«Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой» (Прит. 3:5).

Н Константин ОЗЕРКОВ

Я держу в руках книгу «Открытия, которые изменили наш мир». В ней перечислены основные этапы человеческой цивилизации: от колеса, паровой машины, автомобиля – до самолета, компьютера и космической ракеты. Заканчивается эта книга словами: «Настанет день, когда человечество покинет Солнечную систему, и с этого времени, возможно, начнется новая эра в истории людей».

Неужели человек, опираясь на силу своего интеллекта и поднимаясь по лестнице познаний, в самом деле, взойдет когда-нибудь на небо и среди звезд устроит гнездо свое? (Авд. 1:4). Когда мне приходится вникать в устройство какого-либо хитроумного механизма и поражаться его функциями, я невольно думаю: «Оригинально, здорово придумано!» И в то же время мне приходят на память слова из Священного Писания: «…Первый из народов Амалик, но конец его – гибель… Крепко жилище твое, и на скале положено гнездо твое; но разорен будет Каин…» (Числ. 24:20-22). Потомки Каина – это те люди, которые «пошли от лица Господня…» (Быт. 4:16). Они строили города, искусно играли на гуслях и свирели. Среди них были умельцы, научившиеся плавить металл и изготовлять себе орудия из меди и железа (Быт. 4 гл.).

Разум человека – это его великое преимущество перед всеми остальными тварями в природе. Это его могучее орудие в борьбе за выживание. Только благодаря ему, он сделался способным, по слову Творца, обладать землею и владычествовать над животным миром. Но не торопитесь приносить жертву хвалы богине разума. Часто, очень часто разум становится предметом нашей гордости, причиной отпадения от Бога и погибели многих душ. Во всех музеях, где демонстрируют достижения технического прогресса, мне хочется повесить слова следующей молитвы: «Благодарим Тебя, Боже, Владыка неба и земли, за разум, который Ты вложил в нас в день нашего сотворения и который возвышает нас над всеми живыми тварями, пресмыкающимися по земле. Мы принесли сюда произведения нашего ума, сделанные из материалов, подаренных нам Тобою. Мы положили их здесь не для того, чтобы поклоняться изделию своих рук и гордиться сами собою, но для того, чтобы еще раз увидеть действие Твоего творчества в нас, проявление Твоего царственного творения, и это похвала Твоему неисследимому разуму! Мы не хотим, чтобы разум служил нашей погибели, но чтобы мы, пребывая в смирении, благодарили Тебя за этот небесный дар и возвышались к Тебе посредством Твоей благодати и истины, которую Ты явил в Иисусе Христе».

По пути самовозвышения, полагаясь лишь на разум свой, первым пошел наш враг – диавол, который не всегда был таким, каким является теперь. Нельзя обойти без внимания того, с какой подробностью Бог говорит о сотворении этого, когда-то прекрасного и могучего херувима, рассказывая о его великом назначении в царстве «огнистых камней», о его прекрасном убранстве и совершенстве (Иез., 28 гл.) В книге Иова Бог сравнивает его с самым сильным и отважным из своих тварей – левиафаном. Этот сын зари был призван осенять Божий трон. Это было его началом. Но теперь он падшее творение, «царь над всеми сынами гордости» (Иов. 41:26), и конец его – вечные страдания во глубине преисподней. И вот причина его падения: «От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою; за то Я повергну тебя на землю…» (Иез. 28:17). Как часто сатана теперь обольщает живущих на земле следовать за ним и обращает острие нашего интеллекта на погибель нам!

Во Второй книге Паралипоменон идет речь о царствовании царя Озии: «…И прибегал он к Богу во дни Захарии, поучавшего страху Божию; и в те дни, когда он прибегал к Господу, Бог ему помогал… И сделал он в Иерусалиме искусно придуманные машины, чтоб они находились на башнях и на углах для метания стрел и больших камней. И пронеслось имя его далеко, потому что он дивно оградил себя и сделался силен» (26:5-15). Это было его началом, а о конце этого царя сказано: «Но когда он сделался силен, возгордилось сердце его на погибель его, и он сделался преступником пред Господом Богом своим… И отлучен был от дома Господня… И почил Озия с отцами своими…» (ст. 16-23).

Разум, обольщенный диаволом, лишенный смирения и страха Божия, приносит нам неизмеримое зло и неисчислимые бедствия другим людям. Сколько хитроумных машин было придумано для того, чтобы умножить страдания людей на земле, сколько сил природы было вызвано для того, чтобы приблизить их скорую погибель! О человек, несущий в себе искру божественного разума, можешь ли ты хвалиться перед Тем, Кто однажды вдохнул его в земную персть? Все лучшие и вожделенные произведения твоего ума – это лишь хромающая копия того, что создал Творец. Посмотри на природу, одно из откровений Его невидимой силы и Божества, нигде ты не увидишь там границ Его премудрости. «И подлинно: спроси у скота, и научит тебя, у птицы небесной, и возвестит тебе; или побеседуй с землею, и наставит тебя, и скажут тебе рыбы морские» (Иов.12:7-8).

Человек, смиренно учащийся у природы, находит в ней решение своих конструктивных, инженерных, энергетических проблем. Бионика, молодая наука, говорит нам об этом. Природе, а не нам принадлежит первенство. Самые надежные летательные аппараты, самые экономичные двигатели, самые совершенные оптические, акустические, навигационные приборы создал Божий, а не человеческий разум. Тысячелетиями они находятся на службе у природы, и, не нуждаясь в модернизации, превосходно исполняют свое назначение. Даже в век компьютерной техники и реактивных двигателей природе, а не людям, принадлежит последнее слово.

Итак, наш разум не может служить нам мерилом всего, являясь лишь производным другого, более могущественного и неизмеримого разума Божьего. Человек хвалится своим прогрессом, но большая часть его успехов – это опыт и знания, накопленные по крупицам многими поколениями. Не надо забывать тем, кто стоит сегодня на последней ступени знаний, о тех многих смиренных и благочестивых мужах, стоявших в начале этой лестницы достижений. Их имена известны всему миру и увековечены в наименовании многих величин и законов физики, химии, астрономии и т.д. Мы знаем их кропотливый труд и их молитвы к Богу о ниспослании им откровений в научной сфере.

Мы можем изучать природу, трудиться над исследованием законов, вложенных в нее, но без откровения свыше в науке не будет революционных открытий. «На все это я обратил сердце мое для исследования, что праведные и мудрые и деяния их – в руке Божией, и что человек ни любви, ни ненависти не знает во всем том, что перед ним» (Еккл. 9:1). «Приклоните ухо, и послушайте моего голоса; будьте внимательны, и выслушайте речь мою. Всегда ли земледелец пашет для посева, бороздит и боронит землю свою? Нет; когда уровняет поверхность ее, он сеет чернуху, или рассыпает тмин, или разбрасывает пшеницу рядами, и ячмень в определенном месте, и полбу рядом с ним. И такому порядку учит его Бог его; Он наставляет его… И это происходит от Господа Саваофа: дивны судьбы Его, велика премудрость Его!» (Ис. 28:23-29).

Бог, наставляющий земледельца, позволил увидеть Карлу Линнею, отцу ботаники, величественную поступь Творца в систематизированном мире живых тварей; благочестивым Копернику и Кеплеру – извлечь из гармонии движения небесных тел фундаментальные формулы астрономии; гениальному Ньютону – прочесть на мантии природы закон всемирного тяготения; пастору Максу Планку – познать тайны микрокосмоса, а Эйнштейну – заглянуть за завесу времени и пространства.

Сегодня человек подошел к самому основанию материального мира, к сердцевине всего сущего в нем, к атому. И здесь его разум отказывается быть проводником, потому что за этой гранью кончается мир вещества, перестает действовать закон причины и следствия. Здесь нет больше материи, но действуют силы, восходящие к началу – недрам Божества, из которых вышло все и начало быть, что начало быть. Здесь, на границе материального и духовного мира, Бог встречает человека, поднимающегося по лестнице познания, и говорит ему: «…Доселе дойдешь и не перейдешь, и здесь предел надменным волнам твоим» (Иов. 38:11). Познать духовный мир можно лишь через узкие врата покаяния, а не путем рационального мышления.

Человек хвалится тем, что своим разумом покоряет силы природы. Но эти силы, как и законы, которым они покоряются, не придуманы людьми. Они принадлежат Господу сил, они, как сильные кони, ожидали, пока человек научится плавить металл, и изготовит узду для управления ими. И лишь когда люди прочитали букварь природы и обрели достаточно знаний и опыта, Владыка позволил им овладеть некоторыми из них. Но есть среди этих «коней» дикие и необузданные, обладающие чудовищной силой. Вопрос Божий к человеку и через тысячи лет остается все еще без ответа: «Можешь ли посылать молнии, и пойдут ли они и скажут ли тебе: вот мы?» (Иов. 38:35). Нет, молнии направляются лишь по намерениям Его.

Человеческий разум стал жезлом в руке царя природы. Им он заставляет многие силы природы крутить свои тяжелые жернова, создавая уют и комфорт в жилищах и городах. Но этот же разум нарушает равновесие в природе, создавая проблемы утилизации отходов и прочие. Бог погубит губивших землю, однажды Он уничтожит на ней все наши дела. Таким образом, памятник нашей гордыни не будет возвышаться вечно над землею.

Тот, кто возносит свой разум на пьедестал почета, очень быстро может уподобиться животным, которых Бог не наделил разумом. Навуходоносор был энергичным полководцем, обладал прекрасным эстетическим вкусом и архитектурными способностями. Но когда он возгордился, Бог лишил его разума: «…И отлучен он был от людей, ел траву, как вол, и орошалось тело его росою небесною, так что волосы у него выросли как у льва, и ногти у него – как у птицы» (Дан. 4:30). Сегодня таких людей содержат в домах для умалишенных. Жалкую картину представляет из себя царь природы, лишенный своего жезла, врученного ему Создателем в день сотворения. Лишь Бог, наделивший нас этим прекрасным даром – разумом, достоин славы. Он же и Тот, кто «отнимает ум у глав народа земли…» (Иов. 12:24).

Человеческий разум не является гарантом нравственного достоинства. Опираясь на свой разум, восходя по лестнице познания, человек может не замечать своего духовного падения. Жалок человек, всегда учащийся и никогда не могущий дойти до познания истины (2 Тим. 3:7). К мрачной картине, изображающей его сердце (Матф. 15:19), мы, к сожалению, и в наш просвещенный век не можем добавить ни одной светлой полосы. О, это старое, грешное сердце! Оно не становится лучше от великих открытий и ученых степеней. Люди без Бога, «называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, – то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела. Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь» (Римл. 1:22-25).

Как и в античные времена, человек, служит сегодня своим золотым, серебряным, деревянным идолам. Люди поклоняются собственному разуму, влюбляются в искусно придуманные ими машины, которые увозят их потом в город молчания.

Разум не приближает нас к Богу. Он не является мерилом всего и нашей нравственной опорой. Разум ограничен, и мы можем лишиться его в расцвете нашего творчества. Поэтому надейся на Господа всем сердцем твоим и не полагайся на разум твой! Один Господь может быть путеводителем нашей юности, и до старости, до седины Он обещает нас не оставить. Его благодать является нашим спасением и путем в вечную жизнь. «Посему, возлюбленные, препоясав чресла ума вашего, бодрствуя, совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа» (1 Петр. 1:13).

Библия

  1. Сын мой! наставления моего не забывай, и заповеди мои да хранит сердце твое;
  2. ибо долготы дней, лет жизни и мира они приложат тебе.
  3. Милость и истина да не оставляют тебя: обвяжи ими шею твою, напиши их на скрижали сердца твоего,
  4. и обретешь милость и благоволение в очах Бога и людей.
  5. Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой.
  6. Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои.
  7. Не будь мудрецом в глазах твоих; бойся Господа и удаляйся от зла:
  8. это будет здравием для тела твоего и питанием для костей твоих.
  9. Чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих,
  10. и наполнятся житницы твои до избытка, и точила твои будут переливаться новым вином.
  11. Наказания Господня, сын мой, не отвергай, и не тяготись обличением Его;
  12. ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему.
  13. Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который приобрел разум, —
  14. потому что приобретение ее лучше приобретения серебра, и прибыли от нее больше, нежели от золота:
  15. она дороже драгоценных камней; и ничто из желаемого тобою не сравнится с нею.
  16. Долгоденствие — в правой руке ее, а в левой у нее — богатство и слава;
  17. пути ее — пути приятные, и все стези ее — мирные.
  18. Она — древо жизни для тех, которые приобретают ее, — и блаженны, которые сохраняют ее!
  19. Господь премудростью основал землю, небеса утвердил разумом;
  20. Его премудростью разверзлись бездны, и облака кропят росою.
  21. Сын мой! не упускай их из глаз твоих; храни здравомыслие и рассудительность,
  22. и они будут жизнью для души твоей и украшением для шеи твоей.
  23. Тогда безопасно пойдешь по пути твоему, и нога твоя не споткнется.
  24. Когда ляжешь спать, — не будешь бояться; и когда уснешь, — сон твой приятен будет.
  25. Не убоишься внезапного страха и пагубы от нечестивых, когда она придет;
  26. потому что Господь будет упованием твоим и сохранит ногу твою от уловления.
  27. Не отказывай в благодеянии нуждающемуся, когда рука твоя в силе сделать его.
  28. Не говори другу твоему: «пойди и приди опять, и завтра я дам», когда ты имеешь при себе.
  29. Не замышляй против ближнего твоего зла, когда он без опасения живет с тобою.
  30. Не ссорься с человеком без причины, когда он не сделал зла тебе.
  31. Не соревнуй человеку, поступающему насильственно, и не избирай ни одного из путей его;
  32. потому что мерзость пред Господом развратный, а с праведными у Него общение.
  33. Проклятие Господне на доме нечестивого, а жилище благочестивых Он благословляет.
  34. Если над кощунниками Он посмевается, то смиренным дает благодать.
  35. Мудрые наследуют славу, а глупые — бесславие.

Надейся на Господа и не полагайся на разум твой

Во время поездки по Азии ко мне подошла чудесная сестра. Она обняла меня и спросила: «А вы действительно верите, что это Евангелие истинно?» Дорогая сестра, я знаю, что оно истинно. Я надеюсь на Господа.

В Притчи 3:5–6 мы можем прочесть следующий совет:

«Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой.

Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои».

В этом отрывке содержатся два увещевания, предостережение и преисполненное славы обещание. Два увещевания: «Надейся на Господа всем сердцем твоим» и «во всех путях твоих познавай Его». Предостережение: «Не полагайся на разум твой». И преисполненное славы обещание: «Он направит стези твои».

Давайте сначала обсудим предостережение. Зрительный образ помогает нам задуматься. Предостережение дается при помощи слов «не полагайся» ‒ «не полагайся на разум твой». В английском языке слово полагаться имеет значение «физически накрениться или клониться в одну сторону». Когда мы физически накреняемся в какую-либо сторону, то отклоняемся от центра, теряем равновесие и падаем. Когда мы духовно полагаемся на свой разум, то отклоняемся от нашего Спасителя. Если мы накреняемся, то не находимся по центру, теряем равновесие и не сосредоточены на Христе.

Сестры, помните, в предземной жизни мы стояли рядом со Спасителем. Мы надеялись на Него. Мы выражали нашу поддержку, энтузиазм и радость по отношению к плану счастья, подготовленному нашим Небесным Отцом. Мы не отклонялись. Мы боролись при помощи наших свидетельств, мы «присоединились к силам Бога, и эти силы одержали победу»1. Битва между добром и злом переместилась на Землю. И мы снова обрели священную обязанность быть свидетелями и надеяться на Господа.

Каждая из нас должна спросить себя: как я могу всегда находиться по центру и не полагаться на разум свой? Как мне распознать голос Спасителя и следовать ему, когда мирские голоса звучат так убедительно? Как мы можем развивать надежду на Господа?

Я бы хотела предложить вам три способа, как углубить наши знания о Спасителе и больше надеяться на Него. Вы обнаружите, что эти три принципа не новы, но они являются основой. О них поется в каждом Первоначальном обществе, говорится на уроках Общества молодых женщин, они являются ответами на многие вопросы, возникающие в Обществе милосердия. Эти принципы помогают находиться в центре и не отклоняться.

Во-первых, мы лучше узнаём Господа и учимся надеяться на Него, когда «насыща словами Христа; ибо вот, слова Христа скажут вам все, что вы должны делать»2.

Однажды, несколько месяцев назад, мы с семьей изучали Священные Писания. И, пока мы читали, мой двухлетний внук сидел у меня на коленях. Я была в режиме «бабушка» и наслаждалась визитом сына с семьей.

Когда мы закончили изучение Священных Писаний, я закрыла книгу. Мой внук знал, что ему скоро в постель. Он нетерпеливо посмотрел на меня и произнес вечную истину: «Еще Священных Писаний, бабуля!»

Мой сын, хороший и выдержанный отец, предупредил меня: «Мам, не будь слабым звеном. Он просто пытается отсрочить отход ко сну».

Но когда мой внук просит подольше почитать Священные Писания, мы подольше читаем Священные Писания! Священные Писания просвещают наш разум, насыщают наш дух, отвечают на наши вопросы, помогают нам больше надеяться на Господа и сосредотачивать нашу жизнь вокруг Него. «Не забывайте усердно изучать, чтобы иметь вам пользу от этого»3.

Во-вторых, мы лучше узнаём Господа и учимся надеяться на Него благодаря молитве. Какое же это благословение – иметь возможность молиться нашему Богу! «Молиться Отцу со всеми силами сердца»4.

У меня есть дорогие сердцу воспоминания о молитве, которые я очень ценю. Однажды на каникулах во время учебы в университете, я приняла предложение о работе в Техасе. Мне нужно было проехать сотни километров из Айдахо в Техас на моем стареньком автомобиле, который я с нежностью называла «Верн». «Верн» был забит поклажей по самую крышу, а я готова к новому приключению.

Выходя из дома, я обняла мою любимую маму, а она сказала: «Давай помолимся вместе прежде чем ты уедешь».

Мы преклонили колени и мама начала молиться. Она молила Небесного Отца о моей безопасности. Она молилась о моей машине без кондиционера, прося, чтобы она работала так, как нужно. Она просила, чтобы Ангелы пребывали со мной в течение всего лета. Она молилась, молилась и молилась.

Покой, который пришел благодаря этой молитве, дал мне смелость надеяться на Господа и не полагаться на разум свой. Господь направлял меня в многочисленных решениях, которые я приняла тем летом.

Вырабатывая привычку обращаться к Небесному Отцу в молитве, мы познаём Спасителя. Мы начинаем надеяться на Него. Наши желания станут более подобными Его желаниям. Если мы хотим получить благословения, уготованные для нас Небесным Отцом, и с верой попросим Его об этом, то сможем обрести их и поможем в этом другим людям5.

В-третьих, мы лучше узнаём Господа и учимся надеяться на Него, когда служим другим. Я поделюсь с вами историей с разрешения Эми Райт, которая пришла к пониманию принципа служения, несмотря на страшную и опасную для жизни болезнь. Эми написала:

«29 октября 2015 года я узнала, что у меня рак. С таким типом рака выживают 17 процентов людей. Удача была не на моей стороне. Я знала, что принимаю главную битву всей жизни. И была готова отдать все, что у меня было не только ради себя, но и, что самое важное, ради моей семьи. В декабре я начала химиотерапию. Я знала о многих побочных эффектах от лекарств против рака, но даже не подозревала, что кто-то может быть настолько болен и все еще жив.

В какой-то момент я заявила, что химиотерапия ‒ это нарушение прав человека. и сказала мужу, что больше не могу. Я сдаюсь! Я не собиралась возвращаться в больницу. Муж с мудростью и терпением выслушал меня, а затем сказал: ‘Тогда нам нужно найти кого-то, кому мы можем послужить’.

Что? Он что, забыл, что его жена больна раком и больше не может вынести тошноту или хоть один приступ мучительной боли?»

Затем Эми продолжает рассказ: «Мои симптомы постепенно становились все хуже, до такой степени, что лишь один-два дня в месяц я чувствовала себя ‘нормально’ и могла кое-как функционировать как живое человеческое существо. В один из таких дней наша семья и нашла возможность служить».

В один из таких дней семья Эми раздала другим пациентам наборы для помощи при химиотерапии. В них входили вещи, которые воодушевляли и помогали облегчить симптомы болезни. Когда Эми не могла спать, она придумывала, как может сделать ярче день другого человека. Иногда это было что-то большое, но часто ‒ маленькие записки или сообщения со словами ободрения и любви. В одну из таких ночей, когда боль была слишком сильной, чтобы уснуть, она лежала в постели с планшетом и изучала, какие таинства необходимо выполнить за ее покойных предков. Чудесным образом боль утихла, и она смогла ее вытерпеть.

«Служение, ‒ свидетельствует Эми, ‒ спасло мою жизнь. Я наконец нашла силы двигаться вперед, нашла их в том счастье, которое ощутила, пытаясь облегчить страдания окружающих. Я с радостью и нетерпением ждала наших проектов служения. И по сей день мне это кажется невероятным парадоксом. Вы можете подумать, что лысый, отравленный человек, который борется за свою жизнь, вправе сказать: ‘Сейчас все должно быть для меня’. Тем не менее, когда я думала о себе, своей ситуации, своих страданиях и боли, мир становился очень мрачным и депрессивным. Когда мой фокус смещался на других, появлялись свет, надежда, сила, смелость и радость. Я знаю, что это возможно благодаря поддерживающей, исцеляющей и избавительной силе Искупления Иисуса Христа».

Эми научилась надеяться на Господа, познав Его. Если бы она чуть сильнее полагалась на разум свой, то отвергла бы саму идею служить другим. Служение же помогло ей вынести боль и испытания и жить в соответствии со словами из Священных Писаний: «Когда вы служите ближним своим, вы только служите Богу своему»6.

Иисус Христос победил мир. И благодаря Ему, благодаря Его бесконечному Искуплению у всех нас есть причина надеяться на Него, зная, что в конечном счете все будет хорошо.

Сестры, каждая из нас может надеяться на Господа и не полагаться на разум свой. Мы можем сосредоточить нашу жизнь на Спасителе, узнавая Его, а Он поведет нас на нашем пути.

Мы здесь, на Земле, чтобы показать что мы также надеемся на Него, как и когда стояли рядом с Ним, говорящим: «Вот Я, пошли меня»7.

Мои дорогие сестры, Президент Томас С. Монсон свидетельствовал, что «обещанные нам благословения безмерны. Пусть над нами сгущаются тучи, пусть на нас проливается дождь; наше знание о Евангелии, наша любовь к нашему Небесному Отцу и к нашему Спасителю утешит и поддержит нас… если мы будем ходить непорочно и соблюдать заповеди… В этом мире нас ничто не сможет победить»8.

Я добавляю свое свидетельство к словам нашего возлюбленного Пророка. Если мы надеемся на нашего Небесного Отца и нашего Спасителя и не полагаемся на свой разум, Они будут направлять наши пути и протянут к нам руку милосердия. Во имя Иисуса Христа, аминь.

Примечание: 1 апреля 2017 года сестра Кордон была освобождена от обязанностей Второй советницы в Генеральном президентстве Первоначального общества и призвана в качестве Первой советницы.

Притчи 3 глава

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *