Последование по исходе души от тела

Панихида для чтения мирянами дома и на кладбище
Содержание
Трисвятое
Молитва Пресвятой Троице
Отче Наш
Псалом 90
Глас 8-й
Тропарь, глас 8-й
Кафисма 17-я
Тропарь, глас 5-й
Седален, глас 5-й
Псалом 50 покаянгный
КАНОН О УСОПШЕМ, ГЛАС 8 стр48 в кн.
Канон о усопших многих
Песнь 1, 2
Седален, глас 5-й
Седален, глас 6-й
Песнь 3, 4, 5
Кондак, глас 8-й
Икос
Песнь 6, 7, 8
Окончание заупокойных канонов
ПОСЛЕДОВАНИЕ
ПО ИСХОДЕ ДУШИ ОТ ТЕЛА
Панихида для чтения мирянами дома и на кладбище
Молитвами Пресвятого Отца Нашего, Господа Иисуса Христа, помилуй нас, Дух Пресвятой Всемилостивый. Аминь.
ТРИСВЯТОЕ
Пресвятой Боже, Пресвятой Крепкий, Пресвятой Бессмертный, помилуй нас
Читается трижды с крестным знамением и с поклоном в пояс).
Слава Отцу, Матери, Сыну и Пресвятому Духу, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя.
МОЛИТВА К ПРЕСВЯТОМУ ДУХУ
Царь Царей Превеликий, Истинный, Утешитель душ наших, Существующий везде и Всеисполняющий, Сокровище Благих и Жизни Податель, приди, и вселись в нас, и очисти нас от всякой скверны, и спаси, Блаже, души наши. Аминь.
Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя.
МОЛИТВА К ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЕ
Пресвятая Троица, помилуй нас.
Триединый Иисус Христос – Спаситель Всепобеждающий, Дух Пресвятой, Первотворец, Имени Твоего ради, посети нас и внемли гласу нашему кающемуся, душой к Тебе в молитве припадаем.
Владыка, Царь Царей, Живой и Истинный, прости беззакония наши.
Пречистая, Пресвятая Богородица, заступись за нас и прости Всепрощающим Сердцем Своим.
Господь Иисус Христос Лучезарный, во Имя Твоих Отца и Матери Единых, молитв Их ради, помни о нас и молитвами Своими исцели души наши. Аминь.
аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя.
ОТЧЕ НАШ
Отче Наш, Превеликий Боже, Дух Пресвятой, на Земле Слово Правды Благой!
Да, святится и славится Имя Твоё в веках.
Да, процветает Царствие Твоё беспредельное и Воля в нём вершится и царит в нём Царствие Гармония – Любовь. Сила и Слава Пресвятой Троицы тверды.
Дай нам пищу и кров на каждый день. Прости грехи наши вольные и невольные, видимые и невидимые, мысленные и сотворённые,
Всемогущий Боже, нас храни от искушений князя тьмы и лукавого, огради, защити от бесов, сущих и дьявола.
Наставь на Путь Истинный наших детей и приведи к Обители Своей, научи их молиться и верить в себя.
Научи нас любить и прощать обидевших нас и себя.
Мы Тебя любим, Отец Вселюбящий, мы Тебя любим, мы Тебя любим!
Благодарим за краски Мира необъятного, благодарим за опыт жизни и надежды, благодарим за счастье и благодатную любовь, благодарим за Дары ниспосланные Тобой.
Ты – это мы, мы – это Ты, Мы с Тобой Едины.
Во Имя Отца — Матери, Сына и Пресвятого Духа. Аминь.
Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя.
Господи помилуй (12 раз).
Слава Отцу, Матери, Сыну и Пресвятому Духу, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя.
Придите, поклонимся и припадём к Царю Царей, Нашему Богу (поклон).
Придите, поклонимся и припадём к Господу Иисусу Христу, Царю Царей, Нашему Богу (поклон).
Придите, поклонимся и припадём к Самому Господу Иисусу Христу и Нашему Богу (поклон). Аминь.
Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя.
Слава Лучезарным! Слава Добро Творящим!
Аллилуйя Всемогущим, аллилуйя Лучезарным, Свет и Любовь, Жизнь дарящим!
Господи помилуй (12 раз).
Слава Отцу, Матери, Сыну и Пресвятому Духу, ныне, присно, и во веки веков. Аминь.
Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя.
ГЛАС 8-й
Владыка Всевышний, Господи, Боже Наш, исцели души наши, ибо ведаешь Ты о них. Ради множества Щедрот и Милости Твоей, верующих в Тебя людей спаси, сохрани и очисти наши тела и окружающий нас Теплом Души Своей. Мир бесконечный спаси и очисти от сущих, бесов и дьявола и избавь от безудержного князя тьмы и от стрел лукавых. Господь Живой и Истинный, Ты ведёшь людей к Вере Православной, грешников к покаянию и к раскаиванию, благославляешь нас на Путь Праведный, Счастье и Любовь даришь обильно, необъятно, всещедро, помилуй, прости верующих в Тебя во Имя Матери Божьей, Живой и Единой с Тобою,
Помяни, Господь, Венец Создания Всякого, детей Земли в молитвах Своих.
Славим и воспеваем Пресвятое Имя Твоё во веки веков. Аминь.
Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя.
ТРОПАРЬ, глас 8-й
Первосоздатель Мудрейший, Глубиною Мудрости Человеколюбивой сотвори всем полезное .
Славим Тебя, Богородица Усердная Молитвенница за души наши. Благоприятная Богу Всемогущему, Матерь Божья, спаси и Благославенным Амофором омой нас.
Слава Отцу, Матери, Сыну и Пресвятому Духу, ныне, присно, и во веки веков. Аминь.
Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя.
Слава Лучезарным! Слава Добро Творящим!
Аллилуйя Всемогущим, аллилуйя Лучезарным, Свет и Любовь, Жизнь дающим!
Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже! Слава!
Господи помилуй (12 раз).
Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя.
17 КАФИСМА
ТРИСВЯТОЕ
Пресвятой Боже, Пресвятой Крепкий, Пресвятой Бессмертный, помилуй нас.
(Читается трижды с крестным знамением и с поклоном в пояс).
Слава Отцу, Матери, Сыну и Пресвятому Духу, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя.
ТРОПАРИ, глас 5-й
Господь Благославенный, научи нас Оправданиям Своим, научи в Свете Любви жить, веди православных христиан по Истинному, Праведному Пути.
Покаянием своим очистимся и обретём Источник Жизни Вечный, откроем дверь Райскую Благославенную.
Господь Изначальный, Дух Пресвятой Любимый Наш, благослави, спаси нас и дух наш от гибели. Молим Тебя, Превеликий Боже, даруй нам прощение и отпущение грехов вольных и невольных, видимых и невидимых, мысленных и сотворённых.
Веруем, что явишься Ты, Отец Небесный, к нам, окажешь такую Честь и наградишь Своим Венцом Небесным.
Первотворец, Бог Абсолют в Покое, Образ Славы Твоей, да святится!
Почтенный Боже Превеликий, прости и ущедри создания свои, очисти благоволением Твоим и сотвори жизнь нашу в Райских Пущах.
Трисиятельное Единого Бога боголелейно поём: Свят, Свят, Свят, Отче Безначальный, Дух Пресвятой!
Всемогущий Боже, Живой и Истинный, награди нас Милостью Своей.
Сын Единородный, Господь Иисус Христос, Божественная Душа, просвети нас, верою Тебе служащих.
Радуйся, Пречистая Бога Мать Благославенная, Спасение всех, даруй нам Царствие Небесное .
Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя.
Боже Человеколюбивый, отпусти нам грехи вольные и невольные, мысленные и сотворенные, видимые и невидимые, прости ложь, идущую от людей, сквернословие, пороки людские.
Славим Пресвятое Второе Пришествие Твоё! В Тебя, Единого Бога веруем, Живого, Истинного и Человеколюбивого.
Славим Тебя, Господь Иисус Христос, с Отцом и Матерью Едиными и с Пресвятым Духом, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя.
Слава Лучезарным! Слава Добро Творящим!
Аллилуйя Всемогущим, аллилуйя Лучезарным, Свет и Любовь, Жизнь дарящим!
Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже! Слава!
Господи помилуй (40 раз).
Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя.
СЕДАЛЕН, глас 5-й
Упокой души преставленые . Господь Превеликий, Благодетель, СПАСИ И СОХРАНИ их дух для жизни вечной.
Первосоздатель и БОГ Наш Всемогущий, помоги любящим Тебя, на Тебя уповаем и надеемся .
Упокой преставленных, Господь Иисус Христос Премилосердный, и отправь в Рай духи усопших, простив им прегрешения вольные и невольные, мысленные и сотворённые, видимые и невидимые .
Слава Отцу, Матери, Сыну и Пресвятому Духу, ныне, присно, и во веки веков.
Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя.
Девой Марией Рождённый, Осветивший Мир, Господь Иисус Христос, Свет и Любовь, помилуй нас.
Господи помилуй (40 раз).
ПСАЛОМ 50 покаянный
Помилуй нас, Боже Величественный, по Великой Милости Твоей и по множеству Щедрот Твоих, очисти беззакония наши, от уроков и кармы освободи.
Беззакония наши знаем и в грехах Тебе, Единому, каемся. Грешны мы, Батюшка Родимый, просим оправдать нас. Господь. Первосоздатель Мира Беспредельного, Справедлив Суд Твой Истинный и Тайный. Яви Премудрость Свою, щедро нас Всепрощением награди.
Окропи иссопом, Премудрый Отец, очисти от грехов и беззаконий и омой нас Святой Водой, тогда ярче снега белого сиять будем.
Слуху нашему дай Радость и Веселие. Зажги в сердцах наших Чистоту Помыслов и дух обнови. Не отверни от нас Лица Твоего Премудрого. Дай Радость Спасения.
Господь Всемогущий, хвалим Тебя Правдолюбивого, ублажи Благоволением Своим.
Да, созиждутся Стены Иерусалимские, наполнится Мир Чистотой Беспорочной и Светом Защитным.
Слава Отцу, Матери, Сыну и Пресвятому Духу, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя.
Слава Пресвятой Троице, Добро Творящей!
Прославляем Тебя Пресвятая Троица, Триединый Господь Иисус Христос.
Аллилуйя Всемогущим, аллилуйя Лучезарным, Свет и Любовь, Жизнь дающим!
Господи помилуй, Господи помилуй, Господи помилуй.
Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже!
Славим Тебя, Господь Иисус Христос, Царь Царей, славим Тебя, славим Тебя!
Слава Тебе, Превеликая Всецарица, слава!
Слава Отцу, Матери, Сыну и Пресвятому Духу, ныне, и присно, и во веки веков.
Упокой, Лучезарный Великолепный Господь, душу усопшего (души усопших), (имя рек), (поклон).
Если в жизни человек согрешил (люди согрешили), прости его (их) Милостью Твоей Щедро.
Боже, Человеколюбивый, помилуй (поклон) и избавь от вечных мук, приведи в Царствие Небесное дух преставленного (поклон)
(духов преставленных).
Владыка Превеликий, душам, молящимся

Торкиль Дамхауг

Смерть от воды

Сентябрь 1996 года

Средняя степень опасности. Поднят желтый флажок. Медуз выбрасывает далеко на берег, хотя времени еще только двенадцать. Он откидывает полотенце на песок и бежит к морю, оставшись в желтой футболке. Волны достают ему до пупка. Принимается плыть, бросается на волну, которая разбивается прямо перед ним, плывет дальше, к самым буйкам, и заплывает за них. Вода щекочет и пузырится у груди, будто вот-вот случится какая-нибудь неприятность. Но он все равно купался бы, даже с красным флажком. Красный флажок — большая опасность.

Больше никто так далеко сегодня не заплывает. Он поворачивает к берегу. Трульс держит Нини за руку, как его просили. Здесь, за буйками, едва слышно, как она вопит каждый раз, когда прилив кидается к ее ногам.

Чем дальше в море, тем глубже проваливаешься между волнами. Вдруг волны расходятся, и он падает, а потом его поднимает, бросает на следующий гребень и снова вниз. Нужно много сил, чтобы удержаться на плаву, чтобы не затянуло под воду. Рот и нос заполняются соленой пеной. Он плюется и чихает, взлетает вверх и снова уносится вниз. Волны все идут и идут, и на гребне он видит горизонт, где вода встречается с серо-голубым небом, и он знает, что море продолжается и за этой чертой, до самой Африки. Где он окажется, если плыть прямо к тому невидимому берегу? С каждой волной, которая тянет его вниз и подбрасывает наверх, он кидается вперед и чувствует, что сильнее моря. Куда он доплывет, если придется сдаться на волю волнам?

Даже утром, когда они подлетали и небо было ясным и светлым, он не видел другого берега. Он повернулся к матери, сидевшей посередине, и спросил, сколько километров море в ширину. По ее взгляду он понял, что она уже не в состоянии ответить на такой вопрос. Еще с утра, до самолета, он уже все понял. Они сидели в кафе прямо напротив выхода на посадку. Встали в три часа ночи, чтобы успеть в аэропорт. Нини спала в коляске. Трульс тоже дремал, свернувшись калачиком в кресле. Сам он сидел и тупо смотрел на эскалатор.

— Хочешь чего-нибудь попить, Йо? — спросил Арне и подмигнул, словно добрый приятель, это значило, что Йо могут заказать кока-колу.

Он тут же догадался, что все неспроста. И точно: Арне вернулся с колой, чипсами и ветчиной. Ну и ладно. А себе он взял пиво, и на это Йо было наплевать. Арне может пить все, что ему захочется. А вот что мать будет пить красное вино — это паршиво. Времени только без четверти шесть утра, а твоя мама уже сидит и хлещет винище. Ни один нормальный взрослый так себя не ведет. Она несколько дней ни капли не пила, и Йо надеялся, что эта поездка к солнцу и морю, по которым она так скучала, отучит ее выпивать. Но еще до самолета она успела опустошить три бокала и уже дошла до той кондиции, когда начинала его обнимать, трепать по волосам и говорить «слёт» вместо «самолёт», а шуточки Арне вдруг доводили ее до икоты.

В «слёте», когда дамы в юбках и блузках в голубую полоску подошли с тележкой, Арне заказал ей еще коньяка, хотя прекрасно знал, чем все кончится. А может, потому и заказал. Йо свернулся калачиком у окна и притворился, что спит. Он думал: был бы у него парашют, он бы открыл запасной выход и выбросился где-нибудь над Германией, или Польшей, или где там они летели, приземлился бы в незнакомом месте, где его никто не знал, не знал, кто такие его мать и этот хрен Арне.

Через несколько часов они лежали в шезлонгах у бассейна, каждый со своим бокалом. Мать выронила бокал, и он разбился о каменные плитки. Тут Йо не выдержал и отправился поглядеть на пляж.

— Возьми Трульса и Нини, — скомандовал Арне.

Йо поспешил вниз по крутой каменистой горке, рядом шел младший брат, а сестренка катилась в коляске. Маленькое семейство. Может, прихватить с собой Трульса и Нини и свалить обратно домой? Нет, не домой. Переехать куда-нибудь, найти работу, чтобы их кормить. И больше они не увидят Арне. И не увидят, как мать напивается, бьет бокалы и позорит себя перед незнакомыми людьми.

Однако в этот первый день путешествия случилось кое-что похуже. И случилось вечером. Йо укладывает Нини спать, дав ей таблетки от аллергии и успокоительное. Заставляет ее их принять, несмотря на протесты. Мать сто раз повторяла, что он не должен забывать давать ей все четыре таблетки перед сном. И тут вдруг Трульс говорит, что мать сама дала Нини таблетки перед уходом, просто забыла предупредить Йо. Получается, Нини приняла двойную дозу. Неудивительно, что она спит как бревно. Лежит, даже не шевелится.

Йо остается посидеть с ними немного. Трульс взял с собой пачку журналов о Фантомасе, подаренных ему Арне. Трульс говорит, что Арне классный, раз отдает ему свои старые журналы. У них свой договор. Арне еще мальчиком собирал эти журналы. Даже состоял членом клуба «Фантомас» и заработал кольцо с отметкой «молодец». Оно тоже досталось Трульсу. Йо же больше ничего от Арне не берет. Может, и берет, но пихает поглубже в шкаф и никогда не пользуется. И не важно, что это: футболка, или открытка с футболистами, или еще что.

Он снова наклоняется над Нини, проверяя, дышит ли она. Медленно и глубоко, отмечает он про себя, наверняка не очень-то опасно с этой двойной дозой. И все равно надо заскочить в ресторан и спросить у матери. На всякий случай. Хотя его тошнит от одной только мысли, что придется приблизиться к ней в этом ее состоянии.

Музыка кидается на него из колонок над сценой. Какая-то попса. Ни мать, ни Арне не выносят громкой музыки дома, но здесь — другие правила. В этом смысл отпуска. Правила нарушаются или отсутствуют.

Оглядывая ресторан, он не видит знакомых лиц. Надеется, что мамаши и Арне там нет. Что они пошли прогуляться другой дорогой и вернулись в номер… За столом у дальней стены он обнаруживает мать. Она сидит, опустив голову на плечо незнакомому мужчине. Арне топчется на танцполе. Они с этим незнакомым мужиком явно обменялись женщинами. Мамашу заменили этой темной, худой, которую тискает Арне. Арне нравятся худые женщины, и он всегда ржет, когда хватает мамашу за живот и вытягивает его поверх штанов.

Йо стоит у двери на террасу. Тело еще хранит ощущение моря. Он может снова прокрасться туда, и взрослые его не заметят. Снова броситься в волны, невидимые в темноте, чувствовать, как они засасывают его и бросают в море. Но если его не будет здесь, в баре, с мамашей может что-нибудь случиться. Она может споткнуться на лестнице. Ее изнасилуют, или она утонет в бассейне. Арне наплевать.

Вдруг мать размахивает руками и падает. Незнакомец ловит ее и не дает ей опрокинуть стол. Два-три бокала слетают с края. Все оборачиваются и глазеют. Женщина, с которой танцует Арне, мчится к столу. Она хватает мать и что-то ей кричит. Они с незнакомцем подталкивают ее по ступенькам к бару, проходят мимо Йо. Мать смертельно бледная и, кажется, не узнает его. Юбка задралась, и видны трусы. Шатаясь, она бредет дальше, поддерживаемая худой женщиной. Когда они исчезают в туалете, Йо идет за ними, останавливается перед дверью. Слышит странные звуки. И тут же крики матери. Он видел ее пьяной, но никогда не слышал, чтобы она так кричала. Будто она собралась помереть в этом сортире. Он хватается за ручку двери. И тут чувствует на плече чью-то руку.

— Не ходи туда.

Йо пытается выкрутиться, но его крепко держит какой-то чужой взрослый. Сначала он думает, что это тот, с которым якшалась мамаша, но это кто-то другой.

— Твоя мать там не одна. Не волнуйся.

Что-то заставляет Йо отпустить ручку. Может, голос показался знакомым. Он искоса смотрит на незнакомца. Мужчина одних лет с Арне. Небритый, темные очки задраны на лоб, хотя сейчас вечер.

— Вам какое дело? — огрызается Йо, но при этом не злится.

— Никакого, — отвечает незнакомец. И при этом влезает в его дела. — Пойдем, — говорит он, — угощу тебя колой.

Канон молебный Пресвятей Богородице. Ирмос: Воду прошед, яко сушу, и египетскаго зла избежав, Израильтянин вопияше: Избавителю и Богу нашему поим.

⇐ Предыдущая12345

Песнь 1

Ирмос: Воду прошед, яко сушу, и египетскаго зла избежав, Израильтянин вопияше: Избавителю и Богу нашему поим.

Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас.

Многими содержимь напастьми, к Тебе прибегаю, спасения иский, о Мати Слова и Дево! От тяжких и лютых мя спаси.

Страстей мя смущают прилози, многаго уныния исполните мою душу: умири, Отроковице, тишиною Сына и Бога Твоего, Всенепорочная.

Слава: Спаса рождшую Тя и Бога, молю, Дево, избавити ми ся лютых: к Тебе бо ныне прибегая, простираю и душу и помышление.

И ныне: Недугующа телом и душею, посещения Божественнаго и промышления от Тебе сподоби, Едина Богомати, яко Благая, Благаго же Родительнице.

Песнь 3

Ирмос: Небеснаго круга Верхотворче Господи, и Церкве Зиждителю, Ты мене утверди в любви Твоей, желаний краю, верных утверждение, Едине Человеколюбче.

Предстательство и покров жизни моея полагаю Тя, Богородительнице Дево, Ты мя окорми ко пристанищу Твоему, благих виновна, верных утверждение, Едина Всепетая.

Молю, Дево, душевное смущение и печали моея бурю разорити: Ты бо, Богоневестная, Начальника тишины Христа родила еси, Едина Пречистая.

Слава: Благодетеля рождши, добрых виновнаго, благодеяния богатство всем источи: вся бо можеши, яко сильнаго в крепости Христа рождши, Богоблаженная.

И ныне: Лютыми недуги и болезненными страстьми истязаему, Дево, Ты ми помози, исцелений бо неоскудное Тя знаю сокровище, Пренепорочная, неиждиваемое.

Песнь 4

Ирмос: Услышах, Господи, смотрения Твоего таинство: разумех дела Твоя и прославих Твое Божество.

Страстей моих смущение, кормчию рождшая Господа, и бурю утиши моих прегрешений, Богоневестная.

Милосердия Твоего бездну призывающу подаждь ми, Яже Благосердаго рождшая и Спаса всех поющих Тя.

Слава: Наслаждающеся, Пречистая, Твоих дарований, благодарственное воспеваем пение, ведуще Тя Богоматерь.

И ныне: На одре болезни моея и немощи низлежащу ми, яко благолюбива помози, Богородице, Едина Приснодево.

Песнь 5

Ирмос: Просвети нас повелении Твоими, Господи, и мышцею Твоею высокою Твой мир подаждь нам, Человеколюбче.

Исполни, Чистая, веселия сердце мое, Твою нетленную дающи радость, веселия рождшая Виновнаго.

Избави нас от бед, Богородице Чистая, вечное рождши Избавление и Мир, всяк ум преимущий.

Слава: Разреши мглу прегрешений моих, Богоневесто, просвещением Твоея светлости, Свет рождшая Божественный и превечный.

И ныне: Исцели, Чистая, души моея неможение, посещения Твоего сподобльшая, и здравие молитвами Твоими подаждь ми.

Песнь 6

Ирмос: Молитву пролию ко Господу и Тому возвещу печали моя, яко зол душа моя исполнися, и живот мой аду приближися, и молюся яко Иона: от тли, Боже, возведи мя.

Смерти и тли яко спасл есть, Сам Ся издав смерти, тлением и смертию мое естество ято бывшее: Дево, моли Господа и Сына Твоего врагов злодействия мя избавити.

Предстательницу Тя Живота вем и хранительницу тверду, Дево, и напастей решащу молвы и налоги бесов отгоняющу: и молюся всегда от тли страстей моих избавити мя.

Слава: Яко стену прибежища стяжахом, и душ всесовершенное спасение, и пространство в скорбех, Отроковице, и просвещением Твоим присно радуемся. О, Владычице, и ныне нас от страстей и бед спаси.

И ныне: На одре ныне немощствуяй лежу, и несть исцеления плоти моей: но Бога и Спаса миру, и Избавителя недугов рождшая, Тебе молюся, Благой: от тли недуг возстави мя.

Тоже: Господи помилуй, трижды. Слава, и ныне

Седален, глас 8:

Агнца и Пастыря, и Спаса мира на Кресте зрящи, Рождшая Тя глаголаше слезящи: мир убо радуется, приемля избавление: утроба же Моя горит, зрящи Твое распятие, еже за всех терпиши, Сыне и Боже Мой.

Песнь 7

Ирмос: От Иудеи дошедше отроцы в Вавилоне иногда верою Троическою пламень пещный попраша, поюще: отцев Боже, благословен еси.

Наше спасение якоже восхотел еси, Спасе, устроити, во утробу Девыя вселился еси, Юже миру Предстательницу показал еси: отец наших Боже, благословен еси.

Волителя милости, Егоже родила еси, Мати Чистая, умоли избавитися от прегрешений и душевных скверн верою зовущим: отец наших Боже, благословен еси.

Слава: Сокровище спасения и источник нетления, Тя рождшую, и столп утверждения, и дверь покаяния зовущим показал еси: отец наших Боже, благословен еси.

И ныне: Телесныя слабости и душевныя недуги, Богородительнице, любовию приступающих к крову Твоему, Дево, исцелити сподоби, Спаса Христа нам рождшая.

Песнь 8

Ирмос: Царя Небеснаго, Егоже поют вои ангельстии, хвалите и превозносите во вся веки.

Помощи яже от Тебе требующия не презри, Дево, поющия и превозносящия Тя во веки.

Неможение души моея исцеляеши и телесныя болезни, Дево, да Тя прославлю, Чистая, во веки.

Слава: Исцелений богатство изливаеши верно поющим Тя, Дево, и превозносящим неизреченное Твое Рождество.

И ныне: Напастей Ты прилоги отгоняеши и страстей находы, Дево: темже Тя поем во вся веки.

Песнь 9

Ирмос: Воистинну Богородицу Тя исповедуем, спасеннии Тобою, Дево Чистая, с безплотными лики Тя величающе.

Тока слез моих не отвратися, Яже от всякаго лица всяку слезу отъемшаго, Дево, Христа рождшая.

Радости мое сердце исполни, Дево: Яже радости приемшая исполнение, греховную печаль потребляющи.

Слава: Света Твоего зарями просвети Дево, мрак неведения отгоняющи, благоверно Богородицу Тя исповедающих.

И ныне: На месте озлобления немощи смирившегося, Дево, исцели, из нездравия во здравие претворяющи.

Данная статья содержит: молитва на последование по исходе души от тела — информация взята со вcех уголков света, электронной сети и духовных людей.

Молитва на последование по исходе души от тела

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Tрижды)

Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится. Речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него. Яко Той избавит тя от сети ловчи, и от словесе мятежна, плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его. Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тме преходяшия, от сряща, и беса полуденнаго. Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится, обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши. Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое. Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему, яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою, на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия. Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его, долготою дней исполню его, и явлю ему спасение Мое.

Ирмос: Воду прошед, яко сушу, и египетскаго зла избежав, израильтянин вопияше: Избавителю и Богу нашему поим.

Ирмос: Небеснаго круга Верхотворче Господи и Церкви Зиждителю, Ты мене утверди в любви Твоей, желаний краю, верных утверждение, Едине Человеколюбче.

Ирмос: Услышах, Господи, смотрения Твоего таинство, разумех дела Твоя и прославих Твое Божество.

Ирмос: Просвети нас повелении Твоими, Господи, и мышцею Твоею высокою Твой мир подаждь нам, Человеколюбче.

Ирмос: Молитву пролию ко Господу, и Тому возвещу печали моя, яко зол душа моя исполнися и живот мой аду приближися, и молюся, яко Иона: от тли, Боже, возведи мя.

Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная.

Сам Един еси Безсмертный, сотворивый и создавый человека: земнии убо от земли создахомся и в землю туюжде пойдем, якоже повелел еси, Создавый мя, и рекий ми: яко земля еси и в землю отыдеши, аможе вси человецы пойдем, надгробное рыдание творяще песнь: Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа.

Ирмос: От Иудеи дошедше отроцы, в Вавилоне иногда, верою Троическою пламень пещный попраша, поюще: отцев Боже, благословен еси.

Ирмос: Седмерицею пещь, халдейский мучитель, богочестивым неистовно разжже, силою же лучшею спасены сия видев, Творцу и Избавителю вопияше: отроцы, благословите, священницы, воспойте, людие, превозносите во вся веки.

Ирмос: Ужасеся о сем небо, и земли удивишася концы, яко Бог явися человеком плотски, и чрево Твое бысть пространнейшее Небес. Тем Тя, Богородицу, Ангелов и человек чиноначалия величают.

Един естеством сый Животворец, Христе, и благости воистинну неизследимая пучина, ныне преставльшагося раба Твоего Царствия Твоего сподоби: Ты бо Един еси имеяй множество щедрот и безсмертие.

Символ Веры

В последний путь мой православный друг. (часть I)

Последние часы умирающего

Обычно перед концом человек не в состоянии позаботиться о себе, поэтому долг всякого верующего – сделать все, чтобы переход в иной мир сложился для умирающего по-христиански. Близкие умирающего должны проявить к нему всю свою любовь и теплое участие, простив и забыв взаимные обиды и ссоры. Не утаивание близкой кончины, а помощь в приготовлении к великому переходу в загробный мир – вот главнейшая обязанность родственников.

Земные дела, заботы и пристрастия умирающего остаются здесь. Всеми мыслями устремясь к будущей вечной жизни, с покаянием, сокрушением в содеянных грехах, но и с твердым упованием на милосердие Божие, заступничество Божией Матери, Ангела Хранителя и всех святых умирающий должен приготовиться предстать пред Судией и Спасителем нашим. В этом важнейшем деле незаменимой является беседа со священником, которая должна закончиться Таинствами Покаяния, Елеосвящения (Соборования) и Святого Причащения, для чего необходимо пригласить к умирающему священника.

В минуты разлучения души с телом читается Канон молебный Пресвятей Богородице от лица человека с душею разлучающагося и не могущаго глаголати*. Он читается от лица человека, с душею разлучающагося и не могущаго глаголати. Молчат уста умирающего, но Церковь от его лица изображает всю немощь грешника, готового покинуть мир, и поручает его Пречистой Деве, помощь Которой призывается в стихах отходного канона. Канон этот заканчивается молитвой священника о разрешении души умирающего от всяких уз, об освобождении от всякой клятвы, о прощении грехов и упокоении в обителях святых.

Если человек долго и тяжело страдает и не может умереть, то над ним читается еще другой канон на исход души, называемый Канон, чтомый на разлучение души от тела, внегда человек долго страждет**. Большие страдания умирающего пробуждают усилить моление о его мирной кончине. Душа долго страждущего устами священника молитвенно ищет помощи у Церкви земной и Небесной. Канон завершается двумя священническими молитвами.

Оба канона на исход души в случае отсутствия священника могут и должны быть прочитаны у одра умирающего мирянином с опущением молитв, предназначенных для чтения только священником.

По исходе души от тела

После того, как напутствованная и утешенная молитвами Церкви душа христианина оставила бренное тело, любовь собратий и заботы о ней Церкви не оканчиваются.

Сразу же после омовения тела усопшего и облачения его в погребальные одежды над усопшим читается Последование по исходе души от тела*, а затем, по возможности непрерывно, по особому чину читается Псалтирь.

Последование по исходе души от тела значительно короче обычной панихиды. Святая Церковь, считая необходимым вознести первое моление об усопшем почти тотчас по исходе души от тела, вместе с тем входит в положение окружающих смертный одр, которые и в последние часы, а иногда и дни, пережили много и душевных страданий и физических трудов. И Церковь, как любвеобильная, заботливая мать, первое необходимое, неотложное моление у гроба сокращает насколько возможно.

Молитву, которой завершается Последование, можно читать и отдельно:

“Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежде живота вечнаго преставльшагося раба Твоего (преставльшуюся рабу Твою), брата нашего (сестру нашу) (имя), и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его (ея) согрешения и невольная, избави его (ю) вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему (ей) причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящим Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому (тоя) буди, и веру, яже в Тя, вместо дел вмени, и со святыми Твоими, яко Щедр, упокой: несть бо человека, яже поживет и не согрешит, но Ты Един еси кроме всякаго греха и правда Твоя правда во веки, и Ты еси Един Бог милости и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.”

Если Последование по исходе души почему-либо не может быть совершено священником, оно должно быть непременно прочитано чтецом Псалтири прежде начала чтения самой Псалтири (так указывается в старинных руководствах о чтении Псалтири над телом умершего).

Канон за преставльшагося, входящий в состав Последования по исходе души от тела, желательно читать ежедневно вплоть до погребения усопшего. (В некоторых молитвословах Канон за преставльшагося именуется “Каноном о усопшем едином”.) Кроме того, этот канон читается каждый раз по прочтении всей Псалтири над усопшим.

Последование на исход души от тела является лишь началом целого ряда молитвословий и песнопений, продолжающегося около гроба усопшего почти непрерывно до самого погребения. Непосредственно по окончании Последования по исходе души от тела начинается при гробе усопшего чтение Священного Писания: при гробе священника – Святого Евангелия, при гробе мирянина – Псалтири.

Чтение Псалтири по усопшему

В Православной Церкви существует добрый обычай непрерывного чтения Псалтири над телом усопшего (кроме времени, когда совершаются при гробе панихиды или заупокойные литии) до его погребения и в память после его погребения.

Чтение Псалтири по усопшим имеет свое начало в самой отдаленной древности. Служа молитвою ко Господу за умерших, оно приносит им великое утешение и само по себе, как чтение слова Божия, и как свидетельствующее о любви к ним их живых собратий. Приносит оно им и великую пользу, ибо приемлется Господом как приятная умилостивительная жертва во очищение грехов поминаемых – так же, как приемлется Им вообще всякая молитва, всякое доброе дело.

Чтение Псалтири начинается по окончании “Последования по исходе души”. Псалмы должно читать с умилением и сокрушением сердечным, не торопясь, со вниманием вникая в читаемое. Наибольшую пользу приносит чтение Псалтири самими поминающими: оно свидетельствует о большой степени любви и усердия к поминаемым их живых собратий, которые сами лично хотят потрудиться в память их, а не заменять себя в труде другими. Господом подвиг чтения будет принят не только как жертва за поминаемых, и как жертва за самих приносящих ее, трудящихся в чтении. Читать Псалтирь может любой благочестивый верующий, имеющий навыки безошибочного чтения.

Положение читающего Псалтирь – это положение молящегося. Поэтому читающему Псалтирь приличнее стоять как человеку молящемуся (в ногах у гроба усопшего), если особенная крайность не заставляет его сесть. Небрежность в этом деле, как и при соблюдении других благочестивых обычаев, оскорбительна и для священного обряда, благословляемого Святой Церковью, и для слова Божия, которое при небрежности читается как бы в несоответствии с намерением и чувством молящегося христианина.

При чтении слова Божия над телом усопшего должны присутствовать родные и близкие покойного. Если невозможно и не всегда удобно домашним и сродникам непрерывно участвовать в молитве и чтении Псалтири, то, по крайней мере, по временам им нужно присоединяться своим молением к молитве чтеца; особенно уместно это делать во время чтения заупокойной молитвы между псалмами.

В Апостольских постановлениях заповедано совершать псалмопения, чтения и молитвы по усопшим в день третий, девятый и четыредесятый. Но преимущественно установилось обыкновение читать псалмы по усопшим три дня или все сорок дней. Тридневное чтение Псалтири с молитвами, составляющими особый обряд погребения, большей частью совпадает с тем временем, в продолжение которого тело покойного пребывает в доме.

Ниже приводится отрывок из главы “Чтение Псалтири за умерших” из книги епископа Афанасия (Сахарова) “О поминовении усопших по уставу православной Церкви”.

Если же чтение псалтири совершается только ради поминовения, особенно при гробе усопшего, тогда нет нужды читать по кафисмах назначаемые для обычного келейного правила тропари и молитвы. Более соответственным будет во всех случаях и после каждой славы и после кафисмы читать специальную поминальную молитву. Относительно формулы поминовения при чтении псалтири нет однообразия. В различных местах употребляются различные молитвы, иногда произвольно составленные. Практика древней Руси освятила употребление в этом случае того заупокойного тропаря, которым должно завершаться келейное чтение заупокойных канонов: Помяни, Господи, душу усопшего раба Твоего*, причем во время чтения полагается пять поклонов, а самый тропарь читается трижды. Согласно той же старинной практике, чтение псалтири за упокой предваряется чтением канона за умерших многих или за единоумершего**, после которого начинается чтение псалтири. По прочтении всех псалмов опять прочитывается заупокойный канон, после которого снова начинается чтение первой кафисмы. Такой порядок продолжается во все время чтения псалтири за упокой.

Существует заблуждение, что нельзя совершать панихиды об усопшем до его отпевания. Напротив, весьма хорошо во все дни, предшествующие погребению, заказывать за усопшего панихиды в одном или нескольких храмах.

По учению Церкви, душа человека проходит страшные мытарства в то время, когда тело его лежит бездыханно и мертво, и, без сомнения, в это время душа усопшего имеет великую нужду в помощи Церкви. Панихида помогает облегчить душе переход в другую жизнь.

Начало панихид восходит к самым первым временам христианства. В переводе с греческого слово “панихида” означает “всенощное пение”. Гонимые иудеями и язычниками христиане могли молиться и совершать бескровную жертву без помехи и тревог только в самых уединенных местах и ночью. И только ночью же могли они убирать и провожать на вечный покой тела святых мучеников. Это делалось так: истерзанное, обезображенное тело какого-нибудь страдальца за Христа они тайно уносили куда-нибудь в далекую пещеру или в самый уединенный и безопасный дом; здесь в продолжение всей ночи они пели над ним псалмы, потом отдавали ему благоговейное целование и к утру предавали земле. Впоследствии точно так же провожали на вечный покой и тех, которые хотя и не страдали за Христа, но всю жизнь посвящали служению Ему. Такое всенощное псалмопение над почившим называлось панихидой, то есть всенощным бдением. Отсюда и молитвы и псалмопения над почившим или в память его и получили название панихиды.

Сущность панихиды состоит в молитвенном поминовении усопших отец и братий наших, которые хотя и скончались верными Христу, но не вполне отрешились от слабостей падшей человеческой природы и унесли с собой во гроб слабости и немощи свои.

Совершая панихиду, Святая Церковь сосредотачивает все наше внимание на том, как души усопших восходят от земли на Суд Божий, как со страхом и трепетом предстоят на этом Суде, исповедуя свои дела пред Господом, не дерзая предвосхищать у всеправосудного Господа тайны Его суда над душами наших усопших.

Песнопения панихиды не только приносят облегчение душе усопшего, они утешительны и для молящихся.

Отпевание и погребение

Погребение усопшего христианина совершается на третий день после его смерти, (при этом в отсчет дней всегда включается самый день кончины, даже если смерть наступила за несколько минут до полуночи). При чрезвычайных обстоятельствах – войнах, эпидемиях, стихийных бедствиях — допускается погребение и раньше третьего дня.

В Евангелии описан чин погребения Господа Иисуса Христа, который заключался в омовении Его Пречистого Тела, облачении в специальные одежды и положении во гроб. Эти же действия полагается совершать над христианами и в нынешнее время.

Омовение тела прообразует чистоту и непорочность праведников в Царстве Небесном. Оно совершается одним из родственников почившего с чтением молитвы «Трисвятое»: “Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас”. Покойника освобождают от одежд, подвязывают челюсть и полагают на лавку или на пол, подстелив ткань. Для омовения используют губку, теплую воду и мыло, крестообразными движениями трижды отирая все части тела, начиная с головы. (Одежду, в которой человек умер, и все, что использовалось при его омовении, принято сжигать.)

Омытое и облаченное тело, на котором обязательно должен быть крестик (если сохранился – крестильный), полагают на стол лицом вверх. Уста покойного должны быть сомкнуты, глаза закрыты, руки сложены на груди крестообразно, правая поверх левой. Голову христианки покрывают большим платком, полностью закрывающим волосы, причем его концы можно не завязывать, а просто сложить крест-накрест. В руки вкладывают Распятие (существует специальный погребальный тип Распятия) или икону – Христа, Богородицы или небесного покровителя. (Не следует надевать на почившего православного христианина галстук.) Если тело передается в морг, то все равно, еще до приезда сотрудников похоронных служб надо омыть и облачить почившего, а при выдаче тела из морга положить в гроб венчик и Распятие.

Незадолго до выноса гроба из дома (или выдачи тела в морге) над телом умершего еще раз читается “Последование по исходе души от тела”. Гроб выносят из дома ногами вперед с пением “Трисвятого”. Несут гроб родные и близкие, облаченные в траурные одежды. С древнейших времен христиане, участвовавшие в погребальной процесии, несли зажженные свечи. Оркестр на похоронах православных христиан неуместен.

По уставу при внесении тела в храм должно звонить в колокол особым погребальным звоном, который возвещает живым, что у них стало одним братом меньше.

В храме тело покойного помещают на специальную подставку ногами к алтарю, а около гроба крестовидно ставят подсвечники с возжженными свечами. Крышку гроба оставляют в притворе или во дворе. Допускается вносить в церковь венки и живые цветы. Все молящиеся имеют в руках горящие свечи. На отдельно приготовленный столик возле гроба ставят поминальную кутью, со свечой посередине.

Не забудьте взять в храм свидетельство о смерти. Если по каким-то причинам доставка гроба в храм задерживается, обязательно предупредите священника и попросите о переносе времени отпевания.

В просторечии отпеванием, из-за обилия песнопений, называется “Последование мертвенное мирских тел”. Оно во многом напоминает панихиду, поскольку включает многие песнопения и молитвословия, общие с последованием панихиды, отличаясь лишь чтением Священного Писания, пением погребальных стихир, прощанием с почившим и преданием тела земле.

В конце отпевания, по прочтении Апостола и Евангелия, священник читает разрешительную молитву. Этой молитвой усопший разрешается (освобождается) от обременявших его запрещений и грехов, в которых он покаялся или которые не мог вспомнить на исповеди, и усопший отпускается в загробную жизнь примиренным с Богом и ближними. Чтобы прощение от грехов, подаваемое умершему, было ощутительнее и утешительнее для всех скорбящих и плачущих, текст этой молитвы сразу по ее прочтении влагается в правую руку усопшего его родными или близкими.

После разрешительной молитвы под пение стихир “Приидите, последнее целование дадим, братие, умершему, благодаряще Бога. ” происходит прощание с покойным. Родные и близкие усопшего обходят гроб с телом, с поклоном просят прощения за невольные обиды, прикладываются к иконе на груди усопшего и венчику на лбу. В том случае, когда отпевание происходит при закрытом гробе, целуют крест на крышке гроба или руку священника. Затем лицо усопшего закрывается покрывалом, и священник крестообразно посыпает на тело умершего землю, произнося: «Господня земля, и исполнение ея, вселенная и вси живущие на ней» (Пс. 23, 1). По окончании отпевания тело усопшего с пением Трисвятого провожается на кладбище.

В могилу усопшего обычно опускают лицом к востоку. При опускании гроба в могилу поется “Трисвятое” – пение ангельской песни “Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас”; над могильным холмиком ставится восьмиконечный крест – символ нашего спасения. Крест может быть сделан из любого материала, но обязательно правильной формы. Он ставится у ног усопшего, Распятием к лицу покойного.

Прежде, чем совершить отпевание усопшего в морге, удостоверьтесь в том, что отпевание будет проведено не лжесвященником и в том, что у него есть разрешение на отпевание.

Православная церковь признает загробную жизнь, поэтому считает, что человек не умирает, а усыпает. Усопшим становится только тело, душа же продолжает жить. В первые 40 дней определяется ее дальнейший путь. В этом помогают молитвы, которые поются во время отпевания. Священник призывает родственников не отчаянием и унынием, а добрыми делами и обращением к Богу спасти душу человека. 40 дней она мечется между землей и небесами, поэтому отпевание нужно совершить как можно раньше, на третий день после смерти. Если обряд производится лжесвященником или священником, который не имеет благословения (разрешения митрополита), отпевание считается недействительным.

Последования по исходе души от тела

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *