Материал по теме: Воспитание хороших манер у ребенка!

Воспитание хороших манер у ребенка не менее важно, чем воспитание у ребенка таких качеств, как честность, аккуратность, доброта. Если родители хотят своего малыша видеть вежливым и воспитанным, то в первую очередь необходимо научить его любить окружающих.

Если ваш ребенок не сумеет полюбить окружающих его людей, то родителям будет очень сложно учить его даже самым простым и поверхностным манерам. При этом главное условие – любящая семья, в которой все стараются быть внимательны друг к другу. Ребенок, которого воспитывают в таких условиях впитывает доброту, словно губка. Он сам начинает говорить «спасибо», и это потому что так говорят все в его семье и говорят они это от всей души.

Кроме личного примера во время воспитания хороших манер у ребенка, малыша следует учить, как же быть предупредительным и вежливым, но делать это необходимо крайне дружелюбно, и не в коем случае не использовать подзатыльники и другие подобные методы. Если к человеку относятся хорошо, то и сам он старается к другим относиться еще лучше.

Если родителям приходится делать замечание малышу по поводу его поведения, то не стоит делать это при посторонних людях, чтобы его не смущать.

Обязанность родителей при воспитании хороших манер у ребенка – сделать своего малыша таким, чтобы окружающие его любили.

Воспитание ребенка для родителей – это особенный процесс и происходит он у всех по разному. Каждый старается выработать свою стратегию поведения при общении с ребенком, подобрать правильные методы воспитания.

Высокий уровень жизни позволяет родителям заводить личного педагога, так называемого гувернёра, который решает все воспитательные задачи: от соблюдения режима, ухода за ребёнком, до развития его способностей. Но кто бы не занимался воспитанием ребёнка, мама, детский сад или гувернантка, без привития хороших манер не воспитать успешного человека. Тем более с хорошими манерами не рождаются, их приобретают в детские годы под влиянием взрослых и окружающей среды. При чём, если ребёнок ходит в детский сад, то окружающая среда будет играть определяющую роль. Когда же ребёнок воспитывается в семье, то семейный уклад будет формировать основы хорошего поведения.

Родительский дом оказывает огромное влияние на установки в поведении и формирование системы ценностей ребёнка. Мы, взрослые, являемся для ребёнка образцом, как в речевом поведении, так и в поступках. Как часто можно услышать фразу: «Да он разговаривает точь-в-точь как его отец!» или «У неё походка как у мамы!». Дети наблюдают за нами: как мы ходим, держим осанку, жестикулируем, смеёмся, разговариваем. Наши контакты с людьми в разных ситуациях (поликлиника, кинотеатр, магазин и т.д.) так же замечаются детьми. И если в родительском поведении присутствует недовольство, придирчивость и даже грубость, то говорить с ребёнком о вежливости пустая трата времени, а по большому счёту лицемерие.
Иногда мы умеем вести себя безукоризненно – на каком-нибудь официальном приёме, обеде, в гостях, — но, надевая домашние туфли, мы расслабляемся, и, согласитесь, отбрасываем все наши изысканные манеры в сторону. А как раз дома нам нужно быть примером для наших детей. Ведь именно в семье, где дети чувствуют себя так же, как и мы, — непринуждённо, свободно, — мы нередко требуем от них вежливости. Но дети не понимают, почему в доме должно что-то измениться с приходом гостей.

Как же, спросите Вы, представить себе воспитанных детей и родителей: живут по заранее написанным законам и никогда не отступают от них, ходят чинно по улицам, раскланиваясь со встречными, ежеминутно говорят «простите, пожалуйста, будьте добры» и носят в кармане сборник советов по этикету? Не совсем так. Наша жизнь гораздо разнообразнее и сложнее, чем мы можем себе представить и описать в каких угодно руководствах. Нельзя придумать правила поведения на все случаи жизни, тем более ребёнку не под силу запомнить великое множество этих правил.

Хорошие манеры прививаются в повседневной жизни, как бы случайно, незаметно, не спеша и терпеливо. Научить ребёнка «слушаться», т.е. подчиняться разумной жизненной дисциплине, можно лишь тогда, когда он осознает необходимость правила. Например, если ребёнок перебивает Вас в разговоре, то недостаточно сказать грозно: «Не мешай мне разговаривать! Это не культурно». Лучше объяснить ему, как это мешает говорящему человеку, а также научить его вежливо прерывать разговор, если дело срочное. Не страшно, что Вам придётся повторить это много раз, как старой пластинке. Ведь это Ваш ребёнок, и только Вы можете помочь ему справляться со своим, пока ещё не совсем «манерным» поведением!

А теперь несколько практических советов по воспитанию у детей хороших манер.
СОВЕТ №1.
Ребёнок должен «созреть» для освоения правил вежливости: не ранее 3-х лет. До этого возраста непосредственность ребёнка ещё очень велика, а общественные интересы слишком малы, чтобы у него появился хоть какой-нибудь стимул усвоить нормы поведения. Можно, конечно, заняться «муштрой» поведения, но это может вызвать глубокий протест и неприязнь к общению, в котором столько непонятных условностей. После 3-х лет, когда у ребёнка появляется интерес к сверстникам и окружающему миру, для него будет важно соблюдать правила хорошего тона: поделиться игрушкой, соблюсти очерёдность в игре, поблагодарить за угощение и т. д.
СОВЕТ№2.
Родитель или педагог, прививающий хорошие манеры, должен сам им безукоризненно следовать. Если Вы будете допускать отступления от норм, то ребёнок в конце концов запутается между правильным и неправильным образцом вашего поведения.

СОВЕТ№3.
Если Ваш ребёнок забывает произносить «вежливые слова», не заставляйте его, особенно публично, произносить их. Сделайте это за ребёнка. Развивайте и поддерживайте хорошие отношения со своими детьми, на основе которых обязательно сформируются хорошие манеры. Если он будет уважать Вас, то не станет грубить. И даже если у ребёнка случаются срывы, и он становится чудовищно невоспитанным, то это не повод для отчаяния. Оставайтесь тверды, не опускайтесь до уровня малыша, а поднимайте его до своего.

По утверждениям английских психологов, в воспитании ребенка необходимо придерживаться «золотой середины».

Постоянное назойливоеродительское внимание или полное его отсутствие в равной степени отрицательно сказывается не только на психике малыша, но и на его умственных способностях. Ученые установили, что дети, чьи родители работают всего полдня, вырастают более предприимчивыми и удачливыми, чем остальные. Причем, дети работников умственного труда гораздо лучше воспринимают окружающий мир, чем дети предпринимателей. Психологи считают, что теория «золотой середины» для родителей особенно важна.Психологи выделили две группы родителей: первая – родители-трудоголuкu, посвящающие детям максимум пять минут в день; вторая – родителu – «липучки», не отстающие от своих детей ни на шаг и старающиеся сделать все за них.

Постарайтесь найти «золотую середину» в воспитании своего малыша, чтобы вырастить хорошего человека.

Хорошие манеры для хорошей жизни

Хорошие манеры и этикет

***
Погулял, сними сапожки,
Быстро тапочки надень.
От порога до окошка
Чисто будет целый день.
Ночь спустилась на наш дом –
Мы игрушки соберем.
Если в комнате порядок,
Будет сон как сахар сладок.

Доброе утро!
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: — Доброе утро!
— Доброе утро! Солнцу и птицам!
Доброе утро! Улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым…
Пусть доброе утро длится до вечера.
(Н. Красильников)

Не балуйся за столом
За столом сидела Белка,
Перед ней была тарелка,
В ней из хлеба, масла, сала
Белка дом сооружала.
Так, друзья, не поступают
И с едою не играют.
За столом едят, друзья,
Баловаться здесь нельзя!
А поели – вы свободны,
И играйте как угодно.
(Г. П. Шалаева,О. Г. Сазонова,О. М. Журавлева)

Помогай друзьям мириться
Котята смеялись, Котята играли
И вдруг неожиданно ссориться стали,
Но подбежавшая мышка сказала:
– Не надо, детишки!
Не надо сердиться,
Ругаться и злиться.
Я вам предлагаю
Быстрей помириться.
А этой большущею банкой варенья
Скорее отметим, друзья, примиренье!
Прошу вас, ребята,
Совсем не забыть,
Поссорился кто-то –
Спешите мирить!
(Г. П. Шалаева,О. Г. Сазонова,О. М. Журавлева)

Береги игрушки
Заяц с куколкой играл –
Платье куклы разорвал.
Взял потом себе машину –
Разобрал наполовину.
Мячик маленький нашёл –
Этот мячик проколол.
А когда конструктор взял –
Все детали растерял!
Чем играть теперь другим?
Нет, не надо быть таким!
Вы игрушки берегите
И заботливо храните.
(Г. П. Шалаева,О. Г. Сазонова,О. М. Журавлева)

Одевайся по погоде
Если на дворе тепло,
Солнце с неба припекло
И дождя не будет вроде
— Одевайся по погоде!
Куртку на меху отложим!
Плащ тебе не нужен тоже!
Будешь бегать и играть
И на солнце загорать!
Надо всем всегда стараться
По погоде одеваться.
(Г. П. Шалаева,О. Г. Сазонова,О. М. Журавлева)

Учись пользоваться вилкой и ложкой
За столом щенок Антошка
Рыбу ел столовой ложкой,
Вилкой суп пытался кушать –
Не хотел советов слушать.
И хотя вовсю старался,
Так голодным и остался.
Ну куда это годится!
Всем пора бы научиться
Кушать вилкой, кушать ложкой,
А не делать, как Антошка.
(Г. П. Шалаева,О. Г. Сазонова,О. М. Журавлева)

***
(ЮМОРИСТИЧЕСКОЕ CТИХОТВОРЕНИЕ ДЛЯ ТЕХ, КТО ЛЮБИТ ПОКОВЫРЯТЬСЯ В НОСУ)
Козявочки-малявочки

Козявочки-малявочки
Гуляют по полям;
Козявочки-малявочки
Поют: «Тирлим-тирлям!»

Козявочкам-малявочкам
Не страшен злой мороз!
Козявочки-малявочки,
А где сейчас ваш нос?

Чего вы здесь гуляете
Одни среди полей?
Бегите быстро в носики!
Там лучше! Там теплей!

– Мы вовсе не гуляем тут, –
Козявки говорят. –
Идём с весёлой песенкой
Четвёртый день подряд.

Шагаем в лютый холод мы
Среди полей, равнин;
Дорога ведь неблизкая!
Идём мы в магазин.

Купить нам нужно щипчиков,
Большущих! Вот таких!
Как в нос полезут пальчики,
Щипать мы будем их.

Уж очень мы рассержены,
На пальцы злимся мы!
Ох, нет в носу покоя нам
С начала той зимы.

На днях, вот, поздно вечером
Забрался палец в нос,
Сломал все наши домики,
Кроватки наши снёс!

А после взял нас, вытащил,
И спрятал под матрас;
Мы еле-еле выбрались!
Обидел палец нас.

Но мы не унываем
И не кричим – ой-ёй!
Сражаться будем смело мы
Всей дружною семьёй.

Бороться будем с песенкой,
Все вместе, как один!
Сначала только нужно нам
Добраться в магазин;

Купить побольше щипчиков!
Большущих! Вот таких!
Как в нос полезут пальчики
Щипать мы будем их.

Поэтому все вместе
Идём мы по полям;
Идём с весёлой песенкой,
Поём: «Тирлим-тирлям!»

И пусть метель, пусть холодно –
Дойдём мы в магазин!
Ведь мы, козявки, дружные –
Все вместе, как один!

И знайте – не пугает нас
Ни холод, ни мороз;
Сражаться будем смело мы!
Не отдадим свой нос.
(Кирилл Авдеенко)

***
(СТИХОТВОРЕНИЕ ДЛЯ ТЕХ, КТО НЕ ЛЮБИТ УМЫВАТЬСЯ ПО УТРАМ)
Квакушины уши

Милая Квакуша!
Скоро уж рассвет;
Это твои уши
Шлют тебе привет!

Знаешь, мы не спали,
Думали всю ночь;
От тебя решили
Мы уехать прочь.

Ты, Квакуша, грязная
Ходишь по дворам;
Никогда не моешься!
Даже по утрам.

Помнишь, мы просили:
«С мылом нас помой!»
Ты нам что сказала?
«Ну-ка, марш домой!

Я, ква-ква, гуляла
В луже под мостом;
Ква-ква-ква, устала!
Ква-ква-ква, потом!»

Вот теперь мы едем,
Мчимся на моря;
Едем, чтоб помыться,
Честно говоря.

На морях чудесно!
Блошек нет и вшей;
Мы на днях слыхали —
Много там ушей!

Все они сбежали
От грязнуль, нерях;
Плавают, купаются
Утром на морях;

Те места найдём мы —
Обойдём весь свет!
Может быть, вернёмся;
Может быть, и нет.

Будем мы, Квакуша,
Смело вдаль идти;
Жалко, не простились:
С ночи ведь в пути!

Очень уж торопимся —
Едем на моря!
Едем, чтоб помыться,
Честно говоря.
(Кирилл Авдеенко)

По утрам просыпайся вовремя

В сад, как знает детвора,
Ходят с самого утра.
И хотели, не хотели,
Нужно быстро встать с постели,
Не скандалить, не кричать
И на маму не ворчать.
Научиться надо, братцы,
Вам с улыбкой просыпаться.
Новый день пришёл опять –
Эй, друзья, пора вставать!
(Г. П. Шалаева,О. Г. Сазонова,О. М. Журавлева)

Перед едой мой руки с мылом
Мышка плохо лапки мыла:
Лишь водичкою смочила,
Мылом мылить не старалась –
И на лапках грязь осталась.
Полотенце – в чёрных пятнах!
Как же это неприятно!
Попадут микробы в рот –
Заболит тогда живот.
Так что, дети, постарайтесь,
Чаще с мылом умывайтесь!
Надо тёплою водой
Руки мыть перед едой!
(Г. П. Шалаева,О. Г. Сазонова,О. М. Журавлева)

Умей есть не спеша и аккуратно
Медвежонок хлеб жевал –
Крошки хлебные ронял.
Говорил с набитым ртом –
Что? Не мог понять никто.
После взялся за компот –
Стол облил и свой живот!
Все над ним хохочут звонко,
Застыдили медвежонка:
— Ты не знаешь? За столом
Надо есть с закрытым ртом,
Не спешить, не говорить,
Крошки на пол не сорить.
После встать из-за стола
В шубке чистой, как была.
(Г. П. Шалаева,О. Г. Сазонова,О. М. Журавлева)

***
За столом Кроты сидят,
Нос воротят, не едят:
– Эту кашу не хотим!
Чёрный хлеб мы не едим!
Дайте лучше чаю нам,
Бедным маленьким Кротам!
Я напомню об одном:
Не кривляйтесь за столом,
Не капризничайте тут –
Ешьте всё, что вам дадут!

Умей играть самостоятельно
Все игрушки разобрали,
Белке не хватило.
Все вокруг неё играли,
А она грустила.
Но грустить ей надоело –
Белка принялась за дело:
Стулья сдвинула в кружок,
Стала строить теремок.
Прибежали все зверюшки,
Белке стали помогать,
Принесли свои игрушки –
В теремок хотят играть.
С Белочки пример берите:
Нет игрушек – не грустите.
Игры выдумайте сами
Из того, что под руками.
(Г. П. Шалаева,О. Г. Сазонова,О. М. Журавлева)

Учись ладить с ребятами
Раньше маленький Пингвин
Был совсем-совсем один,
Он с другими не играл
И поэтому скучал.
Но теперь он изменился.
Он со всеми подружился,
Веселится и хохочет,
Уходить домой не хочет.
Ведь с друзьями интересно –
Это каждому известно!
(Г. П. Шалаева,О. Г. Сазонова,О. М. Журавлева)

Сначала подумай, потом сделай
Слон малины захотел
И зубную пасту съел:
Ведь на ней была картинка —
Земляничка и малинка!
Потерял он аппетит,
У него живот болит:
Пасты нет теперь зубной —
Проглотил ее больной!
Если хочешь что-то съесть,
Надо надписи прочесть,
После дать себе ответ:
Польза будет или вред?
(Г. П. Шалаева,О. Г. Сазонова,О. М. Журавлева)

Не дразнись и не обзывайся
Обезьянка-задавака
Всех вокруг дразнила:
Зайца, Белочку, Собаку,
Льва и Крокодила.
Обзывалась как попало,
Брызгалась из лужи –
И теперь одна осталась,
С ней никто не дружит.
Обезьянка, будь умнее,
Лучше постарайся
Стать приветливей, добрее
И не обзывайся!
Будут все с тобой дружить,
Веселее станет жить.
(Г. П. Шалаева,О. Г. Сазонова,О. М. Журавлева)

Решай споры словами, а не кулаками
Играть с Енотом не любили.
Не раз Еноту говорили,
Что в споре кулаки мешают:
Они проблемы не решают!
Енот понять и не пытался.
Чуть что – он сразу с кем-то дрался.
И вот теперь один сидит,
Вздыхает тяжко и грустит.
Никто с ним больше не играет,
К себе его не приглашает.
Всё просто, если разобраться:
Не надо вам с друзьями драться!
(Г. П. Шалаева,О. Г. Сазонова,О. М. Журавлева)

После туалета обязательно мой руки
Милый друг, запомни это –
Руки после туалета
Вымой теплою водой.
Чтобы не попали в рот,
Чтоб не заболел живот,
Чтоб с тобой, мой друг, беда
Не случилась никогда!
(Г. П. Шалаева,О. Г. Сазонова,О. М. Журавлева)

***
Блюдо с хлебом далеко,
Дотянуться нелегко.
Рукавом в салат не лезь,
Не бей фужера нежного.
За столом соседи есть –
Попроси их вежливо.
И припомни снова
Волшебное слово.
Хлеб тебе подаст сосед –
Поблагодари в ответ.

***
Входишь в комнату, а в ней
За столом полно гостей.
Не стесняйся, улыбнись,
Сесть за стол не торопись.
ЭТИКЕТ свой покажи –
Скромно «ЗДРАВСТВУЙТЕ!» скажи,
Головой гостям кивни,
Чтобы видели они:
ЭТИКЕТ не понаслышке
Знают малые детишки.

***
Ты не трус. Но первым драку
Начинать не торопись.
Слабых защищай, однако,
За девчонок заступись.
В КИНО И ТЕАТРЕ
По совету ЭТИКЕТА
Я в кино не ем конфеты
И в театре – шу-шу-шу –
Шоколадкой не шуршу.
Для пирожных и конфет
Есть антракт и есть буфет.
(Ю. Чичев)

Правила этикета и хорошие манеры

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *