Отечник проповедника. 1221 пример из пролога и патериков

. Агнец – 9
Ад – 9
Ангел – 10
Ангел – страж целомудрия – 11
Ангел-Хранитель – 11
Ангел – хранитель престола – 12
Ангелы – 12
Архангел Михаил – 12
Бедствие стихийное – 13
Безгневие – 13
Безмолвие келейное – 15
Беседа душеспасительная – 15
Бескорыстие – 16
Беснование – 16
Беспечность – 18
Беспокойство – 19
Бесстрастие – 19
Бесстрашие – 22
Бесстыдство – 23
Бесчестие – 24
Бесы – 24
Библия – 24
Блага суетные – 25
Благодарение – 25
Благодарение в болезнях – 25
Благодарение в скорбях – 25
Благодарение за милостыню – 26
Благодарение за украденное – 26
Благодать – 27
Благодушие – 28
Благословение – 28
Благотворительность – 29
Благочестие – 29
Блаженство Вечное – 29
Ближний – 30
Блуд – 31
Блудная брань – 33
Блудница – 45
Бог – 46
Богатство – 46
Боговидение – 46
Богородица – 46
Богослужение – 58
Богослужение общественное – 58
Богоугождение – 59
Бодрствование – 60
Болезни –60
Больной – 67
Борьба с диаволом – 68
Борьба с собой – 68
Вдовство – 69
Великодушие – 69
Венцы небесные – 70
Венчание – 70
Вера – 70
Верность – 78
Видение – 78
Видения ложные – 82
Вино – 82
Внимание к словам старца – 85
Внимание к молитве – 85
Вода святая – 85
Вожделение – 85
Воздаяние праведникам и грешникам – 86
Воздержание – 89
Возмездие – 93
Воин – 93
Вольнодумство – 93
Воля – 93
Воля Божия – 94
Воля своя – 95
Вор – 96
Воровство – 97
Воскрешение – 98
Воспитание – 99
Воспоминание о геенне огненной – 99
Вражда – 99
Вразумление – 100
Время (его скоротечность) – 101
Высокоумие – 101
Гадание – 102
Геенна – 102
Гнев – 102
Гнев Божий – 104
Гордость – 106
Гостеприимство – 109
Грех – 109
Грех невольный – 114
Грех смертный – 114
Грешник – 115
Грешница (ее обращение) – 116
Гробокопательство – 116
Дар – 117
Дар исцеления – 117
Девица – 117
Девство – 118
Девы падшие – 120
Делание внешнее – 120
Делание духовное (умное, внутреннее) – 121
Демонские брани – 121
Демонские козни – 122
Деньги – 136
Дерзновение – 136
Дети – 137
Детоубийство – 137
Доброделание – 138
Добродетели – 141
Добросовестность – 142
Доброта – 142
Доверие к ближнему – 142
Долг – 143
Должник – 143
Дружба – 143
Друзья – 144
Духовник – 144
Дух Святой – 144
Душа – 144
Диавол – 144
Диакон – 144
Евангелие – 146
Евхаристия – 146
Епископ – 146
Ересь – 150
Еретик – 150
Жадность – 153
Жених – 154
Женщина – 154
Женщина мудрая – 155
Жестокость – 156
Жизнь вечная – 156
Жизнь загробная – 156
Жизнь земная – 157
Жизнь нетрезвая – 159
Жития святых – 159
Забывчивость – 161
Завещание – 161
Зависть – 161
Зависть духовная – 162
Заповеди Божий – 162
Запрещение – 163
Затвор своевольный – 163
Зверь – 163
Злопамятство – 163
Злоречие; злословие – 163
Знание – 163
Идолослужение – 164
Икона – 164
Имя Божие – 165
Искусительница – 165
Искушения – 166
Исповедничество – 166
Исповедь – 166
Исповедь помыслов – 167
Исповедь публичная – 167
Исповедь чистосердечная – 168
Испытание – 169
Исцеление – 169
Исцеление бесноватого – 180
Карьеризм – 182
Келлия – 182
Клевета – 182
Клирик – 188
Клятва – 188
Клятва неразумная – 188
Клятвопреступление – 188
Книга гадательная – 193
Книги душеспасительные – 193
Книга еретическая – 194
Князь тьмы (диавол) – 195
Коварство – 195
Колдовство – 195
Кончина грешника – 195
Кончина грешницы – 198
Кончина детей – 198
Кончина лжеправедника и праведника – 198
Кончина мученика – 199
Кончина праведника – 200
Кончина праведника и грешника – 208
Кончина скоропостижная – 209
Кощунство – 209
Кража – 210
Красота телесная – 210
Крест – 210
Крестное знамение – 210
Крещение – 213
Крещение песком – 213
Кротость – 214
Легковерие – 219
Легкомыслие – 219
Леность – 220
Лжеправедник – 220
Лжеучитель – 220
Литургия – 220
Лицемерие – 220
Ложь – 221
Лукавство – 221
Любовь Божия – 221
Любовь к ближним – 221
Любовь к ближнему выше поста – 233
Любовь к Богу – 235
Любовь к врагу – 240
Любовь к животным – 241
Любовь к иноверцу – 241
Любовь к падшему – 242
Любовь к птицам – 242
Любовь к родине – 242
Любовь к родителям – 242
Любовь ко Христу – 243
Любовь к старцу – 244
Любопытство – 244
Малодушие – 245
Мать – 245
Мелочность – 246
Местожительство – 246
Месть – 247
Милосердие – 247
Милосердие Божие – 254
Милосердие к немощным – 258
Милость к себе – 258
Милостыня – 259
Милостыня выше собирания книг – 270
Милостыня за усопших – 270
Милостыня монахиням – 271
Милостыня невольная – 271
Мир с ближним – 272
Миролюбие – 272
Мирянин – 272
Многословие – 272
Молебен – 272
Молитва – 272
Молитва Господня – 277
Молитва за других – 277
Молитва за обидчика – 278
Молитва за умерших – 278
Молитва Иисусова – 280
Молитва неразумная – 281
Молитва непрестанная – 282
Молитва общая – 282
Молитва праведника – 283
Молитва разрешительная – 294
Молитва ребенка – 294
Молитва совершенная – 295
Молитва умная – 295
Молитва услышанная – 295
Молчание – 297
Молчание при поношении – 298
Монах – 298
Монахиня – 300
Монашество – 301
Монашество последних времен – 302
Мощи – 303
Мудрость – 305
Мужество – 318
Муки вечные – 321
Мученик – 325
Мученичество – 326
Мытарства – 328
Мясо – 331
Награда – 332
Награда (награждение) – 336
Надежда – 336
Надежда на деньги – 340
Наказание – 340
Наказание вора – 342
Наказание грешника – 343
Наказание притеснителя иноков – 344
Наказание соблазнителя – 346
Наказание хулителей – 347
Наряды – 348
Наследство – 348
Насмешка – 348
Наставник – 349
Наука истинная – 349
Находка – 350
Начальствование – 350
Неблагоговейность – 351
Неблагодарность – 351
Неверие – 351
Невоздержание – 354
Невозмутимость – 355
Недоверие себе – 355
Незлобие – 355
Ненависть – 363
Ненависть к злу – 364
Неосуждение – 365
Непамятозлобие – 367
Неплодсгво – 367
Непоколебимость – 369
Непослушание – 369
Нерадение – 375
Неразумие – 376
Нестяжательность – 377
Несчастье – 383
Нетерпеливость – 383
Нечистота – 383
Нечувствие – 383
Нищелюбие – 383
Нищета – 383
Нищий – 383
Нрав Злой – 384
Обвинения ложные – 385
Обет (Обещание) – 385
Обетование небесное – 386
Обида – 386
Обидчик – 387
Обличение – 387
Обман – 387
Обращение грешника – 387
Обряды – 388
Объядение – 388
Огонь Божественный – 388
Ожесточение – 388
Операция – 388
Оскорбление – 388
Осуждение – 388
Осуждение духовника – 392
Осуждение пресвитера – 393
Отечество – 394
Откровенность – 394
Отречение от Бога – 394
Отречение от мира – 394
Отречение от монашества – 394
Отречение от Христа – 395
Отступничество – 395
Отчаяние – 395
Отшельничество – 396
Падение – 397
Памятозлобие – 402
Память – 402
Пастырь – 402
Патриотизм – 402
Пение церковное – 403
Печаль спасительная – 404
Писание священное – 404
Пища – 405
Плач – 407
Подаяние – 410
Подвиг – 410
Подвиг тайный – 415
Подвиг выше сил – 418
Подвиг истинный и ложный – 418
Подвиг ложный – 419
Подвиг мирянина – 420
Подвиг мирянина и монаха – 423
Подвиг молитвенный – 423
Подвиг монахинь – 423
Подвиг по своей воле – 423
Подвиг служения ближним – 424
Подвиг смирения – 424
Подвижник – 424
Подвижница – 429
Подозрение – 431
Пожар – 432
Покаяние – 432
Покаяние в отречении от Бога – 449
Покой – 450
Покорность – 450
Помощь Божия – 450
Помощь небесная в битвах – 463
Помыслы – 464
Помыслы хульные – 471
Последование Богу – 474
Послушание – 474
Пост – 482
Поношение – 485
Постоянство – 485
Постоянство в следовании за Христом – 486
Постоянство подвига – 486
Постриг – 486
Похвала – 486
Похотение – 487
Правдивость – 487
Праведник – 487
Праведники – 498
Праведность ложная – 498
Правило молитвенное – 499
Православие – 499
Празднословие – 499
Праздность – 501
Превозношение – 501
Предательство – 502
Предсказание – 503
Прелесть – 503
Пресвитер – 514
Пресыщение – 518
Привычка грешить – 518
Призвание Божественное – 518
Примирение – 519
Принуждение – 519
Пристрастие – 519
Причастие – 520
Прозорливость – 524
Проклятие – 530
Промысл Божий – 530
Проповедь духоносца – 530
Пророчество ложное – 530
Прославление Бога – 530
Простота – 531
Прощение – 532
Просфора – 532
Псалмы – 532
Псалмопение – 532
Путешествие – 532
Пьянство – 533
Работа – 534
Радость духовная – 534
Радость жизни – 535
Радость мученика – 535
Радость общения с Богом – 535
Радость прощения – 535
Разбойник – 535
Разврат – 537
Разговор – 537
Размышление о прожитой жизни – 537
Разум духовный – 537
Рай – 537
Рак – 540
Раскол – 540
Раскольник – 541
Распутство – 541
Рассудительность – 541
Ревность – 543
Ревность неразумная – 543
Решимость – 544
Родина – 546
Родители – 547
Родственники – 550
Ропот – 550
Рукоположение – 550
Самолюбие – 551
Самомнение – 551
Самонадеянность – 551
Самообвинение – 552
Самообман – 552
Самообольщение – 552
Самоосуждение – 552
Самоотвержение – 553
Самоотречение – 554
Самопожертвование – 555
Самопознание – 561
Самоубийство – 561
Самоуверенность – 565
Самоукорение – 565
Самоуничижение – 568
Сан священный – 570
Свет Божественный – 570
Своеволие – 570
Святой – 570
Святотатство – 577
Священство – 577
Сектант – 577
Семья – 577
Сила Христова – 577
Сквернословие – 578
Скорби – 579
Скорбь об умерших – 581
Скупость – 582
Слава Божия – 582
Слава человеческая – 582
Славословие – 583
Сластолюбие – 584
Слепота телесная – 584
Слезы – 585
Слезы радости – 585
Слово Божие – 585
Слово гордое и смиренное – 588
Слово матери – 589
Слово праведника – 589
Слово праздное – 589
Смерть – 590
Смертная память – 592
Смертный час – 592
Смерть за Христа – 593
Смех – 593
Смирение – 593
Смирение епископа – 600
Смирение патриарха – 601
Смирение ложное – 602
Смиренномудрие – 602
Смиреннословие – 603
Снисходительность – 603
Соблазн – 603
Собственность – 604
Совершенство – 604
Совершенствование – 606
Совесть – 606
Сокрушение сердечное – 607
Солдат – 607
Сомнение – 607
Сон – 607
Сон дивный – 608
Сострадание падшим – 608
Спасение – 608
Спасение в миру – 609
Спокойствие – 609
Спор – 609
Справедливость – 609
Сребролюбие – 610
Ссора – 615
Старец – 615
Старец неискусный – 628
Страдания – 631
Страдания за Христа – 631
Странничество – 631
Страннолюбие – 631
Страсти – 632
Страх Божий – 633
Страх перед смертью – 634
Строгость – 634
Стыд ложный – 635
Стыд перед Богом – 635
Суд Божий – 635
Суд страшный – 635
Суд Христов – 636
Суд церковный – 637
Суд частный – 637
Судьбы Божий – 637
Супруги – 640
Супружеская верность – 643
Счастье истинное – 643
Твердость – 645
Терпение – 646
Товарищество – 656
Тоска – 656
Трапеза (обед) – 656
Трезвение – 657
Троеперстие – 657
Труд – 657
Трудолюбие – 660
Тщеславие – 661
Убийство – 663
Уединение – 665
Укоризны – 665
Украшения женские – 665
Умиление – 666
Унижение – 666
Уныние – 666
Услуга – 666
Усопшие – 667
Утешение – 667
Ученик – 668
Ученье – 668
Ученость мира – 668
Учительство – 669
Учительство благодатное – 671
Учительство жизнью – 671
Фанатизм – 672
Философия истинная – 672
Храм – 673
Христианин истинный – 674
Христос – 675
Хула – 676
Царствие Божие – 678
Целомудрие – 679
Церковь – 687
Чародейство – 695
Человеколюбие – 700
Человекоугодие – 700
Честность – 700
Черная магия – 702
Чистота – 702
Чудо – 703
Щегольство – 704
Щедрость – 704
Юность – 704
Юродство – 704
Явление святого – 704
Явление умершего – 705
Яд – 705
Язычество – 705

игумен Марк (Лозинский)

Игумен Марк (в миру Сергей Ростиславович Лозинский) родился 4 июня 1939 года в Ивангороде Ленинградской области в семье священника. По его собственным словам, с малых лет он хотел стать священником, пойти по пути родителя. Но у его мамы, Софьи Емельяновны, такое желание сына вызывало страх: время было сложное — так называемая «хрущевская оттепель», вновь закрывались храмы и монастыри, священники подвергались преследованиям… Старший сын Борис учился в медицинском институте, и она не теряла надежды, что и младший станет врачом.

После окончании средней школы в Костроме Сергей, исполняя волю матери, подал документы в медицинский институт, но не прошёл по конкурсу и, убедив мать принять его выбор, уже на следующий день поехал в Троице-Сергиеву лавру поступать в Московскую духовную семинарию.

Как вспоминал отец Марк, принимавший документы задавал много вопросов, пытаясь выяснить, насколько серьезно решение юноши поступить в семинарию. Потом они пошли в актовый зал: «Я понял, что решение Ваше серьезно, знания Ваши весьма превосходят обычных поступающих, но я должен Вам сказать, что время наше непростое, каждого, пришедшего к нам, ожидают нелегкие испытания. Мы обязаны о каждом сообщить в органы по месту жительства. Туда Вас обязательно вызовут, будут убеждать забрать документы. Потом это продолжится и здесь. Готовы ли Вы к этому?» Сергей ответил: «Я это знаю и готов к испытаниям, надеясь на помощь Божию».

Сергей был принят сразу в 3-й класс семинарии, успешно закончив которую, был принят в 1959 году в Московскую Духовную Академию. Еще на первом курсе Академии он подружился с Левой Мормылем, будущим архимандритом Матфеем. Это была крепкая дружба двух глубоко верующих юношей, обладавших большим умом и разнообразными талантами, чем они явно выделялись среди других сокурсников. Сергей был на год моложе Левы и признавал превосходство друга, относился к нему с любовью и заботливостью младшего брата к старшему. Лев отвечал такой же теплотой и заботой. Оба они хотели принять монашество и к концу второго курса пошли к наместнику лавры архимандриту Пимену (Хмелевскому) с горячей просьбой принять их в монастырь на любое послушание.

По окончании второго курса друзья вступили в братство Троице-Сергиевой лавры, 19 декабря 1962 года приняли иноческий постриг — Лев с именем Матфей, Сергий с именем Марк. В апреле 1963 го в 24 летнем возрасте отец Марк был рукоположен в иеродиакона и в этом сане окончил Академию со степенью кандидата богословия. Его оставили при академии в качестве профессорского стипендиата и преподавателя гомилетики в семинарии. С марта 1964 года иеродиакон Марк был сотрудником, а с сентября того же года до своей кончины — помощником заведующего Церковно археологическим кабинетом. С 1968 года он — доцент МДА; с 1969 года — игумен. Магистерскую диссертацию «Духовная жизнь мирянина и монаха по творениям и письмам епископа Игнатия (Брянчанинова)» он защитил 12 июня 1969 года и в декабре того же года был утвержден профессором Академии.

Отец Марк был талантливым преподавателем. У него была своя особая методика ведения занятий: после молитвы он перед каждым студентом, проходя по рядам, выкладывал листочки с вопросами и за время урока успевал опросить всех присутствующих.

Большой труд проделал игумен Марк по систематизации и комментированию огромного архивного материала из наследия епископа Игнатия (Брянчанинова). Он, в частности, подготовил полное собрание писем святителя Игнатия. Также отец Марк составил учебные пособия по гомилетике, собирал и изучал материалы по Оптиной пустыни, рецензировал кандидатские и магистерские работы.

Объемные содержательные статьи отца Марка печатались в «Журнале Московской Патриархии», в журнале патриарших приходов в США, в «Вестнике Русского Западноевропейского Экзархата Московского патриархата» и других изданиях.

Скончался игумен Марк 29 января 1973 года в результате приступа сахарного диабета в Туле, будучи в гостях у своего отца. Был погребен на Спасском кладбище Тулы.

Сочинения:

• Марк (Лозинский), иеромонах. «Духовная жизнь мирянина и монаха по творениям и письмам епископа Игнатия (Брянчанинова)». Машинопись. МДА, 1967, в 2-х ч.

• Марк (Лозинский), игум. Доклад к столетию со дня смерти святителя Игнатия (Брянчанинова)// Доклады и Статьи. Загорск. Лавра- академия. 1972. Т.2.

• игумен Марк (Лозинский) (сост.) Злые духи и их влияние на людей — Паломник, 1991. — 192с.

• Собрание писем святителя Игнатия (Брянчанинова), епископа Кавказского и Черноморского./ Сост. игумен Марк (Лозинский). М.-СПб., 1995.

• Марк (Лозинский; игум. Духовная жизнь мирянина и монаха по творениям и письмам епископа Игнатия (Брянчанинова) — М., Моск. Патриархия: Благо, 1997. — 303 с.

• Игумен Марк (Лозинский). Отечник проповедника. 1221 пример из Пролога и патериков. — Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1996.

• Отечник проповедника (Составитель игумен Марк (Лозинский)) — 2008. — 736с. — 5 000 экз.

• Игумен Марк (Лозинский) Жизнеописание святителя Игнатия Брянчанинова — Ладан, 2008. — 152с. — 3 000 экз. —ISBN 9-785869-83031

• Марк (Лозинский), иеромонах, доцент МДА. Завершение многолетнего богословского труда // Журнал Московской Патриархии. М., 1968. № 2. С. 21-24.

• Марк (Лозинский), иеромонах, доцент МДА. Святитель Игнатий (Брянчанинов) // Журнал Московской Патриархии. М., 1968. № 11. С. 78-79

• Марк (Лозинский), иеромонах, доцент МДА. Святитель Игнатий (Брянчанинов) // Журнал Московской Патриархии. М., 1969. № 2.

• Матфей (Мормыль), игумен, преподаватель МДА. Защита диссертации // Журнал Московской Патриархии. М., 1969. № 9. С. 16-17.

• Марк (Лозинский), профессор-игумен. Столетие храма Московской духовной академии // Журнал Московской Патриархии. М., 1970. № 4.

• Марк (Лозинский), игум. Пособие для практических занятий студентов МДА. Загорск, 1970.

• Марк (Лозинский), игумен. Духовная жизнь мирянина и монаха по творениям и письмам епископа Игнатия (Брянчанинова) (автореферат магистерской диссертации) // Богословские труды. М., 1971. № 6. С. 226—231.

• Марк (Лозинский), игумен, профессор МДА. В день памяти Преподобного Сергия Радонежского // Журнал Московской Патриархии. М., 1972. № 12.

• Марк (Лозинский), игумен, профессор. Магистерский диспут протоиерея Н. Демьяновича («История Православия на Холмщине (1768—1917 гг.)») // Журнал Московской Патриархии. М., 1973. № 1. С. 23-24.

• Памяти игумена Марка (Лозинского) // Журнал Московской Патриархии. М., 1973. № 03. 28-29.

• Марк (Лозинский), профессор-игумен. Из истории Патериков // Журнал Московской Патриархии. М., 1973. № 3. С. 72-75.

• Марк (Лозинский), игумен. В день памяти Преподобного Сергия Радонежского // Журнал Московской Патриархии. М., 1981. № 10. С. 42.

• Марк (Лозинский), игумен. Гомилетические наставления Святителя Иоанна Златоуста // Журнал Московской Патриархии. М., 1993. № 6. С. 52-55.

• Марк (Лозинский), иеромонах. Духовная жизнь мирянина и монаха. По творениям святителя Игнатия (Брянчанинова) // Вышенский паломник. 1997. № 3.

>Электронная библиотекаRuBook.org

Посвящается Микке

~ ~ ~

День начался многообещающе. Он проснулся рано, когда вся семья еще спала. Почти беззвучно оделся и незаметно прокрался наружу. Он был доволен тем, что удалось взять с собой шлем и деревянный меч, которым он радостно размахивал, пока бежал от дома до подножия Кунгсклюфтана. Бежать было недалеко — метров сто. У скал он ненадолго остановился и с благоговением взглянул на двухметровую расщелину, рассекавшую надвое отвесный массив. Скалы по сторонам провала вытянулись башнями на десятки метров, вздымаясь к самому небу. И между башнями как раз в этот момент начал высвечиваться краешек поднимающегося солнечного диска.

Три огромные каменные глыбы, навечно застывшие в самой середине пропасти, выглядели на редкость красиво и живописно. Место обладало просто магической притягательной силой, особенно для малышни, а то, что оно считалось опасным и поэтому запретным, делало его еще более привлекательным.

Скалы получили свое название в конце XVIII века, когда Фьельбаку посетил король Оскар Второй. Но он этого пока не знал, а если бы даже и знал, вряд ли бы это его сейчас интересовало. Он медленно, крадучись, пробирался через кусты, держа свой деревянный меч на изготовку, чтобы атаковать или обороняться. Папа рассказывал ему, что одну из сцен фильма «Рони, дочь разбойника» снимали здесь, на Кунгсклюфтане. И когда он сам в первый раз смотрел этот фильм, у него внутри как-то особенно защекотало при виде предводителя разбойников Маттиса, скачущего возле Кунгсклюфтана. Иногда он сам представлял себя разбойником, играя здесь, но сегодня он был рыцарем, настоящим рыцарем Круглого Стола, как в большой красивой книге с яркими цветными картинками, которую ему подарила бабушка.

Пробираясь по крупным камням, которые покрывали всю землю, он ждал нападения большого огнедышащего дракона, готовый сразить чудовище, победить его мечом и мужеством. Солнце не проникало сюда, в самое сердце скал, где всегда было темно и холодно, — идеальное логовище для драконов. Но скоро из горла злобной твари брызнет кровь, и после беспощадной битвы не на жизнь, а на смерть дракон падет мертвым к ногам рыцаря.

Краем глаза он заметил кое-что интересное. Лоскут красной ткани виднелся из-за большого камня. Он заколебался, но любопытство победило. Может быть, там спрятаны сокровища? Он изловчился, запрыгнул на камень и заглянул на другую сторону. На какой-то момент показалось, что сейчас он скатится назад, но, качнувшись из стороны в сторону и широко раскинув руки, через несколько секунд он восстановил равновесие. Позже он бы, конечно, ни за что не признался, что струсил, но тогда, в тот самый момент, он перепугался так, как никогда еще раньше за всю свою долгую шестилетнюю жизнь. Какая-то тетя лежала и рассматривала его. Она лежала на спине и глядела прямо на него — пристально, немигающим взглядом. Инстинктивное чувство тут же подсказало ему — убегай, убегай прежде, чем она тебя поймает и начнет выговаривать за то, что ты играешь там, где играть совсем не положено. Может быть, она даже заставит его сказать, где он живет, а потом потащит домой, к папе и маме, которые непременно очень рассердятся и, конечно, спросят его, сколько еще раз надо повторять, чтобы он не ходил один, без взрослых, на Кунгсклюфтан.

Но странно — тетя даже не шевельнулась. На ней совсем не было одежды, и ему стало стыдно, что он стоит и смотрит на голую тетю. То красное, что виднелось за камнем, оказалось не куском материи, а сумкой, брошенной рядом, но никакой одежды поблизости он не заметил. Удивительно, что она лежит здесь голая. Ведь тут всегда тень и холодно.

А потом ему в голову пришла невозможная мысль, что эта тетя мертвая, — никакого другого объяснения, почему она лежит так тихо, он не находил. И опять инстинкт подсказал ему бежать. Он спрыгнул с камня и медленно, пятясь, стал возвращаться к краю расщелины. Лишь отойдя от мертвой тети на несколько метров, он повернулся и изо всех сил бросился бежать к дому. Ему уже было все равно, будут его ругать или нет.

Пропитавшиеся потом простыни прилипали к телу. Пытаясь заснуть, Эрика крутилась в кровати, переворачиваясь с боку на бок, но никак не могла найти удобное положение. Очень светлая летняя ночь затрудняла эту и без того нелегкую задачу. И Эрика в тысячный раз напомнила себе не забыть купить и повесить на окно плотные шторы или, точнее говоря, сподвигнуть на это Патрика.

Его безмятежное посапывание бесило ее до сумасшествия. Как только ему не совестно лежать тут и храпеть, в то время как она ночь за ночью мается не смыкая глаз. Это ведь, между прочим, и его ребенок. Ну разве не может он хоть чуть-чуть не поспать тоже, хотя бы из солидарности. Эрика легонько потрясла Патрика, надеясь, что он проснется, — ничего подобного, даже не пошевелился. Она тряхнула его посильнее, в ответ Патрик лишь что-то пробурчал, натянул на голову одеяло и повернулся к ней спиной.

Вздыхая, она перевалилась на спину и скрестила руки на груди. Живот не просто округлился, он торчал вверх, как глобус. Эрика попробовала вообразить в нем младенца — как он там внутри плавает в темноте в этой жидкости. Она по-прежнему не могла до конца поверить в происходящее, все это казалось ей не вполне реальным. Даже будучи на восьмом месяце, она все еще не полностью осознавала, что их уже двое. Ну конечно, все происходит как-то слишком быстро. Ее чувства колебались между нетерпеливым ожиданием и страхом, и было трудно не думать о том, что скоро все разрешится. Но, честно говоря, ее сейчас больше занимала другая, более актуальная проблема — то, что она больше не может спать на животе. Эрика посмотрела на светящийся циферблат будильника: 4 часа 42 минуты. Может, попробовать зажечь свет и просто полежать и почитать?

Отечник проповедника

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *