История

История Пронской Спасской пустыни, именуемой ныне Спасо-Преображенским Пронским мужским монастырём, корнями своими уходит в начало семнадцатого столетия.

Достоверно неизвестно кто был основателем Пронской Спасской пустыни, и когда она была основана. Именно так указано во втором томе священника Иоанна Добролюбова «Историко- статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии, ныне существующих и упраздненных, с списками их настоятелей за XVII, XVIII и XIX столетии и библиографическими указаниями»: «Время основания её не известно, но существование её в XVII столетии не подлежит сомнению». В Песцовых книгах 1640 года князя Борзецова указано, что в исчислении разных угодий, принадлежащих стрельцам старой слободы, сказано, между прочим, что у них был выгон против «Спасского монастыря» общий с новыми стрельцами. Середина XVII века в России ознаменована церковной реформой, имевшей далеко идущие последствия, как для Церкви, так и для всего Российского государства. Доподлинно известно, что в 1665 году настоятелем Спасской пустыни являлся Черный послушник Пафнутий.

Следующее упоминание о Спасской пустыни относится к 1724 году, когда в Рязанских Достопамятностях встречается известие о переведении братии из Спасской Преображенской пустыни в Скопинский Троицкий монастырь и об упразднении пустыни, хотя и на короткое время. Это произошло по именному Указу Петра I от 5 февраля 1724 года, согласно которому предписывалось упразднить монастыри с малой численностью монахов, а оставшихся монахов перевести в более крупные монастыри. В 1734 году настоятелем Спасской пустыни назначен иеромонах Прохор, который, скорее всего, управлял обителью до 1749 года. До возобновления обители в середине XVIII века, в ней, судя по описям за 1739 и 1749 года, находились две деревянных церкви. Описывается это так: «Церковь Преображения Господня, в ней святые иконы местные: образ Преображения Господня в окладе, образ Казанской Пресвятой Богородицы без оклада, Богородица запрестольная, на ней венец чеховой позлащен; на престоле одежда кумашная, на нем евангелие, евангелисты серебряные, кресты обиты по дереву, серебряные сосуды, дискос и звездица, а другие сосуды оловянные и лжица оловянная; две ризы камчатые, одна красная, другая зеленая, у них оплечья парчевая на золоте, ризы камчатые белые, стихарь камчатый белый, да еще при них ветхие ризы три, три потрахели, одна парчевая ветхая и 28 книг. Церковь Вознесения Господня, в ней святые иконы: образ Всемилостивого Спаса, образ Богородицы Казанской, запрестольная Богородица; на престоле одежа — выбойка бумажная, сосуды оловянные новые, покровцы на них камчатые ветхие, у царских дверей завеса полотняная. Этого монастыря святые врата с калиткой, над ними образ Спасителя с апостолами. Келья строительная с сенями, в ней заслон железный и топор казенный, 4 кельи братских со стенами. Амшеник ильмовый — рублен в лапу, покрытый тёсом и лубьями — ветхой, казенных 6 ульев со пчёлами. Монастырь кругом горожен забором ветхим». В 1749 году настоятелем монастыря назначен иеромонах Феодорит, который управлял обителью, скорее всего, до 1751 года. В 1751 году управлять обителью назначен иеромонах Иосиф, который, скорее всего, управлял ею до 1763 года. В 1763 году управлять Пронской Спасской пустынью назначен игумен Иона и, в том же году, поручиком Нееловым была проведена опись. Теперь, благодаря этой описи, мы можем утверждать о том, что первая каменная церковь в обители была построена в 1763 году на деньги, собранные от подаяний по благословлению Преосвященного Палладия, епископа Рязанского и Муромского. Что интересно, братия монастыря состояла из трёх человек: игумена, иеродиакона и бельца, иерея Никиты Карнильева. В том году построен был только предельный храм во имя Преображения Господня, но во втором пределе и в иконостасе не было образов, так как отсутствовали средства.

В 1765 году каменная церковь была облагорожена стараниями помещика Ивана Ивановича Бурцева, прах которого покоится в Спасской пустыни. Видимо вклад и усердие Ивана Ивановича в обустройство обители были так велики, что в дальнейшем в описаниях пустыни его упоминают как строителя храма. Переустройством келий для настоятелей и братии (до этого времени они были деревянные и крыты соломой) занялся уже его сын — Андрей Иванович Бурцев, который, вероятно, построил и каменную ограду вместо плетневой. Игумен Иона упокоился в 1771 году и по всей видимости, прах этого доброго инока и рачительного строителя покоится в пустыне. В 1771 году настоятелем монастыря назначен управлять иеромонах Сергий, в 1781 году — Епифаний, в 1786 и 1790 годах — Иоанн. В апреле 1796 году в обитель определен строителем иеромонох Иринарх. С 1796 по 1802 года настоятелем монастыря был иеромонах Алексий. В документах 1799 года мы нашли известие о смерти еще одного настоятеля: 31 декабря почил строитель иеромонах Лаврентий.

В 1801 году настоятелем монастыря назначен строитель иеромонах Симон, с 8 февраля 1802 года по 29 апреля 1804 года обителью управлял строитель иеромонах Тихон, с 15 августа 1804 года по 6 июня 1805 года — строитель иеромонах Дионисий, с декабря 1806 года — строитель иеромонах Алексий, с мая 1807 года — иеромонах Палладий.

Первым из настоятелей, в дошедших до нас отчётных ведомостях обители, значится иеромонах Анастасий, который вступил в должность строителя пустыни 8 октября 1808 года.

С января 1817 года по 1820 год известен в должности настоятеля иеромонах Амвросий.

Следующий настоятель, иеромонах Апполинарий, из духовного сословия, был монахом неученым, не обучавшимся в семинарии, и от природы одаренным и рачительным. Постриженный в монашество в Рязанском Троицком монастыре в 1814 году в возрасте 51 — го года, исполнял там клиросное, иеродиаконское, иеромонашеское и казначейское послушания, а затем был переведен в 1818 году в архиерейский дом казначеем и в этом же году назначен духовником в Явленский девичий монастырь. За отличное и ревностное служение награжден набедренником и в 1821 году назначен настоятелем Пронской Спасской пустыни, каковым и находился около 16 лет (также известно, что в 1825 году преосвященным Филаретом был поручен ему на время в управление и Троицкий Рязанский монастырь).

В 1837 году строителем Пронской пустыни назначен иеромонах Феодосий.

Сменив на должности строителя Пронской Спасской пустыни иеромонаха Феодосия, иеромонах Самуил за шесть с половиной лет восстановил почти упавшую обитель средствами разных благотворителей и по его прошению Святейший Синод оставил Пустынь на своём месте. Этому событию и были посвящены торжества по случаю второго обновления обители, состоявшиеся 25 июля 1866 года. Однако строительство продолжалось и, уже в 1867 году, в ней была закончена постройка новой каменной церкви с двумя престолами: по правую сторону престол во имя трёх Святителей, а по левую сторону во имя священомученицы Софии и трёх дочерей её Веры, Надежды и Любови. Иеромонах Самуил пробыл строителем пустыни до 1868 года (в 1888 году он уже упоминается в сверхштатных игуменах Солотчинского монастыря). С июня 1868 по 1872 год настоятелем обители был иеромонах Кирилл (Можаров). Его в феврале 1873 году сменил игумен Македоний (Арестов). В конце 1879 года, отца Македония, в сане архимандрита, переводят в Солотчинский монастырь и, с января 1880 года, управлять пустынью назначен иеромонах Мелетий.

По Указу Синода в 1881 году в Пустыне было введено общежитие. В 1891 году, благочинный монастырей архимандрит Владимир, в своём отчёте пишет: «Эта пустынь, при малых средствах и при небольшом братсве, состоявшем почти из одних неученых старцев, отличается особенным порядком в благочинии и хозяйственном устройстве. Отношения братии к настоятелю и настоятеля к братии состоят в должном порядке. Предметом особенного внимания настоятеля к братии служит сохранение порядка, согласия и благочестия между ними. В случае недоумений и разных помыслов, возникающих в душе того, или другого из братий, они большею частию за вразумлением обращаются к своему настоятелю». Отец Мелетий, как и большинство настоятелей обители, происходил из духовного звания. По окончании Рязанской семинарии он проходил должность учителя Донковского духовного училища, а по увольнении поступил в Богословский монастырь, где и был пострижен в 1868 году, а затем, на следующий год, рукоположен в иеродиакона и иеромонаха. В 1877 году преосвященным Палладием был награждён набедренником. Назначенный волей епархиального начальства настоятелем Пронской Спасской пустыни, отец Мелетий семнадцать лет, вплоть до своей праведной кончины, неустанно имел попечение о святой обители и родной братии. В 1882 году, за свои труды, он был награжден наперстным золотым крестом, а в 1888 году — возведен в сан игумена. В 1893 году настоятелю обители игумену Мелетию пронским купцом Григорием Карловичем Томилиным была передана икона Божией Матери «Споручница грешных», ставшая впоследствии чудотворной.

В 1897 году, после тяжелой болезни, почил игумен Мелетий и был похоронен в своей любимой обители. В начале XX века Господь воздвиг в этом монастыре мужа великой духовной силы — иеромонаха Филарета. Святой подвижник, отличавшийся великим послушанием и благоговением пред Царицей Небесной, обходил с иконой Божией Матери «Споручница грешных» города и веси.

К началу 20 столетия Пустынь представляла собой довольно благолепный монастырь, в котором было три храма. Третья церковь каменная с одним престолом во имя сошествия Святого Духа на Апостолов, холодная, была устроена в жилом помещении на третьем этаже. Эта церковь была построена на средства помещицы Варвары Алексеевны Любавской, а после её смерти достроена на благотворительные средства и освящена в 1903 году. В 1913 году по штату в монастыре были положены: настоятель, два иеромонаха, два иеродиакона и два послушника, а проживали: настоятель, схиигумен, десять иеромонахов, шесть иеродиаконов, шесть монахов и пятнадцать послушников. Двадцатый век принёс в эту святую обитель разруху, но вместе с ней и славу трёх преподобномучеников, выходцев из Спасо- Преображенского Пронского мужского монастыря. В 1918 — 1919 годах она была закрыта, а имущество передано в ведение Уотсобесов и землеотделам.

Наступил 1919 год, а с ним и продолжение волны закрытия монастырей, репрессии духовенства. Обитель разорили, а монахов выгнали. После этого, Спасо- Преображенский Пронский мужской монастырь 95 лет не значился среди монастырей Русской Православной Церкви. В сороковые годы в зданиях монастыря был размещен детский дом, затем Пронская специализированная (коррекционная) школа-интернат, существовавшая от времён окончания Второй мировой войны. Размещение детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, помогло сохранить здания обители от полного разрушения, хотя и не в первоначальном виде (не сохранились два храма обители: на месте Троицкого построили дом, а Свято-Духовский на третьем этаже братского корпуса был снесён; Трехсвятский храм «обезглавили», снеся барабан и купол, и переоборудовали в жилое помещение). Для сотен детишек-сирот бывшая обитель стала родным домом. У многих ещё на руках были клейма, свидетельствующие о временах их тяжкого заключения в немецких концлагерях.

После коррекционного интерната, в помещениях монастыря расположился православный лагерь детского образовательного центра «Пронюшка».

Современное состояние

В феврале 2011 года, Милостью Божией и по благословению правящего архиерея Рязанской епархии, началось возрождение этой древней Пронской святыни. Как только жизнь обители начала постепенно возрождаться, она приобрела статус Архиерейского подворья. На тот момент, собственность монастыря пока ещё не была передана ему, сама недвижимость — это оставшиеся относительно целыми помещения — пока оставались на государственном балансе, но все документы по передаче были собраны и представлены Губернатору Рязанской области. На территории было позволено производить работы по благоустройству. Небольшой, но дружный братский коллектив, начал косить траву и разбирать упавшие деревья, мыть помещения. В день Собора Двенадцати апостолов в летнем доме на две комнаты поселились первые насельники новоучреждённого Архиерейского подворья, а в октябре 2013 года по решению Священного Синода был вновь открыт Спасо-Преображенский Пронский мужской монастырь и его настоятелем назначен игумен Лука (Степанов). Четыре года работы и трудов не остались бесплодны: обновлено водоснабжение и канализация; отреставрирован и в настоящий момент расписывается Трехсвятительский собор монастыря; чудесным образом в монастырь вернулась одна из самых чтимых святынь обители — икона Божьей Матери «Утоли моя печали»; для монастыря на Святой горе Афон написана икона «Споручица грешных», взамен утраченной в революционное лихолетия — этот образ с торжественным крестным ходом встречали жители пронской земли, её администрации и духовенство, образ этот с благоговением хранится в храме монастыря, как приемник благодати утраченной святыни; работает гостиница, где могут остановиться паломники, начинаются работы по восстановлению храма Святой Троицы. Сейчас в обители проживают игумен Лука, два послушника и около десятка трудников, которые живут и трудятся во Славу Божию в монастыре.

Пронский монастырь отец лука

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *