Этические проблемы суррогатного материнства

Почему каждый раз, когда кто-то упоминает тему суррогатного материнства, появляются огромные волны мощных эмоций из лагерей сторонников и противников?

Одна из причин заключается в том, что суррогатное материнство балансирует на очень острой этической грани, смешивая воспринимаемого «священный» процесс размножения и зарабатывание денег на деторождении(). Многие считают, что эти два домена не должны смешиваться.

Суррогатное родительство — очень спорная и эмоционально напряженная тема, которая сказывается на наших представлениях о родительстве и семье. После всесторонних длительных обсуждений и споров Комитет по этике принял ряд решений и определил некоторые рамки и границы, которые в настоящее время предлагаются для общественного обсуждения и критической оценки. Общая точка зрения комитета и его принципиальная позиция заключается в том, что суррогатная мать, которая вынашивает плод и рожает младенца, 1) единолично имеет право принимать решения по всем вопросам, касающимся дородового ухода и родов, и 2) должна иметь определенный запас времени после рождения младенца, в течение которого она может решить, готова ли она передать его «на усыновление» паре реципиентам или оставить родительские права себе. Таким образом, во всех соответствующих отношениях положение суррогатной матери должно быть таким же, как положение любой другой женщины, которая либо пренатально или постнатально, выразила намерение передать ребенка на усыновление.

Практика суррогатного материнства – это технология вспомогательной репродуктивной медицины, которая подразумевает использование третьего лица для вынашивания и рождения ребенка бесплодной пары. Сами по себе методы искусственного оплодотворения и по сей день вызывают противоречивые чувства и побуждают споры во всем мире, но использование третьего лица в таком, не будем лукавить, священном процессе, как создание новой жизни, и вовсе раскаляет страсти до бела. Некоторым может показаться, что этические проблемы суррогатного материнства раздуты и яйца выеденного не стоят, для других же это вопрос жизни и смерти.

Рассмотрим подробнее и ответим на вопросы, какие именно суррогатное материнство этические аспекты затрагивает

  • 1. Находится ли естественное зачатие под угрозой «вымирания»?

Принципиальные возражения против практики суррогатного материнства основаны на том факте, что способы «естественного размножения» не используются в суррогатном материнстве. Суррогатное материнство осуществляется либо искусственным осеменением, либо методом ЭКО(эко с суррогатной мамой ). Все такие практики приносят в жертву естественный репродуктивный потенциал человека как живого существа, что, как некоторые считают, унижает его личность. В частности, католическая церковь настаивает на этом аргументе, требуя запрета практики суррогатного материнства.

  • 2. Женское тело выставлено на продажу?

Согласно мнениям противников суррогатного материнства, этот метод вспомогательных репродуктивных технологий предполагает «продажу женского тела». Суррогатное материнство в литературе сравнивается с проституцией, некоторые женщины заявляли, что продают свою матку и уступают контроль над своими телами.

Кроме того, бедные женщины третьего мира используются в качестве инструмента для удовлетворения потребностей размножения бесплодных западных женщин. Денежная компенсация становится хорошим стимулом для женщин вписаться в процесс суррогатного материнства. Из-за потребности в денежных средствах женщины вынуждены позволять использовать свои тела для вынашивания младенцев за монеты. По этой причине существует беспокойство, что женщины превращаются в «конвейер», поставляющий младенцев.

В рамках исследования, изучавшего биоэтические проблемы суррогатного материнства, опрос суррогатных матерей показал, что больше половины женщин были исключительно финансово мотивированы стать суррогатами, пятнадцать процентов женщин заявили, что деньги были важным мотивирующим фактором, но не единственным, и для 15% материальная компенсация не имела значения и они решились на такой шаг не в поисках финансовой выгоды.

  • 3. Независимость vs принуждение

Люди, выступающие за суррогатное материнство, будут утверждать, что равные права для женщин означают предоставление женщинам свободы выбора образа жизни, сексуальной и репродуктивной независимости(центр суррогатного материнства ). В таком случае, сказать женщине, которая вынашивает суррогатную беременность, что это дегуманизирует ее, означает навязать ей новую форму патернализма.

Контраргумент основан на понимании концепции выбора. Какой выбор имеют бедные неграмотные деревенские женщины стран третьего мира? Суррогатное материнство навязывается ей мужем или родственниками с целью преодоления финансового кризиса в семье. В некоторых случаях женщины вынашивают ребенка для своих родственников. Следовательно, наличие свободного выбора является спорным и в большинстве случаев недействительным.

  • 4. Превратятся ли женщины в инкубаторы?

Утверждается, что покупка и продажа услуги суррогатной матери унижает женское тело, превращая его в коммерческий товар и инструмент размножения. Поскольку для женщины неприемлемо заниматься сексом за деньги, то логично сделать вывод, что также неприемлемо вынашивать детей за деньги. Суррогатное материнство, как альтруистическое, так и нет, заставляет женщину воспринимать себя как «инструмент размножения». Проводилось исследование, в котором суррогатных матерей спрашивали, какие чувства они испытывали к плоду, они дали типичные ответы, например, «Я никогда не думала, что это мой ребенок», «Это не мой ребенок, но я его ношу» и «Я чувствую себя как отель».

  • 5. Дегуманизация vs возможность

Критически настроенные люди утверждают, что оплата за «аренду» матки обесчеловечивает суррогатную мать и эксплуатирует ее репродуктивные органы

Является ли донорская кровь или донорство органов, например, почек за плату неправильной? Если нет, почему бы не пожертвовать матку за определенную плату. Получение дохода создаст необходимые экономические возможностей для расширения прав и возможностей бедных, необразованных сельских женщин.

  • 6. На ком лежит ответственность за проблемы, связанные с беременностью и родами?

Хотя беременность является естественным процессом, нельзя утверждать, что она не несет никаких рисков для матери и плода. Телесные деформации и расстройства (сердечная, дыхательная, выделительная недостаточность), вызванные или усугубляемые беременностью, могут иметь летальные последствия. Естественно, что беременная женщина готова рискнуть ради того, чтобы испытать радости материнства, но суррогатная мать вынашивает младенца в интересах других. В этом контексте можно утверждать, что все такие жертвы ради беременности станут бессмысленными для женщины.

Этика суррогатного материнства также затрагивает проблему рождения детей от суррогатной матери с аномалиями и заболеваниями. Кто должен нести ответственность и ухаживать за таким нездоровым ребенком, если пара, прибегнувшая к услугам программы суррогатного материнства, отказываются от своих родительских прав.

  • 7. Что если суррогатная мать решит оставить ребенка себе?

Вполне реален случай, когда сурмама может почувствовать эмоциональную связь с ребенком в ходе программы и отказываться от передачи ребенка родителям реципиентам. Подобная ситуация влечет за собой не только моральный, но и юридический конфликт.

Поэтому очень важно подготовить и оказать психологическую поддержку обеим сторонам до и после процесса беременности.

  • 8. Этичность технологии

В случае такого комплексного процесса, как суррогатное материнство, биоэтика рассматривает также проблематику технической стороны дела. Вот несколько этических вопросов в рамках данной проблематики.

  • Допустима ли утилизация неиспользованных эмбрионов?
  • В рамках процедуры экстракорпорального оплодотворения с использованием суррогатной матери создается некоторое количество эмбрионов, но во время подсадки максимальное число переносимых эмбрионов не должно превышать трех (в большинстве стран – двух). Оставшиеся эмбрионы далее утилизируются. Противники суррогатного материнства склонны рассматривать подобное, как процесс детоубийства.

    С другой стороны, если противозачаточные таблетки и аборты соответствуют правовой норме, то утилизация неиспользуемых эмбрионов не может считаться незаконной и аморальной.

    Данный спорный момент можно разрешить, пожертвовав ненужные эмбрионы другим бесплодным парам, чтобы больше детей получили шанс на рождение.

    • Этично ли использоваться лишние эмбрионы для медицинских исследований?

    Лагерь противников вспомогательных технологий считает аморальным и недопустимым проведение каких-либо опытов на человеческих эмбрионах, приравнивая это к проведению опытов над детьми.

    Однако не нужно забывать, что все технологические достижения — это результаты медицинских исследований, включая клонирование, и поэтому использование в исследовательских целях всегда является этическим, если они идут на благо человечества.

    • Предимплантационный скрининг – игра в Бога?

    Не секрет, что в рамках процедуры в полость матки суррогатной матери подсаживают только наиболее качественны, жизнеспособные эмбрионы без генетических дефектов( ребенок от суррогатной матери). Для того, чтобы отобрать такие эмбрионы проводится специальное тестирования. Но имеет ли человек брать на себя работу естественного отбора?

    • 9. Суррогатное материнство пропагандирует продажу детей?

    Противники суррогатного материнства утверждают, что такая практика делает детей продуктом, который можно купить и продать. Кроме того, младенец рассматривается как инструмент для удовлетворения потребностей других людей и его права нарушаются. Для некоторых людей найм суррогатной матери сопоставим с покупкой ребенка за деньги. Такой подход сопоставим с отношением к человеческому ребенку, как к товару для продажи, что называется рабством. Суррогатное материнство обычно ставит под угрозу и наносит ущерб отношениям матери и ребенка.

    Противники суррогатного материнства считают, что его следует запретить повсеместно за потенциальные физические, психологические и символические риски для ребенка. Ребенок может пострадать психологически, когда узнает, каким образом был зачат и рожден. С другой стороны, сторонники утверждают, что такой запрет противоречит закону о запрете дискриминации. В этом контексте запрет на помощь третьего лица означает дискриминацию в отношении людей, которые не смогли родить своего ребенка без использования посторонней помощи. Если не существует ряда конкретных доказательств вредного воздействия суррогатного материнства на новорожденного, следует уважать решения лиц о выбранных ими способах и методах размножении.

    Суррогатное материнство и его этические проблемы являются результатом проблем бесплодных пар. Чтобы положить конец этой этической дилемме, нам нужно подтолкнуть некоторые вещи к ее концу, чтобы найти решения. Цитата о сохранении окружающей среды помогает нам в этом:

    • «Только после того, как последнее дерево будет срублено,
    • Только после того, как последняя река будет отравлена,
    • Только после того, как последняя рыба будет поймана,
    • Только тогда вы обнаружите, что деньги нельзя есть.»

    Идея, которую можно извлечь из этого стихотворения, проста и прямолинейна — защита окружающей среды больше не может ждать, и будущие поколения не должны быть наказаны за наши ошибки и промахи. Точно так же мы не должны отвергать суррогатное материнство и прийти к нему только тогда, когда узнаем, что последние пары в этом мире бесплодны. Проблемы, связанные с бесплодием, будут иметь гораздо более тяжелые последствия, чем проблемы суррогатного материнства. Будущее принадлежит тем, кто дает надежду будущему поколению.

    Суррогатная мать кто это

    Суррогатное материнство — это новая методика в области репродуктологии. Эмбрион создается вне тела генетической матери, затем его вносят в матку суррогатной мамы, где следующие 9 месяцев она его вынашивает. В процессе суррогатного материнства (при стандартном течении процесса) участвуют три лица:

    • Первое лицо: генетический отец.
    • Второе лицо: генетическая мать.
    • Третье лицо: суррогатная мать.

    Требования к суррогатной матери

    1. Хорошее здоровье, обязательное отсутствие хронических заболеваний.
    2. Репродуктивный возраст: 20-35 лет.
    3. Женщина должна иметь более одного ребенка.
    4. Женщина не должна болеть сифилисом, ВИЧ и гепатитом.
    5. Отсутствие у женщины-инкубатора вредных привычек.

    Перед проведением процедуры женщина проходит тестирование у психолога и юридическую консультацию.

    Если суррогатная мать состоит в законном браке, то ей необходимо будет предоставить согласие мужа на процедуру, а также сдать целый комплекс анализов:

    1. Кровь на гепатит и сифилис.
    2. Мазок на определение чистоты цервикального канала, влагалища.
    3. Проверку микрофлоры уретры.
    4. Кардиограмма.
    5. Кровь на группу.
    6. Кровь на резус-фактор.
    7. Флюорография.
    8. Анализ мочи (общий).
    9. Мазок с шейки матки на онкоцитологический анализ.
    10. Обследование на следующие вирусы: уреаплазмоз, герпес, хламидиоз, микоплазмоз, краснуха, цитомегаловирус.

    Кроме этого, женщина должна пройти обследование у терапевта, гинеколога и психиатра.

    Технологии оплодотворения

    Современная медицина практикует несколько способов суррогатного материнства.

    Яйцеклетка генетической матери

    Первый способ: в качестве биологического материала берется яйцеклетка генетической матери.

    Это стандартный вариант. Сначала обе матери (генетическая и суррогатная) проходят подготовительный этап, который включает сдачу анализов и синхронизацию циклов женщин. Последняя процедура необходима для получения зрелости внутреннего слоя матки, в которую в дальнейшем будет подсаживаться эмбрион. Суррогатной матери вводятся специальные гормональные препараты, которые повышают зрелость эндометрия. В это время женщина не должна пить гормональные контрацептивы. В клинике, где наблюдается женщина, проводят контроль гормонов и делают УЗИ яичников и матки. Сама процедура оплодотворения идентична с процедурой ЭКО. Генетической маме ребенка так же делают гормональную терапию. Она позволяет вызвать созревание фолликулов. Когда эти элементы достигнут нужного размера, фолликулярную жидкость забирают. Для этого используют пункцию. Из жидкости получают яйцеклетки, которые оплодотворяют спермой генетического отца. После оплодотворения должно пройти 3-5 дней. В указанное число дней эмбрионы обязательно подсаживают в матку сурмамы. О беременности узнают через 12-14 дней. Для этих целей женщина делает анализ на ХГЧ. Спустя три недели суррогатная мать должна пройти процедуру УЗИ.

    Сперма донора

    Второй способ: в качестве биологического материала берется сперма донора.

    К этому способу прибегают при наличии проблем в паре у мужчины. Тогда в качестве донора берут сперму донора, которому должно быть меньше 40 лет. Донор обязательно подписывает отказ от родительских прав. Донорскую сперму перед оплодотворением замораживают на полгода. Остальная часть процедуры проходит как при стандартном оплодотворении. Материалом биологической матери и донора оплодотворяют яйцеклетку суррогатной матери.

    Яйцеклетка донора

    Третий способ: в качестве биологического материала берется яйцеклетка донора.

    К третьему способу прибегают когда нет возможности взять яйцеклетку у биологической матери. Причины этого: климакс генетической матери, нарушение работы яичников, наследственные заболевания и другое. Здесь нельзя использовать яйцеклетку суррогатной матери. Должны быть яйцеклетки от разных людей. В качестве доноров могут выступать знакомые, родственники или анонимные люди. Если у донора нет противопоказаний, то делают синхронизацию, забор яйцеклетки. Далее ее оплодотворяют спермой отца. Подготовленный материал переносят в полость матки.

    Преимущества и недостатки процедуры

    Суррогатное материнство для многих — это людей последний и единственный шанс обзавестись долгожданным ребенком. Такую возможность людям предоставила современная медицина. Во время подготовки к суррогатному материнству можно узнать не только пол ребенка, но и отклонения в здоровье.

    Однако на фоне больших плюсов, у этой процедуры есть свои особенные минусы.

    Из-за высокой стоимости суррогатного материнства, процедуру не может позволить себе небогатая семья.

    Существует вероятность того, что выносившая «чужого» ребенка мать не сможет с ним расстаться. То есть она оставит его себе. В этом случае биологические родители страдают от проснувшегося материнского инстинкта.

    Очень часто под видом суррогатной матери или посредников выступают мошенницы.

    Вся процедура проходит в атмосфере психологической нестабильности. Есть вероятность того, что условия договора не будут соблюдены с обеих сторон. После того, как суррогатная мать родит ребенка, отношения между сторонами прерываются. Однако бывают случаи, когда матери начинают дружить. Общие заботы и проблемы их сближают.

    Некоторые мифы

    За все время существования суррогатного материнства вокруг нее собралось множество интересных фактов, мыслей и мифов. Самые обсуждаемые из них попробуем разъяснить.

    Законодательство и кто может стать сурмамой

    1. Суррогатной матерью может стать только женщина, имеющая не менее двух собственных детей. В официальных документах здравоохранения России сказано, что для вынашивания чужого ребенка, женщине достаточно иметь минимум одного ребенка.
    2. К суррогатному материнству могут прибегнуть только лица, которые состоят в законном браке. Официальный брак – это одно из условий процедуры. Но оно не является обязательным. В противном случае (незарегистрированные отношения) при регистрации ребенка в графе мать может быть записано имя суррогатной матери. Поэтому юристы советуют узаконить свои отношения еще до процедуры. Если к процедуре прибегают одинокие женщины, то в графе мать будет стоять их имя. Только для этого потребуется согласие сурмамы.
    3. Суррогатное материнство незаконно. В нашей стране в 2011 году был принят закон, согласно которому суррогатное материнство вполне законно.
    4. Лучше усыновить, чем прибегать к услугам суррогатного материнства. Суррогатная мать подарит вам родного по крови и генам малыша, который будет полностью похож на членов вашей семьи. В результате усыновления ребенок будет совсем другим, чужим.
    5. Женщина в возрасте (генетическая мать) не может прибегнуть к суррогатному материнству. Обзавестись своим чадом можно даже в 50 лет. Самое главное, чтобы у женщины созревала хотя бы одна яйцеклетка. Так же можно заморозить яйцеклетку и воспользоваться ею в будущем. Но существует опасность: период климакса у биологической матери. Есть риск получить ребенка с неправильным развитием.
    6. Суррогатным материнством пользуются женщины, которые не хотят портить свою фигуру. Даже такое бывает, но это крайняя редкость. В основном, женщины прибегают к сурмаме, прочувствовав на себе большое горе: отсутствие в течение многих лет очень желанного ребенка.

    Отдаст — не отдаст

    1. Суррогатная мать отдает в другие руки своего ребенка, ведь она его выносила. Женщина вынашивает не своего ребенка. Она является своеобразным инкубатором для плода. Физически он ей не принадлежит. Сурмама пишет согласие на запись в книге рождения имен генетических родителей. Документ оформляется в письменной форме и подтверждается печатями. Описанный момент обязательно прописываются в договоре.
    2. В большинстве случае женщина не отдает ребенка, а оставляет его себе. В основе процедуры лежит юридически оформленный договор с четко прописанными обязанностями и правами каждой стороны. Поэтому даже если суррогатная мать не отдает ребенка (а она имеет на это право), ее действия всегда можно оспорит в суде. Нужно понимать, что суррогатной матери крайне тяжело, болезненно и эмоционально трудно расстаться с ребенком, которого она вынашивала 9 месяцев. К факту разлуки их готовят в медицинских центрах психологи. И практически в 100 % случаях работа проводится успешно.
    3. Женщина может оставить «заказного» малыша себе в течение трех суток после родов. Время принятия решения матерью не обговаривается законом. Она должна дать или не дать согласие на ребенка до выписки из роддома, а это три дня. Однако у закона есть общий срок регистрации ребенка (один месяц).

    На кого похож

    1. Ребенок будет иметь ее кровь. Это неправда. Кровеносная системы плода и мамы, которая вынашивает, никак не связаны. Кровной связи между ребенком и суррогатной матерью нет.
    2. Ребенок по внешним данным будет похож на сурмаму. Неправда. Он несет генетическую информацию своих биологических родителей.
    3. Суррогатные дети отличаются от естественных. Неправда. Во многих случаях эти дети обладают отличным здоровьем, потому что за ними постоянно наблюдают врачи. Вынашивание и сами роды находятся под строгим контролем специалистов.
    4. Можно воспользоваться биологическим материалом суррогатной матери. В описанном случае ребенок будет нести гены сурмамы. То есть он не будет полностью (генетически) принадлежать биологическим родителям.

    Религиозный вопрос

    Церковь не одобряет суррогатное материнство. Ее отношение только негативное. Священники и церковные служители полагают, что если Бог не посылает семье ребенка, то это неспроста. Это испытание. Его нужно преодолеть. Возможно, бездетная пара несет свое наказание в жизни за содеянное.

    Церковь полагает, что бездетные пары могут выполнить на Земле другую миссию: взять себе в дом сироту или сирот.

    Так же церковь осуждает саму суррогатную мать. Она не имеет права отдавать ребенка, которого родила. Этим самым она снимает с себя ответственность. Она наносит душе ребенка непоправимый вред, поскольку между ними теряется духовная связь.

    Сторонники рождения ребенка при помощи чужой женщины полагают, что суррогатное материнство тоже не происходит без воли Божьей.

    Несмотря на все тонкости, неясности, сомнения, дороговизну и минусы суррогатное материнство является очень востребованной процедурой. Воспользоваться ею может каждый желающий (с разной стороны). Информацию о клиниках, заказчиках можно найти в сети интернет.

    Суррогатное материнство

    • •Министерство здравоохранения Украины
    • •Понятие биоэтики и социокультуральные предпосылки её формирования
    • •Предмет и задачи биоэтики
    • •История развития биоэтики
    • •Высшие моральные ценности в медицине
    • •Принципы биоэтики
    • •Правила биоэтики
    • •Социальная этика медицины. Социально-этические проблемы распределения ресурсов в системе здравоохранения
    • •Социальная справедливость
    • •2) Социальное и экономическое неравенства должны быть устроены следующим образом:
    • •А) от них можно было бы разумно ожидать преимуществ для всех;
    • •Б) доступ к положениям и должностям был бы открыт для всех.
    • •Аристотель выделил два вида справедливости:
    • •Социальная ответственность
    • •Социально-этические проблемы распределения ресурсов в системе охраны здоровья. Модели организации здравоохранения
    • •Модель системы здравоохранения в Украине
    • •Система первичной медицинской помощи
    • •Система третичной медицинской помощи
    • •Экстренная и скорая медицинская помощь
    • •Система финансирования здравоохранения
    • •Основы медицинской деонтологии
    • •Ятрогения в деятельности медицинского работника
    • •Несчастный случай в медицинской практике
    • •Модели взаимоотношений по в. Витчу
    • •Модели взаимоотношений по с.Г. Стеценко
    • •Моральные проблемы в отношениях между врачом и пациентом
    • •Правило конфиденциальности (врачебная тайна)
    • •Правило правдивости
    • •Правило информированного согласия
    • •Этика взаимоотношений в медицинском коллективе
    • •Биоэтические аспекты в педиатрии
    • •Биоэтические аспекты в семейной медицине
    • •Биоэтические аспекты в трансплантологии и трансфузиологии
    • •Морально-этические проблемы трансплантологии
    • •Юридические модели забора органов от трупных доноров
    • •Трансплантация эмбриональных тканей
    • •Биоэтические аспекты трансфузиологии
    • •Биоэтические вопросы в онкологии
    • •Биоэтические аспекты в стоматологии
    • •Биоэтические аспекты в психиатрии и наркологии Этико-правовые вопросы оказания психиатрической помощи
    • •Принципы оказания психиатрической помощи
    • •Виды психиатрической помощи и порядок её оказания
    • •Биоэтические аспекты в наркологии
    • •Морально-этические проблемы спиДа и вич – инфецированных Этические аспекты больных со спиДом и вич-инфицированных
    • •Этико-юридические аспекты больных со спиДом и вич-инфицированных
    • •»Спидофобия» и медицинская этика
    • •Тестирование на вич и уважение автономии пациента
    • •Раздел 4. Биоэтические проблемы жизни, умирания, реанимации и смерти
    • •Проблема определения начала человеческой жизни. Моральный статус эмбриона
    • •Биоэтические аспекты искусственного аборта
    • •Морально-этические вопросы аборта
    • •Этико-медицинские проблемы искусственного прерывания беременности
    • •Этико-психологические особенности умирающих больных
    • •Биоэтические аспекты терминальных пациентов
    • •Критерии смерти человека. Биологическая и клиническая смерть. «Смерть головного мозга».
    • •Определение момента смерти
    • •Установление диагноза «смерть мозга»
    • •Биоэтические аспекты реанимации
    • •Биоэтические проблемы эвтаназии
    • •Виды эвтаназии
    • •Этико-правовые аспекты эвтаназии
    • •Где разрешена эвтаназия?
    • •Биоэтические аспекта суицида
    • •Классификация суицидального поведения
    • •Особенности суицидального поведения у соматически больных
    • •Биоэтические аспекты новых репродуктивных технологий человека
    • •Пренатальная диагностика
    • •Этика исследования на эмбрионах
    • •Суррогатное материнство
    • •Использование стволовых клеток
    • •Клонирование человеческих тканей и органов
    • •Биоэтические проблемы генно-инженерных технологий
    • •Основные факторы риска генно-инженерной деятельности для здоровья человека и окружающей среды
    • •Биобезопасность: структура и правовые основы регулирования
    • •Этические аспекты создания и использования трансгенных растений и животных
    • •Этические и правовые основы регулирования биомедицинских исследований
    • •Этические комитеты: статус, функции, задачи
    • •Соблюдение принципов биомедицинской этики в обращении с телами умерших и анатомическими препаратами
    • •Этические нормы использования животных в биомедицинских исследованиях
    • •Этика биомедицинских исследований на человеке
    • •Приложение 1 женевская декларация всемирной медицинской ассоциации
    • •Приложение 2 международный кодекс медицинской этики
    • •Положение о медицинской этике в условиях бедствий
    • •Приложение 3 общая декларация прав человека
    • •Приложение 4 токийская декларация
    • •Приложение 5 конвенция о защите прав и достоинств человека в связи с использованием достижений биологии и медицины Преамбула
    • •Глава I. Общие положения
    • •Статья 7. (Защита лиц, страдающих психическим расстройством)
    • •Статья 17. (Защита лиц, не способных дать согласие на свое участие в исследовании)
    • •Статья 18. (Исследования на эмбрионах, проводимые «in vitro»)
    • •Глава VI. Изъятие у живых доноров органов и тканей с целью трансплантации Статья 19. (Общее правило)
    • •Статья 20. (Защита лиц, не способных дать согласие на изъятие органа)
    • •Глава VII. Запрещение извлечения финансовой выгоды и торговли частями человеческого тела
    • •Статья 27. (Расширенное понимание защиты)
    • •Статья 30. (Отчеты о применении положений Конвенции)
    • •Глава XIV. Заключительные положения Статья 33. (Подписание, ратификация и вступление в силу)
    • •Статья 34. (Государства, не являющиеся членами се)
    • •Статья 35. (Территориальное применение)
    • •Статья 36. (Особое мнение или оговорка)
    • •Статья 37. (Денонсация)
    • •Статья 38. (Уведомления)
    • •Приложение 6 присяга врача украинї
    • •Приложение 7
    • •Раздел 1. Действие кодекса
    • •Раздел 2. Врач и общество
    • •Раздел 3. Врач и пациент
    • •Раздел 4. Коллегиальность врачей
    • •Раздел 5. Научные исследования за участием пациента
    • •Раздел 6. Новейшие медицинские технологии
    • •Раздел 7. Информация
    • •Раздел 8. Уважение к профессии врача
    • •Приложение 8 лиссабонская декларация о правах пациента
    • •Приложение 9 декларация о политике в области обеспечения прав пациента в европе (амстердамская декларация)
    • •Раздел 1
    • •Раздел 2 (Информация)
    • •Раздел 3. (Информированное согласие)
    • •Раздел 4. (Конфиденциальность и приватность)
    • •Раздел 5. (Лечение и организация медицинской помощи)
    • •Раздел 6. (Реализация прав пациентов)
    • •Приложение 10 хельсинкская декларация (Всемирной медицинской ассоциации «Этические принципы медицинских исследований с привлечением человека»
    • •Приложение 11 европейская конвенция по защите домашних животных
    • •Глава I основные положения Статья 1. Определения.
    • •Статья 2. Сфера и механизм выполнения.
    • •Статья 3.Основные принципы благополучия животных.
    • •Статья 5. Разведение.
    • •Статья 6. Возрастные ограничения на приобретение животного.
    • •Статья 7. Дрессировка.
    • •Статья 8. Торговля, коммерческое разведение и содержание, приюты для животных.
    • •Статья 9. Реклама, развлечения, выставки, соревнования, другие подобные мероприятия.
    • •Статья 10. Хирургические операции.
    • •Глава III дополнительные меры по защите бездомных животных. Статья 12. Снижение численности.
    • •Статья 13. Исключения при отлове, содержания и усыплении.
    • •Глава IV информация и образование. Статья 14. Информационные и образовательные программы.
    • •Глава V многосторонние совещания. Статья 15. Многосторонние совещания.
    • •Глава VI
    • •Статья 16. Поправки.
    • •Глава VII конечные положения. Статья 17. Подписание, ратификация, принятие, одобрение.
    • •Статья 18. Вступление в силу.
    • •Приложение 12 положение об использовании животных в биомедицинских исследованиях
    • •Приложение 13
    • •Статья 3 Общие принципы
    • •Статья 4 Общие обязательства
    • •Статья 5 Равенство и недискриминация
    • •Статья 6 Женщины-инвалиды
    • •Статья 7 Дети-инвалиды
    • •Статья 8 Просветительно-воспитательная работа
    • •Статья 9 Доступность
    • •Статья 10
    • •Статья 13 Доступ к правосудию
    • •Статья 14 Свобода и личная неприкосновенность
    • •Статья 15 Свобода от пыток и жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания
    • •Статья 16 Свобода от эксплуатации, насилия и надругательства
    • •Статья 17 Защита личной целостности
    • •Статья 18 Свобода передвижения и гражданство
    • •Статья 19 Самостоятельный образ жизни и вовлеченность в местное сообщество
    • •Статья 20 Индивидуальная мобильность
    • •Статья 21 Свобода выражения мнения и убеждений и доступ к информации
    • •Статья 22 Неприкосновенность частной жизни
    • •Статья 23 Уважение дома и семьи
    • •Статья 24 Образование
    • •Статья 25 Здоровье
    • •Статья 26 Абилитация и реабилитация
    • •Статья 27 Труд и занятость
    • •Статья 28 Достаточный жизненный уровень и социальная защита
    • •Статья 29 Участие в политической и общественной жизни
    • •Статья 30 Участие в культурной жизни, проведении досуга и отдыха и занятии спортом
    • •Статья 31 Статистика и сбор данных
    • •Статья 32 Международное сотрудничество
    • •Статья 33 Национальное осуществление и мониторинг
    • •Статья 34 Комитет по правам инвалидов
    • •Статья 35 Доклады государств-участников
    • •Статья 36 Рассмотрение докладов
    • •Статья 37 Сотрудничество между государствами-участниками и Комитетом
    • •Статья 38 Отношения Комитета с другими органами
    • •Статья 39
    • •Статья 45
    • •Статья 48
    • •Приложение 15 заявление о праве женщины на использование контрацепции
    • •Приложение 16 заявление о искусственном оплодотворении и трансплантации эмбрионов
    • •Исследования
    • •Донорство
    • •Приложение 17 положение о генетическом консультировании и генной инженерии
    • •Генная инженерия
    • •Приложение 18 всеобщая декларация о геноме человека и правах человека
    • •Статья 1
    • •Cтатья 6
    • •Статья 7
    • •Статья 8
    • •Приложение 20 заявление о персистирующем вегетативном состоянии
    • •Преамбула
    • •Персистирующее вегетативное состояние
    • •Общие рекомендации
    • •Приложение 21 сиднейская декларация относительно смерти
    • •Приложение 22
    • •Приложение 23 венецианская декларация об терминальном состоянии
    • •Приложение 24
    • •Приложение 25 закон україни про психіатричну допомогу
    • •Стаття 2. Законодавство України про психіатричну допомогу
    • •Стаття 3. Презумпція психічного здоров’я
    • •Стаття 4. Принципи надання психіатричної допомоги
    • •Стаття 5. Державні гарантії щодо забезпечення психіатричною допомогою та соціального захисту осіб, які страждають на психічні розлади
    • •Стаття 6. Конфіденційність відомостей про стан психічного здоров’я особи та надання психіатричної допомоги
    • •Стаття 7. Діагностика психічного розладу та лікування особи, яка страждає на психічний розлад
    • •Стаття 8. Забезпечення безпеки надання психіатричної допомоги та запобігання небезпечним діянням з боку осіб, які страждають на психічні розлади
    • •Стаття 9. Обмеження, пов’язані з виконанням окремих видів діяльності
    • •Стаття 10. Психіатричні заклади, медичні працівники та інші фахівці, які надають психіатричну допомогу
    • •Розділ II
    • •Стаття 11. Психіатричний огляд
    • •Стаття 12. Амбулаторна психіатрична допомога
    • •Стаття 14. Підстави для госпіталізації особи до психіатричного закладу в примусовому порядку
    • •Стаття 16. Огляд осіб, госпіталізованих до психіатричного закладу в примусовому порядку
    • •Стаття 17. Продовження госпіталізації особи в примусовому порядку
    • •Стаття 18. Виписка особи з психіатричного закладу
    • •Стаття 19. Примусові заходи медичного характеру
    • •Стаття 20. Експертиза психічного стану особи
    • •Стаття 21. Судово-психіатрична експертиза
    • •Стаття 22. Порядок судового розгляду заяв про надання психіатричної допомоги в примусовому порядку
    • •Стаття 23. Поміщення особи до психоневрологічного закладу для соціального захисту або спеціального навчання
    • •Стаття 24. Переведення і виписка з психоневрологічного закладу для соціального захисту або спеціального навчання
    • •Стаття 26. Інформація про стан психічного здоров’я особи та надання психіатричної допомоги
    • •Стаття 29. Обов’язки власника психіатричного закладу або уповноваженого ним органу
    • •Стаття 33. Відповідальність за порушення законодавства про психіатричну допомогу
    • •Приложение 26 закон україни «про запобігання захворюванню на синдром набутого імунодефіциту (снід) та соціальний захист населення»
    • •Стаття 1. Визначення термінів
    • •Стаття 2. Принципи державної політики у сфері протидії поширенню хвороб, зумовлених віл
    • •Стаття 3. Законодавство України у сфері протидії поширенню хвороб, зумовлених віл
    • •Стаття 4. Державні гарантії у сфері протидії поширенню хвороб, зумовлених віл
    • •Стаття 6. Право особи на тестування з метою виявлення віл, умови та порядок його проведення
    • •Стаття 7. Повідомлення про результати тестування з метою виявлення віл та післятестове консультування віл-інфікованих осіб
    • •Стаття 8. Лабораторне дослідження донорської крові та її компонентів
    • •Стаття 9. Реєстрація та облік людей, які живуть з віл, здійснення медичного нагляду за ними
    • •Стаття 10. Медична допомога людям, які живуть з віл
    • •Стаття 11. Додаткові заходи, яких може вживати лікар, для запобігання поширенню віл
    • •Стаття 12. Обов’язки людей, які живуть з віл
    • •Стаття 14. Рівність перед законом та заборона дискримінації людей, які живуть з віл, та осіб, які належать до груп підвищеного ризику щодо інфікування віл
    • •Стаття 15. Інші права людей, які живуть з віл
    • •Стаття 16. Захист права на працю та інших соціальних прав людей, які живуть з віл, їхніх рідних і близьких
    • •Стаття 17. Відшкодування шкоди, завданої здоров’ю особи в разі зараження віл-інфекцією
    • •Стаття 18. Права батьків віл-інфікованих дітей і дітей, які страждають на хворобу, зумовлену віл
    • •Стаття 19. Державна допомога віл-інфікованим дітям і дітям, які страждають на хворобу, зумовлену віл
    • •Стаття 20. Захист від зараження віл-інфекцією при виконанні професійних обов’язків
    • •Стаття 22. Порядок підтвердження зв’язку зараження віл-інфекцією з виконанням працівником своїх професійних обов’язків
    • •Приложение 27 закон україни про трансплантацію органів та інших анатомичних матеріалов людині
    • •Стаття 1. Визначення термінів
    • •Стаття 2. Законодавство України про трансплантацію
    • •Стаття 3. Сфера дії Закону
    • •Стаття 4. Міжнародні договори
    • •Стаття 5. Державне регулювання діяльності, пов’язаної з трансплантацією
    • •Стаття 6. Умови та порядок застосування трансплантації
    • •Стаття 7. Перевезення анатомічних матеріалів людини
    • •Стаття 8. Заклади та установи, що здійснюють діяльність, пов’язану з трансплантацією
    • •Стаття 9. Діяльність, пов’язана з трансплантацією
    • •Стаття 10. Фінансування діяльності, пов’язаної з трансплантацією
    • •Стаття 11. Контроль за діяльністю, пов’язаною з трансплантацією
    • •Розділ III
    • •Стаття 12. Взяття гомотрансплантатів у живих донорів
    • •Стаття 13. Згода живого донора на взяття у нього гомотрансплантата
    • •Стаття 14. Особливості донорства і трансплантації кісткового мозку та інших здатних до регенерації анатомічних матеріалів
    • •Стаття 15. Визнання людини померлою
    • •Стаття 16. Умови та порядок взяття анатомічних матеріалів у померлих осіб для трансплантації та (або) виготовлення біоімплантатів
    • •Розділ V
    • •Стаття 17. Порядок використання для трансплантації органів померлих донорів. Міждержавний обмін гомотрансплантатами
    • •Стаття 18. Заборона торгівлі органами та іншими анатомічними матеріалами людини
    • •Стаття 19. Надання фетальних матеріалів для трансплантації
    • •Стаття 20. Виготовлення і застосування біоімплантатів
    • •Стаття 21. Отримання та застосування ксенотрансплантатів
    • •Розділ VI
    • •Стаття 22. Права особи, яка дала згоду стати донором, і живого донора
    • •Стаття 23. Соціальний захист донора та членів його сім’ї
    • •Стаття 24. Відповідальність за порушення законодавства про трансплантацію
    • •Розділ VII
    • •Основи біоетики та біобезпеки

    Недочеты законодательства о суррогатном материнстве

    Этико — правовые проблемы эко суррогатного материнства в законодательной базе Российской Федерации включают в себя следующие упущения правового урегулирования:

    • Право суррогатной матери оставить себе рожденного ею ребенка предусмотрено законом, что в свою очередь вызывает конфликтную ситуацию.К примеру «суррогатная мать право на отцовство». Так, если суррогатная мать оставляет права на ребенка за собой, то возникает вопрос: «Кто является отцом ребенка?» Закон не дает на это четкого ответа, и биологические родители могут быть не признаны таковыми с юридической точки зрения. В других же странах такой поворот событий невозможен согласно законодательству.
    • Также не отрегулирован вопрос о том, с кем из участников программы суррогатного материнства остается ребенок, в случае наличия у него каких либо дефектов или заболеваний. Так как до конца не известно, развитие данной патологии у ребенка произошло из-за дефекта в генетическом материале, или же по вине суррогатной матери, а точнее каких либо ее физиологических отклонений не выявленных до начала программы, или возникших в процессе вынашивания беременности. В итоге, больной ребенок становится не нужным ни биологическим родителям, ни суррогатной матери.
    • Не определен законодательством вопрос о том, может ли суррогатная мать из личных соображений прервать беременность на допустимом медициной сроке.
    • Cмерть суррогатной матери (в процессе родов, или сразу же после родов),в таком случае суррогатная мать не успевает подписать соответствующие документы о передаче прав на ребенка биологическим родителям. Согласно законодательству России родившийся ребенок становится формально сиротой. А клиенты клиники репродуктологии не могут ни официально, ни физически, получить права на ребенка.

    К сожалению на данном этапе все вышеуказанные изъяны и многие другие приносят юридические трудности в составлении договора для суррогатной матери единого образца. Суррогатное материнство и его правовые последствия в результате формируют ряд препятствий на пути мирного урегулирования еще не развившихся конфликтов между сурмамой и клиентами (биологическими родителями). Также в законодательной базе не учтен момент о размере финансового вознаграждения суррогатной матери по завершению беременности и выполнению условий договора.

    Этот вопрос остается открытым ввиду нестабильной мировой экономической ситуации. В результате опять-таки мы не имеем единый договор, который мог бы использоваться всеми клиниками и репродуктивными центрами при сотрудничестве с клиентами и суррогатной мамой.

    С учетом всего выше указанного можно сказать, что необходимо усовершенствование законодательства Российской Федерации в отношении вспомогательных репродуктивных технологий, с учетом всех неосвещенных законом вопросов, с целью предупреждения конфликтных ситуаций и дальнейших судебных процессов между клиентами и женщинами, выполняющие функцию суррогатной матери. Но, так как сама отрасль репродуктивных технологий как суррогатное материнство в нашей стране стало развиваться не так давно, то и совершенное законодательство на этот счет также требует времени.

    Проблемы суррогатного материнства

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *