Откуда что взялось

Вопрос того, кто и когда положил начало какой-либо традиционной забаве, всегда является весьма непростым. И чем более сильно распространена по миру игра, тем сложнее отыскать концы в её запутанной истории. Не говоря уже и о том, что зачастую современные развлечения не являются потомками какой-либо одной национальной забавы, а сочетают в себе элементы множества различных игр, созданных несколькими народами независимо друг от друга.

Кому должна принадлежать честь зваться изобретателем игры шашки, наука так и не решила. Да и, скорее всего, не решит — слишком много вариантов! И, вероятно, даже если бы тот, кто по праву является “отцом” наших шашек, не изобрёл своей прославленной игры, то чуть позже это наверняка сделал бы кто-то другой. Ведь настольные баталии при помощи фишек — это одна из самых популярных забав древности!

Если верить дошедшим до наших дней рисункам, то играть в шашки (или в какую-то очень визуально похожую на них игру) любили ещё в Древнем Египте. По крайней мере, на стенах гробниц изображения игрового процесса встречались не так уж редко! Но считать именно египтян первооткрывателями в этой области было бы несколько поспешно. Ведь учёные то и дело находят свидетельства того, что и другие народы, с Египтом не имевшие ни культурных, ни торговых взаимоотношений, тоже вовсю в них играли.

Так, например, шашки точно были известны на территории современной России её в третьем веке — задолго до появления Кирилла и Мефодия с их письменностью и даже Рюрика с его княжением. Если верить учебникам по истории, в те времена на занимаемой славянами территории было сплошное варварство, язычество и почти первобытный строй в разрозненных деревнях с частоколами от диких зверей — а шашки были. Так то, знай наших!

Соблюдай правила!

Конечно, сжульничать во время игры шашки очень трудно. Это тебе не карты, где можно вынуть незаметно пару козырей из рукава! Тут все твои фишки лежат на виду, и единственный способ как-то склонить расклад игры в свою сторону путём нечестных махинаций — это отвлечь соперника. А уж пока он смотрит в другую сторону, можно и попытаться незаметно сместить пару фишек… Вот только, не обладая достаточным опытом, не всегда удаётся предугадать, что же такого можно сделать на доске незаметного, чтобы точно стать ближе к победе — ведь если ты просто уберёшь половину шашек соперника, шулерство будет бросаться в глаза. А если опыта и мастерства для таких махинаций у тебя достаточно, тогда и жульничать, скорее всего, не придётся…

Одним словом, фраза “правила существуют, чтобы их нарушать” — это не про шашки! Здесь тебе надо знать, как правильно делать ходы, и какие возможности для внезапных манёвров предусмотрены правилами игры.

Что тебе нужно знать? Во-первых, в шашки принято играть на шахматной доске — и, несмотря на ряд существенных различий, игровой процесс у этих двух видов спорта тоже достаточно похож. Две армии — чёрные и белые — выстраиваются друг напротив друга и начинают стремительную атаку на противоположную сторону доски. Но просто дойти до края — мало (да и не всегда обязательно), главная цель — уничтожить или “запереть” все фигуры противника.

Впрочем, если какая-то шашка всё же умудряется побывать “в тылу врага”, то есть, добирается до противоположного края игральной доски, то она сразу же становится дамкой — это даёт большие преимущества той армии, к которой она принадлежит! Если обычные шашки перемещаются лишь на одну клеточку по диагонали, то дамка может идти напролом до тех пор, пока диагональ не закончится.

Шашки противника уничтожаются путём так называемого “поедания”. “Съесть” шашку — значит, уничтожить её, убрать с доски (не переживай, никто не заставит тебя есть пластик!) Впрочем, разновидности шашечной игры, в которой по доске реально перемещаются съедобные предметы, и правда существует. Но это усовершенствование не имеет никакого отношения к спорту: вряд ли на крупных международных соревнованиях можно где-то увидеть на досках вместо шашек рюмочки с напитками или разноцветные роллы!

Чтобы “съесть” шашку противника, через неё надо перешагнуть. То есть, если “за спиной” у шашки противника свободной клетки нет, то и уничтожить её тебе не удастся, даже если ты находишься совсем по соседству. Будь внимателен по отношению к тому, какие шашки оказываются в зоне твоего поедания! По правилам ты обязан съесть доступную шашку, даже если стратегически этот маневр тебе невыгоден. И если во время игры в шашки онлайн ты видишь, что система не даёт тебе сделать ход, который ты хочешь — присмотрись к доске внимательнее. Возможно, ты находишься в атакующей позиции, а значит, не можешь сдвинуться с места, пока не съешь предложенного тебе врага!

Кстати, чем хороши браузерные шашки, здесь есть много других подсказок, которые позволяют тебе привыкнуть к правилам и научиться играть лучше иных гроссмейстеров. Играть в игры шашки онлайн можно бесплатно на нашем сайте: в каталоге ты сможешь найти лучшие варианты любимой игры! Развлекайся сколько угодно, ведь играть в шашки — это не только очень весело, но и весьма полезно для ума.

Правила игры в шашки


1. Игра ведется двумя лицами на шашечной доске, разбитой на 64 квадрата, окрашенных в белый и черный цвета, 12-ью шашками белыми, принадлежащими одному игроку, и 12-ью шашками черными, принадлежащими другому игроку.
2. Доска между играющими кладется так, чтобы большая дорога шла от играющего слева направо.
3. Шашки с каждой стороны расставляются по черным квадратам на первых трех рядах от играющего.
4. Ходы играющими делаются поочередно.
5. За ход считается передвижение шашки вперед на соседний черный квадрат, а также взятие неприятельских шашек.
6. Если соседний квадрат занят вражеской, допустим, черной шашкой, а следующий за ней черный квадрат свободен, то черная шашка «бьется», т. е. белая шашка перескакивает через черную на следом за ней находящийся свободный черный квадрат, и черную шашку «съедают» — снимают с доски.
7. За один прием «бьется» столько шашек, сколько их стоит на пути на указанных выше условиях.
8. В случае, если возможно взять шашки противника одновременно по двум направлением, выбор, вне зависимости от количества, предоставляется усмотрению берущего.
9. При взятии шашки снимаются с доски только по окончании хода.
10. Два раза в один прием при ходе брать шашку (перекрещивать ее бьющей) не допускается.
11. Если шашка одного из играющих во время игры проникнет до последнего ряда, то она превращается в дамку.

12. Если простая шашка при взятии шашек противника становится дамкой и после этого ей вновь открывается возможность бить неприятельские шашки, то таковое взятие обязательно (в отличие от польских шашек).

13. Дамка имеет право движения по всей длине ряда черных квадратов на любое место, не занятое шашками.
14. «Бьет» она вражескую шашку, если за той непосредственно остается свободный черный квадрат. Бьет она по всей длине ряда черных квадратов на любом от себя расстоянии.
15. Как простой шашкой, так и дамкой обязаны «бить», если к тому представляется случай.
16. Как простая, так и дамка «бьют» неприятельские шашки как вперед, так и назад.
17. Выигравшим партию признается тот, кто либо заберет все шашки противника, либо лишит его возможности делать какие-либо ходы, заперев оставшиеся на доске шашки.
18. При невозможности для обеих сторон выиграть партию, игра признается ничьей.
19. При трижды повторившихся непосредственно одних и тех же ходах с одной стороны, противнику предоставляется право признать игру ничьей.
20. При борьбе трех дамок против одной для выигрыша предоставляется не свыше 15 ходов.
21. Если при одной дамке имеется еще одна или несколько шашек, для выигрыша предоставляется не свыше 30 ходов, впредь до изменения в соотношении сил.
22. При не достижении выигрыша в обоих последних случаях игра признается ничьей.
23. Чтобы сохранить в памяти сыгранную партию, ее записывают. Для этого все продольные к играющему ряды шашечницы отмечаются буквами: а, b, с, d, e, f, g, h. Поперечные ряды отмечаются цифрами: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 и 8.
24. Чтобы записать ход шашки, отмечают сперва клетку на которой она стояла, посредством цифры и буквы, которые соответствуют данной клетке, ставят тире и приписывают затем таким же образом название клетки, на которую она становится.
25. Если нужно обозначить снимание шашки с доски, то между наименованием клетки, с которой начинается движение, и наименованием клетки, на которую ставится шашка после боя, ставится вместо тире двоеточие (иногда знак X).
26. При бое ряда шашек обозначается только начало и конец боя, опуская промежуточные клетки.

Вместе с вами сегодня мы без лишних предисловий учимся играть в шашки и рассмотрим основные способы сделать это максимально быстро. А для того, чтобы быстро научится играть в шашки — лучше всего подходит обычная практика.

Учимся играть в шашки шаг за шагом

Для начала следует изучить теорию – а именно, разобраться с основными правилами игры в шашки. Подробный материал на эту тему вы можете найти на нашем сайте здесь. После того, как мы разобрались и вникнули в то, какие виды шашек есть на столе, как они ходят и «едят» шашки противника, стоит на время оторваться от теоретических материалов и перейти непосредственно к практике. Если обучаем ребенка, то Вам следует изучить правила игры в шашки для начинающих детей.

Чтоб быстро научиться играть в шашки сначала стоит понять, как в них играть в целом и в качестве практики лучше всего подойдет реальный соперник, обладающий обширным опытом – ведь как говорится,

«для того, чтобы стать сильнее, нужно играть с более сильным противником».

Впрочем, если никто из знакомых не увлекается этим видом интеллектуального спорта, не стоит отчаиваться: русские шашки играть онлайн уже давно способен задать трёпку искуснейшим мастерам, а значит вполне может занять место учителя. Не стоит бояться эти программы, ведь чаще всего в них предусмотрены самые разные уровни сложности: от только начинающего новичка, путающего фигуру с дамкой, до профессионала мировой лиги.

От основы к более углубленным правилам

После освоения азов у игрока сами сформируются некоторые начальные тактики: в конце концов вы научитесь играть в шашки. Шашки в огромной степени опираются именно на логику. В этот момент можно вновь вернуться к изучению теории: различные гайды и статьи окажутся полезными помощниками, ведь несмотря на кажущуюся простоту, в шашках существует множество тактик и стратегий. После этого, можно попытаться пробовать их на том же компьютерном сопернике, выставив следующую сложность.

Кроме того, отличным способом учиться играть в шашки станут различные задачи. Игроку даётся заранее заданное расположение и своих и чужих фигур и определённое задание: например, за заданное количество ходов добиться победы над соперником, или выйти, например, в дамки. Они также делятся по уровню сложности – можно найти, как рассчитанные для новичков, так и для профессионалов.

Какие правила в шашках стоит взять на заметку?

Во время игры и учёбы стоит воспользоваться следующими советами по обучению:

  • во-первых, не стоит замыкаться в себе и сосредотачиваться на своих маневрах – взгляните на соперника, что он пытается сделать? Как это провернуть? Зачем делает тот или иной ход?
  • во-вторых, нужно выбрать несколько приемом и комбинаций – например, с выманиванием шашек противника – и пытаться их использовать, пока, наконец, не получится.
  • в-третьих, не стоит бросаться грудью на амбразуру и действовать интуитивно – это всего лишь лень шепчет так делать. Прежде всего, нужно именно обдумывать ходы, сосредоточенно и не спеша. Взвешивать все «за» и «против», представлять, какой ход соперника станет следующим после того или иного действия.
  • в четвертых, не забывать, что фронтов может быть много: и пока ваша отличная комбинация проходит в одном месте, блестящая комбинация соперника в другом может привести к обидному проигрышу.
  • В пятых – для того, чтобы научиться выигрывать, нужно научиться проигрывать: не стоит сильно расстраиваться поражению и винить себя в этом, куда полезнее разобраться в причинах, выделить ошибки, дабы не допустить их в будущем.
  • Но лучшим способом будет найти в своём населенном пункте клуб шашек или секцию и играть лично с реальными людьми. Общение с разделяющими увлечение людьми всегда полезно, а в данном случае ещё и полезно – потому, как только реальный тренер способен грамотно указать на различные недочёты и ошибки в игре.

Шашки несмотря на свою древность остаются крайне популярным видом спорта и обладают десятками вариаций правил. Это отличный способ тренировки нейронных связей и быстроты «соображалки». Так что учимся играть вместе и дальше, постепенно продвигаясь в познании данного вида «хобби» и целого спорта все глубже и глубже, ведь только это главное правило быстрого и успешного обучения.

Материал (подготовительная группа) по теме: .Кружок «Умные шашки» по игре в шашки для детей подготовительной группы

КРУЖОК

«УМНЫЕ ШАШКИ»

совместной деятельности педагогов с детьми 6-7 лет,

(подготовительная группа)

МУНИЦИПАЛЬНОГО КАЗЕННОГО ДОШКОЛЬНОГО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

«БОГУЧАРСКИЙ ДЕТСКИЙ САД

КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «СОЛНЫШКО»

НА 2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД

Воспитатели: Диброва Л.В. 1КК

Кращенко С.А. 1

г. Богучар 2017 г

.Программа «Умные шашки» по игре в шашки для детей подготовительной группы

I. Пояснительная записка

Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы в образовательном процессе детского сада.

Настоящая программа предназначена для шашечного кружка учреждений дошкольного образования и предусматривает изучение детьми материала по теории и практике, истории шашек, участие в соревнованиях. Наряду с этим в кружке ведётся работа по правильной организации досуга дошкольников, воспитанию у них активности, развитию норм и принципов нравственного поведения. Отличительной особенностью данной программы является большой акцент на начальную подготовку детей, в основном старшего дошкольного возраста, начинающих с «нуля». Программа занятий по шашкам предусматривает в кратном, описательном и сказочном виде усвоение основ знаний по теории и практике игры в шашки. В творческом отношении систематические занятия по данной программе должны приблизить начинающего шашиста к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шашечной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнера. С дальнейшим совершенствованием техники игры нужно научиться искать и терпеливо находить в каждом положении наиболее целесообразный ход. Для успешной работы кружка требуется достаточное обеспечение оборудованием: шашки с досками, шахматные часы, демонстрационная доска, шашечная литература для педагога, ИКТ, дидактические игры. Настоящая программа предназначена для шашечного кружка в и предусматривает продолжение изучение детьми материала по теории и истории шашек, участие в соревнованиях. Возрастные особенности детей 6-7 лет требуют использования игровой формы деятельности. Поэтому игровой метод имеет ряд преимуществ. Игра — естественное состояние, потребность детского организма, средство общения в совместной деятельности детей, она создает положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно, выявляет индивидуальные особенности ребенка, позволяет определить уровень его знаний и представлений.

Игровая деятельность привлекательна тем, что в процессе ее возникают благоприятные условия для удовлетворения интересов, желаний, запросов, творческих устремлений детей. Кроме того, им нравятся необычность, таинственность обстановки, особая занимательность. Радость доставляет и то, что в игре открывается возможность коллективных действий и коллективного общения. Предлагаемая игра шашки отвечает данному требованию и направлены на развитие указанных приемов.

Раннее приобщение детей к развивающим играм воспитывает у них пытливость ума, гибкость мышления, память, способность предвидения и другие качества, характерные для человека с развитым интеллектом. Особенно важно приобщение детей к сложным интеллектуальным играм, таким как шашки и шахматы.

В процессе занятий шашками дошкольники получают комплекс полезных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и жизни. Занятия шашками развивают у детей мышление, память, внимание, творческое воображение, наблюдательность, строгую последовательность рассуждений. Шашисты овладевают важными логическими операциями: анализом и синтезом, сравнением, обобщением, обоснованием выводов. При проведении занятий следует ориентироваться на наиболее активных кружковцев, однако надо стремиться к тому, чтобы основная масса занимающихся также усваивала данный материал. На последнем занятии проводиться итоговое занятие, на котором рассматриваются достижения каждого кружковца. Победителям вручаются грамоты. Обучение шашечной игре является сложным и трудоемким процессом. Поэтому очень важно довести до сознания кружковцев то, что достижение спортивного успеха возможно только при настойчивости, трудолюбии, постоянной аналитической работе. Без воспитания в себе сильной воли, привычки к самостоятельным занятиям, без соблюдения режима, общефизической подготовки нельзя добиться серьёзных результатов в шашках. Эту мысль педагог должен постоянно подчёркивать во время занятий в кружке. Программа занятий по шашкам предусматривает в кратном, описательном виде усвоение основ знаний по теории и практике игры в шашки. В творческом отношении систематические занятия по данной программе должны приблизить начинающего шашиста к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шашечной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнера. С дальнейшим совершенство-ванием техники игры нужно научиться искать и терпеливо находить в каждом положении наиболее целесообразный ход. Наряду с теоретическими знаниями обучаемые должны приобрести опыт практической игры, выступая в различных спортивных соревнованиях. Программа предусматривает также знакомство с многовековой историей шашек, которая содержит интересные факты, и с организацией шашечного движения в нашей стране. Эти сведения нужны дошкольникам не только для того, чтобы повысить их общую культуру, но и для понимания мировых достижений отечественной шашечной школы.

II. Цель и задачи проекта программы

Цель:

1.Раскрытие умственного, нравственного, эстетического, волевого потенциала личности воспитанников, развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста при обучении игре в шашки.

2. Развитие мышления, самостоятельности, внимательности, памяти.

3.Заложить основы гармоничного развития детей и расширить их представление об окружающем мире, приобщить детей к общечеловеческим и культурным ценностям

4. Социально-личностное развитие ребенка и его творческие способности.

Задачи:

Обучающие:

  • обучение основам шашечной игры;
  • обучение простым комбинациям, теории и практике шашечной игры.

Воспитательные:

  • воспитание отношение к шашкам как к серьезным, полезным и нужным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;
  • воспитание настойчивости, целеустремленности, находчивости, внимательности, уверенности, воли, трудолюбия, коллективизма;
  • выработка у детей умения применять полученные знания на практике.

Развивающие:

  • развитие стремления детей к самостоятельности, расширение кругозора.
  • развитие умственных способностей детей: логического мышления, умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образное и ассоциативное мышление, аналитическое мышление.
  • развитие способности к самооценке и самоконтролю.

Эстетические:

  • играя, ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной доски и шашки в волшебные, а умение находить в обыкновенном необыкновенное обогащает детскую фантазию, приносит эстетическое наслаждение, заставляет восхищаться удивительной игрой.

Физическое:

осуществление всестороннего физического развития воспитанников.

Кружок обучающей игры «Умные шашки»

Экспериментальная обучающая программа, рассчитана на детей 6–7 лет. Срок реализации составляет 1 год. Количество детей в группе – 6 человек (в среднем). Занятия рекомендуется проводить один раз в неделю. Учебная нагрузка согласована с гигиеническими требованиями к максимальной нагрузке на детей подготовительной группы — длительность занятий до 30 минут.

Непосредственная образовательная деятельность проводится комбинированным способом с использованием ИКТ, чередуя элементы теоретической и практической новизны с игровыми и соревновательными навыками, а также с воспитательными мероприятиями. Обучение шашечной игре является сложным и трудоемким процессом. Поэтому очень важно довести до сознания дошкольника то, что достижение спортивного успеха возможно только при настойчивости, трудолюбии. Без воспитания в себе сильной воли, нельзя добиться серьёзных результатов в шашках. Эту мысль тренер – педагог должен постоянно подчёркивать как во время занятий в кружке, так и вне кружка. Каждый кружковец-дошкольник обязан знать шашечный кодекс. Занимаясь по программе, дети приобретают ряд качеств: усидчивость, сосредоточенность, последовательность рассуждений, изобретательность, умение анализировать, абстрактно и логически мыслить, применять ассоциативную фантазию, которые помогут им решать многие жизненные ситуации

Организация занятий по шашкам

Шашечная игра многообразна и не так проста, как кажется на первый взгляд. Шашки имеют свои особенности, и сложность в руководстве боем состоит в том, что все шашки, воины – близнецы. Занятия по шашкам планируется проводить по принципу от простого объяснения к более сложному. Познавательный материал излагается в виде сказок. Занятия проводятся комбинированным способом, чередуя элементы теоретической и практической новизны с игровыми и соревновательными навыками, а также с воспитательными мероприятиями. В процессе занятий шашками дети получают целый комплекс полезных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и жизни. При проведении занятий следует ориентироваться на наиболее активных детей, однако надо стремиться к тому, чтобы основная масса занимающихся также усваивала данный материал. В конце учебного года рекомендуется проводить итоговые занятия, на которых рассматриваются достижения каждого ребенка, вручаются дипломы.

Условием нашего кружка выступает организация взаимосвязанной научной, нравственной, эстетической, физической, интеллектуальной и практической деятельности педагогов, родителей и детей старшего дошкольного возраста.

Участники:

Воспитатели, дети, родители.

Социальные связи с другими организациями:

  1. Работа по преемственности со школой, куда поступают выпускники детского сада

Этапы проекта:

1 этап. Подготовительный этап (сентябрь-ноябрь. 2016 г.)

  1. Консультация для родителей «Игровое шашечное пространство для детей подготовительной группы»;
  2. Подготовка группы к работе с детьми в шашечном кружке;
  3. Оснащение демонстрационными и раздаточными материалами шашечный кружок;
  4. Заказ и оформление стенда для шашечного кружка;
  5. Оформление шашечного уголка для детей в групповых комнатах;
  6. Планирование и составление сценариев развлечений, спортивных соревнований;
  7. Совместно с детьми и родителями изготовление шашечных игр для выставки

2 этап. Реализация проекта (сентябрь 2016 по ноябрь 2018 г)

Тематическое планирование. 1 год обучения 2016–2017 гг.
(старшая группа)

№ занятий

Кружковые занятия

Сроки

Ответственный

Занятие. История шашек.

15 сентября

(воспитатели)

Занятие. Сказка начинается… (общие понятия о шашках)

22 сентября

Занятие. Шашечная доска и шашки. Шашечные дороги.

29 сентября

Занятие. Шашечные поля.

6 октября

Занятие. Диагональ

13 октября

Занятие. Как ходят шашки

20 октября

Практическое закрепление материала

27 октября

Занятие. Основные правила шашечной игры

3 ноября

Занятие. Разные виды ничьей партии

10 ноября

Занятие. Как начинать партию?

17 ноября

. Практическое закрепление материала

24 ноября

Занятие. Знакомство с таблицей шашечного турнира.

1 декабря

. Занятие. Делаем наилучшие ходы

8 декабря

Занятие. Простые комбинации

15 декабря

Занятие. Основы позиционной игры

22 декабря

Практическое закрепление материала

29 декабря

Занятие. Комбинационные приемы

12 января

Занятие. Связывание

19 января

Практическое закрепление материала

26 января

Занятие. Использование дополнительного темпа.

2 февраля

Занятие. Размен

9 февраля

Практическое закрепление материала

16 февраля

Занятие. «Шлагбаум».

2 марта

Занятие. Достижение выгодной оппозиции.

9 марта

Занятие. Треугольник Петрова.

16 марта

Занятие. Подготовка к соревнованиям

23 марта

Практическое закрепление материала

30 марта

Занятие. Растяжка и оттяжка.

6 апреля

Эффективность и красота комбинаций.

13 апреля

Соревнования между игроками, шашечные встречи, досуги, шашечные турниры

20 апреля

27 апреля

Соревнование по шашкам в МКДОУ между детскими садами «Солнышко», «Сказка», «Теремок»

май

Практическая часть. Дидактические игры, адаптированные к кружку.

Использовать информационно-коммуникативные технологии в процессе работы в приобщении детей к играм в шашки.

Применение компьютерной техники позволяет разнообразить образовательную деятельность, делает ее нетрадиционной, яркой, насыщенной, способствует использованию разных способов подачи нового материала.

Использовать адаптированные классические дидактические игры к кружку «Умные шашки» для достижения цели.

  • 1. Игра «Собери пазлы». Дети должны собрать произвольно разрезанную шахматную доску.
  • 2. Игра «Пятый лишний». На карточках шахматные фигуры, пешки, фишки и т.д. Найти лишнюю фигуру.
  • 3. Игра «Учимся считать». На шашечной таблице, (на белых клетках нарисованы числа по шашечным фишкам, а на черных клетках надо положить цифры, которые соответствуют числу фишек. Вариант: дать команду на пространственную ориентировку.
  • 4. Игра «Смотрите внимательно». На произвольном отрывке шашечной доски расположить фишки произвольно. Дать посмотреть внимательно, а затем на своих карточках дети должны расставить фишки по памяти.
  • 5. Игра «Зеркало». Дети должны выложить фишки в зеркальном отображении.
  • 6. Игра «Что изменилось?». На доске 5-6 фигур. Убрать фигуру, добавить или изменить местоположение.
  • 7. Игра «Правильно-неправильно». На доске распложены фигуры в исходной позиции. Какие занимают свой «домик», а какие «заблудились»?
  • 8. Игра «Узнай по описанию». Описывается фигура, дети угадывают.

И многие другие, не менее любимые детьми игры

Организационно-педагогическая работа с детьми в ДОУ:

  1. Проведение отборочных туров (декабрь).
  2. Развлечение «Шашечный бал» (январь 2018 г.).
  3. Участие детей во внутрисадовской спартакиаде по шашкам (май 2018 г.).
  4. Совместно с родителями продуктивная деятельность детей по теме: «Шашечные забавы» (февраль 2018 г.).
  5. Организация сюжетно-ролевых, дидактических, настольно-печатных, словесных, подвижных игр с применением шашечной терминологии.

3 этап. Обобщающий этап. Ноябрь 2018 г.

  1. Выставка детских работ по теме «Мир шашек глазами детей»
  2. Фоторепортажи с мероприятий.
  3. Подготовка методических рекомендаций с описанием технологий разработки занятий направленных на развитие интеллектуально-познавательного мышления дошкольников.
  4. Создание профессионально-развивающей среды в МКДОУ.

Мониторинг уровня умений дошкольников играть в шашки.

Диагностика сформированности умения детей играть в шашки

(Давыдова Т.Г.,Атаян Г.М. Обучение детей игре в шашки. — Справочник старшего воспитателя. № 8\август 2011)

Методика проведения диагностики:

Диагностика сформированности умения детей играть в шашки предусматривает вопросы к ребенку, наблюдение за его игрой с педагогом, сверстниками, а также беседы с родителями о том, как дошкольник играет в шашки дома.

Пояснения к пунктам таблицы:

1. Ребенку предлагается расставить шашки в количестве 24 штук двух цветов для дальнейшей игры.

2. Педагог спрашивает у ребенка, кто начинает игру и почему? Как определить, кто играет белыми шашками?

3. Педагог предлагает ребенку начать игру, наблюдая за тем, как он делает ходы.

4. В игре педагог создает ситуацию, при которой ребенок имеет возможность бить шашки соперника как по одной, так и несколько.

5. Педагог предлагает разыграть диаграммы в соответствии с определенным условием.

6. Проверка понимания игроком преимущества дамки перед обычной шашкой проходит непосредственно во время игры.

7. Проверку целесообразно проводить в игре как со взрослыми, так и со сверстниками.

8. Если ребенок оставляет партию незаконченной, педагог должен попытаться выяснить причину. Нежелание проиграть партию, обида на соперника, отставание в счете битых у соперника шашек расценивается как низкий уровень развития игровой мотивации.

Критерии оценки результатов:

Высокий уровень – ребенок самостоятельно и правильно справился с заданием;

Средний уровень– для правильного выполнения задания ребенку требуется несколько самостоятельных попыток или подсказка педагога;

Низкий уровень – ребенок не выполнил задание даже после подсказки педагога.

Краткий список терминов игры шашки

Простая — обычная шашка (не дамка)

Бортовые — шашки, занимающие бортовые поля шашечной доски

Дамочные – поля, находящиеся в последних горизонтальных рядах шашечной доски

Дамка – шашка, достигшая дамочных полей

Ход — передвижение шашки с одною поля на другое

Тихий ход или темп — простое перемещение шашки

Ударный ход, удар или бой — ход, сопровождающийся взятием шашки или шашек противника

Поддача — преднамеренная постановка шашки под удар

Дебют — первая стадия партии вовремя которой соперники стремится наилучшим образом развить свои силы и создать предпосылки для следующие операций

Миттельшпиль — серединная часть партии (после 7 – 12 ходов), в которую переходит ее дебютная часть

Эндшпиль – заключительная часть партии, в которую переходит миттельшпиль, когда у соперников остается не более чем по шесть шашек (иди позиция смолам числом шашек)

Приложение 1

Объявление для родителей

Уважаемые родители!

В нашем детском саду начинает работу кружок «Умные шашки».

Цель работы кружка:

1. Раскрытие интеллектуального и волевого потенциала личности воспитанников.

2. Организация досуга и развитие творческого потенциала через игру в шашки.

3. Помочь ребенку ощутить атмосферу риска, учить его видеть допущенные ошибки. Прогнозировать результаты своих действий и чувствовать себя в безопасности, выступая на равных со взрослым соперникам и со сверстниками.

4. Помочь ребенку осознать, что и в реальной жизни есть определенные правила, которые мы должны соблюдать, нравиться нам это или нет. Любое наше действие может иметь определенные последствия.

Задачи программы:

Образовательные:

— обучить технике игры в шашки;

— ознакомить детей с теорией шашечной игры.

Развивающие:

— активизировать мыслительную деятельность дошкольников: тренировать логическое и стратегическое мышление, память и наблюдательность;

— развивать умственные способности: умение производить расчеты на несколько ходов вперед, образное и аналитическое мышление; учить ориентироваться на плоскости.

Воспитательные:

— воспитывать отношение к шашкам как к серьезным и полезным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;

— воспитывать настойчивость, целеустремленность, уверенность и волю к победе;

— выработать у воспитанников умение применять полученные знания на практике.

Используемая литература

  1. Абаулин В.И. Начала в шашечной партии. – М.: Физкультура и спорт, 1965. – 72 с.
  2. Барский Ю.П., Герцензон Б.П. Приключения на шашечной доске. – Л.: Ленинздат, 1969. – 128 с.
  3. Василевский Р.Г. Учимся играть в шашки. – Киев: Здоров’ я, 1985. – 88 с.
  4. Волчек А.А. Шашечный практикум. – Минск: Харвест, 2004. – 288 с.
  5. Герцензон Б., Напреенков А. Шашки – это интересно. – СПб.: Литера, 1992. – 250 с.
  6. Городецкий В.Б. Книга о шашках. – М.: Физкультура и спорт, 1990. – 320 с.
  7. Кулинчихин А.И. История развития русских шашек. – М.: Физкультура и спорт, 1982.
  8. Литвинович В.С., Негра Н.Н. Курс шашечных дебютов. – Минск: Полымя, 1985. – 256 с.
  9. Погрибной В.К. Шашки. Сборник комбинаций. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 160 с.
  10. Рамм Л.М. Курс шашечных начал. – М.: Физкультура и спорт, 1953. – 348 с.
  11. Сидлин А.М. Как научиться играть в шашки. – М.: Физкультура и спорт, 1951. – 187 с.
  12. Сидлин А.М. Первые уроки шашечной игры. – М.: Физкультура и туризм, 1937.
  13. В.К.Погрибной, В.Я.Юзюк. Шашки для детей. Изд. 2-е, перераб. И доп. – Ростов н/д: Феникс, 2010. – 137 с.
  14. Голиков А.И. Развитие математического мышления средствами динамических игр преследования. – Новосибирск: Наука, 2002.
  15. Костров В.В., Рожков П.П. Тысяча шахматных задач. Архангельск, изд. «Правда Севера», 2012.
  16. Москалев В.А. Шахматная тетрадь для дошкольников: рисуем ходы, осваиваем правила игры. Изд. 2-е. Ростов н/Д: Феникс, 2012
  17. Петрушина Н.М. Шахматный учебник для детей. – Изд 12-е. Ростов н/Д: Феникс, 2012
  18. Погрибной В.К. Шашки для детей. – Изд.4-е. Ростов н/Д: Феникс, 2013.
  19. Журнал «Справочник старшего воспитателя», май 2012. Статья Васиной Е.В. Использование мультимедийных презентаций в процессе ознакомления детей с противопожарными правилами.
  20. Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: учебник для начальной школы, первый год обучения. В 2-х частях. Часть 2. – 4-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2012.
  21. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дош-кольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384).

Правила игры в шашки

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *