Топ-10 книг по христианской апологетике

Попытки критиковать христианскую веру терпят крах. Твердыни ложных убеждений разбиваются о неоспоримые доказательства сотворения и о факты про личность Иисуса Христа. Ответы на сложные и неудобные мировозренческие вопросы находятся в следующих книгах по христианской апологетике.

1. «Утверждение истины», Линн Гарднер

В книге изложены аргументы в логической форме и последовательности. Основная линия доказательств утверждает достоверность книг Нового Завета, божественность Иисуса и боговдохновенность Библии.

2. «Ужин со скептиками», Джефф Вайнс

Здесь находится живой пример практической апологетики — умения дать любому, кто спросит, кроткий и уважительный ответ, на чем основана та надежда, что живет в нас (1 Петра 3:15,16).

3. «Просто христианство», Клайв Льюис

Сборник радиобесед «Просто христианство» занимает достойное место в мировой классике христианской апологетики. Некритичное принятие распространённых идей эволюционного прогресса, пересмотрены автором в эссе «Похороны Великого Мифа», которое включено в книгу. Тут показано, что эволюционизм — всего лишь наивное космогоническое суеверие.

4. «Неоспоримые свидетельства», Джош Макдауэлл

Фундаментальное справочное пособие, содержащее исторические свидетельства, факты и документы христианства.

5. «Исторический Иисус», Гари Р. Хабермас

Одно из наибольших исследований исторической достоверности новозаветных сведений об Иисусе. Первая часть книги опровергает научные и популярные попытки поколебать историчность Иисуса. Во второй части — исторические свидетельства жизни Иисуса. Третья — это полезные приложения для более глубокого понимания темы.

6. «Верую, ибо истинно!», Терри Л. Мизи, Гари Р. Хабермас

В книге представлены классические и современные аргументы в пользу христианства, рассматриваются наиболее распространенные возражения и ответы на них. Авторы обращаются к философским, историческим и научным свидетельствам, показывая рациональную обоснованность христианской веры.

7. «Величайшая мистификация», Джонатан Сарфати

На материале данных естествознания, истории и философии автор показывает, что мир живой природы не возник в результате эволюции, а был сотворен Богом в те сроки, о которых сказано в Библии.

8. «Эволюция мифа», Сергей Головин

Книга посвящена истории того, как идея эволюционного происхождения человека утверждала себя и получала массовое признание. В ходе рассмотрения причин возникновения и развития этой идеи, а также результатов ее господствующего положения в современном обществе, привлекаются многие малоизвестные читателю факты, приводящие порой к весьма неожиданным и интересным выводам.

9. «В умах людей. Дарвин и новый мировой порядок», Йен Тэйлор

Книга заполняет пробел в жизненно важном пространстве, разделяющем естественные и гуманитарные науки. Подробно анализируя данные учебников о происхождении и предназначении человека, автор демонстрирует зыбкость аргументации их основных положений; сообщает множество интереснейших фактов, которые долго и упорно замалчивались идеологами науки; вскрывает истинные мотивы, стоящие за приводимыми в учебниках объяснениями; показывает, что именно эволюционная философия лежит в основании многочисленных социальных болезней современности.

10. «В начале была информация», Вернер Гитт

Книга открывает новый подход к пониманию Библии. В первой части рассматриваются основные аспекты законов природы. Во второй и главной части книги понятие «информация» подробно разъясняется на многочисленных примерах. В третьей и последней части книги изложенные выше темы и теоремы применяются к библейскому учению.

Религия и наука: христианская апологетика

Лега Виктор Петрович, выпускник МФТИ 1978 г. (ФФКЭ), кандидат богословия, доцент

Введение
Предмет и задачи курса

Характер взаимодействия науки и религии в разное время. Христианская дисциплина, изучающая взаимодействие науки и религии, — основное богословие, или христианская апологетика. Предмет основного богословия. Восстановление целостной истины как главная задача основного богословия. Взаимоотношение основного богословия и частных наук, а также философии. Отличие основного богословия от философии и других богословских дисциплин. Структура предмета «основное богословие». Обзор основных источников и пособий. Необходимость определения религии и науки.

Раздел I
Сущность и возникновение религии

Сущность религии
Необходимость решения вопроса о сущности религии. Этимология слова «религия», различные гипотезы: Цицерон, Лактанций, Августин, Сервий Сульпиций. Нерелигиозные и христианские концепции понимания сущности религии. Проблема определения религии. Необходимые элементы религии: вера в личностного Бога и сверхчувственный мир, необходимость Откровения, вера в бессмертие души, связь религии с нравственностью, необходимость Церкви и религиозного культа. Виды религий: теизм, деизм, пантеизм. Отличие религии от секты.

Происхождение религии
Два типа нехристианских концепций происхождения религии. Учения о возникновении религии во времени вследствие обмана, страха, обожествления великих людей, классовой притесненности, незнания сути явлений, развития сознания до уровня абстрагирования. Общие и частные ошибки этих теорий. Учение Фейербаха о сущностной врожденности религии человеку, ее критика. Прамонотеизм и возникновение политеизма в результате грехопадения. Доказательства в пользу первоначальности монотеизма.

Раздел II
Философские проблемы апологетики

Вера и разум
Философская апологетика: основные проблемы, методы их решения. Философия и христианство. «Философия — служанка богословия» (Климент Александрийский). Возможность использования различных философских систем для нужд христианской апологетики. Вера и разум. Необходимость решения проблемы веры и разума для обоснования существования христианской апологетики. Исторический обзор различных способов решения проблемы отношения веры и разума: блаж. Августин, Тертуллиан, Пьер Абеляр, Сигер Брабантский. Достоинства и недостатки каждого решения. Учение Лейбница о сверхразумности веры. Психологическое и онтологическое понимание веры. Вера как онтологическое свойство души.
Проблема истины. Различные определения истины. Критерий истины. Классическая, когерентная, прагматическая, марксистская, позитивистская концепции истины. Недостаточность и противоречивость философского и научного понимания истины. Метафизический, логический и этический смысл истины. Христианство как единственное учение, дающее решение проблемы истины.

Доказательства бытия Бога
Вопрос о доказательствах бытия Бога. Суть проблемы, ее сложность, противоречивость и актуальность. Отцы Церкви о возможности и ограниченности доказательств бытия Бога. Смысл фразы «доказательство бытия Бога». Классификация известных доказательств бытия Бога по двум группам: априорные и апостериорные. Анализ априорных (онтологического и нравственного) и апостериорных (космологического и физико-теологического) доказательств, их достоинства и недостатки. Православное решение проблемы.

Проблема свободы человека
Свобода человека — и всемогущество Бога и Его промысел. Христианское учение о человеке как образе Божием как основа решения проблемы свободы. Свобода и грехопадение. Учение преп. Максима Исповедника о двух свободных волях в человеке: природной и рассудочной, гномической. Свобода как выбор и свобода как независимость. Что означает выражение «раб Божий»? Смысл монашеского обета послушания как отказа от своей свободы. Свобода и познание истины. Свобода и необходимость. Критика нехристианских учений о свободе человека.

Вопрос о смысле страдания праведников (теодицея)
Суть проблемы, ее сложность и актуальность. Нехристианские и еретические способы решения проблемы, их ошибочность и противоречивость. Христианское решение проблемы: причина зла — в относительной самостоятельности тварного мира, свободной воле человека и первородном грехе. «Теодицея» Лейбница. Онтологический смысл грехопадения Адама и необходимости страданий в падшем мире. Онтологический смысл страданий Иисуса Христа и искупления Им грехов человечества.

Христианское учение о душе
Учение о душе, ее бессмертии. Проблема телесности и бестелесности души. Полемика свт. Игнатия (Брянчанинова) и свт. Феофана Затворника по вопросу о телесности души. Опора на ошибочные научные гипотезы XIX в. (флогистон, эфир) как причина неправильного решения свт. Игнатием вопроса о сущности души. Бестелесность души как основной аргумент в защиту ее бессмертия. Доказательства бессмертия души (Платон, Плотин, Максим Исповедник, Фома Аквинский, Декарт, Лейбниц).

Отношение к человеческому телу в христианстве
Важность телесной жизни для спасения человека, догматические основания для этого — воплощение Иисуса Христа, воскресение из мертвых. Уникальность христианства как религии, объясняющей смысл земной жизни человека, самопротиворечивость всех остальных религий. Необходимость заботы о телесном здоровье, мнения отцов Церкви об этом (свт. Василий Великий, преп. Максим Исповедник, авва Фалассий). Отношение христианской Церкви к физкультуре и спорту.

Раздел III
Естественнонаучные проблемы апологетики

Наука и христианство
Необходимость определения науки. Сущностные черты науки: общезначимость, системность, доказательность, проверяемость и др. Возникновение современной науки в XVI-XVII вв. из христианских и философских положений. Вера в Бога — Творца и Законодателя мира как необходимая предпосылка возникновения науки. Иные постулаты, лежащие в основе современной науки: учение о человеке как образе Божием, Боговоплощение как освящение мира, математизация естествознания, его теоретичность, разрушение античного Космоса. Антиеретическая и антиоккультная направленность науки в XVII веке. Оккультизм и ненаучность учения Джордано Бруно. Суд над Галилео Галилеем, трактовка суда В. Гейзенбергом. Отношения науки и христианства в последующие века. Отсутствие конфликта Церкви с наукой в православии.
Особенность религиозности ученых: Кеплер, Декарт, Ньютон, Паскаль, Лейбниц, Коши, Мендель, Пастер, Эйнштейн, Гейзенберг и др. Причины отхода современных ученых от Церкви.

Православное учение о чудесах
Проблема определения чуда. Чудо как событие, противоречащее законам природы. Природа чудес. Онтологическое обоснование возможности чуда. Спор Ньютона и Лейбница о природе и причине чудес. Примеры чудес: уникальные (в т. ч. евангельские) и постоянно действующие. Жизнь как чудо с точки зрения физики. Попытка Шредингера объяснить сущность жизни с точки зрения физики. Евхаристия как наиболее наглядное чудо. Причины непризнания людьми даже самых очевидных чудес.

Библия и наука
Историческая уникальность библейского описания сотворения мира. Соответствие Библии положениям современных наук: физики, геологии, биологии. Креационизм и эволюционизм в понимании сотворения мира и возникновения жизни. Христианство и частные науки: физика, математика. Возникновение вселенной. Большой взрыв. Антропный принцип. Проблема возникновения жизни, отношение к эволюции, происхождение человека.

Раздел IV
Исторические проблемы апологетики

Уникальность Библии. Доказательство историчности ветхозаветных событий: археологические данные, кумранские рукописи, тщательность переписывания ветхозаветных книг как гарантия подлинности текста. Историчность евангельских событий. Свидетельства нецерковных историков о Христе (Иосиф Флавий, Тацит, Плиний Младший, Светоний). Надежность евангелий как исторических документов. Критика учений о «естественности» воскресения Христа (обморок и т. п.). «Туринская плащаница».
Библия как богооткровенная книга. Критерии богооткровенности: историческая истинность и сверхразумность ее положений (чудеса, пророчества).

Заключение
Христианство в современном мире

Христианство и культура
Определение понятия «культура»: узкий (искусство) и широкий (всё созданное человеком). Истинное понимание культуры как синтеза высших ценностей человечества — Истины, Добра и Красоты. Духовные основы культуры. Учение отцов Церкви о трехчастности души как основа духовности и культуры. Культурологический смысл православного учения об обожении человека. Христианское понимание прогресса.
Причины и особенности современного атеизма. Гносеологические и психологические корни материализма, неверия и атеизма.

Темы семинарских занятий

Занятие 1. Сущность и происхождение религии
Необходимость решения вопроса о сущности религии. Нерелигиозные и христианские концепции понимания сущности религии. Проблема определения религии. Необходимые элементы религии: вера в личностного Бога и сверхчувственный мир, необходимость Откровения, вера в бессмертие души, связь религии с нравственностью, необходимость Церкви и религиозного культа. Виды религий: теизм, деизм, пантеизм.
Учения о возникновении религии во времени: просветительская, марксистская, психоаналитическая концепции. Общие и частные ошибки этих теорий. Учение Фейербаха о сущностной врожденности религии человеку, ее критика. Православное учение о прамонотеизме и возникновении политеизма в результате грехопадения. Доказательства в пользу первоначальности монотеизма.

Контрольные вопросы к занятию:
1. Можно ли дать определение религии?
2. Атеистическое определение религии, его недостатки.
3. Необходимые элементы религии.
4. Каковы отличия теизма от деизма и пантеизма?
5. Почему вопрос о времени возникновения религии является столь принципиальным?
6. Сущность просветительской концепции происхождения религии, ее ошибочность.
7. Сущность марксистской концепции происхождения религии, ее ошибочность.

Занятие 2. Вера и разум. Доказательства бытия Бог Необходимость решения проблемы веры и разума для обоснования существования христианской апологетики. Исторический обзор различных способов решения проблемы отношения веры и разума: блаж. Августин, Тертуллиан, Пьер Абеляр, Сигер Брабантский. Учение Лейбница о сверхразумности веры. Психологическое и онтологическое понимание веры. Вера как онтологическое свойство души.
Вопрос о доказательствах бытия Бога. Отцы Церкви о возможности и ограниченности доказательств бытия Бога. Классификация известных доказательств бытия Бога по двум группам: априорные и апостериорные. Анализ априорных (онтологического и нравственного) и апостериорных (космологического и физико-теологического) доказательств, их достоинства и недостатки. Православное решение проблемы.

Контрольные вопросы к занятию:
1. Можно ли доказывать религиозные положения или следует принимать их только на веру?
2. Какие можно назвать варианты решения вопроса об отношении веры и разума?
3. Какова роль доказательств бытия Бога в христианском богословии?
4. В чем суть онтологического доказательства бытия Бога?
5. В чем суть нравственного доказательства бытия Бога?
6. В чем суть физико-теологического доказательства бытия Бога?
7. Какие доказательства бытия Бога более убедительны?

Занятие 3. Возникновение науки и христианство
Необходимость определения науки. Сущностные черты науки: общезначимость, системность, доказательность, проверяемость и др. Возникновение современной науки в XVI-XVII вв. из христианских и философских положений. Антиеретическая и антиоккультная направленность науки в XVII веке. Оккультизм и ненаучность учения Джордано Бруно. Суд над Галилео Галилеем, трактовка суда В. Гейзенбергом. Отношения науки и христианства в последующие века. Особенность религиозности ученых: Кеплер, Декарт, Ньютон, Паскаль, Лейбниц, Коши, Мендель, Пастер, Эйнштейн, Гейзенберг и др.
Чудо как событие, противоречащее законам природы. Онтологическое обоснование возможности чуда. Спор Ньютона и Лейбница о природе и причине чудес. Причины непризнания людьми даже самых очевидных чудес.

Контрольные вопросы к занятию:
1. Существовал ли конфликт между христианством и наукой в XVII веке?
2. В чем отличие аристотелевской науки от галилеевской?
3. Какие положения лежат в основании современной науки?
4. Каким было отношение к чудесам у физиков XVII века?
5. Философско-религиозное обоснование чудес.

Интернет-ресурсы:

Персональный сайт Лега Виктора Петровича

Основное богословие

hide Table of Contents

  1. А. И. Осипов Путь разума в поисках истины.
  2. ПРЕДИСЛОВИЕ
  3. Глава I. ПОНЯТИЕ ОБ ОСНОВНОМ БОГОСЛОВИИ
  4. Глава II. РЕЛИГИЯ
  5. § 1. Человек, мир, религия
  6. § 2. Что такое религия
  7. § 3. О чем говорит слово «религия»
  8. § 4. Основные истины религии
  9. § 5. Сущность религии
  10. § 6. Происхождение религии
  11. 1. Натуралистическая гипотеза
  12. 2. Анимистическая гипотеза
  13. 3. Гипотеза Фейербаха
  14. 4. Социальная гипотеза
  15. 5. Положительный взгляд на происхождение религии
  16. § 7. Первая религия
  17. § 8. Многообразие религий
  18. § 9. Не все то религия, что кажется таковой
  19. Глава III. НЕРЕЛИГИОЗНЫЕ СИСТЕМЫ МЫСЛИ
  20. § 1. Деизм. Пантеизм. Теизм
  21. § 2. Взгляды отдельных философов на религию
  22. 1. Взгляд Канта
  23. 2. Взгляд Шлейермахера
  24. 3. Взгляд Гегеля
  25. Глава IV. О БЫТИИ БОГА
  26. § 1. Доказательство
  27. 1. Понятие о доказательстве
  28. 2. Доказательство и истинность
  29. 3. Об относительности эмпирических доказательств
  30. 4. Выводы
  31. § 2. Бога нет, потому что…
  32. 1. …Наука доказала, что Бога нет
  33. 2. …Мы Его не видим
  34. 3. …Библия содержит в себе много противоречий
  35. 4. …Мир полон страданий
  36. § 3. Бог есть
  37. 1. Космологический аргумент
  38. 2. Телеологический аргумент
  39. 3. Онтологический аргумент
  40. 4. Психологический аргумент
  41. 5. Исторический аргумент
  42. 6. Нравственный аргумент
  43. 7. Религиозно-опытный аргумент
  44. Глава V. РЕЛИГИЯ И ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
  45. § 1. Религия и наука
  46. 1. Наука или религия?
  47. 2. Понятие науки
  48. 3. Постулаты науки
  49. 4. Методы науки
  50. 5. О достоверности научного знания
  51. 6. О критериях в науке
  52. 7. Наука и мировоззрение
  53. 8. Наука не против религии?
  54. 9. Религия против науки?
  55. 10. Вера и знание в религии и науке
  56. 11. Некоторые выводы
  57. § 2. Путь разума в поисках истины
  58. 1. Философия
  59. 2. Наука
  60. 3. Наука или мистика?
  61. 4. Христианство
  62. Глава VI. ОТКРОВЕНИЕ
  63. § 1. Виды откровений
  64. § 2. Признаки сверхъестественного Откровения
  65. § 3. Признаки индивидуального откровения
  66. § 4. Оценка естественного богопознания
  67. Глава VII. ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ
  68. § 1. Основы духовной жизни ( по творениям святителя Игнатия Брянчанинова)
  69. 1. Правильная мысль
  70. 2. Что значит вера во Христа
  71. 3. Познай самого себя
  72. 4. Добрые дела
  73. 5. Опасно преждевременное бесстрастие
  74. 6. Правильная молитва
  75. 7. Прелесть
  76. 8. Наставник
  77. 9. Католицизм
  78. 10. Истина одна
  79. § 2. О святости и святых как знаках исполнения Божия обетования человеку
  80. 1. Бог и человек
  81. 2. Ступени жизни
  82. 3. Писание и Церковь
  83. 4. Святость
  84. 5. Обожение
  85. 6. Законы жизни
  86. 7. Любовь и заблуждение
  87. 8. Плоды Духа
  88. Глава VIII. ЯЗЫЧЕСТВО
  89. § 1. Натурализм
  90. § 2. Идолослужение
  91. § 3. Мистицизм
  92. § 4. Магизм
  93. § 5. Истоки язычества
  94. § 6. Язычество и история
  95. § 7. Оценка язычества
  96. Глава IX. ВЕТХОЗАВЕТНАЯ РЕЛИГИЯ
  97. § 1. Учение
  98. § 2. Ветхозаветная религия и христианство
  99. Глава X. ПРОИСХОЖДЕНИЕ МИРА
  100. § 1. Три взгляда на мир
  101. § 2. Христианское понимание мира
  102. § 3. Христианская экология
  103. § 4. Гипотеза антимира
  104. § 5. Границы Вселенной
  105. § 6. Творение или (и) эволюция
  106. КРАТКАЯ БИБЛИОГРАФИЯ ПО ТЕМАМ
  107. ПРИМЕЧАНИЯ

Основное богословие

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *