Фреска Рафаэля Санти «Освобождение апостола Петра из темницы» — стала второй работой, за декорирование которой взялся великий художник, но полностью смог завершить лишь спустя четыре года.

История чудесного освобождения Святого Петра из-за стенок темницы при помощи ангела Господня было детально описано в «Деяниях Апостолов». Жестокий царь Ирод Агриппа, гонителей учеников и последователей Иисуса Христа, но божественный промысел уготовал Петру другой путь, проведя его мимо заснувших крепким беспробудным сном римским стражников, предварительно чудесным образом открыв все двери и замки.Сцена выведения Петра из заточения противников христианства исполнена магией света и таинственных эффектов яркого ночного освещения.

В левой нижней части Рафаэль изобразил римских воинов. Офицер удерживает факел и отчитывает нерадивого стражника, посмевшего уснуть на своем посту. Широкоплечий офицер пальцем указывает подчиненному на темницу, которую тот должен добросовестно охранять и не дать кому-либо постороннему войти или выйти.

В верхней левой части композиции фрески Рафаэль изобразил молодой полумесяц, частично спрятавшийся за тонкими полосами облаков. Это было большим новаторством для итальянского искусства, потому как ранее ночное небо изображали гораздо менее реалистично.

В центральной части изображено главное событие фрески. Темное помещение озарено ослепительным неземным сиянием, исходящим от ангела, склонившегося над спящим апостолом, закованным в цепи.

Молодой юноша в длинных одеждах и с длинными волнистыми волосами будит старца, намереваясь освободить его из заточения. По обеим сторонам, опершись на свои колья, спят странным сном бравые римские стражники.

В третьей части композиции Рафаэль изображает как ангел выводит Святого Петра из темницы по длинным коридорам. Таким образом объединив в одной композиции целый ряд последовательных событий.

Ангел идет первым, освещая путь Петра, и крепко держит его за руку. Апостол с недоумением взирает на своего избавителя и не может поверить в реальность происходящего, боясь, что это сон или иллюзия.

На ступеньках спят еще два привратника. Чудесный сон сморил их и больше ничто не может разбудить их – ни яркое сияние, исходящее от божественного существа, ни грохот упавших с Петра цепей, ни звук шагов двух пар ног, идущих по темным тоннелям темницы.

Тема этой композиции была особенно дорога римскому папе Юлию II, который трепетно относился к своей функции преемника и хранителя святого престола Петра. Также, он чтил римскую церковь, где согласно «Деяниям Апостолов» удерживали последователя Спасителя и хранил кандалы, в которые был закован Петр.

Для христианства тема фрески обозначала надежду на чудесное избавление от оков варваров, преследовавших и ненавидящих христиан и недавно зародившейся религии.

Автор сочинения: Ирина Шастова

Метки: Итальянская живопись, Описание картин, Религиозная живопись, Фреска>Деяния, 12 глава

Деяния, 12 глава

предыдущая глава | следующая глава
1 В то время царь Ирод поднял руки на некоторых из принадлежащих к церкви, чтобы сделать им зло,
2 и убил Иакова, брата Иоаннова, мечом.
3 Видя же, что это приятно Иудеям, вслед за тем взял и Петра, — тогда были дни опресноков, —
4 и, задержав его, посадил в темницу, и приказал четырем четверицам воинов стеречь его, намереваясь после Пасхи вывести его к народу.
5 Итак Петра стерегли в темнице, между тем церковь прилежно молилась о нем Богу.
6 Когда же Ирод хотел вывести его, в ту ночь Петр спал между двумя воинами, скованный двумя цепями, и стражи у дверей стерегли темницу.
7 И вот, Ангел Господень предстал, и свет осиял темницу. _Ангел,_ толкнув Петра в бок, пробудил его и сказал: встань скорее. И цепи упали с рук его.
8 И сказал ему Ангел: опояшься и обуйся. Он сделал так. Потом говорит ему: надень одежду твою и иди за мною.
9 _Петр_ вышел и следовал за ним, не зная, что делаемое Ангелом было действительно, а думая, что видит видение.
10 Пройдя первую и вторую стражу, они пришли к железным воротам, ведущим в город, которые сами собою отворились им: они вышли, и прошли одну улицу, и вдруг Ангела не стало с ним.
11 Тогда Петр, придя в себя, сказал: теперь я вижу воистину, что Господь послал Ангела Своего и избавил меня из руки Ирода и от всего, чего ждал народ Иудейский.
12 И, осмотревшись, пришел к дому Марии, матери Иоанна, называемого Марком, где многие собрались и молились.
13 Когда же Петр постучался у ворот, то вышла послушать служанка, именем Рода,
14 и, узнав голос Петра, от радости не отворила ворот, но, вбежав, объявила, что Петр стоит у ворот.
15 А те сказали ей: в своем ли ты уме? Но она утверждала свое. Они же говорили: это Ангел его.
16 Между тем Петр продолжал стучать. Когда же отворили, то увидели его и изумились.
17 Он же, дав знак рукою, чтобы молчали, рассказал им, как Господь вывел его из темницы, и сказал: уведомьте о сем Иакова и братьев. Потом, выйдя, пошел в другое место.
18 По наступлении дня между воинами сделалась большая тревога о том, что сделалось с Петром.
19 Ирод же, поискав его и не найдя, судил стражей и велел казнить их. Потом он отправился из Иудеи в Кесарию и _там_ оставался.
20 Ирод был раздражен на Тирян и Сидонян; они же, согласившись, пришли к нему и, склонив на свою сторону Власта, постельника царского, просили мира, потому что область их питалась от _области_ царской.
21 В назначенный день Ирод, одевшись в царскую одежду, сел на возвышенном месте и говорил к ним;
22 а народ восклицал: _это_ голос Бога, а не человека.
23 Но вдруг Ангел Господень поразил его за то, что он не воздал славы Богу; и он, быв изъеден червями, умер.
24 Слово же Божие росло и распространялось.
25 А Варнава и Савл, по исполнении поручения, возвратились из Иерусалима (в Антиохию), взяв с собою и Иоанна, прозванного Марком.
предыдущая глава | следующая глава

Петр в темнице

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *