История метода

Лечение песком представляет собой одно из направлений арт-терапии.

«Отцом» игр с песком или sandplay традиционно считается К.Юнг и его последователи. К.Юнгом была разработана техника активного воображения, считаемая теоретической базой. Возникновение sandplay началось в 20-х г. с разработки Шарлотты Бюлер под названием «мировой тест», который успешно находил свое применение в качестве инструментария для диагностики в детской психиатрии.

В 1930 году появилась новая методика, которую реализовала Маргарет Ловенфельд, основавшая Лондонский институт, именно она впервые поместила игрушечные фигурки в вещество. Эта методика была заимствована из «мирового теста» Подопечные Маргарет создавали в песочнице целые масштабные композиции и называли их «Мой мир». Благодаря этому появился новый метод, названный «мировой техникой». Продолжателем этого метода в 50-е годы стала последовательница К. Юнга Дора Кальфф, соединив «мировую технику» и юнгианское направление, и тем самым создав песочную терапию.

Открытием Доры Кальфф стало то, что песочные картинки, созданные детьми, могут стать отображением их мыслей, переживаний. Применение этой полезной техники опробовано не только на маленьких пациентах, но и на зрелых людях.

В sandplay применяются как невербальные средства (при создании сюжета) и вербальные (история о готовой картине либо придумывание сказки, раскрывающая суть творения). Этим методом активно пользуются арт-терапевты, специалисты гельштат-терапии, семейные и детские психотерапевты, воспитатели и логопед в доу.

Особенности метода

Метод подходит для всех возрастных категорий. Как только человек опускает ладони в материал, его воображение начинает рисовать красочные картины золотого пляжа, яркую синеву моря и белые хлопья облаков, неспешно плывущих по небу. Аналогично тому, как песок пропускает воду, он поглощает и негативную энергию. Мельчайшие песчинки, только соединённые вместе определенным образом, позволяют создать своё произведение. Они символизируют жизнь, в которой человек, расставляя определённым образом события и мысли, получает желаемые результаты.

Комплексное воздействие на психику человека обеспечивается благодаря тактильному раздражению очень чувствительных нервных окончаний ладоней, кистей рук. Возникает состояние медитации, снимается нервное напряжение. По изображениям и символам, получившимся в результате рисования можно делать выводы о специфике личностных проблем, выявлять потребности человека. Изучая запечатлённое, мы видим трёхмерное изображение внутреннего мира, неосознанные проблемы и конфликты.

Цель терапии – развить в ребёнке принятие собственного «я», научить доверять и любить себя.

Задачи терапии:

  • воспитание позитивного отношения к жизни, к себе;
  • воспитание ответственности за свои действия;
  • тренировка способности доверять себе и осуществлять самоконтроль над своими действиями;
  • лечение избыточной тревожности при планировании поступков и преодолении препятствий;
  • развитие веры в себя.

Возможности метода

Песочная терапия в детском саду позволит приготовить самый первый обед, построить свой первый дом. Будучи отражением внутреннего мира, терапия песком обеспечивает следующие моменты:

  1. Создаёт естественную комфортную среду для творчества ребёнка, которая стимулирует его созидательную деятельность.
  2. Оживляет абстрактные образы, упрощает возможность понять сложение букв — в слова, цифр — в математические действия.
  3. Даёт возможность детям «проживать» ситуацию вместе с героями сказок.
  4. Обеспечивает переход от реальности в сказку, даёт возможность проверить правильность выбора решения в той или иной ситуации.

У детей с речевыми расстройствами имеются сложные нарушения эмоций, что выражается в несоответствии эмоциональных реакций конкретной ситуации. Это осложняет контакт со сверстниками, ведёт к гиперактивности или зажатости. Это порождает необходимость включения самых разнообразных методов в работу с детьми. Доказано, что песочная терапия позволяет развить способности общения, учит выражать и понимать себя, свои чувства.

Показания к терапии

Имеются следующие показания к проведению песочной терапии:

  • переживание возрастного кризиса;
  • неспособность изложить словами свои переживания;
  • наличие психологической травмы;
  • неспособность самостоятельно принять решение;
  • задержка психоречевого развития;
  • эмоциональная заторможенность, «скудодушие»;
  • психотерапия различных зависимостей;
  • уменьшение напряженности;
  • развитие всех видов чувствительности;
  • нормализация мышечного тонуса;
  • расширение кругозора;
  • повышенная тревожность, эмоциональная лабильность.

Актуальность sandplay очень высока в нынешнее время. Через тактильные ощущения не только развивается речь, познание, но и дети избавляются от немотивированной агрессии, педагог начинает понимать лучше своих воспитанников.

Психотерапия с помощью песка распространена в детсадах и школах не повсеместно, но в скором времени эта методика будет обязательна для всех образовательных учреждений с обеспечением специальным оборудованием. Немаловажным является применение этого метода в работе с детьми с особенностями, имеющими онр, зпр, нарушения зрения, дцп, инвалидами. Достаточно только таким детям дать установку строить, как они уже начнут создавать целые вселенные.

Противопоказания

Психологи не рекомендуют песочную терапию в детских образовательных учреждениях детям при наличии следующих состояний:

  • дефицит внимания, гиперактивность;
  • эпилептические припадки;
  • психиатрические болезни;
  • повышенная тревожность;
  • невроз навязчивых состояний;
  • пылевые аллергические реакции;
  • болезни лёгких;
  • заболевания кожи и травмы кистей рук.

Психотерапевты применяют метод с детьми, страдающими дефицитом внимания и гиперактивностью.

Требования к педагогу

Начиная игру, маленькие ручки соприкасаются с уникальным мирозданием. Необходимо создать доброжелательную, доверительную обстановку, учесть все нюансы голоса, его тембра, соблюсти следующие важные параметры:

  • Чередовать способ донесения информации – конкретность и образность. Необходимо помнить, что использование абстрактных высказываний уменьшает силу внушения.
  • Создать иллюзию выбора – в процессе занятия предлагается несуществующая альтернатива.
  • Во время игры использовать движение по кругу, которое символизирует постоянное возвращение человека к самому себе, соединение в единое целое своего прошлого и настоящего для гармоничного развития в будущем.
  • Во время занятия ребёнку создаются условия, чтобы он не боялся активно участвовать, спрашивать, предлагать свои варианты решения вопросов.
  • Не забывать создавать трудности, препятствия, учить детей преодолевать сложности во время занятия. Вырабатывать привычку бороться и побеждать.
  • Заострить внимание детей на том, что картины из песка легко строятся и разрушаются, на смену старым событиям приходит новая интересная жизнь.
  • Периодически необходимо менять материал. В зависимости от поставленной задачи использовать песок разной температуры и влажности. Научить отличать ребёнка сухое и влажное, колючее и гладкое, твёрдое и мягкое.
  • В конце занятия подводить итоги, хвалить и рассказывать о предстоящих играх, чтобы сохранить интерес.

Песочная терапия для детей дошкольного возраста развивает мелкую моторику кисти, стимулирует кровообращение в головном мозге, ускоряет умственные процессы, нормализует психологические реакции. Необходимо к этому процессу подключать методики цветотерапии, поскольку они являются мощными сигналами к развитию личности.

Методики игр

Что необходимо для песочной терапии дома

Если родители хотят организовать sandplay дома, то для этого им потребуется:

  • поддон;
  • песок;
  • Миниатюрные фигурки;
  • Камешки, растения и т. п. для создания определенного ландшафта.

В зависимости от поставленных задач песочная терапия может проходить в виде игр, направленных на:

  • развитие фонематики;
  • коррекцию произнесения звуков;
  • обучение грамотности;
  • познавательные игры;
  • семейная песочная терапия;
  • проекционные игры.

Занятие включает следующий план:

  1. Знакомим малыша с песочницей, объясняем, что голубой бортик символизирует небо, что можно создать любой вид местности: горы, пустыни, а раздвинув песок – синее море.
  2. Даём возможность подержать в руках коллекцию геометрических фигур, животных, предметов быта.
  3. Фигуры, которые выбирает кроха, символизируют его состояние на сегодняшний день. Самое главное — попросить его рассказать, о чём он думает по поводу выбранных фигурок.
  4. Внимательно наблюдаем за малышом: как он входит в ситуацию, с кем он себя идентифицирует.
  5. Учим ребёнка бережному отношению к материалу.
  6. Формулируем тему в начале песочной терапии, занятия проводим, согласно плану, а после его окончания важно сделать вывод о проделанной работе, разложить все использованные предметы и игрушки по местам, убрать за собой.

Игры на развитие слухового внимания и памяти

  • Игры, направленные на увеличение словарного запаса, построения развёрнутых фраз.

К трём годам человек правильно произносит основные слова. Некоторые дети говорят нечётко, меняют местами слоги и буквы в словах, неправильно ставят ударения. В случае невнимательного отношения к проблемам с речью к 5 годам он понимает, что говорит неправильно и начинает этого стесняться, замыкается в себе. Можно устраивать речевые игры в песке. Для этого детки рисуют буквы, учат строить слоги и произносить их громко или тихо, нараспев, шёпотом.

Поставив в емкость разные фигурки, учим ребёнка называть животных, писать — на какую букву начинается его название, и какие звуки издают эти животные. Можно играть в крестики-нолики.

  • Познавательные географические игры на песке.

После простых игр с построением домиков, рек, морей и корабликов на них начинаем развивать пространственное мышление. Для занятий подойдёт сделанная самостоятельно в виде пазла карта мира или материков. Для этого надо приобрести две одинаковые географические карты в магазине и разделить одну на 4-6 фрагментов. Даём малышу карту-образец и предлагаем сложить пазл. Постепенно начинаем складывать материки, океаны. Затем усложняем игру, делая «море» на дне песочницы, раздвинув песок. Во время игры проговариваем названия стран, их столицы, узнаем, кто там живёт. Например, во Франции столица — Париж, а живут там французы.

Для каждой страны подбираем характерную растительность и животных, размещая в песочнице пальмы, слонов, крокодилов. Объясняем, что такое тропический климат, почему там не растут берёзы. Можно совершить путешествие на Северный полюс, предварительно сделав запас соли, пенопласта или ваты для снега.

  • Фантастические игры с трансформерами на песке.

Имитируем жизнь других планет, лунный ландшафт, звёздные войны, которые особенно будут интересны мальчикам, помогут реализовать им желание быть супергероем, научат их сражаться и побеждать.

В зависимости от возраста детей, кроме географических и фантастических, существуют следующие разновидности обучающих игр:

  • исторические;
  • найти логические пары;
  • научиться исключать лишнее;
  • провести экскурсию по городу;
  • считать предметы, строить логические ряды;
  • учиться ориентироваться: что такое — сверху, снизу, справа, слева.

Проективные игры

Выявленная З. Фрейдом особенность приписывать свои чувства и желания внешним объектам очень помогает в работе с детьми. Ребёнку предлагают сделать следующее:

  • описать имеющиеся изображения на песке и наделить их какими-либо качествами;
  • создать из разрозненных деталей, спрятанных в песке, единое целое;
  • придумать рассказ или сказку с персонажами и предметами из имеющихся фигурок на песке;
  • нарисовать несуществующее животное, и другие.

Необходимо помнить, что проективные методики невозможно однозначно интерпретировать, они социально и ситуационно обусловлены, направлены на изучение детской личности в целом. Учитывая, что эти методики недостаточно стандартизированы, они используются для диагностики и лечения психотерапевтами.

Песочная терапия включает большое разнообразие индивидуальных и коллективных игр, занятий. Активно используются доски с подсветкой или песок различного цвета. Это поможет ребенку выразить имеющееся эмоциональное состояние.

Серия игр и упражнений с песком из книги Т. Зинкевич – Евстигнеевой «Чудеса на песке» способствуют развитию тактильно-кинестетической чувствительности, мелкой моторики, творческой фантазии, помогают в познании своего внешнего и внутреннего мира.

Вот несколько игр:

  • Оттиски рук. С помощью этого упражнения малыш учится оценке ощущений. Педагог либо родитель показывает подопечному оттиск своей ладошки
  • на песке, то же повторяет пациент. Рука вдавливается и погружается в поддон.

Сначала свои ощущения описывает ведущий. Он ведет свой рассказ про песок, какой это материал мягкий или шероховатый, как он чувствует своей кожей маленькие частички. Затем следует рассказ малыша о песке.

  • Дождик или водопад. Данная игра – хорошее средство для снятия напряжения в мышцах и агрессии. Педагог либо ведущий говорит, что начался водопад. Маленький человек пересыпает песок на тыльную сторону руки взрослому, а затем он выполняет упражнение малышу.
  • Создание узоров. Нарисовать на песке с помощью пальцев, кулачков, кистей разнообразные узоры, а затем рассказать, что представляется ребенку, когда он смотрит на них. Это могут как цветы, так и животные, ветки и др. Такое упражнение положительно сказывается на психоэмоциональном состоянии детей.
  • Прятки. Игра помогает в выяснении психологических проблем подопечного и помощи в избавлении от них. Дошкольнику на выбор предлагается несколько предметов, которые он должен закопать в песок, а затем выкопать и рассказать о всех спрятанных предметах.
  • Проигрывание сюжета. Психолог предлагает пациенту создать собственный мир, использовав на выбор миниатюрные фигурки. Если цель песочной терапии — избавление от агрессии, то маленький человек выберет отрицательных персонажей и устроит войну и разрушение тем самым, сняв напряжение и успокоив свой гнев.

Совет психолога родителям: как расшифровать знаки

От специалиста по sandplay Ульяны Наумовой можно услышать следующее:

  • Малышом могут быть выполнены любые постройки и такими способами, какими он хочет, придерживаясь трех главных правил: не высыпать песок за пределы поддона, не разрушать постройки других детей, если он играет в компании.
  • Родителям необходимо вести наблюдение за тем, что строит ребенок. К примеру, если он занимается строительством домика, стены которого очень толстые, значит, у него есть стремление к защищенности, которой ему может не доставать, желает упрочить свои внутренние границы, чтобы все заметили их и не переступали.
  • Мощность – символ того, что у него не выстроены границы, из-за чего нет комфорта.
  • О нехватке у малыша тепла и заботы свидетельствует появление свечей или очага. Наличие хаоса в игровом пространстве ребенка показывает, какой беспорядок во внутри пациента или предвещает незамедлительное начало перемен.
  • Немаловажным является ведение наблюдения за игрой маленького человека, задавание ему вопросов: почему получилась именно эта композиция, какое значение имеют для него все эти сооружения. При каждодневном строительстве мира у малыша становится лучше поведение, сон становится крепче, уходят тревожность и напряжение».

Заключение

Рисование песком поможет ребенку расслабиться, оно завораживающе действует на зрителей и художников. Песочная терапия может проводиться под музыку и позволяет решить многие задачи диагностики, лечения и развития когнитивных способностей. При этом задействуются в процесс практически все виды органов-анализаторов:

  • зрение;
  • слух;
  • тактильная чувствительность;
  • сенсорное восприятие.

Песочная терапия для детей дошкольного возраста позволяет развить речь, моторику, слух, общительность, креативность, творческие способности. Кроме того, она снимает стресс, избавляет от страхов, помогает выразить внутренние конфликты и переживания, повысить самооценку. Песочная терапия способствует формированию у маленькой личности самоуважения, научит понимать себя.

Терапевтические игры с песком для детей дошкольного возраста: что надо для игр в юнгианской песочнице?

  • В Сандплей используется деревянный ящик, окрашенный изнутри и снаружи голубой или синей краской. Ящик должен быть водонепроницаемым потому, что в процессе игр песок приходиться мочить. Габариты ящика для 1-3 детей должны быть — 50х70х8 см. Такие габариты выбраны не случайно, это оптимальное поле зрительного восприятия ребенка, он способен охватить его целиком. Голубой или синий цвет — это символы неба и воды, кроме того эти цвета действуют успокаивающе на психику ребенка. Ящик может быть и из других материалов, но предпочтение следует отдать именно дереву.
  • На 2/3 объема ящик засыпается песком. Песок должен быть чистым, просеянным, можно использовать речной или морской песок, главное, чтобы он не был не слишком мелким и не слишком крупным. Он должен быть сыпучим и приятным на ощупь.
  • Для игр в песочнице нужна коллекция миниатюрных игрушек. Размер игрушек не должен превышать 8 см.

Игрушки для песочной терапии:

  1. Человеческие персонажи, куклы, миниатюрные статуэтки. Их можно подбирать отдельно, а можно приобрести игрушки в магазине отдельными тематическими группами.
  2. Фигурки животных. Пойдут фигурки из «киндер сюрприза», можно самим слепить фигурки из пластилина или сделать поделки из соленого теста. Это могут быть дикие, домашние, доисторические животные
  3. Предметы домашнего обихода: детская посуда, домики, флаконы из-под духов и туалетной воды, коробочки из-под кремов.
  4. Сказочные персонажи добрые и злые.
  5. Персонажи из комиксов и «мультяшные» герои.
  6. Украшения, сувениры.
  7. Природные элементы: ветки, цветы, коряги, интересные сучки деревьев.

Все эти сокровища должны храниться в определенном месте, как бы жить в своем домике.

Занятия по методу Sandplay — какие игры сохранят интерес ребенка к песочной терапии?

Люди познают мир через 5 органов чувств и самое древнее из них тактильное ощущение. Первое ощущение ребенка в мире — это тактильное ощущение. И подсознательно люди привыкли ему доверять. Именно это доверие к тактильно-кинестетическим ощущениям и делает терапевтические игры с песком столь результативными. Поэтому и начинать игротерапию нужно с тактильного знакомства с песком. Есть ряд методик, как грамотно и правильно выстроить эти занятия.

Знакомство с песком по методу Sandplay — игры для маленьких детей

Предложите детям проделать следующие действия с песком:

  1. Поскользить ладонями по песку зигзагообразно, круговыми движениями, как ашинки, как санки, как змейки.
  2. Сделать те же движения ребрами ладоней и обсудить с ребенком разницу в оттисках, постараться дать ребенку возможность самому объяснить, в чем разница. Старайтесь не поправлять ребенка, не навязывать ему своего мнения, а, напротив, всячески поощрять и хвалить его.
  3. Набрать песок в ладошки и высыпать его тонкой струйкой, проговаривать ощущения, испытываемые при этом. Сделать это правой, затем левой ладошкой, затем обеими сразу.
  4. Закопать ладошки в песок и потом «найти» их. Все это проделывается в игровой форме. Задается вопрос «куда подевались наши ручки?», а затем радость от того, что ручки найдены.
  5. Раскрытую ладошку положить на песок и закрыть глаза. Затем взрослый насыпает песок на пальчик, а малыш должен угадать, на какой палец насыпан песок, и пошевелить им, как бы здороваясь с песком.
  6. Пробежаться пальчиками по песку, оставляя на нем следы. Или поиграть на песке, как на пианино. Все это нужно проделывать с комментариями.

Песочная терапия: упражнения для детей для развития моторики, снятия эмоционального напряжения, агрессии

Взаимодействуя с песком в процессе игр, ребенок получает свой первый опыт рефлексии (самоанализа), он учится распознавать и идентифицировать свои ощущения, развивается мелкая моторика рук. Когда ребенок пытается проговаривать свои ощущения, происходит развитие речи, мышления, поэтому значение песочной терапии трудно переоценить.

Упражнения для песочной терапии

  1. На ровной поверхности песка взрослый и ребенок оставляют оттиски своих рук, сначала просто прижимают ладонь к песку, а затем делают это тыльной стороной ладони. При этом взрослый проговаривает, что он в данный момент ощущает. И просит ребенка рассказать о своих ощущениях. Маленький ребенок будет не многословен, нужно задавать ему наводящие вопросы. Какой песок? Гладкий? Сухой? Какая разница в ощущениях прикосновений тыльной стороной ладони? Это учит ребенка прислушиваться к своим ощущениям, классифицировать ощущения, как приятные или не приятные. Казалось бы, такая простая процедура, как прикосновение дает богатейший опыт для размышлений, если делать это осознанно. Такие упражнения развивают мелкую моторику, учат давать характеристику своим ощущениям.
  2. Создать пальцами, костяшками пальцев, ребрами ладоней, кулачками различные узоры на песке, а затем пофантазировать, на что они похожи. Можно увидеть цветы, снежинки, ветки или следы животных. Тут необъятный простор для фантазии, нужно только ненавязчиво, исподволь пробудить ее в ребенке. Это упражнение положительно влияет на эмоциональное состояние детей.
  3. Устройте с детьми ливень из песка. Пусть сначала это будет мелкий дождик из песка, поместившегося в одной ладошке, потом дождик усиливается, песок зачерпывается двумя ладонями, а вот для ливня можно использовать, как вспомогательный материал, детское ведерко. Важно, чтобы ребенок осознал идею своей причастности к событиям окружающего мира. Он будет меньше его бояться. Мир перестанет быть для него враждебным. Упражнение помогает устранить напряжение, стресс, агрессию.

Как применяется песочная терапия для коррекции эмоциональных, логопедических и других проблем у детей?

Как песочная терапия помогает в лечении психосоматических заболеваний?

Детям очень трудно выразить словами то, что волнует и беспокоит их глубоко внутри. У них маленький словарный запас, да даже взрослые не всегда могут докопаться до источника внутреннего дискомфорта, где уж малышу справиться с этой непосильной задачей. Но страхи и сомнения терзают его душу, и происходит перенос этой душевной боли на тело. Так появляется тик, заикание, энурез, агрессивное поведение.

Психологи называют такие заболевания психосоматическими. Лечение таких заболеваний медикаментозно не приносит успеха. Здесь, как в гомеопатии – подобное лечится подобным.

Психологи говорят, что в таких ситуациях нужно спроецировать свой внутренний на мир вовне. Можно нарисовать свое состояние, но маленькие дети плохо рисуют. Они расстраиваются, плачут, а взрослые не могут их понять. Благодаря проигрыванию внутренних переживаний в терапевтических играх с песком, дети освобождаются от гнетущего груза внутренних переживаний и идут на поправку.

Взрослые, наблюдая за их поведением во время игры, учатся понимать и расшифровывать их поведение и адекватно на него реагировать. Такие игры называются проективными и их значение трудно переоценить.

Юнгианская песочная терапия, наряду с игротерапией, как раз представляют собой такой подход, который в невербальной форме с помощью игры с песком и перестановки миниатюрных фигурок, а также через построение песочных картин позволяет проникнуть в глубинные слои психики, в бессознательные эмоции. Метод дает возможность определить, увидеть в самой постройке, в проявленной художественной форме эмоциональное состояние клиента ребенка, характер отношений между сознанием и бессознательным, между Эго и Самостью. Работа с песком, как и спонтанная игра, позволяет найти внутри психики силы, движущие ее к исцелению и интеграции, разрешению конфликта, стоящего за психосоматическим симптомом. Такая яркость и образность метода, включающего в себя самостоятельную и никем не навязанную игру ребенка с песком, дополняется сопровождающими вопросами и комментариями особого рода со стороны терапевта. (Прилуцкая Мария Игоревна — клинический психолог (МГУ им М.В. Ломоносова), детский психотерапевт, специалист по аналитической работе с психосоматическими расстройствами у детей и взрослых, Московская ассоциация аналитической психологии (МААП).

Примеры проективных игр:

  1. «Моя семья». Ребенку предлагают выбрать из огромного разнообразия предметов те, которые ему понадобятся для воссоздания своей семьи. Взрослые никак не влияют на его выбор. Попросите ребенка, чтобы он разместил членов своей семьи как ему хочется. Предложите ему ситуацию, что сейчас вечер и вся семья дома, и каждый занимается своим делом. Обратите внимание, кто находится в центре композиции, спросите ребенка, почему именно этот человек занимает центральное положение. Спросите, каковы его взаимоотношения с «центровым». Расспросите, каковы вообще взаимоотношения в семье. Кому лучше всех живется в семье и почему. Поверьте, что в процессе разбора его композиции, вы, очень много нового и полезного для себя узнаете о своем ребенке и своей семье. Ну, а более глубокий анализ доверьте все-таки профессионалу психологу.
  2. «Мои друзья». Ребенку задаются ситуативные параметры игры. Он должен выбрать фигурки и назвать их именами своих друзей. Не удивляйтесь, если это будут вымышленные персонажи, а среди реальных людей друзей не окажется. В процессе воссоздания заданной вами ситуации будет сделано много открытий. Вы можете узнать о проблемах вашего чада и помочь ребенку преодолеть трудности в общении с детьми в детском саду или школе. А он в процессе игры будет успешно преодолевать эти трудности, что в результате переноса изменит ситуацию и в реальной жизни.
  3. «Сказочные сюжеты». Вы можете предложить ребенку построить свое сказочное царство и населить его добрыми и злыми персонажами. Сам ребенок должен играть роль борца со злом. В этой игре может быть задействовано неограниченное количество миниатюр, причем в процессе он может их свободно менять. Здесь он хозяин положения. Если ребенку не мешать, то откроются такие его глубинные проблемы и страхи, о которых взрослые даже не подозревали. Причем в процессе игры нужно мягко направить ребенка на преодоление этих страхов. Ему следует объяснить, что здесь он хозяин и у него всегда есть выбор и возможность сделать так, как хочет он. Осознание того, что он всесилен и сам может изменить любую ситуацию, сделает ребенка счастливым. Позже и в реальной жизни ребенок станет более уверенным в себе и менее тревожным.

В. Андреева, песочный терапевт, юнгианский аналитик:

Использование метода Песочной терапии приглашает нас в путешествие, где порой будет не просто, но всегда интересно. Процесс разворачивается как с сказке, к внутреннему глубинному смыслу, мечте, потерянным частям себя и отношений. Меня не перестает удивлять и вдохновлять оживающие в картинах фигурки, как они соединяют прошлое и будущее, дают возможность познакомиться с собой и ведут по пути индивидуации.

Н. Скибинская, аналитический психолог, песочный терапевт:

Есть дети, которые опускают руки по локоть в песок и плескаются в песочнице, как в воде. У них на лице блаженная улыбка, и они говорят: «Как хорошо! Как приятно!» В это момент не хочется ни о чем говорить, и наступает спокойствие и умиротворение.

Другие дети иногда даже боятся притронуться к песку. Один ребенок потихоньку спускал пальчик по бортику песочницы, смотря мне прямо в глаза, как будто боялся обжечься. Так обычно трогают воду, чтобы понять, горячая она или холодная? Он пытался понять, можно ли мне доверять, не обману ли я его? Но как только он убедился, что песок и обстановка вокруг ничем ему не угрожает, то легко стал с ним взаимодействовать.

Некоторые льют в песочницу много воды. Им нравится возиться в этой «грязи». На улице обычно мамы это не приветствуют, но здесь можно. Процесс работы в мокром песке бывает очень завораживающим, и это состояние иногда хочется продлить. Переполненная различными чувствами душа во взаимодействии с мокрым песком находит спокойное освобождение. Психика как будто лечит себя сама. Внутреннее пространство освобождается для нового положительного опыта и чувства принятия, доверия и любви.

Многие дети в песке любят играть в прятки. Они закапывают что-нибудь в песок, а терапевт должен это найти. Потом меняются местами. Таким образом, дети пытаются почувствовать свою нужность и ценность для родителей в переносе на терапевта.

Многие терапевты, которые практикуют песочную терапию, считают, что первый мир в песке, который строит ребенок, это мир его матери. То есть ребенок заполнен материнским бессознательным, которое иногда влияет на него разрушительно. Песочная терапия помогает освободить внутреннее пространство ребенка для него самого, разорвать слияние с матерью, перестать нести на себе материнские проекции, прекратить воспроизводить негативный сценарий семьи и самому стать творцом своего жизненного пути.

Методика Sandplay может быть применима не только в психологии для психокоррекции, но и в домашних условиях в познавательных целях. Родители, которые всерьез озабочены воспитанием маленького человека, смогут с помощью песочной терапии, сказкотерапии успешно корректировать поведение своих детей.

В процессе игры развивается фантазия детей, речь, мышление, развиваются коммуникативные навыки, творческие способности. Хорошо бы еще организовать столик со стеклом и подсветкой для рисования песком. Затраты здесь не велики, дорогие игрушки стоят куда больше. Зато отдача от таких игр превзойдет самые смелые ваши ожидания.

Поделитесь с друзьями:

Специфика использования песочной терапии на логопедических занятиях



Современная ситуация в образовании является непростой. Растет число детей с различными нарушениями речи. Как указывают Л. И. Белякова, Е. А. Дьякова: «Подавляющее число детей с речевыми нарушениями обучаются в общеобразовательной школе и с каждым годом количество таких детей растет». Наблюдается увеличение речевых патологий и среди детей дошкольного возраста. Большинство таких детей имеют грубые речевые нарушения, следствием которых становятся затруднения в возможности использования различных методик по преодолению трудностей речевого развития.

Речевые нарушения, встречающиеся у детей, являются серьезным препятствием в овладении ими на начальных этапах обучения письму и чтению. Это отрицательно влияет на эмоциональное состояние ребенка.

Увеличение численности лиц с нарушениями речи стало одной из основных причин для активного использования логопедических занятий. Известно, что речевое развитие ребенка дошкольного возраста происходит через тесный эмоционально-личностный контакт и зависит от характера взаимодействия с ним родителей, педагогов, воспитателей, а так же от содержания обучения и воспитания.

Именно поэтому одним из важнейших звеньев помощи детям с речевыми проблемами является логопедические занятия, которые должны осуществляться с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Для оказания помощи детям дошкольного и школьного возраста специалисты зачисляют их на занятия, где широко используются различные принципы, методы и приемы коррекции речевых нарушений. Кроме этого, развитие современного общества предъявляет новые требования к образовательным учреждениям, к организации в них воспитательно-образовательного процесса, выбору и обоснованию содержания учебных программ, результатам и результативности их деятельности.

На логопедических занятиях наряду с традиционной методикой активно используются нетрадиционные методы коррекционного воздействия такие, как сказкотерапия, музыкотерапия, песочная терапия и др.

В книге М. В. Киселевой «Арт — терапия в работе с детьми» большое внимание уделяется тому, что применение нетрадиционных методов взаимодействия с детьми на логопедических занятиях признано одним из эффективных средств, своевременной профилактики и коррекции нарушений в речевом развитии.

На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия известно достаточно много, но хочется остановиться на одном, который является целесообразным и эффективным: песочная терапия.

Принцип «терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом, психотерапевтом и одним из основателей психоанализа. Благодаря Юнгу создание песочных картин переместилось в психологическую плоскость и существует в настоящий момент. Он считал, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и является прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.

Наблюдения и опыт многих зарубежных и российский исследователей показали, что перенос обучающих и коррекционно-развивающих заданий в песочницу дает дополнительный эффект. С одной стороны, значительным образом повышается интерес к занятиям, т. е наблюдается резкое возрастание познавательной активности. С другой стороны, развитие познавательных процессов происходит более гармонично.

Мы считаем, что использование метода песочной терапии в современном обществе является значимым, т. к. первые контакты детей между собой происходят, как правило, в песочнице во время игры.

Метод песочной терапии активно применяется на логопедических занятиях для развития мелкой моторики, работы над фонетической стороной речи, лексической, грамматической стороной речи, работа над формированием фразовой речи, а так же помогает создать положительный эмоциональный настрой на занятие и способствует установлению контакта с ребенком.

При проведении логопедических занятий в дошкольном возрасте работа с песком начинается сразу после выявления нарушений речи у ребенка. Так же использование игр с песком, особенно в группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи, является очень эффективным средством в работе с детьми. В дошкольном образовательном учреждении логопедом используются игровые упражнения с песком в индивидуальной логопедической работе с детьми, а также как элемент подгруппового занятия, в процессе которых решаются очень многие задачи:

 диагностика внутреннего состояния ребенка;

 развитие диафрагмального дыхания;

 развитие мелкой моторики;

 развитие фонетической стороной речи;

 развитие лексической стороной речи;

 развитие грамматической стороной речи;

 работа над формированием фразовой речи.

Занятия с использованием песочной терапии проводятся для детей, начиная с младшей группы, по 15–20 минут, как правило, по подгруппам или фронтально. С детьми подготовительной и старшей групп занятия могут быть как подгрупповыми, так и индивидуальными.

Логопед проводит занятия по песочной терапии в уютной и дружественной обстановке. На занятиях специалист сначала даёт возможность ребёнку познакомиться с оборудованием, с правилами игры на песке. Это вступительный, игровой этап занятий. Далее специалист предлагает ребёнку смоделировать сюжетную линию: либо сказочную (фантазийную), либо реальную (с использованием различных фигурок). Это основной этап занятий по песочной терапии. Логопед в этот момент внимательно наблюдает и оценивает поведение и реакции ребёнка, а так же это помогает установить контакт с ребенком, который необходим при проведении занятий.

При отборе материала для занятия необходимо использовать принцип индивидуального подхода в обучении, принцип доступности, соблюдение принципа постепенного усложнения материала и др.

Так, например, при автоматизации звуков необходимо учитывать фонетические требования, соблюдение постепенного нарастания произносительных трудностей, связанных с воспроизведением различного типа слогов и слов. Желание играть и действовать с предметами, естественно возникающее во время игры, облегчает усвоение необходимых слов и понятий. Дети лучше улавливают смысл каждого нового для них слова и выражения, быстрее их запоминают. Успех, которого они достигают в играх, является стимулом, для дальнейшего осуществления деятельности. Они так увлекаются, что занятия кажутся им слишком короткими. При обучении связной речи логопедом необходим тщательный контроль над речевой деятельностью ребенка, тек же необходимо обращать внимание, на то, чтобы дети не только называли отдельные качества, но и повторяли описание предметов целиком. Так постепенно вырабатывается навык связного высказывания.

Особенно хорошо подходит метод песочной терапии для детей, которые по какой-либо причине отказываются выполнять различного рода задания в общепринятой учебной обстановке.

Как правило, дети с речевыми расстройствами испытывают трудности в письме, чтении, счете, трудности ориентирования в пространстве, отсутствием к обобщению. Сочетание песочной терапии и использование дидактических игр позволяет обогатить словарь ребенка, уточнить знание предметах, их назначение, сортировать предметы по логическим категориям: игрушки, одежда, посуда и т. д. Дети с удовольствием заучивают «чистоговорки», стихотворения, поговорки, составляют предложения, короткие рассказы, сказки.

Игры, с использованием песочной терапии можно условно разделить на три направления:

  1. Обучающие игры (направлены на развитие тактильно — кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук). Важным в обучающих играх является то, что ребенок говорит о своих ощущениях, происходит развитие внимания, памяти, мышления, фонематического слуха.
  2. Познавательные игры (направлены на познание ребенком окружающего нас мира).
  3. Проективные игры (направлены на осуществление психологической и логопедической диагностики, а так же коррекции и развития ребенка).

Нами проводилось экспериментальное исследование на базе образовательного учреждения дошкольной ступени с детьми подготовительной группы. Для занятий было взято 10 детей, логопедическое заключение у которых фонетико-фонематическое нарушение речи, дизартрия.У этой группы детей было нарушено произношение звука . Звук всей группе детей был поставлен, но не автоматизирован.

Нами были разработаны упражнения по автоматизации изолировано, в слогах и словах с использованием метода песочной терапии. Занятия проводились 3 раза в неделю, продолжительностью 20 минут, перед занятием проговаривались правила использования песка, проводилась артикуляционная гимнастика так же с использованием песочной терапии.

Цель эксперимента: выявление особенностей использования песочной терапии при автоматизации звука на логопедическом занятии.

Задачи эксперимента:

 научить детей играть с песком;

 развивать мелкую моторику;

 активизировать познавательную деятельность ребенка;

 развивать пространственные представления;

 улучшить психологическую обстановку на логопедическом занятии с помощью песочной терапии;

 разнообразить приемы и методы работы с детьми при автоматизации звука;

 повысить интерес у детей к логопедическим занятиям;

 вызвать у детей интерес к речевому материалу и работе с ним.

При проведении занятий с детьми с использованием песочной терапии, отмечалась их активность, повышалась работоспособность. У детей значительно возрос интерес к логопедическим занятиям, а так же дети чувствовали себя более успешными на занятиях.

Результатом эксперимента является, то, что у всех детей удалось автоматизировать звук изолировано, в слогах и словах в течение одного месяца. При помощи песочной терапии это удалось сделать быстрее, чем при использовании традиционных методов автоматизации.

Таким образом, анализируя полученные данные в ходе проведенного исследования, мы пришли к выводу, что применение метода песочной терапии способствует более полному включению детей в образовательную деятельность, прочному запоминанию и повышению эффективности коррекционного процесса.

Песочная терапия в контексте арт-терапии представляет собой особую невербальную форму психокоррекции, где основной акцент делается на самовыражении ребенка по средствам творчества и свободного выражения переживаний, благодаря которому происходит регулирование внутреннего напряжения и поиск путей дальнейшего развития.

В заключение можно отметить, что игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия, особенно при наличии у ребенка речевых нарушений, в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развивать его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение. Так же песочницу можно использовать в качестве диагностического и развивающего средства.

Литература:

  1. Киселева М. В. Арт — терапия в работе с детьми: рук. Для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми / М. В. Киселева. — СПБ: Речь, 2008. — 160с.
  2. Кудинова М. А. Песочная игротерапия в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи // Дошкольное образование — 2006. — № 1. — с. 16–20
  3. Семенова Н. А. С разрешения песочной феи: опыт использования игр с песком // Школьный психолог. — 2011. — № 16. — с. 19–31

Песочная терапия

Песочная терапия — один из методов психотерапии, возникший в рамках аналитической психологии. Это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития. Песочная терапия даёт возможность прикоснуться к глубинному, подлинному Я, восстановить свою психическую целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира.

Песочная терапия – это одно из направлений арт-терапии или лечения при помощи искусства, творчества, в данном варианте – терапия с помощью песка.

Основоположники: Шарлотта Бюлер, Маргарет Ловенфельд, Карл Густав Юнг, Дора Калфф.

Какой песок используется: речной, мраморный, кварцевый, цветной, разноцветный, кинетический, снежный, искусственный.

Какие виды работы с песком бывают: 1. Рисование на подсвеченной поверхности, на которой можно создавать «песочные мультфильмы», используя специальный пульт для переключения цветов. Каждый цвет, выбранный клиентом, определяет его эмоциональное состояние на текущий момент. Переключая цвета, мы можем снимать напряжение, возбуждение и уравновешивать свои эмоции; 2. Интерактивная песочница, в которой задаются разные игровые программы, на которые можно накладывать истории-сказки, фигурки-куколки, музыку; 3. Рисование цветным песком на художественных планшетах, в которых выбор цвета фона и цвета песка играют особую коррекционную роль; 4. Спонтанное рисование цветным песком на каком-то фоне; 5. Семейное рисование в группах по 8 человек – дети/родители;

Считается, что с помощью цвета мы можем выразить наши чувства и эмоции. Когда люди выбирают цвет фона и цвет песка, то происходит работа с внутренним состоянием, перетрансформация сознания или метаморфоза, превращение, изменение каких-то свойств личности внутри человека. Снимаются стереотипы мышления и видения объектов, происходит психокоррекция. Каждое цветовое поле отражает отдельную зону проблемы человека. Цвета – синий, красный, зелёный, жёлтый, белый, коричневый, чёрный, голубой, оранжевый и другие. Спектр или палитра вариантов красок большая.

Существуют медитативные техники работы с цветовой гаммой, которые были известны ещё в древности. Страны, которые использовали их – это Египет, Тибет, Турция. Уже тогда люди рисовали разнообразные фигурки, орнаменты, узоры на водной глади. С помощью таких своих рисунков человек мог расшифровать свои сновидения. ЭБРУ – правополушарное рисование сегодня очень распространено для релаксации и снятия напряжения. Для выполнения рисунка используются турецкие или специальные краски, деревянное шило, веерообразные кисти, салфетки для вытирания кисти и загущенная жидкость, которая налита в небольшую ванночку. Замешивается смесь в равных пропорциях, которая бывает синтетическая и натуральная, добавление нектара Гевена, растения Астралагус (растёт в Анатолии). По своей консистенции она должна быть вязкой на ощупь. Считается, что плотность воды или её вязкость приближена к состоянию женщины в деторождении (плацента, рождение детей). Вязкость воды способна сохранять качество и форму рисунка. По поверхности воды рисуют красками.

Как создаётся рисунок: Берётся деревянная палочка, опускается в краску, держится в руке параллельно воде, и прямо по поверхности воды ставятся точечки, капельки, затем вытирается «кисть» салфеткой, выбирается другой цвет, и ставится в эти же точечки, и так несколько раз, образуются круги из цветов. Потом палочкой их соединяют между собой, в каждом разноцветном круге точечки, и проводят ею по всем капелькам на поверхности воды. Таким образом, можно сделать прямо на водной глади разные узоры, завитки, спирали, цветочки, орнамент. Что интересно, так это то, что рисунок не растекается, так как загуститель держит его вид, форму. Затем в воду опускается лист бумаги (любой, обычный, синтетический) и узорчатая краска отпечатывается на его поверхности. Подобные украшения можно создавать: на керамике, на сумках, на одежде, на вазах, на шкатулках и т. п.). Рисунок легко переносится и не стирается, так как краски водостойкие. Турецкие краски наиболее подходящие для этого процесса.

Воздействие песочницы: юнгианская (небо/вода – голубые борта и земля – жёлтый песок) – дети/взрослые в группах; чёрно-белая (показывает контрастность состояния, поведения, настроения) – полярность, внутриличностные конфликты, принятие решений; на подсвеченных столах рисуют пальцами обеих рук, кулачками и ладонями (ручной интеллект, подготовка детей к школе) – включение в работу обоих полушарий головного мозга; цветовая песочница поможет человеку выразить (объяснить) своё эмоциональное состояние, свои чувства без слов; переключая цвета при помощи пульта можно снизить возбудимость, агрессивность клиента, подобрав фон, который его успокоит; массажный эффект песка на подушечки пальцев; соединение: массаж ладоней+цвет+музыка и релаксация/медитация; с помощью кинетического песка можно создать (вылепить фигуры) эксперимент, над которым нужно работать в своей жизни (песок мягкий, подвижный);

Обычно клиенту нужно 1- 1,5 для того, чтобы прийти к нужному пониманию своей проблемы (описать свои чувства). Работа с песком сокращает потребность клиента много говорить о себе (рассказывать всю свою жизнь), и застревать на каком-то действии. Песок позволяет своевременно завершить действие и скорректировать его. Соединение мак-карт и песка позволяют клиенту понять то, над чем нужно работать, какие знания находятся в одном положении, почему ступор, куда двигаться дальше, какое решение нужно принять сейчас, и даже отследить временные границы реализации какого-то события.

Игры могут быть: на песке, с песком, в песочнице.

В игре всегда есть правила, а в терапии клиенту позволено делать то, что он хочет.

Задачи работы: дидактические, развивающие, обучающие, коррекционные (логика, математика, пространство, по образу создание и без него, проективные тесты, диагностика, терапевтический анализ, работа со страхами, с адаптацией в социуме).

Для выполнения упражнений понадобится: сухой, мокрый, цветной, кинетический песок.

Песочница — деревянный поднос, размер которого 50 х 70, можно использовать голубого цвета тазик или ванночку, песок, вода и фигурки-игрушки.

Инструменты для работы с песком: воронка, сито, лопатки, камешки, трубочки, фигурки и т. п.

Главная идея работы с песочницей — это создание свободного, защищённого пространства, в котором клиенты (дети/взрослые) могут создавать и исследовать свой мир.

Можно создавать цветным песком: мандалы, узоры, украшения.

Групповая и индивидуальная работа.

Взаимодействуя с песком в процессе игр, ребенок получает свой первый опыт рефлексии (самоанализа). Совместная работа – взрослый и ребёнок способствует установлению контакта друг с другом.

Развивающие игры на песке:

— Расстановка фигурок (куколок, героев) на песке, выбор ведущего персонажа, посредника между детьми и взрослыми (фея, гном, набор человечков), проигрывание сказки на песке – участники взрослые и дети;

— Поиск предметов, создание «секретиков», отпечатков пальцев – участники дети от 2-х лет и родители;

— Педагогическая песочница (обучение детей).

Два подхода к работе с песочницей:

  • Sandplay — история, сказка, её путь-развитие, терапия игрой (дети/взрослые).
  • Sandtray — расстановка фигурок на песке, экологический, краткосрочный психоанализ (для взрослых).

Примеры названий проективных игр: «Моя семья», «Мой дом», «Мой мир», «Мои друзья», «Сказочные сюжеты» и т. п.

Тайна выбора цвета: черный цвет (страх, тайна), коричневый цвет (депрессия), серый цвет (грусть), желтый цвет (достижение цели), красный цвет (активность, импульсивность), фиолетовый цвет (материнство, фантазия, сказка), зелёный цвет (саморегуляция организма), синий цвет (холодность, спокойствие), оранжевый цвет (жизнерадостность).

Песочная терапия способствует самоисцелению человека, помогает восстановить его психическое, физическое и эмоциональное здоровье, дарит радость от возможности поиграть с песком.

Песочная терапия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *