История

Государственной религией в Картли христианство стало в 4 веке. Это знаменательное явление в грузинской истории связано с равноапостольной св. Нино, просветительницей Грузии, с св. царём Мирианом и св. царицей Наной.

Родом из Каппадокии, близкая родственница св. Георгия, св. Нино в Картли из Иерусалима, во исполнение воли св. Богородицы, после св. апостолов ещё раз проповедовала и укрепила христианство в этом краю. Благодатью и силой св. Нино, христианство приняли царь Мириан и царица Нана.

По просьбе царя Мириана, византийский император Константин Великий, для крещения царя, его семьи и народа, прислал духовных лиц, под руководством епископа Иоанна. До приезда духовных лиц, в Мцхета, там где покоился хитон Господен, началось строительство церкви. Это место есть и всегда будет центром духовной жизни грузинской нации. Здесь находится кафедральный храм в честь 12 апостолов-Светицховели.

После официального принятия христианства, император св. Константин и св. Елена прислали в Грузию часть Животворящего креста и доску, на которой во время распятия стоял Господь, также и икону Спасителя.

Одним из мифов о появлении христианства в Грузии является фальсификация и неверное толкование историка 5-го века. Согласно ошибочному мнению: «Грузинская церковь приход в царство духовных лиц и крещение страны датирует 326 годом. Эту дату указывает историк 5-го века Созимон Саламанский, автор хроники „Церковная история“, где упоминается, что первое посещение христианства в Грузии было сразу после окончания 1-го Вселенского Собора, в лице паломников (325 г.).»

Что касается Западной Грузии, здесь распространение христианства и существование церкви в 1-й половине 13 века бесспорно, что подтверждается существованием церковной власти ЛАШАРЕЛА: Грузинская церковь в IV—XII веках

В то время как в Картли и в Византии победило диофизитство, армянская церковь приняла монофизитство. Между картлийской и армянской церквами обострились отношения. Армянская церковь обвиняла грузинскую церковь в измене «истинной вере отцов», за предоставление убежища паломнику Иоанну, который привез с собой священный гвоздь и часть священного креста и направлявшемуся в земли славян для проповеди христианства, и просветительницей Нино. Он же причастил святую Нино перед смертью в Бодбе. Царь Вахтанг стал готовиться к восстанию против иранцев, но перед тем как начать восстание, он собирался навести порядок в стране и упрочить царскую власть. Сложившееся тяжелое положение в Картли (политическая экспансия Ирана, попытка распространения огнепоклонства в Картли шахом Ирана, борьба дидазнауров против усиления царской власти) сказалось и на церкви. Поэтому царь Вахтанг провел реорганизацию церкви и сместил недостойных епископов со своих постов, назначив на их места своих сторонников. Это и послужило главной причиной конфликта между царем и архиепископом Микаэлом, которого возмутил поступок царя. К тому же Микаэл получил известие, что царь хочет назначить Петракатоликосом. Царь самолично явился к Микаэлу, чтобы урегулировать конфликт, но архиепископ нанес ему физическое оскорбление. Разгневанный Вахтанг отослал архиепископа в Византию, сместив его с должности за недостойный духовному лицу поступок.

В 1213 году (по некоторым данным в 1207 или 1210 г.) на грузинский царский престол вступил сын царицы Тамар Георгий IV. У Георгия было и другое имя — Лаша, поэтому в историю он вошел под двумя именами: Георгий Лаша. После смерти Тамар и с приходом к власти молодого царя вассальные страны стали выходить из повиновения Грузии. Первой о своем отказе от уплаты дани заявила Гандза. Необходимо было как можно быстрее подчинить её вновь, дабы другие вассальные страны не последовали её примеру. По решению амирспасалара Иванэ Мхаргрдзели грузинское войско осадило Гандзу. Однако осада затянулась, а Георгий Лаша, по-видимому, спешил и перешел к активным военным операциям. Вместе с 4 тысячами воинов царь решил пойти в обход города. Увидев, что Георгий Лаша с малочисленным войском отделился от основных сил, гандзинцы открыли городские ворота и напали на грузин. Однако царь не дрогнул перед многочисленным врагом. Разгорелась ожесточенная борьба. Вскоре к царскому войску присоединилась и основная часть. Гандзинцы отступили назад и вновь заперлись в городе. После боя Иванэ Мхаргрдзели упрекнул царя в поспешных и самовольных действиях. Осада города продолжалась. Гандзинский атабаг вынужден был вновь подчиниться грузинскому царю и попрежнему платить ему дань. Инцидент у Гандзы был первым проявлением противоречий между царем и дидебулами. Позднее эти противоречия ещё более углубились. Дело в том, что Георгий Лаша, как видно, был довольно свободной личностью. Его убеждения и стремления в определенной мере были неприемлемыми для современного ему общества. К тому же, царь, подобно своему славному предку Давиду Агмашенебели, собирался править единолично и с интересами дидебулов не особенно считался. Георгий Лаша окружил себя сверстниками риндами. Среди ученых нет единого мнения о том, кем были ринды и чем они занимались. Само слово «ринди» по-персидски означает пьяницу, буяна. Однако, упомянутые летописцем ринды, вероятно, являлись представителями одного из распространенных на Востоке религиозно философских течений. Дидебулы грубо вмешивались в личную жизнь царя. Когда Георгий IV привел в жены женщину низкого происхождения и притом замужнюю, он тем самым нарушил вековую традицию: цари единой Грузии приводили в жены представительниц царского рода из соседних государств. У царя родился сын Давид от любимой женщины, но как незаконный наследник он никогда бы не смог занять царский престол. Спустя несколько лет, дидебулы и духовные лица разлучили царя с этой женщиной и вернули её мужу. Георгий Лаша до конца жизни остался верен своей любви и не женился вообще. Противоречия внутри царского двора, естественно, отражались и на общем положении страны. Тем не менее Грузия оставалась одной из сильных государств на Ближнем Востоке. В 1217 году начался пятый крестовый поход и продлился 4 года. Крестоносцы, навязавшие христианскую веру, с надеждой взирали на Грузию и ждали от неё помощи согласно договорённости во время похода. Грузины серьезно готовились принять участие в этом походе, но прикрывшись появлением монголов у границ Грузия предала крестоносцев и не стала принимать участие и помогать им.

Ссылки

  • Официальный сайт Грузинского Патриархата
  • Апостольская администратура Кавказа (англ.)
Грузины
Культура Литература • Музыка • Кухня • Театр • Архитектура • Костюм • Имена • Алфавит
Грузинский язык Сванский язык • Пракартвельский язык • Лазский язык
Этнографические группы Аджарцы • Гурийцы • Джавахи • Имеретинцы • Ингилойцы • Картлийцы • Кахетинцы • Лечхумцы • Месхетинцы • Мегрелы • Мохевцы • Мтиулы • Пшавы • Рачинцы • Сваны • Тушинцы • Ферейданцы • Хевсуры • Чвенебури
Грузинская диаспора Россия • Азербайджан • Украина • Иран • Абхазия • Южная Осетия • Узбекистан
Другое История
Грузия в темах

Герб • Флаг • Гимн • Государственный строй • Конституция • Парламент • Административное деление • География • Города • Столица • Население • Языки • История • Экономика • Валюта • Культура • Религия • Кинематограф • Литература • Музыка • Праздники • Спорт • Образование • Наука • Транспорт • Туризм • Почта (история и марки) • Интернет • Вооружённые силы • Внешняя политика
Портал «Грузия»

Страны Азии: Христианство

Азербайджан¹ • Армения • Афганистан • Бангладеш • Бахрейн • Бруней • Бутан • Восточный Тимор • Вьетнам • Грузия¹ • Египет² • Израиль • Индия • Индонезия³ • Иордания • Ирак • Иран • Йемен² • Казахстан4 • Камбоджа • Катар • Кипр • Киргизия • КНДР • КНР • Республика Корея • Кувейт • Лаос • Ливан • Малайзия • Мальдивы • Монголия • Мьянма • Непал • ОАЭ • Оман • Пакистан • Россия4 • Саудовская Аравия • Сингапур • Сирия • Таджикистан • Таиланд • Туркмения • Турция4 • Узбекистан • Филиппины • Шри-Ланка • Япония

Зависимые территории Непризнанные и частично признанные государства

¹ Частично в Европе или полностью в Азии, в зависимости от проведённой границы. ² Также в Африке. ³ Также в Океании. 4 Также в Европе.

Календарь грузинских святых

СЕНТЯБРЬ

4 Симеон Гареджели, прп., игумен Давид-Гареджийской лавры, + 1773
8 Иоанн (Майсурадзе), + 1957, и Иоанн-Георгий (Мхеидзе), + 1962, Бетанийские прпп.
12 Георгий Чкондидели, свт., еп. Чкондидский, мцигнобартухуцеси, + 1118
Досифей Тбилели, сщмч., митр. Тбилисский, + 1795
13 Кетеван, вмц., царица Кахетинская, + 1624
15 Иосиф Алавердели, свт., еп. Алавердский, + 570
16 Исаак и Иосиф, братья, мчч., + 808
18 Бидзина Чолокашвили и братья, Ксанские эриставы Шалва и Элизбар, мчч.,+ 1661
25 Арсений I Великий, свт., католикос Мцхетский (Картлийский), + 887
29 Онуфрий (Онисифор) Гареджели, прп., +1786

ОКТЯБРЬ

1 Светицховлоба: воспоминание о принесении в Грузию Хитона Господня, празднование Столпа Животворящего, Крещения Грузии и воздвижения патриаршего кафедрального собора Светицховели
Абиатар (Авиафар), прп. и Сидония, прав., IV в.
Мириан, св. груз. царь (265-342), крестивший Грузию, и его супруга св. царица Нана
Мелхиседек I, свт. , католикос-патриарх Грузии, + 1033
2 Давид и Константин, князья Аргветские, великомученики, + 740
4 Евдемон I (Диасамидзе), сщмч., католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский), + 1642
5 Григорий Ханцтели (Хандзтийский), прп., основатель Кларджетской пустыни и мон-рей Хандзта и Шатберди, + 861
Собор Кларджетских святителей, мучеников и преподобных отцов и жен, учеников и сподвижников прп. Григория Ханцтели (Хандзтийского), VIII-IX вв.: Амона (прп.), Андрей (прп.), Анастасия (прп.), Арсений (прп.), другой Арсений (прп.), Василий III Кларджетский, Гавриил (прп.), Георгий Зарзмский (Зарзмели), Георгий Мерчуле (прп.), Георгий Опизели (прп., 3-й настоятель мон-ря Опиза), Григорий Шатбердели (прп.), Давид (прп.), Димитрий (прп.), Епифаний Чудотворец (прп., настоятель мон-ря Хандзта), Езра (прп.), Захария (прп.), Захария Анчели (свт., еп. Анчийский, чудотворец), Зинон (прп.), Иаков (прп.), Иларион (свт., католикос Картли (Мцхетский)), Иларион Парехели (прп.), Иларион Убисели (прп.), Иоанн (мч.), Иоанн (прп.), Макарий (свт.), Макарий Опизели (прп.), Маркел (Маркелаос) (прп.), Матой (прп.), Михаил Зарзмели (прп.), Михаил Парехели (прп.), Нерсе Ишхнели (прп.), Павел (прп.), Петр (прп.), Савва Ишхнели (свт., еп. Ишханский), Самуил (прп.), Софроний Шатбердели (прп., возобновитель мон-ря Шатберди), Стефан Мтбевари (свт., еп. Тбетский), Теместия (Феместия) (прп.), Феврония (прп.), Феодор (прп.), Феодор Недзвели (прп.), Хведиос (Хведий) (прп.), Христофор (прп.), Шио (прп.)
7 Иосиф Мохеве (Хевский), прп., + 1763
13 Антоний Чкондидели, свт., митр. Чкондидский,+ 1815 г., и его ученик Иаков Чкондидели, иером., прп.
16 Зенон Икалтоели (Икалтойский), прп., один из Сирийских отцов, основателей монашества в Грузии, VI в.
17 Иосиф Чудотворец, свт., католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский), + 1764/70
19 Николай Двали, мч., пострадавший в Иерусалиме + 1314
26 Александр (Окропиридзе), свт, еп. Гурийско-Мингрельский, 1907
28 Неофит Урбнели, еп. Урбнисский, свт. VII в.
29 Серапион Зарзмели, прп., + 900
30 Иоатам (Иотам) (Зедгенидзе, Зидгинидзе), мч., + 1465
31 Собор Тбилисских мучеников (100 тыс.), + 1227/1240

НОЯБРЬ

3 Николай Мнатоби, прп., +1308
4 Иоанн, Стефан и Исаия Грузины (Иерусалимские), прп., + 846
10 Колесование вмч. Георгия Победоносца, + 303
Константи-Кахи, кн., вмч., + 852
17 Гоброн-Михаил и 133 воина, пострадавшие с ним, + 914 г.
19 Иларион Грузин (Картвели), прп., + 875 г.
23 Григорий (Перадзе), сщмч. архим., теолог, + 1942 г.
29 Авив Некресели (Некресский), прп., один из Сирийских отцов, основателей монашества в Грузии, VI в.
30 Вахтанг Горгасали, св. царь Картли, +502
Петр I, свт., 1-й католикос Картли (Мцхетский), V в.
Самуил I, свт. католикос Картли (Мцхетский), V в.

ДЕКАБРЬ

2 Иессей (Иесе) Цилкнели, свт., еп. Цилканский, один из Сирийских отцов, основателей монашества в Грузии, VI в.
10 Вахтанг III Тавдадебули (Самопожертвователь) царь-мч., + 1302/08
11 Собор святых ГПЦ
12 Иоанн Зедазнели, прпмч., IX в.
19 Георгий и Савва Хахулели (Хахульские), братья, прпп., сер. ХI в.
21 Макарий Хахулели (Постник), прп., настоятель мон-ря Хахули, XI в.
27 Стефан Хирсели (Хирсский), один из Сирийских отцов, основателей монашества в Грузии, прп., VI в.
31 Сабиана, прп., игумения, воспитательница вмч. Георгия и его сестры Феклы

ЯНВАРЬ

2 Георгий Ивериели, мч. + 1770/1777
3 Иоанн Чкондидели, архиеп. Чкондидский, + XI в.
Евфимий Такаишвили, прав., историк + 1953
4 Шио Мгвимели и его ученики и сподвижники Евагрий Шиомгвимский и Илия Диакон, прпп., VI в.
8 Або Тбилели, мч., VIII в.
14 Нина, св. равноап., Просветительница Грузии, + 335
15 Саломея Уджармская и Перожавра Сивнийская, прав., IV в.
18 Алексий (Шушания), прп., иером. + 1923
Ефрем Мцире (Малый, Философ), прп., игум. Кастанского мон-ря, богослов, филолог, ХI в.
19 Антоний Марткопели (Марткопский), прп., столпник, один из Сирийских отцов, сер. VI в.
20 Евфимий (Кереселидзе), исп., игум., (в святцах РПЦ — 19 янв.), + 1944
25 Гавриил (Кикодзе), свт., еп. Имеретинский, + 1896
26 Давид (III) IV Строитель (Возобновитель, Агмашенебели), св. царь единой Грузии, + 1125
29 Ашот Куропалат, св. царь, + 829
31 Тамара (Тамар), св. царица единой Грузии, + 1213

ФЕВРАЛЬ

4 Евагрий Мгвимели (Шиомгвимский, Цихедидский), прп., VI в.
6 Арсений Икалтоели (Икалтойский; Калипосский), прп., переводчик, писатель, философ, поэт, + 1127
7 Соломон II, св., последний царь Имерети, + 1815
10 Иоанн (Чимчимели. Философ), прп., ХIII в.
12 Собор Иерусалимских груз. преподобных отцов и жен, подвизавшихся в IV-XVIII вв. В числе их:
Прохор Грузин (Георгий Шавтели), прп., XI в.
Лука Иерусалимский (Абашидзе), прп., + 1273/77
Николай, Двали. мч., + 1314
14 Иларион Грузин (Картвели; Афонский; Святогорец, Новый) (Канчавели), прп., иеросхимон., афонский старец, + 1864
17 Феодор (Тевдоре) Аджарский (Ачарели), сщмч., замученный османами на Афоне, XVIII-нач.XIX вв.
18 Николай VIII (Багратиони), свт. католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский), + 1589/91
19 Лазские первомученики: Максим, Феодот, Евсухий (Исихий), мц. .Асклепиодота, 41 (в святках РПЦ – 305-311)
22 Колайские мученики, 9 братьев (VI в.): Адарнасе, Бакар, Бардзим, Гурам, Дачи, Джуаншер, Парсман, Рамаз,

МАРТ

3 Иоанн IV (Окропири), свт., католикос-патриарх всей Грузии, + 1001
Мученики, пострадавшие в Команах в Абхазии: Евтропий, Клеоник и Василиск , + 308
6 Досифей (Церетели), сщмч. ГПЦ, местоблюст. Западногруз. (Абхазского) Католикосата, митр. Кутаисский, + 1821
10 Иоанн Хахулели (Хахульский), Окропири (Златоуст), прп., X–XI вв.
12 Димитрий II Самопожертвователь (Тавдадебули), св. царь-мч. единой Грузии + 1289
16 Амвросий (Хелая), исп., Католикос-Патриарх Грузии, + 1927
ли лезгин прпп. Антоний Месх и Пимен Салос (Блаженный), XIII в.
17 Гавриил Мцире, иером. прп., + 1802
28 Иоанн Манглели (Саакадзе), свт., еп. Манглисский, + 1751

АПРЕЛЬ

1 Евлогий Пророк (Салос, Блаженный), блж., ясновидец и Иоанн Шавтели, прп., XII -XIII вв.
2 Георгий Мацкверели (Шуартклели), свт., еп. Ацкурский, IX-X вв.
10 Квабтахевские мученики, отцы и жены + 1386 г.
14 Димитрий Кипиани, мч., культурный и общественный деятель Грузии, + 1887
15 Сухий вмч. и 16 воинов с ним (т. наз. Месукевийские мученики) († 100/130): Андрей (Андриа), Анастасий, Виктор, Доментиан, Зосима, Иаков, Ивхирион, Иордан, Кондрат, Лукиан, Мимненос, Нерангий, Полиевкт, Фалалей (Талале), Феодорит, Фока.
17 Ефрем Великий (Мацкверели), свт., еп. Ацкурский ГПЦ, IX в.
18 Василий Ратишвили, прп. XIII в.
21 Евфимий (Шервашидзе), сщмч., митр. Гелатский Абхазского Католикосата, +1822
29 Лазские (Папатские, Дудикватские) 300 мчч., пострадавшие в Дудикети и Папати (Турция), XVII – XVIII вв.

МАЙ

1 Тамара, св. царица единой Грузии, +1213
Зосим II Кумурдоели (Кумурдойский), свт., архиеп. Кумурдойский, гимнограф, + 1528
3 Мамай, свт., католикос Картли, + 744
Арсений и Михаил Улумбоели (Улумбойские), прпп., IX в.
7 Иоанн Зедазнели (Зедазнийский), основатель монашества в Грузии, и его ученик Илия Диакон, прпп., VI-VII вв.
Собор Сирийских отцов (VI-VII вв.), основателей монашества в Грузии, последователей прп. Иоанна Зедазнели (Зедазнийского): Авив Некресели (Некресский) (прп.), Антоний Марткопский (прп.), Давид Гареджели (прп.) и его ученик Лукиан Гареджели (прп.), Зенон Икалтоели (Икалтойский) (прп.), Иессей (Иесе) Цилкнели (еп. Цилканский) (свт.), Иосиф Алавердели (еп. Алавердский) (свт.), Исидор Самтавнели (Самтависский) (прп.), Михаил Улумбоели (Улумбойский) (прп.), Пирр (Пирос) Бретели (Бретский) (прп.), Стефан Хирсели (Хирсский) (прп.), Фаддей (Тадеоз, Тата) Степанцминдели (Самебели) (Степанацминдский, Самебский) (прп.), Шио Мгвимели (Мгвимский) (прп.).
9 Шио Мгвимели (Мгвимский), один из 12 Сирийских отцов, и его ученик Евагрий Шиомгвимский (Цихедидский), прпп., VI в.
10 Христофор Призванный (Цодебули), блж., + 1771
13 Евфимий Святогорец (Мтацмидели, Ивер, Афонский, Новый), прп., настоятель груз. Иверского мон-ря на Афоне,переводчик богослужебных и святоотеческих книг, + 1028
Георгий Святогорец (Мтацмидели; Ивер; Афонский), прп., настоятель груз. Иверского мон-ря на Афоне, дух. писатель, филолог, + 1065
Иверские преподобномученики, пострадавшие на Афоне от латинян, + 1275/ 76 или 1280
15 Пирр (Пирос) Бретели (Бретский) (прп.), один из Сирийских отцов, сонователей монашества в Грузии, VI в.
18 Давид и Тиричан, отроки-мчч., и мать их Тагинесия (Фагинесия), + 693
19 Нина, св. равноап., Просветительница Грузии (день прихода ее в Грузию), + 335
20 Завулон и Сосанна, прпп., Каппадокийские, родители св. равноап. Нины, просветительницы Грузии, III — нач. IV в.
Празднование Манглисского Креста
22 Василиск, мч., пострадавший в Команах в Абхазии, + 308
23 Мириан, св. груз. царь (265-342), крестивший Грузию, и его супруга св. царица Нана
Дамиан-Димитрий, прп., царь объединенной Грузии Димитрий I, гимнограф (в монашестве Дамиан), +1157
27 Михаил Парехели, прп., один из Сирийских отцов, основателей монашества в Грузии, VI в.
Василий Багратисдзе, сын царя Грузии Баграта III, прп., церк. писатель, XI

ИЮНЬ

1 Шио Новый, Давид Мцире (Малый), Гавриил и Павел Гареджели (Гареджийские), мчч., + 1696-1700
2 Стефан Пиперский, прп., 1697
5 Празднование Мцхетского Джвари
8 Феодор (Тевдоре) Квелтский (Квелтели), сщмч., + 1609

9 Иоанн Шавтели, прп., XIII в.
12 Исидор Самтавнели (Самтависский), прп., один из Сирийских отцов, основателей монашества в Грузии, VI в.
Иоанн-Торникий (Чордванели; Иоанн Мтацмидели), прп., один из основателей груз. Иверского монастыря на Афоне, Х в.
13 Анфим Иверийский (Антимоз Ивериели), свт., митр. Угро-Влахийский, +1716
16 Собор груз. афонских преподобных
Кайхосро Картвели (Грузин) (Чолокашвили), сщмч., + 1612
17 Шалва Ахалцихский, мч., + 1227
18 Михаил Улумбоели (Улумбойский), прп., VI в.
21 Арчил, св. царь-мч., + 744 или 761
Луарсаб II, св. царь-мч. Кахети, † 1622
27 Георгий Святогорец (Мтацмидели, Афонский, Ивер), прп., настоятель груз. Иверского мон-ря на Афоне, духовный писатель, переводчик, + 1065
Лука Иерусалимский (Абашидзе), прп., + 1273/77
Кирион III (Садзаглишвили), свт.-мч., Католикос-Патриарх всей Грузии, историк, писатель, + 1921
30 Динар, св. царица Грузии, X в.

ИЮЛЬ

2 Празднование в честь Ризы Пресв. Богородицы
3 Георгий Затворник (Отшельник, Богоносец), прп., + 1068
8 Мирдат III, св. царь-мч. Картли, + 379
12 Гавриил Мтацмидели (Святогорец, Афонский, Ивер), прп., афонский старец, с чьим именем связана история обретения Иверской иконы Пресв. Богородицы, X в.
Иоанн Мтацмидели (Святогорец, Афонский, Ивер), прп., один из основателей и настоятель груз. Иверского мон-ря на Афоне, + ок. 1005/6

18 Козма (Косьма), прп., иером., мцигнобартухуцеси, + 1630
20 Саломе (Саломия) Грузинска, мц., 1272 г.
Илия Чавчавадзе (Праведный), прав., груз. поэт и обществ. деятель, борец за восстановление автокефалии ГПЦ, + 1907
24 Иларион Твалели, прп., XI в.
28 Георгий Строитель (Мтацмидели, Афонский), прп., настоятель груз. Иверского мон-ря на Афоне, + ок. 1029/30
29 Евстафий Мцхетели (Мцхетский), мч., + 589
30 Цотне Дадиани, эристав, мч., руководитель восстания против монгол, XIII в.,
31 Арсений Ниноцминдели (Ниноцминдский), свт., переводчик, каллиграф, + 1018

АВГУСТ

3 Ражден, первомученик ГПЦ, + 457
Собор Марабдинских воинов-мучеников (9 или 10 тыс.), погибших в битве против иран. шаха Аббаса II, среди них: епископы Руставский и Харчашнийский, полководец Теймураз Мухранбатони, знаменосцы — 9 братьев Херхеулидзе, их мать и сестра, 9 братьев Мачабели и 7 братьев Чолокашвили, +1625
8 Евфимий Многотрудный (Гареджели, Натлисмцемели; Мчеделашвили), прп., архим., настоятель Иоанно-Предтеченского мон-ря в Гареджи, гимнограф, + ок. 1804
12 Собор Давидгареджийских преподобномучеников: иером. Геронтий и Серапион, иеродиак. Отар и Симеон, мон. Виссарион и Герман, послешник Михаил Гареджели (Гареджийские), прмчч., убиенные племенами леков (лезгин), 1851
14 Собор новомучеников, пострадавших во время репрессий, среди них: священномученики митр. Кутаисско-Гаенатский Назарий (Лежава), священники Герман (Джаджанидзе) и Иерофей (Николадзе), архим. Симеон (Мчедлидзе), протодиак. Виссарион (Кухианидзе) (+1924).
16 Христофор Гуриели (Гурули), прп., XVI в.
17 Тбели Абусеридзе, прав., церк. деятель, гимнограф, агиограф, ХIII в.
18 Христодул Философ, прп., XII в.
21 Фаддей (Тадеоз, Тата) Степанцмидели, Самебели (Степанацминдский, Самебский), прп., один из Сирийских отцы, основателей монашества в Грузии, VI в.
Сармеан, свт., католикос Картли, + 779
24 Серапион Гареджели (Натлисмцемели), прп., + 1740
28 Шушаник, мц., + 475

Знамениты святые места в Грузии

Бодбийский монастырь

Старинный Бодбийский монастырь, расположившийся на расстоянии 2 км от городка Сигнахи в Кахетии, хранит в своих стенах мощи святой равноапостольной Нино – великой Просветительницы Грузии, проповеди которой привели к Христу всех жителей страны. Родившись в 280 году, на протяжении 35 лет проповедница занималась апостольским подвижничеством, а перед кончиной удалилась в миниатюрное местечко Бодбе, где и была похоронена. Спустя время над могилой Нино воздвигли храм Святого Георгия, рядом с которым и возник монастырский комплекс.

Мощи проповедницы хранятся в южном приделе храма. Ежегодно к ним приезжают тысячи паломников, стремящихся поклониться священным останкам и побывать на источнике Святой Нино, вода в котором считается целебной. Наряду с мощами, в монастыре содержится еще одна почитаемая святыня – мироточивая Иверская икона Божией Матери. В советский период в монастыре действовал госпиталь, и на образе до сих пор видны следы скальпеля, оставшиеся там как воспоминание о больничном прошлом сооружения.

Патриарший собор Светицховели

Храм Светицховели – один из важнейших духовных центров православных жителей Грузии. Кафедральный собор находится в городе Мцхета и относится к числу крупнейших исторических сооружений государства. Благодаря богатой и насыщенной истории, а также значимости для христианства он входит в почетный список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

История святыни уходит корнями в IV столетие, когда по совету равноапостольной Нино иберийский царь Мириан III построил первую в государстве деревянную церковь. Во второй половине V века на месте церквушки возвели каменную базилику, а уже в XI столетии сооружение сменил современный трехнефный храм, воздвигнутый под надзором архитектора Арсакидзе.

Согласно преданиям, под спудом собора хранится хитон Иисуса Христа, который привез в Грузию раввин Элеазар. Во время казни священнослужитель пребывал в Иерусалиме и был свидетелем жребия, метаемого об одежде Спасителя. На место захоронения хитона указывает Животворящий Столп, у которого в прежние времена совершалось множество чудес и исцелений.

Собираетесь в Грузию? Напишите на info@v-georgia.com — мы составим для вас оптимальный маршрут путешествия. Приезжайте, а мы постараемся сделать ваш отдых незабываемым! Получить бесплатную консультацию можно по телефонам:+7 (495) 268-07-72 или +995 555 566 540

Монастырь Самтавро

В месте слияния рек Арагви и Мтквари, на территории города Мцхета, высится величественный монастырский комплекс Самтавро, состоящий из монастыря Святой Нино и Самтавро-Преображенской церкви. Сооружение возведено в IV столетии по повелению царя Мириана, которого впоследствии захоронили в стенах храма. Несмотря на многократные разрушения и реставрации, комплекс сумел сохранить оригинальные орнаменты, которые не имеют аналогов в грузинской архитектуре.

Внутри строения содержится много интересных святынь:

  • икона Святой Нино, обладающая чудотворным действием;
  • мощи анахорета Шио Мгвимского и проповедника Абибоса Некресского;
  • икона Иверской Божьей Матери;
  • могила царицы Наны;
  • часть камня с места захоронения Нино в Бодбийском монастыре.

Собор Сиони

Храм Сиони в Тбилиси входит в число двух главных православных сооружений Грузии. Свое название сооружение получило в честь иерусалимской горы Сион, которая в Библии называется «жилищем Божиим». Собор возвышается на побережье Куры в историческом центре столицы. Датой его основания называют VI столетие, однако за минувшие годы храм не раз разрушался и вновь восстанавливался.

Самая ценная святыня Сиони – Крест святой Нино, который, по преданиям, проповедница получила от Богородицы перед посещением Грузии. Сплетенный из виноградной лозы, после смерти Нино он долго хранился в соборе Светицховели, затем путешествовал по армянским храмам, бывал в России, а в 1801 году снова вернулся в Грузию. Сегодня крест размещается в серебряном киоте рядом с северными воротами алтаря храма Сиони.

Монастырь Джвари

По совершенству и оригинальности архитектурных форм монастырь Джвари близ Мцхеты не имеет равных в Грузии. Будучи шедевром грузинского зодчества, храм первым в стране попал в список ЮНЕСКО. Здание высится на вершине горы, где, согласно древним летописям, святая Нино установила Животворящий крест Господень.

Строительство здания пришлось на VI столетие. Изначально это была небольшая церковь, которая сегодня лежит в руинах. В 604 году рядом с ней состоялось торжественное открытие более крупного сооружения, освященного в честь Воздвижения Креста. На его фасадах сохранились старинные рельефы с изображением ктиторов, а внутри содержится современный крест, в котором хранятся частицы того древнего креста, установленного Нино.

Другие грузинские святыни

Путешествуя по территории Грузии, в городах и небольших деревушках страны можно увидеть немало других церквей, соборов, монастырей, в которых содержатся по-настоящему почитаемые реликвии:

  • Монастырский комплекс Шемокмеди – сохраняет самую древнюю грузинскую икону, датируемую 886 годом. Образ Преображения Господня доставили в храм из Зарзмского монастыря в XVI столетии. С того времени икона собирает тысячи паломников и туристов, приезжающих отдохнуть в Западную Грузию.
  • Гелатский монастырь – почитается благодаря усыпальнице царя Давида Строителя. Считается, что под его основанием похоронена царица Тамара, хотя по другим данным, ее прах был позже перевезен в монастырь Святого Креста в Иерусалиме.
  • Собор Влахернской иконы Божьей Матери – в храме размещаются мощи святых Иоанна, Георгия и Марины, частица пояса и риза Богоматери, а также часть губки, из которой Спаситель испил уксус.
  • Монастырь Моцамета – в это святое место паломники едут ради поклонения мощам святых Константина и Давида, которые были замучены захватчиками-арабами.
  • Храм Метехи – является местом захоронения святого Або Тбилисского и святой Шушаники, первой в Грузии великомученицы, погибшей от руки своего супруга-огнепоклонника.

Монастырский комплекс Шемокмеди Шемокмеди Гелатский монастырь Собор Влахернской иконы Божьей Матери Монастырь Моцамета Храм Метехи Собираетесь в Грузию? Напишите на info@v-georgia.com — мы составим для вас оптимальный маршрут путешествия. Приезжайте, а мы постараемся сделать ваш отдых незабываемым! Получить бесплатную консультацию можно по телефонам:

Православие в Грузии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *