Содержание

У Нила Столобенского в гостях

Более пяти веков этот остров на озере Селигер притягивает к себе паломников со всего света.

В 2015 году здесь отметили 530 лет со дня рождения основателя нынешнего монастыря – преподобного Нила. И 510 лет с того дня, как он стал монахом.

Более пяти веков этот остров на озере Селигер притягивает к себе паломников со всего света

Будущий святой родился в Новгородской земле. С детских лет родители воспитывали сына в страхе Божием и привили ему любовь к молитве и чтению душеполезных книг. После их кончины он принял монашеский постриг в обители прп. Саввы Крыпецкого с именем Нил, в честь святого Нила Синайского. В монастыре Нил проявил себя как усердный монах, смиренный, кроткий и незлобивый. За десять лет, проведенных в обители, он добился немалых духовных дарований, однако, чтобы избежать мирской славы, по благословению настоятеля покинул Крыпецкий монастырь и отправился на поиски пустынного места для уединенной молитвы. Пройдя много необитаемых мест, он нашел, наконец, одно около реки Серемхи в Ржевской земле. Построил в лесу келью и стал подвизаться в непрестанной молитве и воздержании.

В 2015 году исполнилось 530 лет со дня рождения преподобного Нила.

Однажды пришли к нему разбойники, надеясь найти сокровища. Святой помолился, взял в руки единственное свое сокровище – икону Божией Матери – и вышел навстречу банде. Грабители испугались, им показалось, что с Нилом идет много вооруженных людей, и стали просить прощения. Нил с любовью отпустил их.

На Селигере

Прошло тринадцать лет. Имя лесного отшельника стало известно во многих селениях, и люди начали приходить к нему. Мирская слава огорчала подвижника, ночами он молил со слезами Божию Матерь о возможности уединенных подвигов. И однажды услышал повеление идти на остров Столобный, что на Селигере.

В 1528 году Нил переселился на этот пустынный остров. Первую зиму прожил в пещере, потом построил деревянную келью и часовню. По бесовскому наущению окрестные селяне вырубили на острове лес и подожгли его в надежде, что сгорит и келья преподобного. Но по его молитве бушевавший огонь, приблизившись к келье, погас. На этом испытания не закончились. Опять к Нилу пожаловали разбойники: «Отдавай нам свои сокровища!» «Мое сокровище в углу кельи», – смиренно ответил старец, указывая на икону Богородицы. Разбойники бросились туда и ослепли. Поняв свою неправоту, раскаялись, и по молитве св. Нила прозрели.

До революции над ракой с мощами прп. Нила в Богоявленском соборе находилась чудотворная икона Божией Матери – Селигерская-Владимирская. Именно перед ней молился прп. Нил, и ее хотели забрать разбойники, упоминаемые в житии святого.
После революции монастырь был полностью разграблен, не осталось ни одного крестика, икона также считалась утраченной.
Но, как сообщили редакции «Православного паломника» в Ниловой пустыни, 20 декабря 2013 года эта икона впервые была выставлена во время праздничной службы прп. Нилу Столобенскому. Оказывается, все эти годы она находилась в Воскресенской (Знаменской) церкви г. Осташкова.
При изучении архива почившего наместника, архимандрита Вассиана, были найдены записи 20–30-х годов XX столетия, где он описал события, связанные с изъятием церковных ценностей, и указал местоположение этой святыни.
В настоящее время для иконы готовится специальный киот, как только он будет изготовлен, чудотворный образ поместят рядом с мощами прп. Нила. Пока же икону выносят во время Богослужения из алтаря для поклонения верующим.

На острове Столобный преподобный прожил 27 лет. Особым его подвигом было то, что он никогда не позволял себе ложиться, в случае крайней усталости лишь опирался на деревянные крюки, вбитые в стену, и в таком положении немного отдыхал.

Святой удостоился от Господа духовных даров – прозрения и рассуждения.

По молитвам прп. Нила даже волны на Селигере укрощались.

По молитвам прп. Нила люди получали помощь от Бога, многие исправляли свою жизнь. Даже волны на Селигере укрощались, а рыбаки, застигнутые бурей, спасались от смерти.

За несколько лет до кончины Нил выкопал себе могилу в часовне, поставил в ней гроб и каждый день приходил сюда оплакивать грехи. Ему был открыт день смерти – 7 декабря 1554 года. Незадолго до этого Нила посетил духовник – отец Сергий, игумен Раковского Николаевского монастыря, который причастил свое духовное чадо. Перед кончиной прп. Нил окадил келью ладаном и, опершись на деревянные крюки, мирно отошел к Господу. Когда пришли монахи соседней обители, они почувствовали в келье благоухание и увидели, что лик умершего сияет необыкновенным светом.

Монастырь имел большое значение для развития всего края, на протяжении всей своей истории это был культурно-просветительский центр Верхневолжья.

Обитель

Нил Столобенский предсказывал появление на месте своих подвигов монастыря. Так и случилось. После его кончины на остров приходили иноки из разных обителей, совершавшие паломничество по святым местам. Какое-то время они жили в келье святого. Около 1590 года поселился на острове и монах Герман. Здесь он застал странника Бориса Холмогорца. Вдвоем они построили деревянный храм в честь Богоявления, и очень скоро здесь возникла обитель с общежительным уставом, получившая название Нилова пустынь. Иеромонах Герман стал ее первым настоятелем.

Так выглядел монастырь, когда его передали церкви

Нилова пустынь сейчас

Монастырь имел большое значение для развития всего края, на протяжении всей своей истории это был культурно-просветительский центр Верхневолжья. В описи обители за 1614 год среди прочего имущества значилось 32 книги, почти все рукописные. Постепенно в монастыре сформировалась богатейшая библиотека – первая в этом крае.

Сохранившиеся фрески

под куполом храма

В 1665 году в монастыре случился пожар, все деревянные строения вместе с храмом сгорели. Для совершения богослужений была построена временная деревянная церковь, а 27 мая 1667 года над гробницей прп. Нила заложили новый каменный храм, когда копали ров, земля осыпалась, показался гроб – так были обретены нетленные мощи св. Нила. С тех пор это событие празднуется каждый год. С 17 мая 1756 года святые мощи стали ежегодно обносить вокруг монастыря, а позднее начали устраивать крестный ход из города Осташкова, куда на празднование приезжали до 90 тысяч человек.

Ныне мощи прп. Нила почивают в Богоявленском соборе обители. Сохранилось описание многочисленных исцелений, совершившихся у гробницы преподобного.

До своего закрытия в 20-х годах прошлого века Нилова пустынь была одним из самых посещаемых монастырей России. Обитель имела подворья в Осташкове, Москве, Новгороде и даже Бурятии.

Мощи преподобного Нила почивают ныне в Богоявленском соборе обители

После революции

Уже в 1919 году мощи прп. Нила вынесли из монастыря и выставили как музейный экспонат для антирелигиозной пропаганды. Начались аресты монахов. Их судили, пытали, высылали, расстреливали. За время советской власти на территории обители размещались и трудовая коммуна, и колония малолетних преступников, одному из которых, жестоко избитому, явился сам прп. Нил, чтобы утешить.

Во время Великой Отечественной войны на острове размещался госпиталь. Как-то в монастырь приехал один из ветеранов Великой Отечественной и рассказал, что, когда он лежал в госпитале, его исцелил прп. Нил. Сильнейшее ранение в брюшную полость не давало врачам надежды на то, что больной выживет. А ему очень хотелось жить, и солдат стал молиться. К нему пришел монах, поводил рукой по животу, погладил его, ничего не сказал и ушел. Все сочли это за бред больного, но он выздоровел!

Обитель была полностью разорена большевиками, тем удивительнее видеть монастырские иконы, сохранившиеся до наших дней

В 60-е годы государство взяло комплекс монастыря под охрану как памятник архитектуры. С 1971-го обитель перешла в ведение Центрального совета по туризму и экскурсиям ВЦСПС, здесь открылась турбаза «Рассвет».

К концу 80-х монастырь стоял брошенный – здания использовать было уже невозможно. От храмов и других построек остались голые стены с пустыми глазницами окон и груды кирпича.

Церковная утварь, покровы, ризы священнослужителей — все это собиралось музеем по крупицам

Что могут 20 человек, или «Это не наше»

Как только безбожные времена стали уходить, в разные инстанции посыпались требования вернуть Нилову пустынь Православной Церкви и возродить монастырь. Такую же задачу поставил перед собой внештатный экологический отдел, созданный при редакции местной газеты «Заря коммунизма» (с 1990 года – «Селигер»). Он объединил двадцать энтузиастов защиты культурного и природного наследия края – представителей интеллигенции и рабочих местных предприятий. Ниловой пустынью к тому времени завладел «Мострансгаз». Активисты начали с писем в различные инстанции – центральные газеты, Московскую Патриархию. Были привлечены депутаты Верховного Совета страны, которые направили запросы в соответствующие органы. По просьбе экологов в защиту Ниловой пустыни выступил в центральной прессе известный писатель Владимир Солоухин. Поддержал инициативу и народный депутат, священник Алексей Злобин. Несколько членов экологического отдела были выдвинуты в депутаты местного Совета. Оказал содействие и тогдашний глава «Газпрома» Виктор Черномырдин. Посетив Нилову пустынь, он сказал: «Это не наше». И тогда «Мострансгазу» было выделено несколько гектаров земли под базу отдыха на противоположной стороне озера.

Образ Спасителя со следами пуль. Фото о. Митрофана (Заридзе)

Экологи на этом не успокоились, они продолжили борьбу за сохранение прилегающих к Ниловой пустыни ландшафтов. И это им тоже удалось.

В блокнот паломнику:

Нило-Столобенская пустынь

Адрес:172757, Россия, Тверская обл., Осташковский р-н, п/о Светлица

Тел. (8-48235) 5-08-04 – канцелярия

Тел. +7-909-267-24-73 – монастырская гостиница

>Храм Пророка Илии, г.Торжок

21 июня (переходящая) – Собор Новгородских святых

19 июля (переходящая) – Собор Тверских святых

9 июня

9 июля

20 декабря

  • Акафист
  • Молитва
  • Тропарь, кондак, величание

ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА СТОЛОБЕНСКОГО

Из книги «Жития Святых» , Москва, Синодальная Типография 1908 год

Преподобный Нил Столобенский родился в конце 15 века в одном из сёл Деревской пятины Жабенского погоста в Новгородской земле (в некоторых текстах Жития преподобного его родиной называется самое селение Жабна — центр погоста или волости). Кто были родители преподобного и какое имя они носили в мире, неизвестно. Известно только, что отец и мать его вели благочестивую жизнь и воспитали сына в страхе Божием. С ранних лет отрок воспламенился любовью к Богу, и, оставив родительский дом после их кончины, удалился в Псковскую область, в обитель преподобного Саввы Крыпецкого (†1495, память 28 августа). Здесь он принял пострижение в монашество, и назван Нилом, во имя Нила Постника, подвижника Синайской горы (память 12 ноября). Приняв на себя ангельский образ, преподобный Нил начал проводить высокую подвижническую жизнь, удручая плоть свою строгим воздержанием. Сколько лет подвизался преподобный в обители, неизвестно. Оставив Крыпецкий монастырь, преподобный около 1515 года ушел в лесную пустыню и остановился в Ржевском узде, в дремучем лесу, близ реки Серемхи. Подвижник питался здесь лесными травами и желудями. Измождая плоть свою, он укреплял душу непрестанным богомыслием, постом, бдением и молитвою.

Храмовая икона с частицей мощей прп. Нила Столобенского

Видя высокую жизнь пустынника, исконный враг нашего спасения, диавол, восстал на него со всею злобою. Первоначально он старался устрашить святого и изгнать его из пустыни разными привидениями. Принимая на себя вид страшных зверей, змиев и гадов, бесы устремлялись на преподобного с диким свистом и воплем. Святой же, как мечем, отражал демонские нападения крестным знамением и усердными молитвами. Посрамленный твердостью пустынника, диавол внушил разбойникам замысел убить святого Нила. Но преподобный, принесши молитву Богу о помощи, бестрепетно вышел к ним навстречу с своею келейною иконою Пресвятой Богородицы,— и сила Небесной Заступницы превратила злодеев в боязливых и кротких людей. Разбойникам показалось, что святого сопровождает целый полк вооруженных воинов; в ужасе они упали на землю к ногам преподобного Нила, и, открыв ему свое злое намерение, просили прощения в грехе. Кроткий и незлобивый подвижник сказал им:
— Не ваше это дело, чада, но общего вашего врага, диавола, ненавистника всего доброго в роде человеческом.
И преподав им наставление бросить злодейства, преподобный с миром отпустил разбойников. IIо прежнему он прилагал труды к трудам и подвиги к подвигам, воссылая и день и ночь благодарственные молитвы к Богу.
Прошло несколько лет ‚со времени поселения преподобного Нила в пустыни Серемхской. По окрестным селениям прошел слух об его богоугодной жизни, и многие из благочестивых жителей этих селений стали приходить к святому за молитвою и наставлениями. И все они получали от него; как от неоскудевающего источника премудрости и благочестия, великое утешение;— и преподобного Нила превозносили похвалами за его дивные подвиги и милосердие. Тяжело было смиренному подвижнику от похвал людских. Боясь потерять награду от Бога за свои труды, он сказал сам себе:
— Что мне делать? За грехи свои я несу подвиг пустыни. Сам Владыка мой Христос дал нам образ смирения, и не велел добрые дела творить напоказ людям, но совершать их в тайне, чтобы Отец Небесный, видя в тайне, воздал явно. Лучше мне отойти от места сего, ибо, принимая честь от людей, могу сделать тщетными труды свои и, изнурив свою плоть, боюсь лишиться награды.
И с того времени преподобный Нил начал днем и ночью молиться Богу и Пречистой Его Матери, взывая к Ней:
— Пресвятая Владычица, Мати Христа Бога нашего! Ты знаешь, что всю мою надежду по Боге я на Тебя возлагаю. Ты же Сама, как ведаешь, наставь меня на путь, которым я должен идти, чтобы спастись.
Матерь Божия исполнила его прошение: однажды преподобный на молитве немного задремал и вдруг слышит голос, говорящий ему:
— Нил! Выйди отсюда и иди на остров Столобный; на нем ты можешь спастись.
Преподобный исполнился радости, слыша небесный глас, благодаря Пречистую Богородицу, что не презрела моления его. С тех пор подвижник стал расспрашивать об этом острове своих посетителей. Ему сказали, что остров Столобное находится на озере Селигер, в 7 верстах от города Осташкова, что место то пустынно и никто не живёт на нём. Получив нужные сведения об острове, преподобный оставил Серемхскую пустынь, в которой подвизался 13 лет (с 1515 по 1528 год), и с радостью отправился в путь, возложив надежду на Бога, спасителя человеков.
Пришедши на остров Столобное, преподобный Нил обошел его, увидел, что он весьма удобен для уединенного, безмолвного жития, и поселился там. Остров этот очень невелик; на нем рос вековой лес, а в лесу вызревало множество всяких ягод. Преподобный возлюбило то красивое место, окруженное со всех сторон водами Селигера. На острове Столобном возвышается гора, тогда покрытая сосновым бором. Поднявшись на гору, преподобный молитвой благодарил Бога за то, что не презрел моление его, но привел на место сие.
— Се, Господи, покой мой,— говорил пустьнник,— се жилище мое во веки веков.
После слезных молитв, подвижник начал устраивать себе жилище. Он выкопал в горе небольшую пещеру, в которой находил кратковременный покой от трудов своих. В ней он прожил одну зиму; с наступлением весны, из леса, росшего на острове, построил себе на той же горе небольшую келейку и часовню. В строгом уединении преподобный начал свои труды и подвиги, радуясь духом, вознося ум свой к небесному, помышляя всегда о часе смертном и о праведном воздаянии в будущей жизни. Тело и душу он упражнял во всенощных стояниях и молитвах, беспрестанно поучался в законе Господнем в псалмах и песнях духовных, поя и воспевая в сердце своем Господа. Ибо на Него,- говорил святой,- уповала душа моя и Он был мне Помощником.
Пищу преподобный приобретал своими трудами: он возделывал землю мотыгой,сеял хлеб и сажал овощи, и таким образом ел хлеб, по слову Писания, в поте лица своего.
Ненавистник добра – диавол, воздвиг брань на преподобного и здесь, на острове Столобном, как прежде в пустыни Серемхской.
Однажды он явился подвижнику видимым образом и обратился к нему с такими словами:
-Выйди отсюда, монах! Зачем ты пришел на это место? Сам видишь, что место это пусто и ни к чему непригодно, а окрестные жители злы. Зачем ты хочешь трудиться здесь без пользы?
Преподобный же, оградив себя крестным знамением, произнес псалом: «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его» , тогда Диавол исчез, как дым, и стал невидим.

В другой раз, когда Нил оканчивал в келье своей всенощное бдение, диавол пришел к нему в видении с целым полчищем бесов; они принесли с собой веревки и, окружив келью святого, как будто оцепили ее веревками и неистово кричали:
— Потащим келью и бросим ее в озеро!
Но блаженный не устрашился; он вознес пламенную молитву к Богу об избавлении от напасти и говорил:
— Внуши, Боже, молитву мою, и не презри моления моего. Господи, Защитниче мой! Обыдоша мя беси, яко пчелы сот и разгорешася яко огнь в тернии, и именем Господним противляхся им.
Услышав слова молитвы, сатана со всем воинством возопил:
— Не знаю что мне и делать теперь? Вот ты совершенно победил меня и все воинство моё. Но знай, что я не отступлю от тебя, пока не одолею и не смирю тебя!
Преподобный, с твердым упованием на Бога, дерзновенно ответил диаволу:
— Будь ты проклят, нечистый, и все дела твои. Слава же и честь и поклонение Единому Истинному Богу нашему, попирающему и повергающему тебя под ноги любящим Его. Знай ныне, окаянный и бесстыдный, что я и все уповающие на имя Господне не убоимся тебя и всех привидений твоих.
Так, при всех ухищрениях своих, дух злобы не мог отвлечь преподобного от любви Христовой, удалить его с пустынного острова и, побежденный крепким дерзновением к Богу, оставил святого.
Ненависть людей также осталась бессильной против подвижника, одинокого и безоружного, но сильного надеждой на Господа.
Так, в одно время, жившие против Столобного острова поселяне, завидуя святому, что он — дальний и чуждый пришлец — один владеет и пользуется островом, а они, соседние жители, не извлекают из него никаких выгод, пришли на остров рубить лес, чтобы потом сжечь его здесь же и распахать землю для посева. Преподобный умолял их:
— Оставьте мне бор по крайней мере на одной горе.
На этой горе была келья его. Но они не послушали подвижника. Возбуждаемые бесовским внушением и завистью, крестьяне хотели совсем прогнать преподобного с уединенного острова или предать его смерти. Они вырубили весь лес, оставив одну только сосну близ жилища преподобного. Затем зажгли срубленные деревья, надеясь, что огонь дойдет до кельи святого и она сгорит. Действительно, огонь разлился по острову, с шумом и треском сжигая срубленные деревья, угрожая сосне, стоявшей близ кельи преподобного, и самой келье, и её обитателю. Тогда святой Нил слезно молился к Богу об избавлении от напасти, воспевая псалом Давида:
— Боже, в помощь мою вонми: Господи, помощи ми потщися. Да постыдятся и посрамятся ищущие душу мою: да возвратятся вспять и постыдятся хотящии ми злая.
И милосердный Господь не оставил Своего раба, уповающего на Него, но услышал молитву его вскоре и избавил от напасти. Когда огненное пламя, с яростью потреблявшее деревья, дошло до горы, где стояла келья святого, то вдруг, по мановению Божию, угасло, как бы залитое водой. Увидев скорую милость Божию, преподобный возрадовался духом и возблагодарил Господа, а его недоброжелатели со стыдом и страхом возвратились домой.
Но диавол чем более терпел поражений от святого, тем с большею яростью нападал на него. Он возбудил против святого разбойников. Пришли однажды на остров к преподобному разбойники, называемые «Кочененки» . Они думали, что у преподобного много сокровищ и хотели воспользоваться ими. Преподобный в то время трудился вне кельи. С угрозой они кричали пустыннику:
— Старик, сказывай где твое сокровище?
Святой, ничего не имея у себя, кроме ветхого рубища и одной келейной иконы Пресвятой Богородицы, которая уже раз спасла его от разбойников, сказал им:
— Чада! Все мое сокровище — в углу кельи.
Они бросились в келью святого; но как только посмотрели в передний угол, где стояла икона, внезапно ослепли, пораженные её чудным сиянием. Объятые страхом, они пали ниц на помост келейный и плакали. Преподобный вошел в келью и, увидев разбойников в таком положении, сказал им:
— За чем пришли, чада, то и собирайте.
Разбойники просили у святого прощения в своих согрешениях и открыли ему все бывшие у них злые помышления на него. Преподобный увещевал их удаляться от худых дел; они же с горькими слезами умоляли святого:
— Прости нас, отче, Бога ради прости, в чем мы согрешили пред Богом и пред тобою, и молись о нас.
Видя, что разбойники с сердечным сокрушением каются в своих грехах, преподобный сжалился над ними, встал на молитву и долго со слезами молился о них Богу. И Господь, милостиво поклоняющийся на молитвы рабов Своих, скоро даровал прощение покаявшимся разбойникам. После того они припали к ногам святого и воздали ему благодарение. Он отпустил их с миром, заповедав при этом никому не рассказывать о случившемся. Разбойники при жизни молчали, но по преставлении же его подробно рассказали о том.

Очистившись от страстей пустынными подвигами и терпением, преподобный Нил удостоился особых даров Святого Духа, которые проявлялись в дивных знамениях и чудесах. Преподобный сподобился дара прозрения. Наиболее богобоязненные из селигерских рыболовов посещали пустынника, когда ловили на озере рыбу и приносили ему часть своего улова. Преподобный принимал от них рыбу с благодарением, как посланную Богом, и питался ею во славу Божию. Один раз, окончив свою ловлю на озере, рыболовы пристали к Столобному острову и одного товарища послали с рыбой к преподобному Нилу. Увидев его еще издалека,- святой закрыл оконце кельи и не отзывался на стук и зов посетителя. Рыболов возвратился к товарищам своим и рассказал о происшедшем. Товарищи спросили его:
— Не сделал ли ты, брат, какого греха, что святой отвернулся от тебя?
Он сознался и в плотском грехе. Тогда рыболовы послали с рыбой к преподобному другого товарища. Святой охотно
принял дар усердия и, благословив принесшего, отпустил его с миром. Придя к своим, он рассказал, как охотно принял дар от него пустынник, как благословил его. И рыболовы дивились дару прозрения, которым обладал преподобный Нил.
Много лет подвизался преподобный на указанном ему от Бога острове. На месте вырубленного и сожженного прежде селигерцами леса поднялся новый,— и вот опять нашелся дерзкий человек, который приехал ночью на остров и стал рубить вновь выросший лес на дрова. Имя этого поселянина было Стефан, прозвание Шамъ. Он или забыл, что было прежде при порубке леса на острове, или не верил рассказам о знамениях благодати Божий, ограждавшей преподобного, и не считал его святым. И вот когда Стефан нарубил целый воз дров и хотел уже ехать, вдруг, как страшный гром, раздался голос, говоривший:
— Человече, перестань делать неприятности рабу Божию!
Крестьянин упал на землю и долго лежал как мертвый. Когда он очнулся, как-бы от крепкого сна, то опять пытался уехать с нарубленным лесом домой, но лошадь его не могла двинуться с места. Долго трудился Стефан, но все без успеха, и отсюда понял, что сила Божия не попускает ему съехать с острова с возом дров, ради молитв преподобного Нила. Поэтому, сложив с воза нарубленные дрова и обещаясь впредь никогда не рубить леса на Столобном острове, он отправился домой, но рассказал о чуде только после преставления святого.
Преподобный Нил обладал также даром совета и разума духовного. Поселянин Федор Харитонов живший нерадиво, пришел к нему, оскверненный плотским грехом. Преподобный, хотя и допустил его к себе, но обличил в грехе и дал ему наставление и увещание вести чистую жизнь. Слушая со вниманием наставления святого, Феодор пришел в страх Божий, начал часто посещать преподобного для душеполезных наставлений, провел остальное время жизни в целомудрии и чистоте и скончался добрым христианином. Для простого народа, косневшего во тьме невежества, преподобный Нил был поистине светильником всесветлым. На уединенный Столобный остров, как прежде в пустыню Серемхскую, к подвижнику приходило множество народа, жаждавшего получить от него наставление, совет, утешение, или молитвенную помощь. Особенно почитали святого и часто бывали на острове Осташковские жители. Видя, какие чудеса творить Бог по молитвам угодника Своего — преподобного Нила, благочестивые Осташковцы с верою начали призывать угодника Божия на помощь и прибегать к его молитвам. Замечая на озере обуреваемых волнами пловцов, святой Нил своими молитвами укрощал ветры и избавлял плавающих от опасности потопления; и во всяких скорбях и напастях он был скорым помощником и утешителем для всех призывавших его имя в подкрепление молитв своих.
Проводя дни и ночи в молитве и помышлении о Боге, преподобный Нил не позволял себе и на краткое время ложиться на одр. Когда же доходил до крайнего изнеможения, то стоя на коленах, для отдыха он опирался руками на два больших деревянных крюка, вбитые в стене его кельи. Преподобный Нил живо содержал всегда смерть в памяти своей. Но чтобы еще более усилить память смертную, подвижник еще за много лет до кончины, выкопал в часовне могилу и, поставил в ней вытесанный своими руками гроб, приходил к нему каждый день плакать о грехах своих.
Среди неослабных подвигов поста, бдения и молитв, преподобный приблизился к исходу из сей временной жизни, и Господь даровал ему извещение об этом. Теперь подвижник усердно молил Бога, да сподобит его причаститься Святых Христовых Таин, и молитва его была услышана.
Вскоре после того, по устроению Божию, прибыл на остров Столобное, для посещения преподобного, настоятель Никольского Рожковского монастыря игумен Сергий, духовный отец подвижника, и принес с собою святые Дары. Увидев отца духовного, преподобный исполнился великой радости. По его просьбе, игумен Сергий исповедал его и приобщил святых Таин. После того, беседуя с Сергием, преподобный Нил исполнился пророческого вдохновения и сказал своему духовному отцу:
—Отче святой! По моем отшествии к Богу, на сем острове Бог воздвигнет храм в прославление Своего Имени и место
сие будет жилищем иноков.
Когда же игумен расставался с подвижником, то преподобный сказал ему:
— Отчв святый! Приди опять, посети меня грешного, приди Господа ради, приди.
Игумен обещался опять посетить преподобного и отправился в свой монастырь. Оставшись один, преподобный Нил всю наступившую ночь провел в своей келье на молитве. По окончании её, почувствовав крайнее изнеможение, он опёрся подмышками на крюки и, в таком положении, предстоя пред Богом на молитве, уснул вечным сном. Кончина преподобного Нила последовала 7-го декабря 1554 года. На другой день игумен Сергий и братия пришли посетить подвижника и нашли его уже почившим. Лицо святого было светло, как у живого; вся келья наполнилась благоуханием. Опрятав честное тело преподобного и совершив надгробное пение, игумен Сергий с братией положили его во гроб, который сам угодник приготовил для себя в часовне. Всего преподобный прожил в пустыни 40 лет: у реки Серемхи 13 лет и 27— на Столобном острове все это время он неисходно пребывал в пустыне: не выходил ни в город, ни в села, непрестанно молился Богу, Которого возлюбил от утробы матери своей и от Которого восприял за то блага, уготованные любящим Его.
Спустя немного лет по преставлении преподобного Нила, на Столобенский остров пришел иеромонах Герман, из братии близ лежащего Николаевского Рожковского монастыря. Много слыша о жизни и подвигах преподобного Нила, он питал к нему в душе великое благоговение и любовь и желал, пополнив сведения о святом, написать его житие. Поэтому несколько раз он посещал Столобенский остров, как для мысленного общения с преподобным, так и для того, чтобы слышанное о нем поверить и пополнить на месте свидетельствами лиц, знавших преподобного. В то время пустынный остров стали посещать любители уединения, и некоторые проживали в келье преподобного Нила довольно долгое время.
Первым поселился здесь игумен одного из Новгородских монастырей Антоний, с которым Герман прожил вместе на острове три года; пустынники возобновили над могилой преподобного Нила часовню, а поверх могилы устроили гробницу и накрыли ее покровом. Прожив три года, Антоний и Герман оставили остров. В это время над мощами преподобного, время от времени, начали совершаться чудеса и знамения.
Приходящие ко гробу угодника Божия, с теплою верою, больные и немощные получали исцеление от своих недугов. Но те, которые не почитали почившего святого, не берегли места его подвигов, получали грозное вразумление. Проезжал раз озером в Осташков Иоанн Куров. Онъ завернул к острову Столобному, потом пошел в часовню на гроб преподобного Нила. Здесь Куров прельстился покровом, лежавшим на гробе святого, и думал присвоить его себе. Когда он начал поднимать покров, то увидел, что вместе с ним поднимается и гробница. Иоанн так испугался, что помешался умом, проболел полгода и исцелился только тогда, когда покаялся пред гробом чудотворца.

Один житель Осташкова хотел срубить большую сосну близ кельи преподобного Нила, но неведомой силой был откинут далеко от неё, вразумился и просил прощения у гроба святого. Другой, рубя это дерево, сломал три топора и также с раскаянием вернулся домой. И долго, после кончины преподобного Нила, на горе пустынного острова стояла эта сосна, видимая со всех сторон издалека, напоминавшая проезжавшим о месте подвигов пустынника.
Около 1590 года Герман снова пришел в пустыню преподобного, которая уже славилась чудесами. В то время здесь жиль странник Борис Холмогорец. При помощи многих боголюбивых окрестных жителей, Герман и Борис построили на Столобном острове первую деревянную церковь во имя Богоявления Господня с приделом во имя блаженного Василия, Христа ради юродивого, Московского чудотворца .
Вскоре после устроения храма, написан лик преподобного Нила двумя иноками Вознесенского Оршина монастыря. Лик преподобного писан был по рассказам тех, кто знал его при жизни и хорошо его помнил.
Вслед за этим, через сорок лет по преставлении преподобного Нила, при содействии Божием, собрались на острове иноки, построили кельи, обнесли все строения оградой и начали здесь жить. Таким образом, устроился на Столобном острове, в честь и память преподобного Нила, общежительный монастырь. Обитель эта приняла название по имени преподобного Нила и называется с того времени и поныне Ниловой Пустынью. Первым настоятелем (строителем) монастыря поставлен был иеромонах Герман. После устроения обители на Столобенском острове, чудеса при гробе преподобного Нила не переставали совершаться. Упомянем два из них.
В праздник Василя Блаженного (2 августа), когда в пустыни собирались богомольцы—миряне с женщинами и детьми два мальчика зашли в часовню, где гроб преподобного, и по неразумию начали играть, бросать один в другого рябиной. Внезапно загремел страшный гром, дети обмерли и упали на землю. Когда народ увидел мальчиков, лежавших без движения, стали служить угоднику молебен и призывать его на помощь. Дети пришли в себя и рассказали, что когда они бросали рябину, то увидели старца, который велел им перестать; они не послушали его и от страшного грома упали на землю. По усердной молитве родителей, дети возвратились домой здоровыми.
Исайя Травков, слуга боярина Бельского, проезжая раз озером Селигер мимо Столобного острова, кощунственно говорил пред своими спутниками:
— Хотя ты, Нил, и свят, а я все-таки проеду мимо.
Когда Исайя вернулся домой, он внезапно захворал каменной болезнью. Едучи в другой раз по озеру, Исайя почувствовал себя особенно плохо, еле дышал и говорил едущим с ним, что он умирает. Тут он вспомнил о своем кощунстве, понял, что наказан преподобным и просил привести его на остров Столобное. Как только вынесли Исайю на остров, ему стало лучше; он сам дошел до часовни, пред гробом угодника Божия покаялся в своем безумии и получил исцеление. После того преподобный Нил явился Исайе во сне и сказал:
— Почему ты не заезжаешь к Нилу и говоришь, что он не творит чудес? А это разве не чудеса?

И потом по книге начал читать сказание о чудесах своих. После этого вразумленный Исайя почитал преподобного Нила великим чудотворцем.
Однако, не смотря на многочисленные чудеса, более ста лет святые мощи преподобного Нила пролежали в земле. Они были обретены при таких обстоятельствах.
В августе 1665 года в Ниловой пустыни произошел пожар: церковь и все другие деревянные здания монастыря сгорели. Архиепископу Нектарию, управлявшему тогда Ниловым монастырем, пришла мысль построить в обители каменную церковь.
Он испросил на это разрешения у царя Алексия Михайловича; но до начала строительства не дожил (скончался 15 января 1668 г.) . Строение каменной церкви пришлось начинать его преемнику по управлению монастырем, игумену Герману Второму. По грамоте патриаршего местоблюстителя, Новгородского митрополита Питирима в мае месяце 1667 года, приступили к работам. Разобрана была деревянная часовня, временно устроенная после пожара над гробницею преподобного Нила, и 24 мая начали копать рвы под фундамент нового храма по составленному заранее чертежу; на другой день ров довели до того места, где по чертежу линия его проходила в полутора аршинах от гробницы преподобного.
Копали в этом месте братия монастыря, под наблюдением игумена, чтобы не потревожить святые мощи; но 27 мая земля, закрывавшая их, сама собой внезапно осыпалась, и мощи преподобного обнаружились: гроб и тело истлели, а кости все оказались целы.
Обретение мощей святого Нила предуказано было монастырю некоторыми чудесными знамениями и явлениями самого преподобного. С 17 на 18 мая, в третьем часу ночи, иеромонах Ниловой Пустыни Леонтий и монастырские работники ловили рыбу на озере, в 6 верстах от монастыря и видели над ним столп огненный, который стоял от земли до неба и потом спустился на землю. За два дня до обретения мощей, на восходе солнца, когда братия начинали копать ров близ гробницы преподобного, работники монастыря, ловившие рыбу в 2 верстах от обители, видели над гробницею большую горящую свечу и подумали, что пред гробом чудотворца совершают молебен. В самый день обретения мощей явился преподобный Нил иеромонаху пустыни Александру, во время дневного отдыха его, повелевая ему воспрянуть от сна. В тот же день преподобный явился, лежа на одре, и самому игумену Герману, как бы живой и повелевая поднять себя с одра.
Игумен Герман с братьею монастыря, воздав благодарение Богу, с глубоким благоговением вынули святые мощи из земли, положили их в новый деревянный гроб и, накрыв их, поставили поверх земли. Потом отправили донесение об этом царю Алексею Михайловичу и митрополиту Питириму. В июне месяце от митрополита отправлена была в Нилову пустынь грамота, которою поручалось самому игумену с братиею совершить открытие святых мощей. При этом предписывалось, переложив святые мощи в новую раку, поставить их до окончания каменного соборного храма—в построенной на время деревянной Покровской церкви, а обретение святых мощей ежегодно праздновать 27 мая. Когда постройка каменного храма была окончена, 30 октября 1669 года в нем были освящены приделы во имя святого апостола Иоанна Богослова и блаженного Василия, Христа ради юродивого. Святые мощи преподобного Нила торжественно перенесли сначала в придел (в 1669 г.) святого Иоанна Богослова, а затем, в 1671 году, поставлены здесь на правой стороне, повыше правого клироса.С 17 мая 1756 года ежегодно стало совершаться торжественное обнесение святых мощей вокруг монастыря, позднее — крестный ход из Осташкова. Со времени открытия мощей, как и до него, при гробе преподобного Нила совершались многочисленные чудеса. Сохранилось описание многочисленных исцелений, совершившихся у гробницы преподобного Нила по его святым молитвам. Неиссякаемо изливаются они для всех истинно верующих и доныне.
В советское время монастырь закрыли. Над мощами преподобного Нила было совершено святотатство: в 1919 году они были вскрыты и переданы в Осташковский краеведческий музей, располагавшийся в Вознесенском (Знаменском) соборе Знаменского монастыря города Осташкова. В 1947 году в этом соборе возобновили богослужение, здесь же святые мощи находились до 1995 года. В 1991 году была возрождена обитель преподобного Нила на острове Столобное. 9 июля 1995 года прошел праздничный крестный ход, возглавляемый Патриархом Московским и всея Руси Алексием ΙΙ. Торжественно святые мощи преподобного были перенесены из Осташкова в Богоявленский собор Ниловой пустыни. С этого времени Русская Православная Церковь ежегодно отмечает новый праздник 9 июля — перенесение святых мощей преподобного Нила, Столобенского чудотворца.

>Преподобный Нил Столобенский – 20 декабря

Житие Преподобного Нила Столобенского

Преподобный Нил Столобенский родился в XV веке в Новгородской земле. Родина Преподобного – селение Деревской Пятины Жабенского погоста, по ряду источников – селение Жабна. Нил Столобенской жил в благочестивой семье, с детсва был приучен к чтению душеспасительных книг и молитвы. Во второй половине XV века принял монашеский постриг и был назван в честь преподобного Нила Синайского. Описывающие житие преподобного упоминают его послушание, кротость и незлобление.

Нил Столобенский избегал мирской славы и в 1515 году покинул Крыпецкий монастырь, чтобы жить в пустыне. Преподобный жил в Ржевской земле близ реки Серемхи (или Черемхи). В небольшой келье пией ему служили желуди и лесные плоды, принимал дары от рыбаков. Преподобный неустанно молился. Житие его отличалось аскетизмом. Просил святой не того, о чем молятся простые люди – просил иноческого подвига. Его искушали бесы, являясь в виде зверей и гадов, но святой подвижник продолжал молиться и спасался, оспеняя их крестным знамением. Бесы пытались изгнать святого и через людей, направив в келью разбойников. Преподобный Нил, помолившись вышел к ним с иконой Божией Матери в руках. Разбойники увидели, будто со святым идет войско и покаялись. Нил Столобенский с миром отпустил их.

К святому стали приходить за благословением и советами, узнав, чем помогают его наставления. Преподобный Нил не искал мирской славы и просил Пресвятую Богородицу позволить ему совершить иноческий подвиг. Однажды во сне он услышал повеление идти на остров Столбный на озере Селигер. Там Нил Столобенский жил в горной пещере. Бесы не оставляли его и научили местных жителей, чтобы те вырубили на острове лес, распахали пашню. Срубленный лес подожгли, но огонь не тронул келью по молитве преподобного. Тогда на пещеру вновь напали разбойники, но, бросившись к иконе в углу, они ослепли. Разбойники раскаялись, по молитве святого им вернулось зрение. Спал Нил Столобенский, опираясь на два деревянных крюка, вбитых в стену.

Преподобному открылся день его кончины – 7 декабря 1554 года. За несколько лет до того, как отойти ко Господу, Нил Столобенский выкопал могилу, сделал гроб и приходил к нему оплакивать свои грехи. Преподобный предсказал, что на месте его подвигов появится монастырь. Перед кончиной святого навестил его духовник — настоятель Никольского Рожковского монастыря игумен Сергий, который исповедал и причастил его. Братия Рожковской обители обнаружила, что Нил Столобенский почил, опираясь на деревянные крюки, лик его сиял необыкновенным светом. Монахи совершили погребение преподобного.

Жизнеописание

О жизни преподобного Нила известно из его жития, написанного в конце XVI века иноком вологодской Свято-Троицкой Герасимовой пустыни Филофеем Пироговым на основе записей о жизни и чудесах преподобного, составленных Германом, первым игуменом Нило-Столобенской пустыни. Им же был составлен канон преподобному.

Нило-Столобенская пустынь, построенная на месте отшельничества преподобного Нила. Фотография Сергея Прокудина-Горского. 1910

Родился в конце XV века в Жабенском погосте Деревской пятины Новгородской земли; о его родителях и мирском имени сведения не сохранились. В раннем возрасте он осиротел и пришёл в Крыпецкий монастырь, где принял монашеский постриг с именем Нил в честь преподобного Нила Постника. Прожив в монастыре некоторое время, Нил покинул его и в 1515 году пришёл в лес близ речки Черемхи (Серемхи), где построил себе келью, в которой прожил отшельником 13 лет. Постепенно известия о поселившемся в лесу отшельнике стали распространяться, к Нилу начали приходить люди за наставлениями и молитвами. Тяготясь вниманием, он в 1528 году оставил свою Серемхскую пустынь и переселился на остров Столобный на озере Селигер.

На острове Нил вырыл себе землянку, в которой прожил первую зиму, а летом построил деревянную келью и часовню. Преподобный прожил в одиночестве на острове 27 лет; добывал себе пищу земледелием, принимал в дар рыбу от посещавших иногда остров рыбаков. Нил отличался особым аскетизмом: не желая спать лёжа, он вбил в стену кельи крюки и, опираясь на них, отдыхал.

Для своего погребения Нил заранее вырыл в часовне для себя могилу и поместил в неё вытесанный гроб, к которому приходил сокрушаться о своих грехах. Скончался преподобный Нил 7 декабря 1555 года. Перед смертью его посетил его духовник — настоятель Никольского Рожковского монастыря игумен Сергий, который исповедал и причастил его. Прибыв на остров на следующий день, Сергий и другие монахи нашли Нила мёртвым и совершили его погребение.

Через пять лет после смерти Нила над его могилой в часовне была устроена гробница, которую покрыли покровом. В 1595 году была написана первая икона преподобного и вслед за этим, по мнению Е. Е. Голубинского, началось его местное почитание (начало общецерковного почитания остаётся неизвестным).

Деревянная скульптура

Скульптура XVIII века, почитается чудотворной

В иконографии образ преподобного Нила Столобенского получил наибольшее развитие в виде деревянной резной скульптуры или барельефов. В скульптурных изображениях «Нил Столобенский изображается сидящим со склонённой на грудь головой и опирающимся на деревянные костыли. В таком необычном положении измождённый старец скончался во время молитвы». Существуют две традиции таких изображений: в виде скульптуры высотой от 10 до 40 см или небольшого прорезного рельефа 20 на 25 см. Такие статуэтки изготавливались в большом количестве для паломников, посещавших Нило-Столобенскую пустынь. Известны и крупные скульптуры в человеческий рост, которые создавали по заказам частных лиц или для часовен и церквей. Скульптуры украшали вотивными приношениями (крестиками, образками, кольцами и серьгами, бусами, лоскутками ткани) в знак благодарности за исцеления по молитвам к святому.

Чёткой иконографии деревянная скульптура преподобного Нила не выработала (за исключением его позы) — «одни мастера изображали его как щуплого старика, другие — как былинного богатыря». Отмечают, что схиму преподобного на скульптурах традиционно окрашивают в чёрный цвет, однако известны отдельные скульптуры, расписанные яркими цветами и золочёные, при этом кресты и надписи на схиме являются рельефными.

Образ преподобного Нила Столобенского запечатлен на гербе Фировского района Тверской области.

> См. также

  • Нило-Столобенская пустынь

Преподобный нил столобенский

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *