Статьи

С грохотом захлопнулась дверь, и он остался один в тюремной камере. В неведении о причине ареста. В полной неопределенности о своем будущем. В полутемном, сыром, холодном настоящем. Примерно в таких красках описывает Дитрих Бонхёффер начало своего заключения. Заключения, которому не суждено было завершиться при его жизни. Опыт двух лет, проведенных им в немецкой тюрьме, может стать примером прохождения человека через житейскую, экзистенциальную и личностную пустыню. Этот пример для нас драгоценен тем, что мы можем, «взирая на конец его жизни, подражать его вере».

Оказавшись в тюрьме, человек может быть захлестнут жалостью к самому себе. Причину своего одиночества он часто ищет вне себя: в нелюбви ближних, невнимательном отношении и предательстве окружающих. Тогда одиночество рассматривается как болезненное проявление, не имеющее смысла, а люди и обстоятельства, приведшие к нему, признаются виновными. Не понимая смысла страдания, сопровождающего одиночество, человек переживает тупик и заживо съедает себя в агонии самосожаления.

Образ тюремного заключения очень содержателен. Оно символизирует обстоятельства внешне стесненные, в которых человек лишается привычной свободы выбрать более легкий, более приемлемый для себя путь. Но эта же ситуация становится вызовом для его внутренней свободы.
Фактически человек остается наедине с самим собой. Вера в Божественное Провидение дает нам смелость говорить об одиночестве как о проявлении Божьей воли в отношении нас.

Одиночество обладает своим содержанием. Но мы не всегда готовы испытать глубину такого одиночества. Это для нас кажется небезопасным и потому болезненным. Отчасти потому, что настоящее экзистенциальное одиночество сродни смерти. Путь к нему похож на погружение в пустоту. А она архетипически воспринимается как отсутствие движения, повседневной суеты, будто привычная жизнь отступает на второй план, уходит в небытие. Поэтому человек стремится взаимодействовать с кем-нибудь или с чем-нибудь, лишь бы не допустить погружения во мрак и опустошенности одиночества.

Этимология слова «одиночество» указывает на отсутствие кого-либо рядом. Но это не молчание, не монолог. Это скорее диалог. В обыденности жизни у человека часто нет роскоши остаться наедине со своими мыслями. Ему трудно разобраться во внутренних конфликтах, не предаваясь им, а размышляя над ними. Повседневные заботы пленяют наше сознание. И если человек остается на таком поверхностном уровне, структура его личности не может быть сформирована. Подобно тому как бабочке требуются усилия для того, чтобы освободиться от кокона и чтобы ее крылья приобрели необходимые качества для полета, так и человеку требуется согласиться на одиночество — лишь там он встречается с самим собой, с Богом и со смертью. Без диалога с ними человеку не стать целостным.

«Встреча с самим собой» — устойчивое выражение, которое отсылает нас к самым основам личностной самоидентификации. Оно имеет резкую эмоциональную окраску: понятие «встреча» означает событие, прорыв в привычный уклад жизни кого-то иного, подобный прозрению. Но это показывает, что мы не знаем себя настоящих и каждый день скрываемся под масками. Мы надеваем их, когда играем в обществе те или иные роли, стремимся произвести впечатление и т. д. Но и наедине с собой мы облекаемся в свой привычный образ. Мы хотим видеть себя лучшими, чем мы есть на самом деле. Потому что не соответствуем своим ожиданиям. По сути, маски дают иллюзию полноценной жизни и видимость подлинного бытия. Наши маски — это кожаные ризы Адама, без них мы чувствуем себя нагими. А с ними надеемся выжить перед лицом небытия.

Поэтому встреча с самим собой — это смирение со своей немощью. Это умаление себя, признание своей зависимости и незащищенности. Это встреча с собой настоящим. Но только к настоящему обращается Бог. И лишь в таком состоянии Его голос можно услышать. Именно поэтому одиночество — это диалог.

Пример такого диалога мы видим в жизни библейского пророка Илии. Он оказался в опале и был отторгнут обществом. Илия был огорчен из-за того, что народ отступил от Бога, а попытки пророка изменить такое положение вещей ни к чему не привели. Илию снедала ревность по Богу и просто страх за свою жизнь. Отчаяние захватило пророка, и он шел в пустыню, чтобы предаться там унынию: «Будущего нет!» И в этот момент Бог обращается к Илии: «что ты здесь?» «Я люблю Тебя! Но эта любовь привела меня к одиночеству», — отвечал Илия. Далее следует одно из самых замечательных откровений Бога о Себе Самом. Яхве приоткрывает пророку тайну Своего Провидения, Своего действия в человеческой истории. И призывает Илию стать соработником.

И наконец, есть врата, в которые человек входит в полном одиночестве, — это встреча со смертью. Мы можем быть рядом с умирающим и разделять с ним его страдание. Но перед этими вратами мы отступаем, оставляя его один на один с таинством смерти. Ужас и трепет души вряд ли может быть познан и описан. Множество мыслителей в истории пытались подготовить человека к смерти. Но ни призывы стоиков встретить ее с открытым забралом, ни Эпикуровы слова «Когда есть я — смерти нет, когда есть смерть — меня нет» в этот час не утешают.

Сон часто сравнивают со смертью. Мы закрываем глаза, подводя черту прожитому дню и принося к ней груз того, от чего не смогли освободиться, — суетных забот, обид, неразрешенных конфликтов, ненависти, гнева. А может быть, благодарности, благословения и радости. Недаром в исторических церквах большое внимание всегда уделялось словам и мыслям, с которыми человек отходит ко сну.

Каждому из нас предстоит однажды встретиться со смертью и в полном одиночестве перед ней держать отчет. И дай нам Бог научиться любить, чтобы с трепетом и упованием в этот час предать свою жизнь и душу милосердию Божьему. Тогда уже мы дерзнем задать вопрос: «Смерть, где твое жало?!»

Немецкий протестантский богослов. В 1939 году в разгар национального и идеологического гонения в фашистской Германии вернулся в Берлин из Америки, считая правильным разделить судьбу своего народа. Служил пастором. В апреле 1943 года арестован по подозрению в причастности к заговору против Гитлера. После двух лет заключения в тюрьме, а затем в концлагере казнен за месяц до капитуляции Германии.

Всеволод Погасий

Источник: Журнал «Решение»

Значение слова одиночество

Примеры употребления слова одиночество в литературе.

Вся группа по различным причинам не разговаривает с Параджановым: сопостановщик Додо Абашидзе за то, что застал Сережу за поеданием осетрины в одиночестве.

Все направлено против него: и его одиночество, и его отвага, и туманный абсолют, и боги с их недоказуемым существованием, и вполне очевидное небытие.

Не сумасшествие, не море, не автострада, а просто безопасный запертый номер в гостинице — одиночество, комфорт и смерть.

Другие азаты тоже взяли к себе в дом по гостю, и лишь один, Адурбад, поехал дальше в одиночестве.

Покинутая всеми, в оглушительном одиночестве, прислужница Алтун бродила, подбирая у вчерашних очагов остатки подгорелой и брошенной пищи, складывая про запас полуобглоданные кости в сумку, и среди прочего наткнулась на оставленную кем-то овчину, взвалила ту шкуру себе на плечи, чтобы постелить ее на ночь под себя и ребенка, матерью которого она оказалась поневоле.

Стало быть, Алтын знает лишь, что муж ни с того ни с сего вдруг устал от семейной жизни и возжелал пожить в одиночестве.

Эти ваши человеческие отношения, — сказал мне Аносов, — так сложны, мучительны и загадочны, что иногда является мысль: не одиночество ли — настоящее, пока доступное счастье.

В самую радостную, казалось бы, минуту — апогей популярности — я почувствовала одиночество и испуг, желание спрятаться у родителей от всего, что на меня навалилось, измотало, унесло сон, покой и радость.

Он испытывал ко мне, как и к араукарии, поистине уважение, он так глубоко проникся сознанием своего одиночества, своей обреченности плавать, своего отщепенства, что порой и в самом деле, без всякой насмешки, мог прийти в восторг от какого-нибудь слуги или, скажем, трамвайного кондуктора.

Иной раз, когда знаю, что меня никто не видит, я пользуюсь этим местом как храмом, сажусь над араукарией на ступеньку, немного отдыхаю, складываю молитвенно руки и благоговейно гляжу вниз, на этот садик порядка, берущий меня за душу своим трогательным видом и смешным одиночеством.

После того, как проводил до ворот пастуха, Арефьев вернулся в беседку и долго сидел в одиночестве.

Тут Ари вдруг замолк, ибо неожиданно осознал, что и сам именно сейчас отличается ничуть не меньшим идиотизмом: торчит здесь в полном одиночестве.

Леонардо смотрел ему вслед, и жалобный вид ученика напомнил учителю собственную слабость его-проклятье бессилья, тяготевшее над всей его жизнью,—бесконечный ряд неудач: бессмысленную гибель Колосса, Тайной Вечери, падение механика Астро, несчастия всех, кто любил его, ненависть Чезаре, болезнь Джованни, суеверный ужас в глазах Майи и страшное, вечное одиночество.

На следующее лето мы поместили Леле в этот загон, а когда его характер начал немного портиться от одиночества, подсадили к нему совсем еще не дрессированную самку афалины по кличке Авакеа.

Лидочка рассматривала Ахмета — почти месяц она провела в одиночестве, никого не видя, если не считать бывших соседей и соучениц, которых Лидочка избегала, чтобы не отвечать на вопросы, — и вдруг за один час встретила сразу двоих.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Одинокий значение слова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *