Преподобноисповедница схимонахиня Анна Срезневская (Столярова)

2Здекабря празднуется память почти двадцати рязанских подвижников, пострадавших за веру в разные годы XX столетия. Среди них схимонахиня Анна (в миру Столярова Анисия Гуреевна), исповедница, подвизавшаяся в селе Срезнево Шиловского района.

Будущая схимонахиня Анна, Анисия Гуреевна Столярова, родилась 12 января 1895 года в селе Заполье Спасского уезда в семье благочестивых крестьян. Семья была достаточно зажиточной, занималась сельским хозяйством и никогда не забывала Господа, посещая все воскресные и праздничные Богослужения. Среди детей, а их в семье было четверо, Ани-сия выделялась наибольшим благочестием и любовью к храмам Божиим. Все свободное время она проводила там, наблюдая за разучиванием духовных песнопений, помогая в уборке храма, выпечке просфор. Господь наградил ее чудесным голосом, и уже с раннего возраста она пела на клиросе, читала псалмы. Никакие детские игры и забавы не могли заслонить того, отчего ликовала ее душа. Никаких сомнений не было, чему посвятить свою жизнь.

В семнадцать лет по благословению родителей она поступает в Ольховский монастырь, что располагался возле села Гавриловское Шиловского района. В монастыре она несла многие послушания, но главным для нее стало клиросное пение. Та м же она была пострижена в инокини с именем Агния, в честь мученицы Христовой. Господь как бы готовил ее к несению по жизни мученического венца. Уже в монастыре были дарованы ей такие христианские добродетели, как необыкновенная любовь к людям, кротость и смирение. В 1920 году монастырь был закрыт, и матушка Агния возвращается в родное село. Но не в отчий дом, а в храм, и селится в сторожке, продолжая монашеский подвиг в миру.

В это же время в соседнее село Срезнево в храм Казанской Божией Матери святым старцем игуменом Филаретом Пронским была принесена чудотворная икона Божией Матери «Споручница грешных». Сам игумен Филарет остался возле образа. В те годы он пользовался в Рязанской губернии непререкаемым авторитетом среди православных.

Матушка Агния стала его духовной дочерью и под его водительством продолжала восхождение по лестнице добродетелей. То страшное десятилетие, которое Господь отпустил Филарету для окормления православных в самое переломное для России время, не прошло для матушки бесследно, и она стала настоящим воином Христовым.

В 1928 году арестовывают настоятеля храма отца Василия (Мрежина). В защиту отца Василия матушка подняла всех жителей села. Боролась за веру православную всеми силами, как только могла. Настоятелем был назначен иеромонах Сергий (Сорокин), ныне причисленный к лику святых новомучеников Российских. В дальнейшем Господь свяжет неразрывными нитями жизнь во Христе иеромонаха Сергия и монахини Агнии. В 1931 году, на Троицу, арестовывают отца Филарета, через несколько дней матушку, а еще через некоторое время приговаривают к различным срокам исправительно-трудовых лагерей. Матушка Агния получает три года. Обвинений в свой адрес она не признает.

В 1934 году, отбыв наказание, матушка возвращается на родину. Но храм в селе закрыт, и она идет в село Срезнево, где становится псаломщицей в храме Казанской Божией Матери, хранительницей чудотворного образа Божией Матери «Споручница грешных». Здесь живет она в сторожке, в храме продолжает нести монашеский подвиг.

Вернувшегося из лагерей иеромонаха отца Сергия владыка Иувеналий (Масловский) назначает настоятелем храма в Срезнево. Та к Промыслом Божиим опять встретились отец Сергий и матушка. В те времена, когда храмы везде закрывались, в селе Срезнево Богослужения и духовные песнопения становились все торжественнее, постоянно проводились крестные ходы. Матушку Агнию знали монашествующие всей Рязанской губернии. В Срезнево собирались юродивые и блаженные. Это не осталось незамеченным для властей. В ночь с 21 на 22 ноября 1937 года арестовали иеромонаха отца Сергия, а днем забрали и матушку Агнию. Предъявили ей обвинение по статье 58-10-11 в антисоветской агитации и приговорили к десяти годам концлагерей. Много натерпелась матушка в лагерях и пересылках. Отбывала она срок и в Казахстане, и на Камчатке, и на Дальнем Востоке, и в Сибири. Божия благодать, почившая на ней, не раз отрезвляла звероподобных уголовников и надзирателей. Ее смирение и кротость обезоруживали порочных людей, пробуждали в них зачатки христианской совести. Долгие годы каторжного труда не сломили матушку духовно, но здоровье ее было подорвано. Однажды она смертельно заболела, и ей прислали из соседнего барака священника для последней исповеди. Однако он ей прозорливо предсказал, что она еще послужит Царице Небесной, а умирать будет на руках у девицы Марии.

У матушки чудом сохранился бумажный образок великомученицы Варвары, к которому она и возносила свои молитвы. Но, видно, Господу было угодно и далее испытывать ее. Начальник лагеря, зная ее ангельский характер, решил оставить матушку ухаживать за своими детьми. Целых три года она трудилась, добросовестно воспитывая детей, а по ночам молилась. Однажды она почувствовала, что ее плеча кто-то коснулся. Матушка обернулась и увидела в неземном сиянии великомученицу Варвару, которая ее успокоила и сказала, что скоро она будет в Срезнево у чудотворного образа. Та к все и произошло. Начальника лагеря арестовали, а матушку Агнию отправили домой. К этому времени матушка пришла в полное христианское совершенство. Господь наградил ее даром духовной прозорливости, исцелений, рассудительности.

Вернулась она в Срезнево в 1950 году. Вновь поселилась в сторожке, стала псаломщицей и пела на клиросе. После войны возле Срезневского храма поселилось много монахинь, и матушка Агния стала как бы настоятельницей маленького монастыря, игуменьей. Она установила среди них монастырский устав. Ходили крестным ходом вокруг храма, читая Богородичное правило. Ночами коленопреклоненно молились. Во всем была строгость и в то же время истинная христианская любовь.

Особую любовь она питала к детям, которые приходили в храм помолиться. Шила для них одежду, даже для их кукол. В окрестных селах матушку почитали за святую. Она и была Ангелом во плоти. Господь открыл ей духовные очи. Монахини неоднократно видели, как она разговаривала с Божией Матерью. Матушка не раз рассказывала им, сколько Ангелов молится по ночам возле чудотворного образа. Встретила она и девицу Марию (ныне схимонахиню матушку Мариамну, хранительницу чудотворного образа), встретила ее так, как будто знала ее всю жизнь и ждала этой встречи. Восемь лет прожила матушка после освобождения из заключения. Эти годы не были просты. Власти ни на миг не забывали об «антисоветском элементе», делая все, чтобы как можно сильнее поранить ее душу. Все обиды смиренно сносила матушка. Много монахини трудились, сами белили и ремонтировали храм, стегали одеяла и вышивали ризы. Но главное – не прерывался тот молитвенный ручеек, который оживотворял мир. Заболела матушка Агния внезапно. За три месяца она угасла. У нее был рак пищевода. Умирала она тяжело, голодной смертью. В это же время она приняла схиму с именем Анна. Умирала на руках у Марии. И когда казалось, что она уже умерла, вдруг матушка приподнялась и широко раскрытыми глазами устремилась ввысь, тихо улыбаясь, прошептала: «Я вижу!..» Уже после смерти матушка неоднократно утешала возле своей могилки плачущую Марию, а после также мгновенно исчезала. Монахиня Мариамна скончалась недавно – весной 2008 года, через пять лет после прославления в Соборе новомучеников и исповедников Российских схимонахини Анны.

Умерла схимонахиня Анна 23 декабря 1958 года. Мощи преподобноисповедницы Анны находятся в Казанском храме села, где она подвизалась.

Теперь уместно рассказать и о духовном родстве во Христе матушки и иеромонаха отца Сергия. Вместе они служили в селе Заполье, обоих арестовали в 1931 году, обоих посадили на три года, в один год они вернулись из лагерей, вновь встретились в храме села Срезнево, вновь служили три года и 22 ноября их вместе арестовывают. В один день (6 декабря) им вынесли приговор: отцу Сергию – расстрел, матушке – 10 лет. Отца Сергия расстреляли 23 декабря, и вот через 21 год схимонахиня Анна почила тоже 23 декабря. Хоронили ее при стечении множества народа. Отпевал матушку схиархимандрит Серафим из храма села Сушки. В те дни река Ока еще не встала, и из города Спасска церковный хор никак не мог перебраться, так как по реке шли льдины. И вот, по их рассказу, сам Николай Чудотворец на льдине переправил хор на другой берег. Минули многие годы, но, как и прежде, возле могилки матушки молятся прихожане, просят ее помочь. И она помогает.

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Татьяна Шустова

23 декабря теперь уже прошлого 2008 года исполнилось 50 лет со дня со дня ухода в мир иной преподобноисноведницы Анны Срезневской (в миру Анисии Гурьевны Столяровой). Она была одной из хранительниц чудотворной иконы Богородицы «Споручница грешных» Казанского храма села Срезнево Шиловского района и пострадала в годы лихолетья.


Икона преподобноисповедницы
Анны Срезневской

Тот, кто хотя бы однажды побывал в срезневском храме и приложился к чудотворной иконе, возвращается вновь и вновь в это особое, благодатное место. Для меня оно открылось 30 октября 2003 года, в день поднятия честных мощей на месте погребения святой Анны.

Сама Богородица в годы гонений на Церковь указала преподобномученику Филарету (в миру Ивану Трофимовичу Пряхину) место, куда нужно было отнести Ее чудотворный образ. Анастасия Бодорина (в монашестве тоже Анна) во сне увидела эту икону в часовне срезневского кладбища, которая была построена на месте алтаря деревянного Покровского храма. Часовня сохранилась до настоящего времени. Рядом с ней находится могила всемирно известного ученого-слависта, духовного академика Измаила Ивановича Срезневского (1.06.1812 – 8.02.1880). Там же покоятся и его предки. В течение 180 лет передавали приход Покровского храма от отца сыну представители этого достойного священнического рода. От названия села получили фамилию Срезневских с ударением на второе «е». В 1861 году приход перешел к Василию Григорьевичу Катинскому (племяннику Измаила Ивановича по женской линии), который стал еще и законоучителем, и учителем первой срезневской школы.

Трое новомучеников и исповедников Рязанских, хранителей чудотворного образа, пострадали за Христа и были прославлены в лике святых. Это преподобномученики Филарет и Сергий (в миру Николай Иванович Сорокин), преподобноисповедница Анна Срезневская (ударение на первое «е»). Из троих срезневских святых только преподобноисповеднице Анне после лагерей суждено было вернуться к чудотворному образу Богородицы.

Еще в ссылке, когда она смертельно заболела, пришедший для исповеди из соседнего барака священник, прозорливо предсказал ей, что она еще послужит Царице Небесной, а умирать будет на руках девицы Марии. Так и случилось. Встретила преподобноисповедница девицу Марию (ныне покойную схимонахиню Мариамну) и еще 8 лет прожила после освобождения из заключения.

Умерла схимонахиня Анна 23 декабря 1958 года. Со скорбью проводили ее в последний путь…. А 30 октября 2003 года мы присутствовали при обретении честных останков на месте ее погребения.


Матушка Мариамна встречает владыку Павла
архиепископа Рязанского и Касимовского. 2 ноября 2003 г.

Этого значимого не только для Рязанской области, но и для всей России события дождалась и матушка Мариамна, срезневская молитвенница, которая много лет тоже была хранительницей чудотворного образа. Приезжали из Москвы две родные племянницы преподобноисповедницы Анны и племянницы матушки Мариамны, пришли люди, которые любили схимонахиню Анну. «Добрая, обходительная, желанная, рукодельная, на клиросе пела хорошо» – такие слова находили для срезневской святой те, кто знал её при жизни. Рассказали, что преподобноисповедница очень много сделала для украшения храма. Она очень хорошо вышивала, в том числе и бисером, шила облачения для священников и все вручную. Многое из убранства храма, к чему прикасались руки матушки Анны, сохранилось.

Поделилась воспоминаниями и Надежда – племянница матушки Мариамны. Она знала преподобноисповедницу Анну как Агнию, когда сама была еще ребенком. Схима с именем Анна была принята перед самой смертью. Надежда называла ее ласково Агницей.

Вот ее рассказ. «Ребенок есть ребенок. Кто приветливый, к тому он и бегает. Куда она, туда и я. По-особому матушка любила Богородицу. Богородичное правило выполняла неукоснительно. Ежедневно она ходила вокруг храма, взяв меня за ручку, и 150 раз пела «Богородице Дево, радуйся…» Она научила меня первой молитве. Была она очень подвижной, живой и участливой. Была человеком ангельской жизни. Притягательной силой обладала необыкновенной. Матушка делала все. Она вышивала, она шила, одеяла стегала, со мной в куклы играла. К нашему с сестрой приезду собирала ленточки, тряпочки. Душа у нее была ангельская и лик ангельский. Икона, которую написали, просто поразительная. Как только смог художник так угадать глаза?.. Тут не обошлось без провидения Божьего. Матушка была заботливой обо всех. Когда мы уезжали, она собирала нам варежки, носочки, обязательно сладенькое.


Чудотворная икона «Споручница грешных»
Я хорошо помню, как она прощалась. Матушка привела меня в храм и спросила, чего я хочу. «Платье хочу красивое, как у Богородицы», – был мой ответ.
– Платья красивые у тебя будут, а вот, как у Богородицы, не будет. А ещё, что хочешь?
– Хочу часы на руку, хочу сережки.

Подвела она меня к иконе и спрашивает: «Посмотри, есть ли у Богородицы часы и сережки? Часов нет, серёжек нет, и тебе они не нужны». До меня только потом дошло, почему у меня часы не держатся. Они теряются, ломаются, с руки падают. Я их в кармане ношу.

Просто удивительно, столько лет тюрем, а казалось, что она всю жизнь прожила в благополучии. За все была благодарна. Я прямо разговариваю с ней: «Матушка, ты любила меня, когда была жива, и сейчас меня не оставляй. Возьми меня опять за ручку»».

Рассказала Надежда и о жёлтой розе, находящейся теперь в раке со святыми мощами. «К 21 сентября появились на розе, которая росла на могилке, три бутона, а тут и первый мороз ударил. Поникли два бутона, третий же из них не только выстоял, но и расцвёл. Роза не увядала до 29 октября, до тех пор, пока не стали готовить могилку к поднятию честных мощей»». Надежда поведала, что они смотрели, а понять ничего не могли, что это такое. Вянуть роза стала только после того, как её срезали. Матушка Мариамна им подсказала: «Вы розу-то сохраните. Это ведь не простая роза».

Не мог не побывать в этот день в Казанском храме и Владыка Павел, архиепископ Рязанский и Касимовский. Вместе с Владыкой Иосифом, епископом Шацким, викарием Рязанской епархии, они приехали в Срезнево, когда уже стемнело. При небольшом количестве народа Владыка Павел возглавил краткий молебен преподобноисповеднице Анне.

2-го ноября 2003 года при большом стечении народа прошло торжественное празднование в честь обретения святых мощей. В зимнее время в Срезнево проживает всего 20 человек, но все они в этот день были в храме и помогали настоятелю отцу Михаилу Карпенко тепло, по-домашнему, встречать гостей.

Провожая племянниц в Москву, матушка Мариамна у раки со святыми мощами учила их молиться: «Святая преподобноисповедница Анна, моли Бога о нас. Святая преподобноисповедница Анна, моли Бога о нас. Святая преподобноисповедница Анна, моли Бога о нас».

Православный целитель матушка Анна

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *