Толковый словарь живого великорусского языка В.И.Даля:

ПРЕСТОЛ м. (пре и стол) вообще, священное место, как представительство высшего, на небесах и на земли. В церкви, столик в алтаре, перед царскими вратами, на коем совершается таинство Евхаристии. В случае упразднения и снесения церкви, престол не может быть уничтожен, а обращается в часовенку. | Престол государя, трон, седалище разного вида, для торжественных случаев. Престол государев огражден народом. Давно я не сидел на престоле, сказал Пугачев, садясь в Бердах на престол в церкви, который считал царским местом. | Государствование, царствование, владычество. Престол перешел на Петра, через брата его. | Встарь, говор. также престол патриарший, архиерейский и пр. ; поэты говор. престол милосердия, престол Господень; престол любви, где она восседает, правит. Престольный город, стольный, столичный, главный. Престольник м. церк. архиерей с кафедрой. Престольничать, царить, царствовать, владычествовать на престоле; или в сказках, стольничать. Престолонаследие, -дование ср. принятие престола по наследству. Престоли, род. -лов м. мн. церк. третий чин ангельский. Аще Престоли, аще Господствия, аще Начала, аще Власти, Кол. I, 16.

Престолом называется специальный стол (трапеза), располагающийся в центре церковного алтаря и установленный на четыре «столпа» (ножки). Он предназначен для проведения ритуала Евхаристии (Причастия) и поставлен напротив Царских врат, находящихся в середине иконостаса.

Устройство престола

Эта Священная трапеза является важнейшей святыней христианской церкви, обителью Господа, его покрывают изящной парчовой тканью. Под каждым из алтарных столов хранятся чудотворные останки какого-либо святителя. Традиция положения мощей появилась во времена гонений на первых христиан, которые были вынуждены совершать богослужения в пещерах на гробах умерших собратьев.

Важно! Частицы святого праведника под Священной трапезой — обязательная составляющая церковного убранства, без этого проведение ритуалов становится невозможным.

На Престоле всегда находится следующая атрибутика:

  • Катасарка (в переводе с греческого «приплотие») — особым образом освященная нижняя одежда белого цвета (срачище). Этой тканью покрывают Священную трапезу до самого основания, она символизирует Плащаницу, в которую оборачивали Христово тело во время положения во Гроб.
  • Вервие — 40-метровая веревка, используемая во время освящения, с её помощью Престол опоясывают. Атрибут является символом пут, которыми связан Христос, а также той божественной силы, держащей в себе все мироздание.
  • Индития («нарядная одежда») — для христиан она представляет одеяние Славы Спасителя, Сына Божьего. Это величие присуще Богу еще до сотворения Вселенной. Слава Господа открылась апостолам после Преображения Мессии на Фаворе, до этого времени ученики сомневались в божественном могуществе Христа.

Престол располагается в центре алтаря, напротив царских врат

Изначально Священную трапезу покрывали и «нижней» и «верхней», «нарядной» тканью. Архиерей, возглавлявший церемонию, в начале церемонии носил белое одеяние (срачище), в которой усматривался афоризм на Плащаницу Спасителя. Когда же главную часть алтаря покрывали индитией, архиерей также облачался в нарядные ткани.

Важно! Во время ритуала освящения у трапезы могут присутствовать только служители церкви. Они могут пересекать алтарное пространство только по необходимости, когда же ее нет, Престол нужно обходить с восточной стороны. Из алтаря убирают атрибуты, которые можно перенести (иконы, кадила и т.п.). Это указывает на непреложность, неподвижность и твердость Божественного Закона, предметы возвращают по завершении обряда.

Дополнительные атрибуты

Это есть средоточие всего творения, это знамение Господа Вседержителя. Четыре стороны Священного стола означают части света, времена года и части суток, то есть всепоглощающую полноту. Он есть также сам Христос и Гроб, в котором покоились мощи Сына Божьего до Воскресения. Для христиан эта божественная трапеза становится знамением о смерти Мессии ради человечества и о божественной Славе Бога-Отца.

Прикасаться к престолу и проходить перед ним имеют право только священнослужители

Другие атрибуты:

  • Антиминс — Четырехугольная ткань с изображением сцены положения Сына Божьего во Гроб. Здесь же можно рассмотреть орудия Страстей, евангелистов с индивидуальной символикой, а также надпись епископа, проводившего ритуал освящения. В этот платок заворачивается губка, при помощи которой собираются остатки Даров.
  • Илитон (обертка) — шелковая ткань, символизирующая погребальную повязку на голове Спасителя.
  • Напрестольное Евангелие говорит о том, что Бог лично присутствует на богослужениях и дарует благодать.
  • Напрестольный Крест — атрибут, применяемый для освящения воды и верующих в храме, к нему же прикладываются губами.
  • Дароносица — ковчежец, где находятся необходимые для обряда чаши, ложки и сосуды для вина.

На заметку! В древности эти божественные столешницы изготавливали из дерева, они переносились из одной катакомбы в другую. В IV в. для них отвели особое место в церквях, в изготовлении стали применять камень. Иногда использовали четыре ножки, реже — одну или каменное основание. С XV столетия главная часть алтаря становится монолитной, её изготавливают в виде особой рамы с плитой сверху. Престол в алтаре храма

Престол в церкви

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *