Нарушения привязанности – неумение любить

Родители из жизни социальных сирот исчезают не сразу: дети вынуждены длительное время наблюдать распад личности своих матерей и отцов. Эти метаморфозы сопровождаются жестокостью, насилием и безучастностью родителей к ребёнку.

Отсутствие любви и даже просто близких отношений со значимыми взрослыми с самого раннего возраста становится мощным орудием, уничтожающим в душе ребёнка доверие и интерес к людям и миру.

Потом детей изымают из семей, и они оказываются в детдоме в компании детей с таким же ощущением тотальной ненужности, с потерей способности любить и принимать любовь.

Нарушение привязанности – сбой у человека стремления доверять, принимать и отдавать, ценить другого и ощущать собственную ценность для него. Взамен формируются другие стремления, убеждения и ценности – те, которые помогают выживать в мире, полном опасности и враждебности.

Примеры жизненных установок таких детей: «Кто сильнее, тот и прав»; «Рассчитывать только на себя»; «Я никому не нужен, и мне никто не нужен»; «Только я сам во всём виноват». Да, конечно, они не формулируют свою жизненную позицию именно такими словами – эти установки прочно вписаны на уровне подкорки. Дети-сироты ведут себя в соответствии с теми принципами, которые доказали свою эффективность и полезность в тех жестоких и жёстких условиях, где гуманные и нравственные правила не работают. Отсюда «трудное» поведение и «неудобный» характер.

«Трудный» характер

Травмы прошлого формируют характер ребенка, а проверенные им жизненные установки диктуют общий план поведения. Условно это поведение можно разделить на четыре типа, соответствующие в целом типам расстройства привязанности.

  1. Ребёнок, которым до приёмной семьи пренебрегали или же держали в крайних ограничениях, может провоцировать новых родителей на сильные эмоции и раздражать их, делая это как будто специально. Особенность таких детей в том, что они не могут определить силу и вообще наличие любви к себе по обычным тонким проявлениям заботы и внимания. Им всегда нужны сильные проявления со стороны других людей, особенно значимых взрослых. Если кричат и бьют, то в понимании таких детей их присутствие активно замечают, а значит, наверное, любят. Если сильных проявлений от взрослых нет, значит, «я не нужен».

  2. Если кровные родители были истеричны и крайне непоследовательны, то дети плохо ориентируются в проявлениях своих и чужих эмоций. Любое чувство и любая эмоция такими детьми испытываются по максимуму. Если ребёнок думает, что испытывает радость или любовь, то это должен быть крайний восторг или полное слияние. Если что-то расстроило или напрягло, то ребёнок может моментально впасть в ярость или испытывать крайнюю тревогу, страх. Когда такие дети считают себя виноватыми в чём-то, то чувство вины тоже захватывает их полностью и причиняет боль и страдание, съедая изнутри.

  3. В некоторых случаях ребёнок воспринимает разрыв с родителем как его предательство. Такое может случиться, когда у ребёнка была сильная привязанность и даже склонность к зависимым отношениям с родным человеком, «вдруг» бросившимего. Чаще всего такие дети замыкаются в себе, и их доверие крайне сложно заслужить. Их принцип – «не верить никому».

  4. Другая крайность – дети, никогда и ни к кому не испытавшие привязанности. Их били и унижали. Они рано поняли для себя, что не имеют никакой ценности, а выжить и добиться успеха может только тот, кто умеет использовать силу и власть. «Кто сильнее, тот и прав» – это их принцип жизни. Такие дети поначалу могут показаться приёмным родителям вполне милыми и приятными, потому что они умеют играть на чувствах, манипулировать и лицемерить. Но через некоторое время новые родители начинают видеть в своём ребёнке эгоиста и потребителя, сталкиваться с агрессией, хамством и неприятием. Для этих детей не существует общепринятых рамок и правил. Они могут идти к своей цели напролом, не желая учитывать интересов и прав окружающих.

Волевые парадоксы

Стоит отметить особенности волевой сферы приёмных детей. С одной стороны, эти дети могут показывать чудеса терпения и нечувствительности к боли. Падения и удары переносятся легко, без слёз и жалоб, а порой и вовсе не замечаются. Монотонность ожиданий и несложных действий тоже не выведет их из равновесия. Когда это не вступает в противоречие с другими их интересами, они могут подолгу раскачиваться, равнодушно сидеть наказанными в углу, вызывать раздражение других людей однообразными действиями.

С другой стороны – бесконечные требования, капризы и истерики, особенно первое время пребывания в семье, которые вводят замещающих родителей в ступор и отчаяние. Истерики происходят именно там, где отсутствует терпение и от ребёнка требуются дополнительные усилия, чтобы что-то делать или остановиться.

Ребёнок, с раннего возраста выживавший в трудных и жестоких условиях, не склонен к дополнительным усилиям в тех сферах, где ему, по его представлениям, ничего страшного не угрожает. А актуальные жизненные задачи всегда лучше решать теми способами, которыми они быстрее и проще всего решались.

Познавательные способности

На фоне волевых нарушений познавательная активность почти всех сирот заметно снижена. Зачем тратить силы на то, что не приносит незамедлительного результата? Где это может пригодиться прямо сейчас? К чему браться за всё новые и новые задачи, которые требуют постоянного поиска различных методов решения, когда вокруг масса задач, которые могут быть решены привычными и проверенными методами быстрее, эффективнее и экономичнее? Хочется получить мобильный телефон – лучше потребовать его у приёмных родителей с помощью криков, истерик, угроз и шантажа. А идти на договорённости завершать полугодие без двоек ради получения телефона через три-четыре месяца – это, с точки зрения ребёнка, совершенно бессмысленно и очень затратно по времени и усилиям.

Кроме того, низкая успеваемость приёмных детей в школе объясняется педагогической запущенностью. Им действительно труднее навёрстывать учебную программу, чем детям, не знавшим серьезных житейских проблем и развивавшимся гармонично.

За годы выживания страдают и природные задатки. Часто бывает, что у приёмного ребёнка хорошо развиты образная и ассоциативная память, внимание, скорость реакции и другие психофизиологических свойства. Но, к сожалению, всё это – невостребованный потенциал, который ребёнок не научился грамотно использовать.

Трудности в обучении, выстраивание взаимоотношений с людьми, сложность в понятии и принятии себя, страдание от собственных действий – всё это наслаивается на базовые нарушения в способности доверять и любить. Такой груз сложно исцеляется и часто тянется шлейфом по жизни человека со сломанным детством. Всем кажется, что это особенности характера или психики. А на самом деле – заученные реакции на жизненные условия, избежать которых было невозможно.

Елена Турлина

Отношение общества к приемным семьям: что происходит, как поддержать приемные семьи

С развитием различных моделей замещающих семей начало формироваться общественное мнение и отношение социума к таким семьям, ведь, взяв приемного ребенка, семья оказывается в центре пристального внимания окружающих, которые в своем отношении руководствуются нашей историей «сиротства», сложившимися мифами о детях-сиротах, а также репортажами СМИ.

Иллюстрация kremenchug.ua

Опыт общения с приемными семьями говорит о том, что окружающие их не всегда понимают, «крутят у виска» и считают, что легче и проще помогать сироте в детском доме, ездить, навещать и быть наставником. Многие говорят: «вы, конечно, молодцы», — но примерить на себя роль приемного родителя не могут, недоумевают, иногда осуждают.

Что же влияет на отношение к приемным семьям, попробуем разобраться в данной статье.

Влияние СМИ

Очевидно, что одним из самых важных источников, который оказывает влияние на формирование мнений и убеждений являются СМИ: интернет, ТВ и печатные издания. В данном случае источники СМИ можно условно разделить на два типа: профессиональные и непрофессиональные, «публичные». Аудитория профессиональных источников информации довольна узкая и чаще всего составляетоит из специалистов, которые работают с детьми-сиротами, волонтеров, а также людей, которые задумались о приемном родительстве. Каналы трансляции и распространения данной информации также довольно узки.

Массовая аудитория строит свое мнение на «шумных» и рейтинговых передачах, которые в погоне за горячими новостями чаще транслируют неуспешный опыт (трагичные случаи) о детях-сиротах и приемных семьях. Плюс ко всему, зачастую журналисты, которые работают над программами и статьями, также не владеют информацией о различных формах семейного устройства детей и все формы устройства сводят к одной – усыновлению.

Итак, информационная пропаганда неудачного опыта, недостаточная информированность журналистов о разнице в формах устройства, безграмотная подача материала о детях-сиротах на массовую аудиторию – все это формирует искаженное представление о замещающих приемных семьях.

Это приводит к тому, что аудитория СМИ не понимает актуальную ситуацию, которая складывается в системе семейного устройства детей-сирот и, как следствие, может мешать принятию ребенка в семью. Мы все еще мало знаем о детях-сиротах, учреждения все еще остаются закрытыми, а обычный человек хочет принести в детский дом побольше подарков и единожды подарить свое тепло. Общество до сих пор не знает и не понимает проблемы детей-сирот, люди просто знают, что сироты где-то живут и им нужно помогать.

Родственники, друзья, знакомые

Принятие ребенка в семью часто меняет весь жизненный уклад, а вслед за ним меняется окружение, друзья. Иногда самые близкие родственники отказываются общаться с семьей и ребенком. Нередки случаи потери супруга и смены работы. Вот в этом случае, когда только появляется мысль о приеме ребенка в свою семью, к этому необходимо подготовить и других членов семьи, бабушек и дедушек, близких родственников и друзей.

Важно заранее поставить в курс дела оповестить ближайшее окружение, узнать их мнение о появлении ребенка в семье. В дальнейшем, в процессе обучения в Школе приемных родителей, попробовать проиграть острые моменты, которые могут возникнуть или проконсультироваться у ведущих Школы. Подготовка не только родителей, но и ближайшего окружения обеспечивает максимальную готовность к появлению приемного ребенка, а также способствует более легкой адаптации ребенка.

Материальное вознаграждение: корысть или необходимость

Безусловно на отношение к приемным семьям влияет и материальное вознаграждение, которое они получают замещающие семьи (кроме усыновителей). Иногда это основной повод для осуждения. Особенно часто критикуются многодетные приемные семьи, которые «детей набрали ради денег». В этом случае говорят о том, что на детях зарабатывают, но по сути тут не только денег не заработаешь, но еще и должен остаешься, ведь у ребенка сразу иногда «вылезаеют» множество болезнейи, появляется необходимость в репетиторах, дополнительных развивающих занятиях, покупке дорогих медикаментов, психологическом сопровождении. Все это требует немалых средств.

Также нужно осознавать, что материальное вознаграждение подразумевает под собой то, что приемная семья берет ребенка в свою семью на профессиональной основе. Это означает, что она всесторонне должна заниматься его развитием, помогать преодолевать эмоциональные проблемы, наблюдать за ребенком, вести мониторинг его развития, конструктивно взаимодействовать с органами опеки и попечительства, осуществлять взаимодействие с кровными родственниками, если того требует ситуация. На приемного родителя ложится груз ответственности по воспитанию и заботе о ребенке, который пришел в семью со своей личной травматичной историей. Отрывок из популярной книги Кэтти Гласс «Будь моей мамой. Искалеченное детство» может быть хорошим примером профессиональной деятельности, правильного отношения к приемным семьям и понимания детей-сирот.

Кэтти работает профессиональным опекуном, является фостерной семьей для детей, которые оказались в трудной жизненной ситуации. По просьбе социальных служб в ее семью попадает 8-летняя Джоди, от которой за 4 месяца отказались пятеро опекунов. Как написано в предисловии к книге – «девочка с первого дня в семье показала себя настоящим тираном». Отношения к приемным семьям на западе хорошо иллюстрирует ситуация на игровой площадке, когда Джоди помешала съехать с горки одной из девочек. Отец девочки сделал строгое Кэтти строгое замечание, сказав, что ей нужно научиться следить за своим ребенком. Через некоторое он услышал разговор Кэтти с бывшей учительницей девочки, которая отметила позитивные изменения в состоянии ребенка и сказала, что Кэтти – замечательная фостерная мама и хорошо справляется. После этого мужчина подошел к Кэтти и извинился за свой грубый тон.

Важно отметить, что в сегодня детских домов в США и странах Европы нет. Ребенок может попасть в приют (детский дом семейного типа), но только на короткое время, пока ему не выберут приемную (фостеровскую) семью. Тайны усыновления также нет. Многие приемные родители и биологические матери выбирают «открытое усыновление», поскольку этот вариант приносит пользу всем, в особенности ребенку. Приемных родителей такая форма избавляет от неожиданностей, они больше узнают о наследственности, им не приходится жить в страхе, что биологическая мать внезапно вторгнется в их жизнь. Биологические родители, со своей стороны, получают постоянное подтверждение тому, что ее ребенок окружен любовью и хорошей заботой. Ребенок же может поддерживать контакт с родителем, что дает ему ответы на многие вопросы и ограждает от фантазирования. Главное тут, что это позволяет всем сторонам говорить правду – а правда имеет терапевтическое действие.

Школа

Еще одна из причин, о которой говорят приемные родители – это школа. Школьные трудности ребенка-сироты, которые обусловлены чаще психологическими, чем интеллектуальными проблемами, влекут за собой специфическое отношение к ребенку, восприятие его как «детдомовского», неудобного и отстающего. Приемный родитель опять оказывается в зоне непонимания и социального неодобрения и должен быть готов выслушать множество обидных, несправедливых обвинений в адрес ребенка, научиться сам держать оборону. Поэтому в отношении со школой нужно запастись терпением, не конфликтовать с педагогами, а напротив приложить все усилия, чтобы работать единой командой. Вообще трудности вхождения ребенка в новый класс, новую образовательную среду, плюс адаптация в приемной семье отнимают много душевных сил и ресурсов. На то, чтобы еще успевать в школе, сил просто не остается. Не все педагоги понимают, что ребенку сначала нужно совладать со своими эмоциональными проблемами, а уж потом браться за ум.

Снова мифы

За годы советской власти с ее доминантой коллективного было сформировано много мифов о детях-сиротах, которые прочно засели в массовом сознании. Вот, наиболее распространенные из них:

— воспитание в коллективе — это замечательно;
— главное — одеть и накормить;
— ребенка из детского дома берут только те, у кого нет своих детей;
— все эти «детдомовцы» больные, с ними одни проблемы;
— во всем виноваты гены, поэтому ничего хорошего из них не вырастет;
— ребенок не должен знать, что он приемный.

Разрушить эти конструкты довольно сложно. Сюда же можно отнести и установку, которая сильно укоренилась в нашей культуре: ребенок в приемной семье стереотипно воспринимается как человек из «чужой», да еще и неблагополучной группы. Так же в сознании заложен принцип кровности, то есть «родными можно стать только по крови». Однако, как показывает жизненный опыт, иногда родными становятся не по крови, а по душе, а кровные родственники могут быть вообще чужими друг другу людьми. При этом опять-таки на ребенка переносятся мифы о генах. Получается такая программа ожидания плохого и ненормального от ребенка, и если ребенок самостоятельно не справляется со своими трудностями (чаще не справляется), то легко попадает под эти ожидания и проявляет нехорошее поведение, что от него и ожидают.

Возврат детей

Отдельная тема, которая красной нитью проходит через всю тему детей-сирот и активно обсуждается в СМИ – это возврат детей. Чаще всего это происходит в моменты семейных кризисов и переходного возраста у детей, когда семья понимает, что она не в силах справиться с ребенком. В сложившейся ситуации винить только приемные семьи неправильно, потому что возвраты детей в учреждения — это только следствие всей системы семейного устройства в целом: непрофессиональной системы подготовки будущих приемных родителей, подбора семьи для ребенка и дальнейшего их сопровождения. Например, с 2013-го года прохождение Школы приемных родителей стало обязательным для всех кандидатов в приемные родители, однако этот важный этап иногда носит формальный характер, многие его проходят для галочки, есть заочные формы, а тренеры, ведущие школы, далеко не всегда имеют нужную подготовку, из-за чего «хромает» и результат. А результат – это осознанное и взвешенное принятие решения о приеме ребенка в свою семью, подбор семьи для ребенка с учетом его потребностей. По факту же не хватает специалистов, нет методик, нет грамотного подбора, поэтому в семью людей преклонного возраста60-летних могут отдать грудничка или сиблингов с трудностями в поведении, а тут зачастую уже никакое сопровождение не поможет. Вот и получается, что из-за «сбоев» в системе подготовки не формируется и ответственность семьи перед ребенком.

Система семейного устройства должна представлять модель сопровождения семьи с момента ее подготовки, и дальше – на всех этапах: подбора ребенка, принятия его в свою семью, адаптации (особенно в первый год жизни в семье). Словом, приемная семья должна иметь доступ к профессиональным службам на местном уровне, работая в ситуации доверия и безопасности.

Подведем итоги

Отношение общества к замещающим семьям — показатель развитости данной формы устройства и системы помощи детям-сиротам. Очевидно, что наше общество пока не готово осознать, что прием ребенка в свою семью – это труд и работа, требующая отдачи и знаний, что это никогда не бывает просто и нужна профессиональная система поддержки семьи.

Пока что мы только в началев самом начале этого непростого пути, который долгое времястолетия проходили западные страны. Нужно развивать институт замещающего родительства, вводить новые модели опорных семей, которые являются поддержкой для семей в трудной жизненной ситуации или семей, которые воспитывают детей-инвалидов. Необходимо работать на развитие служб поддержки приемных семей и на подготовку профессиональных кадров: педагогов, социальных педагогов, психологов, задача которых помогать семье, а не контролировать ее. СМИ должны делать акцент на успешном опыте приемных семей, тогда, наверное, и общество будет их поддерживать и слова: «Это ваши трудности! Зачем тогда брали!» — уже никому не придут в голову. Приемная семья так же, как и ребенок, должна осознавать, что ее границы не будут нарушены, она должна чувствовать себя в безопасности.

Важно понять, что взять ребенка в семью — это всегда непросто, зато награда за труды велика. Отношение к приемным семьям — это вклад каждого из нас, поэтому давайте начнем с себя и будем относиться к ним с добротой, уважением и поклоном. Это то, что придает сил, уверенности и делает всех лучше!

*По материалам вебинара «Отношение социума к приемным семьям: что происходит, как поддержать приемные семьи».

Автор Порядина (Хомуева) Екатерина — социальный педагог, куратор АНО «Про-мама».

Особенности воспитания приемных детей

Что может быть важнее для ребенка, чем семья, уют родного дома, теплота маминых и сила папиных рук? К сожалению, многие дети бывают лишены этого, оказываясь в домах ребенка и детских домах после того, как от них отказались родители или родители были лишены родительских прав.

Также немало взрослых людей, которые хотят, но не могут иметь своего ребенка. А также тех, кто просто не равнодушен к проблеме брошенных детей и хотел бы, что бы добра на Земле стало чуть-чуть больше. Именно эти люди стремятся стать приемными родителями.

Чем младше ребенок, которого забирают из детских учреждений, тем легче ему адаптироваться в новой семье. Легче и для приемных родителей.

Однако именно дети постарше, которые понимают, что у них нет мамы и папы, нет своего дома, пронзительно хотят иметь свою семью. Конечно, взрослые должны обладать определенной смелостью и запастись терпением, чтобы сердечко такого ребенка «оттаяло» в домашнем тепле.

Но, несмотря на эти различия, в поведении детей можно отметить некоторые общие закономерности. Поведение и самочувствие ребенка не остается постоянным, оно меняется с течением времени по мере того, как он осваивается в новой обстановке. Как отмечают психологи, при адаптации ребенка в новых условиях имеется несколько стадий.

Первую стадию можно охарактеризовать как «Знакомство», или «Медовый месяц». Здесь отмечается опережающая привязанность друг к другу. Родителям хочется обогреть ребенка, отдать ему всю накопившуюся потребность в любви. Ребенок испытывает удовольствие от своего нового положения, он готов к жизни в семье. Он с удовольствием выполняет все, что предлагают взрослые. Многие дети сразу же начинают называть взрослых папой и мамой. Но это совсем не значит, что они уже полюбили — они только хотят полюбить новых родителей.

Вы заметите, что ребенок испытывает и радость, и тревогу одновременно. Это приводит многих детей в лихорадочно-возбужденное состояние. Они суетливы, непоседливы, не могут долго сосредоточиться на чем-то, за многое хватаются. Учтите: перед ребенком в этот период появляется много новых людей, которых он не в состоянии запомнить, ребенок пока не в силах запомнить и усвоить ту массу новых впечатлений, которая обрушилась на него. Особое значение для ребенка имеет подтверждение, что это действительно его новые родители.

Вторую стадию можно определить как «Возврат в прошлое», или «Регрессия». Первые впечатления схлынули, эйфория прошла, установился определенный порядок, начинается кропотливый и длительный процесс притирания, привыкания членов семьи друг к другу — взаимная адаптация. Ребенок понимает, что это — другие люди, в семье — другие правила. Он не сразу может приспособиться к новым отношениям. Он почти беспрекословно подчинялся правилам, пока это было в новинку. Но вот новизна исчезла, и он пробует себя вести как прежде, присматриваясь, что нравится, а что не нравится окружающим. Происходит очень болезненная ломка сложившегося стереотипа поведения. В эти месяцы могут обнаруживаться психологические барьеры: несовместимость темпераментов, черт характера, ваших привычек и привычек ребенка.

У многих взрослых, столкнувшихся с этими проблемами, не хватает сил, а главное терпения дождаться пока ребенок сделает то, что им нужно. Особенно ярко в этот период проявляются: отсутствие знаний об особенностях возраста, умений устанавливать контакт, доверительные отношения и выбирать нужный стиль общения. Попытки опереться на свой жизненный опыт, на то, что их так воспитывали, часто терпят поражение.

Привыкнув к новым условиям, ребенок начинает искать линию поведения, которая удовлетворила бы приемных родителей. Этот поиск не всегда удачен. Чтобы привлечь к себе внимание, ребенок может изменять поведение неожиданным образом. Поэтому вас не должно удивлять, что веселый, активный ребенок вдруг стал капризным, часто и подолгу плачет, начинает драться с родителями или с братом, сестрой (если они есть), делает назло то, что не нравится им. А угрюмый, замкнутый — проявлять интерес к окружающему, особенно, когда за ним никто не наблюдает, действует исподтишка либо становится необыкновенно активным.

Неподготовленные к этому родители могут испытывать испуг, шок. «Мы желаем ему добра — а он… Мы его так любим, а он нас не ценит», — обычные для этого периода жалобы. Некоторыми овладевает отчаяние: «Неужели всегда так будет?!»

Третья стадия — «Привыкание», или «Медленное восстановление». Вы можете заметить, что ребенок как-то неожиданно повзрослел. Исчезает напряжение, дети начинают шутить и обсуждать свои проблемы и трудности со взрослыми. Ребенок привыкает к правилам поведения в семье и в детском учреждении. Он начинает вести себя также естественно, как ведет себя родной ребенок в кровной семье. Ребенок принимает активное участие во всех делах семьи. Без напряжения вспоминает о своей прошлой жизни. Поведение соответствует особенностям характера и полностью адекватно ситуациям.

Приспособившись к новым условиям, дети реже вспоминают прошлое. Если ребенку хорошо в семье, он почти не говорит о прежнем образе жизни, по достоинству оценив преимущества семьи, не хочет в него возвращаться. Дети дошкольного возраста могут спрашивать взрослых, где они так долго были, почему так долго его искали? Если ребенок чувствует хорошее отношение к себе, возникает привязанность к родителям и ответные чувства. Он без труда выполняет правила и правильно реагирует на просьбы. Проявляет внимание и интерес ко всем делам семьи, посильно участвуя во всем. Сам отмечает происходящие с собой изменения, не без иронии вспоминает свое плохое поведение (если оно было), сочувствует и сопереживает родителям.

Итак, в семью вошел новый ребенок. До его появления взрослые были уверены в себе, в том, что готовы к решению всех проблем, готовы любить ребенка таким, какой он будет. Иллюзии и некоторая эйфория, уверенность в том, что хватит сил для преодоления всех препятствий и преодоления трудностей, — типичные состояния, характерные для большинства новых родителей. Почти все уверены в своих воспитательных способностях и в том, что смогут успешно использовать эти способности на благо чужого ребенка. Особенно это характерно для тех родителей, которые были успешны в воспитании собственных детей, и смогли создать атмосферу тепла и любви в своей семье. Но появление чужого ребенка — это серьезное испытание для всей семьи.

Листкова А. Е.

Особенности воспитания детей

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *