника с указанием тому совершить «обыск». Так выявлялось, нет ли канонических препятствий к браку: «чтобы (брачующиеся) ни в кумовстве, ни в сватовстве, ни в роду, ни в племени не поималися» (Стоглав). В 1765 году императрица Екатерина II издает указ, по которому «венечные памяти» были отменены.

В описываемый период вошел в обычай семейный сговор, оканчивавшийся в доме жениха молитвой священника «жениху по невесту ехать». В доме невесты, куда жених приезжал также в сопровождении священника, последний читал ряд особых молитв (часть из которых входит теперь в последование второбрачных). Затем родители благословляли жениха и невесту, и все ехали в церковь, где совершалось последование Венчания. Вопроса о добровольном согласии в чине Венчания не было.

В XVII веке браки сопровождались заключением договора — «заряда», предписывающего выплату денежной компенсации в случае расторжения брака.

В первой половине XVIII века обручение и Венчание, составляющие две части Таинства, совершались разновременно: в соответствии с указом Петра Первого, изданном в 1702 году, промежуток между ними составлял шесть недель. Этим же указом император отменял «зарядные записи». В России в Синодальный период Таинство Венчания мог совершать только приходской священник жениха или невесты.

В 1775 году Синод постановил совершать чинопоследование обручения и Венчания одновременно. Исключение из этого правила делалось только для лиц императорской фамилии.

С 1802 года на Венчании кроме жениха и невесты должны были присутствовать свидетели, которые подтверждали подписями в метрической книге храма свершившийся акт Браковенчания.

Обручение в церкви до свадьбы

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *