Упоминовения о посте в Библии

Возможно, эта статья содержит оригинальное исследование. Добавьте , в противном случае она может быть выставлена на удаление.
Дополнительные сведения могут быть на странице обсуждения. (17 февраля 2014)

Ветхий Завет

Упоминовения о посте в Ветхом Завете Библии для христиан носят справочно-познавательный характер. Несмотря на это, почти все формы поста из Ветхого Завета были унаследованы христианами, причем многие формы поста сохранились в конфессиях до сих пор.

На первое упоминовение в Библии о посте как о таковом указывают книги Исход (Исх. 34:28) и Второзаконие (Втор. 9:18), где идет речь двух подряд постах Моисея на горе Хорив, когда он получал скрижали для Израиля.

По форме воздержания, в Ветхом Завете встречаются следующие упоминовения:

  • Длительное воздержание от пищи и питья: Исх. 34:28, Втор. 9:18 — посты Моисея и т. п.;
  • Обет молчания: Нав. 6:9 — Израиль держал молчание в течение 6 суток перед чудесным взятием Иерихона;
  • Воздержание от некоторых видов продуктов в пределах правила: Дан. 10:2—3 — трехнедельный пост пророка Даниила;
  • Частные формы постов: Суд. 20:26, 1Цар. 7:6 и 2Цар. 1:12 — однодневные посты; 1Цар. 31:13 — семидневный пост; 2Цар. 12:16—17 — пост царя Давида.

По цели (мотивации) поста, в Ветхом Завете встречаются следующие упоминовения:

  • Встреча с Богом: Исх. 34:28 — «…И пробыл там у Господа сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил…»;
  • Усиленная молитва: Втор. 9:18 — молитва Моисея о помиловании Израиля; Суд. 20:26 — молитва за сражение; 2Цар. 12:16—17 — молитва царя Давида о здравии умирающего новорожденного сына; 3Цар. 21:27 — молитва царя Ахава;
  • Достижение завета: Нав. 6:9 — Богом было завещано взятие Иерихона при шестидневном посте;
  • Покаяние: 1Цар. 7:6 — покаяние израильтян;
  • Правило: Дан. 10:2—3 — трехнедельный пост пророка Даниила.

Новый Завет

В Новом Завете упоминовения о посте носят для христиан не только справочно-познавательный, но и вероучительный характер. Основные моменты вероучения располагаются в Евангелии и относятся к словам Иисуса Христа о посте.

  • Мф. 4:2, Лк. 4:2 — сорокадневный пост Иисуса Христа; мотивация — подготовка к проповеди, форма воздержания — полное воздержание от пищи в течение 40 дней. В Евангелии повествуется, что Иисус Христос был искушаем диаволом в течение этого поста, чьи искушения в итоге были побеждены.
  • Мф. 6:16—18 — наставления Иисуса Христа о внешнем и внутреннем настрое постящегося: «Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.»
  • Мф. 9:14—15, Мк. 2:18—20, Лк. 5:33—35 — проповедь о ситуациях в отношении поста: «И сказал им Иисус: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься.»
  • Деян. 10:30 — молитвенный пост Корнилия сотника;
  • Деян. 13:2—3 — «Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их.»
  • 1Кор. 7:5 — о воздержании от брачных отношений во время поста: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим.»

Апокрифические книги

В Евангелии от апостола Иакова имеется сюжет, где праведный Иоаким, отец Пресвятой Богородицы, уходит в пустыню на 40 суток поститься. Мотивация поста — усиленная молитва о потомстве, способ воздержания — полное воздержание от приема пищи и питья в течение 40 суток: «И столь горько стало Иоакиму, и не пошел он к жене своей, а ушел в пустыню, поставил там свою палатку и постился сорок дней и сорок ночей, говоря: не войду ни для еды, ни для питья, пока не снизойдет ко мне Господь, и будет мне едою и питьем молитва.» Евангелие от Иакова, 1:7

В книге Дидахе («Учение через двенадцать Апостолов народам») повествование о посте встречается трижды.

  • «…поститесь и за гонящих вас (Мф. 5:44)…» (Учение двенадцати Апостолов, 1:3) — указывается со ссылкой на Евангелие от Матфея, хотя в последнем не говорится о посте.
  • «А перед крещением пусть постятся крещающий и крещаемый и, если могут, некоторые другие, крещаемому же повели поститься наперед один или два дня.» (Учение двенадцати Апостолов, 7:4) — указания для поста крещаемому. Мотивация — подготовка к важному событию, способ воздержания не указывается.
  • «Посты же ваши да не будут с лицемерами, ибо они постятся во второй и пятый день недели. Вы же поститесь в четвёртый и шестой (среда и пятница).» (Учение двенадцати Апостолов, 8:1) — появление упоминовения о посте в среду и пятницу. Мотивация — еженедельный подвиг, способ воздержания не указывается.

Пост по Священному Преданию

Священное Предание о посте

Среди авторов святоотеческого предания, повествующего о посте, такие деятели Церкви, как три святителя каппадокийских Иоанн Златоуст, Василий Великий и Григорий Богослов. Поскольку эти христианские авторы создавали свои труды до раскола христианской церкви, их авторитет признается как в православии, так и в католицизме.

О назначении поста

Святоотеческое предание называет цели и смыслы поста в перечислении приносимой с точки зрения христианства пользы:

  • борьба с духовной нечистотой;
  • стяжание милости Божьей в молитвах;
  • диетическая польза,

подчинение тела духу, сбор средств на пожертвования, достижения мира и тишины, покаяние, Задачи поста: верность, благодарность, смирение

Василий Великий сравнивает исцеляющее от греха влияние поста на душу человека с действием лекарств на гельминтов

В целом, христианский пост предназначен для того, чтобы оторвать себя от земного, греховного, временного и взрастить в себе любовь к небесному, божественному, вечному. Основной целью поста в христианстве является духовный рост.

Содержание ограничений в период поста

Формы воздержания в христианских постах следующие:

  • безмолвие — сокращение разговоров, от пустословия до обета молчания. Святитель Григорий Богослов язык человека называет самым тяжким злом;
  • воздержание от пищи и питья — ограничение в принятии продуктов питания различного происхождения, от мясных продуктов до полного отказа от приема пищи (см. также раздел «В православии» основной статьи);
  • воздержание от брачных отношений

Дай отдых своему повару, дай свободу собирающему стол, останови руку виночерпия; пусть отдохнет когда-нибудь изготавливающий разные печенья; пусть и дому успокоится на время от тысячей тревог, от дыма и смрада, от беготни вверх и вниз прислуживающих чреву, как неумолимому властелину.

(Василий Великий, Беседа о посте, 1-я)

Пост телесный и пост духовный

Святитель Василий Великий утверждал, что воздержание от пищи является лишь дополнением к духовному посту, который и является целью христианина. Во-первых, он предлагает ограничить круг общения людьми, которые могут принести духовную пользу. Во-вторых, он считает необходимым усилить прием «духовной пищи».

Впрочем пользу поста не ограничивай одним воздержанием от снедей, потому что истинный пост есть устранение от злых дел.

(Василий Великий, Беседа о посте, 1-я)

Как проводить пост

Пост относится к внутренней работе души, поэтому человек не должен его разглашать — поститься напоказ. Святитель Василий Великий подчеркивал необходимость подготовки к посту: «сегодняшним пьянством не порти завтрашнего воздержания».

Пост у конфессий

Православие

Степени поста

  1. Полный отказ от любой пищи (например, Великая пятница).
  2. Сухоядение (например, среда первой седмицы Великого поста)
  3. Вкушение варёной пищи без растительного масла (например, пятница первой седмицы Великого поста).
  4. Сухоядение, но при этом разрешено вино (например, Благовещение, когда бывает в Великую пятницу)
  5. Вкушение варёной пищи с растительным маслом, разрешено вино (например, Торжество православия).
  6. Вкушение рыбной икры, пищи с растительным маслом, разрешено вино; но рыба запрещена (например, Лазарева суббота).
  7. Вкушение рыбы, пищи с растительным маслом, разрешено вино (например, Преображение).
  8. Вкушение любых молочных продуктов, яиц, рыбы, растительного масла и вина; мясо запрещено (например, Суббота сырной седмицы: Собор всех преподобных отцов, в подвиге просиявших).

  • Разрешено есть любые продукты (например, Пасха).

Календарь постов и трапез

Посты, принятые в Православной церкви, можно подразделить на однодневные и многодневные.

Самая типичная форма однодневных постов — ограничение в определённых видах пищи (мясной, молочной, а также рыбы) в среду и пятницу в периоды мясоедов, приуроченные к дням предания Христа на страдания (среда), а также мучения и смерти на кресте (пятница). Днями строго поста в Православной церкви всегда являются день Воздвижения Креста Господня — 14 сентября (27 сентября), день Усекновения главы Иоанна Предтечи — 29 августа (11 сентября) и навечерия Богоявления 5 января (18 января), в эти дни всегда (включая субботу и воскресение) запрещено есть рыбу, но разрешена пища с растительным маслом. К многодневным постам относится Великий пост, Петров пост, Успенский пост и Рождественский пост.

Согласно Уставу Православной церкви, монахам целиком и полностью запрещено есть мясо на протяжении всей их жизни.

Таблица постов и трапез Православной церкви

Периоды понедельник вторник среда четверг пятница суббота воскресенье
Фарисе́ева седмица без ограничений — для мирян (для монахов — всё, кроме мяса) без ограничений без ограничений без ограничений без ограничений без ограничений без ограничений
Седмица, которая начинается с понедельника после Недели о блудном сыне без ограничений без ограничений горячая с (растительным) маслом без ограничений горячая с маслом без ограничений без ограничений
Сырная седмица любая пища, кроме мяса любая пища, кроме мяса любая пища, кроме мяса любая пища, кроме мяса любая пища, кроме мяса любая пища, кроме мяса любая пища, кроме мяса
Первая седмица Великого поста пищу не едим (немощным и старым разрешается сухоядение) пищу не едим (немощным и старым разрешается сухоядение) горячая без масла сухоядение сухоядение горячая с маслом горячая с маслом
Великий пост сухоядение сухоядение сухоядение сухоядение сухоядение горячая с маслом горячая с маслом
Страстная седмица сухоядение сухоядение сухоядение горячая с маслом пищу не едим сухоядение
Пасха и Светлая седмица без ограничений — для мирян (для монахов — всё, кроме мяса) без ограничений без ограничений без ограничений без ограничений без ограничений
Весенний мясоед без ограничений без ограничений рыба без ограничений рыба без ограничений без ограничений
От Пятидесятницы до Недели всех святых, включительно без ограничений — для мирян (для монахов — всё, кроме мяса) без ограничений без ограничений без ограничений без ограничений без ограничений без ограничений
Петров пост сухоядение горячая с маслом сухоядение горячая с маслом сухоядение рыба рыба
Летний мясоед без ограничений без ограничений горячая с маслом без ограничений горячая с маслом без ограничений без ограничений
Успенский пост сухоядение горячая без масла сухоядение горячая без масла сухоядение горячая с маслом горячая с маслом
Осенний мясоед без ограничений без ограничений горячая с маслом без ограничений горячая с маслом без ограничений без ограничений
Рождественский пост с 15 (28) ноября до 19 декабря (1 января), включительно сухоядение горячая с маслом сухоядение горячая с маслом сухоядение рыба рыба
Рождественский пост с 20 декабря (2 января) по 23 декабря (5 января) сухоядение горячая с маслом сухоядение горячая с маслом сухоядение горячая с маслом горячая с маслом
На́вечерие Рождества Христова 24 декабря (6 января) горячая с маслом горячая с маслом горячая с маслом горячая с маслом горячая с маслом горячая с маслом горячая с маслом
Святки с 25 декабря (7 января) по 4 января (17 января), включительно без ограничений — для мирян (для монахов — всё, кроме мяса) без ограничений без ограничений без ограничений без ограничений без ограничений без ограничений
Предпразднство Просвещения 5 января (18 января) горячая с маслом горячая с маслом горячая с маслом горячая с маслом горячая с маслом горячая с маслом горячая с маслом
Просвещение (Богоявление) 6 января (19 января) без ограничений — для мирян (для монахов — всё, кроме мяса) без ограничений без ограничений без ограничений без ограничений без ограничений без ограничений
Зимний мясоед без ограничений без ограничений горячая с маслом без ограничений горячая с маслом без ограничений без ограничений

Кроме того Известие учительное предписывает пост перед каждым причащением: 7, 3, или 1 день — сколько христианин считает нужным или сколько дней поста назначит ему священник. В случае тяжких грехов, искушений и бедствий православные могут принимать епитимию в виде дополнительных постов.

В православии имеются посты в течение не всего дня, а только части суток, например: Евхаристический пост — полное воздержание от еды и питья после полуночи перед причащением, или за 6 часов до причащения, если оно ожидается вечером. По уставам древних монастырей Египта, пищу во время постов разрешалось вкушать только после третьего часа дня, соответствующего восточному 9-му часу — времени смерти Христа на кресте; в остальные дни — после Литургии, когда во время совместного обеда совершается Чин о панагии. Вторая (последняя) трапеза происходила после вечерни: след в богослужебной практике от братского ужина остался в совершении литии, на которой благословляется пять хлебов, пшеница, вино и елей.

Взгляды поздних православных авторитетов

Кроме Библии и указанных выше авторов святоотеческого предания, в православии очень развита проповедь о посте. Среди авторов предания Григорий Палама, Иоанн Лествичник, Тихон Задонский. Необходимое в посте: осознание своей духовной слабости, возрастаниие в любви к Богу и к людям. Митрополит Антоний Сурожский, ссылаясь на слова преп. Серафима Саровского, давал рекомендацию принимать пост с радостью, чуждой внутреннему напряжению.

Реальная практика поста у православных

Строгий «стандартный» распорядок поста из Устава Церкви предписан только монахам, которые обязаны его соблюдать полностью. Для мирского христианина строгость поста индивидуальна, все зависит от возможностей человека и его духовного рвения. Индивидуальные рекомендации, а также разрешение на некоторые послабления в связи с ограничениями по здоровью верующий получает от приходского священника или от своего духовника. По данным социологов пост в России в настоящее время строго соблюдают 10-12 % православных людей, относящих себя к верующим, то есть примерно 2,5-5 % всего русского населения. Полностью или частично постятся в Великий пост около 34 % россиян, считающих себя православными.

Католицизм

Основная статья: Католический пост

Как лучше войти в пост и выйти из поста

Как войти в пост

Приняв решение идти в пост, вы должны иметь хорошую теоретическую подготовку и заранее все спланировать: сколько и где вы будете поститься и восстанавливаться. При желании уединиться нужно заранее оценить свои возможности, что возможно лишь при практике проведения кратковременных постов, ведь лучший учитель в этом деле — собственный опыт, основанный на личном водительстве Святого Духа.

Если вы никогда не постились, то ваш первый пост должен длиться не более 3 дней с выходом вечером четвертого дня. При тяжелых сердечно-сосудистых заболеваниях лучше начинать с одного дня с выходом вечером второго.

Для более быстрого и лучшего оздоровительного эффекта во время поста в его первый день желательно хорошо очистить весь желудочно-кишечный тракт, — так быстрее сработают механизмы переключения на внутриклеточное питание. А вторая большая польза от этой процедуры состоит в том, что у вас быстрее исчезнет чувство голода. У тех людей, у которых желудочно-кишечный тракт в начале поста очищен недостаточно тщательно, чувство голода сохраняется еще 2-3 дня.

Чаще всего для очищения кишечника используют традиционное устройство под названием «клизма». Но проблема в том, что при помощи клизмы очищается лишь часть толстого кишечника, а желудок и тонкий кишечник, которые составляют большую часть пищеварительного канала, остаются в прежнем, не очищенном состоянии. Мы предлагаем несколько вариантов очищения, которые позволяют промыть весь желудочно-кишечный тракт. Один из них (вариант 2) позволяет к тому же очистить желчный пузырь и желчные протоки. Единственным противопоказанием к применению этого метода являются камни в желчном пузыре.

Способы очищения желудочно-кишечного тракта

Вариант 1 (самый быстрый).

Для очищения используют большую дозу слабительного: не менее 60 граммов магнезии или соли «Барбара» растворяют в 300-400 мл воды и выпивают в один прием натощак.

Вариант 2.

В день, предшествующий этого типа очищению желудочно-кишечного тракта, необходимо исключить из рациона тяжелую белковую пищу, кисломолочные продукты и после 19.00 не ужинать.

Утром, в 6.00, подготовить два стакана (250 г) минеральной воды («Поляна Квасова», «Поляна Купель» или «Боржоми» без газа), в каждый из которых положить 2 (с верхом) столовые ложки сорбита и тщательно перемешать. Лечь на правый бок, подложив под область печени теплую грелку, и выпить первый стакан раствора; через 40 минут выпить второй стакан, продолжая лежать на грелке. После второго стакана у вас начнется очистка желчного пузыря и всего желудочно-кишечного тракта через позывы в туалет. Если этого в течение 40 минут не происходит, тогда вам необходимо в такой-же пропорции приготовить третий стакан и, хорошо перемешав, выпить, продолжая еще 40 минут лежать на грелке. Это полезная очистительная процедура, которая в медицине называется «слепое зондирование». Однако это еще не конец процедуры: через 40 минут после второго или третьего стакана воды с сорбитом (в зависимости от позывов в туалет) начинайте пить чистую минеральную воду «Поляна Квасова» (предварительно выпустив из нее газ): в течение часа по 1 стакану через каждые 5 минут. Общее количество выпитого должно составлять 1,5-3 литра. Попивая воду и бегая в туалет, вы таким образом промоете весь пищеварительный тракт.

Вариант 3.

Этот способ также является высокоэффективным и позволяет промыть весь желудочно-кишечный тракт.

Для процедуры нужно подготовить две емкости по 3 литра и, наполнив их пресной (не хлорированной) водой комнатной температуры (теплую воду использовать категорически запрещено), в каждую добавить предварительно подготовленной смеси следующего состава: натрия хлорида (соль) — 19,5 г (1 столовая ложка без верха), натрия гидрокарбоната (сода) — 7,5 г (1 чайная ложка с верхом). До начала процедуры полезно сделать легкую зарядку. В течение (но не более!) двух часов необходимо выпить все 6 литров раствора: приблизительно по 1 стакану каждые пять минут. После выпитых 2-3 литров воды ваш кишечник начнет быстро опорожняться. Еще раз обращаю внимание на то, что удлинять время процедуры нельзя, чтобы раствор как можно меньше всасывался в кровь. Если же у вас в какой-то момент процедуры появилась тошнота, боль или тяжесть и отсутствие стула, то «эвакуацию» поможет ускорить глубокое дыхание «животом» и легкая гимнастика. При наличии веских оснований (рвота и т.д.) процедуру можно приостановить на 5-10 минут. Этим методом вы сможете промыть весь пищеварительный канал до чистой воды.

Очистив желудочно-кишечный тракт, вы, таким образом, подготовите свой организм для результативного для вашего исцеления поста. Но более эффективно исцеление будет происходить, если вы после кратковременного трехдневного поста два раза очистите печень и сразу после очищения пойдете в такой же или более длительный пост.

Выход из поста сроком до 15 дней

Выход из поста является чрезвычайно важной частью лечебного процесса, начатого во время поста. Хочу напомнить, что все неприятности, которые случаются с человеком в посте, связаны чаще всего именно с началом восстановительного питания. Для начинающего поститься — это вообще самая сложная часть, поэтому к ней необходимо отнестись с особым вниманием.

Довольно много людей из-за беспечности или по незнанию допускают серьезные ошибки при выходе из поста и во время восстановительного питания, принося тем самым огромный вред своему здоровью. Многие выходят из поста на бульоне, кефире, кашах, супах, салатах. Вспомним, как по традиции на Пасху люди святят не только пасхи (куличи), но и яйца, колбасу, мясо, вино, и все это сразу выставляется на праздничный стол. Одно дело, если человек был в нестрогом посте. А если в строгом, то это равносильно тому, как если бы вы грудного ребенка начали кормить подобными продуктами! И даже если вы только последние три дня перед Пасхой полностью воздерживались от пищи, то выход из него на яйцах и колбасе с вином может обернуться большой проблемой для вашего здоровья, а печень, в любом случае, серьезно будет страдать.

В нашем организме, как и в каждом механизме, при «запуске», то есть при выходе из поста, существует период «настройки, притирки и обкатки». В это время очень важно не поддаваться чувствам и желаниям, помня о том, что при правильном выходе из поста запускается процесс очищения печени, которая является главным очистителем нашего организма. Всю грязь со всего организма во время голодания кровь приносит в печень, и при выходе из поста обязательно должно происходить ее очищение через желчные протоки и кишечник. Пища провоцирует открытие сфинктера в двенадцатиперстной кишке, через который происходит очищение поджелудочной железы и печени. Панкреатический сок и желчь вместе с грязью, скопившейся в печени, выходит в двенадцатиперстную кишку и тонкий кишечник. Далее, двигаясь по тонкому и толстому кишечнику, основная часть этой «гремучей смеси» выходит, а ее мизерная часть через слизистую кишечника всасывается обратно в кровь, что может вызвать аллергию и негативные чувства: головную боль, боль в животе и пояснице. Также могут начаться судороги, боли в суставах и дискомфорт в разных органах. Эти болезненные ощущения – вполне закономерное явление, которое сигнализирует об очистке вашего организма. Печень и весь организм продолжает очищаться во время правильного восстановительного питания такое же количество времени, какое вы находились в посте. Поэтому число дней восстановительного питания должно быть приблизительно таким же, как и период воздержания от пищи.

Выходить из поста необходимо вечером, после 17.00, избегая всякой физической нагрузки и домашней работы, – это важно. Начинать выход из кратковременного (до 7 дней) поста (о выходе из более продолжительных постов мы будем говорить ниже) нужно только на яблочном соке (соки из других фруктов не подойдут). Итак, подготовьте 1,5-2 литра сока, а также 0,5 кг яблок или груш, очищенных от кожуры и косточек и порезанных на дольки. Важное условие: пить сок необходимо медленно, приблизительно со скоростью 1 литр в час, а выпить сока и съесть яблок или груш необходимо столько, сколько скажет вам ваш аппетит.

Далее, в течение 2 часов вы должны небольшими порциями пить яблочный сок и медленно, понемногу, закусывать его нарезанными яблоками или грушами. Если вы выпьете до 0,5 литра сока, то процесс очищения может не начаться из-за того, что небольшое количество сразу усваивается организмом, поэтому в среднем необходимо 1,5 литра сока. После выпитого литра сока у вас должны начаться позывы в туалет через кишечник (будет выходить много желчи, шлаков и токсинов). Далее вы продолжаете пить яблочный сок, потреблять фрукты и бегать в туалет. В это время у вас будут очищаться поджелудочная железа, печень и весь желудочно-кишечный тракт.

В последующие дни восстановительного питания вы должны употреблять в пищу преимущественно свежевыжатые соки, фруктовые и овощные салаты. Этот естественный способ очищения желудочно-кишечного тракта при выходе из поста по эффективности не имеет аналогов — он основан на личном 12-летнем практическом опыте. После кратковременного поста, сроком до пяти дней желательно очистить печень, по схеме, описанной в следующем разделе, а также в книгах: «Здоровье в твоих руках», «Пост и живая пища со стола Бога».

Выход из постов от 7 до 15 дней необходимо также осуществлять исключительно на яблочном соке (не заедая его яблоками или грушами). После 17.00 приготовьте себе 1-1,5 литра сока и пейте его в течение двух часов. Ваш желудочно-кишечный тракт очистится, как и при выходе из поста сроком до 7 дней. На следующий день пейте только фруктовые и овощные соки, а на третий – можно добавить тертые яблоки и морковь, на четвертый – салаты и т.д.

Пост в христианстве

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *