Содержание

Обязательные молитвы и каноны перед причастием

Причастие и исповедь относятся к семи таинствам Святой Православной Христианской Церкви. Долг всякого христианина – веру свою доказывать поступками и делами богоугодными. Это, прежде всего, строгое соблюдение канонов и норм христианского бытия. Причащение – демонстрация готовности души принять Господа всем своим сердцем. Поэтому важно понимать, как подготовиться к исповеди и причастию, дабы не нарушить своим незнанием хрупкую грань между регламентом и ересью. Это вопрос, которому стоит уделить все свое старание.

«И когда они ели, Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: примите, ядите, сие есть Тело Мое. И, взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из неё все. И сказал им: сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая» (Евангелие от Марка 14:22 – 24)

В чем суть Святого Причастия

В христианстве причастие является видимым актом принятия Господа и единения своей души с ним. Сила причащения сравнивается с медицинским пониманием очищения крови. Как кровь человека бывает пропущена сквозь множество фильтров и влита ему обратно, дабы очистить тело от хворей, так и причащение есть акт освобождения души от греха и принятия чистой, светлой Божественной материи. Отделяя грехи от себя, отрекаясь от жизни неправедной, человек познает истину в Боге, достигая Вечности.

  • «Благословен тот, кто принял в себя Тело Христово, тем самым, дав себе возможность отринуть все то, о чем следует печалиться и стыдиться. Очистив человечество своей жертвой на кресте от греха и смерти, Иисус дал возможность нашей душе прийти к Богу и получить вечную жизнь. Причащаясь, мы получаем благословенное исцеление душе, ибо велика сила Святого Духа, дающая надежду на обретение вечного счастья.» (Никодим Благой, иеромонах)

Вкушение плоти и крови Христовой стало символом принятия Святого Духа в сердце человеческое. Это то, что делает нас с Иисусом единым целым, яко же и Он един в Духе с Владыкой Небесным. История Причастия началась в тот самый момент, что назван впоследствии Тайная Вечеря. Преломив хлеб и разделив вино с Апостолами, Христос дал им вечную жизнь и единение с Богом, наставив так поступать с каждым человеком, который принял Господа в жизнь свою.

Причастие (Евхаристия) по праву называется вершиной человеческого общения с Богом, ибо все остальные священнодействия (таинства) – это шаги по подготовке к самому важному акту православного христианина – единению Святого Духа и человека, творения Божьего.

К Причастию допускается только тот человек, кто познал эти таинства:

  • Крещение – это важный шаг принятия Бога Единого властелином над своею душой. Ибо не принявший Бога, как Всевышнего Создателя и Повелителя, не может впустить в себя его Святой Дух и принять всем естеством своим того, кто сотворил плоть и душу человеческую из тлена. Нужно вначале принять таинство Крещения, дабы Ангелу-Хранителю дозволено было провести вас тропой праведной к Небесному Создателю.
  • Исповедь. Без покаяния не уйдут грехи, оставаясь тяжким бременем на душе и, закрывая Святому Духу путь в ваше сердце и разум, не позволят Ангелу-Хранителю наставлять человека на путь праведный. Изливая в церкви свою печаль и раскаявшись, отринув грехи, человек становится чистым сосудом для принятия Божьего благословения и его милостей.

Принимая в себя Христа, мы обожествляемся, становимся причастными к его величию и замыслу. Евхаристия (Причастие) – есть суть христианской церкви, ее основа, которая является гарантией присутствия Святого Духа. Без постоянного причащения Телу Христову человек теряет связь с Богом. Тем самым накапливая грехи и зло, тонет в пучине дьявольских ловушек, становясь в ряды отринувших Бога грешников.

Как приготовить свое тело и душу к Причастию

К священнодействию принятия Христовых Даров следует готовиться не столько физически, сколь обрести душевную способность быть сопричастным Богу. Ведь невозможно дать Ангелу-Хранителю силу вести себя по жизни земной, не будучи напоенным светом и благостью Веры Христианской. Ибо грехи будут сковывать чресла, а камни на сердце тянуть в пучины Преисподней. Не освободив себя от их тяжести, мы не сможем обрести сопричастности Святому и Чистому Создателю.

Основы подготовки к таинству – молитва, покаяние и пост:

  • Строгий недельный пост, без вкушения скоромных продуктов, дабы очистить тело от всякой скверны физической.
  • Обязательное Богослужение вечером в церкви.
  • Строгость в отказе вкушения пищи в день Причастия и до самого свершения таинства. Дух Святой должен первым проникнуть в плоть, поэтому надо с полуночи прекратить прием всяких яств и пития.
  • Важно читать покаянный канон и молитвы накануне дома, для приготовления души к принятию Святых Таинств.
  • Присутствие в храме и старательная молитва на всем протяжении Божественной литургии перед священнодействием.
  • Обязательное покаяние и получение прощения за грехи свои. Перед Причастием надо освободить свое сердце от тягот греховных.
  • Разрешение и благословение священником к таинству Вкушения Плоти Христовой. Без этого не допускается христианин к Причастию, ибо сомнение есть в готовности его принять Святые Дары.
  • Без обязательной исповеди ко Причастию могут быть допущены исключительно дети неразумные до семи лет и те, кого преследует смертельная болезнь.

Это приготовление в церковной практике имеет название – говение. Его часто путают со значением слова – пост, но это ошибка. Говение – это не столько воздержание тела от пищи, сколько подготовка своего разума к принятию блага в себя, способности быть с Богом в единстве и неделимости. Ведь чтобы принять Высший Смысл в себя, нужно быть готовым к нему – очиститься от порока и греховных мыслей, что являются препоной для Святого Духа. Говение начинают за неделю перед причащением.

Канонические молитвы – подготовка к святому таинству

Важной составляющей говения являются молитвы перед исповедью и канонический молебен в течение всей недели подготовки к Причастию. Также обязательно обращение к Всевышнему и Ангелу-Хранителю об освобождении души из плена греховного. Достижение разумом чистоты определяет готовность вашу к принятию Святого Духа и дальнейшей безгрешной поступи по земному пути к Высям Небесного Рая.

Первой следует молитва перед исповедью – она должна помочь подготовить сознание к покаянию, что будет залогом спасения души. Исповедь в обязательном порядке первенствует, ибо в покаянии обретете спасение. Далее батюшка смотрит на готовность вашу к принятию Святых Даров. Возможно, что, наложив епитимию, он воспретит вам причастие до выполнения неких шагов по очищению или осознанию грехов – молитва, поклоны, помощь страждущим или иное богоугодное дело.

Затем последовательно читают каноны перед причастием, обязательные для подготовки принятия душой Святых Даров. Их нужно читать дома, в покое и вдумчивости, не отвлекаясь на мирскую суету.

  1. Покаянный канон Господу Всесвятому Иисусу Христу.
  2. Молебный канон к Богородице, Пречистой Матери Господней.
  3. Ангелу-Хранителю – канон покровителю Небесному.
  4. В заключение – Последование ко Причастию.

Памятка верующему: как проходит таинство Причастия

Как уж упоминалось, сам процесс принятия Причастия начинается с вечернего Богослужения в храме. Не забудьте поставить свечу перед ликами Святой Троицы, Матери Небесной и Ангелу-Хранителю, вашему земному покровителю и заступнику перед Всевышним. Эта свеча – символ вашей веры и жертва перед Православной Христианской Церковью.

  • После вечерней службы уже не едят и не пьют.
  • Утром, перед литургией, нужно читать молитву Ангелу-Хранителю и Псалмы из Последования к Святому Причастию.
  • Лучше накануне получить разрешение на Причастие, и пройти покаяние (исповедь) в церкви – во время воскресной службы может быть много страждущих на исповедь.
  • В храм приходят рано утром до наступления времени начала Божественной литургии. Всю службу стоят до конца.
  • В конце наступает время причащения к Плоти и Крови Христовой.

Правила учинения обрядов и таинств Святой Церкви строго определяют последовательность принятия Христовых Даров:

  1. Пусть первыми принимают их Божьи слуги – епископы и пресвитеры, затем диаконы с иподиаконами, чтецы и остальной чинный люд.
  2. Потом наступает черед женщин – диаконисы, девицы, вдовицы.
  3. Далее, не толпясь, пропускают вперед детей.
  4. По порядку со смирением и стыдливостью, благоговея перед важностью момента, каждый принимает в себя Святые Дары Господни, ибо нет ничего выше понимания вашего единения с Богом.
  5. Когда подошла ваша очередь, перекреститесь и поцелуйте край Чаши, приняв освященное вино и антидор.
  6. Когда священник дает вкусить вам Святые Дары, сложите смиренно руки на груди.
  7. После целуют напрестольный крест в руках батюшки. Помните, что из церкви не уходят без целования креста.
  8. В заключение ставят свечи за здравие своей души и близких перед иконами Святой Троицы, Богородице, Ангелу-Хранителю, а затем за упокой тех, кто вам был дорог, но покинул грешную юдоль.

Особенные случаи

При описании традиционного причащения следует указать на возможные исключительные случаи, когда обычный уклад таинства может претерпеть изменения. Правила допускают проводить упрощенную процедуру принятия Святых Даров в случае, когда нет возможности по здоровью чинить говение.

Дети – безгрешные агнцы

Православная Церковь не подходит сурово к детям, возрастом до семи лет, ибо они есть создания безгрешные и светлые душой. Любая мать может привести чадо в храм, чтобы оно получило возможность вкусить Даров Христовых. Грехи не обуяли его невинную душу, поэтому нет нужды претерпевать долгую процедуру исповеди.

  • По возможности и разумению чада старайтесь приучать его к молитве. Главная молитва, с которой начинают православное духовное образование дитя – Ангелу-Хранителю. Хорошо, если ребенок будет ее произносить на сон грядущий, это убережет его от зла и даст успокоение к ночи.
  • Текст молитвы можно выучить наизусть, пока малыш не умеет читать – это забота родителей, как старших наставников.
  • Приучая ребенка к соблюдению церковных правил, проявляйте мягкую настойчивость. Не нужно, чтобы дорога к Богу вызывала у дитя неприятие и протест. Бог – это любовь, и дорога к нему должна быть полной добра.
  • Соблюдение поста малым чадом не считается обязательным. Господь милостив в этом случае и не желает такой жертвы от растущего организма.

Больные и не способные выдержать испытание по здоровью

В этом случае не стоит хитрить и выдавать мнимую хворь за неразрешенную проблему здоровья – Господь все узрит. В список исключений входят только те, кто действительно не имеет возможности без вреда для жизни преодолеть череду испытаний.

  • В это число входят немощные старики или больные люди. Невозможность самостоятельно пройти таинство исповеди допускает в таком случае приход священника домой. Необходимость покаяния несомненна, ведь жизнь человека может оборваться в любую минуту. А пост и полный перечень молитв считается не обязательным. Хорошо если сохраняется возможность читать канон, чтобы, покинув наш мир, душа обрела покой, ибо сняла с себя все грехи земные, и чистою вознеслась на Небеса.
  • Особой милостью пользуются беременные женщины. Новая жизнь – наивысший смысл продолжения мироздания, пост и говение не обязательно для них, так как может быть пагубным для здоровья матери и дитя. Важными считаются молитвы, дабы чаду передалась Божия благодать. Особенно способствует благополучному вынашиванию плода канон Ангелу-Хранителю, чтобы берег и защищал частицу Божьего мироздания, которая взрастает во чреве материнском.

В заключение следует наставить православного человека на то, чтобы не забывал принимать Тело и Кровь Христову не реже раза в год. Обычно христиане восточного обряда причащаются в Великий Пост, дабы пред Светлым Праздником Воскресения Господня предстать с чистым сердцем и светлою душой. Но этот срок лишь условность – причащение должно происходить по велению и необходимости. Если ваши помыслы стремятся к искуплению греха и принятию в себя Святого Духа, обязательно следуйте им и принимайте таинства чаще.

Молитвы. Как православному христианину правильно исповедоваться перед Господом и . Это могут быть воздержание от причастия на некоторое время.

Исповедь и причастие важны для выздоровления. . Перед сном читайте псалтырь и молитву Никите Столпнику.

Эта молитва возносится перед иконой Святой Троицы и имеет очень сильное влияние на нашу судьбу, ибо призывает в заступники нам Всевышнего.

Акафист Господу читают каждое утро, перед молитвой Целителю дома и обязательно в . Каждую неделю водите к Причастию нуждающегося в помощи.

Молитва к причащению кратко

К таинству Святого Причащения необходимо себя подготовить молитвою, постом и покаянием.

«… пусть причащается епископ, потом пресвитеры, диаконы, иподиаконы, чтецы, певцы, аскеты, а между женщинами – диакониссы, девственницы, вдовицы, потом дети, а затем весь народ по порядку, со стыдливостью и благоговением, без шума».

Подготовка к Причащению на Светлой седмице

Церковь не возбраняет делать существенные послабления детям. Правильнее всего будет в каждом конкретном случае советоваться со священником – памятуя при этом о главном: посещение храма, молитва, Причащение Святых Христовых Таин должны приносить ребенку радость, а не становиться тяжелой и нежеланной обязанностью.

О частоте Причащения

Положив говеть в настоящий пост, вы прописали, что недовольны бываете своим говением, хотя любите говеть и желали бы чаще совершать это дело благочестия христианского. – Как вы не указали, в чем недовольны своим говением, то ничего про это не скажу, только приложу: старайтесь довесть свое говение до того, чтобы оно удовлетворяло вас. Можете у духовника спросить, как поправить свое говение. Что касается до чаще, то не надо учащать, потому что частость эта отнимет не малую часть благоговения к сему величайшему делу, разумею – говение и причащение. Я, кажется, уже писал вам, что довольно поговеть и причаститься в каждый большой пост из 4-х. А в посты пред Пасхою и Рождеством по два раза. И больше не ищите. Старайтесь более свое внутреннее упорядочивать и приводить в совершенство».

Канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу с переводом на русский язык

Молитвы перед причастием и исповедью

Причастие — таинство, которое даёт человеческой душе единение с Богом. Данный обряд существует в каждой религии в своём виде, но в каждом вероисповедании оно необходимо на регулярной основе для спасения души человека.

Молитва перед причастиям и исповедью является обязательной, более того, она обязательно должна состоять из трех канонов: канон покаянный к Господу нашему, канон молебельный к Пресвятой Богородице, канон Ангелю Хранителю. В вечер перед причастием необходимо провести в домашних условиях молитву, соблюдая все правила данного обряда. Не стоить думать, что при совершении молитвы дома, нет необходимости причащаться в церкви. Это два разных понятия, которые могут существовать отдельно, однако, которые не смогут освободить душу человека от грехов перед лицом Бога. Когда человек молится сам, Господь его, несомненно, слышит, и отпускает ему его грехи, однако, когда человек причащается в церкви с помощью Богослужителя, происходит совсем другое обращение к Всевышнему. Это даёт человеческой душе успокоение.

Нельзя пренебрегать молитвой перед причастием, этот обряд необходим каждому человеку, который уважает религию, и который заботится о покое своей души.

Молитва перед исповедью

Боже и Господи всех! Всякаго дыхания и души имый власть, Един исцелити мя могий, услыши моление мя, окаяннаго, и гнездящагося во мне змия наитием Всесвятаго и Животворящаго Духа умертвив потреби: и мене нища и нага всякия добродетели суща, к ногам святаго моего отца (духовнаго) со слезами припасти сподоби, и святую его душу к милосердию, еже миловати мя, привлецы. И даждь, Господи, в сердце моем смирение и помыслы благи, подобающия грешнику, согласившемуся Тебе каятися, и да не вконец оставиши душу едину, сочетавшуюся Тебе и исповедавшую Тя, и вместо всего мира избравшую и предпочетшую Тя: веси бо, Господи, яко хощу спастися, аще и лукавый мой обычай препятствием бывает: но возможна Тебе, Владыко, суть вся, елика невозможно суть от человека. Аминь.

Господи, помоги мне чистосердечно покаяться.

Молитвы перед причащением

Молитва перед причастием св. Василия Великого.

Владыка господи Иисусе Христе, Боже наш, источник жизни и бессмертия, Творец всей твари видимой и невидимой, Сын безначального Отца, вместе с Ним вечный и безначальный, в последние дни по чрезмерному милосердию облекшийся в плоть, распятый и погребенный за нас, неблагодарных и бесчувственных, обновивший Своею кровью поврежденное грехом естество наше! Сам бессмертный Царь, прими покаяние от меня грешного, приклони Твое ухо ко мне и услышь, что я буду говорить: согрешил я, Господи, согрешил пред небом и пред Тобою и недостоин поднять глаз на высоту славы Твоей, — ибо прогневал Твое милосердие, преступив Твои заповеди и не послушав Твоих повелений.

Но Ты, Господи, незлобивый, долготерпеливый и многомилостивый, не оставил меня погибнуть с моими беззакониями, всячески ожидая моего обращения. Ты, Человеколюбивый, Сам сказал чрез пророка Своего: “Решительно не хочу Я смерти грешника; но хочу, чтобы он обратился и жив был.” Так не хочешь Ты, Владыка, погубить создание рук Своих, не желаешь погибели людей. Но хочешь, чтобы все спаслись и пришли к познанию истины. Посему и я, хотя недостоин и неба, и земли, и сей скоротечной жизни, отдав всего себя в рабство греху и чувственным удовольствиям, осквернил образ Твой. Но я, несчастный, — Твое творение и создание — не теряю надежды на свое спасение и приступаю, надеясь на Твое неизмеримое милосердие. И так, Человеколюбче Христе, прими и меня, как блудницу, как разбойника, как мытаря, как блудного сына, и сними с меня тяжкое ярмо греха, Ты, берущий грехи мира, исцеляющий немощи человеческие, призывающий к себе трудящихся и обремененных и успокаивающий их, пришедший призвать к покаянию не праведников, но грешников. Очисти меня от всякой нечистоты тела и духа. Научи меня совершать святое дело с благоговением к Тебе, чтобы я, с неукоризненным свидетельством совести, принимая часть святынь Твоих, соединился с святым Твоим Телом и Кровью и имел в себе Тебя, живущего и пребывающего вместе с Отцом и Святым Твоим Духом.

Ей, Господи Иисусе Христе Боже мой! Причащение пречистых и животворящих Тайн Твоих да не послужит мне в осуждение, и да не сделаюсь я от недостойного причащения их немощным душой и телом. Даруй мне, Господи, до последнего моего вздоха неосужденно принимать часть святынь Твоих в общение Духа Святого, в напутствие вечной жизни, в благоприятный ответ на страшном суде Твоем, чтобы со всеми избранными Твоими мог я участвовать в нетленных Твоих благах, которые Ты приготовил любящим Тебя и за которые Ты благословен во веки. Аминь.

Молитва перед причастием св. Иоанна Златоустого

Господи Боже мой! Знаю, что я недостоин и не пригоден, чтобы Ты взошел под кров дома моей души, потому что он — пуст и повалился, и не найдешь во мне места достойного, чтобы преклонить голову. Но Ты с небесной высоты ради нас явился на земле в смиренном виде; снизойди также и ныне к моему убожеству. И как Ты соизволил возлечь в пещере и в яслях бессловесных скотов, войди также и в ясли моей неразумной души и в мое грешное тело. Как не презрел войти и вечерять с грешниками в доме Симона прокаженного, удостой также войти и в дом моей убогой души, прокаженной и грешной. Как не отвергнул Ты от Себя подобной мне грешной блудницы, пришедшей и прикоснувшейся к Тебе, смилуйся также и надо мной, грешным, приходящим и прикасающимся к Тебе. И как не погнушался нечистотою ее оскверненных уст, поцеловавших Тебя, не погнушайся также еще более нечистыми и скверными моими устами и моими отвратительными, нечистыми и оскверненными губами, и еще более нечистым моим языком.

Но да послужит мне уголь пресвятого Твоего Тела, и честной Твоей Крови в освящение, просвещение и укрепление моей убогой души и тела, в облегчение тяжести многих моих согрешений, в сохранение от всякого влияния дьявольского, в удаление и освобождение от злого и лукавого моего навыка, в умерщвление страстей, в сохранение Твоих заповедей, в умножение Божественной Твоей благодати, в снискание Твоего Царства. Приступаю к Тебе, Христе Боже, не с небрежением, но с дерзновением на неизреченное Твое милосердие, чтобы, уклоняясь на долгое время от общения с Тобою, я не был пойман мысленным волком, как хищным зверем.

Посему молюсь Тебе: Ты, один святый Владыка, освяти мою душу и тело, ум и сердце, и все внутренности, обнови всего меня, укорени страх Твой в моих членах, и сделай, чтобы Твое освящение неизменно было во мне. И будь моею помощью и щитом, в тишине управляя моею жизнью, удостой меня стояния на правой стороне с Твоими Ангелами, по молитвам и предстательству Пречистой Твоей Матери, бестелесных Твоих служителей и пречистых сил и всех святых, от начала мира угодивших Тебе. Аминь.

Молитва перед причастием св. Иоанна Дамаскина

Владыка Господи Иисусе Христе, Боже наш, милосердный и человеколюбивый, один имеющий власть прощать грехи людям, презри (забудь), прости все мои прегрешения, сознательные и несознательные, и сподоби меня без осуждения причаститься Твоих божественных, преславных, пречистых и животворящих Тайн не в наказание, не в умножение грехов, — но в очищение, освящение, в залог будущей жизни и царства, в твердый оплот, в защиту, в поражение врагов, в истребление многих моих согрешений. Ибо Ты — Бог милости и щедрот, и человеколюбия, и Тебя прославляем с Отцом и Святым Духом, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва перед причастием св. Василия Великого

Знаю, Господи, что я недостойно причащаюсь пречистого Твоего Тела и честной Твоей Крови, и виновен, и ем и пью осуждение себе, не сознавая, что это — Твое Тело и Кровь, Христа и Бога моего. Но, надеясь на Твои милости, прихожу к Тебе, сказавшему: “Кто ест Мою плоть и пьет Мою кровь, тот пребывает во Мне, и Я в нем.” Умилосердись же, Господи, и не обличи меня грешного, но поступи со мной по Твоей милости, и да послужит мне Святыня сия во исцеление, очищение, просвещение, в охранение, спасение и освящение души и тела, в прогнание всякого мечтания и лукавого дела, и нападения дьявольского, воздействующего посредством мысли во мне, — в дерзновение и любовь к Тебе, в исправление жизни и укрепление ее, в умножение добродетели и совершенства, во исполнение заповедей, в общение со Святым Духом, в напутствие в вечную жизнь, в благоприятный ответ на Твоем страшном суде, — не в осуждение.

Молитва перед причащением св. Иоанна Златоуста

Боже! Отпусти, разреши, прости мои согрешения, которые я совершил словом, делом, помышлением, вольно или невольно, сознательно или несознательно, и, как милосердный и человеколюбивый, даруй мне прощение во всем. И по молитвам Пречистой Твоей Матери, разумных Твоих служителей и святых сил (ангелов) и всех святых, от начала мира угодивших Тебе, благоволи мне без осуждения принять святое и пречистое Твое Тело и честную Кровь во исцеление души и тела и в очищение худых моих помыслов. Ибо Твое есть царство и сила, и слава, Отца и Сына, и Святого Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Владыка Господи! Я не стою того, чтобы Ты вошел под кров души моей, но поскольку Ты, как человеколюбивый, хочешь жить во мне, то я с дерзновением приступаю. Ты повелеваешь, чтобы я отворил двери, созданные Тобою единым, и Ты вошел бы в них со свойственным Тебе человеколюбием. Ты входишь, и просвещаешь помраченное мое помышление. Верую, что Ты сделаешь это, ибо Ты не удалился от блудницы, пришедшей к Тебе со слезами, не отвергнул мытаря, принесшего покаяние, не отогнал и разбойника, познавшего Твое царство, и гонителя, обратившегося к Тебе, не оставил тем, чем он был, но всех, через покаяние обратившихся к Тебе, поместил Ты в среде Своих друзей. Ты один благословленный всегда, ныне и в бесконечные века. Аминь.

Господи Иисусе Христе, Боже мой! Отпусти, разреши, очисти и прости мне, рабу Твоему, прегрешения, преступления, падения и все, чем я согрешил от самой юности до нынешнего дня и часа — сознательно или несознательно, в словах, делах, в намерениях, мыслях, занятиях и во всех моих чувствах, — и по молитвам бессеменно (без мужа) родившей Тебя Пречистой Приснодевы Марии, Твоей Матери, единственно несомненной надежды, заступницы и спасения моего, сподоби меня неосужденно причаститься пречистых, бессмертных, и животворящих, и страшных Твоих таинств в прощение грехов, в вечную жизнь, в освящение и просвещение, укрепление, исцеление и здравие души и тела, в уничтожение и совершенное устранение нечистых моих помыслов, дум, предприятий и ночных мечтаний, мрачных и злых духов. Ибо Твое есть царство, сила, честь и поклонение вместе с Отцом и Святым Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва перед причащением св. Иоанна Дамаскина

Уже я стою пред дверями Твоего храма, а нечистые помыслы не отходят от меня. Но Ты, Христе Боже, оправдавший мытаря, помиловавший хананеянку и отверзший (открывший) разбойнику двери рая, отверзи мне двери Твоего человеколюбия и прими меня, приходящего и прикасающегося к Тебе, как блудницу и кровоточивую. Одна лишь только коснулась края Твоей одежды, тотчас получила исцеление; другая, ухватившись за пречистые Твои ноги, получила разрешение грехов своих. Я же окаянный, дерзающий принять все Твое тело, да не буду опален (обожжен). Но прими меня, как тех двух, и просвети чувства души моей, сжигая греховные наклонности, по молитвам непорочно Родившей Тебя и по молитвам небесных сил. Ибо Ты благословен во веки веков. Аминь.

Молитвы после причащения

Молитва первая

Благодарю Тебя, Господи Боже мой, что Ты не отвергнул меня грешного, но сподобил быть участником святынь Твоих. Благодарю Тебя, что сподобил меня, недостойного, причаститься пречистых и небесных даров Твоих. Но, о человеколюбивый Владыка, ради нас умерший и воскресший, и даровавший нам страшные сии и животворящие Твои таинства в благодеяние и освящение душ и тел наших! Дай их мне в исцеление души и тела, в отражение всякого врага, в просветление очей сердца моего, в умиротворение душевных моих сил, в непостыдную веру, в нелицемерную любовь, в умножение премудрости, во исполнение Твоих заповедей, в приумножение Твоей благодати и усвоение Твоего царства, чтобы я, охраняемый ими в Твоем освящении, всегда помнил Твою благодать и жил не для себя, но для Тебя, нашего Владыки и благодетеля. И так, окончив настоящую жизнь с надеждою жизни вечной, достиг вечного покоя, где (слышен) непрестанный голос наслаждающихся блаженством и бесконечная радость созерцающих неизреченную красоту лица Твоего, ибо Ты, Христе Боже наш, есть истинное наслаждение и неизреченная радость любящих Тебя, и Тебя восхваляют все творения во веки. Аминь.

Молитва св. Василия Великого

Владыка Христе Боже, Царь веков и Творец всего! Благодарю Тебя за все блага, которые Ты даровал мне в принятии пречистых и животворящих Твоих таинств. Умоляю Тебя, милосердный и человеколюбивый, сохрани меня под кровом Твоим и в тени крыльев Твоих и даруй мне до последнего моего вздоха с чистою совестью достойно причащаться святынь Твоих в оставление грехов и в жизнь вечную. Ибо Ты — хлеб жизни, источник святыни, податель благ, и Тебе славу воссылаем вместе с Отцом и Святым Духом, ныне и присно и в веки веков. Аминь.

Господи Иисусе Христе, Боже наш! Святое тело Твое да будет мне в жизнь вечную и честная кровь Твоя — в оставление грехов. Да будет мне сия (вечеря) благодарения в радость, в здравие и веселье. В страшное же второе пришествие Твое сподоби меня грешного стать с правой стороны славы Твоей по молитвам Пречистой Твоей Матери и всех святых.

Молитва после причастия к Пресвятой Богородице

Пресвятая Владычица Богородица, свет помраченной моей души, надежда, покров, прибежище, утешение, радость моя! Благодарю Тебя, что удостоила меня, недостойного, причаститься пречистого Тела и честной Крови Сына Твоего. Но, родившая истинный свет, просвети духовные очи моего сердца! Произведшая источник бессмертия, оживи меня, умерщвленного грехом! Как милостивая Мать милостивого Бога, помилуй меня и даруй сердцу моему умиление и сокрушение, моим мыслям — скромность и освобождение от плена помыслов моих. Сподоби меня до последнего моего вздоха неосужденно принимать освящение пречистыми таинствами во исцеление души и тела. И подай мне слезы покаяния и исповеди, чтобы воспевать и прославлять Тебя во все дни моей жизни; ибо Ты благословенна и прославленна во веки. Аминь.

Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему, с миром; ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицом всех людей, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израилева (Лук. 2:29-32).

Молитвы в успенский пост с 14 по 27 августа

Что еще почитать?

Добавить комментарий Отменить ответ

  • ИОААНН к записи Молитвы святой великомученице Екатерины
  • Виктория к записи Чудотворная молитва об исцелении к Блаженной Матроне Московской
  • Людмила к записи Молитва от воздействия на детей колдунов и экстрасенсов
  • Людмила к записи Молитва от воздействия на детей колдунов и экстрасенсов
  • Людмила к записи Молитва от воздействия на детей колдунов и экстрасенсов

Как готовиться к причастию?

Причастие – важнейший христианский обряд, во время которого происходит освящение вина и хлеба как Крови и Хлеба Христовых. К нему допускаются христиане любого возраста, в том числе и младенцы.

Суть описываемого ритуала уходит корнями глубоко в прошлое, к Тайной Вечере, созванной Иисусом Христом:

  • Именно там его руками был разломлен и роздан ученикам хлеб, названный телом его, и разлито вино, названное кровью. Ученикам был дан строгий наказ: совершать отныне таинство крещения в память об Учителе.
  • Оно дошло до наших времен и суть его осталась неизменна – попытка восстановить единство между природой и творением божьим, которое существовало до момента грехопадения.

Причастие называют повторным крещением: при первом человек очищается от первородного греха, доставшегося ему от прародителей Адама и Евы, а во время второго – от грехов, совершенных им самим уже после крещения.

В этом обряде участвуют все воцерковленные христиане, а если человек отказывается от Причастия – он по своей воле отворачивается от Иисуса Христа и будущей вечной жизни. И наоборот — причащение на постоянной основе приближает его к вратам небесного блаженства, укрепляет духовную связь с самим Господом Богом.

После принятия Святых Тайн часто случаются необъяснимые исцеления и другие чудеса – об этом говорят и сами люди, и церковные летописи. Если человек по каким-то причинам долго не причащается, в жизнь его возвращаются проблемы и неудачи, он много и сильно болеет, грустит, впадает в депрессию.

Внимание! Подготовка в Причастию проходит в несколько этапов, на которых человек соблюдает строгий пост и возносит небу молитвы, а в самом конце – идет на исповедь к священнослужителю.

Однако следует помнить главное: гораздо важнее не просто соблюдать дисциплинарные предписания, но и строить всю свою жизнь на евангельских принципах, всеми силами души желать соединиться с Христом, быть готовым пойти на любую жертву.

Как правильно подготовиться к таинству Причастия рассказывается на видео:

Пост

Пост, который предписывают перед Причастием, называется по-другому говение или пощение:

  • Такое телесное воздержание направлено на усмирение плоти, очищение души от вредных привязанностей, плохих привычек и мыслей, еще один шаг навстречу Творцу.
  • Бог смотрит не только на желудок, но и на душу, поэтому простой отказ от пищи не принесет пользы, если вы проводите время в пустых разговорах, сплетнях, обиде, кознях.
  • Это время дается для того, чтобы окинуть взглядом всю свою прошлую жизнь, выявить проблемы и грехи, поразмышлять над тем, как исправиться, и покаяться.
  • Священнослужители называют пост и молитву крыльями, которые даруются христианам для полета к небесам.

Ранее верующие должны были поститься строго трое суток и в установленные Церковью дни. Сейчас это требование отпало и каждый для себя решает – сколько ему потребует времени, чтобы прийти к Богу в чистоте и смирении, три ли дня или неделя.

Священники рекомендуют воздерживаться от еды по пятницам и средам, однако лучше всего обговорить продолжительность своего поста с приходским священником или своим духовником.

Учитывайте особенности своего здоровья, духовное состояние и иные обстоятельства:

  • Для беременных и кормящих женщин, больных людей пост может быть ослаблен по благословению духовника.
  • Детки до 7 лет допускаются к причастию без выдерживания поста, но, если вы хотите приобщить их к вере, определенные запреты в игре и еде должны присутствовать.

Говенье отца и матери – лучший пример для ребенка. Говение касается и особых категорий людей, которые питаются вне домашних стен: в интернатах, больницах, армии, местах лишения свободы. Разумеется, по мере возможности.

Во время поста запрет налагается на:

  1. Яйца
  2. Продукты молочные и животного происхождения
  3. Рыбу (при строгом посте)

Разрешенные продукты есть нужно тоже умеренно, без обжорства. Согласно пятому правилу святителя Тимофея Александрийского, от телесной близости в это время тоже следует отказаться, не посещать увеселительные заведения и не участвовать в мирских забавах.

Справка! Воздержитесь от прослушивания мирской музыки, просмотра фильмов и иных развлекательных передач, посещения спектаклей. Постарайтесь проводить больше времени в уединении, чтении духовных книг и размышлениях.

При подготовке к причастию нельзя кушать после полуночи, поскольку важный день уже наступил.

Нужно ли соблюдать пост перед Причастием рассказывается на видео:

Посещение церкви

Посещение вечерней службы в храме перед исповедованием и причастием обязательно, как и участие в Литургии. Если вы будет делать это первый раз в жизни – обязательно предупредите священника и он подскажет вам основные правила поведения.

Внимание! Курить тоже попадает под запрет, а вот мнение, что нельзя чистить зубы (чтобы не проглотить случайно воды) – ошибочно. Чистка особо описана в «Учительном известии» и предписывается в обязательном порядке каждому священнику перед литургией. Важные для жизни лекарства принимать разрешено без ограничений в любое время.

Принимать Причастие не могут:

  • Женщины в период менструации
  • Супруги, у которых накануне была половой акт
  • Прихожане, которые не исповедались (исключение – малыши до семи лет), отлученные от принятия Святых Таинств
  • Люди в бесчувственном состоянии
  • Бесноватые или умалишенные, которые богохульствуют во время своих припадков (если такого греха за ними нет – причащать можно, но не каждый день)

Исповедь – заключительный акт раскаяния. Происходит она напрямую перед Богом и в присутствии священника, который является посредником между людьми и небом.

В душу, не очищенную от греха, не раскаявшуюся, не смиренную, Иисус Христос не войдет. Он не ждет от человека даров и подношений, но готов принять смиренное сердце и борьбу с земными страстями.

На таинстве Исповеди человек должен рассказать священнослужителю без утайки обо всех своих поступках, а последний решает: может ли прихожанин коснуться Святых Даров или ему нужно подготовиться еще.

В некоторых приходах существует практика общей исповеди, когда священник не выслушивает каждого подошедшего к нему, а просто зачитывает список грехов, а после накрывает человека епитрахилью.

Так происходит из-за большого количества молящихся в местностях, где храмы переполнены в праздничные дни и по воскресеньям. Эта практика является вынужденной мерой от нее нужно постепенно избавляться.

Православные молитвы перед исповедью

Молитва, возносимая к Богу — это не строгий набор слов, читаемых в определённой последовательности. Прежде всего, это разговор чада со своим Отцом, в котором человек кается ему в своих грешных делах и пороках, просит помочь в становлении на путь истинный, рассказывает о своих духовных потребностях.

Внимание! Можно молиться своими словами, но удобнее использовать тексты из церковных книг.

Выделяют 3 канона, которые можно найти в любом православном молитвослове или Канонике:

  1. Покаянный к Иисусу Христу
  2. Обращение к Пресвятой Богородице
  3. Обращение к ангелу-хранителю

Все каноны читают накануне причащения, в удобное время дома, а молитвы к причастию утром перед литургией, в день причастия.

Дополнительно читается Последование к причащению, например, молитва Симеону Новому Богослову:

«Господи, Боже всех, всякого дыхания и души властитель, услыши молитву мою, окаянного, и змея во мне гнездящегося убей! Припадаю в ногам твоим со слезами и скорбями своими, кладу к ногам твоим жизнь мою и прошу у Твоей святой души милости великой. Дай мне, Господи, смирения сердцу моему, и очисти помыслы мои, и раскрой сердце мое благим делам, и не оставит душу мою, Тебе отданную и Тебя избравшую вместо мира сего. Говорю Тебе, Господи: спасения хочу от лукавого. Аминь».

Утренняя в день Таинства

Обязательно читайте «Отче наш» и следующие молитвы.

Молитву грешника

«Иисус Христос, Сын Божий, Господь Мой, помилуй меня, грешного. Помилуй по великой своей милости, во имя Отца, Сына и святого Духа. Аминь!»

Молитву Ангелу-хранителю

«Ангел Христов святый, к тебе припадаю и молюсь, святой мой хранитель, данный мне на соблюдение тела моего и души до Святого Крещения: аз же леностию своею и злым обычаем своим прогневивший светлость твою пречистую делами своими стыдными: ложью, клеветой, завистью, осуждением, непокорностью, прелюбодеянием, злопамятством, презорством, яростью, сребролюбием, братоненавидением, скупостью, обжорством, многоглаголеньем, лукавством, помыслами нечистыми. Воззриши на меня, в делах гнусных погрязшего, отпусти мне грехи мои, и злости мои, и лукавства, в кои впадаю всякий день и всякий час. Молюсь тебе и к стопам твоим припадаю, хранитель мой святый, умилосердися на мя, грешного и недостойного твоего раба, будь моим помощником и заступником перед супротивниками моими. Ныне, и присно, и вовеки веков. Аминь!»

Молитва «Верую»

«Верую во единого Бога, Отца Вседержителя, Творца земли и неба, и в единого Господа Иисуса Христа, Сына Божьего, Иже от Отца рожденного прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от бога истинна, несотворенного, рожденного, единосущного Отца. С небес ради нас сошедшего и от Духа Святого и Девы Марии воплотившегося, за нас распятого при Понтии Пилате, и за нас страдавшего, и за нас погребенного, и воскресшего на третий день по Писанию. И взошедшего на небо, и сидящего одесную Отца. Не будет конца Царствию его, и вере в Духа Святого, Господа Животворящего. Верую во единую Соборную, Святую и Апостольскую Церковь. Исповедую единую веру, крещение во освобождение от грехов. Жду воскресения мертвых и жизни века будущего. Аминь!»

Слушать онлайн

Самостоятельная молитва – самая ценная. Это ваше собственное стояние перед Богом и ваш духовный труд. Но не возбраняется дополнительно прослушивать молитвы онлайн. Вы можете включить запись, закончив свое правило, либо в случае сильное усталости или немощи.

Трансляция молитв через экран весьма полезна людям, которые не могут посетить церковь самостоятельно и находятся, например, в дороге, либо прикованы к постели.

Посмотрите видео, в котором читается молитва Три канона к Иисусу Христу, Божией Матери и Ангелу Хранителю:

Святые Тайны – Христовы тело и кровь – считаются самым драгоценным даром, который дает Господь Бог своим земным детям.

Даром, принимать который нужно с особым благоговением, предварительно подготовив свое тело воздержанием и постом, а душу – искренним покаянием, усердными молитвами и примирением с ближними своими.

Человеку всегда сложно смирять свою гордыню и просить прощения за грехи, но ведь и требуется от него не так много – очистить сердце, раскрыть душу для людей и поверить в великую, всепрощающую любовь Господа.

Глава 8

ПРАВИЛА ДЛЯ ГОТОВЯЩИХСЯ К СВЯТОМУ ПРИЧАЩЕНИЮ

Духовная жизнь строится по определенным правилам. В том числе существуют правила для готовящихся к Святому Причащению. Какие же это правила?

К причастию обычно готовятся 3–7 дней. В течение этого времени необходимо пробудить в своем сердце те чувства, о которых мы говорили в предыдущих главах. Также Церковь заповедует в дни духовной подготовки к принятию Святых Тайн обратить особое внимание на свое молитвенное правило. К утренним и вечерним молитвам рекомендуется добавить чтение канонов, акафистов или Псалтири. Конечно, продолжительность молитвенного правила надо соразмерять со своими силами и возможностями. При сомнении лучше обратиться за советом к своему духовнику или приходскому священнику.

В дни подготовки к причащению необходимо как можно чаще посещать церковные богослужения. Вечером, накануне причащения, нужно обязательно присутствовать в храме на богослужении. Придя домой, перед молитвами на сон грядущим надо прочитать соответствующие дню недели каноны. Распределяются они следующим образом: в субботу вечером следует прочитать каноны Иисусу Сладчайшему, молебный к Пресвятой Богородице и ангелу-хранителю; в воскресенье — каноны Иисусу Сладчайшему, молебный Пресвятой Богородице и архангелам, а также, кто пожелает, ангелу-хранителю; в понедельник — каноны покаянный Господу Иисусу Христу, молебный Пресвятой Богородице, святому Иоанну Предтече и ангелу-хранителю; во вторник — каноны Иисусу Сладчайшему, Богородице Одигитрии или молебный, ангелу-хранителю; в среду — каноны покаянный Господу Иисусу Христу, молебный Пресвятой Богородице, ангелу-хранителю, святым апостолам и, кто пожелает, святителю Николаю; в четверг — каноны Честному Кресту, молебный Пресвятой Богородице и ангелу-хранителю; в пятницу — канон Иисусу Сладчайшему, канон и акафист Пресвятой Богородице, каноны ангелу-хранителю, всем святым и, кто пожелает, канон заупокойный.

Хотя церковный устав требует непременно читать акафист Пресвятой Богородице только накануне субботы, существует благочестивый обычай читать акафисты Иисусу Сладчайшему и Богородице ежедневно, меняя их через день.

Непременно ли каноны и акафисты нужно читать непосредственно перед молитвами на сон грядущим? Нет, необязательно. Так, известный афонский подвижник иеросхимонах Тихон († 1968) не ждал вечера, чтобы читать правило ко Святому Причащению, но начинал его вычитывать уже с полудня.

Вечером, перед днем причащения, непременно должен быть прочитан канон ко Святому Причащению. Утром же, в день причащения, читаются молитвы утренние и Последование ко Святому Причащению, кроме уже прочитанного накануне канона.

Преподобный Нектарий Оптинский († 1928) при подготовке духовных чад к причастию особенно строго требовал от них, чтобы было прочитано всё правило перед Святым Причащением. Он рассказывал, как ему явился один из умерших оптинских иеромонахов, который поведал, что после кончины был избавлен от мытарств, так как всегда совершал литургию в мире со всеми и вычитывал всё положенное правило.

В каком расположении духа мы должны приступать к совершению молитвенного правила? Безусловно, чтение молитвенного правила не должно носить формальный характер. Содержащиеся в нем молитвы — плод духовного озарения многих праведников. Нам необходимо проникнуться их святыми чувствами и богоугодными мыслями. Церковь установила молитвенное правило перед причащением для того, чтобы помочь людям, еще не достигшим духовного совершенства, привести свои души в благодатное состояние, которое соответствует таинству Святого Причащения.

Конечно, правило перед причащением — это тот минимум, который мы не вправе сокращать. Некоторые считают это правило слишком продолжительным. Такое мнение происходит от недостатка ревности к спасению собственной души. Многие подвижники, пламенея духом, не довольствовались обычным молитвенным правилом перед причащением и проводили, в молитве по нескольку часов. Ежедневное молитвенное правило белгородского старца архимандрита Серафима (Тяпочкина; 1894–1982) продолжалось 7–8 часов. Архиепископ Воронежский и Задонский Иосиф († 1892) накануне причащения Святых Тайн всю ночь простаивал на молитве, отдыхая лишь час перед литургией. Его руки были покрыты мозолями из-за того, что он опирался на них, совершая многочисленные земные поклоны. Преподобный Серафим Саровский, будучи еще диаконом, все ночи перед воскресными и праздничными днями проводил в молитве, неподвижно стоя до самой литургии.

Глинский старец схиархимандрит Андроник (Лукаш; 1888–1974) перед совершением литургии с вечера оставался на ночь в храме. Здесь он, не смыкая глаз до утра молился. Однажды вместо сторожа в храме пришлось дежурить старосте храма. Устроившись на левом клиросе, он мирно заснул. Когда же проснулся, увидел, что храм уже переполнен людьми. Его охватила досада: надо же столько времени проспать! Наверное, церковь пришлось открывать вместо него самому отцу Андронику. Вот так староста! Какой пример прихожанам?! Взглянул на часы — они показывали два часа, а за окнами еще стояла ночная тьма. Староста в смятении бросился искать ключи и нашел их на обычном месте. Страх охватил его душу. Он вновь посмотрел внутрь храма. Там старец, окруженный плотной толпой людей, совершал поклоны перед праздничной иконой. Некоторое время с благоговейным трепетом староста наблюдал, как Церковь небесная молилась с великим подвижником. Когда же схиархимандрит Андроник закончил правило, люди исчезли и храм вновь погрузился в ночную тишину.

Правило ко Святому Причащению является молитвенной подготовкой к Евхаристии. Во время же совершения самого таинства нам необходимо полностью отрешиться от всего мирского и всем своим существом погрузиться в атмосферу священнодействия. В этот момент наша молитва должна быть особенно сосредоточенной и горячей.

Во время служения литургии молитвенное напряжение отца Иоанна Кронштадтского, по воспоминаниям современников, было настолько велико, что он обливался потом, подобно Христу, молившемуся перед крестными страданиями в Гефсиманском саду. Ему даже приходилось переодеваться и менять рубашку.

Молитвенной подготовке к причащению сопутствует духовное и телесное воздержание. В дни, предшествующие причащению, надо остерегаться наполнять свою душу житейскими заботами, а различные развлечения должны быть исключены полностью. В это время не употребляются продукты животного происхождения: мясо, молоко, яйца и, при строгом посте, рыба. К причащению принято приступать натощак, поэтому после полуночи ничего не едят и не пьют.

О значении воздержания перед причащением можно судить по случаю, происшедшему в начале XX столетия. Епископу Иннокентию (Ястребову), викарию Киевской епархии, позвонил генерал-губернатор Трепов и сообщил, что в Виннице при загадочных обстоятельствах умер протоиерей. Его не хоронят, ожидая представителей высшей церковной власти.

Епископ Иннокентий спешно приехал в Винницу. Покойный протоиерей оказался человеком средних лет. При вскрытии его тела все органы были обнаружены в целости, кроме желудка. Этот орган на вид был черного цвета и совершенно обуглившимся. Когда его извлекли наружу, он рассыпался на мелкие черные угольки.

Врачи, участвовавшие во вскрытии, не смогли установить причину смерти протоиерея. Тогда стали расспрашивать жену покойного. Она со слезами рассказала, что на протяжении последнего года ее муж стал проявлять странность: каждое утро, перед тем как идти совершать литургию, он ел и пил. Сначала протоиерей ни на что не жаловался, затем стал ощущать жжение в желудке, дальше — постоянное горение. Из-за этого он перестал принимать пищу, а перед смертью беспрерывно вопил:

— Огонь, огонь внутри!!!.

Выслушав рассказ супруги протоиерея, епископ Иннокентий сказал:

— Божественную Евхаристию вместо покойного, видимо, совершал ангел, и Святые Дары сожгли кощунника.

Несмотря на важность воздержания перед причащением, христианин должен соразмерять телесный подвиг со своим состоянием здоровья и духовным устроением. Строгость поста не должна превышать силы человека. Каждому христианину необходимо знать, что крайности в духовной жизни недопустимы. Преподобный Пимен Великий говорил: «Всё, что выше меры, — от бесов».

Преподобный Севастиан Карагандинский делал строгие выговоры тем, кто самочинно, без благословения, перед причащением совсем не вкушал пищи по одному или нескольку дней. Таких самовольников он иногда даже не допускал до причастия. Слабым же и больным преподобный благословлял на ночь перед причащением (конечно, до полуночи) выпить чашку кипятка и съесть кусок булки, чтобы к утру им не сделалось плохо.

Во время поста преподобный Севастиан разрешал людям, у которых были заболевания желудка или легких, ослаблять воздержание после принятия Святых Тайн. Он благословлял их вкушать молоко или чай с молоком как лекарство. При этом преподобный всегда велел больным, несмотря на уважительную причину, каяться в нарушении поста перед Богом и обязательно сказать об этом на исповеди.

Люди, состоящие в браке, перед причащением должны воздержаться от супружеского общения. Препятствиями к приобщению Святых Тайн являются также ночные осквернения и месячные у женщин.

Конечно, совершенно недопустимо приступать к таинству, имея на совести нераскаянный грех. Каким бы маловажным этот грех нам ни казался, именно он может послужить препятствием для достойного участия в таинстве Святого Причащения.

В египетском Скиту, когда совершалась литургия, на Святые Дары нисходил Дух Божий в виде орла. Это явление наблюдали только священнослужители. Случилось, что за одним из богослужений подобие орла не явилось взору клириков. Служащий иеромонах, озадаченный этим, сказал иеродиакону:

— Мы в чем-то согрешили, или ты, или я. Отступи от святого престола, и если явится подобие орла, то ясно будет, что оно не являлось из-за тебя.

Диакон отошел, и Дух Божий в образе орла тотчас сошел на Святое Приношение. После окончания Литургии иеромонах спросил сослужившего ему иеродиакона:

— Что ты сделал?

— Не знаю за собой никакого согрешения, — ответил иеродиакон. — Разве только то, что приходил ко мне один из братии и просил чего-то, а я отказал ему, сказав, что у меня нет времени.

— Орел не сходил потому, что брат был огорчен тобой, — рассудил иеромонах.

Осознав свою вину, диакон пошел к обиженному им монаху и, попросив у него прощения, примирился с ним.

Подобный случай произошел в конце XVIII столетия в Валаамском монастыре. В это время там жил старец Ксенофонт. Прежде он долгие годы был старообрядческим наставником, но однажды, придя в Александро-Невскую Лавру на литургию, удостоился видения Небесных Сил, сослуживших иеромонаху. После этого Ксенофонт обратился к Православию и, поселившись на Валааме, стал вести подвижнический образ жизни. За свое благочестие Ксенофонт сподобился быть зрителем благодати Божией, различно проявляемой при совершении литургии. Как-то во время службы в храм вошли финны, весьма неопрятной внешности. Старец про себя осудил их и из-за этого тотчас перестал своим духовным взором видеть благодать Божию. Немедленно раскаявшись, он стал просить прощения у Бога. Однако благодатные видения он стал созерцать вновь только через месяц.

Молитвенной подготовке к причащению весьма вредят страсти. Они отнимают у молитвы ее силу, а душу делают недостойной того, чтобы в нее вошел Господь. Вот пример пагубного воздействия на человека греховных желаний.

В алтаре храма, в котором святитель Василий Великий обычно совершал литургию, над престолом висело золотое изображение Духа Святого в виде голубя. Когда святой во время богослужения возносил Святые Дары, золотой голубь, движимый силой Божией, три раза сотрясался. В одну из служб обычного знамения, указывающего на сошествие Святого Духа на хлеб и вино, не произошло. Святитель Василий, размышляя о причине случившегося, окинул взором сослуживших ему священнослужителей и заметил, что один из диаконов со страстью смотрит на женщину, стоявшую в храме. Тут же святитель повелел отступить диакону от престола и назначил ему строгую епитимию. После этого случая он приказал возвести перед алтарем перегородку с завесой, чтобы ничто не могло отвлекать священнослужителей от внимательной молитвы и духовного созерцания великого таинства.

Не только нераскаянные грехи и страсти, которыми мы бываем охвачены, являются препятствием к достойному причащению. Может не соответствовать великому дару Божественной любви, подаваемому нам в таинстве Святого Причащения, и общее духовно-нравственное состояние нашей души, которое часто проявляется в рассеянном и легкомысленном поведении.

Преподобный Севастиан Карагандинский был строг к тем, кто без уважительной причины опаздывал на службу и требовал исповедать их и причастить без должного приготовления. Не допуская таких людей до причастия, старец делал им внушение:

— Так только больных можно причащать, а вы в добром здравии и имеете за собой множество грехов. Неужели не можете выбрать время, чтобы приготовиться, очистить себя покаянием, прийти в храм вовремя, выслушать правило и службу и, исповедавшись, подойти со страхом Божиим к чаше?! Приступить к чаше Святых Тайн — это не всё равно, что подойти к чашке супа или к чашке чая!

Что хотел преподобный Севастиан донести до сердец нерадивых христиан?

Бог есть любовь. Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него (1 Ин. 4, 8–9). Любовь Божия к нам настолько велика, что Его Сын, спасая нас, отдал Себя на крестные муки. Такой же самоотверженной любви к Себе ожидает от нас и Бог. Ожидает не потому, что нуждается в ней, а потому, что в этой самоотверженной любви к Богу заключается наше спасение.

* * *

В конце главы обобщим ее содержание.

1. Принятию Святых Даров предшествует телесный пост, продолжающийся 3–7 дней. Причащаться должно натощак, то есть не есть и не пить после полуночи.

2. Для того, чтобы достойно принять Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа, во время говения нам необходимо полностью отрешиться от мирской суеты и развлечений.

3. В период подготовки к причастию никакие страсти не должны волновать наши души. Для этого нам нужно беречь свои чувства от всего, что может воспламенить греховные стремления.

4. Перед причащением Святых Тайн необходимо примириться со всеми ближними, простить всем обиды и раскаяться в своих грехах перед священником в таинстве исповеди.

5. Накануне причащения нужно быть на вечернем богослужении.

6. Готовящимся к Святому Причащению необходимо вычитать молитвенное правило, установленное Церковью для говеющих, ибо оно дает нам возможность сосредоточиться на размышлении о Христовых Тайнах и погрузиться в благодатное молитвенное состояние.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Последование ко святому причащению

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *