Исторический очерк

В 1794 году монахи Валаамского монастыря создали первую православную миссию в Америке, на Аляске. Один из них — иеромонах Ювеналий в 1795 году принял мученичество за Христа, другой — преподобный старец Герман (+ 1837) — более сорока лет успешно насаждал святую веру. В 1840 году была учреждена Камчатская, Курильская и Алеутская епархия на которую был хиротонисан апостол Америки святитель Иннокентий (Вениаминов) утвердивший веру среди многих аборигенов Аляски. В 1872 году кафедра новой Алеутской епархии переместилась в Сан-Франциско и ее миссия стала постепенно распространятся на весь континент, чему способствовали эмиграция православных в Северную Америку и возвращение к Православию униатов-эмигрантов. При святителе Тихоне, будущем патриархе-исповеднике, в 1905 году кафедра была перенесена в Нью-Йорк.

Местоблюститель Патриаршего Престола митрополит Пимен (Извеков) вручает Томос об автокефалии ПЦА епископу Феодосию (Лазору). Москва, 1970 г. Фото с сайта www.orthodoxhistory.org

В первые же годы после революции 1917 года контакты с епархией были чрезвычайно затруднены и она оказалсь вынужденной существовать самостоятельно, а в начале 1930-х годов оказалась в открытом разрыве со Священноначалием в Москве. В 1935-1946 годах было достигнуто соединение Американской епархии-митрополии с Русской Православной Церковью Заграницей, во время Второй мировой войны имело место сближение с Московским Патриархатом, но к 1947 году Американская митрополия вновь оказалась обособленной. Статус митрополии был урегулирован дарованием автокефалии от Русской Матери-Церкви и преобразованием в Православную Церковь в Америке по условиям Томоса от 10 апреля 1970 года.

Решение об автокефалии Американской Церкви вошло в противоречие с интересами других Поместных Церквей которые имели в своем ведении немало православных в Америке, учредив здесь параллельные епархии после 1917 года. Несогласие было усугублено иным видением канонических прав Русской Церкви в Америке, особенно со стороны Константинопольского Патриархата. Поэтому Американская автокефалия на 2011 год признана лишь пятью из 14 Поместных Церквей — Русской, Грузинской, Болгарской, Чехословацкой и Польской . Остальные же Церкви признают Церковь в Америке только как самоуправляемую часть Русской Православной Церкви, чей канонический статус и апостольское преемство при этом не оспариваются.

Предстоятели

  • Платон (Рождественский) (сентябрь 1923 — 20 апреля 1934)
    • Феофил (Пашковский) (20 апреля — 23 ноября 1934) местоблюститель, архиеп. Сан-Францисский
  • Феофил (Пашковский) (23 ноября 1934 — 27 июня 1950)
    • Леонтий (Туркевич) (27 июня — 5-8 декабря 1950) местоблюститель, архиеп. Чикагский
  • Леонтий (Туркевич) (5-8 декабря 1950 — 14 мая 1965)
    • Ириней (Бекиш) (14 мая — 23 сентября 1965) местоблюститель, архиеп. Бостонский
  • Ириней (Бекиш) (23 сентября 1965 — 25 октября 1977)
    • Сильвестр (Харунс) (15 мая 1974 — 25 октября 1977) в/у, архиеп. Монреальский
  • Феодосий (Лазор) (25 октября 1977 — 21 июля 2002)
  • Герман (Свайко) (22 июля 2002 — 4 сентября 2008)
    • Димитрий (Ройстер) (4 сентября — 12 ноября 2008) местоблюститель, архиеп. Далласский
  • Иона (Паффхаузен) (12 ноября 2008 — 7 июля 2012)
    • Нафанаил (Попп) (24 февраля — не позднее 3 мая 2011)
    • Нафанаил (Попп) (9 июля — 13 ноября 2012) местоблюститель, архиеп. Детройтский
      • Михаил (Дахулич) (9 июля — 13 ноября 2012) админ., еп. Нью-Йоркский
  • Тихон (Моллард) (с 13 ноября 2012)

Исторические титулы предстоятеля

  • архиепископ Сан-Францисковский, митрополит всея Америки и Канады (23 ноября 1934 — 1950)
  • архиепископ Нью-Йоркский, митрополит всея Америки и Канады (упом. 8 декабря 1950 — 1981)
  • архиепископ Вашингтонский, митрополит всея Америки и Канады (1981 — 30 апреля 2005)
  • архиепископ Вашингтонский и Нью-Йоркский, митрополит всея Америки и Канады (30 апреля 2005 — 1 июля 2009)
  • архиепископ Вашингтонский, митрополит всея Америки и Канады (с 1 июля 2009 — упом. 2012)

Использованные материалы

  • Официальный сайт Православной Церкви в Америке:
  • Eardwine, Theophilus, «Sobornost: Uniting Orthodoxy in America,» 19 февраля 2005:

Дословный перевод официального самоназвания Церкви — «Orthodox Church in America». Одно время, особенно в Московском Патриархате, было широко распространено также название Американская Православная Церковь.

Влючает служащих и ушедших на покой. Подсчёт от 13 сентября 2012, по регистру на официальном сайте Православной Церкви в Америке,

Влючает приходы и миссии. Подсчёт от 13 сентября 2012, по регистру на официальном сайте Православной Церкви в Америке, и официальном сайте Мехиканской епархии,

Влючает монашеские общины. Подсчёт от 13 сентября 2012, по регистру на официальном сайте Православной Церкви в Америке,

Компиляция данных. Криндач указывает 84,9 тыс. приверженцев в США в 2010 году согласно Krindatch, Alexei, «2010 US Orthodox Christian Census,» Religious Congregations and Membership Study 2010, . В начале 2009 года в Мексике было «9 церквей и миссий окормляющих несколько тысяч верующих» согласно «Exarchate of Mexico elevated to full diocesan status,» официальный сайт Православной Церкви в Америке, January 28, 2009, . Масштаб канадской паствы можно оценить из того, что на 2010 год в стране было немногим более ста приходов Православной Церкви в Америке.

Объединяют паству по этническому признаку, но при этом также прикреплены через архиерея к одной из территориальных кафедр.

Eardwine, Theophilus, «Sobornost: Uniting Orthodoxy in America», 19.II.05. См. .

Grigorieff, Dmitry, «The Orthodox Church in America an Historical Survey,» Russian Review, vol. 31, # 2 (Apr., 1972), p. 138,

Ссылка на Робертсон, Рональд, Восточные христианские церкви. Церковно-исторический справочник, СПб., 1999,

Krindatch, Alexei, «2010 US Orthodox Christian Census,» Religious Congregations and Membership Study 2010,

«Блаженнейший Митрополит Иона: «Православная Церковь наиболее твердо противостоит духу этого мира»,» официальный сайт Русской Православной Церкви, 5 мая 2009,

Влючает служащих и ушедших на покой. Подсчёт от 13 сентября 2012, по регистру на официальном сайте Православной Церкви в Америке,

История

Первые православные приходы в Северной Америке

История возникновения Патриарших приходов в США восходит к созданию в 1794 году монахами Валаамского монастыря первой православной миссии на территории Северной Америки. Возникшая их трудами епархия с 1872 года имела свой центр в Сан-Франциско. В 1905 году этот центр был перемещён архиепископом Тихоном в новый Нью-Йоркский Николаевский собор. С 1907 года единственная православная епархия Американского континента именовалась Русской Православной Греко-Кафолической Церковью в Северной Америке под юрисдикцией священноначалия от Церкви Российской, охватывала всю территорию США и Канады и насчитывала около сотни приходов и десятки тысяч верующих.

Этот период истории связан с именами ряда святых, прославленных впоследствии Православной Церковью: святители Тихон (Патриарх Московский) и Иннокентий Московский, священномученики Ювеналий Аляскинский, Александр Хотовицкий и Иоанн Кочуров, праведный Алексий Уилкс-Баррейский, преподобный Герман Аляскинский, мученик Пётр Алеут.

Разрыв с Церковью в России

После Октябрьской революции 1917 года в России, сношения с высшей церковной властью в Москве оказались весьма затруднёнными. С 1924 года многие приходы Русской Православной Греко-Кафолической Церкви в Северной Америке, возглавляемые митрополитом Платоном (Рождественским), пребывали вне общения с Московским Патриархатом и сформировали то, что стало известно под наименованием «Северо-Американский Митрополичий округ» или «Северо-Американская Митрополия». Часть русских приходов перешла под управление Русской Зарубежной Церкви, часть оставалась верной Московскому Патриархату (в особенности после назначения в 1933 году в США архиепископа Вениамина (Федченкова)).

19 декабря 1927 года на заседании «Синода епископов американских диоцезий Русской Православной Церкви» была издана грамота о учреждении новой церковной структуры — «независимой автономной и автокефальной» Американской Церкви во главе с Платоном (Рождественским).

Учитывая неоднократные срывы переговоров и нежелание вести диалог со стороны неканонической структуры, священноначалие Московского Патриархата несколько раз накладывало на митрополита Платона и на его преемников канонические прещения, что, однако, не помогало возвращению ушедшей в раскол епархии.

Примирение

Основная статья: Православная Церковь в Америке

В конце 1960-х годов при активном посредничестве митрополита Никодима (Ротова), протоиерея Александра Шмемана и ряда других известных церковных деятелей был достигнут компромисс с Северо-Американской митрополией. 9 апреля 1970 года Священный Синод Русской Церкви восстановил общение с митрополией, сняв прещения с её иерархов, а 10 апреля Патриаршим Томосом даровал Русской Православной Греко-Кафолической Церкви в Северной Америке, которая отныне стала называться Православной Церковью в Америке (ПЦА), автокефалию.

Патриаршие приходы в США и в Канаде

См. также: Патриаршие приходы в Канаде

Томос об автокефалии Православной Церкви в Америке устанавливал её юрисдикцию в пределах североамериканского континента, включая Гавайские острова, за исключением территории Мексики (п. 7 Томоса). В юрисдикцию ПЦА не вошли также все приходы и клир Американского экзархата РПЦ на территории США и Канады, которые пожелали остаться в ведении Патриарха Московского (пп. 3-6 Томоса):

  • приходы РПЦ, составлявшие Канадскую епархию РПЦ, с этого момента преобразовывались в Патриаршие приходы в Канаде;
  • 44 прихода, входившие в состав Американского экзархата РПЦ на территории США, преобразовывались в Патриаршие приходы в США.

Главным среди Патриарших приходов в США стал Николаевский собор в Нью-Йорке.

Согласно томосу об автокефалии ПЦА, те из Патриарших приходов в США или Канаде, которые желают перейти в состав ПЦА, могут сделать это по двустороннему согласию (п. 9).

Десятый пункт томоса стал основанием для принятия в 2007 году в юрисдикцию Московского Патриархата по подписании Акта о каноническом общении множества приходов Русской Зарубежной Церкви, продолжающих находиться на канонической территории ПЦА со статусом Самоуправляемой Церкви.

Храмы

Главный собор — Свято-Николаевский собор в г. Нью-Йорк. Также в Нью-Йорке находится единственный монастырь Патриарших приходов в США — монастырь святой Марии Египетской.

Патриаршие приходы в США разделены на четыре благочиния: Атлантических, Восточных, Западных и Центральных Штатов.

Благочиние Атлантических Штатов

  • Храм Николая Чудотворца (Рединг), Рединг (Пенсильвания)
  • Храм архистратига Михаила (Филадельфия), Филадельфия (Пенсильвания)
  • Храм Григория Богослова (Тампа), Тампа (Флорида)
  • Собор Андрея Первозванного (Филадельфия), Филадельфия (Пенсильвания)
  • Храм Николая Чудотворца (Уилкс-Барре), Уилкс-Барре (Пенсильвания)
  • Храм Петра и Павла (Скрентон), Скрентон (Пенсильвания)
  • Свято-Троицкая Церковь (Балтимор), Балтимор, Мэрилэнд
  • Храм Николая Чудотворца (Честер), Честер (Пенсильвания)
  • Храм Георгия Победоносца (Палмертон), Палмертон (Пенсильвания)

Благочиние Восточных Штатов

  • Храм в честь Трех Великих Святителей (Гарфилд), Гарфилд (Нью-Джерси)
  • Храм Георгия Победоносца (Бэйсайд), Бэйсайд (Нью Йорк)
  • Храм Всех Святых в земле Российской просиявших (Пайн Буш), Пайн Буш (Нью Йорк)
  • Храм Петра и Павла (Элизабет), Элизабет (Нью-Джерси)
  • Собор Петра и Павла (Пассаик), Пассаик (Нью-Джерси)
  • Храм Петра и Павла (Манчестер, Нью Гэмпшир), Манчестер (Нью Гэмпшир)
  • Храм в честь Рождества Иоанна Крестителя (Литл Фолс, Литл Фолс (Нью-Джерси)
  • Храм Воздвижения Животворящего Креста (Хакетстаун), Хакетстаун (Нью-Джерси)
  • Храм Николая Чудотворца (Бейонн), Бейонн

Благочиние Центральных Штатов

  • Храм святителя Иннокентия Иркутского (Редфорд), Рэдфорд (Мичиган)
  • Храм Николая Чудотворца (Бруксайд), Бруксайд (Алабама)
  • Храм Успения Божией Матери (Бэнлд), Бэнлд (Иллинойс)
  • Церковь Рождества Христова (Янгстаун), Янгстаун (Огайо)
  • Часовня Николая Чудотворца (Эдинборо), Эдинборо (Пенсильвания)
  • Церковь Ильи Пророка (Батл-Крик), Батл-Крик (Мичиган)
  • Храм Андрея Первозванного (Ист-Лансинг), Ист-Лансинг (Мичиган)
  • Храм святителя Иоанна Златоустого (Гранд-Рэпидс), Гранд-Рэпидс (Мичиган)
  • Храм Архистратига Михаила (Рэдфорд), Рэдфорд (Мичиган)

Благочиние Западных Штатов

  • Свято-Николаевский Собор (Сан-Франциско), Сан-Франциско (Калифорния)
  • Церковь Казанской Иконы Божией Матери (Сан-Диего), Сан-Диего (Калифорния)
  • Храм Покрова Божией Матери, Mexico

Религия в США

Религия играет достаточно большую роль в США. В свое время первые английские колонии на территории современных Соединенных Штатов Америки были созданы именно религиозными беженцами, позднее массовая иммиграция в страну людей из разных стран обеспечила чрезвычайное разнообразие религиозных убеждений жителей государства.

Именно в США зародились многие из распространенных сегодня в мире религиозных направлений, например такие ветви протестантизма, как епископальная церковь, адвентизм и пятидесятники; Церковь Иисуса Христа святых последних дней; Свидетели Иеговы; возникшая совсем недавно, в середине прошлого века, сайентология и некоторые другие.

Первая поправка к Конституции США определяет, что в Соединенных Штатах не может быть государственной религии и гарантирует свободу вероисповедания в стране. Практически в США сегодня можно встретить людей, исповедующих все мировые религии.

Хотя при проведении официальных переписей населения вопрос о религиозной принадлежности не задается, такую информацию о населении США собирают различные общественные организации. По результатам опросов верующими называют себя около семидесяти пяти населения США.

Наиболее распространенные в США религии

Религия Число ее приверженцев относительно к общей численности населения США
Христианство около 69%
Иудаизм около 2%
Ислам около 1%
Буддизм около 1%
Индуизм около 1%
Другие религии около 1%
Без религиозной принадлежности (агностики, атеисты) около 25%

Девиз In God We Trust на однодолларовой банкноте

Фраза «In God We Trust» («В Бога мы веруем») — один из национальных девизов США с 1956 года. В 1864 году она была впервые отчеканена на двухцентовой монете США, а с 1957 года ее можно увидеть на всех монетах и купюрах Соединенных Штатов Америки.

Отношение числа верующих к общей численности населения в разных штатах США неоднородно. Больше всего религиозных людей в «Библейском поясе» — штатах на Юге США. Здесь живут очень много прихожан Южной баптистской конвенции, традиционно популярной в регионе. Штат с самой высокой посещаемостью церквей — Юта, где традиционно сильны позиции Церкви Иисуса Христа Святых последних дней (мормонов). Наименее религиозны штаты Новой Англии на Северо-востоке США (Вермонт, Нью-Гэмпшир, Мэн) и тихоокеанские штаты Запада США (Орегон и Вашингтон).

Штаты США с самой высокой еженедельной посещаемостю церкви прихожанами

Штат Количество прихожан относительно к общей численности населения штата
Юта около 51%
Миссисипи около 47%
Алабама около 46%
Луизиана около 46%
Арканзас около 45%
Южная Каролина около 42%
Теннесси около 42%
Кентукки около 41%
Северная Каролина около 40%

Весьма неоднородно число сторонников той или иной конфессии среди расовых и этнических групп США.

Распределение религиозной принадлежности среди расовых и этнических групп США (относительно к общей численности)

Религия (конфессия) Неиспаноязычные белые Черные (афроамериканцы) Испаноязычные или латиноамериканцы Другие (азиаты, представители коренных народов etc)
Христианство, в том числе около 70% около 79% около 77% около 49%
протестантизм около 48% около 71% около 26% около 33%
католицизм около 19% около 5% около 48% около 13%
Иисуса Христа Святых последних дней (мормоны) около 2% менее 0,5% около 1% около 1%
Свидетели Иеговы менее 0,5% около 2% около 1% около 1%
православие около 1% менее 0,5% менее 0,5% около 1%
Иудаизм около 3% менее 0,5% около 1% около 1%
Ислам менее 0,5% около 2% менее 0,5% около 2%
Буддизм менее 0,5% менее 0,5% около 1% около 4%
Индуизм менее 0,5% менее 0,5% менее 0,5% около 8%
Без религиозной принадлежности (агностики, атеисты) около 24% около 18% около 20% около 29%

Христианство в США

Национальный кафедральный собор епископальной церкви в Вашингтоне, округ Колумбия

Большинство верующих в Соединенных Штатах Америки — христиане. Именно английские христиане-протестанты создали первые американские колонии, позднее благодаря испанскому и французскому влиянию, а также иммиграции из Ирландии и Италии значительно увеличилось численность католиков. Позднее вместе с переселенцами из Восточной Европы и Ближнего Востока в Америку пришло и православие.

Именно в США зародились несколько христианских вероисповеданий, в том числе адвентисты, пятидесятники, мормоны и другие.

Для современных американских христиан характерно наличие большого количества конфессий. Преобладающая среди них — протестанты — примерно сорок пять процентов населения США, вторая по численности христианская церковь в стране — католики, примерно двадцать процентов жителей страны населения США.

Крупнейшие конфессии христианской церкви в США

Конфессия Количество прихожан относительно к общей численности населения
Протестанты, в том числе около 45%
баптисты около 15%
неконфессиональные протестанты около 6%
методисты около 5%
пятидесятники около 5%
лютеране около 4%
пресвитериане около 2%
Католики около 20%
Церковь Иисуса Христа Святых последних дней (мормоны) около 1%
Свидетели Иеговы около 1%
Православные около 1%

Крупнейшие христианские религиозные организации в США — католическая церковь (около 70 000 000 человек), Южная баптистская конвенция (более 17 000 000), Объединенная методистская церковь (12 000 000).

Процент христиан среди населения США постоянно снижается, в 1990 году христианами назвали себя около 85% населения Соединенных Штатов Америки, в 2001 — около 82%, в 2012 — около 78%, в 2017 — около 69% жителей США.

Иудаизм в США

Синагога на Лексингтон-авеню в Нью-Йорке

Вторая после христианства по распространенности в Соединенных Штатах религия — иудаизм, по оценкам в стране живут более шести миллионов верующих иудеев.

Еврейская община в США состоит преимущественно из евреев-ашкенази, потомков эмигрантов из Центральной и Восточной Европы. Есть также небольшое количество сефардов (происходящих из Испании, Португалии и Северной Африки), мизрахов (выходцев из стран Ближнего Востока), эфиопских евреев etc.

Иудейские общины (как и другие религиозные группы) весьма неоднородны, в США есть как ортодоксальные евреи, так и сторонники консервативного и реформированного иудаизма. Около шестнадцати процентов евреев, живущих в США, посещают синагогу не реже одного раза в месяц, а еще более сорока процентов — не реже раза в год.

На Северо-востоке и Среднем Западе США верующих иудеев больше, чем на Юге и Западе США.

Крупнейшие в США еврейские общины нахолятся в Нью-Йорке, Майами, Лос-Анджелесе, Филадельфии, Чикаго, Сан-Франциско, Бостоне и Вашингтоне. Нью-Йорк — второй (после Тель-Авива) город в мире по числу проживающих в нем евреев.

Каждый шестой американский еврей употребляет в пищу лишь кошерные продукты.

В последние годы среди американских евреев повышается интерес к иудаизму, хотя в целом среди евреев США процент атеистов выше, чем в среднем по Соединенным Штатам Америки.

Ислам в США

Исламский центр в Мичигане

Третья по числу прихожан религия в США — ислам, его исповедуют более 3 300 000 американцев.

Мусульманами были многие из рабов, завезенных в Америку из Африки. В конце XIX — начале XX веков в США иммигрировали много людей из арабских районов Османской империи, большинство из которых также исповедовали ислам.

Очень большой всплеск интереса к исламу в США произошел в тридцатых годах XX века, когда Уоллес Фард Мухаммад создал в Детройте, штат Мичиган, расистскую мусульманскую организацию чернокожих американцев «Нация ислама». Он учил, что «Аллах есть Бог, белый человек — дьявол, а черные люди — сливки планеты Земля». Неудивительно, что рост популярности новой исламской организации среди чернокожих американцев вызывал серьезную обеспокоенность в США. Одними из наиболее известных членов «Нации ислама» были выдающийся борец за права афроамериканцев в США Малкольм Литтл, известный как «Малкольм Икс» и знаменитый боксер Кассиус Клей, сменивший после принятия ислама имя на Мохаммед Али. Позднее «Нация ислама» отошла от столь радикальных позиций, но и сегодня оказывает значительное влияние на афроамериканское сообщество. Сейчас чернокожие американцы составляют около двух третей мусульман Америки.

Значительный рост численности мусульман в США произошел и в конце XX века, в осовном за счет увеличения иммиграции в США из традиционно исламских регионов: Пакистана, арабских стран юга Азии etc.

Буддизм в США

Си Лай Темпл, буддистский храм в Калифорнии

Буддизм — четвертая по распространенности религия в Соединенных Штатах Америки. Большинство буддистов в США — американцы азиатского происхождения, но достаточно много приверженцев буддизма есть и среди других этнических групп США.

Буддизм появился в США в XIX веке, когда в Америку началась массовая иммиграция из Восточной Азии. Первый буддийский храм в США был построен в Сан-Франциско в 1853 году американцами китайского происхождения. В восьмидесятых годах XIX века иммиграция китайцев в США была законодательно ограничена, но примерно в эти годы увеличилось количество переселенцев в США из Японии, а в начале XX века и из Кореи. В этот период также значительно вырос интерес к буддизму среди американской интеллигенции.

В современной Америке значительная часть буддистов (около сорока процентов) живут в Южной Калифорнии, относительно к общей численности населения больше всего буддистов на Гавайях.

Подробнее о населении США:

  • Расовый состав населения США
  • Этнический состав населения США
  • Социальные классы в США
  • Языки в США

Колокольня «Хрустального собора» католической церкви в Гарден Гроув, Калифорния

Православие в США

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *