«20 хвилин» в гостях у одного из «семи чудес Винниччины» — Свято-Троицком Браиловском монастыре

18 лет назад в «теплом» храме преподобных Антония и Феодосия, Киево-Печерских чудотворцев, после почти 30-летнего запустение в Браиловском женском монастыре была отслужена первая литургия. С тех пор 19 марта — один из важнейших монастырских праздников, когда почитается одна из главных здешних святынь — чудотворная Браилово-Ченстоховская икона Божьей Матери. В этот день в Браилове собираются паломники со всей Украины.

Всего полчаса езды по Жмеринской трассе, и мы с водителем Русланом уже подъезжаем к Браиловскому женскому монастырю. В душе — волнение и беспокойство: «А как меня здесь воспримут? Не будут ли смотреть, как на грешницу, с явным осуждением, которое, к сожалению, часто встречается в церквях?»

Возле монастырских ворот толкутся нищие, которые, как на работу, ежедневно приходят к обители просить милостыню. Переступаю порог — и сразу же ощущаю: по ту, то есть уже по эту сторону ворот — совсем иной мир. «Тихо и спокойно, как в раю», — тут же кружится в голове, а ноги неторопливо идут ко входу в храм. И с каждым шагом благодатное спокойствие уверенно изгоняет из души все остатки волнения и страха.
Знакомство с большой семьей
— Любой монастырь — это просто большая семья, где каждый занимается своим делом, которое мы называем послушанием, — начинает знакомить с укладом монашеской жизни матушка Анастасия. — Как мама у нас матушка Антония, как папа — духовник монастыря, наш старец батюшка Кирилл. Так что, как и в каждом доме, у нас есть с кем посоветоваться, чтобы знать, как правильно поступать.
Сегодня в Свято-Троицком Браиловском монастыре живет 67 сестер, самой младшей -16, самой старшей — 89 лет. Каждую из них сюда привела своя, порой нелегкая, судьба, а объединила любовь к Богу.
— Конечно, все мы разные — со своим характером, наклонностями, даже, можно сказать, странностями. Как шероховатые камушки в море обтираются, со временем приобретая обтекаемую гладкую форму, так и мы здесь тремся между собой, — говорит матушка Анастасия. — Враг человечества старается посеять недоразумения между православными, особенно между монашествующими. Бывают, конечно, разные случаи: и поссоришься, и по немощи своей посмотришь с непониманием на немножко небрежно одетую сестру — уже осудила. Но Господь сказал: «Да не взойдет солнце во гневе твоем», а значит до конца дня обязательно нужно примириться, попросить прощения. Наша жизнь кратковременна, и растрачивать ее на обиды не стоит.
Главные постулаты монашеской жизни: послушание, смирение, целомудрие и нестяжание. В монастыре ничего не происходит без благословения матушки-игуменьи, и если слова «не могу» еще могут пройти, то «не хочу» — невозможно.
— Переступили порог монастыря — отреклись от своего «я». На что тебя благословили, то нужно исполнять, — говорит матушка Анастасия. — Вот мое послушание сегодня: ухаживать за больной сестрой и говорить с вами…
Тихая трудовая жизнь
Колокольчик матушки Марии, с которым она в 4.40 утра проходит по коридору возле каждой кельи, как привычный нам будильник, сообщает монашкам: пришло время вставать, идти в церковь на утреннюю молитву. Поскольку топить в главном соборе нет возможности, зимой и до потепления все службы проходят в нижнем храме, так называемой теплой церкви, специально обоснованной еще в 1847 году.
— Царица Небесная — наша покровительница, хозяйка монастыря. Что мы можем ей принести? Только славословие! Каждое утро после полунощницы все сестры поют акафист Браиловской иконе Божьей Матери, который в 1931 году написала игуменья София Рачинская, посвятив первую половину Браилово-Ченстоховской иконе, вторую — Браилово-Почаевской, — продолжает матушка Анастасия.
Дальше приходит черед чтения акафиста дня (сегодня, в среду, это акафист великомученицы Варвары) и Божественной литургии — основного богослужение на земле, таинства претворения тела и крови Господнего из хлеба и вина. С 10.00 сестры приступают к исполнению послушания.
— Как главная над сестрами матушка благочинная знает, какие у каждой есть наклонности, таланты, характер, поэтому на седмицу (неделю) по очереди благословляет на послушание в церкви, на кухне, в коровнике, а в летний период — на полевые работы. У многих сестер есть постоянные послушания: в алтарнице, просфорнице, ризничной и швейной, — рассказывает матушка Анастасия.
Отправляемся на экскурсию по территории монастыря. Справа от главного храма расположено кладбище, которое существует еще с 1845 года, когда монастырь из Винницы перенесли в Браилов. Сейчас здесь несложно разглядеть свежие могилки, среди которых есть даже несколько мирских. В годы войны на время бомбежки люди уходили в обитель, некоторые здесь и погибли. Кстати, здесь же, под рекой, был подземный ход, по которому в храм приходила Надежда фон Мекк, чей музей расположен на другом берегу.
Весной монастырь еще больше преображается: сестры заложили сад, посадили яблоньки и цветы. Есть здесь и небольшой огород — оставшаяся малая доля от земли, которую в трудные времена отобрали у монастыря. Не так давно 15 гектаров все-таки вернули, но они разбросаны по всему Браилову. В теплую пору монашки там трудятся на посевных работах, выращивают пшеницу, гречку и траву для коров.
Хозяйственная часть монастыря представлена коровником, конюшней и гаражами, где помещаются семь коров, телята, пара лошадей, курочки, трактор, несколько грузовых и легковых автомобилей.
— А вон там хранятся овощи, — показывает матушка Анастасия. — Когда-то здесь были подземные ходы на Жмеринку, Винницу и Киев — тройка коней проходила свободно. Но владыка сказал замуровать, чтобы не было несчастных случаев.
Святую целебную воду всегда можно испить из здешнего колодца. По преданиям, в 30-х годах, во время засухи, только здесь в Браилове была вода. На Крещение, Сретение, Троицу, Покрову и другие большие праздники вода в колодце освящается.
Также на заднем дворе есть прачечная, домик для священников и помещение, где живут рабочие. Сами же монашки живут по два-три человека в кельях на втором и третьем этаже. Раз в год каждой дается две недели отпуска, когда можно родных навестить либо поездить по святым местам.
— Дзинь-дзинь! — слышим звон колокольчика… Значит, уже полдень, пришло время первой трапезы.
Специально для приезжих в монастыре действует несколько трапезных: оставлять людей голодными не по-христиански.
— У нас скромная пища. Может быть какой-то суп, каша, компот, чай, — говорит матушка Анастасия. — Но многие паломники довольны этим, ведь пища хоть и простая, но благословенная.
После утренней молитвы четыре монахини получают послушание на кухне. Для сестер, рабочих и прихожан они обязательно готовят с молитвой, возле икон на кухне зажигают лампадки.
— Научно обосновано, что слова молитвы действуют даже на растения. Всегда нужно готовить только с любовью, — признается матушка Анастасия. — Есть, конечно, специальное молитвословие, но кто не знает, достаточно просто сказать: «Господи, благослови!», перекреститься, благословить продукты и начинать готовить.
После обеда монашки вновь приступают к выполнению послушания. В 16.00 начинается вечерняя служба, после которой сестры ужинают и уже в домовой церкви совершают вечернее монашеское правило. В начале одиннадцатого вечера тот, кто устал, отходит ко сну, а кто-то книгу духовного содержания читает. Словом, раньше 23.00 в монастыре никто не ложится.
Приходят многие, остаются не все
«Плодотворным» для Браиловского монастыря оказался 2007 год — пришло восемь человек, от самых молоденьких до уже взрослых. Кстати, с недавних пор матушка Антония взяла за правило принимать женщин только до 50 лет, чтобы они могли еще потрудиться, послужить Господу.
— Каждая из нас пришла спасаться в монастырь. Одни уходит в трудовые подвиги, другие — в духовные, кто-то старается совмещать. Это постоянная борьба и огромный труд! Прежде всего над собой, — отмечает матушка Анастасия.
Сама в монастыре она с открытия, скоро будет уже 20 лет, и, как никто другой, знает, что без желания быть ближе к Богу человек в монастыре долго не сможет.
— Когда я впервые, еще в школе, попала в лавру — для меня это было ошеломляюще! Я смотрела на монахов и понимала, что это ангелы идут, боялась даже заговорить, подойти, — вспоминает матушка Анастасия. — Перед благословением в монастырь мне сказали, что здесь нужно, прежде всего, смирение и терпения — не воз, а целый обоз. Нужно терпеть все: нападки извне и внутри.
Грозно хлопнуть дверью со словами: «Ухожу в монастырь!» действительно недостаточно, чтобы убежать от мирской суеты. Для начала надо духовно быть готовой. В женском монастыре после разговора с матушкой будущую монашку ждут труды на общих послушаниях (коровник, кухня, полевые работы). Со временем ее из гостиницы монастыря переводят в общий корпус в специальную келью для «новеньких». По поведению, разговорам матушка видит, сможет ли человек остаться и побороть себя. Если да — переводят в келью к старшим сестрам, надевают черное монашеское платьице и повязывают косыночку, которая уже прикрывает лоб, что значит: послушница принята в число сестер.
Через время ее постригают, и, хоть сестра еще не дает клятвы Господу, меняется ее имя — словно один человек умирает, а другой рождается. В завершение сестру вновь подстригают, она дает обет нестяжания, целомудрия и послушания, который должна нести до самой смерти, не выходя за пределы монастыря.
— Люди считают нас святыми, но мы, конечно, не ангелы. У нас тоже есть свои недостатки и немощи, от которых стараемся избавиться. Просто сам распорядок монастыря более располагает к молитве, а в ней — вся правда, — отметила матушка Анастасия.
Пора! Уже приходит время ехать домой. Благодарю свою спутницу за неимоверный день и направляюсь к воротам. Переступаю порог в мирскую жизнь, а в голове крутятся слова, которые напоследок подарила матушка Анастасия:
— Этот бешеный ритм жизни, который ускоряется с каждым днем, не случайный. Это все делает лукавый, чтобы у человека не было времени заглянуть в себя. Люди даже не спешат жить — они бегут, летят и мчатся. Но ведь так важно и нужно всем нам останавливаться, находить время, заглядывать и прислушиваться к себе, к Богу, который живет внутри каждого.

История монастыря
Монастырь основан вельможей Михаилом Кропивницким в 1635 году в Виннице (в районе улиц Володарского, Свердлова и Кропивницкого). В 30-х годах XIX века обитель имела высокий нравственно-духовный авторитет. Сюда присылали на исправление монахинь из других монастырей, а часто по решению суда за проступки морального характера присылали на покаяние и мирских женщин. Из-за неудобства в расположении и непригодности старых деревянных помещений в 1845 году монастырь из Винницы перенесли в Браилов в пустовавшие корпуса бывшего католического монастыря. При обители открыли школу для детей-сирот из духовного звания, богадельню. В 20-30-х годах прошлого столетия Свято-Троицкий монастырь испытал тяжелейшие гонения от безбожных властей, однако выстоял и только в 1962 году был закрыт. Возрождение обители началось в 1989 году, когда она была передана Украинской Православной Церкви. К этому времени монастырь пришел в совершенное запустение, так что даже службу совершать в нем было невозможно. И только 19 марта 1990 года в стенах древней обители была отслужена первая Божественная литургия. За 10 лет восстановлен храм, который был завален мусором. Выстроили колокольню, сделали внутреннюю и внешнюю реставрацию всего корпуса и внешней части Троицкого собора. Восстановлена церковь Св. Николая.
В монастыре есть свои чтимые святыни. Это иконы Божьей Матери Браилово-Почаевская и Браилово-Ченстоховская и Троеручица. В Троицкий собор возвратилась также икона, которая была написана специально для Браиловского монастыря, — это икона святого великомученика и целителя Пантелеймона. Есть в обители также ковчежец с мощами святых угодников Божьих.

На кухню сестры благословляются на седмицу. Читая молитвы, они готовят для всех жителей, включая рабочих и гостей монастыря

Работа в проскурнице относится к постоянным послушаниям, которую выполняют одни и те же сестры

Круглый год сестрам Свято-Троицкого Браиловского женского монастыря хватает работы

Будь то будничное утро либо воскресный вечер, в Браиловском женском монастыре всегда много люду. Своих прихожан сестры всегда встречают, проявляя истинное гостеприимство По преданию, Браилово-Ченстоховскую икону Божьей Матери пожертвовал брацлавский подсудок Михаил Кропивницкий. В 1942 году во время немецко-румынской оккупации святыня вернулась в открытый монастырь, а через 20 лет после вторичного закрытия обители след иконы потерялся. Только в 1984 году благочестивая женщина, получившая образ от игуменьи Браиловского монастыря, передала его благочинному храмов Жмеринского района протоиерею Иоанну Луканову. В доме последнего святыня находилась до 1995 года, когда по благословению архиепископа Винницкого и Могилев-Подольского Макария торжественным крестным ходом из Винницы была перенесена в Браиловскую обитель. По благословению владыки для иконы сделали деревянный киот, покрытый сусальным золотом. В настоящее время икона не имеет серебряно-позолоченной ризы, ее украшают только привески, которые, как и раньше, оставляют прихожане в благодарность за благодатные исцеления. Образ находится над Царскими вратами Троицкого собора. Каждое утро после полунощницы икона опускается, чтобы монахини и богомольцы могли приложиться к святыне и получить благословение и исцеление от Пресвятой Богородицы. Ежегодно на третий день праздника Святой Троицы в обители вспоминают возвращение иконы в родной монастырь, и после торжественного богослужения бывает крестный ход со святыней вокруг храма Здесь при поддержке своих благодетелей руководство монастыря планирует построить большую гостиницу для паломников и прихожан. На праздники их всегда очень много, поэтому старой гостиницы с 30 местами не хватает

Отзывы о монастырях

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *