Препятствия к заключению брака:

  1. Не допускается регистрация брака в том случае, если ранее заключенный брак не был признан недействительным, супруги не развелись, пока законные узы брака не рассоединятся смертью одного из супругов. В соответствии с законом, при соблюдении всех вышеперечисленных условий, явных причин, запрещающих вступать в повторный брак, не существует. К примеру, после смерти одного из супругов законом не предусматриваются «траурные сроки», также как и при разводе не существует «запретительных сроков».
  2. Не имеют право регистрировать свой брак лица, являющиеся прямыми родственниками или имеющие родство до второй степени. А также запрещается брак между неполнородными и полнородными сестрами и братьями. Такой мотив объясняется нравственно-этическим и биологическим характером. На территории большинства зарубежных стран кровосмесительные браки уголовно наказуемые. Запрет не распространяется среди боковых родственников, которые имеют более отдаленную степень родства: среди сводных братьев и сестер, которые находятся в свойстве и не имеют кровного родства, при четвертой степени бокового родства (между племенником, племянницей и тетей, дядей), при третьей степени бокового родства (среди двоюродных сестер и братьев).
  3. Не разрешается брак между усыновленным и усыновителем, это обусловлено тем, что согласно закону усыновленный считается родным ребенком усыновителю. Союз возможен только тогда, когда акт усыновления признан недействительным.
  4. Брак разрешается заключать только дееспособным лицам. Так, недееспособность гражданина не позволит принимать ему осознанные решения, душевно больной человек не в состоянии наладить нормальную семейную жизнь. Дети, которые родятся от такого брака, возможно, будут иметь отклонения умственного характера. Недееспособность лица обязательно определяется после прохождения судебной экспертизы, которая устанавливает у гражданина психическое или иное расстройство (слабоумие либо душевную болезнь).

Вышеперечисленные обстоятельства являются явными причинами, которые выступают в качестве препятствий к заключению брака. В соответствии с законодательством никаких других явных запретов и ограничений на вступление в брак не существует.

Сейчас многие семьи помимо юридического брака изъявляют желание скрепить союз церковной церемонией. Перед тем, как отправляться в храм либо церковь вы должны понимать, что в некоторых случаях священнослужители имеют право отказать в обряде венчания. Чаще всего перед тем, как приступить к процедуре венчания священник должен узнать о наличии препятствий к заключению брака церковно-канонического характера.

Перечислим основные церковные препятствия к заключению брака:

  • одно из лиц пары исповедует другую веру;
  • жених и невеста имеют кровное родство;
  • ранее брак был венчан и архиерей не дал согласие на его расторжение;
  • при расторжении гражданского брака не был соблюденный церковью порядок;
  • лицам, имеющим близкое родство, запрещена процедура венчания;
  • один из партнеров принадлежит к другому вероисповеданию, является атеистом, не крещен;
  • ранее одно из лиц, вступало в брак более трех раз.

Своевременное выяснение всех условий заключения брака и нюансов венчания позволит избежать Вам нежелательных последствий.

Заключение брака – акт, подчиняющийся требованиям закона, в частности, Семейному кодексу РФ. Казалось бы, если взрослые люди желают оформить официально свои отношения, то разве что-то может им помешать? Оказывается, что ограничения существуют, они изложены в ст. 14 СК РФ.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам ниже. Это быстро и бесплатно!

Какие ситуации исключают регистрацию?

Разберем обстоятельства, при которых брак не может быть заключен:

  • если один из брачующихся фактически состоит в браке, оформленном официально;
  • жених и невеста приходятся друг другу родственниками по крови или по усыновлению;
  • один из будущей четы психически болен, что признано судебными органами.

Если одно из этих обстоятельств стало известно до момента официальной регистрации брака и факт женитьбы состоялся, то впоследствии такой союз может быть признан недействительным.

В судебной практике бывают случаи, когда жених и невеста знают о том, что создают семью вопреки требованиям закона, а именно ст. 14 СК РФ, и сознательно идут на это. Дело в том, что установить родство или наличие официального брака по паспорту можно не всегда, а наличие болезни психики – тем более невозможно.

Ограничения законом введены не случайно, они имеют под собой медико-биологическую подоплеку, поэтому не стоит нарушать закон и рисковать своей судьбой, связывая жизнь с больным человеком или с тем, кто уже женат.

Факторы, не влияющие на право зарегистрировать отношения

Если будущие супруги здоровы, не связаны родством и достигли совершеннолетия, то остальные обстоятельства не могут стать препятствием для закрепления союза официальными узами.

В ЗАГС примут заявление и внесут записи в свои книги, если даже один из будущей четы многодетен. Законом допускается, что гражданин, оформивший развод в шестой или десятый раз, снова может вступить в брак.

Не служит препятствием и разница в возрасте жениха и невесты, если они оба согласны создать семью. То, что разрешается законом, имеет право быть, независимо от мнения окружающих.

В последнее время достаточно частыми стали интернациональные семьи. Брак с иностранцем уже не является чем-то недоступным, экзотическим. Семейный кодекс РФ регламентирует оформление официальных отношений между гражданами разных государств.

Семейное законодательство закрепляет право граждан на создание крепкой семьи по добровольному согласию и любви. Категорически недопустимым считается вмешательство кого-либо в дела семьи. (Статья 1 Семейного кодекса РФ.)

Признаки недействительного брака

Брак недействительным может быть признан, если достоверно становится известным, что в момент заключения брачного союза один из брачующихся:

  • не достиг возраста 18 лет;
  • фактически состоял в браке;
  • признан судом недееспособным из-за психического нездоровья.

При этом только знания недостаточно, обязательно нужно, чтобы брак признали недействительным судебные органы вынесением решения. Брак будут считаться недействительным с момента его заключения.

Не стоит идти на обман ради того, чтобы ускорить дату бракосочетания, ведь не достигший совершеннолетия гражданин может получить право на женитьбу законным путем при наличии некоторых обстоятельств, например, беременности.

Тот, кто уже официально женат, может получить развод и потом на вполне законных основаниях создать новую семью, нужно только немного подождать.

Строить семью на обмане – плохая идея, из которой ничего стоящего не выйдет. Следует взвесить все «за» и «против» такого брака, подумать трезво и понять, что требования закона имеют под собой выверенное столетиями основание.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:


Это быстро и бесплатно!

Сфера церковного права. Брачно-семейное право

церковный право стоглав юрисдикция

Церковь в своей деятельности опиралась на целую систему норм церковного права, содержащихся в Кормчей книге, Правосудье митрополичьем и Стоглаве (сборнике постановлений церковного Собора 1551 г.).

С принятием христианства на Руси брачно-семейные дела были отнесены к компетенции православной церкви, что копировало византийские порядки. В русскую жизнь пришли новые понятия о смысле брака, форме его заключения и условиях установления. Новшества в вопросе заключения брака вызвали у населения неприятие, затем глухое недовольство и, наконец, энергичное сопротивление.

Одной из ярких форм противодействия христианству было упорное нежелание соблюдать таинство венчания. Браки нередко заключались без участия церкви. Борьба священнослужителей с этим явлением носила ожесточенный характер. На протяжении почти всего изучаемого времени церковь направляла усилия на то, чтобы население государства подчинилось христианской форме брака.

Основным законодательным документом по вопросам брака была Кормчая книга — сборник греко-римских законов, постановлений вселенских и поместных соборов и мнений авторитетных деятелей церкви. В Кормчей книге находим определение брака: «Брак есть мужеви и жене сочетание, и событие во всей жизни, божественная и человеческая правды общения». Следовательно, брак представлял собой союз двух лиц для рождения детей и избежания греховной жизни он должен был заключаться единожды и длиться всю жизнь супругов. Содержание христианского брака противоречило пониманию брака в язычестве, допускавшем свободу разводов и независимое существование супругов. Помимо этого, сложность борьбы состояла в том, что христианский брак должен был заключаться с соблюдением многих условии и формальностей, которые были созданы византийским законодательством и применялись в России.

Брачно-семейные отношения в Русском государстве регулировались церковным законодательством. Источники церковного права разрешали браки в раннем возрасте. По «Стоглаву» (1551г.) жениться разрешалось с 15 лет, выходить замуж с 12 лет. (В византийских источниках права брачный возраст определялся соответственно 15 и 13 лет). Помолвка (обручение) совершалась в еще более раннем возрасте (сговор родителей и составление рядной записи). Юридические последствия мог иметь только церковный брак. Для его заключения требовалось согласие родителей, а для крепостных согласие их хозяев.

Расторгнуть рядную запись можно было уплатой неустойки (заряда) или через суд, но по серьезным причинам. На практике простые люди рядную запись не составляли и вступали в брак в более позднем возрасте.

По церковным законам первый брак оформлялся венчанием, второй и третий — благословлением, а четвертый брак церковное право не признавало.

В соответствии с Уложением 1649 года четвертый брак не порождал юридических последствий.

Развод осуществлялся по обоюдному согласию супругов или по одностороннему требованию мужа. Хотя в XVII веке начинается процесс смягчения прав мужа в отношении жены и отца в отношении детей, до конца XVII века не было отменено поступление в кабалу вообще. Муж мог отдать жену в услужение и записать в кабалу вместе с собой. (Отец имел аналогичное право в отношении детей).

Внутрисемейные отношения регулировались так называемым «Домостроем», составленным в XVI веке. «Домострой» и «Стоглав» закрепляли власть мужа над женой и отца над детьми. Устанавливалась общность имущества супругов, но закон запрещал мужу распоряжаться приданным жены без её согласия. Влияние обычая сказывалось на такой особенности имущественных отношений супругов, как семейная общность имущества. При этом общее право супругов распространялось на имущество, предназначенное на общие цели семьи, а также на имущество, совместно приобретенное супругами в браке. Независимо от источника (принесенное супругами в семью или совместно нажитое в браке) семейное имущество подлежало сохранению и последующей передаче детям-наследникам.

Имущество, ранее принадлежавшее одному из супругов, будучи включенным в комплекс семейного имущества, меняло свой характер и становилось общим. В интересах общего семейного бюджета, чтобы гарантировать сохранность приданого, принесенного женой, муж вносил своеобразный залог — «вено», обеспечивая его третьей частью своего имущества. После смерти мужа вдова владела веновым имуществом до тех пор, пока наследники мужа не выплачивали ей стоимость приданого.

После XV в. актом, обеспечивающим сохранность приданого, становится завещание, которое составлялось мужем сразу же после заключения брака. Имущество, записанное в завещании, переходило к пережившей супруге, чем и компенсировалась принесенная ею сумма приданого. В случае смерти жены к её родственникам переходило право на восстановление приданого. При отсутствии завещания переживший супруг пожизненно или вплоть до вступления во второй брак пользовался недвижимостью, принадлежавшей покойной супруге.

В течение брака приданое оставалось в общем распоряжении супругов, пока они состояли в браке. Общность имущества подтверждал также установленный порядок распоряжения им, при котором все заключавшиеся с этим имуществом сделки подписывались одновременно обоими супругами.

В соответствии с «Домостроем» муж мог наказывать жену, а она должна была быть покорной мужу. «Подобает поучати мужем жен своих с любовью и благоразумным наказанием», — предписывает «Домострой». Родителям разрешалось наказывать детей за непослушание и не давать им воли в юности. «Домострой» устанавливал телесные наказания, рекомендует применять их разумно: кто «не слушает и не внимает и не боится и не творит того, как муж или отец или мати учит, ино плетью постегать, по вине смотря; а побить не перед людьми, наедине. А про всяку вину по уху ни по ведению не бити, ни под сердце кулаком, ни пинком, ни посохом не пороть, ни каким железным или деревянным не бить; хто с сердца или с кручины бьет, — много причины от того бывает, слепота и глухота, и руку и ногу вывихнут, и нерст: и главоболие и зубная боль…А плетью с наказанием бережно бити: и разумно, и больно, и страшно, и здорово.» В случае, если же родители, наказывая детей, забивали их до смерти, Уложением назначалось наказание лишь в один год тюрьмы и церковное покаяние. В случае если дети убивали родителей, то карались за содеянное смертной казнью.

Церковь сумела добиться признания обязательного церковного брака через венчание. Число поводов для развода резко сократилось.

Позже, начиная с XVII века, намечается процесс разделения имущества супругов, детей и родителей. Это можно объяснить стремлением законодателя закрепить имущество за определенным лицом, в т.ч. и приданого. Мужу не разрешалось распоряжаться приданым жены без ее согласия. С XVII в. отменяется право отдавать должника «кредитору с годовой до выкупа» вместе с его женой. Позже отменяется установленная Соборным уложением ответственность жены и детей за долги мужа и родителей.

СТОГЛАВ 1551 г. СЕМЕННО-БРАЧНОЕ ПРАВО

Стоглав был принят в мае 1551 г. на Соборе в Москве с участием Ивана Грозного. Само название говорит о том, что информация, изложенная в Стоглаве, разделена на 100 глав. Он был изложен в трех редакциях: пространной, средней и краткой.

Источниками Стоглава явились: Библия; Церковный устав; богослужебные книги; канонические сборники; исторические и нравоучительные сборники; «Домострой».

Стоглав 1551 г. разделен на две части: по вопросам регулирования церковных дел и вопросам регулирования семейно-брачных отношений.

Семейное право, по Стоглаву 1551 г., основывалось на нормах обычного права и подвергалось сильному воздействию церковного права. Только церковный брак имел юридические последствия. Для заключения брака требовалось согласие родителей или опекунов, а для крепостных — согласие их хозяев. Исключение составляли случаи, когда эти лица находились в плену, были невменяемыми или пропали без вести. Брачный возраст устанавливался для мужчин с 15 лет, а для женщин — с 12 лет. В семье устанавливалась власть мужа над женой, а отца над детьми. Также предусматривалась общность имущества супругов, и муж не мог распоряжаться приданым жены без ее согласия. При этом общее право супругов распространялось на имущество для общих целей семьи и приобретенное супругами в браке. Семейное имущество передавалось по наследству. Для сохранности приданого муж вносил залог — вено — треть стоимости приданого. Вдова владела им, пока наследники мужа не выплачивали ей стоимость приданого. По долговым обязательствам супруги отвечали не только обшим имуществом, но и собственным (в случае смерти одного из них).

При заключении брака составлялся договор сторон (сговор, свод) в нотариальной форме. Его несоблюдение влекло судебную ответственность нарушителя и уплату неустойки.

Законными для одного лииа могли считаться только три брака. В этом случае церковное венчание было возможно только во время первого брака, а второй и третий благословлялись. Обряд венчания проводился приходским священником.

Помимо согласия родителей на брак требовалось разрешение на брак епархиального архиерея.

По Стоглаву, прекращение брака возможно в случаях: 0 физической смерти одного из супругов;

0 прелюбодеяния (только мужем по отношению к жене);

0 длительного отсутствия одного из супругов;

0 бесплодия жены или неспособности мужа к супружеской жизни;

0 длительной и тяжелой болезни супруга;

0 пострижения одного из супругов в монахи.

Жена и дети несли ответственность совместно с мужем за совершенное преступление. Судимость не являлась условием для прекращения брака. Стоглав закреплял патриархат. Муж был вправе закладывать жену, отдавать по служилой кабале в работу на прокорм, наказывать, если эти наказания не превращались в членовредительство.

Родители распоряжались брачной судьбой своих детей, решали вопросы об их пострижении в монахи и о передаче в холопство.

Опекунами над малолетними детьми до их совершеннолетия могли быть только родственники мужа (мать-вдова не имела такого права). 27.

Препятствия к заключению брака

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *