в) Толкование притчи о сеятеле.

4.13-20 — «И говорит им: не понимаете этой притчи? Как же вам уразуметь все притчи? Сеятель слово сеет. при дороге означает тех, в которых сеется слово, но когда услышат, тотчас приходит сатана и похищает слово, посеянное в сердцах их. Подобным образом и посеянное на каменистом означает тех, которые, когда услышат слово, тотчас с радостью принимают его, но не имеют в себе корня и непостоянны; потом, когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняются. Посеянное в тернии означает слышащих слово, но в которых заботы века сего, обольщение богатством и другие пожелания, входя в них, заглушают слово, и оно бывает без плода. А посеянное на доброй земле означает тех, которые слушают слово и принимают, и приносят плод, один в тридцать, другой в шестьдесят, иной во сто крат».

Понятно, что основным элементом сравнения притчи является та почва, на которую падает семя. Собственно говоря, эта притча не о «Сеятеле» и не о «семени», а о тех, в кого сеется семя. Если следовать общему утверждению экзегетов, что все притчи Иисуса Христа своим содержанием имеют Царствие Божие, то почва – это те люди, которые принимают слово Царствия или не принимают его. Слушателям должна была быть знакома каждая деталь этой притчи, потому что эти детали были элементами их будничной, каждодневной жизни.

1. По обочинам дорог была твердая почва, на которой зерно не прорастает или склевывается птицами. Так и христианская истина вообще не может проникнуть в сердца некоторых людей. Чаще всего это случается потому, что у слушателей отсутствует интерес. И христианская весть не может оказать никакого влияния на многих людей не потому, что они настроены враждебно к нему, а потому, что они просто безразличны к нему. Они считают, что христианство им не нужно, и что они сами вполне могут обойтись без него. Да, так часто бывает. Но жизнь далеко не всегда бывает простой и легкой. И почти у каждого человека наступает момент, когда ему нужна помощь свыше.

2. Зерно, упавшее на тонкий слой почвы, быстро всходит, но ростки высушиваются солнцем. Всегда легче начать, чем завершить дело. Многие люди встают на христианский путь, но потом отходят, так как увлечение было поверхностным. Ну, а поводов для отхода может найтись множество.

3. Что касается сорняков, которые душат всходы, то это, как указывает толкование, материальные заботы жизни, которые ни на что другое не оставляют времени и сил. Главное отодвигается, суетное берет верх.

4. В случае доброго урожая мы должны обратить внимание на слова «они приносят плод». Но принести плод слушающие слово Божие могут лишь те, кто трудится. Речь идет о том, что христианство должно проявляться в действиях, в жизни. Приняв Евангелие (что само по себе не так уж просто), христианин призван не рассуждать, а действовать.

В толковании притчи о семени слово Иисуса соединяется с жизненным опытом ранней Церкви. Уже первые христиане открыли для себя, что семя, посеянное в их жизнь благодаря вести Иисуса, подвергалось опасности – не только от сатаны, но и от времени с его бедствиями и соблазнами. На что указывал Иисус в жизни природы, обнаруживало себя и в жизни первых христиан. И все же здесь действовало то же правило: тот факт, что семя может не принести плода, – исключение, а не правило. Обычно же посеянное семя дает богатый урожай. Надо полагать, что и первые слушатели Иисуса Христа в Палестине обращали внимание скорее на то, что семя, несмотря ни на что, даст богатый плод. И в этом отношении притча похожа на другие притчи о Царствии Божием, которые говорят о том, что сейчас оно малозаметно как горчичное зерно, как малая закваска, но неизбежно вырастет в большое дерево или сквасит все тесто. Такие мысли могли приходить в голову и ученикам Иисуса, когда они видели, что Его больше не пускают в синагогу и смотрят на Него с подозрением. Казалось, что во многих местах Его весть не имела никакого успеха, ученики были обескуражены. Но притча говорила им, и говорит нам: «Терпение. Делайте вашу работу. Сейте семя. Остальное предоставьте Богу. И вы обязательно получите урожай». О труде, о его необходимости, а также о Божественном домостроительстве Царствия говорит ряд следующих небольших притч, которые у евангелистов Матфея и Луки находятся на других местах их Евангелий и передаются в несколько ином звучании.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

>BibleGateway

От Матфея 13 New Russian Translation (NRT)

Притча о сеятеле и семенах

13 В тот же день Иисус, выйдя из дома, сидел у озера. 2 Вокруг Него собрались большие толпы, так что Он был вынужден сесть в лодку, а весь народ стоял на берегу. 3 И Он о многом говорил им в притчах.

– Сеятель вышел сеять, – говорил Он. – 4 Когда он разбрасывал семена, некоторые из них упали у дороги. Прилетели птицы и склевали их. 5 Другие упали в каменистые места, где было мало плодородной почвы. Они быстро проросли, потому что почва была неглубокой. 6 Но когда взошло солнце, оно опалило ростки, и те засохли, так как у них не было глубоких корней. 7 Другие семена попали в терновник, который разросся так, что заглушил ростки. 8 Семена же, которые упали на хорошую почву, принесли урожай, одни во сто, другие в шестьдесят, третьи в тридцать раз больше того, что было посеяно. 9 У кого есть уши, пусть слышит!

Иисус объясняет притчу о сеятеле и семенах

10 Тогда ученики подошли и спросили Иисуса:

– Почему Ты говоришь с людьми притчами?

11 Иисус ответил:

– Вам дано знать тайны Небесного Царства, а им не дано. 12 Потому что у кого есть, тому будет дано еще, и у него будет в изобилии; а у кого нет, будет отнято и то, что он имеет. 13 Я говорю им притчами, потому что они, смотря, не видят, слушая, не слышат и не понимают. 14 В них исполняется пророчество Исаии:

«Вы будете слушать и слушать, но не поймете,
будете смотреть и смотреть, но не увидите.
15 Сердце этого народа ожесточилось,
они с трудом слышат ушами
и глаза свои они закрыли,
чтобы не увидеть глазами,
не услышать ушами,
не понять сердцем
и не обратиться, чтобы Я их исцелил».

16 Блаженны ваши глаза, потому что они видят, и ваши уши, потому что они слышат. 17 Говорю вам истину: много пророков и праведников жаждали увидеть то, что вы видите, но не увидели, желали услышать то, что вы слышите, но не услышали.

18 Так послушайте, что значит притча о сеятеле. 19 К каждому, кто слышит весть о Царстве и не понимает ее, приходит дьявол и крадет то, что было посеяно в сердце. Это – семя, упавшее у дороги. 20 Семя, упавшее на каменистую почву, – это о человеке, который слышит слово и сразу же с радостью принимает его, 21 но у него нет корня, и поэтому его хватает лишь на короткое время, и когда наступают трудности и гонения за слово, он сразу же отступается. 22 Семя, посеянное среди терновника, – это о человеке, который слышит слово, но повседневные заботы и обольщение богатством заглушают слово, и семя остается бесплодным. 23 Семя же, посеянное в хорошую почву, – это о человеке, который слышит слово и понимает его. Такой человек приносит плод, кто во сто, кто в шестьдесят, кто в тридцать раз больше посеянного.

Притча о пшенице и сорняках

24 Иисус рассказал им другую притчу:

– Царство Небесное можно сравнить с человеком, засеявшим свое поле хорошими семенами. 25 И вот, когда все спали, пришел его враг, посеял среди пшеницы сорняки и ушел. 26 Когда пшеница взошла и появились колосья, то стали заметны и сорняки. 27 Слуги пришли к хозяину и говорят: «Господин, ты же сеял на поле хорошие семена, откуда же появились сорняки?» 28 «Это сделал враг», – ответил хозяин. Тогда слуги спрашивают: «Может нам пойти и выполоть их?» 29 «Нет, – ответил хозяин, – когда вы будете вырывать сорняки, вы можете нечаянно выдернуть и пшеницу. 30 Пусть и то и другое растет до жатвы. А во время жатвы я велю жнецам собрать вначале сорняки, связать их в пучки и сжечь, а затем собрать пшеницу в мое хранилище».

Притча о горчичном зерне

31 Рассказал Он им и еще одну притчу:

– Царство Небесное можно сравнить с горчичным зерном, которое человек взял и посеял в поле. 32 Хотя горчичное зерно и самое маленькое из всех семян, но когда оно вырастает, то становится больше огородных растений и превращается в настоящее дерево, так что даже птицы небесные прилетают и вьют гнезда в его ветвях.

Притча о закваске

33 Иисус рассказал им еще одну притчу:

– Царство Небесное как закваска, которую женщина смешала с тремя мерами муки, чтобы вскисло все тесто.

34 Все это Иисус говорил народу в притчах и ничего не объяснял без притч, 35 чтобы исполнилось сказанное через пророка:

«Открою уста свои в притчах,
произнесу гадания, скрытые от создания мира».

Иисус объясняет притчу о пшенице и сорняках

36 Потом Иисус отпустил народ и вошел в дом. Его ученики подошли к Нему и попросили:

– Объясни нам притчу о сорняках в поле.

37 Иисус в ответ сказал:

– Сеющий хорошие семена – это Сын Человеческий. 38 Поле – это мир, а хорошие семена – это дети Царства. Сорняки – это дети злого. 39 Враг, посеявший их, – это дьявол. Жатва – это конец мира, и жнецы – это ангелы. 40 Как сорняки вырывают и сжигают в огне, так будет и в конце мира. 41 Сын Человеческий пошлет Своих ангелов, и они удалят из Его Царства все, что ведет ко греху, и всех, делающих злое. 42 Их бросят в огненную печь, где будет плач и скрежет зубов. 43 А праведники тогда будут сиять, как солнце, в Царстве их Отца. У кого есть уши, пусть слышит.

Притча о спрятанном сокровище

44 Царство Небесное можно сравнить со спрятанным в поле кладом. Когда человек находит тот клад, он прячет его и, радостный, идет и продает все, что имеет, для того, чтобы купить это поле.

Притча о драгоценной жемчужине

45 Еще Царство Небесное подобно купцу, который ищет прекрасный жемчуг. 46 Найдя драгоценную жемчужину, он продает все, что имеет, ради того, чтобы купить ее одну.

Притча о рыболовной сети

47 Еще Царство Небесное подобно сети, опущенной в озеро, в которую попало много разной рыбы. 48 Когда сеть наполнилась, рыбаки вытащили ее на берег. Потом они сели и отобрали хорошую рыбу в корзины, а плохую выбросили. 49 Так будет и в конце мира. Придут ангелы, заберут злых из среды праведных 50 и бросят их в пылающую печь, где будет плач и скрежет зубов.

51 – Вы поняли все это? – спросил Иисус.

– Да, – ответили ученики.

52 Тогда Иисус сказал им:

– Так вот, каждый учитель Закона, усвоивший весть о Небесном Царстве, похож на хозяина дома, который выносит из своих кладовых и новое, и старое.

«Не бывает пророк без чести, разве только в городе своем и в своем доме»

53 Когда Иисус закончил рассказывать эти притчи, Он ушел оттуда. 54 Он пришел в Свой родной город и начал учить людей в синагоге. Все удивлялись:

– Откуда у Этого Человека такая мудрость и такая сила? 55 Разве Он не сын плотника? Не Марией ли зовут Его мать, и разве Он не брат Иакова, Иосифа, Симона и Иуды? 56 Разве не среди нас живут все Его сестры? Откуда же у Него все это? 57 И они отвергли Его.

Иисус же сказал им:

– Пророка уважают везде, только не на его родине и не в его доме.

58 И Он не совершил там многих чудес из-за неверия этих людей.


Притча о сеятеле. Миниатюра Давида Попиашвили (id=373, №=95-2)

Значение притчи было истолковано самим Христом:

…к всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его — вот кого означает посеянное при дороге.
А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его; но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется.
А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно.
Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать.

(Мф. 13:19-23)

Таким образом, притча о сеятеле излагает основы духовной жизни и душевной агрономии человека,
важность деятельной и ревностной веры для своего спасения, сравнимой с ежедневными заботами пахаря,
который радеет о качестве почвы, вспахивает, удобряет и орошает её, очищает от плевел и каменьев, охраняет семена от птиц…

Святитель Василий Кинешемский в «Беседах на Евангелие от Марка» пишет:

К евангельскому объяснению можно ещё прибавить,
что Сеятель — это сам Господь,
семя — Слово Божие,
поле — все человечество, весь мир, воспринимающий в свои недра чудодейственное семя евангельского слова.
Подобно семени, евангельское слово носит в себе начало жизни, жизни истинной, духовной…

Б. И. Гладков:

Но кто же этот сеятель?
В другой притче о плевелах Иисус Христос под именем сеятеля подразумевал Себя, Сына Человеческого, как это видно из данного Им Своим ученикам объяснения той притчи: сеющий доброе семя есть Сын Человеческий (Мф. 13:37);
в объяснении же этой притчи Он не говорил, кого надо считать сеятелем.
Поэтому надо признать, что сеятелем считается здесь прежде всего Сам Иисус Христос, а затем и все Апостолы, преемники их и все проповедники, устно или письменно сеющие слово Божие.

Священник Константин Пархоменко:

Речь идет вот о каком способе сеяния.
Когда семян было много, когда нужно было огромные пространства засевать, сеятель шел и просто разбрасывал семена по земле, а потом ее уже плугом боронили, рыхлили. И при таком способе сеяния какие-то зерна, конечно, пропадали.
Христос и имеет в виду, что у сеятеля огромные пространства, которые нужно засеять, и у него много зерна.
Что такое здесь зерно? Это Слово Божие, Слово проповеди Иисуса Христа.
Но только ли слово, как нечто произнесенное устами, губами?
В Ветхом Завете, особенно у пророков, мы часто встречаемся с выражением слово Божие.
Пророки подразумевали под словом не просто проповедь, а активные действия Господа в нашем мире.
Вот что пишет пророк Исаия:
«Как дождь и снег нисходит с неба и туда не возвращается, но напояет землю и делает ее способною рождать и произращать, чтобы она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест, – так и слово Мое, которое исходит из уст Моих, – оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его…» (Ис. 55, 10-11).
И Христос подразумевает под словом не только проповедь, но и Свои дела, все то удивительное, что Он сделает.
То есть, Христос Своей деятельностью открывает Бога людям, открывает волю и могущество Божие.
Вот, что означает это удивительное сеяние, сев Иисуса Христа.
И задача людей – стать той доброй почвой, которая воспримет действия, проповедь Христа, увидит то, что Христос возвещает, поймет и пойдет за Христом.

Cвт. Василий Кинешемский приводит примеры духовных и психологических типов людей, подобные почвам, не давшим плодов от брошенных в них семян:

  • Придорожную землю святитель уподобляет натурам грубым, животного склада: вкусно есть, сладко пить, много спать, хорошо одеваться, а выше этого ничего не знающим.
    К той же категории он относит людей, сущность психики которых — искание одних лишь развлечений и праздное любопытство.
    Для них безразлично слушать смотреть религиозную процессию или английский бокс.
    Наконец люди «проезжей дороги» это натуры рассеянные, в которых нет ничего основного, постоянного, центрального, «рабы минутного каприза».
    У всех у них общее то, что семя слова Божия в их душу совершенно не проникает.
  • Каменистое место, где немного было земли — люди имеющие стремление к добру, и слово Божие находит в них живой и быстрый отклик, но оно не захватывает их настолько сильно, чтобы ради осуществления его в жизни они нашли в себе достаточно силы и решимости трудиться над собою, бороться с препятствиями и побеждать враждебные течения.
  • Терние — люди, которые желая жить по законам Божьим, в то же время не хотят отказаться и от мирской суеты поглощающей их без остатка.

Святитель Феофилакт Болгарский:

Три разряда людей, кои не спасаются по этой притче.
К первому относятся те, кои подобны семени, упавшему при пути, то есть совершенно не приняли учения, ибо как дорога утоптанная и избитая, не принимает семени, потому что она жестка, так и жестокосердые совершенно не принимают учения, потому что хотя они и слушают, но без внимания.
К другому относятся те, кои подобны семени, упавшему на камень, то есть те, кои хотя и приняли учение, но потом, по немощи человеческой, оказались бессильными перед искушениями.
Третий же разряд, — это те, кои знают учение и, однако ж, подавляются заботами житейскими.
Итак, три части погибающих, а одна — спасающихся.

Размышляя о людях давших плоды он же пишет:

Три же разряда и тех, которые приняли и сохранили семя:
одни приносят плод во сто — это люди совершенной и высокой жизни; другие — в шестьдесят, это средние; иные — в тридцать, которые хотя немного, но все же приносят по силе своей.
Так, одни суть девственники и пустынники, другие живут вместе в общежитии, иные в мире и в браке.
Но Господь принимает всех их, как приносящих плод.
И благодарение Его человеколюбию!

Священник Константин Пархоменко:

Чаще всего комментируют, что разница в урожае: 30-60-100 – это указание на то, что в ком-то более обильно, в ком-то – менее обильно Слово Божие, эта Благодать проросла. Главное – чтобы проросла.
Понятно, что не все имеют такую ревность по Богу, как Иоанн Кронштадтский или преподобный Серафим Саровский.
Но что мы все призваны и должны стремиться идти этим путем – это несомненно.
Но, может быть, разница в урожае связана с тем, что имеются в виду разные сорта или даже виды семян.
А, может быть, речь идет о разных видах растений: рожь, пшеница, полба… – все приносят разный плод.
И смысл последней части – в том, что все мы – разные, уникальные по-своему и по-своему приносим Божий плод.

______________________________________________________________________

Ссылки:

Притча о сеятеле

Иисус Христос находился на берегу озера Генисаретского; множество народа окружало его. Он вошел в лодку и оттуда стал говорить следующую притчу:

Вышел сеятель сеять. И погда он сеял, то иное семя упало при дороге, и налетели птицы, и поклевали его.

Иное упало на каменистое место, где немного было земли, и скоро взошло, потому что не глубоко было в земле, но от зноя солнечного погорело и, не имея корня, засохло.

Иное упало в терние; и выросло терние и заглушило семя.

Иное упало на добрую землю и принесло плод в тридцать, в шестьдесят, и во сто.

Когда апостолы спросили Иисуса Христа о значении этой притчи, Он объяснил им ее таким образом:

Семя есть слово Божие.

Посеянное при дороге означает тех, в которых сеется слово Божие, но к которым тотчас приходит диавол и похищает слово, посеянное в сердцах их.

Слово Господне должно в сердцах наших принести плоды, то есть, возбудить веру и ревность к исполнению всех обязанностей христианских. Но как семя, упавшее при дороге, не произрастает, так и слово, принимаемое без внимания, не приносит пользы, оно тотчас забывается. Иисус Христос сказал, что диавол его уносит, но лукавый имеет власть только над теми, которые сами допускают его к себе своими грехами, ленью и невнимательностью к молитве и слову Господню. Если же мы станем бороться против зла, внимательно слушать учение Христово и стараться исполнять его, — доброе семя укоренится в сердцах наших, и лукавому нельзя будет его похитить.

Посеянное на каменистом месте означает тех, которые, когда услышат слово, с радостью принимают его, но слово Божие не пускает в них корня; по временам они веруют, а во время искушения отпадают.

Все мы большей частью с радостью слушаем слово Господне. Но этого недостаточно; надо быть готовыми исполнять закон Божий даже в том случае, когда бы за то пришлось подвергаться лишениям, трудиться и переносить страдания.

В прежние времена, когда еще христианская вера не утвердилась, иудеи и язычники жестоко преследовали христиан. Их заключали в темницы, разлучали с семействами, мучили и убивали. Но и в этом они не соглашались отречься от Христа, с терпением переносили страдания и шли на смерть, радуясь, что могли тем доказать свою верность Богу. Мы чтим память этих страдальцев и почитаем их, как святых. Теперь уже нет явных гонений на христиан, но всякий день встречаются случаи, когда мы можем доказать, верны ли мы Богу. Мы верны Ему, если исполнение Его заповедей предпочитаем всякой выгоде, всякому удовольствию. Мы верны Ему, если с терпением переносим бедствия и страдания, зная, что они нам посланы Его волею. Если же, напротив, мы поступаем против Его заповедей, чтобы получить какую-нибудь выгоду или удовольствие, или чтобы избежать опасности и труда, то становимся в число тех, которые по временам веруют, а в случае искушения отпадают.

Не только взрослые люди, но и каждый ребенок может доказать, верен ли он Богу, потому что у каждого есть свои обязанности по силам его. О тех детях, которые лениво учатся, которые не слушаются родителей, или из страха наказания говорят неправду и скрывают свою вину, о тех детях никак нельзя сказать, что они любят Бога и верны Ему.

А семя упавшее в терние означает тех, которые слышат слово; но потом оно заглушается в них заботами, богатством и житейскими удовольствиями, и не приносит плода.

Это те, для которых земные заботы, суетные дела и удовольствия жизни важнее слова Христова. В церкви они слушают слово Господне, но потому предаются суетной жизни и пустым забавам, не стараясь преодолеть в себе греховные наклонности. Оттого в их сердцах все дурное укореняется и заглушает собою все хорошее, точно так, как дурная трава заглушает хорошую.

А посеянное на доброй земле означает тех, в сердце которых посеянное слово сохраняется в чистоте и приносит обильный плод.

Так должно быть со словом Божиим, посеянным в сердца наши. Если мы постараемся отогнать от себя все худые мысли, если мы усердно будем просить Бога, чтобы Он помог нашим добрым намерениям, тогда слово Божие принесет в нас богатые плоды. Привычка к добру укоренится и усилится. Мы всякий день будем все более исправляться от грехов своих, делаться лучше, терпеливо переносить страдания и лишения, посланные нам волею Божией, и деятельно и с любовью исполнять заповеди Господни.

Перепечатано из книги: Рассказы для детей о земной жизни Спасителя и Господа Бога нашего Иисуса Христа. Сост. А.Н.Бахметева. М., 1894.
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Состояния души человеческой

Притча о сеятеле толкование

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *