Апостольское служение преподобного Алексия Карпаторусского

Новомученики и исповедники XX века.

21 октября по новому стилю – прославление выдающегося отечественного святого – преподобного Алексия Карпаторусского.

В Закарпатье сейчас десятки православных монастырей. Многие молодые люди оттуда идут учиться в духовные заведения, чтобы в дальнейшем с Божьей помощью стать священнослужителями. Это свидетельство тому, что люди Закарпатского края стали глубоко верующими.

Но в начале XX века все было совершенно по-другому. Австро-Венгерская империя преследовала человека за его вероисповедание. За одно именование «православный христианин» можно было получить срок в тюрьме. Священников были единицы. Да, впрочем, и православных мирян тоже. Церковь находилась под страшным давлением со стороны властей.

И вдруг такой расцвет спустя сто лет! В чем причина? Ответ во многом очевиден: деятельность преподобного Алексия Карпаторусского. Его апостольское служение по просвещению русинов можно сравнить, пожалуй, с деятельностью святого равноапостольного Николая Японского по просвещению японцев. Жизнь преподобного Алексия полна исповеднического подвига за веру. О ней мы с Божьей помощью и расскажем…

…Александр Кабалюк, в последующем ставший преподобным Алексием Карпаторусским, родился 1 сентября 1877 года в селе Ясиня в Марамороше – восточной части Карпатской Руси, в крестьянской семье. Воспитывался он под руководством своей весьма набожной матери, вследствие чего уже в юном Александре развилось горячее религиозное чувство, отразившееся позже на всей его деятельности.

Будучи еще юношей, он познакомился на одном из православных праздников с человеком, который из Почаева принес продавать духовную литературу в Карпатскую Русь. Этот человек рассказал ему о Почаевской Лавре, и молодой юноша возымел желание побывать там, сразу же отправившись с этим книгопродавцем в Почаев; затем посетил Киев, где познал красоту православного богослужения. Здесь он познакомился с монахами Печерской Лавры и рассказал им о незавидном положении русинского населения в Карпатах, изнывавшего под тяжелым австро-венгерским гнетом.

Снабженный здесь богослужебными и духовно-поучительными книгами, он стал пробираться тайком через дремучие карпатские леса; все полученные книги принес на родину. Внимательно прочитав их, он стал передавать книги землякам, чтобы и те просветились и познали истину Православия.

На эту миссионерскую деятельность власть ответила тем, что в районах православного движения жандармы целыми стаями делали облавы, нападали на крестьян, избивали их до крови и подвергали аресту всех, у кого обнаруживали православную литературу. Гонения не только не отпугнули юношу, но еще более укрепили в вере и желанию истинно и православно следовать за Христом. Саша Кабалюк решает посвятить себя духовному служению и действовать как миссионер, надеясь, что Закарпатская Русь вернется в свою прадедовскую веру – Православие. Для того чтобы набраться духовного опыта, он совершает паломничества в Иерусалим и на Святую Гору Афон, где в 1908 году настоятель Свято-Пантелеймоновского русского монастыря архимандрит Мисаил благословляет Александра иконою Пресвятой Богородицы «Акафистная» со словами: «Приимите от меня эту икону Божией Матери и отвезите ее в свой край как благословение святой Афонской Горы». В 1909 году он поступает на обучение в Яблочинский мужской монастырь. 25 марта 1910 г. по благословению епископа Холмского Евлогия архимандрит Серафим совершил постриг Кабалюка, будущего Христова исповедника, в малую схиму с наречением имени Алексия в честь Алексия, Божьего человека. 11 июля 1910 года последовало рукоположение Кабалюка во иеродиаконы; 15 августа, в день Успения Божией Матери, – в иеромонахи. После этого Церковь дает Кабалюку послушание, которое становится делом всей его жизни: служить священником в Закарпатье.

Отец Алексий получает антиминс и комплект походного храма со складным иконостасом, шитым на полотне, иные богослужебные принадлежности. Фактически неся храм на своих плечах, он тайно переправляется через австро-венгерскую границу, чтобы начать свое пастырское служение.

Народ, истомившийся по вере Христовой, его уже ждал с огромной радостью. Но поджидали священника и жандармы. Они повсюду устраивали облавы, чтобы его поймать. Только Господь хранил Своего избранника. Иеромонах Алексий прибывает в село Изу, где ему был назначен приход. Его там хотели арестовать, но весь народ от мала до велика встал на защиту своего пастыря. Отца Алексия не арестовали, побоялись восстания. Сохранилось письмо начальника жандармерии, где пишется так об этом случае: «Нужно было бы перестрелять весь народ в Изе, и только тогда можно взять от них священника».

Будущий святой по прибытии в приход совершает богослужения в частном доме. Люди настолько истосковались по Православию, что за короткое время иеромонах Алексий успевает исповедать и причастить Святых Христовых Тайн более тысячи человек. Он окрестил около 300 детей и обвенчал около 30 супружеских пар. Так, например, в 1912 году в праздник Сретения Господня верующие от радости, что наконец-то начались церковные службы, пели «Христос Воскресе!» Народ заполнил битком не только дом, в котором совершались богослужения, но и двор, сад, куда с открытых окон и дверей было слышно пение. Эта миссия отца Алексия в Изе произвела на весь карпаторусский народ сильное впечатление, что послужило толчком к движению за возрождение Православия. Иеромонах Алексий тайно обошел многие села, в которых возродилось движение за православную веру, всех он укреплял, утешал и ободрял, уверяя, что Божия помощь их не оставит. Во время этих поистине апостольских путешествий верующие оберегали своего апостола и помогали ему скрываться от жандармов. Некоторое время он жил в Хусте, в самом центре гонителей Православия. Здесь, в доме М. Палканинца, была устроена домовая церковь, в которой отец Алексий ночью совершал богослужения. Он сам говорил, что брал с верующих клятву не отступать от православной веры даже при угрозе смерти. И сам же следовал этой клятве первый. Его несколько раз арестовывают и держат в имперской тюрьме. Во время судебного процесса будущий святой сказал: «Здесь происходит религиозный процесс… Здесь, как в храме, присутствуют верующие и я как их священник… Мы не виноваты ни в чем. Все, что нами было сделано, совершено исключительно для Православной веры и для блага народа, а потому последнее слово в этом деле скажет сам Иисус Христос… Если придется нам страдать, мы пострадаем за святое дело… Там – на небесах знают, что в наших сердцах только одно желание: устроить нашу духовную жизнь».

После освобождения архипастыри посоветовали ему уехать в Америку подальше от репрессий, что он и сделал. Но сердцем своим иеромонах оставался с Карпатской Русью, участвуя в жизни православных общин края письмами и добрыми советами.

В 1921 году отец Алексий возвращается на родину. 17 августа 1921 года он был избран игуменом Свято-Николаевского монастыря в Изе. В 1925 году – возведен в сан архимандрита. Потом с Божьей помощью принял великую схиму.

Скончался архимандрит Алексий (Кабалюк) 19 ноября 1947 года в Домбокском женском монастыре. 12 марта 1999 года были обретены нетленные мощи схиархимандрита Алексия. 21 ноября 2001 года Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир совершил в Свято-Никольском монастыре Изы прославление его в лике преподобных. Православные Восточной Словакии чтут память архимандрита как исповедника. Мощи святого почивают в Иза-Карпутлашском Никольском монастыре, настоятелем которого был святой Алексий. Воистину для Закарпатской Руси преподобный Алексий явился с Божьей помощью апостолом, который зажег свет Христовой веры в тысячах сердцах. И пламя это горит до сего дня…

День памяти святого – 2 декабря (19 ноября ст. ст.).

Святый преподобный отче наш Алексие, моли Бога о нас!

Иерей Андрей Чиженко

Житие, агиография это один из основных эпических жанров церковной словесности, расцвет которого пришелся на средние века. Объект изображения житие — подвиг веры, совершаемый историческим лицом или группой лиц (мучеников веры, церковных или государственных деятелей). Чаще, всего подвигом веры становится вся жизнь святого, иногда в житие описывается лишь та ее часть, которая и составляет подвиг веры, или объектом изображения оказывается лишь один поступок. Отсюда два основных жанровых подвида житие: мартирий (мученичество) — описывающий мученичество и смерть святого, житие биос, — рассказывающее обо всем жизненном пути от рождения до смерти. Особый подвид житие — патериковая новелла (см. Патерик). Истоки житийного жанра лежат в глубокой древности: в мифе, античной биографии (Плутарх), надгробной речи, сказке, эллинистическом романе. Однако непосредственно агиографический жанр складывается под влиянием Евангелия (рассказ о земной жизни Христа) и Деяний Апостолов. На Русь житие в южнославянских переводах пришло из Византии вместе с принятием христианства в 10 в. Вскоре появились и собственные переводы византийских житие, а затем жанр был освоен древнерусскими духовными писателями (первые русские житие — Сказание и Чтение о Борисе и Глебе, житие Феодосия Печерского, 11 век; житие из Киево-Печерского Патерика первой трети 13 в.).

Назначение житие

Главное назначение житие — назидательное, дидактическое: жизнь и подвиги святого рассматриваются как пример для подражания, его страдания — как знак Божественной избранности. Опираясь на Священное Писание, житие обычно ставит и с христианских позиций отвечает на центральные вопросы человеческого бытия: что предопределяет судьбу человека? Насколько он волен в своем выборе? В чем сокровенный смысл страдания? Как должно относиться к страданию? Решая проблему свободы и необходимости с христианских позиций, житие часто рисует такую ситуацию, когда святой может избежать мучений, но сознательно этого не делает, напротив, он отдает себя в руки мучителям. Добровольно и осознанно принимают смерть первые русские святые князья-мученики Борис и Глеб, хотя (это демонстрируют и анонимный автор Сказания о Борисе и Глебе, и Нестор, автор Чтения о Борисе и Глебе) смерти можно было бы избежать. Выделяется целая группа житие с явно занимательными сюжетами: любовь и ненависть, разлуки и встречи, чудеса и приключения, проявление необыкновенных человеческих качеств (Ж. Евстафия Плакиды, Ж. Алексия, человека Божьего, Ж. Галактиона и Епистимии и др.). Запечатлевая подвиг конкретного лица, житие одновременно может рассказать также об основании монастыря или истории построения храма или появлении реликвий (мощей). Об основании Троице-Сергиева монастыря повествуется в житие преподобного Сергия Радонежского, о событиях исторической жизни, о княжеских усобицах рассказывают и житийные памятники, посвященные Борису и Глебу; о времени нашествия Ливонского Ордена и сложных политических отношениях с Ордой — житие Александра Невского; о трагических событиях, вызванных татаро монгольским завоеванием, говорится в житие, посвященных князьям, убиенным в Орде (Ж. Михаила Черниговского, 13 в. и Ж. Михаила-Тверского, начало 14 в.).

Канон, то-есть закрепленные церковной и литературной традицией образцы жанра, определяет художественную структуру жития: принцип обобщения при создании облика святого; тип повествователя, правила построения (композицию, набор топосов), свои словесные трафареты. Часто в житие включаются такие самостоятельные жанры, как видение, чудо, похвала, плач. Автор жития ориентирован на показ благочестивой жизни святого, которого он знал либо лично, либо по устным или письменным свидетельствам. Исходя из требований жанра, автору должно было признавать всяческое свое «неразумие», подчеркивая во вступлении, что он слишком ничтожен, чтобы описать жизнь отмеченного Богом человека. С одной стороны, взгляд повествователя на своего «героя» — это взгляд обыкновенного человека на необыкновенную личность, с другой, — объективно, и повествователь — лицо не совсем обычное. За составление жития мог браться человек книжный, не только сведущий в трудах своих предшественников, обладающий литературным даром, но и могущий толковать Божественный промысел путем аналогий, главным образом, из Священного Писания.

Житие могли читаться в храме (специальные краткие житие в составе сборников — Прологов (греч. Синаксарей) — читались во время службы на 6-й песне канона), за монастырской трапезой и дома. Пространные житие, так же, как и краткие в Прологах, еще в Византии распределились по месяцам в сборниках, пришедших с принятием христианства и на Русь, — Минеях-Четьях. В 16 веке митрополит Макарий объединил все написанные к тому времени житие, признанные церковью, в общий свод, получивший название Великие Минеи-Четии. В 17-18 веке, вслед за митрополитом Макарием, во многом следуя его труду, составляют свои варианты сводов житие — Четьих-Миней — Иван Милютин, Герман Тулупов, Димитрий Ростовский. Дм.Ростовский не только опирается на опыт своего великого предшественника митрополита Макария, но и редактирует Четьи-Ми неи заново, обращаясь к разным, в т.ч. к латинским источникам. Со временем жанр развивался и мог приобретать местные черты, например, в областных литературах.

В 17 веке средневековый жанр житие начал претерпевать значительные изменения: стало возможным написание автобиографического житие («Житие протопопа Аввакума») или сочетание житие и биографической повести («Житие Юлиании Лазаревской»). В церковной практике житие как жизнеописание подвижника — местночтимого святого или канонизированного церковью — сохраняется до нового времени («Сказания о жизни и подвигах блаженной памяти о. Серафима» — Серафима Саровского (1760-1833), канонизованного русской церковью в 1903). Жанровые признаки жития могут быть использованы в современной литературе: Ф.М.Достоевский «Братья Карамазовы» (1879-80), Л.Н.Толстой «Отец Сергий» (1890-98), Н.С.Лесков «Соборяне» (1872), Л.Н.Андреев «Жизнь Василия Фивейского» (1904), И.А.Бунин «Матфей Прозорливый» (1916), «Святой Евстафий» (1915), Ч.Айтматов «Плаха» (1986).

ЖИТИЕ, агиография произошло от греческого hagios — святой и grapho, что в переводе означает — пишу.

Преподобный алексий карпаторусский

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *